Научная статья на тему 'Понятие внешних ограничений в региональных исследованиях'

Понятие внешних ограничений в региональных исследованиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / EXTERNAL CONSTRAINTS / РЕГИОН / REGION / ИССЛЕДОВАНИЯ / RESEARCH / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ / НЕГАТИВНЫЙ / NEGATIVE / ПОСЛЕДСТВИЯ / CONSEQUENCES / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / CONCEPTUAL REPRESENTATIONS / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галяева Людмила Евгеньевна

В данной статье обоснована правомерность введения в научный оборот региональных исследований понятия «внешние ограничения»; раскрывается содержание данного понятия, дается критическая оценка ряду концептуальных представлений о формах и способах введения указанных ограничений. Автор привлекает к исследованию значительную выборку теоретических представлений и научных позиций, представленных в современной научной литературе. Оценивая последствия введения внешних ограничений, автор приходит к выводу о том, что по масштабам воздействия на экономику, как всей страны в целом, так и отдельных регионов, следует ожидать весьма серьезные негативные последствия в экономическом и социальном развитии России, причем большинство указанных последствий носит стратегический характер. В статье очерчены некоторые формы смягчения, обхода или преодоления внешних ограничений, апробированные на мезо-уровне или возможные для практического использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Галяева Людмила Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

External constraints concept in regional studies

This paper substantiates the validity of the introduction in scientific turnover of regional studies «external constraints» concept. It reveals the content of this notion, a critical assessment of a number of conceptual representations of forms and methods of such restrictions administering. The author draws a large sample to study the theoretical concepts and scientific positions represented in the modern literature. The author draws a conclusion that according to the scale of the impact on the economy of the country as a whole, and individual regions, we should expect a very serious negative impact on the economic and social development in Russia. Moreover, most of these consequences are of strategic character. The scientific article outlines some form of mitigation, bypass or overcome of external constraints, approved at the meso-level or potential for practical use.

Текст научной работы на тему «Понятие внешних ограничений в региональных исследованиях»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА REGIONAL ECONOMICS

УДК 332/14(470+571) ББК 65.04(2Рос)-18 Г 17

Л.Е. Галяева

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа, статистики и финансов Кубанского государственного университета, г. Краснодар. Тел.: (861)219-95-01, доб. 205, e-mail: 2483645@mail.ru.

ПОНЯТИЕ ВНЕШНИХ ОГРАНИЧЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

(Рецензирована)

Аннотация. В данной статье обоснована правомерность введения в научный оборот региональных исследований понятия «внешние ограничения»; раскрывается содержание данного понятия, дается критическая оценка ряду концептуальных представлений о формах и способах введения указанных ограничений. Автор привлекает к исследованию значительную выборку теоретических представлений и научных позиций, представленных в современной научной литературе. Оценивая последствия введения внешних ограничений, автор приходит к выводу о том, что по масштабам воздействия на экономику, как всей страны в целом, так и отдельных регионов, следует ожидать весьма серьезные негативные последствия в экономическом и социальном развитии России, причем большинство указанных последствий носит стратегический характер. В статье очерчены некоторые формы смягчения, обхода или преодоления внешних ограничений, апробированные на мезо-уровне или возможные для практического использования.

Ключевые слова: внешние ограничения; регион; исследования; стратегический; негативный; последствия; экономика; концептуальные представления.

L.E. Galyaeva

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Economic Analysis, Statistics and Finance Department, Kuban State University, Krasnodar. Ph.: (861)219-95-01, ext. 205, e-mail: 2483645@mail.ru.

EXTERNAL CONSTRAINTS CONCEPT IN REGIONAL STUDIES

Abstract. This paper substantiates the validity of the introduction in scientific turnover of regional studies «external constraints» concept. It reveals the content of this notion, a critical assessment of a number of conceptual representations of forms and methods of such restrictions administering. The author draws a large sample to study the theoretical concepts and scientific positions represented in the modern literature. The author draws a conclusion that according to the scale of the impact on the economy of the country as a whole, and individual regions, we should expect a very serious negative impact on the economic and social development in Russia. Moreover, most of these consequences are of strategic character. The scientific article outlines some form of mitigation, bypass or overcome of external constraints, approved at the meso-level or potential for practical use.

Keywords: external constraints; region; research; strategy; negative; consequences; the economy; conceptual representations.

Сложившаяся экономическая ситуация в России, характеризующаяся сложным переплетением глубоких технологических, геополитических и институциональных сдвигов, связанных с введением экономических санкций США и Евросоюза, обусловливает обращение к ряду необычных для региональных исследований понятий и концептуальных представлений, к числу которых относится понятие «внешние ограничения». При этом важно закрепление указанного понятия в обороте научного исследования. Если год назад, сразу после введения экономических санкций, направленных на ограничение доступа российской экономики к внешним ресурсам развития и рынкам, ситуация могла восприниматься как преходящая, носящая временный характер, то уже сегодня, после определенной адаптации к указанным ограничениям и их пролонгации у многих исследователей не вызывает сомнений важность оценки последствий воздействия данных ограничений и поиска путей их смягчения или обхода не только в оперативном режиме, но и на долгосрочную перспективу [1]. Определим содержание указанного понятия.

