Научная статья на тему 'Понятие и особенности рынка земли: теоретические аспекты в рамках концепции маркетинга'

Понятие и особенности рынка земли: теоретические аспекты в рамках концепции маркетинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5202
680
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ЗЕМЛИ / ТОВАР / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / ЦЕНА / ИНФРАСТРУКТУРА / ДЕЛОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА / LAND MARKET / PRODUCT / DEMAND / SUPPLY / COMPETITION / PRICE / INFRASTRUCTURE / BUSINESS PROCESSES / THE CONCEPT OF MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова И. В.

Исследованы теоретические аспекты понятия «рынок земли». Дано авторское определение рынка земли. Выделены специфические особенности земельного рынка, понимание которых имеет существенное значение для разработки научных концепций и конкретных практических мероприятий по совершенствованию и развитию рыночного оборота земельных участков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND FEATURES OF THE MARKET OF LAND: THEORETICAL ASPECTS WITHIN THE MARKETING CONCEPT

Theoretical aspects of concept "land market" are investigated. Author's definition of the market of the land is given. Specific features of the land market which understanding has essential value for development of scientific concepts and concrete practical actions for improvement and development of a market turn of the land plots are marked out.

Текст научной работы на тему «Понятие и особенности рынка земли: теоретические аспекты в рамках концепции маркетинга»

УДК 332.72

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ЗЕМЛИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА

И.В. Попова

Исследованы теоретические аспекты понятия «рынок земли». Дано авторское определение рынка земли. Выделены специфические особенности земельного рынка, понимание которых имеет существенное значение для разработки научных концепций и конкретных практических мероприятии по совершенствованию и развитию рыночного оборота земельных участков.

Ключевые слова: рынок земли, товар, спрос, предложение, конкуренция, цена, инфраструктура, деловые процедуры, концепция маркетинга.

Эффективное использование земельных ресурсов, их справедливое распределение между землепользователями является важным фактором для обеспечения нормального функционирования экономики и социальной стабильности любого государства.

В этой связи российскими и зарубежными учеными всегда уделялось достаточное внимание научному обоснованию вопросов становления, развития и функционирования рынка земли.

Проблемы использования земли как производственного ресурса изучались еще Ф. Кенэ, А. Смитом, Д. Рикардо, Дж. С. Миллем, К. Марксом и Ф. Энгельсом. В России тема развития рынка земли поднималась в трудах С.Ю. Витте, Н.Д. Кондратьева, П.Ф. Лойко, П.А. Столыпина, М.И. Туган -Барановского. Земельный рынок является предметом исследования многих современных ученых, в том числе Г.А. Волков, А.К. Голиченков, О.М. Козырь, Е.В. Королюк, Э.Н. Крылатых, К.В. Мальцев, В. И Назаренко, Г.И. Шмелев и другие. Однако в трудах данных авторов главным образом освещаются проблемы в сфере государственного управления земельными ресурсами, а также вопросы оценки земли как инструмента совершенствования земельных отношений. Исследованиям рынка земли с точки зрения концепции маркетинга в настоящее время уделяется мало внимания. Более того, само содержание понятия «рынок земли» является достаточно дискуссионным.

Например, Э.Н. Крылатых определяет земельный рынок как часть земельного оборота, при котором установление, изменение и прекращение прав на земельный участок происходит в результате юридически оформленного договора и опосредовано денежным или натуральным платежом. Земельный рынок охватывает такие виды сделок, как купля-продажа земельных участков (земельных долей), сдача земельного участка в аренду, залог участка для получения кредита.[3]

И.А. Иконицкая придерживается несколько иной позиции, указывая что земельный рынок охватывает большее число сделок с земельными участками, имеющими возмездный характер, в том числе сделки по передаче земельного участка в собственность на основании договора ренты и пожизненного содержания с иждивением.[2]

