Научная статья на тему 'Понятие авторских прав в странах Евразийского экономического Союза'

Понятие авторских прав в странах Евразийского экономического Союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1300
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВТОРСКИЕ ПРАВА / ЕВРАЗИЯ / ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Канатов Танат Канатович

Цель: Комплексный анализ понятия авторских прав по законодательству стран ЕАЭС. Методология: Автором преимущественно использовался системный (комплексный) подход, применялись формально-юридический (догматический) и сравнительно-правовой методы. Результаты: В статье раскрыто понятие авторских прав по законодательству стран ЕАЭС. Проведен анализ данного юридического термина, приведены взгляды отдельных ученых-правоведов на данную проблематику, а также сформулировано авторское видение по данному вопросу. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает определенной научной ценностью, поскольку в ней произведен анализ законодательства стран ЕАЭС, и приведены мнения исследователей применительно к содержанию понятия авторские права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of copyright of the countries of the Eurasian economic union

Purpose: The complex analysis of concept of copyright by the legislation of the countries of EEU. Methodology: The author mainly used system (complex) approach, formal legal (dogmatic) and comparative and legal methods were applied. Results: In article the concept of copyright by the legislation of the countries of EEU is opened. The analysis of this legal term and views of certain scientific jurists of this perspective is carried out, and also author’s vision on the matter is formulated. Novelty/originality/value: Article possesses a certain scientific value as in it the analysis of the legislation of the countries of EEU and opinion of researchers in relation to the content of the concept «copyright» is made.

Текст научной работы на тему «Понятие авторских прав в странах Евразийского экономического Союза»

Канатов Т.К.

ПОНЯТИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ В СТРАНАХ ЕВРАЗИйСКОГО ЖОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

цель: Комплексный анализ понятия авторских прав по законодательству стран ЕАЭС. Методология: Автором преимущественно использовался системный (комплексный) подход, применялись формально-юридический (догматический) и сравнительно-правовой методы.

Результаты: В статье раскрыто понятие авторских прав по законодательству стран ЕАЭС. Проведен анализ данного юридического термина, приведены взгляды отдельных ученых-правоведов на данную проблематику, а также сформулировано авторское видение по данному вопросу.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает определенной научной ценностью, поскольку в ней произведен анализ законодательства стран ЕАЭС, и приведены мнения исследователей применительно к содержанию понятия авторские права.

Ключевые слова: авторские права, Евразия, защита авторских прав.

Kanatov T.K.

CONCEPT OF COPYRIGHT OF THE COUNTRIES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Purpose: The complex analysis of concept of copyright by the legislation of the countries of EEU. Methodology: The author mainly used system (complex) approach, formal - legal (dogmatic) and comparative and legal methods were applied.

Results: In article the concept of copyright by the legislation of the countries of EEU is opened. The analysis of this legal term and views of certain scientific jurists of this perspective is carried out, and also author's vision on the matter is formulated.

Novelty/originality/value: Article possesses a certain scientific value as in it the analysis of the legislation of the countries of EEU and opinion of researchers in relation to the content of the concept «copyright» is made.

Keywords: copyright, Eurasia, protection of copyright.

Действующее в настоящее время в странах ЕАЭС законодательство в области авторского права и смежных прав состоит, главным образом, из Гражданского кодекса РФ. Действующие кодексы являются современными и базируются на концепции авторского права континентальной Европы. Это подтверждается следующими характеристиками: 1) только физические лица признаются в качестве авторов; 2) признание моральных прав; 3) признание права перепродажи в области изобразительного искусства; 4) дифференциация между авторскими правами и смежными правами; 5) срок защиты - 70 лет после смерти автора.

Как известно, в соответствии с договором о ЕЭК был учрежден ЕАЭС, который вступил в силу с 1 января 2015 года. В соответствии со статьей 5 договора Комиссия наделяется компетенцией в пределах и объемах, установленных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза. Государства-члены осуществляют скоординированную или согласованную политику в пределах и объемах, установленных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза. В иных сферах экономики государства-члены стремятся к осуществлению скоординированной или согласованной политики в соответствии с основными принципами и це-

лями Союза. Для этого решением Высшего Евразийского экономического совета могут создаваться вспомогательные органы (советы руководителей государственных органов сторон, рабочие группы, специальные комиссии) по соответствующим направлениям, и (или) даваться поручения Евразийской экономической комиссии по координации взаимодействия сторон в соответствующих сферах.

