Научная статья на тему 'Понятие, цели и формы взаимодействия в уголовном производстве в связи с нарушением требований законодательства об охране труда'

Понятие, цели и формы взаимодействия в уголовном производстве в связи с нарушением требований законодательства об охране труда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
277
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РАССЛЕДОВАНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА / INTERACTION / INVESTIGATION / CRIMES AGAINST LABOUR PROTECTION LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Таран Елена Викторовна

Статья посвящена вопросам взаимодействия правоохранительных органов с органами государственной исполнительной власти, которые осуществляют надзор и контроль за соблюдением требований законодательства об охране труда, а также с администрациями предприятий, учреждений и организаций в процессе расследования преступлений, связанных с нарушением требований законодательства об охране труда. Рассматриваются понятие, цели, принципы, правовая основа и формы взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Таран Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The term, aims and forms of interaction in criminal proceedings in labour protection law cases

The paper deals with the issues of cooperation of law enforcement agencies and executive power agencies supervising application of labour protection law and administration of enterprises, institutions and organizations in criminal investigation referring to labour protection law violations. The term, aims, principles, the legal basis and forms of interaction are under consideration.

Текст научной работы на тему «Понятие, цели и формы взаимодействия в уголовном производстве в связи с нарушением требований законодательства об охране труда»

УДК 343.359.2

ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УГОЛОВНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ В СВЯЗИ С НАРУШЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

Е. В. Таран

Статья посвящена вопросам взаимодействия правоохранительных органов с органами государственной исполнительной власти, которые осуществляют надзор и контроль за соблюдением требований законодательства об охране труда, а также с администрациями предприятий, учреждений и организаций в процессе расследования преступлений, связанных с нарушением требований законодательства об охране труда. Рассматриваются понятие, цели, принципы, правовая основа и формы взаимодействия.

Ключевые слова: взаимодействие, расследование, преступления, связанные с нарушением требований законодательства об охране труда.

Получение доказательственной информации при расследовании преступлений, связанных с нарушением требований законодательства Украины об охране труда, в каждом случае сопровождается взаимодействием между органами расследования и учреждениями, организациями и должностными лицами, деятельность которых связана с обеспечением соблюдения требований законодательства об охране труда.

В связи с тем что в Украине действует сложная система органов государственной исполнительной власти, в -полномочия которых входят надзор и контроль за исполнением требований законодательства об охране труда, правоохранительные органы не всегда четко ориентируются в этом сложном механизме. Это, в свою очередь, может стать причиной следственных ошибок, а в конечном итоге отразится на качестве расследования. Взаимодействие с администрациями предприятий, организаций и учреждений в процессе расследования преступлений данной категории также имеет свою специфику.

Целью нашего исследования является изучение вопросов взаимодействия правоохранительных органов с органами государственной исполнительной власти, деятельность которых связана с обеспечением соблюдения требований законодательства об охране труда, а также администрациями предприятий, учреждений и организаций.

В работах авторов, в разное время изучавших проблемы расследования преступлений данной категории, традиционно акцентировалось внимание на вопросах взаимодействия. Так, аспекты организации взаимодействия нашли отражение в трудах И. М. Беляевой, Ш. К. Вахитова, В. К. Глистина, М. С. Гринберга, М. М. Дмитриева, И. Ю. Ермакова, С. А. Квелидзе, Н. П. Яблокова и др. В научной литературе взаимодействие рассматривается как категория, отображающая процессы влияния разных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность. В большинстве случаев под взаимодействием понимают согласованную по целям, времени и месту совместную деятельность определенного круга субъектов1.

В контексте указанной проблемы организацию взаимодействия мы понимаем как целенаправленную и согла-

сованную деятельность государственных органов исполнительной власти, которая направлена на борьбу с правонарушениями в сфере безопасности и охраны труда, укрепление законности, правопорядка и предупреждение нарушений требований законодательства об охране труда.

К субъектам взаимодействия относятся органы расследования, администрации предприятий, учреждений, организаций и контролирующие органы, ведущие надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда. Взаимодействие с администрацией предприятия, учреждения, организации осуществляется, как правило, при установлении обстоятельств нарушения требований законодательства об охране труда и состоит в сотрудничестве с комиссией, которая проводит расследование несчастного случая.

Следует отдельно заметить, что на практике, как правило, взаимодействие с комиссией по расследованию несчастного случая на производстве не сопровождается особыми сложностями. Оно происходит, главным образом, в связи с выполнением параллельно значительного объема других действий, что проще согласовать. Взаимодействие же с контролирующими органами не всегда организовано на должном уровне (или не организовано вообще), поскольку требует системного подхода и компетентности относительно деятельности и объема полномочий этих органов, что обязательно нужно учитывать при организации взаимодействия.

