Научная статья на тему 'Понятие и классификация субъектов отношений по трудоустройству у данного работодателя'

Понятие и классификация субъектов отношений по трудоустройству у данного работодателя Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2427
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЯ ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ У ДАННОГО РАБОТОДАТЕЛЯ / EMPLOYMENT RELATIONS WITH A GIVEN EMPLOYER / СОИСКАТЕЛЬ / JOB APPLICANT / РАБОТОДАТЕЛЬ / EMPLOYER / ПРИНИМАЮЩАЯ СТОРОНА / RECEIVING PARTY / ОРГАНЫ ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ / EMPLOYMENT AGENCIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Серова Алена Вадимовна

Изучение субъектов отношений по трудоустройству у данного работодателя является ос новой для развития общей части отрасли трудового права, в том числе для определения ее пред мета. При анализе субъектного состава указанных отношений использованы общенаучные, а также системно-структурный, формально-юридический методы. В статье поддерживается принятая в литературе классификация субъектов отношений по трудоустройству у данного работодателя на тех, кого трудоустраивают, тех, к кому (куда) трудоустраивают, и тех, кто трудоустраивает. В ходе исследования ряда нормативных право вых актов уточняется, что таковыми субъектами выступают: 1) соискатель, 2) работодатель и принимающая сторона по договору о предоставлении труда работников (персонала), 3) органы по трудоустройству. Делается вывод о необходимости создания единой терминологии, обозначающей субъектов отношений по трудоустройству у данного работодателя, и закрепления ее в Трудовом кодексе Российской Федерации. Отмечается, что соискатель и работодатель, принимающая сторона это стороны отношений по трудоустройству у данного работодателя, т. е. их обязательные (основные) субъекты. Органы по трудоустройству являются участниками данных отношений, т. е. их необязательными (вспомогательными) субъектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept and Classifiation of Subjects of Employment Relations With a Given Employer

The study of subjects of employment relations with a given employer is the basis for the development of the general part of the labor law branch in terms of determining its subject matter. The analysis of the mentioned relations is held with the use of general, general scientifi methods, as well as system-structural, formal-legal methods. The article supports the classifiation of subjects of employment relations with a given employer, ac cepted in literature. During the research of a few normative legal acts it is specifid that the subjects are divided into three categories: 1) the job applicant, 2) the employer, and also the receiving party under the contract for the provision of labor to employees (personnel), 3) the employment agencies. The conclusion is drawn that it is necessary to create a uniform terminology on the designation of the subjects of employment relations with a given employer and fi it in the Labor Code of the Russian Federation. It is noted that the job applicant and the employer, the receiving party, are the parties to the employment relations with a given employer, that is, their obligatory (main) subjects. Employment agencies are participants in these relations, the non-binding (auxiliary) subjects.

Текст научной работы на тему «Понятие и классификация субъектов отношений по трудоустройству у данного работодателя»

А В. Серова

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ОТНОШЕНИЙ ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ У ДАННОГО РАБОТОДАТЕЛЯ

Изучение субъектов отношений по трудоустройству у данного работодателя является основой для развития общей части отрасли трудового права, в том числе для определения ее предмета. При анализе субъектного состава указанных отношений использованы общенаучные, а также системно-структурный, формально-юридический методы.

В статье поддерживается принятая в литературе классификация субъектов отношений по трудоустройству у данного работодателя на тех, кого трудоустраивают, тех, к кому (куда) трудоустраивают, и тех, кто трудоустраивает. В ходе исследования ряда нормативных правовых актов уточняется, что таковыми субъектами выступают: 1) соискатель, 2) работодатель и принимающая сторона по договору о предоставлении труда работников (персонала), 3) органы по трудоустройству.

Делается вывод о необходимости создания единой терминологии, обозначающей субъектов отношений по трудоустройству у данного работодателя, и закрепления ее в Трудовом кодексе Российской Федерации. Отмечается, что соискатель и работодатель, принимающая сторона -это стороны отношений по трудоустройству у данного работодателя, т. е. их обязательные (основные) субъекты. Органы по трудоустройству являются участниками данных отношений, т. е. их необязательными (вспомогательными) субъектами.

Ключевые слова: отношения по трудоустройству у данного работодателя, соискатель, работодатель, принимающая сторона, органы по трудоустройству

Проблемы определения понятия «субъект правоотношения», его разграничения с понятием «субъект права», определения понятия «правосубъектность», его структурных составляющих, классификации субъектов правоотношения и правосубъектности являются одними из центральных как в общей теории права, так и в различных отраслевых правовых науках, в том числе в науке трудового права. При характеристике субъектов отношений по трудоустройству у данного работодателя важно помнить следующие моменты.

Во-первых, предполагается, что субъект является одним из элементов в структуре любых правоотношений [Алексеев 2010: 271], в том числе отношений по трудоустройству у данного работодателя.

Во-вторых, следует различать такие понятия, как «субъект трудового права» и «субъект отношений по трудоустройству у данного работодателя». Первое более широко по объему и подразумевает лицо, потенциально способное быть участником трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Второе обозначает непосредственного участника отношений по трудоустройству у данного работодателя [Бугров 2001: 137]. При этом под субъектом отношений по трудоустройству у данно-

го работодателя необходимо понимать лицо, наделенное государством трудовой правосубъектностью, которая позволяет ему участвовать в таких правоотношениях [Зайцева 2006: 41].

