Научная статья на тему 'Понятие и признаки амнистии в Украине'

Понятие и признаки амнистии в Украине Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
698
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АМНИСТИЯ / ПОНЯТИЕ АМНИСТИИ В УКРАИНЕ / ПРИЗНАКИ АМНИСТИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крайник Григорий Сергеевич

В статье анализируются понятие и признаки амнистии в Украине, названы субъекты ее принятия. Предложено внести изменения в Закон «О применении амнистии в Украине».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND CHARACTERISTICS OF AMNESTY IN UKRAINE

In this article the author analyzed the concept, characteristics of amnesty in Ukraine, considered the subjects taking the amnesty. Proposed changes to the Law of «On amnesty in Ukraine».

Текст научной работы на тему «Понятие и признаки амнистии в Украине»

УДК 343.293 (477) Григорий Сергеевич Крайник,

канд. юрид. наук Национальный юридический университет имени Ярослава Мудрого, г. Харьков

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АМНИСТИИ В УКРАИНЕ

В статье анализируются понятие и признаки амнистии в Украине, названы субъекты ее принятия. Предложено внести изменения в Закон «О применении амнистии в Украине».

Ключевые слова: амнистия, понятие амнистии в Украине, признаки амнистии.

Термин «амнистия» этимологически означает прощение, забвение. Амнистия предусмотрена в законодательстве стран-участниц СНГ, Франции, Италии, Молдовы, Болгарии и др. [1, с. 171]. Наиболее масштабной считают амнистию 2000 г. в Российской Федерации, которая в целом касалась 877 тысяч лиц (на основании постановления Государственной Думы «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»), награжденных орденами и медалями, а также инвалидов и больных туберкулезом [2, с. 65]. В марте 1952 г., когда парламент Франции объявил всеобщую амнистию предателям французского народа, было освобождено более 11 тысяч государственных чиновников и более 23 тысяч лиц, сотрудничавших с гитлеровцами [3, с. 50].

Акты об амнистии могут быть классифицированы в зависимости от субъекта их провозглашения, от территории, на которую распространяется их действие, от формы документа, которым она провозглашается. Классификация амнистий осуществляется по объему действия видов амнистирования (полная, частичная, смешанная) и по совокупности амнистированных категорий осужденных (общая, ограниченная, общеограничительная) [4, с. 10].

В СССР амнистии проводились, как правило, в связи с важными государственными событиями и выдающимися достижениями советского народа [3, с. 51].

Не применяется амнистия в таких странах, как США, Великобритании, Польша, Испания, Норвегия, Швеция, Эстония и др. [5, с. 401-402].

В соответствии с положениями ст. 92 Конституции Украины амнистия объявляется законом Украины. Законы Украины об амнистии не могут быть приняты всеукраинским референдумом (ст. 74 Конституции Украины) [6].

По данным Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, в нашем государстве растет численность осужденных: за решеткой находится 152 тысячи человек (336 заключенных на 100 тысяч населения). По этому показателю Украина является третьей среди стран-членов Совета Европы после России и Грузии. Для сравнения, 60-100 заключенных на 100 тысяч населения имеют Словения, Швейцария, Италия, Франция, Германия [7].

Во времена независимости Украины амнистия имела место с провозглашением нормативно-правового акта, в 1991 г. - Президиумом Верховного Совета УССР, в 1992 -1996 гг. - Президентом Украины [8], с 1996 г. по настоящее время - Верховной Радой Украины как единственным органом законодательной власти. В содержании такого нормативно-правового акта определяются категории субъектов соответствующих преступлений, которые полностью или частично освобождаются от исполнения относительно них наказания.

Законом Украины об амнистии также всегда устанавливаются ограничения в отношении соответствующего круга субъектов определенных преступлений, а также порядок и сроки выполнения амнистии [9, с. 329]. Осужденный может быть полностью или

частично освобожден от основного и дополнительного наказания, ему оно может быть заменено полностью или неотбытая его часть более мягким наказанием [10, с. 165].

