Научная статья на тему 'Понятие и сущность административно-правовых средств управленческой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения'

Понятие и сущность административно-правовых средств управленческой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1138
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
управленческая деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения / административно-правовые средства / правовой режим обеспечения безопасности дорожного движения / дорожно-транспортные происшествия / административные правонарушения в области дорожного движения. / administrative activity in ensuring road safety / administrative legal means / legal regime for ensuring road safety / road accidents / administrative offenses in the field of road traffic

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Александровна Пикина, Александр Анатольевич Беженцев

В статье дается дефиниция административно-правовых средств управленческой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, представлена их классификация в зависимости от наличия или отсутствия нарушения норм автотранспортного законодательства, от уровней правового регулирования, от характера регулирующего влияния, от принудительного характера применения, от направлений использования органами исполнительной власти. По направленности их действий административно-правовые средства управленческой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения дифференцированы на регулятивные, разрешительные, регистрационные, лицензионные, контрольно-надзорные, возобновляемые и превентивно-охранные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елена Александровна Пикина, Александр Анатольевич Беженцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept and essence of administrative and legal means of management activities to ensure road safety

The article defines the administrative and legal means of management activities to ensure road safety. They are classified according to whether there is or is not a violation of the rules of road transport legislation, on the levels of legal regulation, on the nature of the regulatory impact, on the enforcement nature, on directions used by the executive authorities. According to the direction of their actions, the administrative and legal means for managing road safety activities are differentiated into regulatory, licensing, registration, licensing, control and surveillance, renewable and preventive security.

Текст научной работы на тему «Понятие и сущность административно-правовых средств управленческой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения»

УДК 351.74 ББК 35.078

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10207

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.14 — административное право;

административный процесс

Аннотация. В статье дается дефиниция административно-правовых средств управленческой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, представлена их классификация в зависимости от наличия или отсутствия нарушения норм автотранспортного законодательства, от уровней правового регулирования, от характера регулирующего влияния, от принудительного характера применения, от направлений использования органами исполнительной власти. По направленности их действий административно-правовые средства управленческой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения дифференцированы на регулятивные, разрешительные, регистрационные, лицензионные, контрольно-надзорные, возобновляемые и превентивно-охранные.

Ключевые слова: управленческая деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения, административно-правовые средства, правовой режим обеспечения безопасности дорожного движения, дорожно-транспортные происшествия, административные правонарушения в области дорожного движения.

Annotation. The article defines the administrative and legal means of management activities to ensure road safety. They are classified according to whether there is or is not a violation of the rules of road transport legislation, on the levels of legal regulation, on the nature of the regulatory impact, on the enforcement nature, on directions used by the executive authorities. According to the direction of their actions, the administrative and legal means for managing road safety activities are differentiated into regulatory, licensing, registration, licensing, control and surveillance, renewable and preventive security.

Keywords: administrative activity in ensuring road safety, administrative legal means, legal regime for ensuring road safety, road accidents, administrative offenses in the field of road traffic.

Рецензент — А.И. Тамбовцев, начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности в органах внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент

Елена Александровна ПИКИНА, адъюнкт кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России E-mail: elenaamorozova@mail.ru

Александр Анатольевич БЕЖЕНЦЕВ, заместитель начальника кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент E-mail: adovd@mail.ru

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018

Одной из наиболее характерных и неотъемлемых частей современной цивилизации является дорожное движение. Будучи сложной социально-неоднородной, технически непостоянной, данная сфера представляет собой конгломерат разнородных взаимодействующих друг с другом элементов, связанных общей целью функционирования по обеспечению комфортных и безопасных перевозок. При этом, включая пространственное перемещение людей и грузов, дорожное движение в целом не является стихийным процессом, а представляет собой результат сознательной и управляемой деятельности не отдельных индивидуумов, а сложной дорожно-транспортной системы державы. Роль последней в упорядочении общественных отношений, возникающих между участниками дорожного движения, нельзя недооценивать.

Именно государству отводится стратегическая роль в организации и регулировании движения, установлении правил пространственного перемещения пассажиров и грузов, осуществлении федеральными и региональными органами исполнительной власти, государственными субъектами управления автомобильным транспортом, органами местного самоуправления экономической, тарифной, научно-технической и общественной политики, лицензировании, стандартизации и сертификации на автомобильном транспорте, удовлетворении нужд автомототран-спортного комплекса в топливно-энергетических и материально-технических ресурсах, контроле и надзоре за организацией и безопасностью дорожного движения.

Безопасность дорожного движения является ключевым фактором обеспечения комфортности перевозок, соблюдения прав и законных интересов участников движения, развития транспортного сектора экономики страны и, соответственно, предполагает использование различных средств регулирования.