В-третьих, субъекты правоотношений обладают трудовой правосубъектностью, т. е. предусмотренной нормами права способностью (возможностью) быть участниками трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений [Зайцева 2006: 41]. Само понятие «трудовая правосубъектность» многоаспектно и означает как особое правовое отношение между лицом и государством (и характеризуется как общественно-юридическое свойство лица), так и предпосылку правового отношения наряду с нормой права и юридическим фактом [Александров 1947: 16-17; Карпушин 1958: 75, 78; Зайцева 2006: 44, 72].

Изучением понятия правового статуса, классификацией субъектов отношений по трудоустройству у данного работодателя занимались многие специалисты в области трудового права.

В. П. Данукин, посвятив свое исследование трудоустройству и его формам в СССР, довольно подробно изучил правовой статус трудоустраивающих органов и провел их классификацию, однако вопрос о правосубъектности иных

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

субъектов отношений по трудоустройству не рассмотрел [Данукин 1979: 6, 11-12].

О. М. Медведев дал подробную характеристику органам трудоустройства, провел их классификацию, а правовой анализ иных субъектов соответствующих правоотношений осуществил при рассмотрении вопросов, связанных с отдельными видами трудоустройства [Медведев 1985: 40-92].

Стоит отметить, что и в последующем при анализе правовых проблем трудоустройства наибольший интерес у авторов вызывало определение видов и правового статуса трудоустраивающих органов, а не работодателей и граждан [Горелко 1990: 15; Кулакова 2003: 121-150], поскольку трудовая правосубъектность последних, как правило, рассматривается при изучении субъектов трудового отношения (сторон трудового договора). Исключение составляют немногие авторы. Например, Е. В. Яшурина дала краткую характеристику субъектам отношений по трудоустройству, однако более подробно остановилась на изучении возможного работника (лица, ищущего работу) как основного субъекта отношений по трудоустройству [Яшурина 2003: 77-81, 85-111]. Некоторые специалисты при анализе правового регулирования занятости и трудоустройства исследовали правовой статус безработного, компетенцию и виды трудоустраивающих органов, права и обязанности работодателей в сфере занятости и трудоустройства и др. [Пашков 1993: 101-113; Филиппова 2007: 264-294].

А. В. Медведев провел анализ правосубъектности субъектов отношений по трудоустройству в свете изучения более широкой группы правоотношений в сфере занятости населения [Медведев 2012; 56-58].

В отличие от них С. Х. Джиоев, который также посвятил свою работу изучению правовых проблем содействия трудовой занятости населения, отдельно не исследовал вопросы о субъектах отношений по трудоустройству, их классификации, особенностях их отраслевой правосубъектности, за исключением вопроса о правомерности расширения субъектного состава правоотношений по содействию трудовой занятости за счет включения в него, помимо государственных, некоторых других структур и организаций (прежде всего частных) [Джиоев 2006: 137-139].

Краткий обзор юридической литературы показывает, что вопрос о субъектах отношений по трудоустройству с учетом изменившегося трудового законодательства в науке трудового права исследован крайне мало. И это при том, что он имеет не только сугубо теоретическое, но

и практическое значение. Этим предопределяется актуальность его комплексного исследования.

В науке трудового права субъектов отношений по трудоустройству у данного работодателя принято классифицировать на тех, кого трудоустраивают, тех, к кому трудоустраивают, и тех, кто трудоустраивает [Медведев 1985: 35; Кулакова 2003: 105-108]. В целом поддерживая данную классификацию, определю, какие лица относятся к субъектам этих видов.

Первого субъекта отношений по трудоустройству у данного работодателя в настоящее время корректнее именовать трудоустраиваемым (трудоустраивающимся) лицом. К числу таковых относятся граждане, которые ищут работу как самостоятельно («трудоустраивающиеся лица»), так и с помощью посредника («трудоустраиваемые лица»).

Современные трудоправовая литература и нормативные правовые акты не отличаются единством терминологии, применяемой для обозначения этого субъекта отношений по трудоустройству у данного работодателя.

В частности, примерно с 1992 г. трудоустраиваемое (трудоустраивающееся) лицо чаще всего именуется как «лицо, ищущее работу» [Зуб 1999: 9], «возможный работник» [Яшурина 2003: 85-111], «гражданин» [Горбачева 1997: 21-23; Джиоев 2006: 198; Кулакова 2003: 105108; Пашков 2006: 515]. Некоторые авторы в рамках даже одного научного труда обозначают данного субъекта по-разному. Е. Н. Доброхотова трудоустраиваемое (трудоустраивающееся) лицо именует так: «физическое лицо, сделавшее выбор в пользу трудовой занятости в сфере наемного труда», «гражданин», «лицо, ищущее работу (безработный)» [Доброхотова 2001: 436443]. Ю. В. Иванчина, дав определение понятию «оценка работников», субъектов оценки в рамках отношений по трудоустройству у данного работодателя называет работниками, кандидатами или претендентами [Иванчина 2009: 11-12].

