Научная статья на тему 'Понятие и общая характеристика административной деликтности в области дорожного движения'

Понятие и общая характеристика административной деликтности в области дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1057
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / OFFENCE / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЛИКТНОСТЬ / ADMINISTRATIVE DELIGHTEST / ROAD TRAFFIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ляшенко Евгений Алексеевич

Рассмотрены вопросы, характеризующие административную деликтность в области обеспечения безопасности дорожного движения. Проанализированы современные тенденции административных деликтов в сфере безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ляшенко Евгений Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept and general characteristics of administrative delightest in the field of road traffic

The issues characterizing an administrative delightest in the field of ensuring road safety. The author analyses modern tendencies of administrative delicts in the field of road safety.

Текст научной работы на тему «Понятие и общая характеристика административной деликтности в области дорожного движения»

Ляшенко Евгений Алексеевич

старший преподаватель кафедры организации деятельности ГИБДД Орловского юридического института им. В.В. Лукьянова (е-mail: lyashencko.1968@yandex.ru)

Понятие и общая характеристика административной деликтности в области дорожного движения

Рассмотрены вопросы, характеризующие административную деликтность в области обеспечения безопасности дорожного движения. Проанализированы современные тенденции административных деликтов в сфере безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: безопасность, дорожное движение, правонарушение, административная деликтность.

E.A. Lyashenko, Senior Lecturer of the Chair of Organization of Activity of STSI of the Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: lyashencko.1968@yandex.ru

The concept and general characteristics of administrative delightest in the field of road traffic

The issues characterizing an administrative delightest in the field of ensuring road safety. The author analyses modern tendencies of administrative delicts in the field of road safety.

Key words: safety, road traffic, offence, administrative delightest.

Среди множества юридических правил, обязательных для соблюдения, особое место занимают Правила дорожного движения из-за распространенности их нарушения. Административная деликтность в области дорожного движения прочно заняла ведущую позицию в ряду важнейших социально-экономических и демографических проблем России. Обозначенное мнение подтверждается статистикой регистрируемых МВД России административных деликтов на дорогах страны, доля которых от общего массива выявленных правонарушений превышает 60%. Наряду с преступностью, административная деликтность представляет собой сложную деструктивную систему, опасность которой постоянно возрастает.

Для понимания правовой природы и сущности понятия института административной деликтности необходимо принять сложившееся определение понятия института административной деликтности в контексте статьи в целом и административной деликтности в области дорожного движения в частности. Как утверждает профессор Д.Н. Бахрах, «административная деликтность - это сумма правонарушений, совершенных на определенной территории за какой-то отрезок времени» [1, с. 50]. На наш взгляд, наиболее конкретное определение административной деликтности дано доктором юридических наук, профессором А.П. Шергиным, который под данным явлением предложил понимать совокупность всех

совершаемых в стране (регионе, населенном пункте) деяний, признаваемых действующим законодательством административными правонарушениями [2, с. 11].

Административная деликтность всегда рассматривается как отрицательное социальное явление. Необходимо признать, что в настоящее время и ближайшем будущем искоренить административные правонарушения невозможно, но при условии последовательных превентивных мер можно блокировать их развитие, нейтрализовать действие этого негативного фактора, не допускать дальнейшего роста и даже в какой-то мере сократить.

За последние годы существенного сокращения наиболее распространенных административных правонарушений в сфере дорожного движения не произошло, поэтому актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена острой необходимостью повышения безопасности дорожного движения, в первую очередь, через предупреждение административных правонарушений в этой сфере.

Исследование института административной деликтности предполагает необходимость изучения тех факторов, которые лежат в основе его детерминации. Наиболее распространенным подходом к исследованию таких детерминантов является анализ причин и условий совершения правонарушений.

По данным МВД России, ежегодно в России выявляется около 100 млн административ-

243

ных нарушений в различных областях жизни общества [3]. Анализ данных статистики Госавтоинспекции МВД России характеризует динамизм административной деликтности в области дорожного движения и показывает, что в 2012 г. в области дорожного движения пресечено почти 65 млн нарушений, по итогам 2013 г. цифра приблизилась, а по итогам 2014 г. превысила 70 млн нарушений в данной области [4].

Статистическая характеристика административной деликтности в области безопасности дорожного движения, по данным ГУОБДД МВД России за 2015 г., подтверждает сохраняющуюся сложную ситуацию и низкий уровень соблюдения установленных норм и правил в данной сфере [5].

В 2014 г. только в отношении лиц, управляющих транспортными средствами (водителей), было составлено более 25 млн административных материалов за нарушения в области дорожного движения, из них более 6 млн нарушений ПДД фиксировалось более 2 раз. Характерно, что 11531 раз за управление транспортным средством с нарушением установленных Правил были задержаны лица, не достигшие 16 лет [6].

