Научная статья на тему 'Понятие лексико-семантической картины речевой ситуации в современной русской лингвистической науке'

Понятие лексико-семантической картины речевой ситуации в современной русской лингвистической науке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
168
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ КАРТИНА РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ / ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА / КОГНИТИВНАЯ КАРТИНА МИРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алексеева Мария Сергеевна

В статье рассматривается целесообразность введения в лингвистическую науку понятия лексико-семантической картины речевой ситуации, а также место нового понятия в системе языка как переходного звена между языковой картиной и речевой деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие лексико-семантической картины речевой ситуации в современной русской лингвистической науке»

© М.С. Алексеева, 2016

О

Метеор-Сити

НАУКА РАЗВИТИЯ

№1/2016

АЛЕКСЕЕВА МАРИЯ СЕРГЕЕВНА

аспирант Челябинского государственного педагогического университета, г. Челябинск, Россия

ПОНЯТИЕ ЛЕКСИКО - СЕМАНТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Аннотация. В статье рассматривается целесообразность введения в лингвистическую науку понятия лексико-семантической картины речевой ситуации, а также место нового понятия в системе языка как переходного звена между языковой картиной и речевой деятельностью.

Ключевые слова: лексико-семантическая картина речевой ситуации, лексико-семантическая группа, когнитивная картина мира, национальная картина мира, языковая картина мира.

На современном этапе развития лингвистической науки разработан целый комплекс взаимосвязанных понятий, описывающих рефлекторный механизм порождения речи. Это мыслительный процесс второй сигнальной системы [8] человека с точки зрения восприятия образов действительности как будущих референтов [9, ^ 23], их интерпретации и преобразования в концепты посредством универсального предметного кода [9, ^ 39] и последующей реализации с учетом языковых норм.

Слово выступает, с одной стороны, как единица языка, которая является формой существования понятия и выражения эмоций и отношений [2, с. 78], а с другой — как актуализированная в речи языковая единица. Соответственно, и в рамках языковой системы, и в качестве единицы процесса порождения речи слово функционирует как связующее звено и объединяет комплексы смежных лингвистических понятий.

Однако в современной лингвистической науке отсутствует понятие, отражающее связь сознания с лексико-семантическим наполнением конкретной речевой ситуации на уровне языка [6, с. 38], что обусловливает целесообразность введения нового понятия — «лексико-семантической

картины речевой ситуации». Данное терминологическое сочетание обладает потенциалом включения в качестве базовой единицы в систему программированного обучения иностранным языкам, основанного на разработке стандартизированной тематики речевых ситуаций и их лексико-семантической реализации с учетом присущих языковому коллективу стереотипных установок [3, с. 17].

Для объективного определения данного понятия рассмотрим весь понятийный комплекс науки, необходимый для раскрытия связи между системой языка и ее актуализацией в рамках конкретной речевой ситуации.

© М.С. Алексеева, 2016

В плане выражения рассматривается понятие лексемы — слова в одном из его значений [1, с. 13]. В плане содержания лексеме соответствует понятие семемы. Лексемы и семемы в своей совокупности входят в номинативную систему языка [9, с. 23-24].

Слово как единица речевого процесса напрямую связано с понятием денотата — вербализованного образа предмета или ситуации [9, с. 23-24]. В психолингвистике денотат рассматривается как разновидность концепта, т.е. оперативной единицы памяти [5, а 90-92], включающей отражение образа действительности, его информационное содержание и интерпретационное поле [9, а 106], но в отличие от денотата, концепт может включать невербализованные образы.

В соответствии с данным положением З.Д. Попова и И.А. Стернин рассматривают три варианта соотнесения концепта, семемы и лексемы:

1) наличие концепта, но отсутствие семемы и лексемы, что объясняет наличие лексических лакун в языке;

2) наличие концепта и потенциальной семемы, но отсутствие лексемы — данное условие обуславливает использование описательного перевода в процессе межкультурного общения;

3) наличие концепта, семемы и лексемы, т.е. наличие однозначных лексических соответствий, облегчающих как процесс перевода, так и простого восприятия иноязычной речи [9, ^ 23-24].

Учитывая национальную специфику соотношения концепта, семемы и лексемы, понятие «лексико-семантической картины речевой ситуации» считаем более универсальным, по сравнению с существующими в языке понятиями тематической группы [3] и лексико-семантической группы [7]. В отличие от данных понятий, которые являются совокупностью денотатов, понятие лексико-семантической картины учитывает наличие лексических лакун и потенциальных семем в языке, т.к. оно непосредственно связано с ситуацией речевого общения, а значит, учитывает не только лексикографическое

метеор:сйтй №1/2016

НАУКА РАЗВИТИЯ

значение слов, но и психолингвистическое — упорядоченное единство всех семантических компонентов, которые реально связаны с данной лексемой в сознании носителя языка [9, а 92].

Для обоснования употребления слова «картина» в нашем понятии достаточно обратиться к уже существующему понятию картины мира в современной лингвистической науке. Под картиной мира принято понимать упорядоченную совокупность знаний о действительности, сформировавшуюся в обществе, в групповом и индивидуальном сознании [9, ^ 49].

Совокупность представлений конкретного народа о действительности на определенном этапе развития, зафиксированную в единицах языка, называют языковой картиной мира, включающей номинативные, функциональные и образные средства языка, а также его фоносемантику [9, а 52, 62; 4]. В процессе речи необходимо учитывать также знание национальной когнитивной картины мира, т. е. общих представлений о действительности для всех представителей народа [9, а 51].

Таким образом, под лексико-семантической картиной речевой ситуации понимается совокупность лексем и невербализованных семем, объединенных тематикой конкретной речевой ситуации и отражающих когнитивную, национальную и языковую картины мира в сознании человека как представителя народа.

Введение данного понятия в современную лингвистическую науку является целесообразным, так как не только восполняет недостающее звено понятийного комплекса науки, но и может стать основой для развития современной тенденции программированного обучения иностранным языкам, необходимой для улучшения качества образования, ускорения процесса овладения иностранными языками в условиях роста интегральных процессов глобализации и увеличения числа межкультурных взаимодействий.

© М.С. Алексеева, 2016

(*<Ы МЁТЁОР:СЙТЙ №1/2016

НАУКА РАЗВИТИЯ

Библиографический список

1. Апресян Ю.Д. Исследования по семантике и лексикографии. М.: Языки славянских культур, 2009. 568 с.

2. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык. М.: Флинта: Наука, 2002. 384 с.

3. Гак В.Г. Сопоставительная лексикология. М.: Международные отношения, 1977. 264 с.

4. Гончарова Н.Н. Языковая картина мира как объект лингвистического описания [Электронный ресурс] // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки, 2012. N 2. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/yazykovaya-kartina-mira-kak-obekt-lingvisticheskogo-opisaniya (дата обращения: 23.11.2015).

5. Кубрякова Е.С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 c.

6. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. Минск: ТетраСистемс, 2008. 272 с.

7. Никандрова И.А. О соотношении понятий «функционально-семантический класс слов» и «лексико-семантическая группа» [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, 2010. N 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-sootnoshenii-ponyatiy-funktsionalno-semanticheskiy-klass-slov-i-leksiko-semanticheskaya-gruppa (дата обращения: 23.11.2015).

8. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1949. 455 с.

9. Попова, З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восто-Запад, 2007. 314 с.

The notion of lexical-semantic pattern of speech situation in the modern Russian language science

Key words: lexico-semantic picture of a speech situation, lexico-semantic group, cognitive world picture, national world picture, linguistic world picture.

http://www.meteor-city.top/#!1-16-alexseeva/i7w4n

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.