В действующих нормативных правовых актах для обозначения трудоустраиваемого (трудоустраивающегося) лица используются следующие понятия: «лицо, ищущее работу» (ст. 198 Трудового кодекса РФ; п. 2 ст. 5 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», далее - Закон о занятости населения), «гражданин, ищущий работу» (п. 3 ст. 16.2 Закона о занятости населения), «поступающее на работу лицо», «лицо, поступающее на работу», «лицо, поступающее на должность» (чч. 1, 2 ст. 59, чч. 1, 3, 5 ст. 65, ч. 4 ст. 70, чч. 2, 3 ст. 225, ч. 4 ст. 275, ч. 3 ст. 303, ч. 4 ст. 312.1, ч. 3 ст. 312.2, чч. 1, 3

ст. 327.3 ТК РФ, постановление Правительства РФ от 13 марта 2013 г. № 208 «Об утверждении Правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей»), «работник» (чч. 2, 4 ст. 64 ТК РФ), «гражданин» (ст. 64.1 ТК РФ), «иностранный гражданин или лицо без гражданства» (гл. 50.1 ТК РФ), «безработный» (Закон о занятости населения).

Представляется, что такая ситуация недопустима, поскольку юридическая терминология должна быть унифицированной. Как верно пишет С. С. Алексеев, одним из необходимых условий рационального использования терминологии является ее единство. Один и тот же термин, применяемый при формулировании юридических норм, во всех случаях должен иметь одно значение; недопустимо также для обозначения одних и тех же понятий выбирать разные термины [Алексеев 2010: 533]. В связи с этим следует согласиться с мнением С. Ю. Головиной, которая утверждает, что «понятия в любой отрасли знаний выступают инструментом познавательной деятельности, а в праве они к тому же являются средством передачи информации правоприменителям». Более того, она подчеркивает, что последствием неправильного выбора термина может стать необоснованное сужение или, наоборот, расширение сферы действия правовых норм [Головина 2006: 80, 91].

На мой взгляд, более приемлемо именовать трудоустраиваемых (трудоустраивающихся) лиц более приемлемо именовать соискателями. Указанный термин наиболее точен и включает в свой объем как лиц, самостоятельно осуществляющих поиск работы, так и лиц, ищущих работу через посредника. Причем здесь имеются в виду граждане, которые совершили конкретные действия, выражающие их волю на вступление в отношения по трудоустройству у данного работодателя и соответственно направленные на их возникновение (например, если они распространили информацию о себе и о характеристиках желаемого рабочего места или вакантной должности либо обратились непосредственно к работодателю по поводу возможного устройства к нему на работу). Полагаю, что использование термина «лицо, поступающее на работу» не совсем корректно по отношению к тем лицам, которым работодатель еще окончательно не предложил устроиться к нему на работу. Термин

«безработные» тоже нельзя применить по отношению ко всем трудоустраиваемым (трудоустраивающимся) лицам, поскольку им обозначаются только трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (п. 1 ст. 3 Закона о занятости населения). Рассматриваемый субъект отношений по трудоустройству у данного работодателя не может именоваться и работником, так как трудовые отношения между ним и работодателем еще не возникли. В этой части не могу полностью согласиться и с Е. В. Яшуриной, которая для обозначения трудоустраиваемого (трудоустраивающегося) лица предлагает употреблять такие термины, как «лицо, ищущее работу» или «возможный работник», [Яшурина 2012: 233], поскольку они слишком широки по объему.

Полагаю, что необходимо закрепить в ТК РФ следующее определение термина «соискатель»: физическое лицо, вступившее в отношения по трудоустройству у данного работодателя с целью поиска работы, к которой готово приступить.

Следующий субъект отношений по трудоустройству у данного работодателя - лицо, к которому (куда) трудоустраивается соискатель. В настоящее время в трудоправовой науке им считается только работодатель. Дефиниция термина содержится в ч. 4 ст. 20 ТК РФ, однако, как представляется, является некорректной, поскольку не учитывает возможности участия работодателя в отношениях, предшествующих трудовым отношениям или следующих после их прекращения. М. А. Жильцов предложил такое определение: «Работодатель - это физическое лицо или организация, которым законодательством предоставлено право осуществлять наем работников, а также иные права и обязанности, связанные с применением труда работников» [Жильцов 2002: 12]. Интересно, что похожее определение содержится в абз. 6 ч. 1 ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь: «Наниматель - юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником».

Однако, на мой взгляд, сегодня круг лиц, к которым (куда) трудоустраивается соискатель, не ограничивается работодателями. К их числу следует также отнести принимающую сторону (гл. 53.1 ТК РФ, ст. 18.1 Закона о занятости населения). Между ней и работником существует тесная правовая связь, поэтому признать принимающую сторону одним из субъектов, к которому (куда) трудоустраивается соискатель, вполне обоснованно.

