Научная статья на тему 'Понятие и социокультурные факторы харизматического процесса'

Понятие и социокультурные факторы харизматического процесса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1638
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРИЗМА / ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ЛАТЕНТНАЯ И ЯВНАЯ СТАДИЯ ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / CHARISMA / CHARISMATIC PROCESS / SOCIOCULTURAL DETERMINANTS OF CHARISMATIC PROCESS / LATENT AND EXPLICIT STAGES OF CHARISMATIC PROCESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черепанова Татьяна Владимировна

Статья посвящена исследованию харизматического лидерства и концептуализации категории «харизматический процесс» в социологической теории как особого типа социального процесса и выявлению его социокультурных детерминант. Разработана логическая схема харизматического процесса, включающая латентную и явную стадии. Латентная стадия определена как процесс формирования в обществе предпосылок к появлению харизматического лидера и включает в себя две составляющие. Первая культурная легитимация харизмы, которая подразумевает наличие в культуре устойчивого, эмоционально окрашенного образа харизматического лидера. Вторая кризисная, т. е. назревание необходимости разрешения острого социального кризиса. В кризисном обществе харизматический лидер выполняет функцию восстанавливающего механизма и служит гарантом символического порядка в социальной системе. Переход латентной стадии в явную связан с появлением такого лидера, который удовлетворял бы личностным критериям харизмы, т. е. олицетворял мифологический образ героя, способного разрешить острый кризис. Предложенная автором концептуальная схема харизматического процесса позволяет сделать предположение о возможности развёртывания в данном обществе харизматического процесса при сочетании всех вышеизложенных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept and Sociocultural Factors of Charismatic Process

The article is devoted to the study of charismatic leadership and the conceptualization of the category of "charismatic process" in sociological theory as a special type of social process and identification of its socio-cultural determinants. The study presents a logical scheme of charismatic process that includes the latent and the explicit stages. The latent stage is a social background urging the appearance of a social leader. It consists of two components. The first one is a cultural legitimating of charisma that implies the presence in the culture of a stable, emotionally colored image of a charismatic leader. The second one is a crisis, i.e. the maturing of the need to resolve the acute social crisis. During the crisis the charismatic leader acts as a restoring mechanism and serves as a symbolic social order guarantor. The latent stage turns into the explicit one when there appears such a leader who satisfies the criteria of personal charisma, i.e. personifies a mythological image of a hero who is capable of resolving the crisis. The conceptual framework suggested by the author allows detecting a charismatic process if all of the above-mentioned factors are evident.

Текст научной работы на тему «Понятие и социокультурные факторы харизматического процесса»

УДК 316 ББК 60.5

Татьяна Владимировна Черепанова

кандидат социологических наук, доцент, Приазовский государственный технический университет (Мариуполь, Украина), e-mail: [email protected]

Понятие и социокультурные факторы харизматического процесса

Статья посвящена исследованию харизматического лидерства и концептуализации категории «харизматический процесс» в социологической теории как особого типа социального процесса и выявлению его социокультурных детерминант. Разработана логическая схема харизматического процесса, включающая латентную и явную стадии. Латентная стадия определена как процесс формирования в обществе предпосылок к появлению харизматического лидера и включает в себя две составляющие. Первая - культурная легитимация харизмы, которая подразумевает наличие в культуре устойчивого, эмоционально окрашенного образа харизматического лидера. Вторая - кризисная, т. е. назревание необходимости разрешения острого социального кризиса. В кризисном обществе харизматический лидер выполняет функцию восстанавливающего механизма и служит гарантом символического порядка в социальной системе. Переход латентной стадии в явную связан с появлением такого лидера, который удовлетворял бы личностным критериям харизмы, т. е. олицетворял мифологический образ героя, способного разрешить острый кризис. Предложенная автором концептуальная схема харизматического процесса позволяет сделать предположение о возможности развёртывания в данном обществе харизматического процесса при сочетании всех вышеизложенных факторов.

Ключевые слова: харизма, харизматический процесс, социокультурные детерминанты харизматического процесса, латентная и явная стадия харизматического процесса.

Tatyana Vladimirovna Cherepanova

Candidate of Sociology, associate professor, Pryazovsky State Technical University (Mariupol, Ukraine), e-mail: [email protected]

The Concept and Sociocultural Factors of Charismatic Process

The article is devoted to the study of charismatic leadership and the conceptualization of the category of “charismatic process” in sociological theory as a special type of social process and identification of its socio-cultural determinants. The study presents a logical scheme of charismatic process that includes the latent and the explicit stages. The latent stage is a social background urging the appearance of a social leader. It consists of two components. The first one is a cultural legitimating of charisma that implies the presence in the culture of a stable, emotionally colored image of a charismatic leader. The second one is a crisis, i.e. the maturing of the need to resolve the acute social crisis. During the crisis the charismatic leader acts as a restoring mechanism and serves as a symbolic social order guarantor. The latent stage turns into the explicit one when there appears such a leader who satisfies the criteria of personal charisma, i.e. personifies a mythological image of a hero who is capable of resolving the crisis. The conceptual framework suggested by the author allows detecting a charismatic process if all of the above-mentioned factors are evident.