Амнистия по конкретному осужденному применяется исключительно судом [11,

с. 406].

Можно выделить следующие признаки амнистии в Украине:

1) она имела место с провозглашением нормативно-правового акта: в 1991 г. -Президиумом Верховного Совета УССР, в 1992-1996 гг. - Президентом Украины, с 1996 г. по настоящее время - Верховной Радой Украины. Амнистия объявляется законом Украины (согласно ч. 3 ст. 92 Конституции Украины);

2) относительно конкретного осужденного она применяется исключительно судом;

3) по Закону «О применении амнистии в Украине» амнистии подлежат категории субъектов соответствующих преступлений [12], а конкретные не индивидуально определенные лица;

4) вследствие амнистии осужденные полностью или частично освобождаются как от наказания (когда его еще отбывают), так и от его отбывания;

5) она может касаться освобождения от основного и (или) дополнительного наказания, назначенного приговором суда;

6) амнистия касается не только лиц, признанных виновными в совершении преступления, но и тех, относительно которых уголовные дела уже рассмотрены судами, но приговоры по поводу них еще не вступили в законную силу [12];

7) она происходит независимо от воли человека, в отличие, например, от помилования.

С точки зрения С. М. Школы амнистия - это специальный вид освобождения от уголовной ответственности и/или наказания (полное или частичное) индивидуально не определенных категорий лиц, виновных в совершении преступлений, которые осуществляется судом на основании соответствующего акта (закона об амнистии), принятого Верховной Радой Украины [4, с. 10].

Эта дефиниция представляется несколько громоздкой с позиции практического применения: во-первых, лишними являются словосочетания «специальный вид» и «индивидуально не определенных», потому что они не несут смысловой нагрузки; во-вторых, людей, «виновных в совершении преступления», могут, к сожалению, вообще не обнаружить, а осудить тех, которые преступления не совершали, поэтому лучше в этом определении указать на «лиц, в отношении которых вынесены обвинительные приговоры».

Возможность применения амнистии к лицам, приговоры в отношении которых не вступили в законную силу, на наш взгляд, является проявлением гуманизма законодательства Украины об уголовной ответственности и одновременно экономии уголовной репрессии. Вместе с тем лаконичнее было бы отметить в действующем Законе возможность применения амнистии к категориям субъектов, в отношении которых вынесены обвинительные приговоры (независимо от того, вступили ли они в законную силу), поскольку, как известно, приговоры могут быть обвинительными и оправдательными, а этими будет подчеркнуто, что амнистия может быть применена только в случае вынесения обвинительного приговора.

Амнистия - полное или частичное освобождение от отбывания наказания определенной категории лиц, признанных виновными в совершении преступления или в отношении которых уголовные производства рассмотрены судами, но приговоры по поводу этих лиц не вступили в законную силу (ст. 1 Закона «О применении амнистии в Украине») [12].

В указанном законодательном определении термина «амнистия» отражены не все его признаки. Если в Законе о возможности применения амнистии не указать, что она может быть применена независимо от того, вступили ли приговоры в законную силу, может возникнуть такая ситуация: государство заранее прощает лиц, которые официально еще не являются признанными виновными в совершении преступлений. Но исходя из того, что

приговоры могут и не приобрести законной силы (к примеру, за 2 дня до применения амнистии приговор еще не действителен), а не применить ее будет негуманно, то с учетом ограничения в применении амнистии с этим можно согласиться.

Также важно подчеркнуть, что амнистия может применяться исключительно к субъектам преступления, а не к любым лицам.

В связи с изложенным предлагаем усовершенствовать исследуемое понятие: амнистия - это полное или частичное освобождение определенной категории субъектов преступления от наказания или его отбывания, в отношении которых вынесены обвинительные приговоры, независимо от того, вступили ли они в законную силу).

