Научная статья на тему 'Понятие и классификация принципов в структуре культуры профессионального общения'

Понятие и классификация принципов в структуре культуры профессионального общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА / ЗАКОНОМЕРНОСТЬ / ПРИНЦИП / PROFESSIONAL COMMUNICATION / COMMUNICATIVE ABILITIES OF THE SOCIAL WORKER / LAW / PRINCI PLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курилович Надежда Васильевна

В статье раскрывается соответствие закономерностям формирования культуры профессионального общения определенных принципов: гуманизма, многоуровневости, преемственности, непрерывности, интеграции, культуросообразности, партисипативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие и классификация принципов в структуре культуры профессионального общения»

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 378

Н. В. Курилович

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

ПРИНЦИПОВ В СТРУКТУРЕ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

В статье раскрывается соответствие закономерностям формирования культуры профессионального общения определенных принципов: гуманизма, многоуровневости, преемственности, непрерывности, интеграции, культуросообразности, партисипа-тивности.

The author considers the conformity of such principles as humanism, continuity, integration, compliance with cultural standards, partici pativeness, with the logics of forming the culture of professional communication.

Ключевые слова: профессиональное общение, коммуникативные способности социального работника, закономерность, принцип.

Keywords: professional communication, communicative abilities of the social worker, law, princi ple.

Актуальность разработки субъектно-ориента-ционной системы формирования культуры профессионального общения будущего социального работника в условиях вуза обусловлена современной социокультурной и экономической ситуацией, характеризующейся динамизмом и открытостью, вследствие чего существенно изменяются задачи профессиональной деятельности будущих социальных работников, от которых требуются умение работать с разнообразной информацией, общаться в поликультурном пространстве, вступать в профессиональные контакты с коллегами и социальными клиентами, работать в команде. Другими словами, время требует такого высшего профессионального образования, важным показателем которого выступает культура профессионального общения.

При исследуовании культуры профессионального общения социального работника в контексте современных проблем культуры общества в целом, где обостряются противоречия между материальными и духовными ценностями, и выделении аналогичных проблем в исследуемом феномене рассматривается ее гуманистическая направленность как ведущая характеристика, оп-

© Курилович Н. В., 2011

ределяющая вектор развития процессуальной стороны профессиональной культуры. В исследовании рассматривается формирование культуры профессионального общения (имеющей гуманистический вектор развития) как приоритетное направление личностного и профессионального развития будущего социального работника в процессе вузовской подготовки.

Сущность понятия «культура профессионального общения будущих социальных работников» понимается как часть общей и профессиональной культуры личности, обладающая самостоятельным содержанием как совокупность специальных коммуникативных знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, реализуемых в его профессиональной деятельности.

Теоретико-методологические основы определяются с позиции интеграции системного, дея-тельностного, диалогового, компетентностного, рефлексивного, аксиологического подходов, современных гуманитарных и естественнонаучных знаний; научных закономерностей формирования культуры профессионального общения будущего социального работника.

Каждой закономерности формирования культуры профессионального общения будущих социальных работников в процессе вузовского обучения соответствуют определенные принципы.

Представленные закономерности отражаются в принципах, отражающих общую стратегию решения задач формирования культуры профессионального общения будущего специалиста социальной работы в процессе обучения в вузе.

Первая закономерность - гуманистический характер теории и практики социальной работы как профессиональной деятельности детерминирован системой субъект-субъектных отношений, где коммуникативная составляющая играет доминирующее значение - взаимосвязана с принципами гуманизма, многоуровневости.

Принцип гуманизма - от латинского «человечный». Гуманизм - это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность - желаемой нормой отношений в обществе. Гуманность, человечность - идеал различных направлений гуманизма, его целью является развитие ценностных способностей, чувств и разума человека, высшее развитие человеческой

Н. В. Курилобич. Понятие и классификация принципов в структуре культуры профессионального общения

культуры и нравственности и соответствующего поведения личности и ее отношения к миру.

Гуманизация системы социального образования проявляется в ее ценностно-целевой направленности на формирование культуры профессионального общения будущих специалистов социальной работы. Это позволяет считать принцип гуманизации одним из ведущих принципов, обеспечивающих формирование культуры профессионального общения будущего специалиста.

Социальная работа - это специфический гуманистический вид деятельности, характеризующийся активным взаимодействием с окружающей действительностью. Нравственно-гуманистическую функцию социальной работы мы рассматриваем как интегрирующую, как своеобразную концентрацию определенных свойств всех других функций. Содержательно эта функция реализуется через придание социальной работе высоких гуманистических целей, создание условий для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе. В ходе анализа философских, психологических исследований, обобщения опыта практики социальной работы в России и за рубежом выявлено, что нравственно-гуманистические основы социальной работы являются побудителями и одновременно предпосылками для осуществления профессиональной деятельности - социальной помощи, поддержки и т. д. В гуманистически ориентированной профессиональной деятельности важное место занимают именно нравственно-духовные ценности специалистов социальной работы.

