К. З. Трапаидзе *
ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПНЫХ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ
Все люди, так или иначе, связаны друг с другом. Каждый из нас -это индивидуальность, но все мы едины, поскольку принадлежим одному и тому же человеческому роду. Существует понятие наследственности, т. е. передачи свойств живого организма от поколения к поколению. Но в обществе каждое поколение получает наследие в виде опыта предшествующих поколений. В широком смысле то, что «научает» человека жить в обществе
- это традиция. Более того, традиция может быть определена как передача от поколения к поколению значимых социальных и культурных элементов жизнедеятельности.1
Традиции являются наиболее древними формами регламентации человеческих поступков, отчасти сохранившимися до настоящего времени. Традиции - социальные явления, которые несут в себе принципы и образцы поведения людей, выработанные тысячелетиями общественной практики. Они сохраняют, закрепляют, воспроизводят в общественных отношениях опыт предшественников, тем самым осуществляют преемственность поколений. Традиции - важнейшие элементы механизма преемственности, которые обеспечивают его функционирование. Любое новое не может возникнуть на пустом месте, основой для него всегда будет являться наследие прошлого. Исследуя традиции, их сущность, роль и место в жизни общества, мы в определенной степени познаем соотношение прошлого и настоящего, старого и нового, то есть те вопросы, которые во все времена будоражили умы мыслителей. Поэтому не случайно, что этим феноменам обращен столь пристальный интерес представителей различных наук, особенно гуманитарных - философов, историков, социологов, психологов, педагогов, этнографов и других.
Слово «традиция» происходит от латинского traditio - передача, предание. В обыденном словоупотреблении слово «традиция» означает передачу, наследование, преемственность. Более того, традиция может быть определена как передача от поколения к поколению значимых социокультурных элементов жизнедеятельности. Обживая, осваивая, перенимая опыт
* Соискатель Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. E-mail: [email protected]
1 Полищук В. И. Культурология: Учебное пособие. М., 1999. С. 53.
традиции, человек адаптируется к той или иной социальной или профессиональной группе, становится в ней «своим». Вбирая традицию в опыт собственного существования, человек изменяет себя, становясь тем, кем еще не был. Мы привыкли по инерции связывать традицию с чем-то неизменным, косным, «уже бывшим», в конечном счете, с чем-то далеким и чужим. Однако «подлинная традиция - в столь малой мере баржа с грузом прошлого, которую мы тащим за собой, что она наоборот, освобождает нас в настоящее, становясь главным путеводителем».2
Любая традиция есть интегральное явление: она включает в себя обычаи, ритуалы, обряды и другие стереотипизированные формы деятельности. Однако традиция несводима к вышеперечисленным формам: как таковая, традиция не дает детальных предписаний в деятельности, а формирует общую направленность личности и соответствующее ей поведение. Именно на основе традиций происходит консолидация как больших человеческих общностей (нации, этносы, народы), так и малых, как, например, в нашем случае, субкультура сотрудников ОВД.
Будучи неустранимым, онтологическим элементом социальности, традиция выступает, с одной, формой адаптации индивида к социуму, а с другой - является одним из регуляторов отношений внутри него. Традиции формируются в процессе непосредственной коллективной деятельности, выступая, прежде всего, как регулятор отношений внутри некоего сообщества.
В процессе жизнедеятельности человеческие коллективы накапливают определенный социальный опыт. Традиция оформляет опыт в определенных стандартах поведения, осуществляет отбор и концентрацию социального опыта. Ей присущ коллективный характер формирования и кодирования социальной информации, весьма высокая степень устойчивости, сочетание сознательных и бессознательных факторов в процессе кодирования и «прочтения» социальной информации. Вместе с тем традиции свойственно отсутствие жесткости, однозначности в регулировании поведения человека, она несводима к жестким алгоритмам.3
Обживая, осваивая, перенимая опыт традиции, человек адаптируется к той или иной социальной или профессиональной группе, становится в ней «своим». Вбирая традицию в опыт собственного существования, чело-
2 Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 381.
3 Алексеева В. А. Традиция // Современный философский словарь. М.; Минск; Лондон; Франкфурт на Майне; Париж; Люксембург, 1998. С. 936-937.