На основании системного исследования статей 44, 85, 86 УК [14] Закона «О применении амнистии в Украине» [12] под освобождением от наказания в связи с амнистией надо понимать отказ государства от применения к субъекту, признанному виновным в совершении преступления, назначенного ему судом наказания или отказ от дальнейшего исполнения последнего в отношении этого лица [15, с. 402].

Амнистии за время независимости Украины назначались указами Президиума Верховного Совета УССР и Президента Украины [8], а не только законами Украины [См.: 12; 16; 17].

Возникает достаточно важный как в теоретическом, так и практическом плане вопрос о пределах применения амнистии. Они определены в частности, в пунктах а-г ст. 3 Закона «О применении амнистии в Украине» от 1 октября 1996 г. К примеру, не допускалось применение амнистии к лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, а также тем, кто имел две и более судимостей за совершение тяжких преступлений и т. д. [17]. Однако, при этом вопросы применения амнистии за совершение преступления, в результате которого погибли несколько (два или более) людей, остался открытым.

В ч. 2 ст. 119 УК «Убийство по неосторожности», ч. 2 ст. 272 УК «Нарушение правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью», ч. 3 ст. 286 УК «Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, управляющими транспортными средствами» и в ряде других статей, касающихся в целом неосторожных преступлений, с причинением смерти нескольким пострадавшим, предусмотрено соответствующее наказание. Возникает вопрос: возможно ли в таких случаях применять амнистию?

Из 3-х видов амнистий (полная, частичная и условная [18, с. 433]) к виновным не следует применять ни один из указанных за совершение преступлений, которыми причинена смерть нескольких (двух или более) людей, в том числе и за неосторожные преступления (части 2 ст. 119, ст. 271, ст. 272, ч. 3 ст. 286 УК и некоторые другие), потому что: а) гибель нескольких людей является особенно тяжелым последствием совершения преступления; б) применение амнистии противоречит наказанию как его цели и может не совмещаться с целью исправления лица и со специальным предупреждением. Основной целью наказания является все же наказание, возмездие за совершенное преступление, за причиненный им вред [11, с. 359]; в) причинение гибели нескольким людям является более общественно опасным преступлением, чем одному, или причинение иных тяжких последствий. Лицо, признанное виновным в совершении такого преступления, подлежит более суровому наказанию. Такой подход нашел поддержку законодателя в ряде случаев, в частности, в ч. 2 ст. 119 УК «Убийство по неосторожности», ч. 3 ст. 286 УК «Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, управляющими транспортными средствами» и другие.

По нашему убеждению, полная амнистия в случае неосторожного причинения смерти одному человеку с учетом принципа справедливости уголовного права и по этическим соображениям не должна иметь место в законодательстве. Частичная или условная амнистия не должна полностью исключаться в случае неосторожного причинения смерти одному человеку. Причины этому: (а) в отдельных случаях существует вина самого потерпевшего; (б) искреннее раскаяние в совершении преступления; (в) активное

содействие его раскрытию; (г) возмещение потерпевшим материального и морального вреда; (д) исключительно положительные характеристики на субъекта преступления по месту жительства, и работы; (е) на попечении виновного находятся другие лица; (и) преступление совершено впервые и пр.

Если вести речь об иной классификации амнистий (на предметные, персональные и предметно-персональные [11, с. 406]), то и в них не содержится оснований для применения хотя бы одного из указанных ее видов к субъектам преступлений, если была вызвана гибель нескольких людей.

В связи с изложенным считаем, что ст. 4 Закона «О применении амнистии в Украине» была уместно дополнена положением (пункт «д») не допускающим применение амнистии к лицам, осужденным за преступление (или преступления), повлекшее гибель двух и более человек.

В настоящий период амнистия в Украине объявляется нормативно-правовым актом (законом), принимаемым Верховной Радой Украины, согласно которому определенные им категории субъектов соответствующих преступлений, признанные виновными в совершении преступления (независимо от того, набрали приговоры в отношении них законную силу), полностью или частично освобождаются от отбывания наказания.

