Маринич Анастасия Андреевна
Научно-техническая библиотека Иркутский Государственный Технический Университет
ПОЛОЖЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ В СССР В
ПЕРИОД 2ой МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Великая Отечественная война была тяжелейшим испытанием для всей страны. Экономическая и культурная жизнь перестраивалась на военный лад. В сфере охраны памятников на первый план выдвинулась задача сохранения уникальных музейных коллекций, архитектурного и исторического наследия.
Всесоюзный совет по эвакуации, а также Всесоюзный комитет по делам искусств в экстренном порядке начали вывозить собрания крупнейших музеев в города Урала и Сибири. 27 июня 1941 г. ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества» [1, С.13; 2, С.143]. Следуя указанию Совета по эвакуации, Наркомпрос РСФСР разработал общий план эвакуации музеев. Перебазирование областных и районных музеев шло при активной помощи и поддержке отделов народного образования.
По степени ценности фонды всех центральных и части местных музеев были разбиты на 3 очереди и эвакуированы в 3 срока. Первая очередь эвакуации была завершена в июле 1941 г., остальные чуть позже. В Новосибирске, Свердловске, Уфе, Кустанае, Омске, Томске, Кирове, Соликамске, Сарапуле и других городах были подготовлены специальные хранилища для художественных и исторических ценностей. Приём и проверку эвакуированных экспонатов осуществляли комиссии, куда входили художники, реставраторы, искусствоведы.
Коллекции Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи, Троице-Сергиевой лавры, Музея революции, загородных дворцов Ленинграда в целом были спасены. Но с первых же дней войны перед музейными работниками, которые занимались эвакуацией культурных ценностей, встали
проблемы нехватки упаковочного материала (ящиков, бумаги, стружек и пр.), отсутствия транспортных средств. Нередко эти "пустяки" становились непреодолимым препятствием.
Кроме того, сказалась неподготовленность многих музеев к внезапному нападению фашистской Германии. Так, ленинградские пригородные дворцы-музеи при эвакуации ценностей должны были ориентироваться на "план разгрузки" (план эвакуации) 1936 г., который ограничивался вывозом только уникальных памятников. Этот план предусматривал охрану памятников от бомбардировки с воздуха. Поэтому в экстренных условиях наступления врага музейным работникам пришлось срочно изменять план действий - большая часть коллекций всё-таки была вывезена, часть захоронена здесь же, на территориях музеев-усадеб. Прежде всего, это касалось громоздких экспонатов - монументальной и декоративной скульптуры. Так, из 658 скульптур Петергофа, Пушкина, Павловска, Летнего сада Ленинграда было вывезено 142, захоронено 297, 17 памятников законсервировано в зданиях музеев, 202 - оставлено на местах.
Наркомпрос пытался выйти из этого критического положения, издав указ "О мероприятиях по сохранению и учёту музейных фондов в годы войны", но события развивались так стремительно, что значение этого документа оказалось минимальным.
В годы войны многие ценности были спасены благодаря усилиям музейных работников, архитекторов и реставраторов. Деятельность государственных структур была парализована, поскольку большинство из них эвакуированы, а управлять из-за Урала музеями всей страны, находившейся в состоянии войны, было очень трудно. Целостность коллекций Эрмитажа, например, сохранилась благодаря В. Ф. Левинсону-Лессингу, И. А. Орбели.
Одновременно с эвакуацией музейных коллекций проводилась консервация памятников: заколачивались дверные и оконные проёмы, проводились маскировочные работы. Это предохраняло уникальные
памятники архитектуры от нападения с воздуха. Так к бомбёжкам были подготовлены собор Василия Блаженного, церковь Троицы в Никитниках, Коломенское в Москве. Монументальная скульптура Ленинграда была захоронена и закрыта защитными сооружениями. К 1 июля 1941 г. был разработан план маскировки высотных зданий (шпилей, куполов). К этим работам были привлечены крупнейшие специалисты города: доктора и кандидаты архитектуры, художники и т.д. Шпили и купола по заданию военного совета Ленинградского фронта были замаскированы, т.к. были наиболее заметными ориентирами [3, С. 43]. На высоте более 100 м к этой работе были привлечены альпинисты.
Были выработаны проекты регулирования и дислокации средств защиты ПВО для Эрмитажа, Каменноостровского театра, Андреевского собора и других исторических зданий. Здания, находившиеся под государственной охраной, специально предохранялись на случай пожара [4].
Вместе с тем огромный объём музейных ценностей, архитектурного наследия был уничтожен. Особенно пострадали те регионы, где проходили линии фронтов. Значительные повреждения получила знаменитая Новгородская София (пострадали фрески, пробиты купол и своды и т.п.) [5, С. 41-42]. В развалины были превращены церкви Спаса на Нередице, Спаса на Ковалёве, Николы на Липне (XIII в.), Успения на Волотовом поле. Пострадали старейшие монастыри этой земли - Юрьев и Антониев, Новгородский кремль, уникальная церковь Спаса Преображения (XIV в.) с росписями Феофана Грека (XVI в.) (в ней была огневая точка, в барабане пробиты амбразуры, пострадала западная часть здания).
В Смоленске был разграблен музей княгини М.К.Тенишевой, разрушены Петропавловская церковь XII в., Спасская и Духовская церкви XVII в., городской кремль. Также сожжены и взорваны церкви XII в. - Архангельская (Свирская), Ивано-Богословская, Троицкий монастырь (XVII в.). В Германию вывезли бронзовый памятник М.И.Кутузову и пушку с памятника в честь победы русского оружия в войне 1812 г. [6, С.65-66; 7, С.548-549]. Ещё в
Смоленске специальное отделение штаб Розенберга по изъятию и вывозу культурных ценностей из оккупированных районов Востока, которое возглавлял некий доктор Нерлинг.