век изменяет себя, становясь тем, кем еще не был.4
Традиции способствуют устойчивости и равновесию общества. Это можно сказать и о первобытной общине, и о современном обществе. Традиции - русла различных течений общественной жизни. Но их глубина бывает самой разной и зависит от отношения к ним в обществе. Почтительное отношение к традициям, которое существует в течение тысячелетий, само становится традицией.
Заслуживают особого внимания зарубежные научные исследования традиций. Некоторые работы зарубежных ученых-философов, психологов, социологов, юристов содержат довольно глубокие познания, касающиеся проблематики традиций.
Так, Паскаль Бойер рассматривает традиции как модели действительной социальной практики. Сущность традиций он определяет через такие термины, как «символы», «культурные модели» или «социализация».5
По мнению X. Б. Актона, «традиция - это убеждение или практика, переходящая от одного поколения к другому и принимаемая как авторитет или следуемая без основания».6
Оксфордский толковый словарь английского языка определяет традиции через такие термины, как «передача», «покорение», «связывание», «врученная мысль», «полученный совет или доктрина», а также «действие, передаваемое в каком-либо материальном виде другому».7
В российских научных источниках также существует множество мнений в определении понятия традиция, и все они имеют большое значение в уяснении ее сущности. Существование различных определений традиций, по-нашему мнению, объясняется тем, что их авторы рассматривают это понятие в связи с интересующими их проблемами.
Словарь по этике трактует традицию как форму обычая, отличающуюся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведе-ния.8 Советский энциклопедический словарь определяет более подробно понятие «традиция». В нем традиция определяется, как элемент социаль-
4 Смирнов А. Е., Конова Е. А. Традиции и ритуалы в органах внутренних дел: К проблеме субъективизации. Иркутск, 2002. С. 7.
5 Boyer P. Tradition as truth and communication. A cognitive description of traditional discourse. New York; Cambridge, 1990. P. 8-9.
6 Acton H. B. Tradition and some other forms of order // Proceeding of the Ar. Society. 1952/1953. P. 2.
7 The Oxford English dictionary. Oxford, 1970. Vol. 11. P. 225.
8 Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. М., 1983. С. 354.
ного и культурного наследия, передающийся от поколения к поколению и сохраняющийся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени.9
Аналогичное определение традиции можно найти в Философском энциклопедическом словаре.10 В этих словарях указывается, что обычай в отличие от традиции ограничивается определенными обществами или областями общественной жизни.
По мнению И. В. Суханова, традиции - нерегламентированные юридическими установлениями формы передачи новым поколениям способов реализации сложившихся в данном обществе идеологических отношений (политических, нравственных, эстетических, религиозных), которые являются средством стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений.11
В научных источниках имеются и более узкие определения традиций как исторически, сложившихся, устойчивых норм и принципов общественных отношений людей и их поведения, содержащих идеалы важнейших социально-значимых явлений, передаваемых из поколения в поколение и сохраняемых силой общественного мнения.12
Не претендуя на глубокий анализ этих определений, нужно отметить единодушие исследователей в вопросе о предназначении традиций в жизни общества - стабилизирование и регулирование общественных отношений, поддержание определенного порядка в взаимоотношениях между людьми. Следовательно, традиции - наиболее устойчивые формы социальной регуляции, это их основной признак.
Кроме того, В. Д. Плахов справедливо отмечает, что традиции, будучи разновидностью социальных норм, призваны определенным образом согласовать деятельность и поведение отдельных индивидов, социальных групп и объединений, свести их в определенное единство, синхронизировать и, следовательно, сохранить социальную систему как целостность.13
9 Советский энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. М., 1985. С. 1339.
10 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 692.
11 Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976. С. 10.
12 Алиев А. К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. С. 24; Кулажников М. И. Право, традиции и обычаи. Ростов н/Д., 1972. С. 51; СарсенбаевН. С. Обычаи, традиции и общественная жизнь. Алма-Ата, 1974. С. 12.
13 Плахов В. Д. Социальные нормы. Философские основания общей теории. М., 1985. С. 33, 93-94.
Это средства сохранения системы, системосозидания, воспроизводства системности в общественных отношениях, выработанные самой социальной системой в ходе общественной эволюции для защиты от саморазрушения, самораспада, вызываемого не только внешними, но и внутрисистемными факторами, собственной противоречивой природой системы, ее имманентными особенностями.
