ПОНЯТИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Как известно^ наибольший процент несовершеннолетних преступников — это дети, ближаиший круг общения которых не относит к категории благополучных., В связи с этим наибольший интерес в теории криминологии представляет изучение предпреступного поведения несовершеннолетних, так как именно на этом этапе возможно предотвращение совершения преступления в будущем. Данная статья посвящена в целом обозначению основных причин девиантного поведения подростков.
Наукой выработано достаточно определений, которые раскрывают содержание отклоняющегося и девиантного поведения. За основу деления такого поведения можно взять аморальные и моральные поступки. Совершение аморального поступка влечет за собой, соответственно, отклоняющее или девиантное поведение, которое всегда связано с поведением человека, не соответствует общепринятым нормам поведения или нравственным устоям в обществе.
С. Л. Сибиряков считает, что отклоняющимся принято считать те формы поведения, которые отрицаются (отвергаются) определенным или же значительным большинством людей в той или иной общности (группе, слое) населения1.
По мнению А. Коэна, девиантное поведение — это такое поведение, которое идет в разрез с институционализированными ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы2.
Е. Goode считает, что девиантность — это поведение, которое некоторые люди в обществе находят оскорбительным (обидным, неприятным) и которое вызывает или может вызывать в случае обнаружения неодобрение, наказание или враждебность по отношению к субъектам такого поведения .
Девиантное поведение нередко связывают с реакцией общества на него и тогда определяют девиацию как отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание нарушителя .
Следует согласиться с определением, которое дал Я, Гилинский: «Девиантное поведение это поступок, действие человека (группы лиц), не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (культуре, субкультуре, группе) нормам и ожиданиям»5.
Способы и формы жизнедеятельности подростков зависят от материальных условий, Особое значение это имеет в отношении несовершеннолетних лиц женского пола, так как соответствующие материальные условия дают возможность на высоком уровне осуществить их социализацию, быть востребованной в обществе, привлекательной, повысить позиции при получении образования и профессии. Образ мыслей, который усвоен несовершеннолетними лицами женского пола в период социализации, является определенным условием образа жизни в будущем.
С одной стороны, образ мыслей существенно зависит от образа жизни, с другой - оказывает существенное влияние ка его развитие. Будучи внешним условием образа жизни, он вместе с тем частично входит в его состав. Из этого образней - составная часть образа жизни личности и, следовательно, может определять его направленность.
Анализируя образ жизни на различных уровнях, следует учитывать то, что при переходе от образа жизни личности к образу жизни социальной группы и от нее к образу жизни общества в целом наблюдаются определенные изменения, то, что на предыдущем уровне было условием жизни, на каждом последующем форма жизнедеятельности в ней более низкого порядка, чем обеспечивается их вхождение в систему образа жизни общества.
Этим можно объяснить то обстоятельство, что снижение уровня жизни общества продуцирует соответствующее снижение уровня жизни как индивидов, так и отдельных групп, а это, в свою очередь, провоцирует определенную группу населения на негативные проявления.
Исходя из изложенного, образ жизни есть сложная и противоречивая категория, определяющаяся общественным строем, развитием, как производительных сил, так и производственных отношений, степенью развития культуры и цивилизации.
Социологи достаточно полно представили общее понятие образа жизни и его особенности6.
Криминологи, в свою очередь, за основу исследований брали определение образа жизни, принятое социологией, которая рассматривает его как «реально практикуемые нормы поведения людей, способ их повседневной деятельности в сферах труда, быта, досуга, в производстве и потреблении материальных и духовных ценностей»7.
Здесь целесообразно привести несколько подходов к сущности и содержанию рассматриваемого понятия.
И. Бестужев-Лада отмечает, что в литературе можно найти несколько десятков определений понятия «образ жизни», которые сводятся к следующим основным группам; 1) система общественных отношений; 2) способ удовлетворения потребностей; 3) совокупность видов деятельности людей; 4) совокупность форм поведения8.
