Научная статья на тему 'Понятие “социальная справедливость” как ключевой элемент системы политического управления'

Понятие “социальная справедливость” как ключевой элемент системы политического управления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1248
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / POLITICAL / СОЦИАЛЬНЫЕ / ПРОЦЕССЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / SOCIAL CONFLICT / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / CRITERIA OF / СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ / SOCIAL JUSTICE / INSTITUTIONS / SOCIAL PROCESSES / MEASURING THE SOCIAL JUSTICE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лаврентьев Дмитрий Сергеевич

В статье рассматривается понятие «социальная справедливость» в контексте политического и социального управления территориальными сообществами. Проанализировано, как понятие «социальная справедливость», являясь мобилизационным фактором, преобразуется в мощную политическую силу путем формирования механизмов достижения идеалов справедливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The notion “social justice” as the key element of the system of political management

The paper examines the notion “social justice” in the sphere of political and social management of territorial communities. It also analyzes the political essence of the notion “social justice” in forming mechanisms of achieving justice.

Текст научной работы на тему «Понятие “социальная справедливость” как ключевой элемент системы политического управления»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

Понятие "социальная справедливость" как ключевой элемент системы политического управления

Лаврентьев Дмитрий Сергеевич

Адьюнкт Саратовского военного краснознамённого института внутренних войск МВД России, преподаватель кафедры гуманитарных и социальных наук Саратовского военного краснознамённого института внутренних войск МВД России

Dmitriy S. Lavrentiev

Postgraduate of the Saratov Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Lecturer at the Department of Humanities and Social Sciences of the Saratov Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

e-mail: lavdima@mail.ru

УДК 323

The notion "social justice" as the key element of the system of political management

В статье рассматривается понятие «социальная справедливость» в контексте политического и социального управления территориальными сообществами. Проанализировано, как понятие «социальная справедливость», являясь мобилизационным фактором, преобразуется в мощную политическую силу путем формирования механизмов достижения идеалов справедливости.

Ключевые слова и словосочетания: социальная справедливость, политические институты, социальные процессы, социальный конфликт, критерии оценки социальной справедливости.

The paper examines the notion "social justice" in the sphere of political and social management of territorial communities. It also analyzes the political essence of the notion "social justice" in forming mechanisms of achieving justice.

Key words and word combinations: social justice, political institutions, social processes, social conflict, criteria of measuring the social justice.

Понятие о справедливости является важнейшей морально-нравственной и социальной ценностью любого человека. Идеи о социальной справедливости также являются основой для возникновения и развития политических идей о наилучшем устройстве общества, приводят в движение политические процессы, которые формируют политические институты и системы.

В обобщенном виде справедливость - это представление о некотором соответствии между действиями человека и теми благами (или невзгодами), которые он получает.

Представления о социальной справедливости или несправедливости возникают в результате рефлексии человека над личным опытом, в ходе процессов личностной и социальной идентификации, в результате возникновения сложной системы отношений между личностью и обществом. Идеи о социальной справедливости распространяются на отношение человека к социальному неравенству, социальным иерархиям и конфликтам, властным отношениям и политическим институтам.

Проблема понятия справедливости связана с тем, что идеи о ней создают основу политических концепций и процессов, во многом определяя развитие политических институтов и систем. Вместе с тем, доминирующие

представления о справедливости различны в разных (со)обществах и в разные исторические времена. Поэтому особо актуальным представляется изучение идей о социальной справедливости в современном российском обществе. В России сегодня, по свидетельствам социологов и политологов, чрезвычайно высоки оценки существующего социального неравенства как «социально несправедливого», что приводит к возникновению самых разных идей о возможностях и путях разрешения данного противоречия. При этом возможно возникновение радикальных и экстремистских политических взглядов, партий и движений, аппелирующих к понятию «справедливость» как ключевому элементу социальной, культурной и политической мобилизации.

В современном российском обществе сегодня существует определенное противоречие между идеями и представлениями о справедливости, социальном неравенстве как проявления различных способностей людей и разных достижений в результате конкурентной борьбы и полного неприятия неравенства и жесткой конкуренции как несправедливого и, в своей сути, безнравственного явления. Такое противоречие является достаточно опасным ввиду того, что в российской политической системе сегодня пока еще отсутствуют эффективные механизмы и институты, позволяющие направлять политические и идеологические конфликты в конструктивное русло.