П. В. Иванов и В. В. Луцкин, раскрывая данное ими определение традиции14, подчеркивают такие его признаки, как устойчивость, повторяющийся характер сторон, свойств, отношений, явлений социальной действительности, указывают на их исторический характер, связь с понятием обычай и отличие от него. Они справедливо отмечают, что наиболее зримо и действенно традиции проявляются «в период потрясений, период перехода к новым экономическим отношениям, в чрезвычайных ситуациях, в боевой обстановке и трудовых буднях».15
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что в отечественных изданиях, большая часть, которых принадлежит советским авторам, традиции определяются как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи и нормы поведения людей в течение длительного времени.16
Остановимся более подробно на основных признаках сущности традиций.
Во-первых, любая традиция не существует отдельно от конкретного исторического этапа развития общества, от конкретных условий ее формирования, проявления и функционирования. Для каждого исторического типа общества характерны свои традиции, отличные от традиций других исторических типов общества по своему характеру, формам проявления, социальной направленности и роли.
Смысл и последовательность общественного развития обозначается тем, что люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбирали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого.
14 Иванов В. П., Луцкин В. В. Воспитание сотрудников на традициях органов внутренних дел. СПб., 2002. С. 6-7.
15 Там же. С. 5-8.
16 Кожанов В. И., Бочарова Р. А. Революционным, боевым и трудовым традициям верны. М., 1982. С. 4; Руднев В. А. Праздники, обряды, ритуалы в трудовом коллективе. М., 1984. С. 6; Смирнов А. Е., Конова Е. А. Традиции и ритуалы в органах внутренних дел: к проблеме субъективизации. Иркутск, 2002. С. 7.
Следовательно, исследование традиций «.. .имеет существенное значение для изучения механизма исторической детерминации общественных процессов, организации человеческих отношений и социального управления, закономерностей индивидуального и группового поведения».17 Данное обстоятельство в дальнейшем может помочь в открытии новых возможностей в изучении причин сохранения в обществе пережитков прошлых формаций, в которых берет свое начало преступное поведение.
Опыт, передаваемый от предшествующих поколений новым, может быть как социально полезным, так и вредным. Здесь уместно высказывание Г. А. Аванесова о том, что «.предшествующие поколения оставляют последующим поколениям не только свое социальное богатство, но и свои пережитки».18
Во-вторых, традиция - не только, и не столько обычай или привычка или их совокупность. Она соединяет в интегрированном виде духовное, материальное, субъективное и объективное начало. Ее сущность выражается в многообразии устойчивых форм проявления в виде моделей и стереотипов отношений, сознания, поведения и деятельности.
В-третьих, один из самых основных признаков сущности традиций
- носитель или субъект традиции. Традиция не существует вне ее носителя. Каждому субъекту соответствует своя традиция, потому что именно субъект является источником возникновения и формирования традиции, ее движущей силой и пользователем. Характер носителя традиции, его положение в обществе, потребности и интересы определяют ее характер, социальную направленность и роль.
Главными субъектами традиции являются различные социальные общности (классы, нации, этносы, народности, профессиональные группы, социально-политические и иные образования). Среди перечисленных субъектов определяющее и решающее значение имеют классы, нации и социально-политические образования, которые, в свою очередь, определяются социальной структурой общества, способом производства и формами производственных отношений.
Основными критериями систематизации традиций является их субъект, характер и сфера проявления. По субъекту традиции классифицируются на классовые, национальные, этнические, семейные, общесоциальные.
17 Плахов В. Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. М., 1982. С.3.
18 Аванесов Г. А. Криминология. М., 1984. С. 219.
Внутри этих систем имеется своя классификация: традиции господствующего класса, рабочего класса, национальные традиции (русские, немецкие, латышские). По характеру традиции могут быть прогрессивные и реакционные. По сфере проявления система традиций включает в себя бытовые, культурные, трудовые, профессиональные, боевые и прочие.
В-четвертых, традиции выражают не только преемственность и непрерывность поколений, но и их исторически строго определенную пространственно-временную протяженность, относительно определенные временные и пространственные рамки жизнедеятельности.
