БИЗНЕС В ЗАКОНЕ
2’ 2008
2.5. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ФУНКЦИИ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ
Царев П. А., начальник юридического департамента ООО «Газкомплектэлектро»
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Упразднение государственной монополии на внешнюю торговлю и валютные операции, отказ от жесткого государственного управления экономикой обусловили коренные изменения в механизме внешнеэкономической деятельности России. Либерализация в сфере внешней торговли явилась инструментом перехода к экономике открытого типа, составляющей не обособленную, а глубоко интегрированную часть мировой экономики.
Любая национальная экономика ни в древности, ни в особенности в наше время, не может функционировать как замкнутая система. В результате внешнеэкономического воздействия государств, возникает мировой рынок как самостоятельное явление. Мировая экономика таит в себе неисчислимое множество противоречий, которые являются источником любого развития1.
В связи с этим, экономическое развитие современного российского государства приобретает новые аспекты. «Альтернативы для участия государств в процессе глобализации нет, если только они не хотят лишить свой народ выгод, связанных с техническим прогрессом и международным обменом»2. По сути своей, процесс глобализации прогрессивен, так как в его основе лежат объективные законы мирового хозяйственного развития: углубление международного разделения труда, интернационализация производства, рост взаимозависимости участников мировых связей3.
Международная экономическая интеграция рассматривается, прежде всего, как выражение двух противоречивых тенденций развития мировой экономики -глобализации и фрагментации. При этом в рамках различных подходов акцент делается на том или ином аспекте (международная торговля, международное разделение труда, структура мирохозяйственных связей и так далее), который в какой-то степени вписывается в общее понимание международной экономической интеграции.
При ближайшем рассмотрении, экономическая интеграция - это процесс сближения и взаимоувязывания экономик нескольких стран с однородными социальноэкономическими системами, нацеленный на создание единого хозяйственного организма, особый этап в процессе интернационализации хозяйственной жизни, который ведет к созданию нового качества - целост-
1 Доронина Н. Г. Унификация и гармонизация права в условиях экономической интеграции государств // Право и экономика. - М.: Юрид. Дом «Юстицинформ», 1997, № 17-18. С. 84-92.
Глобализация. Триумф и опасности: Прогноз развития мировой экономики до 2005г. La mondialization: Triomphe et perils: Une projection de I'economie mondiale a I'horizon 2005// rev.de I'OFCE.-P. 1998. № 65-P125-195. Стр. 126.
3 Гуринович Т. А. Необходимость и условия интеграции
России в мировое экономическое сообщество. Дисс. ... к.э.н. М., 1996. С. 171.
ности обособленного хозяйственного комплекса нескольких государств (однородный, внутренне слитый хозяйственный механизм).
Проблема экономической интеграции находится в поле зрения ученых-экономистов, политологов, социологов как на Западе, так и на Востоке4.
Не вдаваясь в экономические исследования, отметим, что для изучения сущности функции интеграции, важным является установление следующих отличительных признаков мирового хозяйства:
- глобализация международной торговли в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности;
- деятельность региональных интегрированных объединений во всех континентах мира;
- формирование правовых и организационно-управленческих механизмов в области сотрудничества в рамках интегрированных объединений;
- образование транснациональных корпораций с большой степенью влияния на инвестиционную и торговую политику;
- развитие научно-технического сотрудничества в области высоких технологий, новых видов техники и информатики;
- переход в международной торговле к общим правилам в использовании рабочей силы, капитала и технологий;
- влияние международных финансовых институтов.
Указанные признаки оказывают во многом определяющее воздействие на сущность функции интеграции в мировую экономику.
Как известно, современная система мирового хозяйства состоит из двух подсистем: национальные хозяйства и международная экономика. Диалектика интернационализации производства непосредственно связана с взаимодействием рассматриваемых подсистем. Совместное использование национальных хозяйств ускоряет преобразования в последних, способствует их сближению и дальнейшей интернационализации производства.
Не ошибемся, если скажем, что все государства хотят участвовать в экономической интеграции. Отсюда следует, что экономическая интеграция имеет объективный и закономерный характер.
Исследование функции интеграции современного российского государства в мировую экономику в условиях суверенитета и обеспечения устойчивого роста национальной экономики имеет важное теоретическое и практическое значение. Речь идет о разработке единого подхода к правовому обеспечению экономической системы, способной на саморазвитие.
