Научная статья на тему 'Понятие и виды государственного принуждения'

Понятие и виды государственного принуждения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23439
1559
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сатина Эльвира Александровна

The article looks at state coercion as a necessary attribute of state power and singles out its distinctive features, forms and peculiarities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NOTION AND TYPES OF STATE COERCION

The article looks at state coercion as a necessary attribute of state power and singles out its distinctive features, forms and peculiarities.

Текст научной работы на тему «Понятие и виды государственного принуждения»

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Э.А. Сатина

Satina E.A. The notion and types of state coercion. The article looks at state coercion as a necessary attribute of state power and singles out its distinctive features, forms and peculiarities.

Правовое санкционирование осуществляется посредством различных способов, таковыми являются поощрение и иные стимулы, убеждение, пропаганда, но наиболее жестким, ранимым для человека и в то же время необходимым средством обеспечения гарантированности права в современном обществе является государственное принуждение как прямое, так и угроза его применения.

Понятие «государственное принуждение» широко используется в юридической литературе. Принуждение, являясь обязательным атрибутом власти, существует тысячелетия. Возникновение государственного принуждения связано с появлением таких институтов как государство и право, рождение которых, в свою очередь, обусловлено объективными причинами. Разложение родового строя, общественное разделение труда, появление частной собственности и другие социально-экономические явления привели к глубокой социальной дифференциации. Разнородное общество не могло существовать без специальных институтов, которые бы закрепили не только начинающуюся дифференциацию, но и привели бы к компромиссу различные социальные группы. Социального принуждения, не поддерживаемого государством, стало недостаточно.

Принуждение, которое используется в государственных организациях, неоднородно, оно имеет различные формы, исходит и поддерживается различными источниками. Государственное принуждение может совпадать или не совпадать с общественным принуждением, оно может соответствовать или не соответствовать объективным законам, которые определяют основное направление социального развития и пределы в поведении и деятельности людей и представляют собой своеобразную принудительную силу, корректирующую поведение человека.

Поведение людей, которое соответствует интересам общества, не препятствует его ук-

реплению и развитию, одобряется государством, отрицательное поведение и деятельность сопряжены с использованием различных форм государственного принуждения. Любое общество, используя силу государства, решает, как удовлетворить свои потребности, какие формы и виды принуждения использовать, чтобы оградить себя от нежелательных, вредных действий и поступков со стороны отдельных людей. Применение принуждения, его субъективные формы и виды обусловлены социально-экономическими, политическими условиями, а также самими субъективными формами и видами принуждения, которые сложились в предшествующий период и подвергаются постоянной эволюции. Итак, принуждение вытекает, прежде всего, из требований исторической необходимости, закономерностей развития общества. В функционировании принудительной власти общества находят свое отражение и реализацию объективные общественные законы. Не следует как отождествлять принудительные требования исторической необходимости и субъективную форму их выражения, так и абсолютизировать одну из этих взаимосвязанных сторон.

Понятие «принуждение» широко используется многими науками: философией, социологией, политологией, психологией, в том числе и юридическими науками, что обусловило исследование этого понятия с различных сторон. С точки зрения общесоциологического подхода, принуждение - это способ воздействия на поведение человека с целью подчинения его воле принуждающего. Такое принуждение присуще любому обществу. Государственное принуждение - это часть социального принуждения.

По своей сути государственное принуждение - довольно жесткое средство социального воздействия, оно направлено на обеспечение воли государства, которое, в свою очередь, должно отражать и защищать интересы

всего общества и отдельных его индивидуумов. Государственное принуждение опирается на специальный аппарат, организованную силу, выражает ее, и потому в таком качестве государственное принуждение является средством организации общества. Принуждение представляет собой двустороннее явление, которое характеризуется, с одной стороны, с позиций уполномоченных государственных органов и должностных лиц, применяющих меры государственного принуждения, с другой стороны, с позиций субъекта, к которому применяется принуждение.