Социальная практика как исторически-обобщенная деятельность человечества по преобразованию природы и самого себя является основой, движущей силой возникновения и реализации традиции, а также критерием определения ее характера по отношению к прогрессу общества. Традиция формируется только в процессе совокупного социального опыта, практики общественных отношений во всех их бесконечно многообразных формах проявления. Изучение работ, посвященных исследованию традиций, позволяет сделать вывод о том, что они присутствуют во всех сферах общественной деятельности. Насколько безгранична сфера общественной жизни, настолько безграничны и традиции, при этом их характер определяется спецификой той или иной сферы деятельности (например, существуют семейные, бытовые, национальные, религиозные, профессиональные, культурные и другие традиции). Перечень традиций можно было бы продолжить бесконечно. Области действия традиций зачастую пересекаются, поэтому люди в повседневной жизнедеятельности уже не замечают, в какой степени их жизнь и быт находятся под непрерывным контролем этих установок. Устойчивые модели и стереотипы этих отношений складываются только в результате определенных количественных и качественных изменений в их характере и параметрах.
Таким образом, вышеизложенное позволяет нам дать следующее определение понятия традиции.
Традиции - это исторически сложившиеся, повторяющиеся и сохраняющиеся модели, и стереотипы сознания, отношений, поведения и деятельности человеческих общностей (наций, этносов, народов, классов и групп людей), основанные на их совокупном опыте, практике и культуре, передаваемые последующим поколениям в течение длительного времени.
Категория «традиция» сопоставима и является смежной с понятием «обычай». Некоторые авторы прямо отождествляют эти два понятия. Но
это, хотя и смежные, но различные понятия. В российской философской литературе, посвященной исследованию традиций и обычаев, эти социальные явления, как правило, отождествляются. В исследованиях традиций и обычаев имеет место крайняя неупорядоченность терминов: общественные явления, несомненно, относящиеся к разряду обычаев, называются то обычаями, то традициями.
Традиция охватывает более широкий круг явлений, чем обычай. В качестве традиций выступают определенные ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи. Присесть перед дальней дорогой - обычай, а радушно встретить гостя, усадить его за стол, дать ему возможность отдохнуть
- это уже можно назвать традицией. Но обычай не существует отдельно от традиции, он является ее разновидностью, показателем, способом существования самой традиции.
Обычай - стереотипная форма социальной регуляции деятельности людей, в виде исторически сложившихся устойчивых правил (норм) поведения, складывающихся в определенной общественной среде, передающихся из поколения в поколение, вошедших в привычку в силу многократного и длительного применения (существования).
Обычай - система норм поведения в той или иной сфере деятельности, которая стала привычной или обычной для людей. Обычаи являются показателем нравов. В их роли могут выступать производственные навыки, определенные обряды, праздники. Обряд или ритуал - это определенный порядок действий, которым совершается и закрепляется обычай.19 Обряд символизирует отношение людей к конкретным событиям, датам. Например, у многих народов существуют обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью, посвященные уборке последнего снопа в конце жатвы и т. п. Но существуют и официальные обряды, или ритуалы: посвящение в студенты или в рабочие, церемонии дипломатических приемов и т. д.
Обычаи включают в себя установки традиций. Они представляют собой социально-стандартизированные образцы поведения, которые закрепляются в общественной памяти и передаются из поколения в поколение как формы поведения в труде, в быту, в общении, в воспитании и т. п. Как и всякий образец, обычай может нести в себе разрешение на определенные действия и тогда он выполняет, роль алгоритма исполнения. Но он также может играть запретительную роль и тогда он выполняет функцию алгоритма, блокирующего определенные действия человека.
19 Полищук В. И. Культурология: Учебное пособие. М., 1999. С. 54.
На наш взгляд целесообразно выделить следующие общие признаки присущие традициям и обычаям:
- разновидность социальных отношений;
- являются продуктом исторического развития общества, социальной группы, класса и т. д.;
- формируются в ходе сознательно-волевой деятельности и общественной практики людей;
- объектом регулирования являются общественные отношения;
- предмет их регулирования - это типичные социальные связи и общественные отношения, характерные для представителей различных общностей и социальных групп;
- субъектами и их носителями являются только люди;
- закрепляются в сознании людей, передаются из поколения в поколение, имеют устойчивый привычный характер, в результате длительного существования;
- представляют собой определенную систему норм, принципов, идей, опыта, социальных явлений, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой, обладают устойчивостью, гибкостью, живучестью, самосохранением, приспособлением, стабильностью и воспроизводством в новых поколениях;
- в них определяются цели, задачи, границы, условия и формы поведения людей в определенной социальной среде;
- являются способом регламентации, реализации общественных отношений, передачи опыта и формой социального управления;
- имеют всеобщий характер и рассчитаны на неоднократные действия в отношении определенного круга лиц;
- подкрепляются силой и авторитетом соответствующей социальной общности;
- указывают на последствия различного характера, которые могут наступить при их соблюдении или нарушении.
