ЭКОНОМИКА
Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 3. С. 325-329.
УДК 330.342.4:339.13 С. А. Дёмин
ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Рассматриваются понятие конкурентоспособности предприятия и методики ее оценки. Оценка конкурентоспособности является методологической основой для анализа и, как следствие, выявления путей повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Отмечаются недостатки авторских подходов, а также методик оценки. Предложено авторское определение конкурентоспособности предприятия.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность предприятия, методы конкурентоспособности предприятия, оценка конкурентоспособности предприятия.
Каждое предприятие, которое образуется, развивается и функционирует на рынке для производства товаров или оказания услуг, стремится добиться основной цели - максимизации прибыли. При этом данная цель может быть достигнута при соблюдении определенных параметров: обеспечение кадрового состава, учет производст-
венных мощностей, маркетинговое изучение рынка, развитие системы управленческого аппарата, знание экономических характеристик предприятия и т. д. Одним из факторов, влияющих на увеличение прибыли, по нашему мнению, является определение конкурентоспособности самого предприятия на рынке в сравнении с другими организациями, которые производят аналогичные или схожие товары, товары-заменители. В условиях развития рыночных отношений в Республике Казахстан понятие «конкурентоспособность предприятия» выходит на первый план. Данный показатель является одним из важных индикаторов роста и развития любого предприятия в условиях рыночной системы и развития отечественного производства. Тем не менее конкурентоспособность предприятия как научная категория еще мало изучена. Причиной данного факта является постоянная изменчивость условий существования как самого рынка, так и предприятий на нем. Множественные экзогенные и эндогенные характеристики, находящиеся в динамике, постоянно влияют на конкурентоспособность предприятия.
Вопросами изучения конкурентоспособности предприятия, а также оценки конкурентоспособности занимались такие ученые, как Е.П. Голубкова, А.Н. Печенкина, А.С. Глухова, П.С. Завьялова, Г.Л. Багиева, Т.А. Блашенкова, М.О. Ермолова, А. П. Градов, В.С. Ефремов, Т.М. Каретникова, И.К. Максимова, Н.С. Яшин, Т. Коно, Г. Минтсберг, М. Портер, Ф. Котлер, Р.Т. Паскаль, Т. Петерс, Н. Петс и др. [1, с. 361].
Выделяют несколько видов конкурентоспособности:
1) товарный;
2) микроуровень;
3) мезоуровень;
4) макроуровень.
Более детально характеристики видов конкурентоспособности представлены в табл. [2, с. 16-24].
© С.А. Дёмин, 2011
Характеристика видов конкурентоспособности
Вид конкурентоспособности Объект или субъект конкурентоспособности Некоторые факторы конкурентоспособности
Товарный Товары (работы, услуги) 1. Качество продукции, соответствие нормам и стандартам. 2. Цена. 3. Соответствие. потребительскому спросу.
Микроуровень Товаропроизводитель (организация, фирма, предприятие) 1. Сравнительная конкурентоспособность продукции. 2. Эффективность производственной деятельности. 3. Финансовые показатели деятельности. 4. Эффективность организации и сбыта продукции на рынке и его доля.
Мезоуровень Объединение товаропроизводителей (организация, фирма, предприятие) отрасли 1. Внутренняя структура отрасли. 2. Влияние внешней среды. 3. Конкурентоспособность отдельных элементов. 4. Взаимодействие между элементами системы.
Макроуровень Народное хозяйство в целом, страновая конкурентоспособность, конкурентоспособность регионов 1. Инвестиционный климат. 2. Научно-технический уровень. 3. Конкурентоспособность промышленности и отраслей народнохозяйственного комплекса в целом. 4. Экономическая безопасность. 5. Рациональное национальное законодательство и его связь с международным правом.
Объектом нашего исследования является микроуровень, так как товаропроизводители в виде предприятия, организации, фирмы являются основным элементом в развитии экономической системы любого государства. Прежде чем начать рассматривать сущность и составляющие конкурентоспособности предприятия, необходимо определиться с дефиницией данного термина. Проанализируем определение «конкурентоспособность предприятия», данное рядом авторов.
Г.Л. Азоев, П.С. Завьялов, Л.Ш. Лозовский трактуют конкурентоспособность как способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей.
Е.С. Русак, Е.И. Сапёлкина пишут: «Конкурентоспособность предприятия -это способность создавать и использовать стратегические факторы успеха, выгодно отличающие предприятие от конкурентов и дающие определенные рыночные преимущества выпускаемой продукции» [3, с. 117-118].
Н.Л. Зайцев: «Конкурентоспособность предприятия - способность предприятия сохранять устойчивое положение на рынке товаров, услуг и т. п.» [4, с. 468].
О. Калдыбаев, А. Темирбаев: «Конкурентоспособность предприятия - это экономические, технические, организацион-
ные возможности предприятия и его преимущество перед конкурентами. Возможности предприятия выдержать конкуренцию: например, снижать издержки производства, повышать качество продукции, устойчиво занимать определенную долю ренты и получать высокие доходы» [5, с. 44-48].