Под освобождением от наказания в связи с амнистией следует понимать отказ государства от применения к субъекту, признанному виновным в совершении преступления, назначенного ему судом наказания или отказ от дальнейшего исполнения последнего относительно него.

Нормативно-правовые акты по амнистии в Украине были разнообразными: в 1991 г. они принимались Президиумом Верховного Совета УССР, в 1992 - 1996 гг. - Президентом Украины, а с 1996 г. по настоящее время - Верховной Радой Украины как единственным органом законодательной власти. Согласно этим актам определенные ими категории субъектов соответствующих преступлений полностью или частично освобождаются от исполнения относительно них назначенного наказания [13, с. 38-39].

Можно согласиться с Л. М. Демидовой, что ст. 3 Закона «О применении амнистии в Украине» необходимо дополнить новым абзацем в следующей редакции (курсивом выделены уточнения автора - Г. К.): «При принятии судом решения о применении или неприменении амнистии в случае причинения имущественного ущерба должно быть установлено полное возмещение такого вреда, причиненного потерпевшему лицом, признанным виновным в этом и к которому применяется амнистия, и это необходимо отражать в постановлении» [19].

Амнистия - полное или частичное освобождение определенной категории субъектов преступления от наказания или его отбывания, в отношении которых вынесены обвинительные приговоры, независимо от того, вступили ли они в законную силу. Амнистия объявляется исключительно законом Украины. Эту дефиницию предлагается изложить в ст. 1 Закона «О применении амнистии в Украине» вместо существующей.

Признаки амнистии в Украине:

- она имеет место с принятием нормативно-правового акта: в 1991 г. - Президиумом Верховного Совета УССР, в 1992-1996 гг. - Президентом Украины, а с 1996 г. по настоящее время - Верховной Радой Украины. Амнистия (согласно ч. 3 ст. 92 Конституции) объявляется законом Украины:

- по конкретному осужденному она применяется исключительно судом;

- Законом «О применении амнистии в Украине» названы категории субъектов соответствующих преступлений, а не конкретные индивидуально определенные лица;

- законом установленные категории субъектов соответствующих преступлений вследствие амнистии полностью или частично освобождаются как от наказания (если его еще отбывают), так и от его отбывания;

- амнистия может касаться освобождения от основного и (или) дополнительного наказания, назначенного приговором суда;

- она касается не только лиц признанных виновными в совершении преступления, но и тех, в отношении которых уголовные дела уже рассмотрены судами, но приговоры по поводу них еще не вступили в законную силу;

- амнистия происходит независимо от воли человека, в отличие, например, от помилования.