В экономический оборот науки и практики данное понятие вошло в августе 2014 г., когда Европейский Союз ввел в действие экономические санкции против России, ограничивающие доступ к рынкам капитала ЕС крупнейших российских государственных банков, а также государственной корпорации «Внешэкономбанк». Помимо этого, был определен перечень товаров, которые не могут быть экспортированы для ряда проектов в нефтяной отрасли Российской Федерации, под ограничения также попали новые контракты на импорт и экспорт вооружений [2].

В дальнейшем это словосочетание для обозначения тех трудностей и проблем, вызванных введением экономических санкций, которые предстоит преодолеть в России, прозвучало в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию [3]. В современных экономических словарях такого устойчивого выражения нам найти не удалось. В основном по смыслу дефиниции «внешние ограничения» соответствуют общая базисная категория «ограничения» и такие надстроечные категории, как «количественные ограничения», «количествен-

ные ограничения во внешней торговле», «нетарифные ограничения», «ограничения во внешней торговле, количественные», «квотирование во внешней торговле», «ограничения во внешней торговле».

Так, под ограничениями понимают «вытекающие из законов и других нормативных актов, из решений государственных органов пределы, границы, за которые не должна выходить деятельность экономических субъектов» [4]; при этом отмечается, что распространенной формой являются ограничения в области экспорта и импорта товаров. Количественные ограничения во внешней торговле — устанавливаемые межгосударственными и межфирменными соглашениями ограничения в виде установления предельных объемов экспорта или импорта товаров в стоимостном либо натуральном выражении [5]. В энциклопедической литературе отмечается, что «ограничения во внешней торговле, количественные ограничения» являются разновидностью мер по регулированию внешнеэкономической деятельности в форме установления предельных объемов экспорта или импорта товаров в натуральном или стоимостном выражении. Как правило, количественные ограничения в виде разрешенных континген-тов экспорта и импорта товаров вводятся правительственными решениями в связи с установленными квотами или исходя из экономических интересов государства. Схожие определения приводятся и в других источниках [6, 7, 8, 9, 10].

Нетарифные ограничения не являются чем-то принципиально новым, они широко использовались на различных этапах развития международных отношений. Можно отметить, что в 1990-гг. они широко применялись США как инструмент давления на экспортеров из стран Западной Европы и Японии для ограничения поставок их товаров на американский рынок. С развитием интеграции и глобализации на международных рынках в последние годы в торговле между развитыми странами количественные ограничения практически не использовались [7].

Жесткая однозначная позиция России по вопросам кризиса на Украине и несогласие с ней побудили страны Запада оказать существенное влияние на экономику нашей страны. Понимая, что эко-

номика России испытывает серьезную зависимость от экспорта энергоресурсов и импорта высокотехнологичной продукции, эти страны направили свое воздействие именно в этом направлении. В ответ на «наращивание Россией интервенции на Украину и поддержки сепаратистов, ставших причиной падения малазийского «Боинга» МН 17, США и ЕС отбросили внутренние разногласия и утвердили ужесточение экономических санкций против России» [11].

Характеризуя сущностное содержание анализируемой дефиниции с позиций указанных событий, нужно учитывать специфику введенных ЕС в отношении России санкций, проявившихся во внешних ограничениях. Определяющим, на наш взгляд, является то, что в отличие от перечисленных выше категорий и понятий, внешние ограничения были введены исходя из политических, а не экономических интересов, поэтому и последствия от их введения будут ощущаться не в коротком периоде времени, а в весьма серьезной долгосрочной перспективе. По масштабам воздействия на экономику и всей страны в целом и отдельных регионов также следует ожидать весьма серьезные негативные последствия в экономическом и социальном развитии России.

В такой сложной ситуации важнейшее место занимает проблема, обусловленная российской спецификой пространственного выражения структуры народнохозяйственного комплекса. Особенности природ-но-географических условий России обусловливают необходимость первоочередного учета региональных особенностей регионального развития [12]. В Российской Федерации больше, чем в какой-либо другой стране мира, необходимо учитывать реалии развития и потребности регионов. Важен именно региональный подход к преодолению внешних ограничений, который может проявиться в построении оптимальной и эффективной структуры национальной экономики, включающей в себя активно контактирующие между собой пространства.

