УДК 004
А. В. Бойкова
д-р экон. наук, доцент, кафедра экономики и управления производством, ФГБОУВО «Тверской государственный технический
университет»
ПОЛНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Аннотация. В статье приведены трактовки понятия жизненный цикл и полный жизненный цикл. Рассмотрен процесс создания стоимости жизненного цикла.
Ключевые слова: оборонная промышленность, продукция военного назначения, стоимость жизненного цикла, полный жизненный цикл.
A.V. Boykova, Tver State Technical University
LIFE-CYCLE COSTING MODELS OF MILITARY PRODUCTS
Abstract. The article presents the interpretation of the of "life cycle" and «full life cycle». Considered the process of creating a life-cycle cost.
Keywords: defense industry, military products, life cycle cost.
В условиях финансово-экономического кризиса и ужесточения контроля за бюджетными расходами, повышенное внимание уделяется стоимости расходов на создание новых образов военной техники. Теперь расходы на эксплуатацию и обслуживание вышли на первое место. Данная тенденция отмечена повсеместно.
Д. Рогозиным на заседании Государственной Думы Российской Федерации 11 декабря 2013 года среди прочих приоритетов Государственной программы вооружения на 2016-2025 гг., была озвучена необходимость перехода к контрактам полного жизненного цикла (здесь и далее КПЖЦ) [1].
Справедливо будет отметить, что, на данный момент, понятие жизненного цикла для вооружения, военной и специальной техники (здесь и далее ВВСТ) не определено. Исходя из буквальной интерпретации наименования контракта, П.М. Елизаров в своей статье предлагает следующую трактовку: «контракт жизненного цикла - это контракт по условиям которого головной исполнитель обязуется провести конструкторские работы, согласовать их результаты, с государственными заказчиками, осуществлять производство и последующую поставку предмета контракта (разработанного ВВСТ), производить техническое обслуживание образца в ходе эксплуатации и обеспечить его утилизацию по окончании жизненного цикла». Реально на практике получил распространение так называемый сервисный контракт - контракт, по условиям которого предприятие или организация ОПК (чаще всего производитель) обязуется осуществлять техническое обслуживание ВВСТ и (опционально) обеспечить его утилизацию по окончании жизненного цикла ВВСТ [2].
В целом концепция жизненного цикла не нова. Первые упоминания можно отнести к 30-м годам прошлого века, а активно как отдельная область она стала изучаться в
1960-х годах министерством обороны США. В период с 1970 до начала 1980 года модель жизненного цикла оставалась объектом изучения исключительно в военном секторе. Однако впоследствии она распространила свое влияние на сферу энергетики, нефтехимическую отрасль и железнодорожный транспорт.
Сейчас модель жизненного цикла применяется при:
- долгосрочном финансовом планировании;
- анализе и оценке альтернативных вариантов (образцов);
- идентификации факторов стоимости и обеспечения эффективности вложений;
- оценке экономической целесообразности проекта (продукта);
- оценке и анализе альтернативных стратегий использования, тестирования, применения продукта (образца);
- оценке и анализе различных направлений замены, продления срока жизни или удаления устаревших элементов системы;
- оптимизации распределения имеющихся ограниченных ресурсов в процессе разработки (совершенствования) продукта (образца);
- оценке технико-экономических показателей продукта посредством проверочных (тестовых) испытаний.
Несмотря на то, что стоимость жизненного цикла и его структура зависят от типа военной системы (техники), в целом она определяется совокупностью четырех основных фаз (стадий) и соответствующих им вложений в:
- разработку и исследование;
- военное строительство, закупку оборудования и связные с приобретением расходы, текущий ремонт;
- стоимость эксплуатации и обслуживания;
- стоимость утилизации.
Процесс определения стоимости жизненного цикла продукта (образца) включает 6 шагов:
1) формулирование проблемы (область возможных решений, определение критериев принятия решения (эффективность, допустимый уровень риска, стоимость));
2) идентификация статей затрат (определение ценовых категорий, определение критических статей затрат);
3) разработка модели жизненного цикла (реализуемость, риск-анализ, логистика, человеческий фактор, закономерности производственного процесса);
4) сбор и анализ исходных данных (подготовка исходный данных, оценка полученных данных);
5) расчет предварительной стоимости (учет факторов неопределенности и времени);
6) контроль и оценка (анализ чувствительности, учет неопределенности, принятие решение, учет факторов, влияющих на итоговую стоимость продукта (образца)).
К концу 90-х XX века возникли концепции «стоимости жизненного цикла» (ЬСС) и «стоимости полного жизненного цикла» ^ЬСС). В данный момент ведутся
споры о том, существует ли действительно разница между LCC и WLCC.
Чтобы подтвердить различие между двумя этими понятиями Бурк К. и Дэвис Х. (1999) провели специальный онлайн-опрос, в ходе которого оценивали мнения теоретиков и практиков, тем или иным образом связанных с LCC/WLCC [3]. Онлайн-опрос выявил широкий спектр мнений о различиях между WLCC и LCC. Ниже представлен лишь ряд полученных ответов:
1) они обозначают одно и то же, слово «полный» здесь лишнее. Когда идет речь о «жизненном цикле», то, что он «полный» является само собой разумеющимся;
2) WLCC оперирует с понятиями, слегка выходящими за рамки срока полезного использования объекта;
3) на практике WLCC учитывает суммарные расходы на эксплуатацию здания, включая стоимость электроэнергии и коммунальных услуг, а также уборки и содержания. А LCC рассматривает замену конструктивных элементов внутри самого здания, например, окна, вентиляторы и т. д.;
4) с точки зрения теории, между LCC и WLCC разницы нет. Каждый сектор экономики установил свой термин. К примеру, промышленность и военный сектор применяют LCC, в том время как строительная отрасль может использовать WLCC. A нефтяные и газовые компании вообще используют термин TLC (стоимость в рамках срока службы объекта).
На наш взгляд WLCC следует рассматривать скорее как дальнейшее развитие LCC, а не «изобретение колеса».
Полный жизненный цикл - это динамичный и непрерывный процесс, который позволяет осуществить стохастическую оценку этапов создания объекта - от возможности его постройки до его утилизации. WLCC учитывает такие критерии, как возможность повторного использования, устойчивость, ремонтопригодность, моральный износ, а также уровень стартовых инвестиций, расходы на содержание, эксплуатацию, остаточная стоимость и стоимость ликвидации объекта. Результат такой оценки служит основой для серии экономических и неэкономических действий, связанных с целями и интересами инвестора на протяжении всего жизненного цикла проекта.
Список литературы:
1. Интернет-портал Государственной Думы РФ [Электронный ресурс] / База данных стенограмм заседаний ГД РФ. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://transcript.duma.gov.ru- Загл. с экрана.
2. Елизаров, П.М. Контракты жизненного цикла для народнохозяйственной продукции и вооружения, военной и специальной техники: сходство и различия [Текст] / П.М. Елизаров // Машиностроение и смежные отрасли. - 2014. - № 8. - С. 29-33.
3. Bourke, K., Davies, H. Estimating service lives using the factor method for use in whole life costing // Durability of Building Materials and Components 8: Service Life and Asset Management. Vol. 3: Service Life Prediction and Sustainable Materials. NationalResearch Council. - Canada: Ottawa: Canada Press, 1999. - P. 1518-1526