Л. С, Тупченко считает, что «сущность образа жизни выступает на поверхности, проявляется в делах, поступках, поведении людей, иначе в способе деятельности, совокупности различных форм и сторон их реальной жизнедеятельности»9.
П. Макара указывает, что образ жизни — это не только норма поведения людей, но и система деятельности с целью сохранения жизни и удовлетворения меняющихся потребностей10.
.Более детально на индивидуальном уровне образ жизни определяет Л. Чех-Сомбати, который указывает, что при его изучении необходимо обратить внимание на полноту жизнедеятельности личности, ее виды и условия, на случайность и стабильность учитываемых видов поведения11.
Однако не виды деятельности, а условия жизни определяют потребности, тогда как последние обусловливают соответствующие виды деятельности.
На сегодняшний день перечень наиболее распространенных отклонений в поведении детей и подростков, по мнению С. Л. Сибирякова, выглядит следующим образом: табакокурение; употребление спиртных напитков; безнадзорность; насильственные формы поведения в целом; игромания; бродяжничество; правонарушающее поведение; преступное поведение; токсикомания; наркомания; еспризорность, проституция; сексуальные перверсии; психические аномалии в рамках вменяемости; алкоголизм, самоубийства12.
Нельзя согласиться в полном объеме с данным перечнем, поскольку условия воспитания каждого ребенка настолько индивидуальны: у каждого собственное отношение к пьянству, наркомании, табакокурению, проституции, паразитическому Образу ЖИЗНИ, брОДЯЖНИЧеСТВу И восприятие Процесса АПТШя пичятургст
С понятием «образ жизни» тесно связан «уровень жизни», представляющий собой сложную комплексную социально-экономическую категорию, выражающую уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей13. Образ жизни определяется условиями жизнедеятельности, а уровень жизни условиями удовлетворения потребностей. Необходимо обратить внимание на культуру образа жизни, проявляющуюся в поведении и общении с окружающими, в манере одеваться, в поступках и т,д.
Рассматривая образ жизни вообще, следует остановиться и на его неблагополучном варианте, ведь наличие отрицательных явлений обязывает рассматривать образ жизни не только с позиции должного, но и с позиции сущего14. Такие виды социальной девиации, как пьянство, проституция, наркомания, бродяжничество, правонарушения — только внешнее выражение поведения индивидуума, а их внутренняя сущность — характерный для него образ жизни, подчиняющий себе все интересы и помыслы, чтобы удовлетворить потребность в алкоголе, сексе, наркотиках, в свободе выбора друзей.
Многие трудности при изучении преступности несовершеннолетних лиц женского пола, наркотизма, пьянства, проституции, социального паразитизма и других форм девиантности возникают при попытках рассматривать их как относительно самостоятельные явления со своими специфическими причинами, закономерностями, а следовательно, и методами противодействия со стороны общества и государства. Между тем различные виды девиантности имеют общий генезис и проявляют общие закономерности, что не исключает их специфических «видовых» особенностей. Отсутствие статистических данных отечественной де-виантологии и определенный прагматизм зарубежной социологии девиантности не позволяют в ряде случаев утверждать закономерный характер выявленных особенностей функционирования и динамики девиантных проявлений.
На протяжении развития общества имела место обратная корреляционная зависимость между степенью алкоголизации и наркотизации отдельных групп населения (прежде всего, молодежи); между убийствами и самоубийствами; между женской преступностью и проституцией.
Взаимосвязи различных форм девиантности носят сложный, противоречивый характер, часто не отвечающий обыденным представлениям. Одно негативное явление обычно усиливает другое, так, например, алкоголизация нередко провоцирует насильственные преступления, наркотизация корыстные, бюрократические.
Экономические, социальные, политические, культурологические факторы также оказывают определенную зависимость на проявления различных форм девиантности. Так, в период экономических кризисов наблюдается рост преступлений экономической направленности и снижение числа насильственных
преступлений.