Keywords: charisma, charismatic process, sociocultural determinants of charismatic process, latent and explicit stages of charismatic process.

Ушедший ХХ век стал веком великих харизматических личностей. На каком бы уровне не проявляла себя харизматическая личность, какой бы не была её направленность, последствия её деятельности всегда оставляют глубокий след в истории, оставляя многочисленные жертвы и внося заметные коррективы в соци-

альную и политическую жизнь. Завораживающее воздействие харизмы на психику отдельной личности и целых народных масс вызывает повышенный интерес как научной элиты, так и широкой общественности. Проявляясь в переломные моменты истории, харизма может служить консолидирующим элементом, сплачи-

148

© Т. В. Черепанова, 2012

вающим разрозненные силы для совместного разрешения кризиса. Также харизма сама может стать революционной силой, разрушающей стабильность и выстраивающей на её руинах свой уникальный порядок. Харизматическая личность, независимо от её направленности и последствий её деятельности, получает признание как великая, неординарная личность. В один ряд с пророками и полководцами-освободителями ставятся тираны и узурпаторы. Это говорит о спорности самого понятия харизмы, зыбкости её формулировки. Харизма несёт в себе признаки магического и демонического, свойственного потустороннему миру, той части бытия, постичь и проанализировать которую невозможно, по причине эфемерности и бездоказательности.

Слово харизма прочно вошло в повседневную жизнь. Связано это, прежде всего, с возросшим вниманием к загадочности и непредсказуемости фигуры носителя харизматического дара, а также последствий его деятельности. Изучение данной проблематики находится на стыке социологических, психологических и исторических наук, что определяет её категориальный аппарат. Принятая ранее в философских подходах установка на мистичность и потусторонность харизматического дара зачастую скрывала от исследователей её социальный смысл, выводя харизму в сферу непознаваемого и метафоричного. Однако, несмотря на неуловимость самого значения категории «харизма», данное понятие продолжает широко использоваться науке в качестве характеристики личности, чье влияние на исторические события весьма существенно. Интерес к выдающейся личности и тем переменам, которые влечёт за собой её активная деятельность в рамках харизматического процесса, можно считать вполне оправданным. Сложность и многомерность самого феномена харизмы обусловливает неоднозначность её трактовок, что и определяет отсутствие единого общепризнанного подхода к данной категории.

Целью исследования является определение социальной сущности харизмы через со-циодинамическую концепцию социального процесса. Концептуализация новой категории «харизматический процесс» позволит выявить социокультурные факторы появления харизматической личности, а также даст возможность управлять этим процессом в случае его деструктивного развёртывания.

Проблема выдающейся личности активно обсуждалась в античных и средневековых философских рассуждениях о героической личности и её роли в истории. Особенно остро встал вопрос о харизматической личности в период перехода от традиционной формы общества к индустриальной, когда в результате изменения всего привычного уклада жизни, традиционно подчиненной церкви, общество претерпевает коренные перемены не только в социальной и экономической сфере, но и психологическом состоянии. Именно тогда впервые среди западных учёных поднимается вопрос о взаимосвязи и, можно сказать, взаимообусловленности харизматической личности и массовых явлений. Некоторые учёные напрямую связывают явление омассовления индустриального общества и приход к власти таких радикальных лидеров, как Ленин, Гитлер, Сталин.

Наиболее ранняя концепция харизмы отражена в религиозной литературе. Согласно религиозной концепции, харизматический лидер призван консолидировать последователей вокруг некоей религиозной доктрины. Целью лидера не может быть личный интерес или стремление властвовать в общине. Напротив, истинно харизматичным следует считать лидера, отвергшего себя ради божественной истины, которую он проповедует. Для религиозной концепции сам собой отпадает вопрос об истинности и ложности харизмы, поскольку в религиозном понимании этого слова харизма есть качество, благодать, дарованная Богом наиболее достойной личности - пророку, апостолу, учителю.

Принимая во внимание религиозную концепцию, социологи привлекают данное понятие в научные изыскания, что, несомненно, служит обогащению науки. В веберовской концепции типов господства за основу взяты некоторые положения религиозной концепции харизмы, но Вебер выводит её за рамки только лишь церкви. По Веберу, харизматический лидер может не являться высокодуховной личностью, забота о последователях редко входит в его достоинства. Тем не менее, веберовское определение харизмы остаётся в рамках внео-быденного и сверхъестественного дара, происхождение которого он не анализирует, как и природу почитания харизматического лидера последователями. Однако, Вебер согласен с тем, что харизматическое лидерство основано на эмоциональной привязанности, выходящей за рамки рационального осмысления [1].

