Научная статья на тему 'Понятие профессионального самоопределения в современной педагогической психологии'

Понятие профессионального самоопределения в современной педагогической психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5534
484
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОЦЕСС / РЕЗУЛЬТАТ / СОСТОЯНИЕ / SELF-DETERMINATION / PROFESSION SELF-DETERMINATION / PROCESS / RESULT / STATUS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Решетников В. В.

В статье рассмотрены ключевые моменты исследования проблемы профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной педагогической психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MEANING OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN MODERN PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY

The article is devoted to the key moments of the problem of professional self-determination in Russian and foreign pedagogical psychology.

Текст научной работы на тему «Понятие профессионального самоопределения в современной педагогической психологии»

УДК 159.9

ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

© 2011 В.В.Решетников

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 19.05.2011

В статье рассмотрены ключевые моменты исследования проблемы профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной педагогической психологии.

Ключевые слова: самоопределение, профессиональное самоопределение, процесс, результат, состояние.

В отечественной педагогической психологии теоретические взгляды на структуру профессионального самоопределения развиваются в основном в двух направлениях: выделение и описание структурных компонентов профессионального самоопределения с точки зрение различных подходов, или описание структуры самого процесса профессионального самоопределения в аспекте возрастного развития человека, становления его как профессионала и т.п. Рассматривая профессиональное самоопределение в аспекте жизненного пути человека, В.А.Бодров в его структуре выделяет следующие стадии: стадия профессиональной адаптации (от 19 - 21 до 24 - 27 лет), стадия развития профессиональных и личностных качеств специалиста (от 21 - 27 до 45 -50 лет), стадия реализации профессионального потенциала (от 45 - 50 до 60 - 65 лет), стадия спада профессиональной активности (от 61 - 66 лет и до завершения жизни)1.

Исследуя становления культуры профессионально-личностного самоопределения учителя с точки зрения системно-деятельностного подхода, характерной особенностью которого является одновременный учет динамики и статики профессионального самоопределения, Н.Н.Никитина выделяет следующие ее компоненты: 1) Мо-тивационно-ценностный (система профессионально-ценностных ориентаций личности, профессиональная Я-концепция); 2) Целевой (система профессионально ценных жизненных смыслов, целей, планов и перспектив); 3) Информационный (система знаний, обеспечивающих возможность альтернативного выбора жизненных и профессиональных целей и ценностей); 4)

0

Решетников Владимир Владимирович, аспирант кафедры психологии образования, педагог дополнительного образования Самарского дворца детского и юношеского творчества. E-mail: vvrpgsga@mail. ru

1 Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А.Бодрова. - М.: 1991. - С. 3 - 26.

Конструктивный (владение технологиями планирования, программирования, принятия решений); 5) Рефлексивный (наличие развитого профессионального самосознания)2.

Иную модель структуры профессионального самоопределения в аспекте возрастного развития предлагает А.В.Толстых. Возникновение актуальной потребности в профессиональном самоопределении охватывает старший школьный возраст, однако ему предшествует этап первичного выбора профессии (младший школьный возраст), представляющего собой малодиффе-ренцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий. Вслед за ним, на этапе профессионального самоопределения (старший школьный возраст) происходит возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда. На следующем этапе профессионального обучения осуществляется освоение выбранной профессии после получения школьного образования. В дальнейшем, на этапе профессиональной адаптации формируется индивидуальный стиль деятельности в сопровождении преобладания системы производственных отношений. На заключительном этапе самореализации в труде происходит выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом3.

Исследуя профориентацию и профессиональное самоопределение студентов, Л.Н.Старикова выделяет следующие компоненты профессионального самоопределения: - «Устойчивый интерес к определенному профессиональному направлению; личностные и социальные запросы обучающихся; самосознание (осознание правильности выбранного профессионального направления); сложившаяся система общекультур-

2 Никитина Н.Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - Ульяновск: 2003.

3 Толстых А.В. Возрасты жизни. - М.: 1988.

ных, коммуникативных, этических и др. профессионально и личностно значимых ценностных ориентаций; моделирование собственного профессионального будущего (личный профессиональный план)»4.

Исследуя профессиональное самоопределение в аспекте специфики формирования готовности к принятию субъектом решения о профессиональном выборе, С.И.Вершинин выделяет следующие ее (готовности) компоненты: мотивационно-ценностный (потребности, мотивы, ценности), личностный (профессионально важные качества, самооценка, стиль, принятия решения), операционный (знания, умения, навыки)5.

Структура профессионального самоопределения В.В.Чебышевой, исследовавшей вопросы собственной активности субъекта в процессе профессионального самоопределения, состоит из шести последовательных этапов: 1) понимание значения и необходимости профессионального самоопределения; 2) овладение знаниями в избираемой области; 3) самоанализ и самооценка; 4) практическая проверка соответствия личных особенностей требованиям профессии; 5) работа над формированием у себя необходимых качеств6.