Необходимо отметить, что правовой базой соглашений ЕАЭС являются соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), а также иные международные договоры, что является свидетельством унификации и гармонизации законодательства охраны и защиты авторских и смежных прав в странах ЕАЭС.

Комиссия провела работу по кодификации законодательства ЕАЭС, в том числе над проектом раздела XVIII «Интеллектуальная собственность», договора о ЕАЭС и приложения № 23 «Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности» к нему. В соответствии с указанным разделом государства - члены ТС и ЕЭП осуществляют сотрудничество в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Основными задачами сотрудничества являются:

евразийская

> 1(20)2016 <

адвокатура

- гармонизация законодательства государств-членов в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;

- защита интересов обладателей прав на объекты интеллектуальной собственности государств-членов.

Наиболее приоритетные направления сотрудничества установлены в следующих сферах:

- поддержка научного и инновационного развития;

- совершенствование механизмов коммерциализации и использования объектов интеллектуальной собственности;

- предоставление благоприятных условий для обладателей авторского права и смежных прав государств-членов;

- обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе и в сети Интернет;

- обеспечение эффективной таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе посредством ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов;

- осуществление скоординированных мер, направленных на предотвращение и пресечение оборота контрафактной продукции.

В последнее время между учеными стран ЕАЭС ведется полемика касательно вопроса, что понимается под субъективными авторскими правами.

Термин «авторское право» понимается в двух значениях:

1) в объективном - совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства;

2) в субъективном - совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства.

Субъективное авторское право дает возможность автору и иным правообладателям удовлетворить свои имущественные и личные неимущественные (моральные) права, то есть распоряжаться своими правами и законными интересами. Государство, в свою очередь, обеспечивает гарантированную защиту прав и законных интересов субъектов авторского права.

Проблема защиты субъективных авторских прав и охраняемых законом интересов требует рассмотрения некоторых общетеоретических аспектов, которые сами по себе являются неоднозначными и дискуссионными, но имеют большое

практическое значение для данного исследования. Поэтому, чтобы наиболее полно раскрыть понятие и содержание форм защиты гражданских прав, необходимо уяснить сущность субъективного авторского права.

Авторское право в своей основе является юридическим выражением осознания государством важности сохранения культуры для сохранения и развития общества. Поддержка и защита творчества, охрана результатов интеллектуальной деятельности непосредственно связаны с защитой свободы личности, прав человека. Таким образом, по мнению С.В. Коростелевой, независимо от особенностей национального законодательства в сфере авторского права системы авторского права признаются имеющими двуцелевое назначение. Это своего рода «двойственная реальность»: с одной стороны, содействие защите прав лиц, занятых в сфере создания произведений литературы и искусства, и с другой - удовлетворение общественной потребности путем максимально возможной доступности произведений, охраняемых авторскими правами [7]. При этом следует соблюсти тонкий баланс между интересами автора (его произведение не должно стать источником дохода третьих лиц или объектом плагиата), а также чрезмерным ограничением доступа к авторским произведениям, в том числе экономического характера, это тормозит развитие общества, сдерживает экономическое развитие страны, что не всегда в интересах государства и самого автора [9].

Авторское право как система правовых норм регулирует отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Словосочетание «авторское право» часто используется для указания на сами субъективные полномочия авторов и других лиц (авторское право в субъективном смысле) [16].

Под субъективными авторскими правами понимают совокупность предоставленных автору прав (правомочий), необходимых для охраны его интересов, возникающих в связи с созданием произведения и использованием его обществом [11].

Вопрос о понятии субъективного права в целом в юридической литературе обсуждается на протяжении многих лет. К примеру, Л.К. Рафи-ева предлагает следующую классификацию мнений ученых-правоведов относительно субъективных прав:

1) авторы, рассматривающие субъективное право как притязание;

2) авторы, рассматривающие субъективное право как средство обеспечения определенного поведения обязанных лиц;

eurasian

> 1(20)2016 <

advocacy

3) авторы, которые видят в субъективном праве меру возможного или дозволенного поведения управомоченного лица;

4) авторы, которые включают в него и дозволенность собственных действий управомоченно-го, и возможность требовать определенного поведения от обязанных лиц [12].