Представления о социальной справедливости, доминирующие в широких социальных слоях, преобразуются в мощную политическую силу путем формирования механизмов достижения идеалов справедливости: в стремлении достигнуть справедливости люди формируют партии и движения, пытаются получить власть, участвуют в политической борьбе. Институционализация данных механизмов приводит к формированию устойчивых моделей политического поведения и определенной, иногда очень устойчивой политической модели общества.

Для современного российского общества проблема социальной справедливости еще не является достаточно отрефлексированной. Долгие исторические периоды социальная справедливость находилась в дискурсе либо уже достигнутого, либо принципиально недостижимого состояния как идеал.

Представления о социальной справедливости как о состоянии недостигнутом, но в принципе достижимом, приводит к рефлексии над социальной жизнью, к попыткам рационализировать жизненное пространство и преобразовывать социальные отношения как между группами (сообществами), так и отдельными территориями. Все это служит источником определенных социальных практик, в том числе, управленческих и политических практик и технологий, направленных на социальное переустройство, на рост эффективности социальных взаимодействий. Таким образом, существует системная взаимосвязь между идеями и представлениями о социальной справедливости и распространенными в обществе политическими и управленческими технологиями.

Сегодня в российском обществе политическая конкуренция превращается в конкуренцию имиджей, в борьбу за обладание медийным, символическим пространством. Борьба политических имиджей предусматривает апелляцию не столько к racio, сколько к иррациональному, коллективному бессознательному, опирается на ассоциативное и мифологическое мышление. При этом сама рационализация становится мифологична - она подменяется симулякрами рациональности. Идеи социальной справедливости оформляются не в виде цельных и системных идеологий, а подменяются символами и знаками, апеллирующими к мифологическому коллективному бессознательному. Политическое управление все больше опирается на технологии управления имиджем и связями с общественностью, оно ситуативно и пользуется эклектичным набором символов, в число которых входят и символы «сильной руки», «патриотизма», «вертикали власти», и символы «модернизации», «эффективной экономики», «инноваций». При этом идеи и ценности справедливости растворяются в символике более высокого уровня -образ социальной справедливости может быть при желании прочитан и в символике патернализма, и в образах патриотизма, и в образах модернизации и инноваций. При этом опора на традиционно репрезентуемые идеологии остается уделом оппозиционных и маргинализирующихся партий: традиционные идеологические технологии практически не могут сегодня конкурировать с технологиями современных public relations и управлением имиджем.

Чувство справедливости возникает в процессе социализации под влиянием семьи, ближайшего социального окружения, школы и других образовательных институтов, референтных групп, доминирующих идеологий и оказывает огромное влияние на становление личности.

Проблема справедливости, таким образом, в политическом контексте дихотомически соотносится с проблемой равенства и неравенства людей, в частности, социального равенства, равенства перед законом, равенства в экономическом отношении, например, равенства доступа к ограниченным ресурсам, равенства на получаемую природную ренту. Однако справедливость - это не синоним равенства. Часто справедливым, с точки зрения людей, считается именно неравенство, то есть в решении проблемы справедливости важна мера равенства

State and Regional Management

и неравенства в соответствующих ситуациях.

Этические представления и нормы (как, например, этическая норма справедливости) тесно связаны с политической жизнью людей и общества. Мораль и политика происходят из единого источника - противоречия между личностной индивидуальностью и неповторимостью каждого человека и коллективностью, социальностью, потребностью и необходимостью в совместном социальном проживании, а, стало быть, -необходимости в определенной унификации, в стандартизации поведенческих моделей. Такая стандартизация и унификация достигается через идеи и идеологию - именно доминирующие идеологии оказывают наиболее значимое влияние на поведение широких социальных групп и слоев. В связи с этим идеи и идеологии всегда являлись действенным механизмом и инструментом политической борьбы, завоевания власти, реализации функций управления и контроля над обществом.

Без идей невозможны ни социальные изменения, ни само функционирование общества. Такого рода идеи названы П. Бергером и Н. Лукманом «коллективными представлениями» и являются важнейшим социальным институтом и основой социального конструирования реальности [1, 2].

Существенное методологическое значение при анализе механизмов взаимосвязи идей и идеалов справедливости и политической системы общества играет теория модернизации. Единая теория модернизации до сих пор не разработана, однако концепция модернизации является сегодня важной научной альтернативой концепции социального прогресса и, на наш взгляд, позволяет более плодотворно исследовать социальные и политические системы обществ.» [3, с .10].