Проблема государственного принуждения не получила обстоятельной разработки по ряду причин: догматическое состояние советской науки, отрицание западной теоретической мысли, недооценка российских дореволюционных исследований, а также действовавшее длительный период негласное табу на исследование проблемы государственного принуждения.

Долгое время в общей теории права и в отраслевых науках господствовала точка зрения, в соответствии с которой принуждение рассматривалось только как наказание правонарушителей за совершенное ими правонарушение. Вместе с тем принуждение применяется и в целях превенции правонарушения, его пресечения, нейтрализации нежелательных последствий, в целях защиты прав.

Препятствовал исследованию государственного принуждения и тот факт, что ряд исследователей фактически отождествляли государственное принуждение с юридической ответственностью, исходя из того, что основанием и юридической ответственности, и государственного принуждения является наличие противоправности в деяниях лица.

Постановка проблемы определения понятия «государственное принуждение» предполагает ответ на вопрос о его признаках. Опираясь на теоретические достижения юридической науки, можно выделить следующие отличительные признаки государственного принуждения.

1. Государственное принуждение является составляющим элементом социального принуждения, эти понятия соотносятся между собой как частное и общее. Такая характеристика государственного принуждения указывает на взаимодействие государственных принудительных мер с принудительны-

ми мерами, которые существуют в обществе. Государственное принуждение является важным, но не единственным средством, воздействующим на общественные отношения, так как существуют и другие виды социального принуждения: моральное, религиозное, корпоративное и другие.

2. Государственное принуждение основывается на праве. В правовые формы облекаются меры государственного принуждения, полномочия государственных органов и должностных лиц, осуществляющих принудительное государственное воздействие. Реализация государственного принуждения изменяет правовое положение лица, на которое оно направлено. В рамках права закрепляются регламентация содержания, оснований, условий, пределов применения принуждения; субъективные права и юридические обязанности, которыми наделяется принуждающий и принуждаемый. Меры принуждения, применяемые государством, не всегда являются правовыми, что ведет к насилию, произволу и беспределу.

3. Государственное принуждение представляет собой внешнее психическое, физическое, организационное или иное воздействие на сознание, волю и поведение субъекта. Применение физического принуждения занимает незначительное место в сфере мер обеспечения правового порядка. Психическое принуждение направлено на эмоциональную сферу субъекта, его сознание. Иногда психическое принуждение отождествляют с убеждением из-за схожих механизмов воздействия. С таким взглядом на проблему психического принуждения нельзя согласиться, между психическим принуждением и убеждением проходит очень тонкая грань, сферы и способы их реализации различны. При воздействии убеждения убеждаемый не сопротивляется оказываемому на него влиянию, считает его допустимым или справедливым; при применении психического принуждения происходит утверждение воли принуждающего вопреки воле принуждаемого, на основании внутреннего противодействия последнего. Принуждение в отличие от убеждения не меняет внутреннее отношение человека к навязываемому типу поведения, а убеждение имеет конечным результатом внутреннее согласие человека с предлагаемым (навязываемым) вариантом поведения.

4. Государственное принуждение есть воздействие в виде применения соответствующих мер. Важно различать понятия «мера государственного принуждения» и «принудительная сущность» нормы права в целом. Принуждение, применяемое соответствующими органами, представляет собой не нечто абстрактное, а выражено в конкретных мерах.

5. Основаниями применения государственного принуждения являются совершение или угроза совершения правонарушения; обстоятельства, которые с высокой степенью вероятности позволяют предположить возможность нанесения обществу ущерба; деяния, которые объективно вредны и нанесли ущерб, но при этом не являются виновными.

6. Государственное принуждение выражается в форме различных правоограниче-ний. Правовые ограничения - это установленные юридические границы, в пределах которых субъекты должны действовать, это исключение определенных возможностей. Реализация государственного принуждения неизбежно влечет ограничение личной свободы в общественных интересах. Правоогра-ничения, выражающие государственное принуждение, разнообразны и тесно взаимосвязаны друг с другом. В зависимости от свойства применяемых мер правоограничения могут быть личного, экономического или организационного характера.