Интересна точка зрения по вопросу, касающемуся понятия субъективного права, Е.Я. Мо-товиловкера. По его мнению, субъективное право представляет не меру возможного поведения, а определенную законом возможность удовлетворения субъективного интереса. Не каждый интерес сопряжен с юридическим субъективным правом, но каждое субъективное право в юридическом смысле связано с законным интересом. В ином случае возможность (дозволение), которую субъективное право открывает, становится бессодержательной, бессмысленной [10].

По мнению С.Н. Братусь, субъективное право - «это мера возможного поведения, обеспеченная законом и, тем самым, соответствующим поведением обязанных лиц» [1].

«Мера возможного поведения» определяет юридическую форму субъективного права, тогда как «пользование социальным благом» составляет его позитивное содержание [13].

По мнению Р.О. Халфиной, субъективное право образует два вида возможностей: «определять собственное поведение и требовать соответствующего поведения от обязанных лиц. При этом акцентируется внимание на единстве этих двух сторон, но не на противопоставлении с точки зрения приоритета одного из них» [15].

Другие авторы считают, что субъективное право - это некая дозволенная законом мера возможного поведения управомоченного лица [3].

Один из виднейших цивилистов периода до буржуазных реформ XIX века Д.Н. Мейер указывал на то, что право - это мера свободы лица, живущего в обществе, в пределах которой лицо может совершать известные действия [8].

Ю.С. Гамбаров понимал под правом в субъективном смысле все то, что нам дается или обеспечивается действием того или другого объективного права [2].

Г.Ф. Шершеневич под правом в смысле субъективном понимал обусловленную объективным правом возможность осуществления интереса [17].

О.С. Иоффе утверждал, что для государства предоставление прав различным субъектам имеет значение постольку, поскольку оно обеспечивает такое поведение обязанных лиц, которое установлено государством в качестве обязательного при

данных обстоятельствах. Для управомоченного лица наделение его субъективными правами значимо постольку, поскольку оно обеспечивает такое поведение других лиц, которое необходимо управомоченному при данных условиях [4, с. 216]. Также О.С. Иоффе дает понятие субъективной обязанности - это юридическое средство обеспечения такого поведения ее носителя, в котором нуждаются управомоченный и которое государство признает обязательным.

В двусторонних гражданско-правовых отношениях выполнение обязанности одним из субъектов, обуславливающее удовлетворение интересов его контрагента, непосредственно связано с осуществлением права обязанного лица, приводящим к удовлетворению его собственных интересов [4, с. 218].

По мнению Е.У. Ихсанова, субъективное авторское право - это юридически обеспеченная возможность лица, создавшего произведение своим творческим трудом (автора), признаваться автором этого произведения, избирать способ обозначения своего авторства, охранять воплощенную в произведении творческую индивидуальность, а также использовать произведение указанными в законе способами [5]. Французский ученый Леон Дюги отрицал субъективные права как таковые, но впоследствии это суждение показало свою ошибочность. Отрицание субъективных прав ведет к отрицанию частного права в целом. Субъективное право в отличие от объективного возникает лишь у конкретного лица и только при наличии определенных фактов, в частности, в случае создания произведения. Это возможность, закрепленная объективным правом. Субъективные авторские права имеют исключительный характер. Под исключительным характером субъективных авторских прав понимают то, что только их обладатели (автор и его правопреемники) могут решать вопрос, связанный с использованием произведения.

В научной литературе Германии уделялось и уделяется большое внимание субъективному авторскому праву. Его сущность заключается, с одной стороны, в том, что авторское право обеспечивает разумное вознаграждение автору, с другой - в возможности из соображений целесообразности и справедливости свободы третьих лиц совершать действия, дозволенные автору [6].

Субъективное право дает управомоченному лицу:

1) право на совершение собственных действий;

2) право требовать от обязанного лица совершения определенных действий;

3) право на защиту [14].

евразийская

> 1(20)2016 <

адвокатура

На основе проведенного исследования понятия субъективного авторского права мы видим, что данная тема на сегодняшний день является актуальной, впереди предстоит большая работа по ее изучению.

Пристатейный библиографический список

1. Братусь С.Н. О соотношении гражданской правоспособности и субъективных прав // Советское государство и право. 1949. № 8. С. 32-33.

2. Гамбаров Ю.С. Гражданское право: Общая часть. М., 2003. С. 380.

