Научная статья на тему 'Понятие коррупционных преступлений в сфере закупок и их классификация'

Понятие коррупционных преступлений в сфере закупок и их классификация Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2017
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
понятие коррупционного преступления / классификация должностной коррупции / совершенствование оценочных критериев по государственным закупкам. / concept of corruption offense / classification of official corruption / improvement of evaluation criteria for public procurement

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олег Витальевич Синчурин

В статье автор сделал попытку обосновать необходимость уточнения действующего законодательства формулировкой «коррупционное преступление в сфере закупок». Рассматриваются понятие «коррупционное преступление в сфере закупок», законодательное определение и регулирование деятельности государства в сфере государственных закупок, классификация коррупционных преступлений в сфере государственных закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Олег Витальевич Синчурин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of corruption offenses in the field of procurement and their classification

In the article, the author made an attempt to justify the need to clarify the existing legislation with the words «crime of corruption in procurement». Discusses the concept of «crime of corruption in procurement», legislative definition and regulation of the activities of states in the area of public procurement, the classification of crimes of corruption in public procurement.

Текст научной работы на тему «Понятие коррупционных преступлений в сфере закупок и их классификация»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10031

ПОНЯТИЕ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЗАКУПОК И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Олег Витальевич СИНЧУРИН, соискатель кафедры уголовного права и криминологии Всероссийского государственного университета юстиции E-mail: sinchurin.oleg@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология,

уголовно-исполнительное право

Научный руководитель: В.Ю. Дроздов, доцент кафедры уголовного права и криминологии

Всероссийского государственного университета юстиции, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. В статье автор сделал попытку обосновать необходимость уточнения действующего законодательства формулировкой «коррупционное преступление в сфере закупок». Рассматриваются понятие «коррупционное преступление в сфере закупок», законодательное определение и регулирование деятельности государства в сфере государственных закупок, классификация коррупционных преступлений в сфере государственных закупок.

Ключевые слова: понятие коррупционного преступления, классификация должностной коррупции, совершенствование оценочных критериев по государственным закупкам.

Annotation. In the article, the author made an attempt to justify the need to clarify the existing legislation with the words «crime of corruption in procurement». Discusses the concept of «crime of corruption in procurement», legislative definition and regulation of the activities of states in the area of public procurement, the classification of crimes of corruption in public procurement.

Keywords: concept of corruption offense, classification of official corruption, improvement of evaluation criteria for public procurement.

В настоящее время вопросы коррупции и противодействия данному преступному явлению получили широкое распространение в научном и экспертном сообществе в связи с внушительным количеством резонансных уголовных дел последних лет. В связи с этим представляется актуальным изучить понятийный аппарат данного правового явления с позиции осуществления указанного уголовного преступления в сфере закупок.

Сфера государственных закупок за последние годы существенно видоизменилась. Внедрение тендерной системы, должной обеспечить прозрачность процесса, создало дополнительные источники формирования коррупционной составляющей.

Исходя из этого целью настоящего исследования является обоснование необходимости уточнения действующего законодательства фор-

мулировкой «коррупционное преступление в сфере закупок».

Для исследования любого понятия необходимо:

во-первых, сформулировать, предложить и обосновать единый термин, слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия специальной области науки;

во-вторых, обозначить его содержание — совокупность общих и специфических признаков, характеризующих преступное деяние,

в-третьих, определить объем рассматриваемого понятия, т.е. обозначить все предметы (противоправные деяния), к которым можно применить данное понятие1.

Термин «коррупционное преступление в сфере закупок» на сегодняшний день не получил широкого распространения в научной лексике2.

№ 1/2019

1. Юридический термин должен представлять собой слово (или словосочетание), определенное в законодательстве.

Поскольку общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и имеют превалирующее значение, то их следует рассмотреть в первую очередь.

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф33 коррупция — это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (п. 1 ст. 1). Соответственно, понятие коррупции приводится посредством перечисления виновно совершенных общественно опасных деяний, предусмотренных статьями 285, 286, 201, 290, 291, 204 УК РФ, запрещенных УК РФ под угрозой наказания, — коррупционных преступлений. При этом в уголовном законодательстве РФ нет нормативно закрепленного понятия «коррупционное преступление».

2. По общему правилу, построение термина должно основываться на источниках его фор-мирования4. Наименование данного вида преступления является производным от сочетания следующих понятий:

■ «коррупционное преступление» — преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания;

■ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд — совокупность действий, осуществляемых в установленном п. 3 ст. 3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд5;

■ закупка товара, работы, услуги в том числе для целей коммерческого использования отдельными видами юридических

лиц6.

Направление российской экономики на им-портозамещение вынудило большое количество предприятий, государственных учреждений и прочих организаций искать новых контрагентов для обеспечения производственного и рабочего процесса7. Данные условия сформировали дополнительные возможности для коррупционной составляющей.

3. Термин должен являться обобщенным наименованием юридического понятия, имеющим точный и определенный смысл, отличающийся смысловой однозначностью и функциональной устойчивостью8.