Мы придерживаемся реалистического подхода к анализу взаимоотношений между государствами. Каждое государство имеет интересы, которые зачастую противоречат интересам других государств. Поэтому, они ведут конкурентную борьбу за рынки сбыта продукции, привлечение инвестиций и др. «Общий мир» и «баланс интересов», на наш взгляд возможен только при подчинении интересов других государств интересам одного.
Такой подход объясняет противоречие, которое таится в функции интеграции. С одной стороны государство стремится войти в мировое сообщество, подчинить свое поведение действующим там правилам. С другой - государство обязано сохранить свои национальные интере-
4 См.: Мбайдин Хусам Мджали Международно-правовое регулирование экономической интеграции арабских стран. Автореф. дисс. ... к.ю.н. Киев, 1992. С. 23; Абдул Самад Халед Нашаат Ближневосточная экономическая интеграция: становление и перспективы развития. Дисс. ... к.э.н. С-Пб., 2000. С. 191.
5B
Царев П. А.
ПОНЯТИЕ ФУНКЦИИ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ
сы. Об отказе от своих интересов вопрос не ставится. Это связано с понятием «суверенитет».
Как известно, суверенитет является обязательным признаком государства. Его обеспечению уделяется особое внимание. Так, Концепция Национальной безопасности Российской Федерации указывает, что «национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы...»5.
Специалисты в области проблем государства выделяют категорию «экономический суверенитет». Под ним понимают «совокупность юридических правил, которая устанавливает взаимные обязательства государств, гарантирующих для каждого из них, и всех вместе, право свободно распоряжаться своими ресурсами, богатствами и всей экономической деятельностью, а так же право на равноправное участие в международных экономических отношениях»6. Обеспечение суверенитета происходит в соответствии с нормативно-правовыми актами, которые отражают структуру государственных органов и их направления деятельности.
Исходя из понимания сущности государства, считаем, что интеграция в мировую экономику не должна противоречить задачам сохранения и упрочения суверенитета Российской Федерации.
Современная теория права и государства исходит из того, что функции государства - это формы деятельности государства, выражающие его правовую сущность. С этой точки зрения, существо и смысл деятельности государства состоят в обеспечении правовой свободы, т.е. в организации, реализации и защите определенного (социально и исторически обусловленного) государственноправового порядка жизни свободных людей7.
При этом отдельные функции государства рассматриваются как основные формы его деятельности. Так, В. С. Нерсесянц полагает, что сущность государства проявляется в трех его функциях, осуществляемых в рамках национального правопорядка (правоустанови-тельная, правореализаторская и правозащитная функции), а также в осуществлении «внешнегосударственной» функции, т.е. в деятельности государства в качестве субъекта международного права.
Функции же правового государства В. С. Нерсесянц
трактует как законодательную, исполнительную и судебную. Тем самым, три ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - соответствуют трем функциям правового государства.
По нашему мнению, в современный период развития Российского государства деление функций на внутренние и внешние представляется не совсем обоснованным. Дело в том, что исследуемая функция интеграции в мировую экономику проявляется как во внешней, так и во внутренней деятельности государства.
Таким образом, признаками функции экономической интеграции будут следующие:
- является одним из основных направлений деятельности государства;
- создание неразрывности, взаимной связи, общности, сходства экономических систем;
- процесс, протяженный во времени, имеющий начало и конец;
- осуществляется в целях реализации собственных национальных интересов.
Учитывая, что простое перечисление признаков не приведет к формулированию понятного для уяснения определения, ограничимся широким подходом к понятию.
Функция интеграции в мировую экономику представляет деятельность государства по реализации национальных интересов в условиях сближения и взаимоувязывания мировой экономической системы.
Таким образом, деятельность государства в этой сфере состоит из трех этапов. Первый - определение собственных экономических интересов в мировой экономике. Второй - определение оптимальных путей их достижения и реализации. Третий - создание соответствующей системы их реализации.
Возможность участия Российской Федерации в интеграционных процессах установлена ст. 79 Конституции. Так, допускается участие Российской Федерации в межгосударственных объединениях, а также передача таким объединениям части своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничений прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя России8.
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
5 Указ Президента РФ «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 10 января 2000 года // СЗ РФ 2000. № 2. 10 января.
6 Блищенко И. П. Понятие экономического суверенитета государства / И. П. Блищенко, Ж. Дориа // Правоведение. 2000. №1. С. 200-217.
7 Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства, М ,
1999. С. 258.
8 Конституция РФ // Российская газета. 1993. 25 декабря.