И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова: «Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать имеющиеся ресурсы» [6, с. 172-176].
Все авторы рассматривают конкурентоспособность предприятия как относительную категорию, то есть каждое предприятие по тем или иным характеристикам сопоставляется с конкурентами [7, с. 42]. Такой методологический подход к оценке конкурентоспособности предприятия является довольно распространенным и достаточно удобным с точки зрения как логического восприятия, так и математического описания. Вместе с тем он не отражает всей глубины категории «конкурентоспособность предприятия» и имеет ряд существенных недостатков:
- выбор в качестве базы сравнения одного или нескольких конкурентов позволяет ранжировать конкурентные позиции анализируемых предприятий, но сужает возможность обобщенной объективной оценки отраслевой конъюнктуры;
- основной акцент делается на сопоставлении показателей конкурентов, в то время как вне поля зрения остается проблема современной адаптации предприятия к изменяющимся условиям среды;
- отсутствует системность оценки конкурентоспособности: и локальные, и интегральные параметры работы предприятия сопоставляются без учета сложных внутрисистемных связей и динамики изменения;
- в определении даются или рассматриваются только несколько параметров, с помощью которых будет достигаться конкурентоспособность, т. е. отсутствует системность показателей для достижения конкурентоспособности;
- как правило, для понятия «конкурентоспособность» учитывается текущий период времени, что исключает стратегическое развитие предприятия;
- конкурентоспособность учитывается только при производстве товара как конечного объекта и не учитывается после производственного обслуживания. В определениях практически отсутствует указание на предоставление услуг предприятием.
Практически все вышеприведенные определения рассматривают категорию «конкурентоспособность предприятия»
как величину постоянную, но она, как и множество других экономических категорий, не является таковой: в определенный период времени предприятие может быть конкурентоспособным, а в следующий период (при изменившейся конъюнктуре рынка и изменившейся внешней среды) -не конкурентоспособным. Таким образом, конкурентоспособность предприятия -категория, зависящая от многих факторов и меняющаяся с течением времени.
Принимая во внимание уже существующие определения конкурентоспособности предприятия и обозначенные недостатки, выявим отличительные признаки конкурентоспособности предприятия:
- конкурентоспособность предприятия - величина непостоянная (зависит от экзогенных и эндогенных показателей);
- конкурентоспособность предприятия должна отражать возможности предприятия адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды;
- конкурентоспособность предприятия должна отражать возможность бескризисного функционирования не только
в текущее время, но и в длительный промежуток времени;
- конкурентоспособность предприятия - сложный комплексный показатель, оценку которого нельзя свести к определению одного показателя;
- конкурентоспособность предприятия
- это системный комплекс данных (показателей), находящихся в постоянной динамике.
Исходя из представленного анализа определений понятия «конкурентоспособность», нами выявлены признаки, раскрывающие сущность данной категории:
1. Конкурентоспособность проявляется на рынке.
2. Понятие «конкурентоспособность» обладает свойством универсальности и распространяется как на объект рыночных отношений (товар, услугу), так и на субъект (организацию, отрасль, страну в целом).
3. Конкурентоспособность обладает многоуровневостью (микро-, мезо- и макроуровень, на каждом из которых используется свой набор характеристик для определения конкурентоспособности).
4. Конкурентоспособность объектов и субъектов хозяйствования находится в динамичном и неустойчивом состоянии в связи с постоянно меняющейся конкурентной средой.
5. Конкурентоспособность является величиной относительной, при которой базой для сравнения выступают аналогичные показатели конкурентов.
6. Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия являются взаимосвязанными понятиями, так как предприятие является опосредованным носителем конкурентоспособности посредством товаров и услуг, вместе с тем конкурентоспособность предприятия определяется характеристиками, отличными от используемых при определении конкурентоспособности продукции.
В свою очередь, для точной оценки уровня конкурентоспособности предприятия применяется целый ряд методик оценки конкурентоспособности. Оценка является отправной точкой разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности хозяйствующего субъекта и в то же время - критерием результативности этих мероприятий. Кроме того, оценка конкурентоспособности является методологической основой для анализа и, как следствие, выявления путей повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в следующих целях:
1) разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
2) выбора контрагентов для совместной деятельности;
3) организации мероприятий по эффективному использованию ресурсов предприятия;
4) составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;
5) разработки новых видов товаров и услуг;
6) осуществления инвестиционной деятельности;
7) реализации государственного регулирования экономики.
Анализ экономической литературы по рассматриваемой тематике позволяет выделить несколько подходов к решению сформулированной задачи.
Так, матричные методы базируются на маркетинговой оценке деятельности предприятия и его продукции. В основе методики лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции предприятия.
В основе другого подхода - методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия, которые базируются на суждении о том, что конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Для определения конкурентоспособности продукции используются различные маркетинговые и квалимет-рические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения цена - качество.