Список литературы:1. Хавронюк М. I. Кримшальне законодавство Украши та iнших держав континентально'' Свропи : порiвняльний аналiз, проблеми гармошзацп : монографiя / М. I. Хавронюк. - К. : Юрисконсульт, 2006. - 1048 с. 2. Романов А. Приговорить ... к свободе / А. Романов // Человек и закон. - 2001. - № 5. - С. 65-67. 3. Ромашки П. С. Амнистия и помилование в СССР : монография / П. С. Ромашкин. - М. : Гос. изд-во юрид. лит., 1959. - 364 с. 4. Школа С. М. Кримiнально-правовi проблеми застосування амшстп та здшснення помилування в Укрш'ш : автореф. дис. на здоб. наук. ступеня канд. юрид. наук : 12.00.08 / С. М. Школа ; Нац. акад. внутр. справ Украши. - К., 2004. - 22 с. 5. Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право : общ. ч. : монография / под общ. и науч. ред. С. П. Щербы. - М. : Юрлитинформ, 2009. - 448 с. 6. Конститущя Украши вщ 28.06.1996 р., № 254к/96-ВР // Вщом. Верхов. Ради Украши. - 1996. - № 30. - Ст. 141. 7. Виступ Уповноваженого Верховно'' Ради з прав людини Нши Карпачово'' тд час представлення у ВРУ щорiчноi доповвд про стан дотримання та захисту прав i свобод людини 14 ачня 2011 року // Голос Украши. - 2011. - 20 квгг. - С. 8-9. 8. Про розповсюдження акта амшстп на оаб, засуджених вшськовими трибуналами : Указ Президп Верховно'' Ради УРСР вщ 21.10.1991 р., № 1672-Х11 // Вщомосп Верховно'' Ради УРСР. - 1991 р. - № 51. - Ст. 750; Про порядок застосування Указа Президп Верховно'1' Ради УРСР «Про амшспю з нагоди рiчницi прийняття Декларацп про державний суверештет Украши» // Вщом. Верхов. Ради УРСР. - 1991 р. - № 34. - Ст. 458; Про пщтвердження факту амшстп громадян Украши - колишшх вшськовослужбовщв контингенту радянських вшськ в Афгашсташ, яю вчинили злочин : Указ Президента Украши вщ 1.07.1992 р., № 359/92 // Голос Украши. - 1992 р. - 3 верес. ; Про амшспю з нагоди рiчницi проголошення незалежносп Украши : Указ Президента Украши вщ 17.08.1992 р., № 395/92 // Голос Украши. - 1992 р. - 18 верес.; Про амшстш учасниюв вшни в Афгашсташ та военних конфлштсв в шших зарубiжних кра'нах : Указ Президента Украши вщ 10.03.1994 р., № 78/94 // Голос Украши. -1994 р. - 7 кв^ня; Про амшспю з нагоди третьо'' рiчницi незалежносп Украши : Указ Президента Украши вщ 18.08.1994 р., № 446/94 // Уряд. кур'ер.

- 1994 р. - 20 серп. - № 130. - С. 4; Про амшспю з нагоди 50-1' рiчницi Перемоги у Великш Вггчизнянш вшш : Указ Президента Украши вщ 19.04.1995 р., № 321/95 // Уряд. кур'ер. -1995 р. - 22 квт - № 61. - С. 2; Про амшспю у зв'язку з десятою рiчницею Чорнобильсько'' катастрофи : Указ Президента Украши вщ 16.04.1996 р., № 258/96 // Уряд. кур'ер. - 1996 р.

- 18 квгг. - № 72-73. - С. 6; Про амшспю з нагоди п'ято'' рiчницi незалежносп Украши : Указ Президента Украши вщ 27.06.1996 р., № 479/96 // Уряд. кур'ер. - 1996 р. - 16 лип. -№ 131. - С. 10. 9. Коржанський М. Й. Уголовне право Украши: ч. Загальна: Курс лекцш / М. Й. Коржанський. - К. : Наук. думка та Укр. видав. група, 1996. - 336 с. 10. Житний О. О. Кримшальне право Украши: ч. Заг. (у схемах та таблицях): навч. поаб. / О. О. Житний. -Х. : Одюсей, 2008. - 200 с. 11. Фрю П. Л. Кримшальне право Украши. Заг. ч. : пщруч. [для студ. вищ. навч. закл.] [2-ге вид., допов. i перероб.] / П. Л. Фрю. - К. : Атша, 2009. - 512 с. 12. Про застосування амшстп в Укрш'ш : Закон Украши вщ 02.06.2011 р., № 3465^1 // Офщ. вюн. Украши. - 2011. - № 48. - Ст. 1958. 13. Крайник Г. С. Амшспя за вчинення необережних злочишв, де було спричинено загибель кшькох потерпших // Проблеми правового регулювання i практики застосування амшстп та помилування : матерiали мiжнар. наук.-практ. 1нтернет-конф., м. Луганськ, 6-20 лют. 2012 р. / упоряд. : С. О. Письменський ; МВС Украши; Луган. держ. ун-т внутр. справ. - Луганськ : РВВ ЛДУВС, 2012. - 112 с. - С. 35-40. 14. Кримшальний кодекс Украши : Закон Украши вщ 25.04.2001 р., № 2341-Ш // Вщом. Верхов. Ради Украши. - 2001. - № 25-26. - Ст. 131.

