Научная статья на тему 'Понятие морского пограничного пространства и его значение для национальной безопасности России'

Понятие морского пограничного пространства и его значение для национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
967
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКОЕ ПОГРАНИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ПОГРАНИЧНЫЕ ПРОСТРАНСТВА / УГРОЗЫ / ДОКТРИНА / КОНЦЕПЦИЯ / БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Касаманов Станислав Николаевич

Обеспечение интересов Российской Федерации в морском пограничном пространстве является частью системы по обеспечению национальной безопасности государства. В статье раскрываются интересы безопасности России в морском пограничном пространстве и их значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие морского пограничного пространства и его значение для национальной безопасности России»

УДК: 347.79:351.823.1:343.77:(045)

Касаманов Станислав Николаевич - капитан, адъюнкт Хабаровского пограничного института ФСБ России (г. Хабаровск) E-mail: kasamanov@lenta.ru

С.Н. Касаманов S.N. Kasamanov

Понятие морского пограничного пространства и его значение для национальной безопасности России

Обеспечение интересов Российской Федерации в морском пограничном пространстве является частью системы по обеспечению национальной безопасности государства. В статье раскрываются интересы безопасности России в морском пограничном пространстве и их значение.

The concept of the sea boundary space and its value for the national security

of Russia

Nowadays ensuring the interests of the Russian Federation in the maritime border space is a part of its system to ensure the national security. In the article the author reveals the Russia's security interests in the maritime border space and their importance.

Ключевые слова: морское пограничное пространство, национальная безопасность, национальные интересы, пограничные пространства, угрозы, доктрина, концепция, биологические ресурсы.

Keywords: maritime border areas, national security, national interests, border areas, threats, doctrine, concept, biological resources.

Россия традиционно относится к числу ведущих морских держав, играющих активную роль в изучении, освоении и использовании ресурсов Мирового океана. Для экономической и социальной жизни России Мировой океан и, в первую очередь, моря, омывающие побережье страны, играют первостепенную роль. Этот факт определяется, прежде всего, особенностями ее геостратегического положения. Область морей и океанов, примыкающая к побережью Российской Федерации, представляет собой морское пограничное пространство (далее - МПП) с особым правовым режимом. Общая протяженность береговой линии является самой большой в мире (38,8 тыс. км, а с учетом береговой полосы островов - 105 тыс. км), а общая площадь морского пограничного пространства составляет 9 млн. кв. км или 42% от всей территории страны. Россия может иметь связь морем со 126 странами, в то время как на суше она соседствует только с 13 [1, с. 414].

Образование Российской Федерации как независимого государства выдвинуло проблему обеспечения национальной безопасности как одну из первоочередных задач.

5 марта 1992 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности», в котором впервые в законодательной практике нашли свое юридическое закрепление понятия: «безопасность», «жизненно важные интересы», «угроза безопасности», «субъект обеспечения безопасности».

В настоящее время основополагающим документом в области национальной безопасности является утвержденная Президентом России 17 декабря 1997 г. Концепция национальной безопасности Российской Федерации.

Национальная безопасность Российской Федерации обеспечивается проведением единой государственной политики во всех сферах жизнедеятельности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Под обеспечением национальной безопасности Российской Федерации понимается целенаправленная деятельность органов государственной власти, общественных и иных организаций и объединений, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства и противодействию им в качестве обязательного и непременного условия защиты национальных интересов России. Главной целью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является достижение такого уровня защищенности жизненно важных интересов всех её субъектов, который бы создавал благоприятные условия для развития личности, общества и государства, исключал любую опасность подрыва способности государства реализовывать свои национальные интересы, ослаблял роль и значение Российской Федерации как субъекта международного права.

Система защиты национальных интересов России в морском пограничном пространстве создавалась и развивалась в соответствии с развитием российского государства и в зависимости от различных исторических периодов претерпевала различные изменения. В настоящее время она представляет совокупность организационных и правовых мероприятий, осуществляемых в целях защиты национальных интересов России в морском пограничном пространстве, включает деятельность федеральных органов, органов субъектов России, местного самоуправления, общественных и иных организаций и объединений, а также граждан и других лиц, оказывающих содействие в защите национальных интересов России.

Обеспечение интересов Российской Федерации в пограничной сфере также является частью системы обеспечения ее национальной безопасности, представляющей собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве Российской Федерации, охватывающем государственную границу Российской Федерации, пункты пропуска через государственную границу и

связанные с ними объекты внутри страны, приграничную территорию, воздушное пространство, трансграничные (пограничные) водные объекты, акватории территориального моря и внутренних вод, подводную среду, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации.

Одной из основных задач пограничной политики Российской Федерации, согласно Основам пограничной политики России, утвержденным Президентом 5 октября 1996 г., является создание условий для обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации.

Результаты комплексного анализа обстановки на государственной границе и в морском пограничном пространстве России свидетельствуют о том, что основными угрозами национальным интересам России в пограничной сфере являются: борьба с организованной преступностью в сфере незаконного промысла биологических ресурсов, контрабанды оружием, боеприпасами, незаконной миграции, экологии, материальных и культурных ценностей. Эти интересы в значительной степени сосредоточены в морских пограничных пространствах, где угрозы проявляются наиболее остро.