Для решения поставленной задачи, прежде всего, необходимо оценить последствия введения внешних ограничений на региональном уровне российской экономики. Дать адекватную оценку результатов региональных исследований

внешних ограничений можно только на основе однозначного понимания их сущностного содержания. На наш взгляд, под внешними ограничениями необходимо понимать ряд мер экономического и административного воздействия, применяемых иностранными государствами, союзами государств или корпорациями в виде политических решений, выражающихся в ограничении доступа экономических субъектов данной страны на финансовые, товарные и технологические рынки, имеющие своей целью увеличить издержки национального воспроизводства и, в конечном счете, оказать воздействие на изменение политики страны.

Ситуация осложняется еще и тем, что существует ряд факторов, усугубляющих негативное влияние внешних ограничений и на федеральном, и региональном уровнях:

— повышение роли интеллектуальной составляющей в развитии мирового хозяйства и определении позиций стран на мировом рынке, опережающее расширение глобального спроса на инновационную продукцию;

— сложившаяся чрезмерно высокая зависимость России от экспорта узкой группы топливно-сырьевых товаров и материалов, что делает экономику страны исключительно уязвимой в отношении негативного воздействия внешних факторов;

— низкая конкурентоспособность преобладающей части отраслей и подотраслей обрабатывающей промышленности, а также устойчиво высокую долю импорта в важнейших сегментах внутреннего рынка;

— недостаточный вклад внешнеэкономической сферы в решение задач диверсификации и модернизации российской экономики (в том числе чрезмерно высокая ориентация импорта на закупки потребительских товаров);

— ограниченная эффективность участия в деятельности региональных экономических организаций и институтов с точки зрения решения актуальных задач диверсификации и модернизации российской экономики [13].

При этом нужно учитывать, что экономика регионов Российской Федерации представляет собой открытую экономическую систему. До введения режима внешних ограничений происходило увеличение степени ее открытости, так как это

было связано с процессами глобализации, интеграции и коммуникации на международных рынках [14].

Подготовке и реализации инвестиционных проектов с привлечением иностранных капиталов придавалось большое значение, так как это могло способствовать активизации экономических процессов в регионах. Предполагалось, что приток зарубежных инвестиций окажет положительное влияние на экономику тех регионов, в которые они направлялись. Рациональное использование иностранных инвестиций может содействовать развитию производства и сферы услуг, разработке и внедрению передовых технологий, созданию новых рабочих мест, повышению конкурентоспособности отечественных товаров, развитию депрессивных регионов и пр. Привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятий может расширить налогооблагаемую базу и стать серьезным дополнительным источником формирования доходной части государственного и региональных бюджетов [15]. До введения санкций объем поступлений иностранных инвестиций ежегодно поступательно увеличивался: так, в 2013 г. он составил 170,2 млрд дол., что на 10,1% больше, чем в 2012 г. Однако удельный вес иностранных инвестиций в объеме внутренних долгосрочных капиталовложений находится на весьма низком уровне, около 10% . Вложения иностранных инвесторов не оказывают достаточно сильного влияния на активизацию структурных преобразований в региональной экономике и рост промышленного производства.

По регионам Российской Федерации зарубежные инвестиции распределены неравномерно. Около 3/5 всех вложений направлено в ЦФО, где сосредоточено свыше половины всех накопленных прямых иностранных инвестиций. При этом на долю Москвы приходится половина суммарного объема всех иностранных вложений. Удельный вес других территорий в инос-

транных инвестициях намного меньше. В регионы Европейского Севера, Северо-Запада и Дальневосточный федеральный округ поступило около 1/10 части. Доля Приволжского и Уральского федеральных округов находилась на уровне 6 и 7% соответственно, а Южного и Сибирского — 2 и 3% от всех поступивших из-за рубежа инвестиций [15, 16].

Среди российских субъектов по накопленному объему прямых иностранных инвестиций, кроме Москвы, выделяются Сахалинская область (примерно 1/5 от общего объема вложений), Московская область (1/10), Краснодарский край, Тюменская область, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Санкт-Петербург. В целом, на них приходится свыше 2/3 всех накопленных прямых иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику.

Введение санкций, безусловно, оказало негативное влияние на реализацию действующих иностранных инвестиционных проектов и заключение новых, однако необходимо учитывать, что российская экономика не полностью лишилась иностранных инвестиций и товаров. Возникла парадоксальная ситуация, когда многие страны Азии и Латинской Америки предлагают России различные механизмы сотрудничества во всех сегментах внешнеэкономических отношений на весьма интересных условиях [17]. Необходимо взвешенно подходить к оценке последствий внешних ограничений, имея в виду, что некоторые из таких последствий можно будет адекватно оценить лишь через определенное время [18].

