Научная статья на тему 'Понятие информации в современной экономической науке'

Понятие информации в современной экономической науке Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5191
475
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Экономика / экономическая наука / Информация / формы информации / знания / Economy / economic science / Information / the forms of information / Knowledge

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Боканов Александр Авангардович

Автор статьи иллюстрирует генезис дефиниции «информация» в рамках анализа экономических процессов, во взаимосвязи с естественно-научными и философскими исследованиями. Предлагается авторский подход к определению информации как основы для дальнейшего анализа ее роли и значения в экономической жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author illustrates the genesis of the definition of information applying to the economic processes in interrelation with researches in science and philosophy. The author presents his own approach to the description of the information concept as the basis for the future study of the role and significance of information in the economic life of the society.

Текст научной работы на тему «Понятие информации в современной экономической науке»

Боканов А. А.

ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ

С первого взгляда кажется, что информация никак не связана с экономической наукой, однако это не так. Сложность рассмотрения информации с точки зрения экономической науки связана с тем, что информация до последнего времени воспринималась как инородное понятие для нее. Хотя информационные потоки пронизывают экономическую жизнь общества, до последнего времени ей уделялось недостаточное внимание.

Пристальный интерес к информации сейчас во многом связан с формированием информационного общества, когда информация явственно проступает во всех сферах экономической жизни и игнорировать ее уже невозможно. Отчасти это объясняется тем, что, пока информация сама не стала вступать в товарооборот, ею во многих случаях обоснованно пренебрегали. Это видно на примере различных экономических учений.

Вопросами информации занимались кибернетика, философия, теория информации. Поэтому, подходя к выработке концепции информации для экономической теории, необходимо учитывать накопленные знания в других областях науки. Понятие информации очень широко и включает в себя «данные», «факты», «знания», «идеи» и другие термины. При этом нет определенного методологического единства относительно вопроса: «Что такое информация?» А без точного детерминирования использовать данную категорию в полной мере является невозможным. Этим объясняется наш подход к исследованию понятия «информация»: мы сначала рассмотрим понимание информации в философии, кибернетике, а затем перейдем к экономике.

Слово информация происходит от латинского слова “informo”, что значит «изображать, представлять, составлять себе или дать кому-то понятие о чем-то»[1]. В толковом словаре мы можем прочитать, что «информация - это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальным устройством в первом варианте, и во втором - это сведения о положении дел, о состоянии чего-нибудь» [2].

Энциклопедический словарь дает нам несколько иное понимание. «Информация - это первоначально сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.); с середины ХХ века общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму» [3, с. 395].

В современной философской науке по поводу информации сложилось два основных направления: «атрибутистов», трактующих информацию как свойство всех материальных объектов, то есть как атрибут материи, и «функционалистов», связывающих информацию лишь с функционированием самоорганизующихся систем. Рассмотрим философские дефиниции информации с целью синтеза определения, которое можно в дальнейшем использовать для отражения ее места и роли в экономической системе.

По мнению А.Д. Урсула, одного из отечественных философов, «под информацией в широком смысле понимается главная часть или сторона такого атрибута материи, как отражение. Ее особенность заключается в том, что она может объективизироваться, опредмечиваться, передаваться и вообще участвовать в других формах движения, которые реализуются как в природе и обществе, так и в создаваемой информационно-кибернетической технике, в частности ЭВМ». Далее он, развивая эту мысль, говорит: «Таким образом, информация представляет собой лишь ту часть отражения, скажем, образа, возникающего в голове человека, которая может опредмечиваться в ходе передачи данного образа» [4, с. 79].

С точки зрения А.Д. Урсула, «информация представляет собой необходимый компонент всей человеческой деятельности», «ее атрибут» [4, с. 84]. Таким образом, автор определяет информацию атрибутом материи, могущим объективизироваться и участвовать в формах движения, реализующихся в природе и в обществе. Он же отмечает, что информация «нередко... понимается широко - в качестве универсальной субстанции человеческого бытия, основы всякой культуры и культурных ценностей, носителя “духовности”, выражающей сущность человеческой жизни вообще». И далее: «Являясь регулятором деятельности людей, информация выступает, по существу, как фактор единства сознания и бытия». Бытийность информации, считает А.Д. Урсул, определяют ее качество, ценность, смысл. Гносеологизм в подходе к информации носит предпочтитель-

ный характер. Эффект зеркального отражения носит предпосылочный характер. Отражательная информация фиксируется внешне, основывается на явлениях» [5, с.173]. Это касается качественной стороны информации. Рассматривая же количественную сторону информации, А.Д. Урсул и В.Г. Пушкин пишут, что «информация представляет собой меру новизны полученного сообщения». Это определение, позаимствованное из теории информации К. Шенона, активно использовали также и многие экономисты. По Шеннону, «информация - это те сообщения, которые уменьшают неопределенность у получателя информации» [6, с. 26].