3. Грибанов В.П. Ответственность за нарушение гражданских прав и обязанностей. М., 2001. С. 292.

4. Иоффе О.С. Гражданское правоотношение. Избранные труды по гражданскому праву. М., 2003.

5. Ихсанов Е.У. Авторское право как субъективное гражданское право по законодательству Республики Казахстан: Дис. ... канд. юрид. наук. Алматы, 2001. С. 45.

6. Канторович Я.А. Литературная собственность. С приложением всех постановлений действующего законодательства о литературной, художественной и музыкальной собственности. СПб., 1895. С. 28-30.

7. Коростелева С.В. Личные неимущественные права авторов и особенности их реализации в Интернет. М., 2006. С. 38.

8. Мейер Д.Н. Русское гражданское право. Пг., 1914. С. 117.

9. Мильгром В. Дело «Бетамакс»: двенадцать лет спустя // Интеллектуальная собственность. 2001. № 11/12. С. 59.

10. Мотовиловкер Е.Я. Теория регулятивного и охранительного права. Воронеж, 1990. С. 43-49.

11. Корнеева И.Л. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учеб. пособ. М.: Юристъ, 2006. С. 92.

12. Рафиева Л.К. Честь и достоинство как правовая категория // Правоведение. 1996. № 2 С. 58.

13. Строгович М.С. Основные вопросы советской социалистической законности. М., 1966. С. 168.

14. Сулейменов М.К. Объекты гражданских прав: монография. Алматы, 2008. С. 25.

15. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М. 1974. С. 227.

16. Хохлов В.А. Авторское право: Законодательство, теория, практика. М.: Городец, 2008. С. 6.

17. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1911. С. 58.

References (transliterated)

1. Bratus' S.N. O sootnoshenii grazhdanskoj pravos-posobnosti i sub#ektivnyh prav // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1949. № 8. S. 32-33.

2. Gambarov Ju.S. Grazhdanskoe pravo: Obshhaja chast'. M., 2003. S. 380.

3. Gribanov V.P. Otvetstvennost' za narushenie grazh-danskih prav i objazannostej. M., 2001. S. 292.

4. Ioffe O.S. Grazhdanskoe pravootnoshenie. Izbran-nye trudy po grazhdanskomu pravu. M., 2003.

5. Ihsanov E.U. Avtorskoe pravo kak sub#ektivnoe grazhdanskoe pravo po zakonodatel'stvu Respubliki Ka-zahstan: Dis. ... kand. jurid. nauk. Almaty, 2001. S. 45.

6. Kantorovich Ja.A. Literaturnaja sobstvennost'. S prilozheniem vseh postanovlenij dejstvujushhego zakonodatel'stva o literaturnoj, hudozhestvennoj i muzykal'noj sobstvennosti. SPb., 1895. S. 28-30.

7. Korosteleva S.V. Lichnye neimushhestvennye prava avtorov i osobennosti ih realizacii v Internet. M., 2006. S. 38.

8. Mejer D.N. Russkoe grazhdanskoe pravo. Pg., 1914. S. 117.

9. Mil'grom V. Delo «Betamaks»: dvenadcat' let spust-ja // Intellektual'naja sobstvennost'. 2001. № 11/12. S. 59.

10. Motovilovker E.Ja. Teorija reguljativnogo i ohranitel'nogo prava. Voronezh, 1990. S. 43-49.

11. Korneeva I.L. Pravo intellektual'noj sobstvennosti v Rossijskoj Federacii: Ucheb. posob. M.: Jurist#, 2006. S. 92.

12. Rafieva L.K. Chest' i dostoinstvo kak pravovaja kat-egorija // Pravovedenie. 1996. № 2 S. 58.

13. Strogovich M.S. Osnovnye voprosy sovetskoj social-isticheskoj zakonnosti. M., 1966. S. 168.

14. Sulejmenov M.K. Ob#ekty grazhdanskih prav: monografija. Almaty, 2008. S. 25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Halfina R.O. Obshhee uchenie o pravootnoshenii. M. 1974. S. 227.

16. Hohlov V.A. Avtorskoe pravo: Zakonodatel'stvo, teorija, praktika. M.: Gorodec, 2008. S. 6.

17. Shershenevich G.F. Uchebnik russkogo grazhdan-skogo prava. M., 1911. S. 58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.