Научная статья на тему 'Понятие и признаки светского государства'

Понятие и признаки светского государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4695
494
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПРИЗНАКИ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА / SECULAR STATE / RELIGIOUS ORGANIZATION / LEGAL STATUS / SECULAR STATE INDICATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филина Н.В.

Статья посвящена детальному анализу понятия и признаков светского государства. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке конституционного права, теории государственного управления, философии, политологии. Автором исследуются теоретические и практические проблемы реализации светской модели государства. Проведен сравнительный анализ конституционных признаков светского государства с реалиями демократии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept and Indications of Secular State

The article deals with the elaborate analysis of the concept and indications of a secular state. The paper has the interdisciplinary character and it is written on the verge of constitutional law, theory of state administration, philosophy, political science. The comparative analysis between the constitutional indicators of a secular state and democracy realia has been conducted.

Текст научной работы на тему «Понятие и признаки светского государства»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 342 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

Concept and Indications of Secular State

Н. В. Филина - старший преподаватель кафедры менеджмента Омской юридической академии

N. V. Philina - Assistant Professor of the Management Department of the Omsk Law Academy

Аннотация. Статья посвящена детальному анализу понятия и признаков светского государства. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке конституционного права, теории государственного управления, философии, политологии. Автором исследуются теоретические и практические проблемы реализации светской модели государства. Проведен сравнительный анализ конституционных признаков светского государства с реалиями демократии.

The article deals with the elaborate analysis of the concept and indications of a secular state. The paper has the interdisciplinary character and it is written on the verge of constitutional law, theory of state administration, philosophy, political science. The comparative analysis between the constitutional indicators of a secular state and democracy realia has been conducted.

Ключевые слова: светское государство, религиозная организация, правовой статус, признаки светского государства.

Secular state, religious organization, legal status, secular state indications.

В России, как и в любом цивилизованном государстве, религиозные отношения занимают ключевую позицию. Вопросы взаимоотношения между государством и религиозными организациями становятся актуальными и злободневными. Однако при более полном анализе вопросов о сотрудничестве религиозных организаций с органами государственной власти становится понятно, что правовое поле этого взаимодействия

недостаточно сформировано. С 2002 по 2010 г. наблюдалось мощное движение религии в политику, несмотря на светский характер государственно-церковных отношений. Подобные процессы сращивания религии, политики, общества происходят не только в России, но и в таких государствах, как Иран, Грузия, Турция, Саудовская Аравия, где исторически существуют конфессиональные предпочтения. Что же касается Рос-

3

Вестник Омской юридической академии. 2014. № 4 (25)

сии, то лидирующие позиции занимает Русская православная церковь, и мы являемся свидетелями того, что иерархи церкви стремятся оказать прямое или косвенное воздействие на решение происходящих в стране социально-политических изменений.

Однозначную оценку этим фактам дать сложно. Что это? Попытка навязать государственную религию или под лозунгом православия объединить мировые религии? Конституция Российской Федерации в ст. 14 закрепила светский характер государства, но, несмотря на это, сотрудничество между религиозными организациями и государством носит политический, императивный характер.

В настоящее время мы стоим на грани резкой и весьма противоречивой политизации религиозных отношений, которые стали широко использоваться церковной и политической властью. Сращивание власти и религии не несет блага ни государству, ни обществу, ни религиозным объединениям. Поиск оптимальных государственно-церковных отношений и невмешательство церкви в систему управления государством - важный и достаточно противоречивый, на наш взгляд, вопрос. Если его не решить, могут возникнуть социальные разногласия на конфессиональной основе, которые приведут к ксенофобии, социальному расслоению общества, где главную роль сыграет религия, направив свои рычаги власти против государства, толерантности, взаимопонимания народа.

Соотношение государства и церкви определило лицо власти, образ правителя, общий политический климат в стране, легитимность государственных институтов, устойчивость развития всех сфер общества. С одной стороны, декларируется отделение религиозных объединений от государства, с другой - происходит активное сотрудничество государственных институтов с религиозными организациями. Факты сближения светской и церковной элиты [2] позволяют говорить о том, что Церковь в лице его высшего руководства стремится к обладанию политическими правами, а власть, в свою очередь, использует религиозный ресурс для поддержания легитимности своих действий [5].

В связи с этим возникает вопрос: светское ли Российское государство? Статья 14 Конституции Российской Федерации закрепляет светский характер государства, который определяет, что

в России нет и не может быть обязательной религии. Вместе с тем гарантируется свобода совести, вероисповедания, свобода религиозных организаций.