Нарушения Правил дорожного движения пешеходами зафиксированы 2709576 раз, из них 54903 раза фиксировались нарушения ПДД лицами, не достигшими 16 лет. Из-за нарушений Правил дорожного движения пешеходами зарегистрировано 21951 дорожно-транспортное происшествие, это фактически каждое второе по данному виду ДТП. В отношении должностных лиц, обеспечивающих безопасность дорожного движения, было составлено 145617 административных материалов. Более 25 тыс. раз фиксировались административные нарушения юридическими лицами, выступающими в качестве субъектов обеспечения безопасности дорожного движения.

Рассматривая детерминацию административной деликтности в области дорожного движения, необходимо остановиться на характерных и наиболее часто фиксируемых административных деликтах рассматриваемой области.

По данным Госавтоинспекции России, ежегодно таковыми становятся правонарушения по статьям гл. 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях: нарушение установленной скорости движения (ст. 12.9) - до 40 млн фактов, причем более 60% таких нарушений фиксируется с помощью приборов автоматической фиксации нарушений, оснащенных

функцией фото- и видеосъемки; нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов (ст. 12.6) - почти 3 млн фактов; за непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения (ст. 12.18) наказывается более 2 млн водителей; в среднем 1 млн раз в год фиксируются несоблюдения требований ст. 12.15 в части нарушения правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней, аналогичное количество нарушений пресекается по ч. 3.1 ст. 12.5 - управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств [7].

Отдельно необходимо указать количество нарушений, наиболее угрожающих безопасности дорожного движения, совершение которых способствует наиболее тяжким последствиям при возникновении дорожно-транспортных происшествий. Таковыми являются нарушения, предусмотренные ст. 12.8, устанавливающей ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, и передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (таких правонарушений в 2014 г. выявлено около 600 тыс., в 16517 случаях состояние опьянения стало причиной автоаварий). По ч. 4 ст. 12.15 пресекается порядка 300 тыс. выездов в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика (ч. 1 ст. 12.12) фиксируется более полумиллиона раз.

Приведенные цифры показывают, что практически каждое второе административное нарушение, регистрируемое в России, фиксируется в области дорожного движения.

Причин такого положения довольно много. Среди главных причин можно выделить стремительную автомобилизацию населения страны и доступность получения права управления автомототранспортными средствами. По итогам 2011 г. на учете Госавтоинспекции России состояло почти 48 млн транспортных средств [8], в конце 2013 г. количество транспортных средств увеличилось до 53 млн единиц [9].

244

Фактически ежегодный прирост транспорта составляет около 2,5 млн единиц.

Профессор А.П. Шергин указывает: «Масштабы административной деликтности, разнообразие форм ее проявлений, причиняемый вред предопределяют необходимость противодействия административным правонарушениям, снижения порога их опасности для защищаемых законом интересов. В этих целях государство совершенствует законодательство об административной ответственности, систему органов, осуществляющих предупреждение, пресечение административных правонарушений и наказание нарушителей, создает условия для соблюдения административно-правовых запретов. Столь значимая деятельность должна иметь необходимую научную базу» [2, с. 11].

По нашему мнению, большая часть дорожных происшествий не всегда связана с несознательным нарушением установленного порядка движения. Характерной особенностью административной деликтности в области безопасности дорожного движения является наличие ряда административных нарушений, которые от уголовных деликтов отделяет тонкая грань и которые напрямую привязаны к сознанию участников дорожного движения.

Наиболее наглядными здесь являются факты управления транспортным средством в состоянии опьянения. Опрос лиц, задержанных за управление транспортным средством в состоянии опьянения, показывает, что почти 80% в момент нарушения осознавало неправомерность своих действий и возможные последствия, но рассчитывали, что не встретят наряд дорожно-патрульной службы или проедут незамеченными. Аналогично рассуждают и нетрезвые пешеходы, но и здесь отмечено, что более 60% респондентов вообще не воспринимали опасность, в которой они находились при участии в дорожном движении.

Изучение и анализ административной деликтности дает основание полагать, что в 2010-2014 гг. причинами ДТП становились: правонарушения, связанные с несоответствием скорости конкретным условиям движения, -24,6%, несоблюдение очередности проезда перекрестков - 14,1%, отсутствие права управления транспортным средством - 12,8%, управление транспортным средством в состоянии опьянения - 7,9%, нарушение правил проезда пешеходного перехода - 7,3%, по 2,6% от всех нарушений регистрировались нарушения, связанные с превышением установленной скорости движения и правил перестроения.