7. Государственное принуждение применяется для достижения определенных целей. Целью государственного принуждения является тот конечный результат, который стремится достичь государство как представитель всего общества в результате применения принудительных мер. Исходя из назначения государственного принуждения в обществе, можно выделить следующие цели его осуществления: пресечение и предупреждение противоправного поведения; предупреждение и защита общества от нежелательных явлений; восстановление нарушенных прав или возмещение причиненного ущерба; наказание правонарушителей и др. Основная цель применения принуждения -обеспечение прочного общественного порядка, упрочение режима законности, всемерная охрана прав и законных интересов личности, общества, государства.

8. Государственное принуждение осуществляется в рамках правоотношений охра-74

нительного характера. Принуждение может быть охарактеризовано как специфическое правоотношение, которое складывается между государственными органами, должностными лицами и теми лицами, к которым оно применяется. Участники такого правоотношения: субъект, который от имени государства осуществляет принуждение, и объект, который претерпевает принудительное воздействие, наделены соответствующими правами и обязанностями.

9. Государственное принуждение, являясь жестким средством социального воздействия, должно осуществляться не просто в рамках юридической регламентации, а на основании строгой юридической процедуры, соответствующей режиму законности и выражающей применение государственнопринудительных средств воздействия на правовых началах.

10. Осуществляется специальным государственным аппаратом, либо уполномоченными на то лицами, которые обладают способностью принуждать к соблюдению норм права, если правовые предписания не исполняются добровольно. Само общество установило монополию государства на осуществление легитимного материального принуждения с целью создания единого всеобщего действующего права, поддержания мирного порядка, сокращения случаев частного насилия и произвола.

11. Государственное принуждение применяется на базе убеждения, которое является основным методом деятельности, начальным этапом воздействия государства на поведение человека. Государство как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества должно осуществлять свою власть на основе признания общечеловеческих ценностей и отдавать приоритет убеждению и поощрению и только в случае их неэффективности прибегать к помощи принудительной силы.

12. Реализация государственного принуждения требует не только его ограничения правом, но и обеспечения специальными гарантиями в целях его неотвратимости.

В теории государства и права некоторые исследователи выделяют такое свойство государственного принуждения как его связь с нормативностью права. Однако нормативность характеризует право в целом и распро-

страняется на широкий круг явлений. В то же время ряд правовых предписаний поддерживается поощрительными мерами (награждение, поздравление, выплата премий и тому подобное). Не предполагают принуждения и такие правовые явления как рекомендации, юридические установления, нормативные обобщения и другие.

Принудительность тесно связана с обязательностью, выступающей условием принудительности, но обязательность не во всех случаях предусматривает принудительность, так как если бы принудительность всегда обеспечивала обязательность, то проблема реализации обязанностей была бы снята. Юридическая обязанность исполняется не только под воздействием прямого принуждения или угрозы принуждения, которое может быть применено в случае неисполнения обязанности, но и в силу осознанной необходимости ее исполнения на основе убеждения в ее справедливости, истинности, целесообразности. К тому же в некоторых случаях применение государственного принуждения никоим образом не связано с невыполнением обязанностей, например, при реквизиции. Таким образом, нормативность права и обязанности не всегда связаны с государственным принуждением и не являются неотъемлемыми его признаками.

Выделенные выше признаки государственного принуждения позволяют сформулировать его понятие. Государственное принуждение - это разновидность социального принуждения, которое заключается во внешнем физическом, психическом или ином воздействии уполномоченных государством органов, должностных лиц, общественных организаций на волю, сознание и поведение субъектов посредством применения к ним соответствующих неблагоприятных правовых мер, выражающихся, как правило, в нравственных и физических страданиях, несущих правоограничение субъекту, в целях охраны прав человека и гражданина, обеспечения законности и общественного порядка.