Веберовская трактовка харизматического господства в рамках легитимации особого вида власти явилась прорывом в разработке данной категории в социологической науке. Важно отметить, что концепция Вебера является на сегодняшний день одной из самых разработанных и авторитетных, хотя и имеет как своих последователей, так и критиков. Так или иначе, на данной концепции основывается большинство современных исследований харизмы у нас в стране и за рубежом, что делает труд Вебера особенно ценным.

Опираясь на различные концепции харизмы, разрабатываемые в психологии, философии, религиоведении, антропологии и т. д., мы придерживаемся точки зрения, что харизма, как качество личности, есть внутренняя черта личности, проявление воли, авторитета некоего лица, чьё влияние воспринимается окружающими как сверхъестественное, основанное на иррациональной вере в избранность харизматической личности. Концептуализируя данную категорию, мы исходим из того, что связь между лидером и последователями представляет собой эмоциональный союз особого рода, когда мнение лидера не вызывает дискуссий или осуждения. Полное принятие воли лидера и полное отречение от собственной приводит последователей в состояние эмоционального возбуждения, порождая особую атмосферу в харизматическом сообществе, т. е. такой группе, где развивается харизма лидера. Итак, харизма сама по себе есть лишь особое умение личности утверждать в среде окружающих свою волю, вводить свой уникальный порядок.

Итак, харизмой можно считать совокупность психофизиологических свойств личности, проявляющихся в определённых социально-политических условиях в процессе коммуникативного взаимодействия. Харизма, по нашему мнению, имеет исследовательский смысл как движущая сила развития общества. Харизма ценна не сама по себе как качество личности - её смысл в преобразованиях, инновациях, которые она декларирует. Следовательно, харизма есть качество, свойственное личности, деятельность которой приводит к качественным преобразованиям социального устройства. Если определить роль харизмы в консолидации последователей вокруг лидера и инициации социального изменения, то логично рассматривать харизму как социальный,

а точнее харизматический процесс, которому свойственны определённые закономерности. Исследование харизмы как особого процесса в социально-культурной сфере не становилось предметом исследований социологических наук. Это направление представляется наиболее перспективным в исследовательском плане. Мы склонны придерживаться того мнения, что на развёртывание харизматического процесса влияют, в первую очередь, особенности социокультурной среды.

Харизма, в нашем понимании, это совокупность всех граней общественной жизни. Нельзя на сегодняшний день однозначно выделить элемент, запускающий механизм харизмы. Лидерский или социальный детерминизм по отдельности вряд ли смогут обусловить харизматический процесс. Только совокупность этих составляющих способна привести к появлению такого социального феномена, как харизма.

Не ограничиваясь рассмотрением ценностного и мотивационного факторов харизмы, мы интерпретируем харизму как динамический процесс социальной реальности, наличие которого необходимо выделить в отдельную социологическую категорию. Харизма, таким образом, может быть исследована с позиций всех её составляющих: личность лидера, массовое сознание, социокультурный потенциал и т. д. Поскольку никакое социальное изменение невозможно без участия широких народных масс, харизматическая личность призвана пробудить массы к социальным действиям, представая катализатором в этих процессах. Харизма, таким образом, является важным элементом в социальном развитии, приводя к развитию социального процесса. Социальный процесс может выступить той категорией, которая объяснит всю совокупность социокультурных факторов, приводящих к макросоциальным изменениям. Харизматический лидер играет в данном процессе одну из главных ролей, наряду с культурной и социальной составляющими.

Анализ особенностей харизмы как социального явления в модерную эпоху показывает, что для выяснения тех особенностей, которые являются значимыми для появления и прихода к власти харизматического лидера, необходимо ввести в научный оборот новую категорию, а именно «харизматический процесс», т. е. процесс социальных изменений, обусловленный, с одной стороны, потребностями общества в изменении, с другой, харизматическим лиде-

ром, способным реализовать эту потребность. Мы будем подходить к такому социальному изменению как социальному процессу, т. е. такому динамическому состоянию общества, при котором харизматический лидер представляется значимым как субъект исторических событий, социальной действительности, руководитель социальными процессами, объединяющий общественные силы на пути к социальным изменениям. Харизматический процесс как динамическая характеристика, выступает разновидностью социального процесса, в котором значимыми являются как внутренние качества личности, называемой харизматической, так и социокультурная характеристика общества, в котором развивается харизматический процесс.

Концептуализируя категорию харизматический процесс, мы предполагаем особую адекватность данной категории при анализе социокультурных процессов, происходящих под воздействием харизматической личности. Харизматический процесс - это такая разновидность социального процесса, в основе которого лежит процесс развёртывания харизматических качеств отдельной личности в масштабах, значимых в рамках всего общества.