15. Кримшальне право Украши. Заг. ч.: пiдруч. / Ю. В. Баулш, В. I. Борисов, В. I. Тютюгш та ш.; за ред. В. В. Сташиса, В. Я. Тащя. - 4-е вид., перероб. i допов. - Х. : Право, 2010. -456 с. 16. Про амшспю оаб, яю брали участь у масових акщях протесту проти несвоечасних виплат зароб^но! плати, пенсiй, стипендiй та шших соцiальних виплат : Закон Украши вщ 21.11.1996 р., № 533/96-ВР // Голос Украши. - 1996 р. - 18 груд.; Про амшспю з нагоди першо! рiчницi Конституцп Украши : Закон Украши вщ 26.06.1997 р., № 401/97-ВР // Голос Украши. - 1996 р. - 17 лип.; Про амшспю : Закон Украши вщ 24.07.1998 р., № 61-XIV // Вщом. Верхов. Ради Украши. - 1998. - № 34. - Ст. 234; Про амшспю : Закон Украши вщ 16.07.1999 р., № 1005-XIV // Уряд. кур'ер. - 1999 р. - 11 серп.; Про амшспю: Закон Украши вщ 11.05.2000 р., № 1713 -III // Вщом. Верхов. Ради Украши. - 2000. - № 24. - Ст. 191; Про амшспю : Закон Украши вщ 05.07.2001 р., № 2593-Ш // Вщом. Верхов. Ради Украши. -2001. - № 33. - Ст. 129; Про амшспю : Закон Украши вщ 11.07.2003 р., № 1131-IV // Вщом. Верхов. Ради Украши. - 2003. - № 36. - Ст. 283; Про амшспю : Закон Украши вщ 31.05.2005 р., № 2591-IV // Вщом. Верхов. Ради Украши. - 2005. - № 25. - Ст. 332; Про амшспю : Закон Украши вщ 19.04.2007 р., № 955-V // Вщом. Верхов. Ради Украши. - 2007. - № 31. - Ст. 401; Про амшспю : Закон Украши вщ 12.12.2008 р., №2 660-VI // Вщом. Верхов. Ради Украши. - 2009. - № 15. - Ст. 189; Про амшспю у 2011 рощ : Закон Украши вщ 08.07.2011 р., № 3680-VI // Офщ. вюн. Украши. - 2011. - № 57. - Ст. 2275. 17. Про застосування амшстп в Укрш'ш : Закон Украши вщ 01.10.1996 р., № 392/96-ВР // Вщом. Верхов. Ради Украши. - 1996. - № 48. - Ст. 263. 18. Грищук В. К. Кримшальне право Украши. Заг. ч. : навч. поаб. [для студ. юрид. фак. вищ. навч. закл.] / В. К. Грищук. - К. : Вид. дiм «1н юре», 2006. - 568 с. 19. Демидова Л. М. Проблеми кримшально-правово! вщповщальносп за заподiяння майново! шкоди в Укрш'ш (майнова шкода як злочинний наслщок) : теорiя, закон, практика : монографiя / Л. М. Демидова. - Х. : Право, 2013. - 752 с.

ПОНЯТТЯ ТА ОЗНАКИ АМШСТП В УКРА1Н1 Крайник Г. С.

У статп аналiзуються поняття, ознаки амшстп в Укршш, назван суб'екти п прийняття. Запропоновано внести змши до Закону «Про застосування амшстп в Укра!ш».

Ключовг слова: амшспя, поняття амшстп в Укра'ш, ознаки амнюти.

THE CONCEPT AND CHARACTERISTICS OF AMNESTY IN UKRAINE

Krynik G. S.

In this article the author analyzed the concept, characteristics of amnesty in Ukraine, considered the subjects taking the amnesty. Proposed changes to the Law of «On amnesty in Ukraine».

Key words: amnesty, the concept of amnesty in Ukraine, amnesty signs.

Поступила в редакцию 27.02.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.