Рассматривая личностный аспект профессионального самоопределения Е.М.Борисова выделяет следующие главные структурные составляющие профессионального самоопределения: профессиональные способности, профессиональная мотивация, профессиональное самосознание, свойства темперамента, межличностные отношения. По мнению Е.М.Борисовой, данные структурные составляющие профессионального самоопределения, на разных этапах овладения профессией, взаимодействуют между собой, образуя «качественно своеобразные иерархические структуры»7.

Перейдем к анализу понимания профессионального самоопределения как процесса, как результата и как психологического состояния. Рассмотрение профессионального самоопределения как процесса в первую очередь связано с «парадоксом самоопределения», описанным Н.С.Пряжниковым: сущность профессионального самоопределения состоит в поиске смысла в профессиональной (трудовой) деятельности, однако найденный смысл, подобно парадоксу сча-

4 Старикова Л.Н. Профориентация и профессиональное самоопределение студентов средней профессиональной школы: Автореф. дис. канд.социол.наук 22.00.04. - Уфа: 2009. - С. 10.

5 Вершинин С.И. Основы принятия решения о профессиональном выборе. Дисс...д-ра пед. наук: - М.: 1997.

6 Чебъшева В.В. Психология трудового обучения. - М.: 1983.

7 Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение:

Личностный аспект: Автореф., дис. на соиск. уч.ст.

к.псх.н. - М.: 1995.

стья, сразу же обесценивается, образуя некую пустоту8. Поэтому, важен именно процесс поиска смысла, где отдельные, уже найденные смыслы являются лишь промежуточным этапом общего процесса поиска, который сам по себе и становится главным смыслом.

Таким образом, профессиональное самоопределение как процесс включает в себя осмысление и осознание собственной системы жизненных смыслов и принципов, формирование и постановку целей и задач, определение способов их достижения, сравнение и выбор ценностей и идеалов, определение собственной позиции субъекта по отношению к тому или иному вопросу. В работах Э.Ф.Зеера дается понимание профессионального самоопределения как процесса самостоятельного осознания своих профессионально-психологических возможностей в соответствии с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации9.

Несколько иное понимание процесса профессионального самоопределения мы встречаем у Е.М.Борисовой: профессиональное самоопределение - это процесс развития личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и индивидуально-психофизиологических возможностей. Этот процесс не может быть ограничен лишь каким-то одним этапом, он занимает весь период активной трудовой деятельности10. Она описывает профессиональное самоопределение как длительный и динамический процесс, включающий в себя две важнейшие составляющие: 1) развитие человека в профессиональной деятельности, формирование его индивидуальных особенностей и черт личности, выбор жизненного пути; 2) творческое развитие и обогащение человеком самой профессиональной деятельности, мира профессий. В профессиональном самоопределении Е.М.Борисова выделяет фазы или стадии: 1) выбор профессии; 2) профессиональное обучение; 3) овладение профессиональным мастерством (на основе выработки индивидуального стиля и средств профессиональной деятельности); 4) самореализация в профессиональной деятельности; 5) творческий вклад в развитие самой деятельности и передача профессионального опыта другим людям. При этом она указывает, что данные фазы не являются строго разведенными во времени, и в значительной степени зависят от содержания профессии, индиви-

8 Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: 2003.

9 Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. - М.: 2003. 10Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение:...

дуальных и личностных качеств человека, сформировавшихся до вступления в профессию (задатки, интересы, мотивы, способности и пр.), внешних благоприятных или неблагоприятных обстоятельств, в том числе экономических и социально-психологических.

Интересной для нас является и концепция профессионального развития Д.Сьюпера, подробный анализ которой представлен в работе И.В.Михайлова11. В ней профессиональное самоопределение понимается как основанный на личностном росте, непрерывный процесс, обеспечивающий профессиональное становление личности. Последнее автор изучает в контексте развития карьеры, которая понимается не только как продвижение по служебной лестнице, но как «самоосуществление» субъекта, развитие и реализация его «Я-концепции». Данная концепция основана на выделении пяти стадий профессионального становления, которые практически полностью охватывают всю жизнь человека.