Еще более широкий смысл в понятие рынок земли вкладывают В.И. Назаренко и Г.И. Шмелев. Под рынком земли, по мнению этих авторов, следует понимать не сам по себе акт (или право) перехода земли от одного собственника другому путем продажи и покупки, а весь комплекс отношений по движению угодий от одного пользователя к другому. Это означает, что рынок земли включает в себя все операции по ее продаже, аренде, обмену, передаче по наследству, уступкам прав, субаренде, временному пользованию, совместному использованию; операции с реальной земельной собственностью и титулами таковой в виде долей, обязательств и прочего, т.е. все виды движения земли между владельцем и покупателем, а также те или иные формы передачи соответствующих юридических прав. [6] Более того В.И. Назаренко и Г.И. Шмелев отмечают, что рынок земли должен опираться на четко сформулированное законодательство, подзаконные акты, наличие соответствующей рыночной инфраструктуры.

Е.Г. Лещук определяет рынок земли как совокупность отношений и механизмов, позволяющих собственникам и пользователям земель реализовывать свои экономические интересы посредством перераспределения земельных участков через передачу прав собственности с помощью современных организационно-правовых инструментов и при содействии соответствующей инфраструктуры. [4]

Похожей точки зрения придерживаются также К.В. Мальцев, А.А Жиденко и О.М. Козырь, полагающие, что рынок земли включает в себя не только систему сделок по возмездному отчуждению земельных участков и прав на них, но обеспечивающие эти сделки механизмы и инфраструктуру.^]

Исходя из современного состояния экономики и уровня развития земельных отношений, широкое понимание рынка земли представляется верным. С учетом концепции маркетинга наиболее правильно, на наш взгляд, определить рынок земли как систему экономических отношений по возмездному отчуждению земельных участков и прав на них, включающую в себя следующие элементы: товар, спрос, предложение, цена, инфраструктура, механизмы государственного регулирования сделок с землей.

Наглядно структура рынка земли с учетом концепции маркетинга представлена на рисунке.

Рыночная инфраструггура

-стр азе о вые организации

-оценщики

-иные институты, обеспечивающие функционирование рынка

Отношения по отчуждению земельных участков и прав на них:

Товар С. земельный участок)

1 10еТ0' янство места нал: о жде- Простран ствен-ная оГранине нность У величение полезности при рациональном использовании

4 Т

Цена земельного участка

Покупатели

Предложение

Продав и ы

Г"осударственное регулирование рынка земли

• законодательное регулирование чем ельн ых отношен ий

[еправомерных операция с земельными участками

Структурарынка земли с учетом концепции маркетинга

Важно понимать, что рынок земли обладает рядом существенных особенностей.

Во-первых, следует отметить специфику товара на земельном рынке. Рассматривая землю, как товар целесообразно использовать понятие «земельный участок», поскольку именно земельный участок и совокупность прав на него являются предметом товарного оборота.

Карл Маркс определял товар как внешний предмет, вещь, которая, благодаря ее свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности. Земельные участки обладают свойствами присущими любому товару: способностью удовлетворять широкий спектр человеческих потребностей и пригодностью к обмену. Однако как товар они обладают рядом уникальных свойств. В отличие от других ресурсов, которые в процессе использования уменьшают свои полезные свойства, выходят из хозяйственного оборота, естественная производительная способность земли не уменьшается, а увеличивается при правильном и рациональном использовании. Кроме того, важными свойствами земельных участков является пространственная ограниченность и постоянство местонахождения.

Следует отметить также специфику спроса и предложения на земельном рынке. Величина и характер спроса на землю предопределены политической системой общества, географическими, историческими и культурными факторами, наличием потенциальных рабочих мест, уровнем экономического развития региона в целом, а также индивидуальными предпочтениями покупателей. В этой связи спрос на рынке земли весьма изменчив. Эластичность предложений на рынке низкая, при росте спроса и цен предложение мало увеличивается или вообще не изменяется. Графическая кривая предложения земли, как правило, представляет собой вертикальную линию. Данный факт

объясняется в первую очередь ограниченностью земельных ресурсов. Необходимо отметить наличие небольшого количества продавцов и покупателей, что обусловлено ограниченностью земельных ресурсов и необходимостью значительных капиталов для вступления на рынок. Как правило, рынок земли олигопольный с несовершенной конкуренцией.

