Научная статья на тему 'Понятие правового режима и его связь с юридическим языком'

Понятие правового режима и его связь с юридическим языком Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1388
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ЮРИДИЧЕСКИЙ ЯЗЫК / ПРАВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬ / ГОСУДАРСТВО / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / LEGAL REGIME / LEGAL LANGUAGE / LAW / LEGISLATOR / STATE / LAWS AND REGULATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шепелёв Артур Николаевич

Проанализирован правовой режим, один из наименее исследованных элементов правовой сферы в силу своей специфики, которая выражается в особой направленности правого регулирования и используемых при этом правовых средств. Данные правовые средства оказались востребованы в полном объеме относительно недавно - с началом демократических преобразований российского общества. Приведены взгляды ученых на понятие правого режима, обозначаются его цели, средства, признаки и классификация. Также приведен перечень нормативных правовых актов, в которых содержится непосредственное указание на правовой режим. Акцентировано внимание на том, что правовой режим при его установлении требует от законодателя точного юридического закрепления, в связи с чем обозначена важная роль юридического языка в данном процессе и сделан вывод, что юридический язык - это система, в которой язык в широком смысле является средством реализации права, а в узком - средством установления правового режима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF THE LEGAL REGIME AND ITS CONNECTION WITH LEGAL LANGUAGE

The legal regime as it presents one of the least studied elements of the jural sphere owing to its particularity, which consists in the special orientation of the legal regulation and of the jural means applied in its course is analyzed. These law means have become in demand to the full extent, which was induced by the democratic reformation of the Russian society. The scholars' views concerning the concept of the legal regime, and points out the purposes, the means, the characteristics and the classification of the latter are given. Besides, the laws and the regulations that contain direct references to the legal regime are shown. Special attention is drawn to the fact that in the course of establishment of a legal regime, it is the task of the legislator to ensure its accurate statutory expression. This in return implies the significant role the legal language plays in the process in question. It is concluded that regards the legal language as a system in which the language in the broad sense is the means of enforcement of law, while in the narrow sense it is the means of establishment of a legal regime.

Текст научной работы на тему «Понятие правового режима и его связь с юридическим языком»

УДК 340.111.57

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО РЕЖИМА И ЕГО СВЯЗЬ С ЮРИДИЧЕСКИМ ЯЗЫКОМ

© Артур Николаевич ШЕПЕЛЁВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права, e-mail: arturtmb@mail.ru

Проанализирован правовой режим, один из наименее исследованных элементов правовой сферы в силу своей специфики, которая выражается в особой направленности правого регулирования и используемых при этом правовых средств. Данные правовые средства оказались востребованы в полном объеме относительно недавно - с началом демократических преобразований российского общества. Приведены взгляды ученых на понятие правого режима, обозначаются его цели, средства, признаки и классификация. Также приведен перечень нормативных правовых актов, в которых содержится непосредственное указание на правовой режим. Акцентировано внимание на том, что правовой режим при его установлении требует от законодателя точного юридического закрепления, в связи с чем обозначена важная роль юридического языка в данном процессе и сделан вывод, что юридический язык -это система, в которой язык в широком смысле является средством реализации права, а в узком -средством установления правового режима.

Ключевые слова: правовой режим; юридический язык; право; законодатель; государство; нормативно-правовой акт.

Одним из наименее исследованных элементов правовой сферы, пожалуй, является правовой режим. Объясняется это, прежде всего, не столько невнимательностью исследователей к данному вопросу, сколько спецификой, выражающейся в особой направленности правого регулирования и используемых при этом правовых средств, которые стали востребованы в полном объеме относительно недавно - с началом демократических преобразований нашего общества.

В обычном понимании режим можно определить как установленный порядок управления. В правовой сфере, так же как и в любой другой, не обойтись без определенного порядка управления, точнее, порядка регулирования, который называется правовым режимом.

Правовой режим является широким юридическим понятием, в связи с чем единой точки зрения в теории права и правоприменительной деятельности, касаемо как самого понятия, так и содержания данного феномена, нет. Действительно, категория «правовой режим» сложна и многогранна, тем не менее, в правовой науке выработаны его определенные понятийные и содержательные составляющие.