По нашему мнению, причиной такого положения является высокая латентность административных деликтов в области дорожного движения. Пренебрежение со стороны участников дорожного движения установленными правилами формируется из-за уверенности в безнаказанности и неверия в эффективность деятельности правоохранительной системы. Изложенное позволяет говорить о необходимости выработки эффективного механизма, который позволит оказывать воздействие не на правонарушителя, а на общество в целом, формируя негативное отношение к нарушениям установленного порядка участия в дорожном движении.

Рассмотренные выше вопросы административной деликтности в области дорожного движения дают основания говорить о следующем.

1. Административная деликтность в области дорожного движения - особое, сложное и распространенное социальное явление с высокой степенью латентности.

2. Отсутствие четкой системы и сложной структуры установления административной ответственности не способствует правильному восприятию как правоприменителем в лице сотрудников Госавтоинспекции, так и участниками дорожного движения запретов и правил, устанавливающих порядок участия в дорожном движении, и не является побуждением к соблюдению установленных норм и правил.

3. Дискуссионным остается и требует правового урегулирования вопрос обоснованного установления административной ответственности за нарушения в области дорожного движения, повлекшие дорожно-транспортные происшествия с материальным ущербом с учетом причин их возникновения.

4. Установление новых норм административной ответственности будет способствовать устранению правовых артефактов в виде отсутствия ответственности за ряд нарушений Правил дорожного движения, т.к. наличие запретов без ответственности способствует их игнорированию и, как следствие, созданию угрозы безопасности дорожному движению. На наш взгляд, особого внимания требует вопрос установления административной ответственности владельцев транспортных средств, допускающих несовершеннолетних к участию в дорожном движении в качестве водителей.

Возможные пути устранения несоответствий запретов и ответственности, дополнение и конкретизация правил безопасного участия и, как следствие, установление новых видов административной ответственности в области

245

дорожного движения, а также порядок их применения необходимо рассматривать в рамках отдельного исследования. Результатом такой работы должна стать локализация с последу-

ющим сокращением административной деликтности в области дорожного движения и далее -повышение уровня безопасности участников данного процесса.

1. Бахрах Д.Н. Административная ответственность: учеб. пособие. М., 1999.

2. Шергин А. П. Административная деликт-ность: проблемы науки // Актуальные вопросы административно-деликтного права: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 70-летию заслуженного деятеля науки РФ, д-ра юрид. наук, проф. А. П. Шерги-на. М., 2005.

3. URL: http://mvd.ru/Deljatelnost/statistics (дата обращения: 12.01.2016).

4. URL: https://www.gibdd.ru/upload/iblock/ e89/e8905f787f072395720cc1585a18e5a5.pdf (дата обращения: 12.01.2016).

5. Сборник ГУОБДД МВД России 2015. Т. 1. Разд. 1: Сведения об административных наказаниях, назначенных за нарушение норм и правил, действующих в области дорожного движения.

6. URL: https://www.gibdd.ru/stat/upload/iblock/ (дата обращения: 12.01.2016).

7. URL: http://www.gibdd.ru/stat/archive/(дата обращения: 12.01.2016).

8. URL: http://www.gibdd.ru/upload/iblock/ e58/e582c42a3c8ad638d92c322ec8dd882d.pdf (дата обращения: 12.01.2016).

9. URL: http://www.gibdd.ru/upload/iblock/ af6/af62a5451bb9d62263c45862ebd490c0.pdf (дата обращения: 12.01.2016).

1. Bakhrakh D.N. Administrative responsibility: study aid. Moscow, 1999.

2. Shergin A.P. Administrative delightest: problems of science // Topical issues of administrative and tort law: proc. of intern. sci.-pract. conf. dedicated to the 70th anniversary of the honored worker of science of the Russian Federation, Dr of Law, Professor A.P. Shergin. Moscow, 2005.

3. URL: http://mvd.ru/Deljatelnost/statistics (date of access: 12.01.2016).

4. URL: https://www.gibdd.ru/upload/iblock/ e89/e8905f787f072395720cc1585a18e5a5.pdf (date of access: 12.01.2016).

5. Collection of MDETS of the Ministry of the Interior of Russia - 2015. Vol. 1. Sec. 1: Information about administrative penalties imposed for violation of norms and rules, valid in the field of road traffic.

6. URL: https://www.gibdd.ru/stat/upload/iblock/ (date of access: 12.01.2016).

7. URL: http://www.gibdd.ru/stat/archive/ (date of access: 12.01.2016).

8. URL: http://www.gibdd.ru/upload/iblock/e58/ e582c42a3c8ad638d92c322ec8dd882d.pdf (date of access: 12.01.2016).

9. URL: http://www.gibdd.ru/upload/iblock/af6/ af62a5451bb9d62263c45862ebd490c0.pdf (date of access: 12.01.2016).

246

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.