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

Согласно ч. 1 ст. 341.1 ТК РФ и ч. 1 ст. 18.1 Закона о занятости населения принимающей стороной выступает физическое или юридическое лицо, заключившее договор о предоставлении труда работников (персонала) с частным агентством занятости (другим юридическим лицом), не являющееся работодателем их работников, которые временно направляются с их согласия частным агентством занятости (другим юридическим лицом) к указанным физическому лицу или юридическому лицу для выполнения работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем указанного физического или юридического лица. При этом

При предоставлении труда работников

(персонала) принимающая сторона, юридически не являясь для работника вторым работодателем, фактически выступает на стороне работодателя

определено, что частное агентство занятости (другое юридическое лицо) является направляющей стороной (ч. 1 ст. 18.1 Закона о занятости населения). Важно акцентировать внимание на том, что не всякое лицо может быть принимающей стороной. Круг подобных субъектов строго ограничен законом в зависимости от того, кто является направляющей стороной, к какой категории лиц относится работник. Также установлены допустимые цели направления работников к принимающей стороне (чч. 2, 3 ст. 341.2 ТК РФ, п. 2 ч. 3 ст. 18.1 Закона о занятости населения).

Но здесь возникает вопрос о том, можно ли считать принимающую сторону работодателем по отношению к работнику, временно направляемому к ней по договору о предоставлении труда работников (персонала).

Ранее в судебной практике данный вопрос решался весьма неоднозначно и в зависимости от того, установил ли суд наличие или отсутствие признаков трудовых отношений между работником и пользователем. Так, в 2012 г. Пермский краевой суд и Ленинградский областной суд приняли абсолютно противоположные судебные определения по вопросу о том, может ли пользователь как фактический работодатель быть признан юридическим работодателем в отношении работника, направленного к нему агентством для выполнения работы. Если Пермский краевой суд посчитал, что истец доказал факт возникновения трудовых от-

ношений между ним и пользователем (апелляционное определение Пермского краевого суда от 16 мая 2012 г. по делу № 33-2818/2012), то Ленинградский областной суд пришел к обратному выводу (определение Ленинградского областного суда от 4 июля 2012 г. по делу № 33а-2951/2012).

В трудовом законодательстве закреплено, что при направлении работника для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) трудовые отношения между этим работником и частным агентством занятости не прекращаются, а трудовые отношения между этим работником и принимающей стороной не возникают (ч. 4 ст. 341.2 ТК РФ).

Однако, как следует из анализа полномочий и обязанностей в отношении работника, которыми наделены частное агентство занятости (другое юридическое лицо) и принимающая сторона, при предоставлении труда работников (персонала) принимающая сторона, юридически не являясь для работника вторым работодателем, фактически выступает на стороне работодателя. В частности, в соответствии с договором о предоставлении труда работников (персонала) принимающей стороне могут быть делегированы следующие права и обязанности работодателя:

право требовать от направленного работника исполнения им трудовых обязанностей, бережного отношения к имуществу принимающей стороны (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у принимающей стороны, если принимающая сторона несет ответственность за сохранность этого имущества) и к имуществу работников принимающей стороны, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка принимающей стороны;

обязанность обеспечивать направленного работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей;

обязанность обеспечивать бытовые нужды направленного работника, связанные с исполнением им трудовых обязанностей;

обязанность отстранять от работы или не допускать к работе направленного работника в случаях, указанных в ч. 1 ст. 76 ТК РФ. При этом о случаях отстранения от работы или недопущения к работе направленного работника принимающая сторона обязана известить работодателя незамедлительно (ч. 8 ст. 341.2 ТК РФ);

обязанность провести расследование несчастного случая, который произошел с работ-

ником, направленным временно для работы по договору о предоставлении труда работников (персонала) и участвовавшим в производственной деятельности принимающей стороны (ст. 341.4 ТК РФ).

В трудоправовой литературе такое раздвоение функций работодателя между частным агентством занятости (другим юридическим лицом) и принимающей стороной, при котором первый субъект делегирует второму субъекту часть полномочий работодателя, однако трудовые отношения существуют только между работником и частным агентством занятости (другим юридическим лицом), описано как «расщепление» работодателя заемного работника [Власенко 2009: 22; Головина 2004: 22-23; Кривой 2006: 16, 23; Харитонов 2010: 9-10]. Таким образом, принимающая сторона - «квазиработодатель» работника, временно направленного к ней по договору о предоставлении труда работников (персонала). Полагаю, что можно согласиться с данным мнением.

Третьим субъектом отношений по трудоустройству у данного работодателя являются государственные органы, физические или юридические лица, оказывающие посреднические услуги по трудоустройству. В современной тру-доправовой литературе они обозначаются их следующим образом: «органы службы занятости» [Зуб 1999: 9], «органы по трудоустройству» [Горбачева 1997: 21-23], «трудоустраивающие органы» [Кулакова 2003: 105-108], «посреднические органы» [Яшурина 2003: 78]. Е. Н. Доброхотова именует их по-разному: «органами, оказывающими услуги по трудоустройству», «органами по трудоустройству», «органами, устраивающими на работу», «трудоустраивающими органами» [Доброхотова 2001: 436-443]. С. Х. Джиоев в определении понятия «трудоустройство граждан в РФ» в качестве трудоустраивающих лиц указывает «управомоченные органы и организации». Однако в иных частях своей работы он использует такие термины, как «негосударственные структуры», «трудоустраивающие органы», «органы по трудоустройству», «органы трудоустройства», «органы, осуществляющие трудоустройство» и т. д. [Джиоев 2006: 140, 198, 206, 207, 210].