Один из основоположников кибернетики Н. Винер определял информацию как «обозначение содержания, полученного из внешнего мира (человеком) в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств» [7, с. 31].

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информацию как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» [8].

Завершить рассмотрение определения информации, предложенное философами, можно обобщением А.Д. Урсула, который предпринял попытку определить информацию как:

1) сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми;

2) уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений;

3) сообщение, неразрывно связанное с управлением; сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик.

4) передача, отражение разнообразия в любых объектах природы [9].

Изложенные определения имеют философскую или математическую направленность. Далее рассмотрим то, как предшествующие исследователи пытались вписать понятие информации в экономику.

Первые упоминания об информации мы можем встретить у классиков А. Смита и Д. Риккардо: ими была предложена модель экономического поведения человека. В данной модели в одном ряду с собственным интересом человека и его сообразительностью стояла информированность экономического субъекта в собственных делах [10, с. 230].

Экономическая теория упоминает об информации и при определении рынка совершенной конкуренции, концепция которой подразумевает, что каждый

продавец и каждый покупатель владеет полной и правильной информацией о ценах, количествах продукта, затратах и спросе на рынке [11, с. 136]. Однако, как мы видим, здесь говорится о важности информации для рыночных отношений, но не конкретизируется, что такое информация.

Во многом незаслуженно забыт Ф. Найт, идеи которого были впоследствии заменены теорией информации К. Шеннона. Ф. Найт пришел к сходному с К. Шенноном пониманию информации, но, отталкиваясь от чисто экономических предпосылок, он исследовал понятие неопределенности и риска[12]. По его концепции, неопределенность взаимосвязана с разницей во времени между принятием решения и его реализацией. В течение этого промежутка возможны разнообразные непредвиденные колебания рынка, могущие привести к различным колебаниям цен на товары, что представляет риск для участников сделки в процессе ее реализации. Информация, по Ф. Найту, - это понятие, противоположное неопределенности и обратно пропорциональное риску. Согласно теории Ф. Найта оцененная любым способом вероятность события - это риск, а неопределенность - это то, что не поддается оценке. То есть, информация - это то, что позволяет предполагать какое-либо событие с определенной достоверностью; риск - это неполная информация, и чем она полнее, тем меньше риск.

В дальнейшем одним из первых, кто показал невозможность производственного цикла без постоянного притока новой информации, был А. Харт, исследовавший стратегическое поведение фирмы на рынке капитала [13].

Р. Коуз, введший в научный оборот понятие транзакционных издержек, связывал их во многом со сбором необходимой информации перед заключением сделки [14, с. 192]. «Транзакционные издержки - это разница между данной ценой предложения и возможной более низкой ценой, уплачиваемой покупателем в качестве альтернативы более высоким издержкам поиска, информации, ожидания и производства» [15, с. 93]. Однако и А. Харт и Р. Коуз в своих исследованиях не касаются сути информации.

Стоить отметить, что все же предпринимались попытки определить информацию как экономическую категорию. Например, Е. Майминас [16, с. 88] выделяет следующие черты информации:

1. Трудность однозначной фиксации потребителя в общем случае. Однако существуют ограничения на использование информации (закрытые источники, направляемые на определенный круг потребителей).

2. Невозможность однозначной стоимостной оценки полученного объема

информации. Оценка информации как товара по принципу «товар стоит столько, сколько за него платят».

3. Особая неопределенность информации.

4. Иной механизм старения информации по сравнению с устареванием основных фондов и потребительских благ. Здесь возможны два предельных случая: а) сигнальная информация о возможном событии к определенному моменту растет в цене до наступления момента события и полностью теряет в цене после наступления условного момента времени, б) архивные данные о каком-либо событии или объекте растут в цене по мере старения сведений.

5. Необходимость отбора информации и особая роль инструментов и методов ее поиска.

