Научная статья на тему 'Понятие адресата государственной измены по действующему УК РФ'

Понятие адресата государственной измены по действующему УК РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1571
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лаврив Анна Степановна

На основе общего анализа состава преступления исследуются признаки преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ. Подробно рассматривается фигура адресата государственной измены, его признаки, характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лаврив Анна Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие адресата государственной измены по действующему УК РФ»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2008. № 2 (15). С. 151-154. © А. С. Лаврив, 2008

УДК 343

ПОНЯТИЕ АДРЕСАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЗМЕНЫ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ УК РФ

А.С. ЛАВРИВ

На основе общего анализа состава преступления исследуются признаки преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ. Подробно рассматривается фигура адресата государственной измены, его признаки, характеристики.

Как нам известно, уголовная ответственность за государственную измену предусмотрена в ст. 275 УК РФ: «... шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ, совершенные гражданином РФ.». Так звучит диспозиция статьи. Из каких конкретно элементов складывается одно из тягчайших преступлений против безопасности государства? Ответить на этот вопрос возможно, тщательно и детально анализируя норму. В настоящей статье мы остановимся на анализе такого элемента, как адресат государственной измены - иностранное государство, иностранная организация или их представители.

С самого своего появления в источниках уголовного права (первые упоминания появились в Псковской и Новгородской судных грамотах) измена рассматривалась как совместная деятельность «своих» и «чужих» против «своих», против властных образований или конкретных фигур (князь, например), которым «свои» в силу различных причин обязаны были хранить верность. Суть измены - в предательстве. Это предательство гражданином своей страны. Суть измены - в совместной деятельности российского гражданина и иностранного элемента, причем в деятельности в ущерб интересам России.

Как решается вопрос адресата государственной измены в уголовном законодательстве других государств, приведем некоторые примеры.

Во Франции, например, адресат измены

- это также иностранное государство, иностранная организация, организация, находящаяся под иностранным контролем или их представители.

Уголовные кодексы ряда государств (Дания, Италия) содержат лишь косвенное указание на участие иностранного фактора в совершении измены, не называя адресата конкретно. Законодательство США (Конституция США) называет в качестве адресата измены «врагов» США, которым оказывается помощь и содействие в проведении деятельности против государства.

Следует также отметить, что в нашем случае понятие «адресат» следует толковать широко: это не только гипотетический получатель сведений, но и также лицо/структура, которой оказывается помощь или совершается сговор.

УК 1926 г. в качестве адресата государственной измены и других контрреволюционных преступлений называл иностранное государство, находящееся с Союзом ССР в состоянии войны или ведущее с ним борьбу путём интервенции или блокады, («.сношения с иностранным государством.»), его отдельных представителей, часть международной буржуазии, стремящуюся к свержению коммунистической системы, общественные группы и организации, находящиеся под влиянием этой буржуазии. Адресатом шпионажа по Кодексу 1926 г. были иностранные государства, контрреволюционные организации, а также, что весьма любопытно, «частные лица».

УК 1960 г. признавал адресатом измены только иностранное государство, «в лице его органов или представителей», но не иностранную негосударственную организацию.

Ныне действующий кодекс называет адресатами иностранное государство, иностранную организацию, либо их представителей.

Так, можно выделить четыре категории адресатов измены:

- иностранное государство;

- иностранная организация;

- представитель иностранного государства;

- представитель иностранной организации.

Иностранное государство - любая (кроме РФ), признанная международным сообществом в качестве таковой политическая организация конкретного общества, воплощенная в определенной форме. Конечно, столь краткое определение вряд ли может отразить черты и особенности такого емкого и многогранного социального явления, как государство. Очевидно, что в данном случае мы рассматриваем государство не как теоретико-философскую категорию, а как конкретную страну - субъекта мировой политической арены. В связи с чем возникает следующий вопрос. Специалисты в области международного публичного права отмечают, что наряду с государствами на международной политической арене присутствуют такие явления, как: государственно-подобные образования, нации и народы, борющиеся за самоопределение, различного характера международные политические организации, союзы, которые не являются государствами, однако являются полноправными субъектами международного права, обладают международной правоспособностью и могут быть вполне заинтересованы в обладании государственными секретами. Очевидно, что с таких позиций адресат государственной измены не рассматривается. При анализе доступной автору информации не было найдено ни одного примера предательства нашего государства в пользу международной организации или стремящейся к самоопределению нации. Тем не менее представим себе вполне реальную ситуацию: какой-нибудь российский гражданин выдает государственную тайну соответствующей структуре, да или вообще любой структуре государства Швейцария, которое

государством в строгом смысле этого слова и не является совсем, а является конфедерацией, т. е. союзом независимых государств? При возникновении подобной ситуации на практике вопрос скорее всего будет решаться «по ходу дела», в зависимости от того, насколько внимательный адвокат будет у лица, выдавшего сведения.

Как отмечает проф. С.В. Дьяков, иностранное государство при совершении преступления выступает в лице его официальных органов, прежде всего спецслужб. Однако по смыслу статьи это может быть правоохранительный орган государства, а в принципе - любой другой орган государства, хотя привести конкретный пример сложно. Что такое «спецслужба», наверное, каждый в общих чертах себе представляет, однако реального определения этого термина в открытых источниках не существует. Спецслужбу можно определить как орган исполнительной власти государства, в полномочия которого прежде всего входит осуществление разведывательной и контрразведывательной деятельности.

Контрразведывательная деятельность -деятельность в пределах установленных полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности государства. Существует также понятие «разведка», или «иностранная разведка», которая, по определению проф. А.Ю. Шумилова, является разновидностью спецслужбы [1]. Ст. 276, раскрывающая объективные признаки такой формы государственной измены, как шпионаж, в качестве инициатора сбора сведений, не составляющих государственную тайну, и потенциального получателя этих сведений называет конкретно иностранную разведку, орган или подразделение, наделенное государственно-властными полномочиями на осуществление разведывательной (шпионской) деятельности.