Исследование проституции как вида девиациипроводились ™и учен)ими, «к: Н. Бабиков, Н. Дубошинский, В. Зарубин, Ф. Мюллер, П. Обозненко, А. Суздальский, В. Тарновский, — в конце XIX—начале XX века .
Большинство исследований того времени были проведены медиками в связи с высокой заболеваемостью сифилисом. Рост числа венерических заболеваний связывали с бедностью крестьян, развитием отхожих промыслов .
Несмотря на многочисленные попытки, в настоящее время не удается нейтрализовать эту форму девиантного поведения и бессилие правоохранительных органов ведет к устойчивому росту преступлений, связанных с этим асоциальным явлением.
После длительного перерыва к теме проституции обратились лишь в 70-х годах, так как идеология социализма запрещала афишировать некое поведение несовершеннолетних лиц женского пола, ведущих аморальный образ жизни.
Социально-правовые проблемы проституции и иных отклонений в сфере сексуальных отношений отражены в работах А. П. Дьяченко, А. Н. Игнатова, П. П. Осипова, Я, М. Яковлева. В конце 80-х годов прошлого столетия появляются публикации Я. И. Гилинского, С. И. Голода, И. С. Кона, посвященные социологическому осмыслению и вторичному анализу эмпирических исследований проституции17, являющейся рассадником гомосексуализма и иных половых извращений, сопутствующей распространению наркомании и пьянства, последующей социальной деградации личности, неспособности создать полноценную семью и интегрироваться в общество.
Распространенность девиантных форм поведения влечет за собой заболевания ВИЧ-инфекцией и СПИДом, Ежемесячно в Екатеринбурге медики выявляют около ста ВИЧ-инфицированных, В Свердловской области эта цифра втрое больше. Всего же, по официальным данным, в регионе проживает около 24 тыс. людей с вирусом иммунодефицита, а в Екатеринбурге — около 9 тыс. Больше всего носителей ВИЧ-инфекции в возрастной группе от 20 до 29 лет. В данной категории инфицировано 3,5 % молодежи. На втором месте идут горожане старше 30 лет и замыкают тройку подростки, которым по 15-17 лет. За 11 месяцев 2004 года от СПИДа и его последствий умерло 73 екатеринбуржца18.
Стремление молодежи к уходу от окружающей действительности имеет ряд причин, которые, по определению Всемирной организации здравоохранения, можно свести к трем основным:
влияние семьи — плохое воспитание, неблагоприятный пример родителей, конфликтная ситуация в семье;
личностные факторы — чувство тревоги, депрессия, эмоциональная нестабильность, снижение самооценки, ощущение незащищенности, чувство противоречия и враждебности, потеря самоконтроля;
социокультурные факторы, например, принятые нормы поведения в референтных группах .
Наряду с проституцией, пьянством и алкоголизмом, сильнодействующими криминогенными факторами, а также негативными социальными явлениями, сопутствующими преступности, является наркотизм — употребление различных наркотикосодержащих веществ, вызывающих наркотическое опьянение, и наркомания — болезненное привыкание к наркотикам.
Проблема наркотизма и наркомании стала одной из наиболее актуальных. Наряду с увеличением корыстных и насильственных преступлений, совершаемых женщинами, растет количество преступлений, предметом которых являются наркотические средства или психотропные вещества.
Из каждых трех больных наркоманией, проходящих лечение, болезнь удается приостановить у одного. Стимулом к выздоровлению являются три весомых фактора. собственная сила воли, влияние родных, влияние любимого человека.
Информированность молодых людей о наркотических средствах высока. В ходе опроса ими были названы более 110 наименований наркотических средств и психотропных веществ (включая сленги). Судя по данным исследования, за последние 10 лет образ жизни несовершеннолетних и молодежи резко изменился. Наблюдается прямая зависимость между наркотизацией молодого поколения и наличием проблем в семье. Наиболее высока доля наркозависимой молодежи в семьях, где над детьми чинят физическое насилие или где другие члены семьи также потребляют наркотики.
