Научная статья на тему 'Положение государственного учета и регистрации земель Монголии'

Положение государственного учета и регистрации земель Монголии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
878
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧЕТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / ЕДИНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД / ЗЕМЕЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ / LAND STATE REGISTRATION / LAND REGISTRATION / LAND TYPES / LAND CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балжинням Тумурбаатар, Нямсурэн Оюунцэрэн, Амарсайхан Агваангонгор

В статье дан положение и анализ существующей системы государственного учета и регистрации земель Монголии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT SITUATION OF MONGOLIAN LAND REGISTRATION

This paper includes analysis about Mongolian land registration and its systems situation that currently following.

Текст научной работы на тему «Положение государственного учета и регистрации земель Монголии»

УДК 332.1(5173)

ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И РЕГИСТРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ МОНГОЛИИ

Тумурбаатар Балжинням

Монгольский государственный сельскохозяйственный университет, Агроэкологический институт, кафедра земельного менежмента, Монголия, Улаанбаатар, 17024, Зайсан,район-Хан-УулХААИС, профессор, кандидат сельскохозяйственных наук, старший преподаватель кафедры земельного менежмента, тел. 976-11-342410, моб. тел. 976-11-99290324, e-mail: t_baljinnyam2005@yahoo.com

Оюунцэрэн Нямсурэн

Монгольский государственный сельскохозяйственный университет, Агроэкологический институт, Монголия, Улаанбаатар, 17024, Зайсан, район-Хан-Уул ХААИС, доцент, доктор наук, директор Агроэкологического института, тел. 976-11-341753, моб. тел. 976-11-95952526, e-mail: o.nyamtsuren@msua.edu.mn

Агваангонгор Амарсайхан

Монгольский государственный, сельскохозяйственный университет, Агроэкологический институт, Монголия, Улаанбаатар, 17024, Зайсан, район-Хан-Уул. ХААИС, аспирант Агроэкологического института, тел. 976-11-342410, моб. тел. 976-11-99116383, e-mail: a_amarsaihan@yahoo.com

В статье дан положение и анализ существующей системы государственного учета и регистрации земель Монголии.

Ключевые слова: государственный земельный учет, государственная земельная регистрация, единый земельный фонд, земельная категория.

CURRENT SITUATION OF MONGOLIAN LAND REGISTRATION

Tumurbaatar Baljinnyam

Mongolian University of Life Sciences, Zaisan, Khan-Uul district, 11th horoo, Main bld., Ulaanbaatar 17024, Mongolia, Professor, Ph. D., Senior Lecturer, Department of Land Management, tel. +976-11-342410, fax: (976)11-99290324, e-mail: t_baljinnyam2005@yahoo.com

Oyuntseren Nyamsuren

Mongolian University of Life Sciences, Zaisan, Khan-Uul district, 11th horoo, Main bld., Ulaanbaatar 17024, Mongolia, Director of the Institute of Agroecology, Doctor of Science, Associate Professor, tel. (976)11-341753, mob. tel. 976-11-95952526, e-mail: o.nyamtsuren@msua.edu.mn

Agvaangongor Amarsaihan

Mongolian University of Life Sciences, Institute of Agroecology, Zaisan, Khan-Uul district, 11th horoo, Main bld., Ulaanbaatar 17024, Mongolia, Ph. D. Student, tel. (976)11-341753, e-mail: a_amarsaihan@yahoo.com

This paper includes analysis about Mongolian land registration and its systems situation that currently following.

Key words: Land state registration, land registration, land types, land classification.

Государственному кадастровому учету подлежат все земельные участки, расположенные на территории Монголии, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Монголии по единой методике.

Для проведения государственного учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладатели земельных участков подают правоустанавливающие документы о межевании земельных участков в органы, осуществляющие деятельность по ведению земельного государственного кадастра. При этом все документы должны быть надлежащим образом оформлены. Не подлежат приему для проведения государственного кадастрового учета земельных участков документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова или иные, не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.

Получение заявок о проведении государственного кадастрового учета земельных участков подтверждается соответствующими записями в книге учета документов и выдачей заявителям расписок о получении соответствующих документов.

Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел. Государственный кадастровый учет земельных участков проводится в течение месяца со дня подачи заявки о проведении государственного учета определенного земельного участка.

В результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителю выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков. Плата с заявителей за проведение государственного кадастрового учета земельных участков взимается в установленном порядке. Деятельность по проведению государственного кадастрового учета земельных участков подлежит страхованию в установленном порядке.

В случае, если в представленных документах отсутствуют сведения, необходимые для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, или если такие сведения противоречивы, проведение государственного кадастрового учета земельных участков приостанавливается и заявителю немедленно в письменном виде сообщают о приостановлении проведения учета с обоснованием данного решения. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков может быть приостановлено не более чем на месяц.

В случае, если в течение указанного срока заявителем не будут устранены причины приостановления проведения государственного кадастрового учета земельного участка, заявителю в письменной форме направляется отказ в проведении государственного кадастрового учета земельного участка.

Объектом государственного земельного кадастра являются все земли Монголии, независимо от формы собственности, целевого назначения и характера их использования. В соответствии с «Законом о земле» все земли Монголии принято разделять по основному целевому назначению на шесть категорий. Это земли:

- сельскохозяйственного назначения;

- городов и населенных пунктов;

- транспорта, связи и инженерных сетей;

- лесного фонда;

- водного фонда;

- особого использования.

К землям сельскохозяйственного назначения относится земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.

Земли поселений включают земли городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов (сомонов). В состав земель населенных пунктов входят земли городской, поселковой и сельской застройки и строительства, земли промышленного и общего пользования, земли сельскохозяйственного использования и иного назначения.

К землям транспорта, связи и инженерных сетей относятся земли, которые выделены вне территории городской черты для использования под линии связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики, водоснабжения, тепловые сети, очистные сооружения и транспорт.

Земли лесного фонда включают земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но выделенные для нужд лесного хозяйства и лесонасаждения.

К землям водного фонда относятся все земли, занятые водоемами, ледниками, вечными снегами, болотами и.т.п.

К землям специального использования относятся земли:

- особо охраняемые;

- полоса государственной границы;

- предназначенные для целей безопасности и обороны страны;

- предназначенные для дипломатических, консульских и международных организаций;

-предназначенные для проведения научно-технологических и исследовательских работ, изучения и контроля за изменением естественных процессов в биосфере;

- межаймачных резервных пастбищ для перегона скота;

- сенокосы для государственных запасных кормовых фондов;

- земли нефтяных месторождений, предназначенные для геологоразведочных работ и нефтедобычи;

- земли свободной экономической зоны.

В 1997-1999 годах был проведен учет единого земельного фонда по всей территории страны в соответствии с «Законом о земле», принятым в 1995 году. В результате учета сделано следующее:

- определены площади земель территориально-административных единиц в соответствии с положением основных и расширенных классификаций единого земельного фонда;

- составлен план масштаба 1 : 100 000 единого земельного фонда по всем сомонам и районам.

Необходимость повторного переучета единого земельного фонда в соответствии с законом «О земельном кадастре и кадастровых съемках» возникает в случае изменения классификации или по истечении 5-летнего срока. В работе по переучету необходимо использовать современную геодезическую и вычислительную технику, новые технологии и программное обеспечение. Результаты обновления в обязательном порядке вносятся в государственную земельную информационную базу.

Государственная регистрация вещественных и обязательственных прав на земельные участки является юридическим актом признания и подтверждения государством этих прав. В регистрацию подлежат следующие права на земельные участки: собственности; постоянного (бессрочного) пользования; пожизненного (наследуемого) владения; сервитут. Также должны регистрироваться договора аренды, договора доверительного управления и ипотеки.

В результате регистрации собственник земельного участка получает свидетельство о государственной регистрации права. Начиная с этого момента, он может продать свой земельный участок, подарить его, отдать в залог, сдать в аренду, или распорядиться с ним еще каким-нибудь образом. Лица, которым передается земельный участок в пользование, должны соблюдать требования, установленные собственником, что находит свое отражение в договоре. При установлении права постоянного (бессрочного) пользования регистрируется только переход права и выдается свидетельство о государственной регистрации права. При возникновении права пожизненного наследуемого владения регистрируется только переход права при предоставлении соответствующего правоудостоверяющего документа и выдается свидетельство о государственной регистрации права

При обременении земельного участка сервитутом собственник не лишается прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Соглашение о сервитуте является обременением прав правообладателя на земельный участок. Договоры аренды и ипотеки также являются обременением прав правообладателя на земельный участок. Договор доверительного управления недвижимым имуществом государственной регистрации не подлежит, но передача недвижимости по данному договору регистрируется в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество.