Представитель иностранного государства, по смыслу статьи - лицо, которое принимает решения и (или) совершает действия от имени, по заданию (поручению) и в интересах такого государства. Причем представительство может быть как официальное, так и

неофициальное [2]. Гражданство указанного лица значения не имеет, им может быть как иностранный гражданин или лицо без гражданства, так и гражданин России.

Иностранная организация как адресат государственной измены - объединение людей, созданное за рубежом, совместно реализующих соответствующую программу или цель и действующих на основе определённых правил.

По мнению проф. С.В. Дьякова [3], иностранная организация может быть как государственной, так и негосударственной.

Понятие «государство», как и понятие «организация», может иметь множество трактовок, но не стоит забывать, что и то и другое -это определённого качества социальные образования, которые объединяют общими идеями, целями, условиями вполне конкретных лиц, из чего следует вполне обоснованный вопрос: зачем статья дважды указывает одних и тех же адресатов? Подразумевая под иностранным государством его представителей и следом ещё раз называя его представителей?

В литературе не затрагивается вопрос о том, может ли адресатом государственной измены быть иностранный гражданин (или лицо без гражданства), не имеющий никакого отношения к организации и не являющийся представителем властных структур государства? Он не указан в статье в качестве адресата, следовательно, нет. Таким образом, происходит декриминализация ситуации, когда российским гражданином оказывается помощь иностранному гражданину, не являющемуся представителем официальных структур государства или иностранных организаций, государственных либо негосударственных, а просто какому-нибудь мистеру Смиту. С точки зрения нашего кодекса, состава не будет, но вероятность причинения ущерба сохраняется. Ведь неизвестно, что мистер Смит сделает с полученной информацией. Вполне возможно, что передаст вышеупомянутым структурам и организациям, а может быть, он уже «работает» с их ведома, просто неофициально, или на конспиративной основе, не являясь их представителем и, значит, не являясь адресатом государственной измены по УК РФ.

Далее, по смыслу исследуемой статьи, адресат должен заниматься враждебной дея-

тельностью в ущерб внешней безопасности РФ.

Проф. А.Ю. Шумилов определяет враждебную деятельность как «вмешательство в дела страны, подрывающее её суверенитет, политические акции явно негативного свойства, угрожающая России военная активность, провокация военного конфликта в отношении России, применение против России неправомерных экономических санкций и др.». Большинство же авторов оставляют этот момент без внимания. Существует также точка зрения, согласно которой оборот «враждебная деятельность» был введен в законодательство для красного словца, традиционно. Если это действительно так, то можно лишь посочувствовать практикам - им в процессе следствия приходится доказывать факт проведения враждебной деятельности.

Проф. А.А. Игнатьев отмечает нестыковку ст. 275 и ст. 276 УК РФ: ст. 276 дает собственно определение шпионажа (тогда как ст. 275 только упоминает это понятие как одну из форм государственной измены): «передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну». Как мы видим, никакого указания на занятие враждебной деятельностью в ущерб внешней безопасности нашего государства данное определение не содержит. По мнению проф. А.А. Игнатьева, это абсолютно правильно: «.шпионаж (совершенный не-гражданином РФ. - прим. авт.) опасен независимо от того, какой деятельностью занимается адресат шпионажа. Адресатом может быть и дружественное государство (военный союзник, например). Ибо, как говорил Ален Даллес, есть дружественные государства, но нет дружественных разведок . Другое дело адресат государственной измены, он всегда занимается враждебной деятельностью против РФ, и помощь нашего гражданина именно в этой деятельности является изменой» [4].

Также проф. А. А. Игнатьев указывает на необходимость исключения из закона указания на то, что враждебная деятельность, проводимая адресатами измены, направлена в ущерб внешней безопасности РФ, так как она может вестись в ущерб и внутренней безо-

пасности (например, на устранение неугодных политических деятелей). Хотя категории «внешняя безопасность» и «внутренняя безопасность» сами по себе весьма размыты и неконкретны, не имеют между собой четкой границы. Эта тема заслуживает отдельного рассмотрения, подробно на ней останавливаться мы не будем.

Таким законодатель представляет нам адресата одного из тягчайших и опаснейших преступлений по действующему уголовному кодексу. Им может быть, как мы уже выяснили, иностранное государство, независимо от того, в каких политических отношениях оно состоит с Россией, иностранная организация, в том числе и негосударственная, а также их представители. В доступных авторам практических материалах в большинстве случаев адресатом выступает, конечно же, иностранное государство в лице соответствующих служб. Однако есть и исключения. Проф. В.В. Вус приводит в пример дело бывшего капитана 1-го ранга Никитина, который по версии предварительного следствия собрал и передал норвежской экологической

организации «Беллуна» материалы, содержащие совершенно секретные сведения об атомной военно-морском флоте.

Как видно, вполне лаконичная на первый взгляд формулировка адресата государственной измены при ближайшем рассмотрении представляется не такой уж и конкретной, заключая в себе некоторые неточности, что свидетельствует о необходимости совершенствования нашего уголовного законодательства и в таких на первый взгляд не принципиальных моментах.

1. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: Комментарий к главе 29 УК РФ / авт.-сост. проф. А.Ю. Шумилов. - М.: Изд-ль Шумилова И.И., 2001. - С. 25

2. Там же. - С. 11.

3. Дьяков С.В. Государственные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства и государственная преступность. - М., 1999. - С. 83.

4. Игнатьев А. Статьи 275 и 276 УК РФ нуждаются в совершенствовании // Уголовное право. - 2002. - № 1. - С. 16-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.