Данная категория даёт возможность выявить закономерности и предпосылки развития харизматических процессов и расширяет возможности социологических знаний. Методы исследования социальных процессов, разработанные в науке, позволяют увидеть новые грани как самого феномена харизмы, так и социальных изменений, осуществляемых под руководством харизматической личности. Использование этих методов помогает выявить закономерности и особенности харизматического процесса, выявить уникальность и сходство каждого конкретного случая в истории.

Характеристика харизмы как процесса позволяет увидеть особые грани взаимодействия социальных субъектов. Научные подходы к исследованию социального процесса характеризуют источники, состояния и формы социального процесса, выявляя существенные различия и изменчивость черт и характеристик социальных явлений. Ориентируясь на основные трактовки социального процесса, можно считать, что социальный процесс представляет собой совокупность всех динамических изменений в поведении и отношении харизматических лидеров с массами. Категория «социальный процесс» фиксирует и раскрывает ту реальность,

которая складывается как в соответствии с сознательными намерениями харизматических лидеров, так и в результате многообразных стихийных воздействий. В этом смысле социальный процесс на основании харизматического лидерства исключает какую-либо заданность или предопределённость в развитии событий и делает акцент на практические изменения явления.

Категория социальный процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию социальных явлений, конкретное изменение их состояния во времени и пространстве, обусловленное деятельностью харизматической личности.

В силу такой интерпретации социального процесса, его центральной характеристикой выступает изменение, которое означает любые модификации структуры и функций и других параметров социальных явлений. Изменения означают трансформацию или модификацию базовых или второстепенных элементов социальной среды, которые в совокупности способствуют достижению системой нового качественного состояния.

Классическое определение социального процесса как описание динамики объекта даёт П. Сорокин: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик» [2, с. 80]. Социальные процессы, таким образом, это разновидность социальной динамики, социального изменения объекта в определённый временной промежуток.

Социальный процесс - целостное явление, при исследовании которого необходим анализ всех составляющих этого явления. В теоретических разработках социального процесса можно выделить два направления: социальный эволюционизм, основывающийся на движении к усложнению, дифференциации, движению от примитивных форм социальной жизни к более совершенным и сложным. Эта теория, возникшая на основе эволюционной теории биологических организмов Ч. Дарвина, получила развитие в работах Т. Парсонса. Вторая теоретическая модель социального изменения основана на историческом материализме, теории, разработанной К. Марксом. Маркс видел основные причины социальных изменений во влиянии экономических отношений. Согласно этой теории, рост

производительных сил вызывает напряжение в институтах надстройки, причём, усиление этих процессов настоятельно требует полной и коренной трансформации всего общества.

Таким образом, можно заключить, что социальные изменения нельзя объяснить с помощью какой-либо одной теории. Имеет значение для исследования социального процесса физические факторы (природные условия, географическое положение и т. д.); политическая организация, а также культурные факторы, на которые оказывают влияние религиозные традиции, стили мышления и сознания в данном обществе. Культурные факторы определяются также влиянием харизматической личности на социальные изменения. Нередко харизматический лидер является инициатором глобальных социальных процессов, но не маловажное значение также имеют условия социальной среды [3, с. 450-455].

Для выяснения оснований социальных процессов необходим полифакторный анализ. Так можно выделить такие причины социальных изменений, как природные, демографические, социокультурные, социальнополитические, социально-психологические и другие, которые могут являться как внутренними, так и внешними по отношению к социальной системе. Современная наука отвергает возможность выделения доминирующих факторов, вызывающих социальные процессы. Все острее ставится вопрос о роли в детерминации социальных процессов деятельности отдельных индивидов.

Таким образом, мы подходим к дилемме: кто или что, какая сила - общественная или личностная является инициатором социальных изменений. Позиция, принимающая за первопричину изменений харизматического лидера и утверждающая, что именно личность является движущей силой истории, опирается на положения волюнтаризма и индивидуализма, нашедшей сторонников в научных кругах прошлого столетия. Эта позиция оставляет без ответа вопрос о том, в каком направлении развивались бы исторические события, встань на пути харизматического лидера непреодолимая преграда: арест, убийство и т. д. Сторонники концепции героического детерминизма опираются на исторические факты, утверждают, что возможности великих личностей творить исторические события ограничиваются только предыдущими героями [4, с. 327].

Противоположной героическому детерминизму является концепция социального детерминизма. Её суть состоит в утверждении материалистической детерминанты всех социальных изменений. Ход исторических событий, согласно этой концепции, предопределяется внутренними побудительными силами общества к развитию. Личности в этом процессе отводится роль объекта изменений. Великие исторические личности и герои появляются в ответ на требования истории и следуют социальной необходимости. Согласно этой концепции, роль харизматической личности, призванной обеспечить социальные изменения, может сыграть любой человек, оказавшийся в необходимых условиях. Социальный детерминизм как движущая сила социальных изменений не раскрывает сущности таких исторических событий, когда в ответ на призыв времени не появлялся подходящий на роль харизматического лидера субъект [5, с. 21-22].