Исследуя культуру профессионально-личностного становления учителя, Н.Н.Никитина утверждает, что профессиональное самоопределение выступает не как определенный акт или стадия профессионального становления, а как его сущностная основа, и представляет собой не прекращающийся на всем протяжении профессионального пути процесс поиска и обретения человеком смыслов своей профессиональной деятельности, открытия и реализации своего «Я» как профессионала, осуществления выбора в проблемных ситуациях, которые ставит перед ним постоянно изменяющаяся и усложняющаяся профессиональная деятельность. При этом она считает, что сущность и успешность профессионально-личностного самоопределения и саморазвития должны определяться не столько критериями персонализации - достижения определенного профессионального статуса, ступени в профессиональном росте как росте карьеры, сколько критериями персонификации - определения себя в профессии на основе осознания и проявления своего истинного «Я» и своих ценностей, обретения индивидуального способа осуществления себя в профессии, и вместе с тем открытия и обогащения своего «Я» через возможности профессиональной деятельности12

Таким образом, исходя из проанализированного нами материала, под процессом профессионального самоопределения мы будем понимать поиск смыслов в профессиональной деятельности, в которой личность может максимально реализовывать свои способности за счет дина-

11 Михайлов И.В. Проблемы профессиональной зрелости в трудах Д.Е.Сьюпера // Вопросы психологии. -1975.

12 Никитина Н.Н. Становление культуры....

мики отношения к себе как к профессионалу, приводящий его к осознанию акта профессионального выбора и занятию осознанной профессиональной позиции. Мы проанализировали различные стороны понимания профессионального самоопределения как процесса. Однако любой процесс направлен на результат, поэтому далее мы рассмотрим, что именно называется результатом профессионального самоопределения и каким образом само профессиональное самоопределение может выступать как результат.

С точки зрения социологического подхода профессиональное самоопределение рассматривается как результат вхождения человека в различные социальные группы. Психолога же больше интересуют психологические механизмы, которые обеспечивают это вхождение. В этом аспекте для нас представляет интерес мнение Л.И.Божович, которая, профессиональное самоопределение старшеклассника рассматривает как личностное новообразование данного возраста, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего13. Таким образом, результатом профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте становится выбор будущей профессии. В своей работе М.Г.Потапова, также отмечает, что главным результатом профессионального самоопределения в юношеском возрасте становится формирование потребности юношей и девушек занять внутреннюю позицию взрослого, определить себя в мире, то есть понять свои желания и возможности. Поэтому характерным для юношеского возраста является формирование личного профессионального и жизненного плана14. Интересным для нас представляется мнение Н.Э.Касаткиной, которая рассматривает профессиональное самоопределение молодежи и как процесс и как результат профессионального выбора. При этом под результатом понимается готовность к осознанию акта выбора, принятие решения, а под процессом - поэтапное формирование этой готовности15.

Профессиональное самоопределение можно рассматривать и как результат целой последовательности выборов, посредством которых происходит формирование профессиональной направ-

13 Божович Л.И. Проблемы формирования личности. -М.: 1997.

14 Потапова М.Г. Развитие прогностических способностей как условие профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте: Автореф. дис. к.пс.н. -Ставрополь: 2006.

15 Касаткина Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: Дисс. докт. пед. наук. -М.: 1995.

ленности, определенного отношения к профессии. Профессиональное самоопределение, по мнению З.Р.Максимовой, это процесс и результат ценностно-психологического врастания личности в определенную профессиональную роль, ее самоидентификация с этой ролью. То есть основным компонентом профессионального самоопределения является психологическая установка, включающая позитивно-ценностное отношение личности к профессии и к себе как к ее представителю16. Однако, стоит отметить, что в процессе профессионального самоопределения может формироваться не только положительное отношение субъекта к профессии, но и отрицательное и безразличное.

Изучая профессиональное развитие в целом Т.В.Кудрявцев и В.Ю.Шегурова, называют профессиональное самоопределение наиболее значимым его компонентом. По их мнению, в результате процесса профессионального самоопределения у субъекта, в качестве его результата, формируется определенный уровень профессионального самоопределения, показателями которого являются сформированность профессиональных намерений, их согласованность с общими интересами субъекта и успешность профессионального обучения. Тем самым, выделяется три уровня профессионального самоопределения: 1) высокий - при котором интересы сформированы, личные качества соответствуют избранной профессии, и есть твердое убеждение в правильности выбора; 2) средний - характеризующийся неустойчивым интересом к профессии, отсутствием убежденности в правильности выбора; 3) низкий - при котором наблюдается отсутствие интереса к профессии в совокупности с отсутствием убежденности в правильности выбора или с убежденностью в его неправильно-сти17. Также на успешность профессионального самоопределения, по мнению В.В.Милаковой, влияет ряд факторов психологического характера, среди которых выделяются: потребности, качества, интересы индивида (М.Х.Титма); а также его ценностно-мотивационная сфера (Г.И.Хмара, Л.С.Гурьева, П.А.Шавир и др.)18.

Если же рассматривать профессиональное самоопределение как процесс помощи клиенту, то о его результате можно говорить, исходя из

16 Максимова З.Р. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов средних специальных учебных заведений: Автореф. дис. к.п.н. - М.: 2008.

17 Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. - 1983. - № 2.