Памятники Псковской земли тоже пострадали - были повреждены Псковский кремль [8] и Довмонтов город, Поганкины палаты XVII в., Рождественский собор Снетогорского монастыря начала XIV века, Никитская церковь (1470 г.) - образец псковского бесстолпного храма.
В результате военных действий ущерб понесли известные историко-мемориальные памятники старины. Так, были разрушены, осквернены памятники, связанные с именем А. С. Пушкина - Михайловское (дом няни, усадебный дом), Тригорское, Святогорский монастырь.
В годы войны определились специфические направления деятельности по охране культурного наследия. С началом наступательных операций советских войск начались учёт и фиксация произведённых немцами разрушений. Этому были посвящены приказы Наркомпроса РСФСР - "Об учёте разрушений, нанесённых немецкими оккупантами музеям и памятникам революции, истории, культуры" (9 марта 1942 г.) и "Об упорядочении учёта разрушений, нанесённых фашистскими оккупантами музеям и памятникам" (27 марта 1942 г.).
Правительством была создана временная комиссия при Комитете по делам искусств во главе с И.Э.Грабарем, в задачи которой входили обследование и фиксация разрушений. Таким образом, уже в военные годы шла подготовка к реставрационным работам. Результаты работы комиссии публиковались в центральной печати. В 1946 г. был издан "Сборник сообщений Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников".
Аналогичные задачи решали Комиссия по учёту и охране памятников искусства (создана 26 апреля 1942 г., до середины 1943 г. в её главе стоял Д.П.Сухов), Комитет по делам архитектуры при Совнаркоме СССР (создан в
сентябре 1943 г.). Членами Комиссии были известные реставраторы и архитекторы Е.В.Михайловский, В.Н.Подключников, Л.А.Давид, М.А.Ильин. Члены комиссии в условиях военного времени обследовали ряд областей -Смоленскую, Калужскую, Тульскую, Архангельскую и Вологодскую. Одной из первых работ комиссии была реставрация Путевого дворца в Твери, которую осуществлял архитектор И.Е.Бондаренко.
В годы войны на освобождённых территориях началось восстановление архитектурных и историко-культурных объектов, в том числе культовых построек. Это имело большое практическое значение для возрождения разрушённой музейной системы страны, воссоздания утраченных "уников" и являлось важным политическим актом. Одними из первых в 1942 г. были восстановлены и открыты для посетителей музей-усадьба Л.Н.Толстого "Ясная Поляна", дома-музеи П.И.Чайковского в Клину и К.Э.Циолковского в Калуге. Восстановление музеев зависело от ряда факторов. А именно: сохранность фондов, помещений, средств. Из 991 музея СССР, которые работали в 1941 г., 787 было восстановлено к 1946 г. [9, С.286, 287]. В 1943 г. началась реэвакуация музеев, освобождаются их здания, восстанавливается нормальная деятельность. На освобождённой территории работу возобновили 50 крупных краеведческих музеев.
В октябре 1943 г. было издано постановление СНК СССР о восстановлении дворцов-музеев и парков в пригородах Ленинграда. Вначале производились элементарные работы - фиксация и консервация руин, сбор уцелевших архитектурных и декоративных деталей. Всё это послужило основой для восстановления уникальных памятников.
В 1944-1945 гг. началась работа по исследованию памятников архитектуры в районах, сильно пострадавших во время военных действий. Производились обмеры, зарисовки, фотофиксация памятников Новгорода.
Уже в годы войны в пострадавших городах стали открываться реставрационные мастерские. Одна из них была создана в Новгороде во главе с С.Н.Давыдовым. В ноябре 1945 г. как результат правительственного
постановления "О неотложных мероприятиях по сохранению памятников архитектуры г. Пскова и Псковской области" были открыты реставрационные мастерские в Пскове во главе с Ю. П. Спегальским. 1 июля 1945 г. реставрационные мастерские были созданы в Ленинграде, возглавив активную восстановительную работу в городе и его предместьях. Созданию мастерских предшествовало учреждение Инспекции по охране памятников, которая проводила работу по выявлению потерь в культурном наследии, фиксировала степень разрушений, подготавливала научный материал для восстановления и реставрации объектов.
Подводя итог, можно сказать абсолютно точно, что отношение к памятникам как средству воспитания советского патриотизма сыграло определённую роль в активном восстановлении утраченного наследия. Кроме того, в результате победы в войне, культурное наследие стало рассматриваться как предмет гордости, символ национальной культуры. Архитекторы, реставраторы, музейные работники приложили максимум знаний, физических и душевных сил, чтобы восполнить утраченное.
Литература
1. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М., 1971. Т.6;
2. История Великой Отечественной войны Советского Союза. - М., 1961. Т.2;
3. Баранов Н.В. Силуэты блокады. - Л., 1982.
4. РГАЛИ. Ф.962. Оп.3. Д.1053. Л.11-12а
5. Давыдов С. Новгород Великий // Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР. - М.-Л., 1948.
6. Сборник сообщений Чрезвычайной государственной комиссии. - М., 1946.
7. Нюрнбергский процесс. Т.3.
8. ГА РФ. Ф.7021. Оп.121. Д.26. Л.26
9. Культурное строительство СССР: Стат.сб. - М., 1956.