В свободной энциклопедии дается следующее определение светскому государству: это «государство, появившееся в результате отделения церкви, которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования» [6]. По нашему мнению, светское государство - это правовая характеристика государства, которая определяет статус религиозных организаций, закрепляя права, обязанности и гарантии. Государственные органы власти должны быть отделены от церкви.

В последнее время средства массовой информации часто ведут трансляции из храмов, где крупным планом показывают представителей власти, которые недавно вели активную антирелигиозную пропаганду. Вера человека - это таинство, которое не рекламируется. С трудом верится, что все государственные лица одновременно стали верующими. Пристальное внимание со стороны религиозных организаций проявляется к социальным учреждениям и Вооруженным силам, системе образования, здравоохранения, тюрьмам, средствам массовых коммуникаций. Практика взаимодействия зачастую носит противоречивый характер, происходит нарушение характерных черт светского государства. Все чаще на экранах телевизора мы наблюдаем, что при решении важнейших государственных проблем присутствуют священнослужители, раввины, муфтии - так мы дойдем до того, что и на думских заседаниях в прениях по принятию законов увидим священнослужителей в церковных облачениях.

Священник Александр Добродеев, заведующий синодальным отделом по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, считает, что структуры власти должны иметь углубленное представление о религиях своей страны и непременно учитывать это знание в своей деятельности: «Я бы хотел видеть взаимодействие между государством и религиозными организациями в сфере правоохранительной деятельности. Все государственные структуры, которые задействованы в наведении правопорядка в стране, должны иметь сущностное представление о религии. На данный момент они не имеют никаких представлений

4

Теория и история государства и права

о религиозных основах жизни людей своей страны... Наша власть в лице своих представителей достаточно далека от религии, и с этим связана профанация правовых взаимоотношений. Глубокий нравственный упадок в среде сотрудников правоохранительных органов - от полиции до судов и прокуратуры. Во всем государственном аппарате, в Вооруженных силах и т. п. ситуация не лучше. Религиозное сознание, если бы оно у них было, препятствовало бы такому невиданному разгулу коррупции, недобросовестности, потребительства, вообще беспринципности, этой жажде жить лишь для собственной корысти» [7]. Священник Александр считает, что, окрестив всех сотрудников аппарата принуждения, государство окончательно решит вопрос с взяточничеством, коррупцией и превышением должностных полномочий. Осталось только выяснить, какая религия сможет им в этом помочь и не противоречит ли это действующей Конституции Российской Федерации.

При выборах Президента Российской Федерации, формировании Правительства Российской Федерации, принятии государственного решения, обсуждении закона церковь, патриарх занимают лидирующие позиции, являясь негласным органом власти, инструментом в руках государства при формировании общественного мнения. Со стороны государственных органов власти наблюдается негласное навязывание обществу православия. Нормы Конституции Российской Федерации никто не отменял, и в государстве нет официальной религии и быть не может, так как Российская Федерация - многоконфессиональное и многонациональное государство.

Исследуя природу светского государства, необходимо определить степень вмешательства религиозной организации в политическое пространство, формируя при этом модель взаимодействий допустимых, возможных для всех субъектов государственно-церковных отношений.

Русская православная церковь в 2000 г. в Основах социальной концепции Русской православной церкви открыто высказала свою позицию по вопросу определения дальнейшего вектора развития государственно-конфессиональных отношений, направленных на невмешательство религиозных организаций в политический процесс [4]. Тем не менее с 2003 г. наметилась тенденция развития партнерских отношений, а в 2010 г. Патриарх и Президент Российской Федерации обсуждали стратегию развития

государственно-конфессиональных отношений на современном этапе [1]. С 2012 г. в российских школах вводится новый предмет «Основы православной культуры» [3]. В средствах массовых информаций дается неоднозначная оценка происходящих в России в последнее десятилетие событий. Государственно-конфессиональным отношениям дают негативную оценку. Источником этих недовольств являются сами органы государственной власти и глава государства, демонстрируя свою принадлежность христианской вере. Складывается впечатление, что накопленный международный опыт государственного взаимодействия с религиозными организациями пытаются переложить на российскую почву, причем неудачно.

Таким образом, необходимо четко определить возможность сотрудничества религиозных организаций с государственными органами власти, проведя мониторинг необходимого сотрудничества со стороны всех участников государственноконфессиональных отношений. В случае положительного решения отказаться от светского характера государства, определяя допустимую модель сотрудничества. При отрицательном решении необходимо четко следовать Конституции Российской Федерации, не вмешиваясь в вопросы религии.