Мы согласны с позицией Т. Д. Шевеленко-вой, считающей, что необходим переход к новой парадигме изучения и конструирования социальных объектов - «парадигме соучастия», выросшей из парадигмы субъект-субъектных отношений. Согласно ей коммуникативные знания, умения, навыки и личностные особенности социального работника как бы составляют своего рода «ресурсы» деятельности клиента, ресурсы его самоорганизации, построения его собственной жизни [1].

Специалисты социальной работы должны обладать гуманистическими ценностями, альтруистической, гуманистической направленностью личности, нравственной мотивацией профессионального поведения. Центральной характеристикой того, кто выбрал своим жизненным предназначением оказание профессиональной социальной помощи, социальное служение, должны быть милосердие и деятельная любовь к людям.

Принцип многоуровневости отражает разнообразные стороны проявления культуры профессионального общения социального работника: как интегрального, ценностного профессионально-личностного качества социального работни-

ка; как основного инструмента профессиональной деятельности.

Рассматриваем профессиональное общение для социального работника как ценность, поскольку, выполняя различные профессиональные роли, он помогает клиентам в решении не только материальных, бытовых, семейных проблем, но и духовных, моральных, нравственных. Специалист при их разрешении зачастую руководствуется собственными понятиями о ценностях - о долге, добре и зле, справедливости. Все это и определяет высокие ценностные ориентации к формированию культуры профессионального общения будущего социального работника в процессе обучения в вузе.

На основе принципа многоуровневости, а также теории дискурсивной этики (Ю. Хабермас), диалогических теориях (М. М. Бахтин, М. Бубер), теории иерархической системы ценностей (М. Ше-лер), нормативно-ценностном подходе к проблеме понимания (С. С. Гусев, Г. Л. Тульчинский), теории уровней (ступеней) общения (Ч. М. Гад-жиев, Я. А. Пономарев и др.) в структуре культуры профессионального общения социального работника определены системные уровни.

Системообразующим стержнем уровневой характеристики культуры профессионального общения социального работника выступает этическая доминанта, выбор которой обусловлен самой сущностью профессиональной деятельности социального работника, то есть неразрывным единством этических и профессиональных начал (А. И. Арнольдов, В. А. Кан-Калик, Н. Д. Ни-кандров и др.). Уровневая специфика культуры профессионального общения как иерархической системы проявляется в том, что ее можно охарактеризовать в логике достижений социальным работником определенного уровня развития ее структурных компонентов, их осознанностью, устойчивостью и потребностью в самосовершенствовании.

Вторая закономерность - обусловленность и вариативность этапов личностно-профессиональ-ного роста будущего специалиста социальной работы логикой системогенеза непрерывности образования и взаимосвязи теории и практики социального образования - взаимосвязана с принципами непрерывности, интеграции, преемственности.

Принцип интеграции определяется возможностью интеграции содержания вузовской подготовки, форм и методов организации учебной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельностей в целях формирования культуры профессионального общения будущего социального работника.

Интеграция - это принцип осуществления образовательного процесса, основанный на вза-

имодополнении разных форм постижения действительности и создающий условия для становления личностно-многомерной картины мира и постижения себя в этом мире. В данном определении интеграцию можно считать одним из главных методологических принципов формирования культуры профессионального общения будущего социального работника в вузе, поскольку оно аккумулирует в себе такие понятия и процессы, как открытость, гуманизация и гуманитаризация образования.

Процесс формирования культуры профессионального общения будущего социального работника в интегральном пространстве вуза позволит полноценно решать задачу культурной и профессиональной идентификации студента, систематически формировать теоретические гуманитарные понятия и личностные культурные смыслы.

Интеграция предполагает открытость образовательных систем, включение в процесс обучения социальных работников специалистов различных сфер науки: психологов, юристов, педагогов и т. д., что благотворно влияет на формирование уровней культуры профессионального общения; альтернативность, междисциплинар-ность и многоукладность позволяют включать новое содержание образования, ориентированное на потребности социального клиента.

Принцип преемственности обусловлен объективно существующими этапами познания, взаимосвязью чувственного и логического, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного.

Преемственность в содержании профессиональной подготовки социальных работников понимается нами как непрерывный процесс развертывания структурных компонентов содержания, плавный переход от этапа обучения к практической деятельности, последовательная смена уровня требований к объему и глубине усвоения знаний, умений и навыков, а также к профессиональным качествам обучаемых.