В этих условиях все более очевидной становится необходимость совершенствования управленческой системы обеспечения дорожной безопасности, основу которой составляют охранные административно-правовые нормы.

На сегодня транспорт, особенно автомобильный, рассматривается как источник повышенной опасности, а его эксплуатация связана с риском для жизни и здоровья людей и окружающей среды. Для снижения рисков наступления опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды и общества в целом государство применя-

ет различные правовые инструменты, среди которых наиболее отчетливо выделяются средства юридического направления [3, с. 19]. Они различаются характером присущих им предписаний, спецификой правового регулирования, что обусловливается сущностью общественных отношений, которые непосредственно охраняются в том или ином конкретном случае.

Основное содержание обеспечения безопасности дорожного движения заключается в выявлении всех случаев нарушений транспортной дисциплины и привлечении виновных к юридической ответственности, в устранении причин и условий, способствующих нарушению норм, правил, нормативов и стандартов в дорожно-транспортной сфере.

Говоря об административно-правовых средствах управленческой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, прежде всего, обратимся к этимологической составляющей понятия «средство». В толковых словарях этот термин определяется одинаково, как: «прием, способ действия для достижения чего-либо» [1, с. 806; 2, с. 1256; 8, с. 760].

В юридической науке в теории права применяется понятие «правовые средства», которые образуют целостный, системный юридический механизм, обеспечивающий урегулированность всей совокупности общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования [10, с. 244-245].

Общие признаки правовых средств состоят в том, что они:

■ выражают собой все обобщающие юридические средства обеспечения интересов субъектов права, достижения намеченных целей (в этом обнаруживается социальная ценность рассматриваемых образований и права в целом);

■ воспроизводят информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им специальную юридическую роль, нацеленную на преодоление преград, стоящих на пути удовлетворения прав и законных интересов участников правоотношений;

■ совмещаясь определенным образом, они представляют собой основные работающие части (элементы) действия права, функциональной стороны механизма правового регулирования, правовых режимов;

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018

■ приводят к юридическим последствиям, четким результатам, тому или иному уровню результативности или дефектности правового регулирования;

■ реализуются государством [7, с. 507].

Важная роль в системе указанных средств

отводится средствам административно-правового характера, которые по своему разнообразию составляют наиболее многочисленную группу наряду с другими (уголовно-правовыми, гражданско-правовыми и т.д.).

Административно-правовые средства в комплексе являются одним из эффективных структурных элементов охранной деятельности органов государства, направленной на формирование и развитие общественных отношений в различных областях на прочной нормативной основе.

Не умаляя влияния других юридических отраслей, следует признать, что именно административное право играет ведущую роль в организации безопасного функционирования автомобильного транспорта. Нормами административного права урегулированы важнейшие аспекты и уровни управленческой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения от межотраслевой координации в деятельности отдельных подразделений, разработки планов стратегического развития до решения индивидуальных юридических дел. Сейчас именно административное право несет основную нагрузку по организации, охране и защите общественных отношений на транспорте; административно-правовые средства составляют самую многочисленную, самую мощную и эффективную группу правовых средств обеспечения безопасности дорожного движения.

Обращаясь к юридической природе административно-правовых средств, подчеркнем, что при помощи средств административного права (нормы, отношения, законодательство, компетенция субъектов, способы реализации норм) осуществляется внешнее выражение и юридическое оформление публичного интереса в управлении.

Административно-правовые средства многообразны, при этом они взаимосвязаны и взаимозависимы, составляют монолитную систему, переплетаются с уголовно-правовыми, финансово-правовыми, экономическими мерами, различными методами организационно-массовой деятельности.

Раскрывая содержание административно-правовых средств управленческой деятельности

по обеспечению безопасности дорожного движения через призму защиты прав участников дорожного движения, определим их как совокупность приемов и способов, при помощи которых субъекты публичного управления и суды осуществляют защиту нарушенных прав и законных интересов граждан, участвующих в дорожном движении, с целью их восстановления, возмещения убытков и привлечения виновного лица к ответственности.

Выделим следующие характерные признаки административно-правовых средств управленческой деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Их применение является составной частью правоохранительной деятельности государства в транспортной сфере, раскрывается в пределах правовой категории «административное принуждение» и охватывает как юрисдикционные, так и неюрисдикцион-ные процедуры.

Они имеют главным своим назначением борьбу как с административными проступками, так и с преступлениями против безопасности дорожного движения. Одной из важных функций административного права является функция профилактики правонарушений. Особенно ярко она проявляется в сфере обеспечения дорожной безопасности. Именно профилактика административных правонарушений в области дорожного движения является стратегическим направлением в системе мероприятий, осуществляемых государством по укреплению законности и правопорядка в дорожной отрасли.

