Научная статья на тему 'Польские страницы жизни Гаяза Исхаки'

Польские страницы жизни Гаяза Исхаки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
234
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г. ИСХАКИ / ПОЛЬСКИЕ ТАТАРЫ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / Ю. ПИЛСУДСКИЙ / О. КРЫЧИНСКИЙ / АССИМИЛЯЦИЯ / ТЮРКИ / ИДЕЛЬ-УРАЛ / G. ISKHAKI / Y. PILSUDSKIY / O. KRYCHINSKIY / POLISH TATARS / IDENTITY / ASSIMILATION / TURCOMEN / IDEL-URAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юсупов Ривкат Рашидович

Рассматривается период пребывания известного татарского писателя и общественного деятеля Г. Исхаки в Польше, его деятельность и проблемы идентичности польских татар. Для использования в исследованиях опубликован перевод статьи Г. Исхаки «Национальные задачи польских татар», сделанный автором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLISH PAGES OF LIFE OF GAYAZ ISKHAKI

The article considers the period of residence of the famous Tatar writer and public figure G. Iskhaki in Poland, his activity and the problems of identity of the Polish Tatars. For using in researches a translation of G. Iskhaki's article National tasks of the Polish Tatars, made by the author, has been published.

Текст научной работы на тему «Польские страницы жизни Гаяза Исхаки»

УДК 821.0

Р. Р. Юсупов

ПОЛЬСКИЕ СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ ГАЯЗА ИСХАКИ

Рассматривается период пребывания известного татарского писателя и общественного деятеля Г. Исхаки в Польше, его деятельность и проблемы идентичности польских татар. Для использования в исследованиях опубликован перевод статьи Г. Исхаки «Национальные задачи польских татар», сделанный автором.

Ключевые слова: Г. Исхаки, польские татары, идентичность, Ю. Пилсудский, О. Крычинский, ассимиляция, тюрки, Идель-Урал

The article considers the period of residence of the famous Tatar writer and public figure G. Iskhaki in Poland, his activity and the problems of identity of the Polish Tatars. For using in researches a translation of G. Iskhaki’s article "National tasks of the Polish Tatars”, made by the author, has been published.

Keywords: G. Iskhaki, Polish Tatars, identity, Y. Pilsudskiy, O. Krychinskiy, assimilation, Turcomen, Idel-Ural

Гаяз Исхаки (1878-1954) оказал огромное влияние на развитие татарской национальной литературы и общественной мысли ХХ столетия, но значение и актуальность его творческого наследия, идей и мыслей, а также политической деятельности выходят далеко за рамки ХХ в. и пределы своей страны, они не только представляют непреходящую ценность для развития национального самосознания и духовной культуры татарского народа, но имеют международное значение [3, с. 5]. Это касалось и исторической судьбы польских татар, которых на польской территории в начале ХХ в. насчитывалось около 300 тыс. человек [2, с. 199].

Большинство своих романов, драм и рассказов (более 30) Г. Исхаки выпустил в 1905-1917 гг., т. е. в годы формирования татарского национального самосознания. Главная идея его литературной деятельности - призыв к культуре, свободе, борьбе против притеснения татарского народа. Аресты и ссылки в дореволюционный период не сломили его. Кстати, во время ссылки в Архангельскую губернию Г. Исхаки познакомился и общался с Ю. Пилсудским, будущим вождем независимой Польши.

После Февральской революции 1917 г. в России Гаяз Исхаки принимал активное участие в национально-освободительном движении мусульманских народов. После прихода к власти большевиков Г. Исхаки вынужден был эмигрировать, и его творческое и общественно-политическое наследие было в СССР запрещено вплоть до 90-х гг. ХХ в. В эмиграции (в Турции, Германии, Китае, Японии и т. д.) Г. Исхаки продолжал заниматься политической деятельностью, направленной на освобождение татар и башкир, а также литературной работой. В этот период были написаны драмы «Между двух огней», «На волнах», романы и рассказы «По дороге домой», «Осень», «Великий праздник» и др., лейтмотивом которых явилась критика большевизма и идея духовного и кровного родства тюркских народов.

Краткое время в конце 1920-х гг. Г. Исхаки пребывал в Польше. По его инициативе 28 июня 1928 г. в Варшаве создается комитет «Идель-Урал».

Одновременно он активно участвует в работе местной организации «Прометей», чьим девизом был знаменитый лозунг «За вашу и нашу свободу». В 30-е гг. «Прометей» являлся координационным центром антисоветского и антикоммунистического движения эмиграции. Ратуя за свободу татар в СССР, он добился выпуска с 1928 г. сборника «Милли юл» («Национальный путь»), издававшегося в течение последующих 10 лет.