Другие исследователи дополняли данную схему следующими чертами:

1) Неделимость информации: «если у меня есть некоторая сумма информации и ее половину я отдал другому человеку, у меня остается все, что было» [3, с. 395].

2) Неуничтожимость информации. Это становится возможным при распространении информации среди определенного круга потребителей путем дублирования данных полностью или частично. В этом случае при уничтожении нескольких копий остается стопроцентная вероятность восстановления утраченных данных. П. Хейне утверждал, что «информация является редким благом, приобретение которого связано с затратами» [17, с. 200].

Вопросы информационной асимметрии рассматривались преимущественно в рамках теории финансов [18]. Вопросы асимметрии информации и информационной эффективности рынков поднимались в работах, посвященных гипотезе эффективности рынков [19].

Отдельно необходимо отметить позицию Т.И. Ставцевой, которая придерживается мнения «о необходимости движения в направлении исследования информации как субстанционального элемента экономики», так как «введение информации в экономический анализ полностью соответствует многообразию и разнообразию усложняющейся реальности». Исследователь отмечает необходимость разработки информации «как специфического блага и как важнейшего фактора современного производства, поскольку информация воздействует на социально-экономические системы радикаль-

но и способна продемонстрировать принципиально новые, пока неизвестные и непредвиденные результаты» [20].

Итак, приведенные исследователи-экономисты писали о значении, роли, свойствах информации, не конкретизируя ее понятие.

Другая группа исследователей, которых мы рассмотрим далее, рассматривает информацию применительно к естественно-философским дисциплинам, не устанавливая между ними и экономической наукой методологической связи.

Так, например, отечественный исследователь А.И. Демин в своей книге «Информационная теория экономики» дает определение информации, которое использует в дальнейшем для описания экономических процессов. «Информация, - пишет он, - это всеобщее свойство материи, которое, наряду с энергией, определяет параметры любого движения материального мира и проявляется в направленности движения и образования упорядоченных форм существования материи как результата информационного взаимодействия» [21, с. 40].

А.И. Демин подразделяет информацию на первичную и вторичную, одновременно отмечая, что «важнейшим свойством информации является возможность ее кодирования и передачи с помощью различных физических полей на расстояния, определяемые энергией этих полей». Такую кодированную информацию он называет вторичной информацией, в отличие от первичной информации, то есть структуры, формы вещества или направленности движения или направленности движения материальных тел.

Автор также высказывает идею об идеальности информации. «Информация хотя и объективное свойство материи, но не материальное свойство материи, то есть не имеет физической величины измерения и не может быть измерено никакими средствами», - пишет он.

Экономист К.К. Вальтух в своей работе «Информационная теория стоимости» придерживается Шенноновского понимания информации. Он также подразделяет ее на «материальную» и «идеальную». Материальная информация в его понимании - это та информация, «содержание которой воплощено в ее носителе, то есть в некотором состоянии материи-энергии. Всякое состояние материи-энергии (при условии, что общее число состояний п>1) является носителем материальной информации». К идеальной информации К.К. Вальтух относит информацию, «содержание которой не сказывается на состоянии ее носителя, не образует особенности его формы», информацию, представляющую собою «отраже-

ние некоторого внешнего по отношения к носителю содержания, записанных в этом носителе в виде символов (результат познания человеком внешней для него системы)». Он же отмечает, что «содержанием идеальной информации является не физическая форма символов, но знание человека (сведения) о некотором внешнем для него объекте, в этом смысле содержание (набор и значение параметров) того объекта, который символизирован (в состав набора параметров входит и степень распространенности объекта)». И далее: «Идеальная информация -это сообщение о свойствах некоторого объекта, а не сами свойства, не сам объект», т. е. «содержание идеальной информации не образует какой-либо составной части содержания ее носителя» [22, с. 124].

Как А.И. Демин, так и К.К. Вальтух высказывают интересные идеи, однако у них отсутствует детальная проработка данных положений именно в экономическом плане. Употребление Шенноновского понимания информации применительно к экономической науке оказывается не всегда корректно, так как теория информации К. Шеннона создавалась в качестве инструмента для измерения чистоты передаваемых сигналов в виде электромагнитных волн или импульсов, для вычисления меры неопределенности и количества передаваемой таким образом информации.