Многие подростки объясняли свое влечение к наркотикам следующим образом: «Хочется быть взрослыми и показать своим одноклассникам (друзьям), которые уже попробовали наркотик, что ты не хуже их». Не случайно психологами замечено, что для девочек характерна склонность к уединению, они более сосредоточены на своих переживаниях, слишком углублены в свой внутренний мир20.
Употребление наркотических средств и психотропных веществ долгое время было свойственно лишь мужской части населения, но в последнее время отмечается резкий рост этой проблемы среди женщин.
В нашей стране проблемные наркологические наблюдения пока еще активно не проводились, как собственно и криминологические. Отдельные попытки в этом плане предпринимались профессором Г. Г. Силласте.
Успешное решение проблемы невозможно без участия и тесного взаимодействия правоохранительных органов всех стран. Необходимо совместными усилиями правоохранительных и таможенных органов продолжать практику проведения специальных операций по перекрытию международных каналов распространения наркотиков. Такие мероприятия должны дать положительные результаты, включая проблемы предупреждения женской наркомании.
В условиях усиливающейся наркоагрессии важнейшей стратегической задачей борьбы с наркотизацией подростков и молодежи является организация профилактической работы, направленной на формирование у молодого поколения ориентации на здоровый образ жизни. Она основана на комплексном подходе к предупреждению наркоманшш во всех сферах жизни детей, подростков и молодежи.
Решение многих задач по профилактике отклонений в поведении несовершеннолетних и молодежи находится в сфере компетенции органов управления образованием и образовательных учреждений, так как через воспитательное воздействие ЭТОЙ системы проходит практически все молодое поколение страны.
Примечания
1 Сибиряков С. Л. Ребенок в опасности (Как предупредить беду: наркоманию, пьянство. насилие, преступность), СПб., 2002. С. 6-8.
2 Коэн А, Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося
поведения. Социология сегодня. М., 1965. С. 520-521. юм р 17
3 Goods Е. Deviant Behavior. Second Edition. New Jersey: Englewood Cliffs, 1984. P. 17.
4 Смеязея H. Социология. М., 1994. С. 203.
5 Ггтинский Я, Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений. СПб., 2004. С. 23.
6 Социалистический образ жизни и новый человек. М., 1984. С. 27; Социалистический образ жизни и молодежь. М., 1984. С. 21; Социалистический образ жизни. М., 1986. С. 10-11.
7 Социальные отклонения. М., 1989. С, 69 .
8 Бестужев-Лада И. Прогнозирование образа жизни советского общества: методологические проблемы // Образ жизни в социалистических странах. М., 1985. С. 14.
9 Тутенко Л, С, Социалистический образ жизни как объект управления. М„ 1983. С. 33.
10 Макара Я. Образ жизни и здоровье // Образ жизни в социалистических странах. М., 1985. С. 225.
11 Чех-Сомбати Д Долгосрочная стратегия исследований образа жизни // Образ жизни в социалистических странах. М., 1985. С. 8-10.
12 Сибиряков С. Л. Ребенок в опасности (как предупредить беду: наркоманию, пьянство, насилие, преступность). СПб., 2002, С. 7.
13 РевайктА. С, Уровень жизни населения (методология исследования). М., 1989. С.11.
14 Социальные отклонения. М., 1989- С. 72.
15 Проституция и преступность / Под ред. И. В. Штарова. М., 1991. С. 303.
16 Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб., 2004. С. 143.
17 Проституция и преступность / Под ред. И. В. Шмарова. М., 1991. С. 11-112.
18 Луговых Т. Красные тюльпаны надежды // Рос. газ. 2004.7 дек.
19 Шереги Ф. Социология девиации: прикладные исследования. М., 2004, С. 85.
20 Тимощенко Л. Я В семье растет дочь. М., 1978. С. 6.