Тем не менее, нельзя не согласиться с мнением И. В. Суханова о том,
что между традициями и обычаями проходят две главные разграничитель-
20
ные линии.20
Первая из них довольно четко разделяет два этих феномена по степени их простоты и сложности, по частоте повторяемости. Простые стереотипно повторяющиеся общественные отношения, допускающие детальную
20 Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976. С. 10.
регламентацию действий, образуют сферу обычаев. Отношения сложные, варьирующиеся в каждой конкретной ситуации, не допускающие регламентации действий, образуют сферу традиций.
Вторая линия, разграничивающая традиции и обычаи, проходит через их функциональные признаки. Формирование духовных качеств в процессе соблюдения обычаев не входит в собственную их программу. Социальное назначение обычаев сводится к сохранению утвердившихся в данном обществе простых отношений, порядка повседневной жизни. Социальное назначение традиций, в отличие от обычаев, выражается в том, что они служат средством формирования и передачи новым поколениям тех духовных качеств, которые необходимы для нормального функционирования сложных общественных отношений. Традиция подчиняет деятельность и запреты целых родов деятельности интересам формирования духовных качеств и только через выработку этих качеств и передачу их новым поколениям стабилизирует процесс функционирования и воспроизводства в жизни новых поколений тех общественных отношений, способом реализации которых она служит.21
Из этого вытекает, что традиция есть интегральное явление: она включает в себя обычаи, ритуалы, обряды и другие стереотипизированные формы деятельности. Однако традиция несводима к вышеперечисленным формам: как таковая, традиция не дает детальных предписаний в деятельности, а формирует общую направленность личности и соответствующее ей поведение. Именно на основе традиций происходит консолидация как больших человеческих общностей (нации, этносы, народы), так и малых, как, например, в нашем случае, общество осужденных в местах лишения свободы.
В исследовании традиций важное место занимает их социальная оценка, смысл которой заключаются в том, что одни из них соответствуют главенствующим общественным отношениям, а другие, наоборот, им противоречат. Тут также уместно подчеркнуть, что в разных обществах главенствующие отношения различны, в связи чем, одни и те же традиции в одном обществе признаются позитивными, в другом - негативными.
А теперь остановимся подробно на рассмотрении преступных (криминальных или уголовных) традиций, так как они являются предметом нашего исследования.
Возникновение и развитие традиций, как подчеркивалось выше,
21 Там же. С. 22 - 23.
всегда обусловлено с конкретной деятельностью. Социально позитивная деятельность, как правило, рождает позитивные традиции, и, наоборот, негативные формы деятельности культивируют негативные традиции. Особенность негативных традиций состоит в том, что они негативные не только с точки зрения их социальной оценки безотносительно к той или иной сфере, но, как правило, оцениваются подобным образом и внутри конкретной сферы общественных отношений. Негативные традиции представляют собой в основном порождение негативных сторон какой-либо из сфер социальной жизни. Поэтому они стимулируют лишь эти отдельные стороны, сдерживая при этом позитивное развитие всей сферы, тормозя его. Антиобщественные же традиции являются таковыми только по отношению к социально полезной деятельности.
Внутри своей сферы они способствуют ее развитию. Это имеет важное теоретическое значение для познания сущности преступных традиций. Стимулируя противоправное поведение, они способствуют прогрессированию преступности. В данном случае проявляется то общее, что характерно для всех без исключения традиций, составляющих систему - сохранять определенный порядок и воспроизводить его в ряду новых поколений.
Идейным содержанием, формулой традиции всегда выступает норма или принцип поведения.22
Следует сделать вывод, что сущность преступных традиций - антиобщественная, преступная, что отличает их от всех иных традиционных установок.
Преступные традиции являются результатом преступной деятельности. Однако феномен этот получен из целого ряда компонентов, нередко далеких от сфер данной деятельности. Говоря о регулятивных элементах преступных традиций, необходимо отметить, что многие из них заимствованы преступниками из «официальных» норм, в частности, права, морали, религии23. От них в преступные традиции перешло «самое сильное и эффектное: неминуемость кары, «внутренний голос» совести и слепая вера».24
В преступных традициях это самое сильное и эффектное принимает извращенные формы и направляется на закрепление и регулирование деятельности, нарушающей общепринятые нормы социальной жизни. То же относится и к атрибутивным и эмоциональным элементам преступных
22 Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976. С. 11.