Профилактика — наиболее действенный путь борьбы с правонарушениями, прежде всего благодаря обеспечению выявления и устранения (нейтрализации) их истоков. В значительной степени это предотвращение самой возможности совершения правонарушений в области дорожного движения. В сфере дорожного движения и его безопасности профилактика представляет собой систему мероприятий экономического, социального, культурного, воспитательного и правового характера, направленных на снижение уровня аварийности на автомобильных дорогах, минимизацию вредных последствий дорожно-транспортных происшествий и повышение гарантий безопасности дорожного движения.

На сегодня не выработана четкая классификация административно-правовых средств управленческой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, несмотря на ее большое практическое и теоретическое значение. Четкая классификация необходима,

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018

прежде всего, для выяснения сущности разнообразных административно-правовых средств, которые применяются органами исполнительной власти для обеспечения дорожной безопасности, осознания цели этих мероприятий, их правового потенциала, соотношения и взаимодействия. Кроме того, классификация позволяет определить типы и виды конкретных средств управленческой деятельности по обеспечению дорожной безопасности путем их дифференциации с целью дальнейшего исследования.

Прежде всего, в основу классификации административно-правовых средств управленческой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения как сверхважных инструментов преодоления аварийности на автодорогах страны могут быть положены принятые функциональные связи, требования логической упорядоченности составных частей системы, четкое системно-структурное их соотношение. Исследование установившихся внутренних связей, существующих в логической системе «административное принуждение», целесообразно осуществлять при помощи инструментария научной классификации.

Следует отметить, что классификация (лат. е1азз1з — разряд + /аею — делаю, раскладываю) как процесс, первоначально, по своей сути, внутренне запрограммирован для обозначения двух категорий действий: во-первых, процесса разложения на классы и, во-вторых, результата этого процесса — определение системы сходных понятий (классов объектов) какой-либо области знаний. «Строго проведенная классификация одновременно подытоживает результаты предшествующего развития отрасли познания и, вместе с тем, отмечает начало нового пути в его развитии» [9, с. 257].

Правовые средства по роли, которые они ре-ализовывают, дифференцируются на регулятивные (разрешение) и охранительные (меры протекции); по предметам правового регулирования — на конституционные, административные, гражданские, уголовные и иные; по характеру — на материально-правовые и процессуальные; по смыслу последствий — на обычные (штраф) и исключительные (лишение права); по периоду действия — на постоянные (гражданство) и временные (премия); по виду правового регулирования — на нормативные (установленные в нормах права запреты) и индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей); по информационно-психологической

направленности — на стимулирующие (льготы) и ограничивающие (остановка) [6, с. 66—77]

Заметим, что административно-правовые средства управленческой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения можно рассматривать в широком и узком смысле: в широком смысле указанные средства означают всю систему административно-правовых норм, которая рассматривается с позиции их функционального назначения для регулирования соответствующих управленческих общественных отношений в сфере дорожного движения; в узкой трактовке административно-правовые средства означают методы административного управленческого воздействия с целью всестороннего обеспечения дорожной безопасности.

По мнению A.C. Квитчука, административно-правовые средства — важная составляющая правового режима обеспечения безопасности дорожного движения, задачами которого является обеспечение безопасного состояния дорожно-транспортных средств, надзор за действиями участников дорожного движения и их надлежащей подготовкой, создание условий для минимизации последствий дорожно-транспортных происшествий [5, с. 16—17].

Действенность режима обеспечения безопасности дорожного движения, с позиции C.M. Зырянова, достигается путем установления полномочий и ответственности субъектов управления и участников дорожного движения, координации их деятельности, разработки и утверждения правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов, организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения, организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам безопасного движения, медицинского обеспечения, обязательной сертификации, лицензирования деятельности, связанной с обеспечением дорожной безопасности, страхования на транспорте, осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения дорожной безопасности [4, с. 44].

В базисе административно-правового режима обеспечения дорожной безопасности находятся правовые нормы, регулирующие права и обязанности участников общественных отношений, определяющие технические требования к элементам улично-дорожной сети, техническо-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018

го состояния автомототранспортных средств, регламентирующие лицензионную деятельность, устанавливающие компетенцию государственных органов, реализовывающих управление в автотранспортной области.

Иными словами, административно-правовые средства управленческой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения являются именно теми необходимыми инструментами, посредством которых поддерживается на должном уровне правовой режим обеспечения безопасности дорожного движения и достигается его действенность.

