Научная статья на тему 'Пологендерная специфика структур интегральной индивидуальности студентов-выпускников в зависимости от уровня конкурентоспособности'

Пологендерная специфика структур интегральной индивидуальности студентов-выпускников в зависимости от уровня конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
79
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПОЛ / ГЕНДЕР / ПОЛОГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ / STUDENT / INTEGRAL INDIVIDUALITY / COMPETITIVENESS / SEX / GENDER / GENDER DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хаперская Д. В.

В статье исследуются структуры интегральной индивидуальности студентов-выпускников, в зависимости от уровня конкурентоспособности с учетом пологендерных различий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пологендерная специфика структур интегральной индивидуальности студентов-выпускников в зависимости от уровня конкурентоспособности»

Хаперская Д.В. ©

Соискатель, кафедра методологии психологии и теории психолого-педагогического образования ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»

ПОЛОГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация

В статье исследуются структуры интегральной индивидуальности студентов-выпускников, в зависимости от уровня конкурентоспособности с учетом пологендерных различий.

Ключевые слова: студент, интегральная индивидуальность, конкурентоспособность, пол, гендер, пологендерное развитие.

Keywords: student, integral individuality, competitiveness, sex, gender, gender development.

Актуальность исследования конкурентоспособности в студенческом возрасте определяется тем, что особенностью этого возрастного периода является то, что вузовское образование является завершающим этапом процесса общеобразовательной подготовки и основной стадией специализации, профессиональной подготовки (Б.Г.Ананьев, М.Д.Дворяшина, Л.С.Грановская, В.Т.Лисовский, И.С.Кон и др.).

Проблема конкурентоспособности интересует ученых уже давно. Исследователи изучают психологические механизмы профессиональной подготовки конкурентоспособных выпускников, факторы развития конкурентоспособности личности (А.Г. Асмолов, В.В. Давыдов, И.И. Ильясов, Е.А. Климов, Р.С. Немов и др). Лаптевой, О.Е. Лебедевой, Д.И. Фруминой, Л.М. Митиной и др. конкурентоспособность рассматривается как качество (характеристика) личности, в плане самоопределенности, самореализованности, самоудовлетворенности. Но, несмотря на значительное количество научных исследований конкурентоспособности, в научной литературе практически отсутствуют исследования конкурентоспособности студентов с позиций пола и гендера. Мы же считаем, что невозможно исследовать и понять ни юношей ни девушек в целом, если изучать либо влияние биологических особенностей на развитие студента, либо социально-психологических, т.е. гендерных [3]. Поэтому мы поставили своей задачей провести системное исследование индивидуальности студентов в зависимости от уровня конкурентоспособности с позиций пола и гендера и доказать, что конкурентоспособность маркирует специфику индивидуальностей юношей и девушек с позиций пола и гендера. Проведение такого системного исследования возможно в рамках концепции интегральной индивидуальности В. С. Мерлина, в соответствии с которой личность будущего специалиста может быть рассмотрена как совокупность функционально взаимосвязанных подструктур в целостной структуре индивидуальности [2].

Экспериментально-теоретическое исследование проводилось в 2010-2011 годах в Пятигорском государственном лингвистическом университете. Испытуемыми были 147 человек. В результате исследования конкурентоспособности студентов были выделены 2 группы испытуемых: с высоким уровнем конкурентоспособности - 86 студентов ( из них 38 - девушек и 48 юношей); с низким уровнем конкурентоспособности - 61 студентов ( из них 37 - девушек и 24 юношей).

В основе изучения структур интегральной индивидуальности студентов с высоким и низким уровнем конкурентоспособности, положено раскрытие взаимосвязей свойств психодинамического, личностного и социально-психологического уровней [1,25]. Свойства психодинамического уровня мы исследовали с помощью методики В.М Русалова, свойства личностного уровня мы изучили с помощью комплекса методик: В.В. Столина, Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко, Н.Н.Обозова и К.Шуберта. С помощью методики Т. Лири, Р.Л. Лафорже, Р.Ф. Сучек мы диагностировали свойства социально-психологического уровня.