Современный социологический дискурс о двойственности природы социальных процессов развёртывается в русле сочетания субъективистского и объективистского видения реальности. Согласно этому подходу, социум представляет собой синтез субъективных усилий индивидуальных акторов, отражающих общие общественные тенденции. Социальный субъект вынужденно реагирует на общий социальный фон, и в случае возникновения особых затруднений реагирует на него либо приспособлением к ситуации, либо таким преобразованием системы, которое даёт возможность приспособить её к себе.

Наиболее адекватным представляется такой подход к объяснению социальных изменений, который П. Штомпка, вслед за А. Кре-бером и Р. Мертоном именует «адаптивноэволюционным» [4, с. 328]. Этот подход даёт возможность соотнесения значимости героического и социального детерминизма в социальном процессе. Согласно этому подходу, развитие социального процесса - это такое состояние общества, которое, находясь в динамическом развитии, последовательно проходит смену различных состояний или движений элементов социальной системы. Результатами социального процесса становится изменение всех или некоторых систем социального объекта, структурных или качественных характеристик системы. Социальные процессы затрагивают все сферы жизни общества, изменяют

политические, экономические, социокультурные и морально-нравственные характеристики общества и приводят к усложнению, упрощению, т. е. к изменению его внутренних и внешних свойств и характеристик.

Рассматривая структуру социального процесса, основанного на лидерстве, его можно описать как процесс взаимодействия между харизматическим лидером и массами, а также динамику этого явления. Структура социального процесса есть совокупность взаимодействий между акторами, а также логическая последовательность этого процесса. Последовательность социального процесса представляет собой стадиальность в развитии социальных изменений. Социальный процесс состоит из определённых стадий, которые проходят в закономерной последовательности. Каждая стадия представляет собой минипроцесс, имеющий важное значение для конечного результата социального процесса в целом: приход героя, становление его как харизматического лидера, период активной деятельности, уход, рутиниза-ция или канонизация харизматического героя. Количественные накопления каждой стадии определяют качественные изменения при переходе к следующей стадии харизматического процесса. Последовательность стадий определяется целью социального процесса, выражая оптимальность социальных изменений.

Социальные процессы подчинены определённым закономерностям, в которых реализуются требования объективных социальных законов. Основными закономерностями, проявляющимися как тенденции социальных процессов, являются направленность социальных изменений, результат которой - целесообразность деятельности, последовательное прохождение ряда стадий, а также многофакторность социального процесса.

Переходя к рассмотрению такой категории, как харизматический процесс, необходимо вновь обратиться к концепции харизмы и харизматической личности, взятой нами за основу. Харизма представляет собой особое качество личности, благодаря которому она может оказывать сильное влияние на людей. Это влияние основывается на эмоциональном воздействии личности, признаваемой в качестве лидера, вождя. Личность, признаваемая последователями харизматической, вызывает воодушевление, особый эмоциональный заряд, благодаря чему последователи готовы следо-

вать за ней. Харизматический лидер способен заразить последователей своей идеей, увлечь теориями. Он наверняка в совершенстве (осознанно или нет) обладает способностями к внушению, убеждению или гипнозу. Приводя своих последователей в состояние возбуждения, эмоциональной готовности к преобразованиям, харизматический лидер вводит в общество новую систему установок и ценностей. Он является преобразователем системы, утверждая свой уникальный порядок. Пользуясь поддержкой широких народных масс, харизматический лидер выступает в роли консолидирующего элемента, сплачивая и объединяя общественные силы и задавая им вектор развития.

Таким образом, харизму мы будем считать таким качеством личности, которое позволяет говорить об особом типе взаимодействия между лидером, которого считают харизматическим, и последователями, в рамках широкомасштабных исторических событий, социальных изменений. Масштаб этих влияний варьируется в зависимости от разных факторов, тем не менее, они оставляют глубокий след в сердцах людей - как современников, так и будущих поколений.

Деятельность харизматических личностей вносит существенное преобразование в социальное устройство. Так или иначе затрагиваются все сферы общественной жизни: как на макро так и на микроуровне. Стимул к развитию, задаваемый харизматической личностью, должен попасть на плодородную социальную почву: в обществе также необходимы внутренние потребности и стремления к изменению. Социальный процесс, который мы будем именовать как харизматический, направлен на изменение существующей системы социальных отношений и ценностей. Тип преобразований, инициируемый харизматическим лидером, может носить характер трансформаций, модернизаций, революции и др. Важно в этом случае присутствие в социальном процессе элемента новизны, ведущего к разрушению привычных форм социальных связей и проводящего к реформам.