Актуальным также остается вопрос определения цены на землю. Традиционно считается, что цена земли прямо пропорциональная величине земельной ренты и обратно пропорциональна размеру ссудного процента. Однако в современных условиях цена земельных участков зависит не только от экономических факторов, во многом она определяется юридическими и социальными факторами. Большое значение имеет, например, правовой статус конкретного земельного участка, документально установленные ограничения на владение, распоряжение и пользование им.

Как справедливо отмечает А.А. Жиденко, необходимым условием функционирования рынка земли является наличие развитой рыночной инфраструктуры, понимаемой как совокупность институтов, систем, обслуживающих рынок земли и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования (в том числе, банки, страховые компании, оценщики) и наличие у каждого участника информации о рынке (о цене земли, спросе и предложении и т.д.).[1] Кроме того, требуется эффективное законодательное регулирования процедур оформления сделок с земельными участками.

В настоящее время инфраструктура рыка земли и земельное законодательство не обеспечивают должной прозрачности сделок с земельными участками и, следовательно, нуждаются в совершенствовании.

Таким образом, в настоящей статье проанализировано понятие земельного рынка в рамках концепции маркетинга, дано авторское определение рынка земли и выделены его основные особенности. Несомненно, теоретическое обоснование сущности и специфических особенностей рынка земли имеет существенное значение для разработки, научных теорий и конкретных практических рекомендаций и мероприятий по совершенствованию и развитию рыночного оборота земельных участков.

Список литературы:

1. Жиденко А. А. Направления развития инфраструктуры рынка земли: автореф. ... канд. Экон. наук : 08.00.01. Тамбов, 2009. 25с.

2. Иконицкая И.А. Земельное право РФ. М.: Юрист, 2005. 356 с.

3. Крылатых Э.Н. Становление и развитие системы регулирования земельных отношений// Проблемы прогнозирования. 1997. №1. с.34-36

4. Лешук Елена Геннадьевна Социально-экономические аспекты формирования рынка земель сельскохозяйственного назначения в условиях трансформации отношений собственности ( на материалах Курганской области): автореф. ... канд. Экон. наук: 08.00.05. Челябинск, 2009. 22с.

4. Мальцев К. В. Государственное регулирование рынка городских земель как специфичного природного ресурса социально-экономического развития: диссертация ...доктора экономическихнаук: 08.00.05. М., 2009. 417с.

5. Назаренко В.И., Шмелев Г.И. Земельные отношения и рынок земли. М.: Памятники исторической мысли, 2005. 292 с.

Попова Ирина Викторовна, аспирант кафедры «Мировая экономика и статистика», 89192688561, ninisa1@rambler.ru, Россия, Орел, ГУ-УНПК

CONCEPT AND FEATURES OF THE MARKET OF LAND: THEORETICAL ASPECTS

WITHIN THE MARKETING CONCEPT

I. V. Popova

Theoretical aspects of concept "land market" are investigated. Author's definition of the market of the land is given. Specific features of the land market which understanding has essential value for development of scientific concepts and concrete practical actions for improvement and development of a market turn of the land plots are marked out.

Keywords: land market, product, demand, supply, competition, price, infrastructure, business processes, the concept of marketing.

Popova Irina Viktorovna, graduate student of "WorldEconomy and Statistics" chair, 89192688561, ninisa1@rambler.ru, Russia, Orel, GU-UNPK

УДК 658.5: 005.591.6

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ

М.Ф. Соколов

Рассмотрены направленияразвития предприятия приреализации технологических и экономических инновации. В основе предлагаемых направлений лежат гибкие производственные системы и многокритериальный подход прирешении планово-экономических задач.

Ключевые слова: гибкие производственные системы, инновации, планирование, экономика, критерии, модель.

Экономическое развитие России предполагает поиск новых форм хозяйствования и соответствующих им форм предпринимательства. В экономической литературе выделяют, в частности, две модели предпринимательства. Классическая модель предполагает расчет на максимальную отдачу ресурсов. Считается, что именно в рамках данной модели формируется концепция управления ростом производства за счет внешних сил и внутренних ресурсов фирмы ддя повышения рентабельности, модернизации производства и обновления ассортимента продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.