В настоящее время все вопросы, имеющие отношение к земельным участкам, в том числе регистрация прав на земельные участки и сделки с ними, очень актуальны.

Регистрация прав на земельные участки и сделки с ними в Монголии ведется в согласно статьи 26.2 «Закона о земле».

Статья 26.2 «Закона о земле» гласит, что «государственный учет по всей классификации единых регистрационных фондов... и другие показатели по административным подразделениям должны быть установлены в земельных кадастрах»; то есть государственная земельная регистрация должна быть зарегистрирована во всех управлениях, относящихся ко всей классификации единого земельного фонда.

На основании вышеуказанного и по распоряжению начальника УЗОГиК №189 2003 года, ответственные работники управления земельных отношений аймаков, столицы страны, районов города и сомонов должны вести следующие регистрационные книги:

- государственную регистрационную книгу земельной собственности (граждан, юридических лиц);

- государственную регистрационную книгу пользования землями (гражданами, административными единицами);

- государственную регистрационную книгу о земельной аренде (гражданина, административных единиц);

- государственный реестр земель (на приобретение земельного участка в собственность, его использование и аренду).

Регистрационные книги заполняют в соответствии с «Инструкцией о порядке выдачи свидетельства на право пользования и владения земельным участком» (приказ начальника УЗОГиК №165, 2003 год).

Основные требования к деятельности по регистрации земель:

- должна быть собрана последняя информация о землевладельце, землепользователе и арендаторе земли и его недвижимом имуществе (в том числе -фамилия, имя, отчество и адрес);

- должны быть собраны все необходимые правовые документы, подтверждающие личности землевладельца, землепользователя и арендатора для получения права на владение или аренду земли и недвижимого имущества;

- все правовые документы, необходимые для получения права на землевладение, землепользование и аренду земель, а также на владение недвижимым имуществом, должны быть заполнены в соответствии с существующими нормативными требованиями и заверены в соответствующих учреждениях.

Регистрационная информация о земле и недвижимом имуществе включает в себя:

- основные сведения о владельце земли и недвижимого имущества;

-материалы кадастровой съемки и другие количественные и качественные

показатели, связанные с землей и недвижимым имуществом;

- регистрация прав на землю или недвижимое имущество.

Год

й а к к к

д

И

2012

тыс. га

2013

тыс. га Разница

Динамика изменения единого земельного фонда по категориям земель (2012-2013 гг.)

Л

д а

я

о

ч

к

156411.5 156411.5 0

«

и н

со щ О ¡г X Й

он и Я са

л ч к о

о г о н н

и

55 Ц со 5

и

ч

115361.4 -14717.8

о т и СР СР и т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ы н

ю и т и

ч и

О

и и СР

699.6 +21.5

и

з

« и

щ О

В Н

Л ^ ^ С

& к

СР

д

с

и

ч

а СР

т

«а ы со 5

115399.9 702.0 435.2

437.3 -13.9

а

д

н о

о г о н с

и

ч

и

ч

и со

14295.4 -3943.3

а

д

н о

о г о

н

д

о

и

и

ч

и со

14256.6 686.6

Таблица 1

686.8 -700.4

а

и

о

з

Л

ч со & к

й О д д и

^ Г)

го о

ю

о с о

о н н

и и

т с

с о г

и

ч

и н

и со

24931.1

24931.1 0

Согласно матеРиалам госудаРСтвенной РегистРации земель (2013 г.) в Монголии заРегистРиРовано 720758 земельных собственников, землевладельцев и аРендатоРов, котоРые РаспоРяжаются 5520800,50 га земли. В том числе 319820 гРаждан Монголии имеет в личном пользовании 303852,16 га земли, 28340 гРаждан, госудаРственных оРганизаций и хозяйствующих субъектов по РазРешению соответствующих оРганов используют 5000956,6 га земли. КРоме того, 912 гРажданин, госудаРственная оРганизация и хозяйствующий субъект аРендуют 15572,7 га земли. 175566,21 га земель - находится во вРеменном пользовании 563 иностРанных гРаждан.