18 Милакова В.В. Психологические особенности профес-

сионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа: Авто-реф.дис. к.пс.н. - Астрахань: 2007.

главной цели профессионального самоопределения, которую Н.С.Пряжников сформулировал как постепенное формирование у клиента внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего профессионального разви-тия19. В качестве благоприятного результата профессионального самоопределения также обязательно следует выделить формирование «активной позиции самоопределения», описанной Н.С.Пряжниковым. Данная позиция включает в себя следующие компоненты: 1) готовность субъекта увидеть проблему самоопределения; 2) готовность субъекта делать попытки самостоятельного ее решения; 3) готовность самостоятельно обратиться за помощью к профкон-сультанту; 4) готовность субъекта выполнять определенные требования при взаимодействии с профконсультантом; 5) готовность субъекта самостоятельно совершать определенные действия за рамками профконсультации, по рекомендации психолога; 6) готовность субъекта пересмотреть свою жизненную ситуацию; 7) готовность субъекта пойти на определенные внутренние компромиссы как при работе с консультантом, так и при самостоятельном достижении конкретных профессиональных целей. Можно также сказать, что в наиболее общей формулировке, результатом процесса профессионального самоопределения становится акт выбора субъектом своей будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, под результатом профессионального самоопределения мы будем понимать личностное новообразование, связанное с формированием внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать корректировать и реализовывать перспективы своего развития, которое представляет собой результат ценностно-психологического врастания личности в определенную профессиональную роль, ее самоидентификацию с этой ролью, что приводит к формированию определенного уровня профессионального самоопределения, показателями которого являются сфор-мированность профессиональных намерений, их согласованность с общими интересами субъекта и успешность профессионального обучения, а также формирование психологической установки включающей позитивно-личностное отношение субъекта к профессии и к себе как к ее представителю.

Рассматривая профессиональное самоопределение «здесь и сейчас», мы сталкиваемся с необходимостью понимания его не только как процесса, растянутого во времени или как результата, но как конкретного психологического состоя-

19 Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: 2001.

ния субъекта. Проблема психических состояний в отечественной психологии разработана достаточно хорошо, однако единого определения данного явления так и не существует. Так Н.Д.Левитов определяет психические состояния как целостную характеристику психической деятельности и поведения за некоторый период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности20. П.С.Купалов характеризует психические состояния как условный рефлекс на внешние воздействия21. Е.П.Ильин рассматривает психические состояния как реакцию функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленные на получение полезного результата22. По мнению А.О.Прохорова психические состояния являют собой отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома (совокупности) в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме време-ни23. Психические состояния в учебной деятельности являются отражением тех ситуаций, которые происходят между ее участниками. Рассматривая психические состояния как системное явление, А.О.Прохоров отмечает, что для них характерны многоуровневость, многокомпонентность и полифункциональность проявлений24.

Рассматривая профессиональное самоопределение как процесс поиска смысла в профессиональной деятельности, приводящий к определенному результату в виде некоего психического новообразования, мы полагаем, что состояние профессионального самоопределения, в таком случае, следует понимать как, своего рода,

«срез» данного процесса. Таким образом, состояние профессионального самоопределения мы будем рассматривать как характеристику отражения личностью ситуации неопределенности профессионального настоящего и будущего, в виде целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени. Стоит отметить, что состояние профессионального самоопределения мы понимаем как сложное состояние психики, представляющее собой совокупность неравновесных состояний более низкого порядка и иных психодинамических компонентов, субъективно формирующихся под влиянием личностных качеств индивида и социокультурного окружения. Естественно было бы предположить, что в зависимости от этих двух факторов, и само состояние профессионального самоопределения будет постоянно менять свою качественную характеристику.

20 Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. - 1967. - №№ 6.

21 Купалов П. С. Учение о рефлексе и рефлекторной деятельности и перспективы его развития // Материалы к совещанию по философским вопросам высшей нервной деятельности и психологии. - М.: 1962.

22 Ильин Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния // Теория функциональных систем в физиологии и психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: 1978. - С. 325 - 347.

23 Прохоров А. О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. - Казань: 1991.

24 Он же. Деятельностные психические состояния школьников, студентов, учителей и преподавателей вуза // Формирование и развитие профессионального сознания студентов: Межвузовский сб. науч. трудов / Отв.ред. Г.В.Акопов. - Самара: 1991.

THE MEANING OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN MODERN PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY

© 2011 V.V. Reshetnikov"

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The article is devoted to the key moments of the problem of professional self-determination in Russian and foreign pedagogical psychology.

Keywords: self-determination, profession self-determination, process, result, status.

Vladimir Vladimirovich Reshetnikov, post-graduate student of Chair of pedagogical psychology. E-mail: vvrpgsga@mail. ru, nedovolni@inbox. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.