Методы, основанные на теории эффективной конкуренции, заключаются в балльной оценке способностей предприятия по обеспечению его конкурентоспособности. Каждая из сформулированных в ходе предварительного анализа способностей предприятия по достижению конкурентных преимуществ оценивается экспертами с точки зрения имеющихся ресурсов.
Комплексные методы предполагают выделение текущей и потенциальной конкурентоспособности предприятия. В большинстве случаев текущая конкурентоспособность определяется на основании оценки конкурентоспособности продукции предприятия, потенциальная конкурентоспособность - по аналогии с методами, основанными на теории эффективной конкуренции.
Анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятия позволяет отметить следующие общие недостатки представленных методов.
Подавляющее большинство методик основывается на выявлении факторов, определяющих конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, при этом акцент делается на создании их исчерпывающего перечня. Однако система факторов конкурентоспособности предприятия является открытой, а множество элементов этой системы - нечетким. Таким образом, количество факторов конкурентоспособности практически бесконечно, следовательно, как бы ни был обширен их перечень, он все равно не будет исчерпывающим, а значит, и основанная на таком неполном перечне оценка конкурентоспособности предприятия будет неадекватной. Ставя во главу угла исчерпывающий перечень факторов конкурентоспособности, исследователи попадают в тупик, поскольку такой перечень невозможен в принципе.
Для оценки выявленных исследователями факторов конкурентоспособности, а также определения ряда других показателей используются приблизительные оценки, «экспертные методы», отличающиеся существенной субъективностью и условностью. Конечно, в ряде случаев избежать такого подхода невозможно, однако использование подобных оценок в качестве базового метода приводит к весьма слабой математической связи исходных факторов с оцениваемым показателем конкурентоспособности.
Ряд методик при оценке конкурентоспособности предприятий основывается на весьма сложных идеализированных построениях: вводятся новые для экономической науки определения и показатели, строятся различные матрицы, вводятся новые системы координат и так далее. И хотя логическая обоснованность используемых теоретических моделей не вызывает сомнения, в конкретных экономических условиях определенного хозяйствующего субъекта эти модели предстают как весьма абстрактные. В результате этого в ряде случаев не только невозможно осуществить сколько-нибудь точную количественную оценку того или иного предлагаемого параметра, но и вовсе сложно дать ему четкое определение. Все это существенно снижает возможность математической обработки вводимых категорий и не позво-
ляет адекватно оценить конкурентоспособность предприятия.
Мы считаем не совсем правомерным сведения различных по природе техникоэкономических показателей в единый показатель конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. При этом экономисты вводят коэффициенты, определяющие весовое значение каждого из оцениваемых факторов. Однако различные экономические факторы в каждой конкретной экономической ситуации в различной степени влияют на конкурентоспособность предприятий, поэтому неправомерным является заведомое установление единых весовых коэффициентов для всех хозяйствующих субъектов.
Большинство методик предполагает сопоставление практически идентичных предприятий. Вместе с тем развитие товарно-денежных отношений приводит ко всё более усугубляющимся различиям в экономических условиях деятельности предприятий. Всё сложней становится определить четкие географические границы того или иного рынка, установить перечень конкурирующих товаров и предприятий, что влечет неприменимость подобных методик оценки конкурентоспособности предприятий.
Отмеченные недостатки существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятий обусловливают невысокие возможности практического применения большинства из них. Основной причиной этого факта, по нашему мнению, является недостаточно четко определяемое большинством экономистов понятие конкурентоспособности предприятия и критериев оценки этого пока-
зателя. Это, в свою очередь, связано с отсутствием общепринятого понятия «конкурентоспособность предприятия».
С учетом вышеперечисленного мы сформулируем следующее определение конкурентоспособности предприятия, под которой понимается комплексная характеристика (способность) предприятия, характеризующая его возможность в любой момент времени и в пределах своей компетенции обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность с учетом адаптации к постоянно изменяющимся условиям внутренней и внешней среды, а также выгодно отличающие предприятие от конкурентов и дающие рыночные преимущества выпускаемой продукции или оказываемых услуг.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск : Новое знание, 2002. 361 с.
[2] Воронов А. Конкуренция в XXI веке // Маркетинг. 2001. № 5. С. 16-24.
[3] Экономика предприятия: ответы на экзаменац. вопр. / Е.С. Русак, Е.И. Сапёлкина. 2-е изд. Минск : ТетраСистемс, 2009. С. 117-118.
[4] Зайцев Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием : учеб. пособие.
М. : ИНФРА-М (Сер. «Высшее образование»), 2004. 468 с.
[5] Калдыбаев О., Темирбаев А. Экономика предприятия (фирмы) : учебное пособие. Алматы, Санат, 1997. 208 с.
[6] Сергеев И. В, Веретенникова И. И. Экономика организаций (предприятий): учебник / под ред. И. В.Сергеева. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Велби ; Проспект, 2005. С. 172.
[7] Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М. : Финансы и статистика, 2002. 342 с.