В данной статье мы предлагаем результаты факторного исследования структур интегральной индивидуальности юношей и девушек с высоким и низким уровнем конкурентоспособности (табл. 1).

Факторный анализ пологендерных структур интегральной индивидуальности низкококонкурентоспособных студентов проводился также по методу Тэрстоуна и результаты изучались по трем критериям: по средней величине насыщенности каждого уровня; по

© Хаперская Д.В., 2013 г.

наполняемости каждого фактора конкретными разноуровневыми свойствами и по характеру межфакторных связей свойств интегральной индивидуальности.

Факторный анализ пологендерных структур ИИ групп с высоким и низким уровнем конкурентоспособности продемонстрировал общее и различное в факторных структурах юношей и девушек.

По степени гармоничности пологендерных структур интегральной индивидуальности низкоконкурентоспособных студентов различий нет: у юношей и девушек выделено по два полных и по одному частичных фактора (не достаточно гармоничные индивидуальности). Что касается группы высококонкурентоспособных студентов, то оба портрета достаточно гармоничные (у юношей выделено четыре полных фактора, у девушек три полных и один частичный). По средней величине насыщенности факторов мы наблюдаем существенную разницу в группе низкоконкурентоспособных студентов. Максимальная средняя насыщенность факторными весами у юношей приходится на психодинамический уровень, у девушек наибольшей приспособительной значимостью обладает социально-психологический уровень. В группе высококонкурентоспособных студентов, максимальная средняя насыщенность факторными весами и у юношей и у девушек приходится на личностный уровень. Однако, несмотря на обнаруженные общие черты, структуры интегральной индивидуальности высококонкурентоспособных юношей и девушек имеют определенные различия. У юношей социально-психологический уровень имеет большую приспособительную значимость, чем у девушек.

Межфакторные отношения в группе низкоконкурентоспособных студентов по преимуществу относятся к разряду жестких ортогональных. У юношей насчитывается 16, у девушек 15 ортогональных зависимостей. В группе высококонкурентоспособных студентов гибкие облические связи превалируют над жесткими ортогональными, но у юношей облических связей больше, чем у девушек (юноши-16, девушки-13).

Следовательно, индивидуальности низкоконкурентоспособных юношей и девушек имеют некоторые различия, но в основном их интегральные портреты имеют существенное сходство. В группе высококонкурентоспособных студентов факторный анализ продемонстрировал более существенные различия в индивидуальностях юношей и девушек. Индивидуальности юношей в большей степени гибкие и пластичные по сравнению с девушками: у них больше гибких облических связей и социально-психологический уровень имеет большую приспособительную значимость, чем у девушек.

Таблица 1

Специфика факторных структур интегральной индивидуальности высоко и низкоконкурентоспособных

юношей и девушек

Критерии развития ИИ Приспособительная Наполняемость Характер

значимость уровней факторов межфакторных

отношений

ПДУ ЛУ СПУ Полн Част Облич Ортог

Юноши ВкС 0,75 1,07 1,51 4 0 16 9

Девушки ВкС 0,38 1,07 0,76 3 1 13 11

Юноши НкС 1,51 1,42 0,37 2 1 6 16

Девушки НкС 1,13 0,89 1,51 2 1 6 15

Примечание:

ПДУ - психодинамический уровень

ЛУ - личностный уровень

СПУ - социально-психологический уровень

Таким образом, мы можем сделать вывод, что у низкоконкурентоспособных студентов пологендерные различия стираются, в то время как у высококонкурентоспособных юношей и девушек более ярко выражена пологендерная специфика. Следовательно, мы можем утверждать, что конкурентоспособность маркирует специфику индивидуальностей юношей и девушек с позиций пола и гендера.

Литература

1. В.В. Белоус, И.В. Боязитова - Детерминанты развития интегральной индивидуальности// Монография. М. - Пятигорск, 2008. с.25.

2. Б. А. Вяткин - Интегральная индивидуальность человека и ее развитие// Под ред. Б. А. Вяткина. М.: Изд-во ИП РАН, 1999. 328 с.

3. Л.В. Мищенко - Пологендерные структуры интегральной индивидуальности в онтогенезе - 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.