Принцип преемственности подразумевает обеспечение соотношений между целями, содержанием и технологиями формирования культуры профессионального общения специалиста социальной работы на каждом этапе непрерывного профессионального социального образования, которые опираются на прошлый субъектный опыт студентов в ходе допрофессиональной социализации. Преемственность предполагает сквозной характер направлений и содержания формирования культуры профессионального общения социального работника в вузе (с первого по пятый курс), завершенность и самоценность каждого этапа технологий и их согласованность. Принцип преемственности обеспечивает гибкость и маневренность в построении целостной педа-

гогической системы управления процессом формирования культуры профессионального общения, а также проектирование и реализацию индивидуальных траекторий образовательно-профессиональной деятельности студентов.

Следующая закономерность - необходимость формирования культуры профессионального общения социального работника определяется повышением требований к качеству коммуникативной подготовки данных специалистов, модернизацией и интеграцией отечественной системы социального образования в европейское и мировое образовательное пространство, что требует максимального использования ресурсных возможностей образовательных стандартов и воспитательного потенциала культурно-коммуникативного пространства вуза - связана с принципами дополнительности, культуросообразности.

Принцип дополнительности заключается в том, что процесс формирования культуры профессионального общения будущего специалиста социальной работы в вузе включает многообразие образовательных возможностей: от потенциала преподавателя вуза до индивидуальных способностей студентов в становлении профессиональной компетентности и профессиональной культуры, от международного сотрудничества вуза до ресурсов конкретного местного социума.

Успешное формирование культуры профессионального общения студента - будущего социального работника зависит от широкого привлечения возможностей не только институциональной сферы образования, но и всего целостного образовательно-профессионального пространства в процессе деятельности каждого субъекта, что способствует созданию необходимых и достаточных условий развития и саморазвития личности будущего специалиста социальной работы. Особое значение здесь имеют возможности баз практики студентов, коммуникативная компетентность специалистов социальных служб.

Принцип культуросообразности - это учет условий, в которых находится человек, а также культуры данного общества, в процессе формирования культуры профессионального общения.

Принцип культуросообразности в педагогике сформулировал Ф. А. Дистервег на основе идей Дж. Локка и К. А. Гельвеция. Он утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живет человек, т. е. всю современную культуру в широком смысле слова и конкретной страны, являющейся его Родиной. К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой развили эту идею понятием «народность воспитания». П. Ф. Каптерев рассматривал соотношение воспитания, социальных условий и культуры как совокупность религии, быта и нравственности народа. Современное понимание принципа культуро-

Н. В. Курилобич. Понятие и классификация принципов 6 структуре культуры профессионального общения

сообразности предполагает, что образование должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур, местного менталитета. Считается, что цели, содержание и методы воспитания культуросообразны в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации.

Принцип культуросообразности важен прежде всего для содержательного компонента процесса формирования культуры профессионального общения, в которой утверждается ценностное отношение к социальному клиенту, сотруднику и, вообще, к каждой личности.

Закономерность - эффективность процесса формирования культуры профессионального общения будущего социального работника зависит от уровня развития мотивационно-ценностного отношения будущих социальных работников к предстоящей профессиональной деятельности -связана с принципом субъектности и принципом партисипативности.

Принцип субъектности (внутренний фактор) определяет результат исследуемого процесса -сформированность культуры профессионального общения будущего специалиста социальной работы во взаимосвязи с развитием его внутренней активности. Мотивация актуальной деятельности предполагает наличие двух составляющих: 1) стремления к желательному, но отсутствующему в данной ситуации; 2)функциональной потребности в деятельности, активности в реальных условиях.

Движущей силой формирования культуры профессионального общения специалиста признается противостояние между двумя состояниями субъектов - потенциальным и актуальным. Эта структура детерминации действует как в ситуации сознательного саморазвития личности, когда необходимость и направление саморазвития в коммуникативной деятельности определяются изнутри, так и в ситуации стихийного развития и воспитания, когда воздействия на субъект поступают извне. В двух последних случаях возникает противоречие между реальной действительностью и объективной системой требований, предъявляемых субъекту. Механизм изменения индивида, развитие его активности можно представить как развитие субъекта в процессе деятельности путем выявления противоречия, формирования эмпирических средств его разрешения и образования обобщенных личностных качеств. С разрешением частных противоречий развитие не прекращается, так как в процессе деятельности возникают новые мотивационные установки, новые противоречия, по выражению А. Н. Леонтьева, «осуществляемая деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее ее сознание» [2].

Субъектность как педагогический феномен представляет собой целостную аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности коммуникативной деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения. Субъектность студента - основа востребования и использования им научных знаний как методологических и технологических средств решения собственных образовательных и профессиональных задач.

В качестве внешнего воздействия мы рассматриваем принцип партисипативности.

Анализ научной литературы показал, что термин «партисипативность» соотносится с такими понятиями, как «участие», «соучастие», «вовлеченность». В то же время некоторые авторы различают данные понятия, стремясь придать парти-сипативности более широкий или, наоборот, узкий смысл, усилить семантические оттенки.