Целями взаимодействия являются:

а) совместные действия субъектов, которые направлены на укрепление законности и правопорядка, предупреждение нарушений законодательства об охране труда, выявление и пресечение негативных явлений и процессов, которые порождают правонарушения или способствуют им;

б) повышение эффективности согласованных действий правоохранительных органов, администраций предприятий, учреждений, организаций и контролирующих органов в ходе мероприятий по установлению обстоятельств совершенных нарушений законодательства об охране труда.

Основой взаимодействия является то, что каждый из его субъектов в пределах своей компетенции соответствующими средствами и методами осуществляет сбор информации о соблюдении требований законодательства об охране труда, устанавливает факты нарушений, обстоятельства, которые им способствовали, предпринимает соответствующие меры реагирования.

Эффективное взаимодействие возможно при соблюдении следующих условий:

— выполнении требований законов и других нормативно-правовых актов;

— понимании общности задач в части обеспечения соблюдения требований законодательства об охране труда;

— согласованной деятельности субъектов;

— рациональном использовании сил и средств;

— четком определении правового статуса субъектов взаимодействия;

— исключении дублирования во время выполнения определенных функций.

В соответствии с изложенным определим основные принципы взаимодействия.

Законность. Взаимодействие обязательно должно быть организовано и осуществляться в строгом соответствии с законами и другими нормативно-правовыми актами, которые регулируют как совместную деятельность, так и порядок функционирования каждого органа отдельно.

Плановость является важным элементом организации взаимодействия. Исходя из того что оно представляет собой динамичный процесс, а четкое определение ее плана противоречило бы самой сущности взаимодействия, можно говорить только об условных этапах планирования взаимодействия, а именно: 1) установлении (выборе) конкретных субъектов взаимодействия, направлений и форм, согласовании плана субъектами взаимодействия; 2) непосредственном осуществлении взаимодействия; 3) анализе, рассмотрении выполненной работы, подведении итогов и обобщении полученных данных, при потребности — о разработке дальнейшего плана совместных действий.

Разграничение компетенции. Полномочия контролирующих и правоохранительных органов, а также их структурных подразделений регламентируются разными законами и подзаконными актами. Поэтому организация взаимодействия предусматривает совместную деятельность при четком разграничении компетенции, форм и методов работы разных ведомств 2.

Как уже было отмечено, взаимодействие должно осуществляться в соответствии с законами и другими нормативно-правовыми актами, которые регулируют как совместную деятельность, так и порядок функционирования каждого из субъектов. Правовую основу взаимодействия и координации деятельности при расследовании нарушений требований законодательства об охране труда в Украине составляют Конституция Украины, Уголовный процессуальный кодекс Украины, Кодекс законов о труде Украины, законы Украины «О милиции», «О прокуратуре», «Об охране труда», «О промышленной безопасности», «Об основных положениях государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», постановление Кабинета министров Украины «Про некоторые вопросы расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве», указы Президента Украины «О государственной инспекции по вопросам охраны труда», «О положении о Государственной службе горного надзора и промышленной безопасности Украины» и др.

Вместе с тем, несмотря на наличие соответствующих нормативно-правых актов, регламентация в них собственно взаимодействия нечеткая (или отсутствует вообще) и не отражает всего круга важных вопросов, возникающих на практике. Поэтому в процессе деятельности субъекты часто ориентируются на положения ведомственных и межведомственных документов: приказов, инструкций, рекомендаций и пр. Отдельного правового акта, который регламентировал бы вопросы взаимодействия, не существует, хотя объективная необходимость в его создании очевидна.

Формы взаимодействия при расследовании преступлений, связанных с нарушением требований законодательства об охране труда, могут быть разнообразными и определяются задачами, компетенцией и возможностями субъектов взаимодействия. Приведем наиболее распространенные и действенные из них.

Так, если расследование нарушений требований законодательства об охране труда ведется одновременно с техническим расследованием несчастного случая (это на практике происходит наиболее часто), следователь сообщает председателю и членам комиссии о проведении досудебного расследования и ориентирует их на такую организацию работы, которая отвечает взаимным интересам и целям взаимодействия.