Думается, что здесь допустимо использовать условный обобщающий термин «орган по трудоустройству», который может означать как государственные органы, так и различных физических или юридических лиц, оказывающих посреднические услуги по трудоустройству.

В литературе органы по трудоустройству принято классифицировать на общие и специальные [Медведев 1985: 40; Данукин 1979:

11-12]. Общие органы по трудоустройству, как справедливо отмечал О. М. Медведев, «занимаются устройством на работу всех трудоспособных граждан» [Медведев 1985: 40]. К ним относятся государственная служба занятости населения, кадровые (рекрутинговые) агентства и юридические лица, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала). Специальные органы по трудоустройству (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, военные комиссариаты и др.) занимаются устройством на работу отдельных категорий граждан.

Важно отметить, что поскольку возможно существование отношений по трудоустройству у данного работодателя без участия органов по трудоустройству, постольку последние могут быть обозначены как необязательные (вспомогательные) субъекты этих отношений, т. е. их участники. А соискатель и работодатель (принимающая сторона) являются сторонами отношений по трудоустройству у данного работодателя, вследствие чего их можно определить в качестве обязательных (основных) субъектов отношений по трудоустройству у данного работодателя [Яшурина 2003: 79]. Исключение составляют частные агентства занятости (другие юридические лица), которые выступают работодателями, однако фактически выполняют функции органов по трудоустройству.

Использование подобной терминологии (стороны и участники отношений по трудоустройству у данного работодателя) подчеркивает разницу в исполняемых ими ролях в отношениях по трудоустройству у данного работодателя. Как справедливо отмечает И. О. Снигирева, участники - это такие субъекты, которые способствуют решению вопросов, возникающих у сторон данного общественного отношения, достижению определенных целей, выступают самостоятельно, от своего имени в рамках предоставленных им прав и выполняют предусмотренные для них обязанности [Снигирева 2001: 115-116]. В связи в этим не соглашусь с мнением тех авторов, которые считают, что основными участниками и сторонами отношений по трудоустройству являются трудоустраиваемые и трудоустраивающие лица, а вспомогательными - работодатели [Доброхотова 2001: 436-437; Расулов 1992: 125-130].

В качестве итога можно отметить следующее. Разнообразие используемых в литературе и нормативных правовых актах терминов, которыми обозначаются субъекты отношений по трудоустройству у данного работодателя, свидетельствуют о необходимости создания единой терминологии и закрепления ее в первую оче-

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

редь в отраслевом кодифицированном акте, т. е. в ТК РФ. Очевидно, что в настоящее время не может применяться терминология, существовавшая в ранее действовавшем законодательстве (например, для обозначения соискателей неприемлемо использовать понятие «трудящиеся», для обозначения лиц, к которым (куда) трудоустраивается соискатель, - термины «предприятие (учреждение, организация)», «администрация», «наниматель», для органов по трудоустройству - «биржи труда» и др.). Кроме того, должна быть унифицирована терминология, используемая в современной. Отдельные виды субъектов отношений по трудоустройству у данного работодателя юридической литературе и нормативных правовых актах должны именоваться одинаково, если нет необходимости употреблять иной термин с другой смысловой нагрузкой.

Так П. П. Зуб справедливо указывает, что если речь идет об отношениях по трудоустрой-

ству у данного работодателя, то уместен термин «лица, ищущие работу». А если говорить о других видах правоотношений, сопряженных с правоотношениями по трудоустройству у данного работодателя и включенных в состав предмета правового регулирования содействия занятости, следует применять термин «безработные граждане», ибо он имеет другую смысловую нагрузку [Зуб 1999: 9].

В то же время в силу последних законодательных новелл нужно признать возможность участия в отношениях по трудоустройству у данного работодателя различных государственных органов, юридических и физических лиц в качестве посредника наряду с государственной службой занятости населения. Поэтому следует расширить круг трудоустраивающих лиц и ввести в научный оборот объединяющий их термин. Терминологические уточнения необходимо сделать и в отношении лиц, к которым (куда) трудоустраивается соискатель.

Список литературы

Александров Н. Г. Юридическая норма и правоотношение. Сокращенная стенограмма доклада, прочитанного на научной сессии института 6 мая 1946 г. / под ред. И. Т. Голякова. М.: Москов. юрид. ин-т, 1947. 27 с.

Алексеев С. С. Собрание сочинений: в 10 т. М.: Статут, 2010. Т. 3. 781 с.

Бугров Л. Ю. Понятие и состав индивидуальных трудовых правоотношений в сфере реализации российского трудового права // Российское трудовое право на рубеже тысячелетий: сб. ст. по итогам Всерос. науч. конф. (Санкт-Петербургский государственный университет, 26-27 окт. 2000 г.) / под ред. Е. Б. Хохлова, В. В. Коробченко. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. гос. ун-та, 2001. Ч. 1. С. 136-139.