Наглядно продемонстрировать данное утверждение можно, обратившись к социополитической сфере, когда накопление внутреннего недовольства приводит к росту социальной напряжённости, что провоцирует антиправительственные настроения среди населения. Давление на власть неизбежно вызывает по-

требность в поиске оптимального разрешения конфликтной ситуации. Внутри правящей элиты остро возникает борьба за лидерские позиции: на первые позиции выходят лидеры, способные взять власть в свои руки. Поиск лидера или лидерский процесс, обостряет политическую борьбу, что отражается на настроениях населения.

Таким образом, можно утверждать, что процесс поиска лидера является закономерной составляющей харизматического процесса. Среди претендентов на лидерство, готовых качественно изменить существующие основы общества, возникает ожесточённая борьба за голоса избирателей. Активно применяются PR-технологии, популистские методы и другие способы продвижения во власть. Победителем оказывается тот, кого электорат сочтёт самым авторитетным и наиболее отвечающим представлениям об идеальном лидере. Лидерский процесс переходит в харизматический тогда, когда общество не удовлетворено существующей властью, а социальный кризис требует скорейшего его разрешения. В эти моменты общество особенно остро реагирует на заявления потенциальных лидеров и их обещания. Именно в периоды социальных кризисов, когда рушатся привычные стандарты жизни и дискредитируется прежняя власть, перед обществом возникает идеальный образ харизматического лидера, обладающего сверхъестественными дарованиями, т. е. внемирскими, внеземными, потаёнными знаниями о должном порядке. Харизматическим лидером становится именно тот лидер, который способен внушить населению уверенность в своей уникальности и незаменимости как преобразователя системы. Особый эмоциональный накал, возникающий в среде последователей, достигает максимальных значений, выходя за рамки рационального осмысления. Особую значимость приобретает поддержка ближайшего окружения лидера, так называемой властной элиты. В её задачи входит информационное воздействие на электорат с целью создания благоприятного имиджа политика.

Итак, в условиях кризиса возникает острая потребность в личности, способной вывести из него. В этих условиях общество начинает искать наиболее благоприятные направления выхода из кризисной ситуации, и одним из них является поиск лидера. Возникает лидерский процесс, т. е. среди претендентов на власть

идёт борьба за голоса избирателей. Победит в этой борьбе тот лидер, который сможет повлиять на мотивацию, установки и поведение последователей, используя для этого весь арсенал технических и психологических средств. Значимыми в лидерском процессе являются ситуативные факторы, т. е. индивидуальные черты и ментальность последователей, а также фактор окружающей среды.

Таким образом, объективные условия, сложившиеся в обществе в определённое время, дополняются субъективными качествами и потребностями основной части населения, выражая количественные накопления, приводящие к лидерскому процессу. Именно в такие периоды максимального накопления «критической массы», харизматическая личность заявляет о себе как о великом субъекте исторического развития. Причём, если одним личностям не приходится прилагать усилия для достижения цели, «...они просто натыкаются на величие, оказавшись в нужное время в нужном месте и принимая верные решения, правильно используя открывшиеся возможности» [4, с. 335], то истинно харизматическая личность, по мнению Штомпки, в действительности обладает потенциалом для создания этих событий. Такая личность активно влияет на социальные процессы, буквально создавая историю. Штомпка выделяет в качестве значимых такие личностные черты харизматического лидера, как неординарный ум, талант руководителя и организатора, дальновидность и упорство в достижении целей. В представлениях окружающих такой лидер выделяется особым сверхъестественным могуществом, дарованным ему из высших источников. Харизматическая личность при этом ощущает свою избранность как великий творец истории. По словам Шилза «личности, которые обладают интенсивным субъективным ощущением собственного харизматического качества, и те, кому это качество приписывается другими, мы называем харизматическими» [4, с. 332]. Утверждаясь в качестве харизматического, лидер берёт на себя ответственность перед обществом, освобождая его от необходимости принимать решения по разрешению кризиса.

В развертывании харизматического процесса как социокультурного изменения, можно выделить ряд стадий: латентную и явную, а также необходимых факторов: культурная легитимация харизмы; наличие в обществе кри-

зиса; принятие харизматического лидера. Важным фактором в развитии харизматического процесса являются особенности социокультурной эпохи, тип отношений в обществе, уровень развития коммуникационной среды.