Основными формами взаимодействия следователя и комиссии являются:

1) постоянный, беспрепятственный и оперативный обмен информацией, которая представляет интерес для субъектов взаимодействия. Как свидетельствует анализ следственной практики, оптимальной формой взаимодействия является именно двусторонний информационный обмен. Он представляет собой взаимный обмен информацией относительно разных вопросов, возникающих в процессе расследования. Возможно, например, проведение совместных совещаний, что помогает согласовать, какие именно задачи в данный момент выполняются каждым из субъектов, последовательность их выполнения и ожидаемые результаты;

2) согласование планов работы помогает избежать недоразумений во время выполнения своих функций каждым из субъектов. Целесообразно предоставление помощи органами расследования комиссии по расследованию несчастного случая в планировании работы последней, а также в учете и контроле за выполнением решений, в оценке эффективности работы;

3) систематическое уточнение содержания взаимодействия предполагает как внесение коррективов в планы работы субъектов взаимодействия, так и использование ранее не предусмотренных форм и методов взаимодействия, если обстоятельства дела того требуют;

4) разработка и реализация согласованных совместных мероприятий. Если установление обстоятельств нарушения требований законодательства об охране труда происходит параллельно с техническим расследованием несчастного случая, то следователь и члены комиссии взаимодействуют в связи с выполнением каждым из них своих функций при осмотре места происшествия, получении показаний свидетелей, работе с документацией. Очевидно, что право на первоочередное проведение упомянутых действий принадлежит следователю, в то же время члены комиссии могут предоставить следователю существенную помощь в технических, организационных и других вопросах в области охраны труда, поэтому пренебрегать такой возможностью нельзя, для чего необходимо разрабатывать

3

и согласовывать совместные мероприятия .

Исходя из того что материалы технического расследования несчастного случая на производстве, как и выводы комиссии, могут иметь существенное значение для дальнейшего расследования, по каждому конкретному факту необходимо принимать меры для обеспечения качественного проведения технического расследования несчастного случая на производстве. Поэтому в процессе взаимодействия важно поддерживать постоянный деловой контакт с членами комиссии в целях правильной и объективной оценки результатов ее работы, систематически сопоставлять информацию, полученную собствен-

ными средствами, с той, которую предоставляет комиссия, своевременно устранять недостатки и нарушения, упреждать возможные злоупотребления.

Что касается взаимодействия правоохранительных органов с органами государственной исполнительной власти, призванными осуществлять надзор и контроль за соблюдением требований законодательства об охране труда, то наиболее действенными и эффективными мы считаем следующие его формы:

1) обмен информацией, представляющей интерес для субъектов взаимодействия (в том числе: бесплатное предоставление информации, которая содержится в архивах, базах данных, учетах и пр.; сведения о фактах нарушения требований законодательства об охране труда, лицах, которые имеют отношение к этим нарушениям, причинах и условиях, которые способствуют нарушениям);

2) взаимное консультирование по широкому кругу вопросов, касающихся взаимных интересов;

3) предоставление помощи по правовым, организационным, методическим вопросам одной из сторон на основании мотивированных запросов другой, в соответствии с законодательством или по личной инициативе;

4) разработку и реализацию согласованных совместных мероприятий, в том числе совместные аналитические исследования, а также участие специалистов в проведении проверок;

5) взаимосверки с контролирующими органами по направленным ими материалам с обязательным уведомлением о принятых решениях;

6) организацию совместного контроля и подведения итогов взаимодействия;

7) подготовку и проведение совместных совещаний, семинаров, круглых столов по вопросам совершенствования взаимодействия и координации деятельности; подготовку совместных материалов для средств массовой информации.

Подводя итоги изложенному, заметим, что субъекты взаимодействия при расследовании преступлений, связанных с нарушением законодательства об охране труда, выполняют общие задачи, направленные на организацию, непосредственное выполнение и контроль за исполнением требований законодательства об охране труда, предупреждение преступлений, укрепление правопорядка, поэтому правильно организованное взаимодействие представляет интерес для каждого из его субъектов. При этом инициатива взаимодействия должна исходить не только от органов расследования, но и от каждого из субъектов, независимо от его роли, компетенции и фор-

~ 4

мы осуществления полномочий .

Основная же идея взаимодействия должна состоять в обеспечении согласованности, координации и ответственности в достижении общей цели. Только при этих условиях взаимодействие станет результативным и будет способствовать решению задач, которые перед ним поставлены.

1 Мешканцов В.Н. Экономико-правовые проблемы противодействия коррупции : дис. ... канд. экон. наук. М., 2005. С. 75.

2 Бороданков А. П., Глистин В. К. Охрана безопасности труда. Л., 1975. 166 с.

3 Ермаков И. Ю. Методика расследования преступных нарушений правил охраны труда и техники безопасности : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 182 с.

4 Муравьев В. В. Взаимодействие органов внутренних дел с контролирующими органами акционерных обществ при выявлении признаков преступления и возбуждении уголовного дела: понятие и принципы // Закон и право. 2010. № 2. С. 97-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.