Хотя аппарат теории информации может быть адаптирован для анализа различных ситуаций взаимодействия и поведения экономических агентов на рынке, он плохо применим при анализе непосредственного производства, где информация чаще выступает как ресурс. Данная теория имеет собственное, специальное техническое значение. Это также отмечал и А.И. Ракитов в своей работе «Философия компьютерной цивилизации» [23, с. 156].

Проведя критический анализ приведенных исследований, сформулируем экономическое понимание информации. Хотя с первого взгляда оно имеет чисто философскую направленность, но, как будет показано далее, позволит подвести общий методологический фундамент под рассмотрение информации применительно к в сферам обращения и непосредственного производства.

Во-первых, информация - категория идеальная. Это значит, что ее содержание не связано с объектом, который она описывает, материальными связями.

Во-вторых, объект, содержание которого описывает информация, также может иметь идеальную природу, к примеру, описание некой математической абстракции посредством других математических абстракций (определение в области математической физики п-мерного пространства). Или человеческий язык

- это информация о способах кодирования и декодирования информации при передаче последней от одного индивида к другому. Примером могут служить также методы финансового анализа (представляющие собой методику анализа экономической информации). Как видим, объект, являющийся содержанием информации, может никогда не существовать в природе (быть творением человека). В этом проявляется дуализм объекта, являющегося содержанием информации: он может быть как материальным, так и идеальным.

В случае если объект материальный, то информация - это нематериальный и неотделимый атрибут этого объекта, отражающий его материальные свойства (состояние, структуру и т.п.) и не находящийся в материальной связи с этим объектом. Если же объект нематериальный, то информация - это нематериальный и неотделимый атрибут этого объекта, отражающий его содержание и не связанный с ним никакими материальными связями.

Изложенное нами относится к идеальной информации, без рассмотрения вопроса о ее материализации. Однако идеальная информация не может быть воспринята, если она не материализована. Введя процесс материализации информации в ее понятие, получим, что информация - это то, что отражается на носителе информации (памяти); ее содержанием являются сведения о некоем объекте, при этом она (информация) не связана с этим внешним объектом никакими материальными связями, но одновременно отражает свойства этого объекта. Объект может быть как материальный, так и идеальный. В нашем понимании память - это свойство материи-энергии сохранять определенное состояние, которое отражает идеальную информацию, в пространственновременном континууме, тем самым передавая данную идеальную информацию в пространстве и времени. Идеальная информация неразрывно связана с памятью и существует до тех пор, пока существует материализующая ее память. Как только последняя перестает существовать, то исчезает и идеальная информация.

Любое состояние материи-энергии всегда выступает одновременно памятью для идеальной информации о самой себе, и с исчезновением этого состояния, в том случае если идеальная информация об этом состоянии не нашла отражения во «внешней памяти», она перестает существовать. При данном определении мы не отходим от концепции неразрывности материи и информации и одновременно переходим к концепции возможности репликации идеальной информации во множестве различных материальных состояний.

Воспользуемся понятием «первичная информация» для обозначения иде-

альной информации об объекте К, материализованной в самом объекте N. А «вторичная информация» - это идеальная информация об объекте К, которая материализована не в объекте N.

В том случае, когда идеальная информация отражает содержание идеального объекта, память является единственным мостиком, связывающим ее с материальным миром, при этом сам объект не может выступать памятью о самом себе. Соответственно идеальная информация о таком объекте может быть только вторичной.

Введем понятие кодовой информации. Кодовая информация - это трансформация идеальной вторичной информации в неких “языковых” (знаковых, кодовых, учетных) системах, разработанных человеком и представляющих собой соответственно идеальную информацию о методах трансформации информации в целях отображения ее на носителе информации с определенными свойствами (здесь имеются в виду свойства памяти или, точнее, отображенной ома-териализованной информации).Исходя из этого, вторичная информация может быть кодовой и некодовой. Например, объект К’, являющийся копией объекта N

- это некодовая информация, а описание объекта N посредством слов или знаков (чертежей) -это кодовая информация.

Как можно увидеть, информация как таковая не связана с экономикой по своей сущности. Информация - это общенаучное понятие. Экономика соприкасается с ней, поскольку информация участвует в процессах экономического взаимодействия между людьми.

Так как информация может по-разному может проявляться в сфере производства и сфере обращения, необходимо рассмотреть роль и место информации в обеих областях и выявить различия ее проявлений. Но сначала уточним соотношение понятий «информация», «знания», «данные».