При обращении к историческим фактам сложно чётко выделить факторы возникновения харизматического процесса. Социальный или лидерский детерминизм, как отдельно взятые условия, явно недостаточны для данной цели. Например, ни русский, ни германский народы не отличались особой склонностью к национализму и революциям, тем не менее, именно в этих странах были реализованы самые глобальные эксперименты ХХ в. - фашизм и социализм. Именно Ленин и Гитлер оказались «в нужном месте и в нужное время». Их появление в этих странах в начале ХХ в. соответствовало тем условиям, о которых П. Штомпка говорит как о социальном и героическом детерминизме в социальной истории, его срединном варианте, а именно эволюционно-адаптивном подходе [4, с. 326]. Этот подход рассматривает лидера и социум в диалектической взаимосвязи. В соответствии с этой концепцией, явно выраженный лидер не может определить развёртывание харизматического процесса, так же как и социальная составляющая, сама по себе, является лишь предпосылкой данного феномена. Важное место в харизматическом процессе имеет тип общества, состояние политической, экономической и социальной сферы общества, структура коммуникации в нём, степень цивилизационного развития и т. д.

В этой связи исследование состояния общественных структур, как в отдельности, так и в совокупности, даст возможность определить степень вероятности возникновения харизматического феномена и связанного с ним харизматического процесса, поскольку харизма глубоко социальна. Харизматическая личность только тогда может проявить себя как субъект социальных изменений, когда массы готовы к социальным преобразованиям. Массы играют в процессе становления и деятельности харизматического лидера важнейшую роль, поскольку для социальных изменений должны сложиться внутренние объективные условия. Харизматический лидер является в этом случае имманентной сущностью общества.

Харизматический процесс как социальное явление имеет временную характеристику -процесс развертывания харизмы лидера огра-

ничен во времени и связан с продолжительностью активной преобразовательной деятельностью носителя харизмы. Ещё Вебер говорил о кратковременном характере харизматического лидерства, существующего только в момент установления господства, в дальнейшем рути-низирующегося и обретающего формы традиционного или рационального.

Р. Лепсьюз, исследовавший харизматический процесс, имевший место в Германии в период прихода Гитлера к власти, выделяет в нём два последовательных этапа: скрытую и явную харизматическую ситуацию [6, р. 53-54]. Первый этап - скрытый или латентный, поскольку сам по себе является лишь предпосылкой для харизматического процесса, но это не гарантирует, что он возникнет. Латентный этап включает культурную легитимацию харизмы и социальный опыт кризисных ситуаций, сочетание которых может привести к харизматическому процессу. Скрытая харизматическая ситуация переходит в явную только в случае появления подходящей фигуры лидера, которого общество принимает в качестве спасителя, наделяя его харизматическим ореолом и вверяя ему ответственность за судьбу общества. На наш взгляд, именно сочетание этих условий даёт возможность говорить о том, что развернувшийся лидерский процесс имеет черты харизматического, т. е. выступает разновидностью социального процесса, при котором социально значимыми становятся волевые усилия отдельного лидера.

Первая стадия харизматического процесса, обозначенная как латентная, заключается в объективных предпосылках появления харизматического лидера. Это культурная легитимация харизмы, т. е. присутствие в национальноэтнической культуре данного народа яркого образа харизматической личности, национального героя или авторитарного лидера. Это особый тип этнической ментальности, основанный на почитании великого героя. Особенно ярко эта черта проявилась в германском и русском народах, в которых исторически сложился культ вождя или тирана. Анализ ментальности данных народов показал, что при некоторых объективных условиях образ харизматической личности заявит о себе, что послужит одним из факторов развертывания харизматического процесса.

Однако, только культурная составляющая латентной харизматической ситуации не может быть достоверным признаком того, что эти на-

роды обречены на харизматический процесс. Необходимо проанализировать ещё один немаловажный фактор, а именно кризисную его составляющую. Субъективное переживание кризиса делает возможность прихода к власти харизматического лидера более актуальной. Опыт переживания социального кризиса, когда у членов общества ярко выражено чувство утраты связи с жизнеобразующим центром, регламентирующим связь с периферийными районами, приводит население к ощущению аномии, разрыву социальных связей, к экзистенциальной боли от утраты идентичности. Это ощущение порождает у населения обострённое стремление к поиску лица или силы, способной вернуть утраченное равновесие и устранить гнетущее чувство нестабильности. Поскольку, согласно рассуждениям Э. Шилза, близость к регламентирующему центру определяется харизмой, и наоборот, обладание харизмой приближает личность к центру [7]. Именно на такую личность и делает ставку большинство населения. Харизма служит легитимацией самой себя, что даёт её обладателю право считаться всемогущим в глазах последователей.

Таким образом, кризисный социум неизбежно попадает в зависимость от действий харизматической личности, способной заявить о себе в этот момент. О потребности кризисного сознания искать сильную личность много подробных рассуждений в психологической литературе конца XIX - начала XX вв. Особенно много внимания уделяется этому вопросу в работах З. Фрейда, К. Г. Юнга, а также в трудах М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса,

Э. Шилза, К. Гирца, Ш. Айзенштадта.