Неоднородность, многогранность государственного принуждения приводит к постановке вопроса о его классификации. Несмотря на огромное количество общетеоретических и отраслевых исследований, данная проблема остается открытой. Необходимость создания классификации государственного принуждения обусловлена тем, что ее по-

строение позволяет вести исследования по самым различным проблемам как теории права, так и отраслевых юридических наук. В общетеоретической литературе проблема структуры государственного принуждения, его видов не получила достаточного разрешения. Об этом свидетельствует тот факт, что одни и те же принудительные меры относят к различным формам государственного принуждения, что обусловлено отсутствием в юридической литературе общепризнанного критерия классификации государственного принуждения на формы.

Классифицируя меры государственного принуждения, наиболее рационально подходить к этой проблеме в связи с философскими категориями формы и содержания. Внутренняя неоднородность мер государственного принуждения обусловлена сложностью государственного принуждения как целостного явления. Дифференциация принуждения на отдельные формы с соответствующим только им содержанием вытекает из логикогносеологической обусловленности формы и содержания.

Формы государственного принуждения следует отличать от мер государственного принуждения. Форма государственного принуждения представляет собой способ государственно-властного воздействия на поведение человека, который обусловлен характером применения принудительных мер, содержание меры государственного принуждения включает такие характеристики как основание, цель, последствия и процедуру применения.

Принимая во внимание то, что любая классификация носит относительный характер, можно выделить следующие критерии деления государственного принуждения на формы, выраженные в конкретных принудительных мерах:

1) по характеру государственного принуждения (физическое, психическое, идеологическое, имущественное, организационное);

2) по способу обеспечения правопорядка и по функциональному значению мер (предупредительные меры, меры пресечения, правовосстановительные меры, обеспечительные меры, юридическая ответственность);

3) по субъекту применения (применяемые судебными органами, применяемые несудебными органами);

4) по предметному основанию государственно-властного воздействия (государственно-правовое, гражданско-правовое, уголовно-правовое, административно-правовое и так далее);

5) по правовому значению воздействия (дающее итоговую оценку; не содержащее итоговой оценки);

6) по фактическим основаниям (применяемое в связи с правонарушением, применяемое в связи с правовыми аномалиями).

Предложенная классификация государственного принуждения отражает существующую в законодательстве систему мер государственного принуждения.

Предполагается возможным классифицировать государственное принуждение в зависимости от степени присутствия или отсутствия в нем правовых элементов на правовое государственное принуждение и неправовое. Государственное принуждение, которое не опирается на право (не на законы), выражается в форме насилия, произвола, террора, является неправовым. В литературе иногда поддерживается такая точка зрения, что правовое принуждение - это явление полностью самостоятельное по отношению к принуждению государственному. Современное общество в качестве основной, хотя и не единственной формы существования имеет государственную организацию, которая играет столь значительную роль в жизни общества, что обособлять полностью государственное принуждение и правовое не представляется возможным. Если развивать идею о самостоятельности государственного принуждения и правового принуждения, то можно прийти к выводу о том, что государство, применяя принудительные меры, не связано правом и, наоборот, правовое при-

нуждение не зависит от государства, его деятельности. Правовое принуждение - не просто идея в условиях существующей реальности, выступающей в роли ориентира при государственном строительстве, а необходимый фактор в деле постепенного создания системы гуманистического права и связанных с ним институтов государственной власти.

Правовое принуждение характеризуется рядом особенностей:

1) это такое принуждение, которое осуществляется в целях охраны общезначимых ценностей, соответствует общим принципам права;

2) это разновидность государственного принуждения, основанная на организованной государственной силе и силе права;

3) субъективными правами и юридическими обязанностями наделяются как принуждающий, так и принуждаемый;

4) обеспеченность правовыми и фактическими гарантиями реализации;

5) результатом правового принуждения является реализация предписаний права;

6) характеризуется определенными процессуальными формами, в которых должно осуществляться правовое принуждение, то есть сам процесс осуществления правового принуждения должен быть регламентирован правом.

В любом обществе государственное принуждение при осуществлении правосудия делает последнее одним из наиболее мощных, но вместе с тем и крайних средств обеспечения интересов общества и государства, которое стремится, чтобы использование этого средства способствовало реализации выраженного в нормах права интереса, а не причиняло ему ущерба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.