Власенко М. С. Проблемы правового регулирования заемного труда в России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2009. 27 с.

Головина С. Ю. Содержание трудового договора при заемном труде // Хозяйство и право. 2004. № 10. С. 21-25.

Головина С. Ю. Понятийный аппарат трудового права как информационная система правопо-знавательной и правоприменительной деятельности // Трудовое право России: проблемы теории: коллектив. моногр. / отв. ред. С. Ю. Головина. Екатеринбург: Издат. дом «Урал. гос. юрид. акад.», 2006. С. 80-113.

Горбачева Ж. А. Правовое регулирование трудоустройства в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. 26 с.

Горелко Н. А. Правовое регулирование трудоустройства в СССР на современном этапе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1990. 22 с.

Данукин В. П. Трудоустройство и его формы в СССР: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Всесоюз. юрид. заоч. ин-т, 1979. 24 с.

Джиоев С. Х. Правовые проблемы содействия трудовой занятости населения в России: дис. ... д-ра юрид. наук. М.: Москов. гос. юрид. акад., 2006. 435 с.

Доброхотова Е. Н. Правовое регулирование занятости в современных условиях // Курс российского трудового права: в 2 т. / под ред. А. С. Пашкова, Е. Б. Хохлова, С. П. Маврина. М.: Юристъ, 2001. Т. 2. С. 406-518.

Жильцов М. А. Правосубъектность организации как работодателя: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург: Издат. дом «Урал. гос. юрид. акад.», 2002. 24 с.

Зайцева О. Б. Трудовая правосубъектность как правовая категория. Оренбург: Агентство «Пресса», 2006. 239 с.

Зуб П. П. Правовые проблемы содействия занятости населения в Российской Федерации на современном этапе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург: Издат. дом «Урал. гос. юрид. акад.», 1999. 24 с.

Иванчина Ю. В. Правовые аспекты оценки работников. Екатеринбург: Урал. акад. гос. службы, 2009. 180 с.

Карпушин М. П. Социалистическое трудовое правоотношение. М.: Гос. изд-во юрид. лит., 1958. 173 с.

Кривой Я. В. Правовое регулирование заемного труда: международно-правовой, сравнительный и национальный аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Москов. гос. юрид. акад., 2006. 26 с.

Кулакова С. В. Некоторые правовые вопросы трудоустройства в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М.: Москов. гос. юрид. акад., 2003. 202 с.

Медведев А. В. Правоотношения в сфере занятости населения // Правовое регулирование занятости населения в Российской Федерации: учеб. пособие / под ред. А. В. Макурина, А. Н. Митина, В. Ш. Шайхатдинова; отв. ред. В. Ш. Шайхатдинов. Екатеринбург: Издат. дом «Урал. гос. юрид. акад.», 2012. С. 54-69.

Медведев О. М. Трудоустройство и его виды в СССР: учеб. пособие. М.: Всесоюз. юрид. заоч. ин-т, 1985. 93 с.

Пашков А. С. Правовое регулирование занятости и трудоустройства // Трудовое право России: учеб. / под ред. А. С. Пашкова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. гос. ун-та, 1993. С. 98-117.

Пашков А. С. Избранные труды по трудовому праву. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. гос. ун-та, 2006. 520 с.

Расулов З. С. Правовое регулирование трудоустройства в новых условиях хозяйствования: на материалах Республик Узбекистан и Беларусь: дис. ... канд. юрид. наук. Ташкент: Ташкент. гос. юрид. ин-т, 1992. 149 с.

Снигирева И. О. Статус субъектов трудового права: стабильность и динамика // Российское трудовое право на рубеже тысячелетий: сб. ст. по итогам Всерос. науч. конф. (Санкт-Петербургский государственный университет, 26-27 окт. 2000 г.) / под ред. Е. Б. Хохлова, В. В. Коробченко. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. гос. ун-та, 2001. Ч. 1. С. 114-124.

Филиппова М. В. Правовое регулирование отношений в сфере занятости и трудоустройства // Трудовое право России: учеб. / под ред. С. П. Маврина, Е. Б. Хохлова. М.: Норма, 2007. С. 249-294.

Харитонов М. М. Множественность лиц на стороне работодателя: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. гос. ун-та, 2010. 28 с.

Яшурина Е. В. Основные особенности правоотношений по трудоустройству в России: дис. ... канд. юрид. наук. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2003. 175 с.

Яшурина Е. В. Возможный работник как основной субъект отношений по трудоустройству // Третий Пермский конгресс ученых-юристов: сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (Пермский государственный национальный исследовательский университет, 12 окт. 2012 г.) / отв. ред. О. А. Кузнецова. Пермь: Перм. гос. национал. исслед. ун-т, 2012. С. 233-235.

Алена Вадимовна Серова - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры трудового права Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург). 620137, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21. E-mail: tp@usla.ru.

The Concept and Classification of Subjects of Employment Relations With a Given Employer

The study of subjects of employment relations with a given employer is the basis for the development of the general part of the labor law branch in terms of determining its subject matter. The analysis of the mentioned relations is held with the use of general, general scientific methods, as well as system-structural, formal-legal methods.