Находясь в Польше, Гаяз Исхаки интересуется судьбой татар, проживавших на землях Польши, Литвы, Белоруссии с Х1У в. и сыгравших большую роль в войнах польского народа за свободу и независимость Польши. Несмотря на ассимиляцию оставшаяся часть татар сохраняла определенное национальное своеобразие. «В жизни польских татар, - писал в те годы Г. Исхаки, - происходят смутные явления. Они оторваны от своей истинной коренной массы, они утратили родной язык, и это - разрыв смычки, связывающей польских татар с тюркской культурой» [1, с. 26]. Первым тюркским мусульманским изданием в межво-енной Польше стал журнал «Пшеглёнд Исламский», выпускавшийся в Варшаве с 1930 г. В это время Г. Исхаки начинает работу по сохранению их национальной идентичности, в связи с чем пишет статью «Польша татарларньщ милли бурычлары» («Национальные задачи польских татар»). В 1932 г. она опубликована в первом томе сборника «Рочник Татарски». Сборник открывался публикацией О. Крычинского «Националистическое движение и литовские татары», в которой говорится, что татары могли бы стать посредниками в сближении культур Запада и Востока. В издании также выступили с публикациями известные представители польской интеллигенции татарского происхождения - К. А. Ахметович, Д. Я. Чаинский, Ст. Крычинский и др. Кстати, среди польских татар многие поэты и писатели, политические и общественные деятели, военные оставили заметный след в истории Польши [1, с. 112-147].

Чтобы выяснить роль и место татар в межвоенной Польше, необходимо четко понимать, что процесс их

144

ассимиляции был необратим. Примерное число потомков татар по всей территории 2-й Речи Посполитой доподлинно неизвестно, о нем можно судить только по статистике отдельных воеводств. Так, из почти 1500 татар Виленской земли относили себя к полякам 38 %, а к татарской нации - 49,3 % [Там же, с. 170]. Скорее всего, татары в межвоенной Польше были этнической группой, которую объединяли принципы мусульманской религии. В настоящее время такая общность численностью до 5-6 тыс. человек проживает на восточных землях Польши. Подчеркивая свое своеобразие, они идентифицируются прежде всего как поляки. Коренные поляки оценивали польских татар позитивно и с большой симпатией. Любопытно, что характерными чертами польской интеллигенции были терпимость и солидарность. Если в небольших городках, где интеллигенция составляла круг элиты, в которую входили бургомистр, врач, аптекарь, учителя, ксендз, офицеры, это во многом объяснялось характером жизни населения, то в больших городах являлось проявлением коммуникабельности и уважения к чужим взглядам и убеждениям [4, с. 32]. Татарское происхождение польских татар официально признавалось поляками. Отдавая дань их заслугам в сохранении польской государственности, в 2010 г. в Гданьске польское правительство поставило памятник татарским воинам-уланам. К сожалению, это единственный в мире памятник татарам, хотя немалые заслуги принадлежат им в сохранении свободы и независимости государства, где они проживают в своей основной массе.

В целях более широкого использования статьи Г. Исхаки в исследовательской работе считаем возможным с сокращениями опубликовать ее в нашем переводе с польского языка в рамках данного материала [2, с. 170].

Гаяз Исхаки Национальные задачи польских татар

Историческая судьба некоторых приверженцев великой тюркской нации обрекала их на проживание среди народов с чуждой для них культурой. Поэтому им, чтобы сохранить свою национальную особенность, приходилось вести постоянную борьбу.

В этом отношении история польских татар достойна особого внимания. Хотя принятие ислама и усилило воздействие арабско-персидской культуры на тюркские народы, национальные особенности и борьба против ассимиляции позволили им сохранить свои национальны черты, дали возможность успешного участия в развитии арабской и персидской культуры. Именно поэтому тюркские ценности Ибн-Сина, Фараби, Ибн-Рашида и других великих арабских ученых и философов были признаны во всем мире. Известные персидские поэты Фозули, Суфи Аллахияр и другие тоже являются тюрками. Будучи

выходцами из тюрков, правители занимают достойное место в истории Персидского государства. Например, свое знаменитое произведение «Шахнамэ» Фирдауси написал по указанию султана Махмуда Газнави. Автор книги по истории тюркской культуры и представитель Тюркского общества г. Бурса доктор Нури-бей утверждает, что в создании и развитии мусульманской культуры самые достойные места занимают тюркские представители.