Анализируя различные точки зрения и позиции к определению государственно-церковных отношений как предмета политологического исследования, можно сделать вывод, что сущность этих процессов должна лежать в правовом поле, главным признаком которого является невмешательство в вопросы религиозных организаций и недопущение их к решению социально-политических вопросов. В Российской Федерации недопустима официальная или обязательная религия.

На наш взгляд, характерными чертами светского государства являются: право граждан на свободное самоопределение конфессиональной принадлежности, недопущение со стороны государства навязывания официальной религии, отделение государственных органов власти от церкви, законность, невмешательство церкви в образование, политику. Однако практика расходится с теорией. Мировая практика показывает, что процесс перехода от светского к несветскому государству не всегда зависит от практики взаимодействий и нормативного содержания. Российский опыт государственно-конфессио-

5

Вестник Омской юридической академии. 2014. № 4 (25)

нальных отношении показывает, что светское государство может обладать определенным набором форм и методов сотрудничества с религиозными организациями при реализации основных функций государства.

Таким образом, государственно-церковные отношения на современном этапе трансформируются, выходя на новую ступень развития, государственные органы власти активно сотрудничают с религиозными организациями в вопросах национальной безопасности, культуры, образования, социума. Государство выступает активным субъектом сотрудничества, так как религиозные организации являются неотъемлемым институтом гражданского общества в социально-политических процессах. Новая ступень развития во взаимодействии государство - общество - церковь должна стать духовно-нравственной основой социально-политических процессов.

Следовательно, отношения носят политический характер. Вероисповедальная политика государства зависит от модели взаимоотношений религиозных организаций и государства. Эти взаимодействия строятся на принципах со-

товарищества, взаимопомощи, одновременно законодательно закрепляя светский характер государства. Церковь проявляет относительную настойчивость в вопросах сотрудничества с государственными органами власти, однако в силу несовершенства нормативно-правовой базы тормозит развитие партнерских отношений. Церковь была и остается важным институтом гражданского общества, влиятельным субъектом на политическую власть, которая реализует собственные интересы.

Сегодня государство для решения социальнополитических задач на первый план выдвигает Русскую православную церковь как традиционную религиозную организацию, наделяя ее особым статусом. Этот вопрос остается актуальным и вызывает дискуссии в политологическом пространстве. На наш взгляд, необходимо уравнять Русскую православную церковь с религиозными организациями в вопросах социально-политического взаимодействия с государственными органами власти. В противном случае в государственно-церковных отношениях может произойти раскол.

Библиографический список

1. Государственная национальная политика и государственно-конфессиональные отношения в субъектах Российской Федерации в 2010 году : в 2 т. / под общ. ред. А. В. Журавского. - М. : РУС-КОР, 2010. - Т. 1. - 226 с.

2. О выступлении Патриарха Кирилла на встрече с Владимиром Путиным [Электронный ресурс] // Новости в десятку : новост. портал. - Режим доступа: http://newsinten.ru/politika/vybory/o-vystuplenii-patriarxa-kiriUa-na-vstreche-s-vladimirom-putinym.html (дата обращения: 22.01.2013).

3. Опасения противников преподавания религии в школе не подтвердились, утверждают в РПЦ [Электронный ресурс] // JesusChrist.ru : сервер христ. общения. - Режим доступа: http://jesuschrist.rU/news/2011/9/1/16130 (дата обращения:

22.01.2013) .

4. Основы социальной концепции Русской православной церкви [Электронный ресурс] // Русская православная церковь : офиц. сайт Москов. патриархата. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html (дата обращения:

22.01.2013) .

5. Прием от имени Президента России в честь архиереев - участников Поместного собора Русской православной церкви [Электронный ресурс] // Сайт Президента России. - Режим доступа: http://kremlin.ru/transcripts/3033 (дата обращения:

22.01.2013) .

6. Светское государство [Электронный ресурс] // Википедия - свободная энциклопедия. - Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E2%E5%F2%F1%EA%EE%E5_%E3%EE%F1%F3%E4%E0%F0%F1%F2%E2%EE (дата обращения: 22.01.2013).

7. Священнослужители о месте религии в светском государстве [Электронный ресурс] // REGIONS.RU / Новости Федерации : новост. агентство. - Режим доступа: http://www.regions.ru/news/2316625/ (дата обращения: 22.01.2013).

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.