Для дальнейшего Развития земельных отношении в том числе для земельно-кадастРовых Работ в пеРвую очеРедь пРедлагается:

1. СовеРшенствование пРавового положения земельного кадастРа, тРебующего Решения следующих задач:

- усовеРшенствовать систему РегистРации земель и недвижимости и тем самим достичь возможности РегистРации земель вместе с недвижимым имуществом (земля, здания, сооРужения, пРотяженные инженеРные объекты, леса, Реки, озеРа и т. д.);

- пеРесмотРеть поРядок РегистРации земельных пРав и ускоРить пРоцесс обслуживания;

- пРи пРоведении кадастРовой съемки обеспечивать высокую точность (0,1мм М) опРеделения гРаниц земель общего пользования;

- ввести стРогий госудаРственный надзоР за получением и пеРедачей пРав на землевладение, землепользование и аРенду земель;

- пРоекты пеРспективного Развития отдельных частей гоРодских земель (Районов, кваРталов и т. д.) составлять и утвеРждать в соответствии с гене-

ральным планом города, а также утвердить инструкцию о строгом соблюдении разработанного проекта;

- усовершенствовать земельную оценку и устанавливать земельные налоги с учетом окупаемости земли.

2. Совершенствование структуры и организации деятельности тех организаций, которые занимаются земельно-кадастровыми работами.

Для решения этой проблемы необходимо решить следующие задачи:

- детально рассмотреть права и обязанности земельных служб администрации районов, городов, аймаков, столицы и агентлагов, которые занимаются земельно-кадастровыми работами, и на основании этого усовершенствовать структуру и организацию работ;

- с целью ускорения обслуживания физических и юридических лиц отказаться от централизованного обслуживания и оказывать соответствующие услуги в сельской местности посредством запроса и передачи сведений из информационной базы данных.

3. Создание единой национальной земельной информационной автоматизированной системы кадастра.

Для решения этой задачи необходимо обеспечить:

- создание единой национальной земельной информационной системы, которая обеспечит заинтересованным лицам свободный доступ к информации о землепользовании;

- создание единой земельной информационной базы и регулярное обновление информации об изменениях правового статуса земли и недвижимого имущества (в том числе - регулярное обновление данных кадастровой съемки);

- внесение в единую земельную информационную базу всех кадастровых данных и прочей пространственно-распределенной информации, что позволит научно обосновать мероприятия по землеустройству и градостроительству;

- функционирование указанной выше системы по принципу самофинансирования.

4. Проведение земельно-кадастровых работ на основе геодезических данных, включая:

- создание сетей сгущения государственной геодезической сети и опорной межевой сети с помощью GPS технологий на всей территории Монголии;

- обновление карт масштабов 1:100 000 и 1:50 000 на всю территорию Монголии;

- создание и обновление карт масштаба 1:25 000 для сельскохозяйственных территорий;

- выполнение и обновление кадастровых съемок масштабов 1:1 000, 1:2 000 во всех населенных пунктах страны.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Монгол улсын газрын тухай хууль. Улаанбаатар. -2002 Монг.

2. Монгол улсын иргэнд газар умчлуулэх тухай хууль. Улаанбаатар. - 2002.,ст- 7,28 Монг.

3. Кадастрын зураглал ба газрын кадастрын тухай. Улаанбаатар. -1999 он. Монг.

4. Балжинням Т. Проблемы геодезического обеспечения кадастровых работ на территории Монголии // ГЕ0-Сибирь-2006. Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 24-28 апреля 2006 г.). - Новосибирск: СГГА, 2006. Т. 2, ч. 1. - С. 92-95.

5. Балжинням Т. "Разработка и реализация координатного обеспечения земельного кадастра Монголии" автореферат дисс. на соиск уч. степени к.т.н- Новосибирск: СГГА, 2009.

© Тумурбаатар Балжинням, Оюунцэрэн Нямсурэн, Агваангонгор Амарсайхан, 2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.