Некоторые ученые объединяют под понятием информации и данные, и знания, выделяя последние как «высшую, и притом особую, форму» [24].

Другие подчеркивают различие знаний и информации. «Знания и информация являются равноправными, но не тождественными величинами. Знать и обладать информацией не одно и то же. Знания, сознание являются антропоморфными, человеческими характеристиками, информация же зачастую компьютерна. Информация может функционировать внесознательно, на уровне компьютерной обработки и хранения».

Остановимся на понятии «знание». Знание - это форма информации, однако

нельзя сказать, что это ее высшая форма, так как эта оценка по своей сути субъективна. «Информация - объективна, знание же субъективно» [24, с. 28].

По нашему мнению, знание - это форма идеальной информации, являющая собой результат переработки человеком информации как в простом, так и в кодированном виде. Как правило, знание представляет собой субъективное (человеческое) обобщение объективной информации об окружающей действительности. При этом ценность знаний субъективна и зависит в общем случае от информационного контекста человека (объема накопленной ранее им информации). Информация становится знаниями в контексте других знаний. При этом знания есть продукт творческой деятельности, которая присуща только человеку. Отсюда следует, что знания, их объем, содержание зависят от уровня развития самого человека, который, в свою очередь, зависит от уровня развития цивилизации.

Знания можно также определить как весь объем накопленной объектом информации о внешнем, по отношению к объекту, мире и о самом себе. Объектом могут выступать либо один индивид (в узком смысле), либо группа индивидов, либо все общество в целом.

Под термином «данные» понимают определенным образом упорядоченную информацию о некоторых событиях или явлениях окружающего мира.

События, явления, данные, знания - все это формы информации, а их различие заключено в структурированности. Они ранжированы по степени наличия упорядоченности. При этом необходимо заметить, что такие формы информации, как данные и знания, являются результатом творческой деятельности человека, направленной на познание окружающего мира.

Изложенные подходы к определению информации позволят более корректно подойти к вопросам рассмотрения информации, сначала как ресурса в сфере производства, а затем перейти к информационной асимметрии в финансовой сфере. Предложенные дефиниции информации одинаково применимы к рассмотрению всех возможных проявлений информации в экономической жизни общества.

* * *

1. Петрученко О. Латино-русский словарь. М., 1994.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.

3. Стоупьер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики. Новая технологическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.

4. Урсул А.Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М.: Луч, 1993.

5. Пушкин В.Г., Урсул А.Д. Системное мышление и управление. М.: Рос. акад. управ., 1994.

6. Shannon C.E. A mathematical theory of communication. B.: S.T.S., 1948.

7. Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.

8. Об информации, информатизации и защите информации: федеральный закон Рос. Федерации от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ (с изменениями от 10 января 2003 г.). URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/programs/doc1117794877094

9. Урсул А.Д. Информация // Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.

10. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1988.

11. Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. СПб., 1992. С.136.

12. Knight F. Risk. Uncertainty and Profit Preface to the Keisure. London: London School Economics and Political Science. 1933.

13. Hart A. Risk. Uncertainty and the Unprofitability of Compound Probabilities In: Studies in Mathematical Economics and Econometrics. Chicago: University of Chicago Press, 1942.

14. Коуз Р. Фирма, право и рынок. М.: Дело ЛТД, 1993. 192с.

15. Малахов С. Некоторые аспекты теории несовершенного конкурентного равновесия // Вопросы экономики. 1996. №10.

16. Майминас Е. Информационное общество и парадигма экономической теории // Вопросы экономики. 1997. № 11.

17. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Дело, 1992.

18. Ackerlof G.A. The Market for “Lemons”: Quality Uncertainty and the Market Mechanism // Quart. Journ. Econ. 1970. Aug.

19. Fama E.F. Efficient Capital Markets: Review of Theory and Empirical Work// Journ. Finance. 1970. May.

20. Ставцева Т.И. Проблемы становления информационной парадигмы в экономической теории // Управление общественными и экономическими системами. 2006. № 1(7): электронное издание. URL: http://www.inforeg.ru.

21. Демин А.И. Информационная теория экономики. Макромодель. М., 2007.

22. Вальтух К.К. Информационная теория стоимости. Новосибирск, 1996.

23. РакитовА.И. Философия компьютерной цивилизации. М., 1991.

24. Современный цивилизованный рынок. Зарубежный опыт и его распространение в СНГ. Ярославль, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.