Хаперская Д.В. ©
Соискатель, кафедра методологии психологии и теории психолого-педагогического образования ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»
ПОЛОГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Аннотация
В статье исследуются структуры интегральной индивидуальности студентов-выпускников, в зависимости от уровня конкурентоспособности с учетом пологендерных различий.
Ключевые слова: студент, интегральная индивидуальность, конкурентоспособность, пол, гендер, пологендерное развитие.
Keywords: student, integral individuality, competitiveness, sex, gender, gender development.
Актуальность исследования конкурентоспособности в студенческом возрасте определяется тем, что особенностью этого возрастного периода является то, что вузовское образование является завершающим этапом процесса общеобразовательной подготовки и основной стадией специализации, профессиональной подготовки (Б.Г.Ананьев, М.Д.Дворяшина, Л.С.Грановская, В.Т.Лисовский, И.С.Кон и др.).
Проблема конкурентоспособности интересует ученых уже давно. Исследователи изучают психологические механизмы профессиональной подготовки конкурентоспособных выпускников, факторы развития конкурентоспособности личности (А.Г. Асмолов, В.В. Давыдов, И.И. Ильясов, Е.А. Климов, Р.С. Немов и др). Лаптевой, О.Е. Лебедевой, Д.И. Фруминой, Л.М. Митиной и др. конкурентоспособность рассматривается как качество (характеристика) личности, в плане самоопределенности, самореализованности, самоудовлетворенности. Но, несмотря на значительное количество научных исследований конкурентоспособности, в научной литературе практически отсутствуют исследования конкурентоспособности студентов с позиций пола и гендера. Мы же считаем, что невозможно исследовать и понять ни юношей ни девушек в целом, если изучать либо влияние биологических особенностей на развитие студента, либо социально-психологических, т.е. гендерных [3]. Поэтому мы поставили своей задачей провести системное исследование индивидуальности студентов в зависимости от уровня конкурентоспособности с позиций пола и гендера и доказать, что конкурентоспособность маркирует специфику индивидуальностей юношей и девушек с позиций пола и гендера. Проведение такого системного исследования возможно в рамках концепции интегральной индивидуальности В. С. Мерлина, в соответствии с которой личность будущего специалиста может быть рассмотрена как совокупность функционально взаимосвязанных подструктур в целостной структуре индивидуальности [2].
Экспериментально-теоретическое исследование проводилось в 2010-2011 годах в Пятигорском государственном лингвистическом университете. Испытуемыми были 147 человек. В результате исследования конкурентоспособности студентов были выделены 2 группы испытуемых: с высоким уровнем конкурентоспособности - 86 студентов ( из них 38 - девушек и 48 юношей); с низким уровнем конкурентоспособности - 61 студентов ( из них 37 - девушек и 24 юношей).
В основе изучения структур интегральной индивидуальности студентов с высоким и низким уровнем конкурентоспособности, положено раскрытие взаимосвязей свойств психодинамического, личностного и социально-психологического уровней [1,25]. Свойства психодинамического уровня мы исследовали с помощью методики В.М Русалова, свойства личностного уровня мы изучили с помощью комплекса методик: В.В. Столина, Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко, Н.Н.Обозова и К.Шуберта. С помощью методики Т. Лири, Р.Л. Лафорже, Р.Ф. Сучек мы диагностировали свойства социально-психологического уровня.
В данной статье мы предлагаем результаты факторного исследования структур интегральной индивидуальности юношей и девушек с высоким и низким уровнем конкурентоспособности (табл. 1).
Факторный анализ пологендерных структур интегральной индивидуальности низкококонкурентоспособных студентов проводился также по методу Тэрстоуна и результаты изучались по трем критериям: по средней величине насыщенности каждого уровня; по
© Хаперская Д.В., 2013 г.
наполняемости каждого фактора конкретными разноуровневыми свойствами и по характеру межфакторных связей свойств интегральной индивидуальности.
Факторный анализ пологендерных структур ИИ групп с высоким и низким уровнем конкурентоспособности продемонстрировал общее и различное в факторных структурах юношей и девушек.
По степени гармоничности пологендерных структур интегральной индивидуальности низкоконкурентоспособных студентов различий нет: у юношей и девушек выделено по два полных и по одному частичных фактора (не достаточно гармоничные индивидуальности). Что касается группы высококонкурентоспособных студентов, то оба портрета достаточно гармоничные (у юношей выделено четыре полных фактора, у девушек три полных и один частичный). По средней величине насыщенности факторов мы наблюдаем существенную разницу в группе низкоконкурентоспособных студентов. Максимальная средняя насыщенность факторными весами у юношей приходится на психодинамический уровень, у девушек наибольшей приспособительной значимостью обладает социально-психологический уровень. В группе высококонкурентоспособных студентов, максимальная средняя насыщенность факторными весами и у юношей и у девушек приходится на личностный уровень. Однако, несмотря на обнаруженные общие черты, структуры интегральной индивидуальности высококонкурентоспособных юношей и девушек имеют определенные различия. У юношей социально-психологический уровень имеет большую приспособительную значимость, чем у девушек.
Межфакторные отношения в группе низкоконкурентоспособных студентов по преимуществу относятся к разряду жестких ортогональных. У юношей насчитывается 16, у девушек 15 ортогональных зависимостей. В группе высококонкурентоспособных студентов гибкие облические связи превалируют над жесткими ортогональными, но у юношей облических связей больше, чем у девушек (юноши-16, девушки-13).
Следовательно, индивидуальности низкоконкурентоспособных юношей и девушек имеют некоторые различия, но в основном их интегральные портреты имеют существенное сходство. В группе высококонкурентоспособных студентов факторный анализ продемонстрировал более существенные различия в индивидуальностях юношей и девушек. Индивидуальности юношей в большей степени гибкие и пластичные по сравнению с девушками: у них больше гибких облических связей и социально-психологический уровень имеет большую приспособительную значимость, чем у девушек.
Таблица 1
Специфика факторных структур интегральной индивидуальности высоко и низкоконкурентоспособных
юношей и девушек
Критерии развития ИИ Приспособительная Наполняемость Характер
значимость уровней факторов межфакторных
отношений
ПДУ ЛУ СПУ Полн Част Облич Ортог
Юноши ВкС 0,75 1,07 1,51 4 0 16 9
Девушки ВкС 0,38 1,07 0,76 3 1 13 11
Юноши НкС 1,51 1,42 0,37 2 1 6 16
Девушки НкС 1,13 0,89 1,51 2 1 6 15
Примечание:
ПДУ - психодинамический уровень
ЛУ - личностный уровень
СПУ - социально-психологический уровень
Таким образом, мы можем сделать вывод, что у низкоконкурентоспособных студентов пологендерные различия стираются, в то время как у высококонкурентоспособных юношей и девушек более ярко выражена пологендерная специфика. Следовательно, мы можем утверждать, что конкурентоспособность маркирует специфику индивидуальностей юношей и девушек с позиций пола и гендера.
Литература
1. В.В. Белоус, И.В. Боязитова - Детерминанты развития интегральной индивидуальности// Монография. М. - Пятигорск, 2008. с.25.
2. Б. А. Вяткин - Интегральная индивидуальность человека и ее развитие// Под ред. Б. А. Вяткина. М.: Изд-во ИП РАН, 1999. 328 с.
3. Л.В. Мищенко - Пологендерные структуры интегральной индивидуальности в онтогенезе - 2009.