The article supports the classification of subjects of employment relations with a given employer, accepted in literature. During the research of a few normative legal acts it is specified that the subjects are divided into three categories: 1) the job applicant, 2) the employer, and also the receiving party under the contract for the provision of labor to employees (personnel), 3) the employment agencies.

The conclusion is drawn that it is necessary to create a uniform terminology on the designation of the subjects of employment relations with a given employer and fix it in the Labor Code of the Russian Federation. It is noted that the job applicant and the employer, the receiving party, are the parties to the

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

employment relations with a given employer, that is, their obligatory (main) subjects. Employment agencies are participants in these relations, the non-binding (auxiliary) subjects.

Keywords: employment relations with a given employer, job applicant, employer, receiving party, employment agencies

References

Alekseev S. S. Sobranie sochinenii: v 10 t. [Collected Works: in 10 vol.], Moscow, Statut, 2010, vol. 3, 781 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bugrov L. Yu. Ponyatie i sostav individual'nykh trudovykh pravootnoshenii v sfere realizatsii rossiis-kogo trudovogo prava [The Concept and Composition of the Employment Relationship in the Sphere of Realization of the Russian Labor Law], Khokhlov E. B., Korobchenko V. V. (eds.) Rossiiskoe trudovoe pravo na rubezhe tysyacheletii, [Russian Labor Law at the Turn of the Millennium], Saint Petersburg, Izd-vo Sankt-Peterburg. gos. un-ta, 2001, pp. 136-139.

Danukin V. P. Trudoustroistvo i ego formy v SSSR [Employment and its Forms in the USSR]: auto-abstract of a cand. jur. sc. thesis, Moscow, Vsesoyuz. yurid. zaoch. in-t, 1979, 24 p.

Dobrokhotova E. N. Pravovoe regulirovanie zanyatosti v sovremennykh usloviyakh [Legal Regulation of Employment in Modern Conditions], Pashkov A. S., Khokhlov E. B., Mavrin S. P. (eds.) Kurs ros-siiskogo trudovogo prava: v 2 t. [The Course of Russian Labor Law: in 2 vols.], Moscow, Yurist", 2001, vol. 2, pp. 406-518.

Dzhioev S. Kh. Pravovye problemy sodeistviya trudovoi zanyatosti naseleniya v Rossii [Legal Problems of Promoting Employment of the Population in Russia]: doct. of jur. sc. thesis, Moscow, Moskov. gos. yurid. akad., 2006, 435 p.

Filippova M. V. Pravovoe regulirovanie otnoshenii v sfere zanyatosti i trudoustroistva [Legal Regulation of Employment and Labor Relations], Mavrin S. P., Khokhlov E. B. (eds.) Trudovoe pravo Rossii. [Labor Law of Russia], Moscow, Norma, 2007, pp. 249-294.

Golovina S. Yu. Soderzhanie trudovogo dogovora pri zaemnom trude [The Content of the Employment Contract in the Borrowed Labor], Khozyaistvo i pravo, 2004, no. 10, pp. 21-25.

Golovina S. Yu. Ponyatiinyi apparat trudovogo prava kak informatsionnaya sistema pravopoznavatel'noi i pravoprimenitel'noi deyatel'nosti [The Conceptual Apparatus of Labor Law as an Information System of Legal Recognition and Law Enforcement Activity], Golovina S. Yu. (ed.) Trudovoe pravo Rossii: problemy teorii [The Labor Law of Russia: Problems of Theory], Ekaterinburg, Izdat. dom «Ural. gos. yurid. akad.», 2006, pp. 80-113.

Golyakov I. T. (ed.) Yuridicheskaya norma i pravootnoshenie. Sokrashchennaya stenogramma dokla-da, prochitannogo na nauchnoi sessii instituta 6 maya 1946 g. [Legal Norm and Legal Relationship. A Short Transcript of the Report Read at the Scientific Session of the Institute on May 6, 1946], Moscow, Moskov. yurid. in-t, 1947, 27 p.

Gorbacheva Zh. A. Pravovoe regulirovanie trudoustroistva v Rossiiskoi Federatsii [Legal Regulation of Employment in the Russian Federation]: auto-abstract of a cand. jur. sc. thesis, Moscow, MGU im. M. V. Lomonosova, 1997, 26 p.

Gorelko N. A. Pravovoe regulirovanie trudoustroistva v SSSR na sovremennom etape [Legal Regulation of Employment in the USSR at the Present Stage]: auto-abstract of a cand. jur. sc. thesis, Moscow, MGU im. M. V. Lomonosova, 1990, 22 p.

Ivanchina Yu. V. Pravovye aspekty otsenki rabotnikov [Legal Aspects of the Evaluation of Employees], Ekaterinburg, Ural. akad. gos. sluzhby, 2009, 180 p.

Karpushin M. P. Sotsialisticheskoe trudovoe pravootnoshenie [Socialist Employment Relationship], Moscow, Gos. izd-vo yurid. lit., 1958, 173 p.