23 Социальные отклонения. Введение в общую теорию. М., 1984. С. 178.
24 Там же. С. 179.
традиций. Они являются формами самовыражения преступников, определяемого в известной мере спецификой преступного образа жизни. Вместе с тем известно, что в большинстве своем эти формы порождены не преступностью, а отношениями, сложившимися в иных сферах человеческой деятельности. В частности, и татуирование, и фольклор по форме изначально отражают определенную этническую специфику. Они существовали задолго до появления преступности.
Преступные традиции отличаются определенной спецификой в зависимости от условий, их стимулирующих. Это могут быть условия исторического, экономического, географического, этнического порядка. Следовательно, преступные традиции, так или иначе, связаны с другими традициями, например, национальными, этническими, религиозными и т. д. Многие из перечисленных выше традиционных установок оказывают влияние на сферу преступных традиций. В одном случае они могут стимулировать их развитие (питейные, негативные семейно-бытовые традиции и обычаи, пережитки местных обычаев), в другом - сдерживать и нейтрали-зовывать (этические, религиозные, нравственные и др.).
В свою очередь, преступные традиции также влияют на сферы действия иных традиционных установок, причем влияние это, по сути, целиком антиобщественно. Например, преступный фольклор, проникая в сферу нормальных семейно-бытовых отношений, может вызывать нежелательные эмоции и настроения, независимо от степени восприятия его теми или иными людьми.
Таким образом, преступные традиции как принадлежность преступности не изолированы от влияния иных традиционных установок, способны оказывать на них самостоятельное воздействие, что позволяет сделать вывод об их принадлежности к системе традиций, функционирующих в обществе. Более того, заложенные в преступных традициях элементы организованного паразитизма, черпают силы в различных иных негативных явлениях. Среди них следует выделить пьянство, наркоманию, проституцию и др.
Преступные традиции, в частности, их конкретные проявления, в известной степени обусловлены видом и характером преступной деятельности. От других традиций их отличает большая гибкость, так как для самосохранения и развития сферы преступности необходимо незамедлительное приспособление их к изменившимся условиям, возникающим из-за усиления борьбы с преступностью. Всякое воздействие со стороны общества на
преступность видоизменяет ее традиционные установки, что требует соответствующей реакции на эти изменения в целях ликвидации преступных традиций.
Интенсивность позитивного и негативного влияния различных традиций, существующих в обществе (этических, национальных, религиозных, семейно-бытовых, политических и др.), на формирование личности и ее поведение (в том числе личности преступника и криминального поведения) предопределяет построение криминологической иерархии традиций в обществе. Преступные традиции занимают в этой иерархии самостоятельное место. Степень их распространенности довольно узка по сравнению с другими традициями. Однако по интенсивности собственно криминогенного влияния их следовало бы поставить на первое место в иерархии.
Специфическое содержание традиций состоит в воспроизведении из поколения в поколение представителями субкультурных образований установлений, принципов действия и представлений об идеалах. фиксирующих накопленный антисоциальный опыт и выступающих регулятивными основами освоения новых условий и задач противоправной деятельности. В свою очередь, обычай субкультурной среды — это наследованный, привычный и стереотипный способ противоправного поведения лица в определенной ситуации, ожидаемой и поддерживаемой членами группы.25
Место преступных традиций в общей системе традиционных установок определяется не только единым механизмом их функционирования, но и широким взаимодействием с другими традициями. Поэтому изучение иных традиций дает нам дополнительную возможность оценить их с точки зрения интенсивности стимулирующего и нейтрализующего воздействия на область преступных традиций в целях борьбы с последними.
Преступные традиции передаются из поколения в поколение, их носителями выступает сама преступная среда, особенно четко это проявляется в пенитенциарных учреждениях.
В исправительных и воспитательных учреждениях преступные традиции и устанавливаемые на их основе неформальные нормы поведения регулируют отношения, как среди взрослых, так и несовершеннолетних осужденных.
25 Анисимов В. М. Россия в зеркале уголовных традиций тюрьмы. СПб., 2003. С. 16.