Дальнейшее всестороннее исследование феномена внешних ограничений, идущего вразрез с процессами общемировой глобализации и интеграции, весьма важно и ценно для формирования соответствующей политики экономического развития нашего государства как на общефедеральном, так и на региональном

уровнях. Примечания:

1. Обама продлил санкции в отношении России на год. URL: http://ria.ru/world /20150304/1050761078.html#ixzz3ts5gnvbq

2. Экономические санкции ес против РФ вступают в силу с 1 августа. URL: http://ria. ru/economy/20140731/1018365061.html

3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.

4. Кураков Л.П., Кураков В.Л., Кураков А.Л. Экономика и право: словарь-справочник. М.: Вуз и школа, 2004. 1072 с/

5. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Институт новой экономики. 1997. 864 с.

6. Словарь бизнес-терминов. М.: Академик.ру. 2001.

7. Внешнеэкономический толковый словарь / А.Н. Вылегжанин [и др.]. М.: ИНФРА-М, 2001. 512 с.

8. Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике. С.Пб.: Российская национальная библиотека. 2011.

9. Словарь бизнес терминов 2008. URL: http://biznestermin.ru/biz8979.html

10. Финансовый словарь. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/23754

11. Ewing J., Baker P. U.S. and Europe set to toughen Russia sanctions // International New York Times. 2014. july, 28. URL: http://www.nytimes.com.

12. Стёпин Е.А. Оптимизация структуры национальной экономики как условие выполнения задач стратегического курса России // Путеводитель предпринимателя. 2014. №24. С. 378-386.

13. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности»: Постановление Правительства РФ от 15.04.14 г. №330 // СПС КонсультантПлюс. М., 2015. Загл. с экрана.

14. Рукина И.М., Анфимова А.Ю. Региональная экономика и управление: учеб. пособие. М.: ИД Международного университета, 2013. 250 с.

15. Плисецкий Е.Л., Черкасов И.Л. Региональная экономика: учеб. пособие. М.: КНО-РУС, 2013. 272 с.

16. Дмитриев Ю.А., Васильев Л.П. Региональная экономика: учебник. М.: КНОРУС, 2015. 264 с.

17. Рустамова Л.Р. «Умная сила» России набирает обороты // Право и управление. XXI век. 2014. №3(32). С. 53-58.

18. Roubini N. Russia's Eurasian Vision. URL: http://www.project-syndicate.org/ com-mentary/nouriel-roubini-maps-out-the-kremlin-s-plan-for-a-re-divided-world/.

References:

1. Obama extended the sanctions against Russia for a year. URL: http://ria.ru/world /20150304/1050761078.html#ixzz3ts5gnvbq

2. The EU economic sanctions against Russia enter into force on August 1. URL: http://ria. ru/economy/20140731/1018365061.html

3. Reisberg B.A., Lozovsky L.Sh., Starodubtseva E.B. Modern Dictionary of Economics. 2nd ed., rev. M.: INFRA-M, 1999. 479 pp.

4. Kurakov L.P., Kurakov V.L., Kurakov A.L. Economics and Law: glossary directory. M: University and school, 2004. 1072 pp.

5. Big dictionary of Economics / ed. by A.N. Azrilian. 2nd ed . revised and add. M.: Institute of new economy. 1997. 864 pp.

6. Dictionary of business terms. M.: Academician.ru. 2001.

7. Foreign Economic Dictionary / Vilegzhanin A.N. [et al.]. M.: INFRA-M, 2001. 512 pp.

8. Terminological Dictionary Librarian On The Social And Economic Topics. St.Petersburg: Russian National Library, 2011.

9. Dictionary of business terms 2008. URL: http://biznestermin.ru/biz8979.html

10. Financial Dictionary. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/23754

11. Ewing J., Baker P. U.S. and Europe set to toughen Russia sanctions // International New York Times. 2014. July, 28. URL: http://www.nytimes.com.

12. Stepin E.A. Optimization of the structure of the national economy as a condition of tasks execution of the strategic course of Russia // The Businessman's Guide. 2014. №24. Pp. 378-386.

13. On approval of the state program of the Russian Federation «Development of Foreign Economic Activity»: Russian Federation Government Resolution of 15.04.14 №330 // HLS ConsultantPlus. M., 2015. Title from the screen.

14. Rukina I.M., Anfimova A. Yu. Regional Economics and management: Training manual. M.: Publishing house of the International University in Moscow, 2013. 250 pp.

15. Plisetsky E.L., Cherkasov I.L. Regional Economics: training manual. M.: KNORUS, 2014.

16. Dmitriev Yu.A., Vasiliev L.P. Regional economy: textbook. M.: KNORUS, 2015.

17. Rustamova L.R. «Smart power» of Russia is gaining momentum // Law and management. XXI century. 2014. №3 (32). Pp. 53-58.

18. Roubini N. Russia's Eurasian Vision. URL: http://www.project-syndicate.org/ com-mentary/nouriel-roubini-maps-out-the-kremlin-s-plan-for-a-re-divided-world/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.