На наш взгляд, категория «партисипативность» представлена несколько шире понятия «участие», которое рассматривается учеными преимущественно в значении метода, способа организации людей при выполнении профессиональных функций.

Слагаемыми термина «партисипативность» являются совместное принятие и исполнение решений, предоставление возможности каждому студенту быть деятельностным на всех этапах подготовки, принятия, реализации, контроля и оценки решения в области коммуникаций; диалог между субъектами профессиональной деятельности, основанный на паритетных началах; поиски согласия, достижение консенсуса; опора на высшие мотивы студентов - стремление к сопричастности, самовыражению и т. д.

Применение партисипативных методов в формировании культуры профессионального общения у будущих специалистов модифицирует стиль поведения будущего социального работника и является его главным индикатором доминирования роли заинтересованной личности - будущего профессионала. В итоге осуществляется перевод взаимоотношений из «субъект-объектных» в «субъект-субъектные», которые открывают возможность для самореализации студента - будущего специалиста уже в условиях вуза [3].

Проведенные исследования по реализации в образовательном процессе партисипативного подхода, а также специальные изыскания по его применению в целях формирования культуры профессионального общения будущего социального работника в процессе обучения в вузе показали, что при данном подходе все вопросы должны решаться на основе открытого взаимодействия и сотрудничества; коммуникации являются открытыми и профессионально-ориентированными; разногласия и конфликты должны счи-

таться профессионально необходимыми для эффективного моделирования и решения будущих профессиональных проблемных ситуаций; с наиболее сложными ситуационными проблемами профессионального плана необходимо справляться с помощью более напряженной дискуссии и выработки способов их решения; следует одновременно рассматривать несколько стратегических вопросов и предвидеть ситуации на перспективу; целесообразно усилить внимание к ключевым результатам коммуникативного обучения студентов и целям, содействующим их образовательной и профессиональной деятельности.

Таким образом, выявленные закономерности и принципы взаимосвязаны. Их реализация предполагает инициирование внутриличностных факторов и определяет пути продуктивного формирования культуры профессионального общения будущих социальных работников в условиях вуза.

Примечания

1. Шевеленкова Т. Д. О личной характеристике социального работника // Социальная работа. 1992. № 5.

2. Леонтьев А. Н. Психологическая теория деятельности: Избр. психол. произв. М.: Педагогика, 1983. 318 с.

3. Никитина Е. Ю., Афанасьева О. Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вуза: перспективные подходы. М.: МАНПО, 2006.

УДК 378.032

С. В. Лаптева

СПЕЦИФИКА И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

В статье автор рассматривает специфику и основные компоненты воспитательной деятельности в современном вузе.

The author studies the specifics and the main components of the bringing-up activity in a modern higher educational establishment.

Ключевые слова: деятельность, воспитательная деятельность, воспитательная работа, специфика воспитательной деятельности в вузе, компоненты воспитательной деятельности.

Keywords: activity, bringing-up activity, bringing-up work, the specificity of bringing-up activity in a higher educational establishment, the components of bringing-up activity.

Одной из важнейших задач высших учебных заведений является эффективная организация воспитательной деятельности. Нормативно-пра-

© Лаптева С. В., 2011

вовые документы: Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании», «Типовое положение о вузе», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», «Стратегия государственной молодежной политики РФ» и др. указывают на необходимость оптимизировать воспитательную деятельность в вузах в соответствии с социальным заказом на воспитание человека образованного, нравственного, способного к межкультурному взаимодействию. В Концепции модернизации российского образования воспитание рассматривается как первостепенный приоритет в образовании [1].

Проблемы воспитательной деятельности представлены в педагогике и психологии многими исследованиями. Однако воспитательная деятельность в вузе, являясь особым видом педагогической деятельности, стала предметом специального исследования сравнительно недавно. Многими исследователями понятия «воспитательная деятельность» и «воспитательная работа» рассматриваются как тождественные, хотя каждое из них имеет свой смысловой оттенок.

Определим основные отличия воспитательной деятельности от воспитательной работы:

Отличия

воспитательная работа воспитательная деятельность

Область реализации

Элементы воспитательной работы частично реализуются в преподавании, в работе куратора учебной группы, в системе дополнительного образования (в кружках, студиях, секциях, клубах и т. д.) Воспитательная деятельность пронизывает всю профессиональную деятельность педагога, определяя ее идеологию, стратегию и тактику

Направленность

Направлена на решение конкретных педагогических задач (организация мероприятия, проведение кураторского часа) Является концептуальной основой системы педагогической деятельности

Оценка эффективности

Определяется качеством проведенного мероприятия Качественными изменениями в личностном развитии студентов

Вариативность

Вариативна Имеет инвариантные характеристики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.