Всему миру известно решающее влияние идель-уральских татар на историю России до царя Петра... Даже после реформ Петра I многие века в развитии русской культуры ощущается значительное влияние татар, потому что татары, преодолевая присущий русским духовный анархизм, были последовательными исполнителями идеи государственности. <.. .>

Если татары Идель-Урала оказывали серьезное влияние на течение событий на Востоке, то татары Польши и Литвы занимают достойное место в культуре Европы. Хотя они обосновались и жили на чужбине, в течение пяти веков они смогли сохранить свои национальные особенности, показали самоотверженность, защищая интересы новой Родины. В служении Польше и Литве они раскрыли свои самые лучшие моральные черты. <.>

К сожалению, в судьбах польских татар немало и печальных событий. В связи с отрывом от кровных корней они постепенно утратили родную речь, а разрыв с культурой тюркских народов создал преграду в развитии самосознания. Все это привело польских татар к тупику. Естественно, это событие очень беспокоило тюркский мир. Поэтому тюркская пресса, особенно издания идель-уральских татар, уделяла большое внимание данному вопросу. Судьба польских татар вызвала горячий спор, на многочисленных собраниях-курултаях принимались различные решения, обращения. Были даже попытки отправки детей польских татар на обучение в школы Идель-Урала и приглашения из Казани татарских учителей, но эти устремления не получали реального воплощения. Итоги таковы, что на сегодняшний день только некоторые польские татары в какой-то степени знают свой родной язык. Не привело к успеху и стремление Турции переселить польских татар в Турцию.

Впрочем, польские татары и сами понимали свое затруднительное положение, поэтому свои взоры устремляли в сторону Истанбула, Казани, Крыма. Польские татары, участвовавшие в восстаниях и в связи с этим вынужденные скитаться, в основном устремли-лись на Восток. Когда после Российской революции вместо Российской империи в Идель-Урале, Азербайджане, Крыму появились национальные государства, некоторые известные представители польских татар, например, глава Крымского правительства генерал Мацей Сулькевич, а также Александр Ахматович, Олгерд и Арыслан (Леон) Крычинские и другие, на

145

местах приняли активное участие в строительстве национальной государственности. К сожалению, такие явления были редкими и случайными, не стали последовательными и продолжительными делами.

Восстановление суверенитета Польши принесло освобождение народам, живущим в Речи Посполитой, в том числе и татарам. Многим известно дружественное и искреннее отношение польского народа к татарам. Польские законы сегодня дают свободу татарам совести и обеспечивают реальные возможности для развития своей культуры. Пользуясь такой благополучной возможностью, польские татары смогли создать свои религиозные приходы и их управленческую организацию в форме муфтиата, заново восстановили мечети и добились улучшения материального положения мусульманского духовенства.

Естественно, все это решающие шаги в деле сохранения национальных особенностей. Однако, к сожалению, в национально-культурном направлении очень мало выполненных дел, если не учитывать созданного для изучения истории польских татар культурнопросветительского союза и издания им нескольких исследований. Сегодня нет школ, дающих знания на родном языке для татарских ребят, осложнено изучение татарского языка. Все это не дает возможности польским татарам занять достойное место среди тюркских народов. В последнее время их мировоззрение стало несколько меняться. Старшее поколение польских татар свою связь с мусульманским миром видит в религиозных обычаях и их сохранении. Но если в национально-культурном направлении нет сотрудничества, то понятно, что народ пойдет по пути разрушения. В связи с этим среди просвещенной молодежи растет стремление к установлению тесной связи с насчитывающим около 60 миллионов человек

тюркским миром. Эта часть молодежи, понимая, что основной фундаментальной задачей в культурнопросветительской деятельности является владение в совершенстве родным языком, акцентирует внимание на изучении родного языка и культуры своего народа. Такие стремления молодежи находят поддержку старшего поколения. Между тем отсутствие необходимых для этого учреждений очень мешает реализации подобных устремлений. Известно, что польские татары первыми усвоили не только внешнюю форму европейской культуры, но и ее духовную глубину. Это очень важный фактор, потому что польские татары могли бы стать посредниками между тюркскими представителями в распространении европейской культуры. Это святое дело могло бы поднять значение польских татар среди тюркских народов. Это - с одной стороны, с другой - достижение единства между польскими татарами и другими тюркскими представителями способствовало бы сближению Польши с тюркским миром, как это было ранее между Крымским, Казанским ханством и Польшей.

Действительно, история дает возможность польским татарам для укрепления своей славы, благополучия, а также для славных дел по возвеличиваниию Польши и тюркских наций. Благородные устремления тюркского мира и Польши требуют от польских татар незамедлительно приступить к выполнению этой миссии. Именно поэтому польские татары должны оживить и оздоровить свой родной язык, не забыть о своей принадлежности к великой тюркской нации.

По нашему убеждению, этот вопрос давно назревал и требует своего незамедлительного решения. Польским татарам в этих деяниях пожелаем больших успехов и счастливых шагов.

1. Гришин, Я. Я. Польско-литовские татары: взгляд через века / Я. Я. Гришин. - Казань, 2000.

2. Кэримуллин, А. Гаяз Исхакый hэм Польша татарлары / А. Кэримуллин // Мирас. - 1994. - № 5-6. - С. 199.

3. Сахапов, М. Ж. Вестник возрождения / М. Ж. Сахапов. - Казань, 2001. - С. 5.

4. Юсупов, Р. Р. Власть и интеллигенция. Из истории Польши ХХ столетия (1978-1980 гг.) / Р. Р. Юсупов. - Казань, 1996.

Сдано 2.02.2012

146

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.