Основываясь на приведенных тезисах, считаем, что термин «коррупционное преступление в сфере закупок» наиболее точно отражает содержание состава преступления, выражающееся в противоправном нарушении правил государственных, муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц. Использование подобного наименования существенно снизит количество ошибок при квалификации преступных деяний.

Современное законодательство позволяет дифференцировать исследуемое понятие по различным основаниям.

В статье 1 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-Ф3 законодателем сделан акцент на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок на следующих этапах закупки:

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества);

4) исполнения контрактов;

5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в

№ 1/2019

сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с требованиями ст. 24 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 г. № 22Э-ФЗ конкурентные закупки могут включать один или несколько этапов.

Существенное распространение закупка товаров, работ и услуг с вовлечением государственных служащих в данный процесс получает при реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства. Целью частного партнера является формирование максимальной прибыли от проекта, в том числе за счет получения различных льгот от государства в рамках реализации государственно-частного партнерства, а также продвижение и защита собственных коммерческих интересов9. Достижение данной цели со стороны частного партнера может осуществляться в том числе посредством коррупционной составляющей в отношении публичного партнерства, т.е. государства в лице конкретного государственного служащего.

Следовательно, преступные правонарушения возможны на любой из указанных выше стадий закупки, что подтверждается правоприменительной практикой.

Верховным Судом Республики Дагестан (далее — РД) по делу № 22-1871-1210 в кассационном определении установлена вина Маммае-ва А.У. в превышении своих полномочий на этапах планирования закупки и определения поставщиков.

Маммаев А.У., являлся контактным лицом для проведения открытого аукциона по закупке медицинского оборудования комиссией РФОМС «Дагестан». В размещенной на сайте Интернета документации об аукционе на заключение государственного контракта на поставку диагностической компьютерной техники для нужд лечебно-профилактических учреждений РД установлены начальные (максимальные) цены контракта (цены лотов).

Согласно заключению Дагестанского центра независимой экспертизы, положительная разница между начальной максимальной ценой медицинского оборудования, указанной в лоте 41, и рыночной стоимостью данного оборудования составляет свыше 203 млн руб. Помимо этого, размещенная на сайте в Интернете аукционная документация никем не утверждена.

Действия подсудимого квалифицированы по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ, он приговорен к пяти годам лишения свободы с лишением права за-

нимать должности руководителя в государственных и муниципальных учреждениях, в единых комиссиях по размещению заказов путем проведения конкурса, аукциона, а также путем запроса котировок цен на три года.

Московским городским судом в Апелляционном определении № 10-5054/2013 от 23 июля 2013 г. по делу № 1-149/1311 оставлен в силе приговор группе лиц при заключении государственных контрактов на поставку печатной продукции; за их преднамеренное неисполнение и получение предварительной оплаты, обращенной в доход участников преступной группы.

Преступники зарегистрировали юридическое лицо и посредством интернет-сайта государственных закупок подбирали организации, с которыми самостоятельно заключали контракты.

Получив извещение о проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта по осуществлению подписки на периодические издания в__году, на участие в аукционе были поданы заявки от юридического лица и еще трех организаций; юридическим лицом был предоставлен необходимый пакет документов. Поданные заявки были рассмотрены, юридическое лицо было допущено к участию в аукционе и признано победителем как предложившее наименьшую цену.

Подсудимые подтвердили заключение государственного контракта между юридическими лицами, факт перечисления денежных средств

на счет организации в размере__руб. и

факт частичной поставки продукции на сумму

__руб.

Также судом установлено, что по государственному контракту была поставлена часть продукции, но без товарных накладных и счетов-фактур, лишь с описью периодических изданий, без подписей руководства и оттисков печати юридического лица, после чего поставки прекратились.

Московский городской суд первой инстанции принял решение о виновности Ф.И.О. и Ф.И.О. и доказанности их вины в инкриминированных им преступлениях и, вопреки доводам жалоб защитников и осужденного Ф.И.О., дал их действиям правильную юридическую квалификацию по ч. 4 ст. 159 УК РФ и по ч. 3 ст. 30 УК РФ, ч. 4 ст. 159 УК РФ.

В главы 23 и 30 УК РФ Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 469-ФЗ12 внесены изменения в ст. 201.1 «Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа» и ст. 285.4 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа».

№ 1/2019

В главу 22 УК РФ Федеральным законом от 23 апреля 2018 г. № 99-Ф313 внесены нормы, обеспечивающие уголовно-правовую охрану правоотношений в сфере государственных закупок: ст. 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» и ст. 200.5 «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок».

Поскольку нормы в УК РФ дифференцированы по объекту посягательства, то, следуя подходу законодателя, коррупционные преступления в сфере государственных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц можно разделить на группы норм, защищающие от преступных посягательств следующие общественные отношения и социальные ценности:

■ общественные отношения в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ);

■ интересы службы в коммерческих и иных организациях (глава 23 УК РФ);

■ государственную власть, интересы государ-

ственной службы и службы в органах самоуправления (глава 30 УК РФ).

Кроме того, при квалификации всякого преступного деяния необходимо учитывать специфику его субъекта.