Прежде чем обратиться к определенным группам административно-правовых средств управленческой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, необходимо заметить, что достижение основных целей правового регулирования отношений в дорожно-транспортной сфере возможно лишь при комплексном использовании всех выделенных правовых средств управленческой деятельности, поскольку только применение всей совокупности правовых средств, которые реализуются в соответствующих последовательности и порядке, позволят достичь эффективности правового регулирования деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Итак, все административно-правовые средства, используемые в механизме управленческой деятельности по обеспечению дорожной безопасности, можно условно (поскольку на практике довольно часто одним и тем же средствам в определенной степени могут быть присущи черты и регулятивного, и организационного, и превентивного характера) объединить в несколько групп по следующим критериям:

• по наличию или отсутствию нарушения норм автотранспортного законодательства — на административно-юрисдикционные (средства пресечения нарушений правил, норм и стандартов в дорожной отрасли и меры административной ответственности) и неюрисдикционные средства (направленные на профилактику соответствующих нарушений);

• в зависимости от уровней правового регулирования административно-правовые средства управленческой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения делятся на те, что применяются по федеральному законодательству, подзаконным правовым актам и на локальном уровне правового регулирования;

• по характеру регулирующего влияния их можно разделить на три типа: средства убежде-

ния, средства поощрения и средства принуждения. Путем убеждения, поощрения и принуждения администрация обеспечивает функционирование системы управления безопасности дорожного движения, организованность дорожного движения, дисциплинированность участников, стабильность корреспондирующих правоотношений. От того, насколько рационально используются эти три метода, зависит эффективность всех направлений управленческой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, а также отраслевой политики в целом. Для того чтобы государственная политика безопасности дорожного движения была действительно эффективной, методы убеждения, поощрения и принуждения должны разумно сочетаться, т.е. не противостоять друг другу, а взаимно дополняться и подчиняться единой стратегической цели. Только их гармоничное сочетание способно обеспечить сбалансированное и всестороннее влияние на общественные отношения. Значительное умножение роли того или иного метода непременно приводит к социальным диссонансам, росту деликтности, отходу от демократических принципов администрирования;

■ в зависимости от принудительного характера применения — на мероприятия административного предупреждения, меры административного пресечения, меры административного обеспечения и административной ответственности;

■ в зависимости от направлений использования органами исполнительной власти — на средства, используемые в процессе нормотворческой деятельности и в процессе осуществления правоприменительной деятельности;

■ по направленности их действий административно-правовые средства управленческой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения делятся на:

- регулятивные (занимают ведущее место в системе административно-правовых средств охраны данной сферы общественных отношений, поскольку все другие средства направлены на обеспечение их реализации, предупреждение и пресечение их нарушений, привлечение виновных к административной ответственности);

- разрешительные (выдача разрешений на управление транспортными средствами;

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018

движение транспортных средств со сверхгабаритными, тяжеловесными, опасными грузами и в колонне; проведение ремонта и реконструкционных работ автомобильных дорог; пользование специальными звуковыми и световыми устройствами; еще одной формой разрешительной деятельности в исследуемой сфере является сертификация транспортных средств, работ, услуг на автомобильном транспорте);

- регистрационные (например, процедуры регистрации, перерегистрации авто-мототранспортных средств и снятие их с учета);

- лицензионные (лицензирование на автомобильном транспорте направлено на определение начальных и текущих условий предоставления услуг по перевозкам пассажиров и грузов, а также важнейших параметров обслуживания потребителей, в том числе обеспечение их безопасности во время перевозок);

- контрольно-надзорные (состоят из надзора за дорожным движением, за перевозкой опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, за проектированием, строительством и эксплуатацией дорог, улиц, инженерных дорожных сооружений, объектов придорожного сервиса и т.д.);

- возобновляемые (направленные на возмещение убытков пострадавшим от дорожно-транспортных происшествий) и

- превентивно-охранные (речь идет о том, что правовой инструментарий непосредственно направлен на предотвращение возникновения негативных факторов на автомобильном транспорте).

В завершение следует отметить, что выбор конкретного административно-правового средства управленческой деятельности по обеспече-

иию безопасности дорожного движения, целесообразность его применения в той или другой ситуации определяются условиями, которые сложились, наличием определенных обстоятельств, задачами и компетенцией органа (должностного лица), действующего в конкретной ситуации, субъективными факторами.

Библиографический список

1. Большой толковый словарь правильной русской речи / Л.И. Скворцов. М.: Оникс; Мир и Образование, 2009.

2. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000.

3. Еропкин М.И., Попов Л.Л. Административно-правовая охрана общественного порядка. М.: Лениздат, 1973. 328 с.

4. Зырянов С.М. Административный надзор в сфере обеспечения безопасности дорожного движения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 181 с.

5. Квитчук А.С. Система обеспечения безопасности дорожного движения в России: исто-рико-правовое исследование: Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2006. 360 с.

6. Малъко А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики // Журнал рос. права. 1998. № 8. С. 66-77.

7. Матузов Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2006. 541 с.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.:. ООО «А ТЕМП», 2006.

9. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев. М.: Сов. энц., 1983.

10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. 542 с.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.