Так, Н.И. Матузов и А.В. Малько [1] указывают, что правовой режим является разновидностью социального режима, и главная его особенность состоит в том, что

он, по определению, создается, закрепляется, регулируется правом, основывается на праве. Вне правовой сферы он немыслим, поскольку там действуют другие режимы, не опосредуемые юридическими нормами. Под правовым режимом понимается особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

С.С. Алексеев определяет правовой режим как порядок регулирования, который выражен в многообразном комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обя-зываний и создающих особую направленность регулирования [2].

Р.Т. Мухаев о правовом режиме говорит как о совокупности способов, методов и типов правового регулирования, характеризующих особенности и характер правового воздействия и складывающихся внутри каждой отрасли права [3].

По мнению А.А. Шанина, правовой режим является совокупностью методов правового регулирования поведения людей, комплексом правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, предписаний, за-

претов и создающих особую направленность правового регулирования [4].

А.В. Мелехин характеризует правовой режим как определяемую законодательством совокупность приемов и методов, используемых органами государственной власти в процессе регулирования общественных отношений для достижения поставленных целей [5].

Также исследователями указывается, что правовой режим связывает воедино целостный комплекс правовых средств в соответствии со способами правового регулирования (дозволением, запрещением и обязываем), его типами (общедозволительным и разрешительным), методами - централизованным, императивным или децентрализованным, диспозитивным, использованием публично-правовых или частно-правовых средств регуляции поведения. Как правило, различные сферы общественных отношений требуют различного сочетания способов, методов и типов правового регулирования [6].

А.А. Шанин указывает присущие правовому режиму признаки. В соответствии с точкой зрения данного автора, правовой режим:

- устанавливается законодательством и обеспечивается принудительной силой государства;

- особым образом регламентирует конкретные сферы общественных отношений;

- представляет специфический порядок правового регулирования, состоящий из совокупности юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;

- наиболее устойчивым и определяющим в его содержании является общее юридическое положение субъектов права, в котором концентрируются все особенности правового режима в целом;

- выступает как конечный результат, правовой климат, сложившийся в обществе в результате использования правовой формы регулирования общественных отношений [4].

Для более всесторонней характеристики правового режима укажем предлагаемую Н.И. Матузовым и А.В. Малько классификацию правовых режимов в зависимости от различных оснований:

- конституционный, административный, финансовый, земельный и т. д. (предмет правового регулирования);

- материальный и процессуальный (юридическая природа);

- валютный, таможенный, пошлинный и т. п. (содержание);

- режим беженцев, вынужденных переселенцев, иностранцев и т. д. (субъекты, в отношении которых режим устанавливается);

- режим особого регулирования и режим особой охраны (функции права);

- законный и договорной (форма выражения);

- общефедеральный, региональный, муниципальный, локальный (уровни нормативных актов, которыми они установлены);

- внутригосударственные и межгосударственные - режимы экономических санкций, территориальных вод и т. п. (сферы использования) [1].

Как видим, под правым режимом можно понимать порядок нормативного урегулирования деятельности субъектов правоотношений в различных общественных сферах с использованием определенного комплекса правовых (юридических) средств, применение которых предопределено спецификой объекта и конечной целью - достижение благоприятных, полезных результатов для государства и общества. То есть правовой режим призван обеспечить рациональное с точки зрения государства и общества поведение людей для достижения оптимального (положительного) результата для всех (в идеале).

Устанавливая тот или иной правовой режим в определенной сфере, законодатель всегда должен помнить, что в нашем обществе права человека и гражданина являются высшей ценностью и гарантируются государством. В частности, ст. 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Также в п. 2, 3 ст. 55 Конституции РФ указывается, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Соблюдение прав человека и гражданина является основой любого правового режима, в т. ч. и особого (правоограничивающего). В

связи с этим использование стимулирующих средств в правовом режиме должно быть приоритетным. Как указывают Н.И. Матузов и А.В. Малько, в современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании. Права человека как главное звено правового режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества [7].

Приведем нормативные правовые акты, в которых содержится непосредственное указание на «правовой режим».

Федеральный закон РФ «Лесной кодекс Российской Федерации» от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ст. 106. Правовой режим ценных лесов).

Федеральный закон РФ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ст. 20.27. Нарушение правового режима контртеррористической операции).

Федеральный закон РФ «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ (гл. 4. Правовой режим имущества подопечных).

Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 03.05.2011 г.) (ст. 11. Правовой режим контртеррористической операции).

Федеральный закон РФ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ (ст. 17. Правовой режим информационных ресурсов ГАС «Выборы»).

Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 19.07.2011 г.) (ст. 59. Правовой режим охраны природных объектов).

Федеральный закон РФ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ (гл. 3. Правовой режим территорий традиционного природопользования).

Федеральный закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ (ст. 4. Правовой

режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями).

Федеральный закон РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ (гл. 2. Особенности правового режима морских портов Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря).

Закон РФ «О космической деятельности» от 20 августа 1993 г. № 5663-1 (ст. 27. Правовой режим иностранных организаций и граждан).

Из приведенного перечня нормативных правовых актов видно, что законодатель широко использует понятие «правовой режим» при регулировании различных сфер жизнедеятельности общества. При этом ни в одном из указанных нормативных актов нет определения правового режима. Впрочем, его определения в законодательстве мы и не найдем. Возможно только указание на то, что определенное правовое состояние является правовым режимом (например, п. 1 ст. 1 Федерального Конституционного закона РФ «О военном положении» от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ устанавливает, что под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии), или что в отношении определенных объектов устанавливается правовой режим (например, п. 1 ст. 58 федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» указывает, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в т. ч. создаются особо охраняемые природные территории). В большинстве же случаев в нормативных правовых актах используется только термин режим с указанием той сферы, в отношении которой он применяется (например, Конституция РФ в ст. 72 содержит указание на режим пограничных зон, а в ст. 87 - на режим военного положения).

Из вышеизложенного видно, что под правовым режимом законодатель понимает любое нормативно установленное состояние в отношение чего- или кого-либо. Такое понимание правового режима нам кажется более чем поверхностным, т. к. правовой режим не является обычной констатацией правового установления. Как указывают Н.И. Матузов и А.В. Малько, правовой режим - это проявление нормативности права, но на более высоком уровне. Высокий уровень нормативности достигается определенной стабильностью и постоянством правовых режимов, хотя они эволюционируют, развиваются, адаптируются к современным условиям и реалиям [1].

Определяя правовой режим, законодатель должен четко представлять его правовую природу, а также конкретные задачи, которые он пытается решить посредством установления определенного режима. В противном случае, по мнению В.Б. Исакова, неточно определенный режим заставляет функционировать всю систему юридических средств ниже оптимума, вызывая падение количественных и особенно качественных показателей деятельности [8].

Как уже было отмечено, установление правового режима требует применения специального комплекса правовых (юридических) средств, которые призваны обеспечить решение стоящих перед обществом и государством задач в определенной правовой сфере и которые занимают центральное место в правовом режиме. Как правило, под правовыми (юридическими) средствами понимается комплекс дозволений, предписаний и запретов. В зависимости от доминирования и направленности тех или иных правовых (юридических) средств и методов, правовые режимы, соответственно, могут быть жесткими или льготными, стимулирующими или ограничивающими.

Все правовые режимы устанавливаются нормативными правовыми актами и, как следствие, обеспечиваются принудительной силой государства. Это обстоятельство позволяет нам сказать, что правовой режим как сложившийся своеобразный «правовой климат» требует от законодателя его особого точного юридического закрепления. А для достижения этого необходимо использовать весь имеющийся у правовой науки и практики набор технико-правовых средств, среди которых особое место отводится правилам создания нормативного правового акта и, в

частности, его языковой составляющей -юридическому языку. Далее приведем небольшую характеристику этого языка.

Юридический язык состоит из двух взаимопроникающих элементов - языка и права. Каждый из них привносит свой колорит, свою специфику, образуя тем самым уникальное правовое явление - юридический язык.

Язык - это набор передаваемых через культуру образцов, моделей поведения, одинаковых для малых и больших групп населения, для общества в целом. При помощи языка фиксируются символы, нормы, обычаи, весь достигнутый ценой подчас колоссальных потерь опыт человечества. Язык -самая прочная, хотя и невидимая связь всех поколений землян, пролетающая от человека к человеку, от родителей к детям, от старших к младшим, от властителей и начальников к подвластным и управляемым. При этом у каждой общественной группы складывается свой язык [9]. Язык, являясь средством общения, организован как целое явление, обладает известной структурой и образовывает единство своих элементов как система.

Право является не менее ярким явлением, чем язык. Так, до сегодняшнего времени ни в отечественной, ни в зарубежной правовой науке не выработано единого понимания права. Хотя существуют традиционные подходы к пониманию права, которые разделяют его на естественное и позитивное.