Одной из серьезных угроз национальным интересам и безопасности России в морском пограничном пространстве является расхищение национальных богатств. Представляется, что к составной части этой угрозы можно отнести и незаконный промысел морских биологических ресурсов; контроль же над морскими акваториями, использование и защита водных биологических ресурсов и полезных ископаемых, противодействие потенциальным угрозам с моря входят в обязанности пограничных органов ФСБ России.

На сегодняшний день морским пограничным пространствам России отводится огромная роль в стратегии национальной безопасности. Все мы знаем и понимаем, что МПП России обладает огромными запасами биологических ресурсов, которые, в свою очередь, составляют стратегические запасы России. Более 80% запасов нефти и газа сосредоточены в МПП Российской Федерации. Незаконный промысел водных биологических ресурсов наносит непоправимый вред как в экономической, так и в экологической сфере деятельности государства. Обеспечение экологической и экономической безопасности является одной из важнейших составляющих национальной безопасности Российской Федерации, находясь в одном ряду с такими составляющими, как обеспечение общественной безопасности и безопасности личности [2, ст. 2]. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., сформулировавшей основные направления государственной политики России, учитывая важность данного направления деятельности государства, сказано, что, наряду с обеспечением основных приоритетов национальной безопасности, Российская Федерация сосредоточивает свои усилия и ресурсы на приоритетах устойчивого развития, среди которых - экология живых систем и рациональное природопользование [3, ст. 244]. Важнейшим

компонентом окружающей среды являются водные биологические ресурсы, а их незаконная добыча (вылов) - одним из опасных видов воздействия на окружающую среду и природные ресурсы. Поэтому экологическая и экономическая проблематика все больше акцентирует на себе внимание научных кругов, политиков, бизнесменов, различных общественных организаций. Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности.

Формирование современной системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере позволяет государству максимально повысить возможности противодействия внешним и внутренним угрозам его интересам и безопасности, создать благоприятные условия для эффективной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия в пограничной сфере.

Действующая нормативно-правовая база по проблемам обеспечения национальных интересов страны позволяет сделать вывод, что пограничная сфера Российской Федерации представляет собой специфическую область жизнедеятельности личности, общества и государства, определяющими факторами которой являются государственная граница и приграничная территория.

Морское пограничное пространство Российской Федерации в современном представлении делится на две группы пространств:

1. Пространство, находящееся до линий государственной границы: побережье, внутренние воды и территориальное море Российской Федерации, в пределах которых распространяется суверенитет России.

2. Пространство, располагающееся за линией государственной границы: исключительная экономическая зона, континентальный шельф, полярный сектор, в которых Россия обладает или должна обладать, в соответствии с международным правом или внутренним законодательством, суверенными правами и юрисдикцией.

Морское пограничное пространство каждого государства устанавливается (в отличие от континентального пограничного пространства) международным сообществом исходя из норм международного права, и по установленному порядку принимается прибрежными государствами (Россией). Принципиальные подходы к размерам морского пограничного пространства определяются международными нормами и находят свое выражение в двухсторонних договорах сопредельных государств, в решениях высших органов государственной власти Российской Федерации и других прибрежных государств.

В соответствии с положениями Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 г., принят ряд нормативных актов. Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2000 г. утверждены Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на

период до 2010 г., Постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены: Концепция судоходной политики, Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 г. [4, с. 768; 5].

Пограничные органы Федеральной службы безопасности РФ являются органами охраны морских пограничных пространств, в том числе и их живых ресурсов. На них также возложена функция координации действий других органов страны в следующих районах:

- во внутренних морских водах и территориальном море (согласно ст. 39, ч. 2 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 г., ст.ст. 27, 28 Закона «О Государственной границе Российской Федерации»);

- в исключительной экономической зоне (согласно ст. 35, ч. 1 и ч. 2 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г.);

- на континентальном шельфе (согласно ст. 42, ч. 1 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г.).

Охрана внутренних морских вод, территориального моря и их природных ресурсов осуществляется во взаимодействии со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по обороне, охране окружающей среды, природным ресурсам, другими специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, а также с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях реализации возложенной задачи пограничные органы ФСБ России предупреждают, выявляют и пресекают нарушения в области оборота биологических ресурсов моря. На сегодняшний день пограничные органы являются одним из самых эффективных инструментов борьбы с морским браконьерством и связанной с этим незаконной экономической деятельностью.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации, в основном, сформирована нормативно-правовая база в области обеспечения пограничной безопасности морских пространств, которая позволяет пограничным органам осуществлять свою оперативно-служебную деятельность. Вместе с тем, как показывает практика, накопленный в пограничных органах опыт свидетельствует о необходимости дальнейшего исследования данной проблемы.

Литература и источники:

1. Горшков, С. Г. Морская мощь государства / С. Г. Горшков. -М. : Воениздат, 1979. - 414 с.

2. О безопасности : федер. закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ.

3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. : указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537.

4. Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 г. : приложение к указу Президента РФ от 4 марта 2000 г. //Морской сборник. - 2000. - № 4.

5. Основы военно-морской науки : военно-теоретический труд / под рук. А. П. Рудометкина. - М. : Воениздат, 2008.

6. Правовое обеспечение пограничной деятельности : учебное пособие / колл. авторов. - М. : Пограничная академия ФСБ России, 2005.

7. Об исключительной экономической зоне Российской Федерации : федер. закон от 17.12.1998 № 191-ФЗ (ред. от 21.11.2011).

8. О континентальном шельфе Российской Федерации : федер. закон от 30.11.95 № 187-ФЗ (ред. от 21.11.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.