Согласно сложившейся концепции отечественной уголовно-правовой науки субъект преступления может быть общим, обладающим как признаками, предусмотренными ст. 19 УК РФ, являясь вменяемым физическим лицом, достигшим возраста, установленного УК РФ, так и специальными признаками.

Пунктом 1 примечания к ст. 285 УК РФ закреплено понятие должностного лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющего функции представителя власти либо выполняющего организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, которое может быть субъектом злоупотребления должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (ст. 285.4 УК РФ).

Преступление, предусмотренное ст. 201.1 УК РФ, может быть совершено исключительно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением. В статьях указанной выше главы, а также в статьях 199.2 и 304 УК РФ таким лицом признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях в соответствии с примечанием 1 к ст. 201 УК РФ.

Уголовным законодательством предусмотрены ранее специально не детерминированные субъекты преступления в сфере государственных закупок — работники контрактной службы, контрактные управляющие, члены комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющие приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иные уполномоченные лица, представляющие интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации (ст. 200.4 УК РФ).

Общий субъект преступления предусмотрен нормами ст. 200.5 УК РФ, а также нормами главы 21 УК РФ в случае совершения преступлений со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) государственного контракта, либо иного лица, не обладающего перечисленными выше специальными признаками.

Подводя итог изложенному выше, можно сформулировать следующие выводы.

1. Закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц осуществляется внутри обособленной системы правоотношений, содержание которых регламентируется специальными нормативными правовыми, а также подзаконными актами.

2. Термин «коррупционное преступление в сфере закупок» наиболее точно отражает содержание состава преступления, выражающееся в противоправном нарушении правил государственных, муниципальных закупок и закупок

№ 1/2019

отдельными видами юридических лиц. Использование такого наименования существенно снизит количество ошибок при квалификации преступных деяний.

3. Коррупционные преступления в сфере закупок делятся на виды преступлений, совершаемых на этапах:

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги;

4) исполнения контрактов;

5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц.

По объекту посягательства из понятия преступления в сфере государственных закупок можно выделить деяния, причиняющие вред общественным отношениям в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ); интересам службы в коммерческих и иных организациях (глава 23 УК РФ); государственной власти, интересам государственной службы и службы в органах самоуправления (глава 30 УК РФ).

По субъекту преступного посягательства преступления в сфере закупок можно дифференцировать на преступления, совершаемые как общим, так и специальным субъектом.

1 Толкаченко АА Теоретические основы квалификации преступлений. М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 54.

2 См.: Бастрыкин А,И, Правовые проблемы борьбы с коррупцией // Рос. следователь. 2017. № 24. С. 6—10; Зверева Н,П, Проблемы привлечения к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд // Рос. следователь. 2017. № 24. С. 16—18;

Шурпаев Ш,М, Некоторые аспекты криминологической характеристики коррупционных преступлений в сфере государственных и муниципальных закупок // Рос. следователь. 2016. № 21. С. 36—40.

3 Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 (ред. от 30.10.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»

4 Даниленко В,П, Актуальные направления лингвистического исследования русской терминологии // Современные проблемы русской терминологии. М.: Наука, 1986. С. 16.

5 Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ // СЗ РФ.2013. № 14. Ст. 1652.

6 Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. № 223-Ф3 / СЗ РФ. 2011, № 30 (ч. 1). Ст. 4571.

7 Восканян P.O., Opdoe К.В. Развитие инновационных предприятий в период импортозамещения // Экономика устойчивого развития. 2016. № 3 (27). С. 106—109.

8 Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Юрид. лит., 1990. С. 65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Восканян P.O. Финансирование государственных инновационных программ из внебюджетных источников // Научные исследования и разработки. Экономика. 2017. Т. 5. № 4. С. 40—44.

10 Архив Верховного Суда Республики Дагестан.

11 Архив Московского городского суда.

12 Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 29.12.2017 г. № 469-ФЗ // СЗ РФ. 2018. № 1. (ч. I). Ст. 53.

13 Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 23.04.2018 г. № 99-ФЗ // СЗ РФ. 2018. № 18. Ст. 2569.

Библиографический список

1. Бастрыкин А.И. Правовые проблемы борьбы с коррупцией // Рос. следователь. 2017. № 24. С. 6—10.

2. Восканян P.O. Финансирование государственных инновационных программ из внебюджетных источников // Научные исследования и разработки. Экономика. 2017. Т. 5. № 4. С. 40—44.

3. Восканян P.O., Opdoe К.В. Развитие инновационных предприятий в период импортоза-мещения // Экономика устойчивого развития. 2016. № 3 (27). С. 106—109.

4. Даниленко В.П. Актуальные направления лингвистического исследования русской терминологии // Современные проблемы русской терминологии. М.: Наука, 1986.

5. Зеерееа Н.П. Проблемы привлечения к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд // Рос. следователь. 2017. № 24. С. 16—18.

6. Толкаченко А.А. Теоретические основы квалификации преступлений. М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

7. Шурпаее Ш.М. Некоторые аспекты криминологической характеристики коррупционных преступлений в сфере государственных и муниципальных закупок // Рос. следователь. 2016. № 21. С. 36—40.

8. Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Юрид. лит., 1990.

№ 1/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.