В парадигме модернизации происходит формирование многих социологических и политологических теорий и создаются различные модели общественных отношений, в том числе, например, типологическая модель взаимоотношений индивидуума с властью. Природа справедливости такова, что она является всегда недостигнутым состоянием - в этом важность категории справедливости для формирования политических идеологий. Дискурс справедливости может возникнуть только в том случае, если ситуация, в которой он возникает, является (или представляется) несправедливой и вызывает неудовлетворение. Любая идеология, любые политические учения, таким образом, в той или иной форме эксплуатируют неудовлетворение людей, облекая его в форму дихотомии «справедливое» - «несправедливое».

Человек изначально нуждается в справедливости как критерии оценки совместной деятельности с другими людьми. В любом обществе, в любом коллективном бессознательном есть понятие феномена «справедливости», который растворен в- социальных и политических мифах. Политическая идеология не столько создает новые представления о справедливости, сколько оформляет уже имеющиеся в обществе мифы и установки в рациональные и пригодные для политико-идеологического использования модели.

Один из основателей позитивной социологии Г. Спенсер, анализируя проблемы социальной справедливости, предложил эволюционную теорию (аналогичную дарвиновской), которая объясняла социальные и политические изменения усредненным уровнем развития членов общества, прежде всего -их интеллектуальным и демократическим потенциалом. Г. Спенсер определял справедливость как процесс воздаяния по заслугам [4]. Возникающие в обществе социальные проблемы, по Спенсеру, происходят в тот момент, когда нарушается усредненный баланс в уровне и условиях развития социальных общностей и индивидов. При этом, он полагал, что основополагающие структурно-функциональные изменения происходят в обществе лишь по мере того, как до них дорастает средний уровень его членов в культурном, научном, интеллектуальном, демократическом отношениях.

Исходя из эволюционного подхода, существующие в обществе понятия добра и зла, справедливости или несправедливости зависят, в конечном счете, от «среднего уровня человеческого развитии в определенное время». Поэтому, например, «несправедливость правительства может существовать при помощи народа, соответственно несправедливого в своих чувствах и действиях» [5, с. 135-136].

Большой вклад в разработку методологических подходов к изучению проблем социальной справедливости внесен К. Марксом, который разработал классовую теорию общества и теорию социальных конфликтов как движущей силы общественного прогресса [6]. Без труда прослеживается то обстоятельство, что в основе его работ находится острое переживание несправедливости капиталистического общества, личное нравственное несогласие с существующим политическим порядком.

В эпоху глобализации проблемы кризиса западной культуры актуализация вопроса о справедливости или несправедливости социального устройства не исчезает, а еще более обостряется, приводя к возникновению международного терроризма и множества других радикальных политических (в том числе - антиглобалистских и антиамериканистских) движений.

Идеи социальной справедливости, по мнению сторонников создания теории «хорошего общества», должны исходить «снизу», от индивида и социальных групп. При этом, государство формирует институт, способствующий согласованию моральных норм в различных группах, толерантности, интерпретации справедливости, укреплению межличностного доверия, а также доверия к государству и его институтам [7].

Государственная политика сегодня не может не учитывать столкновения моральных систем, которые принимают характер обыденности, ежедневности. Такие столкновения чаще всего происходят в крупных мегаполисах, где сегодня могут компактно проживать представители десятков различных культур, а, стало быть, - и моральных взглядов на социальную справедливость.

Растущий уровень миграции населения, информационная переизбыточность, стремительность социально-экономических инноваций, тревожная экологическая ситуация, глобализация культуры — все это вызывает культурный шок — острый конфликт старых и новых культурных форм и социокультурных традиций, выражающийся в культурном истощении, массовых страхах, отказе от толерантности, протестных действиях вплоть до терроризма. Сегодня эта проблема из теоретической перерастает в плоскость практического социального управления, в том числе, требует новых политических решений. Но в основе этих политических решений должны находиться научные исследования и разработки проблем социальной справедливости, эмпирические исследования представлений о справедливости широких социальных слоев, методы научного прогнозирования социальных и политических процессов на основе эмпирических замеров или мониторинга социально-этических представлений.

Библиографический список

1. Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. М., 1996.

2. Федотова В.Г. Когда нет протестантской этики.//Вопросы философии. - 2001. - №10.

3. Федотова В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии. - 2000. - №4.

4. Спенсер Г. Справедливость. - М.: СПб, 1903.

5. Спенсер Г. Грехи законодателей // Социс. - 1992. - №2.

6. К.Маркс. Капитал.Т. 1. М., 1983

7. Чукин С.Г. «Хорошее общество» и его противники: к проблеме концептуализации ценностей в социальной науке//Вопросы философии. - 2009. - №5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.