Относительно юридического языка Н.А. Власенко указывал, что данный язык является частью общеправового языка. Он неразрывно связан с текстом права и вне его не существует. Текст права есть объединение правового лексикона и его стилевых закономерностей. Это одно из важнейших выражений права, форма его существования. В текстах права официально (нормативно, в нормах права) фиксируются воля и интересы нормодателя, воплощаясь затем в общественную практику. Немаловажную роль в фиксировании воли нормодателя играют, если говорить обобщенно, юридическая словесность, способы построения норм, организация нормативно-правовых документов и др. [10].

Юридический язык представляет собой социально и исторически обусловленную систему способов и правил словесного выражения понятий и категорий, выработанных и применяемых в целях правового регулирования поведения субъектов общественных

отношений. При использовании юридического языка следует учитывать, что при выполнении своих функций задействуются не только правовые средства, но и средства лингвистики, при этом юридический язык попадает под их обоюдное влияние.

Можно сказать, что юридический язык -это система, в которой язык в широком смысле является средством реализации права, а в узком - средством установления правового режима.

1. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1.

2. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: опыт комплексного исследования. М., 1999.

3. Мухаев Р.Т. Теория государства и права. М., 2001.

4. Шанин А.А. Правовой режим. URL: http:// www.jourclub.ru/21/1017/ (дата обращения: 10.11.2013).

5. Мелехин А.В. Теория государства и права. 2009. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 10.11.2013).

6. Гойман-Калинский И.В., Иванец Г.И., Черво-нюк В. И. Элементарные начала общей теории права / под общ. ред. В.И. Червонюка. М., 2003.

7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2004.

8. Исаков В.Б. Механизм правового регулирования и правовые режимы // Проблемы теории государства и права. М., 1987.

9. Темнов Е.И. Звучащая юриспруденция. М., 2011.

10. Власенко Н.И. Язык права: монография. Иркутск, 1997.

1. Matuzov N.I., Mal'ko A.V. Pravovye rezhimy: Voprosy teorii i praktiki // Pravovedenie. 1996. № 1.

2. Alekseev S.S. Pravo: azbuka - teoriya -filosofiya: opyt kompleksnogo issledovaniya. M., 1999.

3. Mukhaev R.T. Teoriya gosudarstva i prava. M., 2001.

4. Shanin A.A. Pravovoy rezhim. URL: http:// www.jourclub.ru/21/1017/ (data obrashcheniya: 10.11.2013).

5. Melekhin A.V. Teoriya gosudarstva i prava. 2009. URL: http://www. consultant.ru (data obrashcheniya: 10.11.2013).

6. Goyman-Kalinskiy I.V., Ivanets G.I., Chervonyuk V.I. Elementarnye nachala obshchey teorii prava / pod obshch. red. V.I. Chervonyuka. M., 2003.

7. Matuzov N.I., Mal'ko A.V. Teoriya gosudarstva i prava. M., 2004.

8. Isakov V.B. Mekhanizm pravovogo reguliro-vaniya i pravovye rezhimy // Problemy teorii gosudarstva i prava. M., 1987.

9. Temnov E.I. Zvuchashchaya yurisprudentsiya. M., 2011.

10. Vlasenko N.I. Yazyk prava: monografiya. Irkutsk, 1997.

Поступила в редакцию 21.11.2013 г.

UDC 340.111.57

CONCEPT OF THE LEGAL REGIME AND ITS CONNECTION WITH LEGAL LANGUAGE Artur Nikolayevich SHEPELYOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of Civil Law Department, e-mail: arturtmb@mail.ru

The legal regime as it presents one of the least studied elements of the jural sphere owing to its particularity, which consists in the special orientation of the legal regulation and of the jural means applied in its course is analyzed. These law means have become in demand to the full extent, which was induced by the democratic reformation of the Russian society. The scholars' views concerning the concept of the legal regime, and points out the purposes, the means, the characteristics and the classification of the latter are given. Besides, the laws and the regulations that contain direct references to the legal regime are shown. Special attention is drawn to the fact that in the course of establishment of a legal regime, it is the task of the legislator to ensure its accurate statutory expression. This in return implies the significant role the legal language plays in the process in question. It is concluded that regards the legal language as a system in which the language in the broad sense is the means of enforcement of law, while in the narrow sense it is the means of establishment of a legal regime. Key words: legal regime; legal language; law; the legislator; the state; laws and regulations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.