Kharitonov M. M. Mnozhestvennost' lits na storone rabotodatelya [Multiple Persons on the Employer's Side]: auto-abstract of a cand. jur. sc. thesis, Saint Petersburg, Izd-vo Sankt-Peterburg. gos. un-ta, 28 p.

Kulakova S. V. Nekotorye pravovye voprosy trudoustroistva v Rossiiskoi Federatsii [Some Legal Issues of Employment in the Russian Federation]: cand. jur. sc. thesis, Moscow, Moskov. gos. yurid. akad., 2003, 202 p.

Krivoi Ya. V. Pravovoe regulirovanie zaemnogo truda: mezhdunarodno-pravovoi, sravnitel'nyi i national'nyi aspekt [Legal Regulation of the Borrowed Labor: International Legal, Comparative and National Aspects]: auto-abstract of a cand. jur. sc. thesis, Moscow, Moskov. gos. yurid. akad., 2006, 26 p.

Medvedev A. V. Pravootnosheniya v sfere zanyatosti naseleniya [Legal Relations in the Sphere of Employment], Shaikhatdinov V. Sh. (ed.) Pravovoe regulirovanie zanyatosti naseleniya v Rossiiskoi Fe-

deratsii [Legal Regulation of Employment in the Russian Federation], Ekaterinburg, Izdat. dom «Ural. gos. yurid. akad.», 2012, pp. 54-69.

Medvedev O. M. Trudoustroistvo i ego vidy v SSSR [Employment and Its Kinds in the USSR], Moscow, Vsesoyuz. yurid. zaoch. in-t, 1985, 93 p.

Pashkov A. S. Pravovoe regulirovanie zanyatosti i trudoustroistva [Legal Regulation of Employment], Pashkov A. S. (ed.) Trudovoe pravo Rossii [The Labor Law of Russia], Saint Petersburg, Izd-vo Sankt-Peterburg. gos. un-ta, 1993, pp. 98-117.

Pashkov A. S. Izbrannye trudy po trudovomu pravu [Selected Works on Labor Law], Saint Petersburg, Izd-vo Sankt-Peterburg. gos. un-ta, 2006, 520 p.

Rasulov Z. S. Pravovoe regulirovanie trudoustroistva v novykh usloviyakh khozyaistvovaniya: na ma-terialakh Respublik Uzbekistan i Belarus' [Legal Regulation of Employment in New Business Conditions: on Materials of the Republic of Uzbekistan and Belarus]: cand. jur. sc. thesis, Tashkent, Tashkent. gos. yurid. in-t, 1992, 149 p.

Snigireva I. O. Status sub"ektov trudovogo prava: stabil'nost' i dinamika [Status of Subjects of Labor Law: Stability and Dynamics], Khokhlov E. B., Korobchenko V. V. (eds.) Rossiiskoe trudovoe pravo na rubezhe tysyacheletii [Russian Labor Law at the Turn of the Millennium]: conference papers, Saint Petersburg, Izd-vo Sankt-Peterburg. gos. un-ta, 2001, pp. 114-124.

Vlasenko M. S. Problemy pravovogo regulirovaniya zaemnogo truda v Rossii: [Problems of Legal Regulation of the Borrowed Labor in Russia]: auto-abstract of a cand. jur. sc. thesis, Moscow, MGU im. M. V. Lomonosova, 2009, 27 p.

Yashurina E. V. Osnovnye osobennosti pravootnoshenii po trudoustroistvu v Rossii [The Main Features of Legal Relations in Employment in Russia]: cand. jur. sc. thesis, Perm', Perm. gos. un-t, 2003, 175 p.

Yashurina E. V. Vozmozhnyi rabotnik kak osnovnoi sub"ekt otnoshenii po trudoustroistvu [Possible Employee as the Main Subject of Employment Relations], Kuznetsova O. A. (ed.) Tretii permskii kongress uchenykh-yuristov [Third Perm Congress of Lawyers]: conference papers, Perm', Perm. gos. nats. issled. un-t, 2012, pp. 233-235.

Zaitseva O. B. Trudovaya pravosub"ektnost' kak pravovaya kategoriya [Labor Legal Personality as a Legal Category], Orenburg, Agentstvo «Pressa», 2006, 239 p.

Zhil'tsov M. A. Pravosub"ektnost' organizatsii kak rabotodatelya [The Legal Personality of the Organization as an Employer]: auto-abstract of a cand. jur. sc. thesis, Ekaterinburg, Izdat. dom «Ural. gos. yurid. akad.», 2002, 24 p.

Zub P. P. Pravovye problemy sodeistviya zanyatosti naseleniya v Rossiiskoi Federatsii na sovremen-nom etape [Legal Problems of Promoting Employment in the Russian Federation at the Present Stage]: auto-abstract of a cand. jur. sc. thesis, Ekaterinburg, Izdat. dom «Ural. gos. yurid. akad.», 1999, 24 p.

Alena Serova - candidate of juridical sciences, senior lecturer of the Department of labor law, Ural State Law University (Yekaterinburg). 620137, Russian Federation, Yekaterinburg, Komsomol'skaya str., 21. E-mail: tp@usla.ru.

Дата поступления в редакцию / Received: 06.03.2018

Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 10.04.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.