Второй стадией является явная харизматическая ситуация, или собственно развертывание харизматического процесса. Её начало связано с появлением личности, заявляющей о себе как о спасителе нации. Претендент на харизматическое лидерство должен соответствовать требованиям кризисного общества и быть способным избавить от кризиса. При этом не важны его внешние данные, риторический талант и политические связи. Исследовав некоторых видных политических лидеров различных времен, мы не можем однозначно выделить у них определённого набора личностных черт, которые утвердительно делают его харизматич-ным. Напротив, эти черты и свойства характера скорее различны. Тем не менее, можно выделить особые характеристики этих лидеров, та-

кие как неврастеничность, жёсткость, стремление подавить чужую волю и утвердить свою, увлечённость идеей и т. д. Также выявляется и некоторая внешняя схожесть и похожесть в происхождении харизматических лидеров. Мы согласны с Юнгом и Фрейдом, утверждающими, что образ харизматического героя глубоко отпечатан в бессознательном народа, и всплывает в виде забытых образов, «имаго прошлого», в периоды, когда обращение к рациональным силам не способно представить адекватную картину кризисного мира.

Таким образом, харизматический герой олицетворяет высшие силы, воскресающие в моменты наивысшего кризиса с целью избавления от невыносимого чувства растерянности. Претендент на харизматическое лидерство, согласно мифологической трактовке, должен пройти ряд стадий своего становления, испытать инициацию, осуществить миссию спасения и погибнуть, что даст возможность его канонизации и возведения его образа в священное. Такая череда героических действий даст возможность герою вернуться на другом витке истории.

Необходимо также отметить сложность однозначного выделения в социальной жизни каких-либо абсолютно равнозначных явлений, особенно когда речь идёт о харизме. В каждом случае лидерского процесса имеют место как закономерности, так и особенности, характерные для той или иной страны или исторической эпохи. Можно также отметить присутствие в исторических событиях элемента случайности, непредсказуемости. Тем не менее, мы считаем, что, опираясь на научный анализ исторических событий, можно выделить некоторые общие явления социальной жизни, которые способны послужить условиями для потенциального харизматического процесса, и их типологизация позволит проанализировать каждое из них с точки зрения возможного харизматического процесса.

Выводы. Применение социодинамиче-ского подхода даёт возможность исследовать харизматический процесс на эмпирическом уровне, что позволит не только оценить сложившуюся социальную и политическую ситуацию, но и во многом поможет управлять харизматическим процессом в будущем.

Харизматический процесс можно определить как развертывание харизмы, т. е. особых качеств конкретного лидера, в действи-

ях и представлениях, значимых в масштабах общества в контексте возможных социокультурных изменений. Харизматический лидер в харизматическом процессе играет роль консолидирующего элемента, задающего вектор направлению социального процесса. Обладание таким качеством, как харизма, позволяет лидеру управлять общественными настроениями, увлекать идеей, вводить инновации. Последствиями харизматического процесса являются изменения в системе общественного устройства, изменение её структурных элементов. Важным моментом в развертывании харизматического процесса является сочетание социокультурных факторов, включающих культурную легитимацию харизмы и факт острого социального кризиса с личностным, т. е. наличие яркого лидера, удовлетворяющего ожидания общества.

Выделение в харизматическом процессе общих закономерностей даст возможность

исследователям прогнозировать возможную реакцию населения на ту или иную ситуацию, особенно при прогнозировании данного явления. С этой целью необходимым представляется выделение социокультурных и кризисных условий харизматического процесса в отдельные социологические категории.

Особо отметим роль в развитии харизматических процессов в современных обществах информационных технологий и особого психологического состояния индивидов, сложившегося сейчас. Прямая зависимость населения от средств массовой коммуникации делает процесс формирования харизмы технологическим, а харизму управляемым свойством. Таким образом, истинная харизма в широком понимании этого значения, становится в современном обществе лишь видимостью, харизматическим имиджем того или иного политика, которое даёт возможность неограниченного влияния на население.

Список литературы

1. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 710 с.

2. Сорокин П. Социальная и культурная динамика / пер. В. В. Сапов, СПб.: РХГИ, 2000. 1054 с.

3. Гидденс Э. Социология / научн. ред. В. Я. Ядов; пер. В. Малышенко. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 703 с.

4. Штомпка П. Социология социальных изменений / пер с англ.; под ред. В. А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996. 416 с.

5. Карлейль Т. Герои и героическое в истории. Публичные беседы / пер. с англ. В. И. Яковенко. М.: Вузовская книга, 2001. 280 с.

6. Lepsius R. Charismatic Leadership: Max Webers Model and Its Appicability to the Rule of Hitler // Changing Conceptions of Leadership, Springner Verlag. New York Inc., 1986. Chapter 4. Р 53.

7. Shils E. Charisma order and status // American sociological review. 1965. Vol. ХХХ. Р. 199-213.

Статья поступила в редакцию 05.04.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.