Научная статья на тему 'Понятие взаимодействия субъектов противодействия терроризму в Российской Федерации и его правового регулирования'

Понятие взаимодействия субъектов противодействия терроризму в Российской Федерации и его правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
647
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
противодействие терроризму / борьба с терроризмом / профилактика терроризма / субъекты противодействия терроризму / взаимодействие / национальная безопасность / государственная безопасность / общественная безопасность / countering terrorism / the fight against terrorism / prevention of terrorism / subjects of counteraction to terrorism / interaction / national security / state security / public safety

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игорь Георгиевич Макушев

В статье на основе анализа правовой основы противодействия терроризму предложено определение правового регулирования взаимодействия субъектов противодействия терроризму в Российской Федерации. Автором выработан ряд предложений по его совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of interaction of actors in countering terrorism in the Russian Federation and its legal regulation

The article on the basis of the analysis of the legal basis for countering terrorism proposes the definition of the legal regulation of the interaction of subjects of countering terrorism in the Russian Federation, as well as a number of proposals for its improvement.

Текст научной работы на тему «Понятие взаимодействия субъектов противодействия терроризму в Российской Федерации и его правового регулирования»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10039

ПОНЯТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ

W W _ _

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Игорь Георгиевич МАКУШЕВ, юрист E- mail: mak2810@mail.ru

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. В статье на основе анализа правовой основы противодействия терроризму предложено определение правового регулирования взаимодействия субъектов противодействия терроризму в Российской Федерации. Автором выработан ряд предложений по его совершенствованию.

Ключевые слова: противодействие терроризму, борьба с терроризмом, профилактика терроризма, субъекты противодействия терроризму, взаимодействие, национальная безопасность, государственная безопасность, общественная безопасность.

Annotation. The article on the basis of the analysis of the legal basis for countering terrorism proposes the definition of the legal regulation of the interaction of subjects of countering terrorism in the Russian Federation, as well as a number of proposals for its improvement.

Keywords: countering terrorism, the fight against terrorism, prevention of terrorism, subjects of counteraction to terrorism, interaction, national security, state security, public safety.

Важнейшей предпосылкой эффективного противодействия терроризму является организация четкого взаимодействия субъектов противодействия терроризму. Понятие «взаимодействие субъектов противодействия терроризму» еще не нашло однозначного определения в юридической науке.

Так, взаимодействие субъектов антитеррористической деятельности Т.В. Корнаухова рассматривает как «процесс согласованный действий между различными субъектами, как основное административно-правовое средство противодействия терроризму, как один из методов организации органов государственной власти и местного самоуправления в целях противодействия терроризму»1.

По нашему мнению, необходимость взаимодействия субъектов противодействия терроризму обусловливается: повышенной общественной опасностью терроризма как социального явления, созданием реальной угрозы государственной и общественной безопасности; общностью задач, стоящих перед всеми субъектами противодействия терроризму, с одной стороны, и различиями в правовом положении и роли в обеспечении безопасности — с другой; необходимо-

стью мобилизации сил большого количества субъектов для противодействия терроризму.

Необходимость взаимодействия возникает тогда, когда: у одной из сторон отсутствуют силы и средства, какие-либо другие возможности для самостоятельного решения задачи; при наличии у другой стороны лучших позиций или возможностей на определенном направлении противодействия терроризму; при необходимости сохранения в тайне действий одного субъекта противодействия терроризму, их прикрытия под действия другого субъекта; при отсутствии у определенного субъекта противодействия терроризму полномочий на проведение конкретных действий, осуществление конкретных мероприятий, и в ряде других случаев.

С нашей точки зрения, с учетом выработанных определений понятий «взаимодействие» и «субъекты противодействия терроризму»2 взаимодействие субъектов противодействия терроризму можно определить как процесс согласованных и, как правило, совместных действий уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, в компетенцию которыгх входит проведение мероприятий по

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018

выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактике терроризма), вышвлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьбе с терроризмом), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также негосударственных организаций и объединений, граждан, оказывающих содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий, по решению задач в области противодействия терроризму.

Данное взаимодействие обеспечивается четким определением места и роли каждого субъекта в системе обеспечения национальной безопасности, в системе противодействия терроризму в Российской Федерации, распределением между ними обязанностей и постановкой конкретных задач, наделением конкретными правами, поддержанием постоянной связи между субъектами и своевременным обменом информацией, заблаговременной разработкой планов совместных действий в случае возникновения террористической угрозы.

Основными формами взаимодействия субъектов противодействия терроризму являются: обмен соответствующей информацией; совместная разработка нормативных актов, регулирующих функции взаимодействующих сторон в сфере их деятельности; совместное планирование и осуществление различных мероприятий; совместная работа по предотвращению и устранению причин и условий, способствующих возникновению террористических угроз и иных угроз безопасности Российской Федерации.

Как нам представляется, назрела необходимость в конкретизации форм и направлений взаимодействия субъектов противодействия терроризму, и прежде всего в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом России 5 октября 2009 г.3, в которой упомянут далеко не полный их перечень.

В частности, речь идет об участии субъектов противодействия терроризму в развитии и совершенствовании нормативно-правовой базы, а также в формировании правовой культуры на-селения4; о взаимодействии в области информационного взаимодействия субъектов противодействия терроризму и кадрового обеспечения обеспечение противодействия терроризму (путем создания экспертно-консультативных групп из числа представителей субъектов противодействия терроризму, обладающих специальными знаниями и навыками).

Определение правового регулирования взаимодействия субъектов противодействия терро-

ризму можно получить, обобщив выработанные в юридической науке определения правового регулирования5.

Например, С.С. Алексеев предлагает следующее определение: «Правовое регулирование — это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями»6.

Исходя из этого правовое регулирование взаимодействия субъектов противодействия терроризму можно определить как осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на осуществление уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактике терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьбе с терроризмом), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также негосударственными организациями и объединениями, гражданами, оказывающими содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий, согласованных и, как правило, совместных действий по решению задач в области противодействия терроризму.

1 Корнаухова Т.В. Взаимодействие субъектов антитеррористической деятельности как основное административно-правовое средство противодействия терроризму // Совр. право. 2012. № 6. С. 26—30.

2 Редкоус В.М., Макушев И.Г. Понятие субъектов противодействия терроризму и некоторые проблемы правового регулирования их взаимодействия по законодательству Российской Федерации // Гос. служба и кадры. 2018. № 1. С. 215—217.

3 Рос. газ. 2009. 20 окт.

4 См. также: Редкоус В.М., Мысин С.В. К вопросу о совершенствовании правовой основы взаимодействия органов безопасности и институтов гражданского общества // Образование. Наука. Научные кадры. 2016. № 1. С. 103—105.

5 См.: Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. М., 2005. С. 348;

Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика. М., 2010. С. 27; и др.

6 Алексеев С.С. Теория права. М.,1995. С. 209.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.