Научная статья на тему 'Полномочия арбитражного суда при применении мер по обеспечению заявленных требований кредиторов в делах о несостоятельности (банкротстве)'

Полномочия арбитражного суда при применении мер по обеспечению заявленных требований кредиторов в делах о несостоятельности (банкротстве) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
765
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурматнова Людмила Валерьевна

Раскрываются особенности реализации процессуальных полномочий арбитражного суда при применении мер по обеспечению заявленных требований кредиторов в делах о несостоятельности (банкротстве). Проводится анализ соотношения норм ст. 46 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и главы 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The arbitrage authority on application of measures to guarantee the declared demands of creditors in bankruptcy

The peculiar features of the realization of the arbitrage authority are under consideration. The article contains the analysis of correlation of article 46 of the Federal law № 127-FL «About bankruptcy» and chapter 8 of the Arbitral Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Полномочия арбитражного суда при применении мер по обеспечению заявленных требований кредиторов в делах о несостоятельности (банкротстве)»

Л.В. Бурматнова

ПОЛНОМОЧИЯ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЯВЛЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ В ДЕЛАХ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

Раскрываются особенности реализации процессуальных полномочий арбитражного суда при применении мер по обеспечению заявленных требований кредиторов в делах о несостоятельности (банкротстве). Проводится анализ соотношения норм ст. 46 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и главы 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Власть суда, как и всякого юрисдикционного органа, является правовой: она предусмотрена законом и осуществляется в строгом соответствии с ним. Реализуя свои полномочия, суд занимает в процессуальном отношении положение руководящего субъекта, что подчеркивается содержанием его прав и обязанностей, осуществляет контроль за всеми действиями участников процесса и санкционирует эти действия.

Указанные властно-правовые полномочия позволяют суду выносить судебные акты, являющиеся обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций. С помощью таких полномочий суд осуществляет руководство процессом, организует его и направляет по пути установления истины и защиты нарушенных и оспариваемых прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.

В теории административного права под полномочиями принято понимать комплекс прав и обязанностей органа государственной власти.

Д.Н. Бахрах отмечает: «Компетенция состоит из двух обязательных элементов: властных полномочий и подведомственности» [1]. Эту же позицию разделяет и Б.М. Лазарев, по мнению которого составные части компетенции - «...это юридическая возможность долженствования... выполнять определенного вида управленческую деятельность (т.е. функцию) применительно к деятельности определенного вида объектов управления» [2. С. 240].

Таким образом, компетенция арбитражного суда складывается из определенной юрисдикции и процессуальных полномочий в сфере судопроизводства.

Содержанием деятельности арбитражного суда, его процессуальной компетенцией является осуществление правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Вопросы компетенции арбитражного суда при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) урегулированы в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» и составляют процессуальную основу подведомственности арбитражным судам дел о несостоятельности (банкротстве) и правил их рассмотрения. Так, согласно ст. 223 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несо-

стоятельности (банкротства). Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ содержит главу «Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде», в ст. 32 которой предусмотрено, что дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ, с особенностями, установленными данным Законом. Таким образом, нормы Арбитражного процессуального кодекса РФ имеют общий характер для целей рассмотрения дел о банкротстве, а нормы Закона о банкротстве - специальный.

Процессуальные полномочия суда реализуются в процессуальных правоотношениях, в которых суд выступает как орган государственной власти, наделенный властными полномочиями.

Рассмотрим, какими процессуальными полномочиями наделен арбитражный суд при принятии мер по обеспечению заявленных требований кредиторов и каковы особенности применения указанных мер по сравнению с обеспечительными мерами арбитражного суда.

В соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «Меры по обеспечению заявленных требований кредиторов» арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве, вправе принять меры по обеспечению заявленных требований кредиторов в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Основания принятия, применение и отмена мер названы в главе 8 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Обеспечительные меры по общему правилу применяются арбитражными судами в тех случаях, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю и допускаются на любой стадии арбитражного процесса (ч. 2 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Таким образом, для осуществления судом своих полномочий в данной сфере необходимы определенные условия.

Прежде всего, необходимо наличие нормы права, предусматривающей порядок и случаи возникновения процессуального правоотношения между судом, с одной стороны, и заявителем, с другой. Как основание реализации процессуальных правоотношений необходим определенный юридический факт, т.е. факт, влекущий за собой правовые последствия, в данном

случае - это заявление лица, участвующего в деле о банкротстве, о принятии мер по обеспечению заявленных требований кредиторов.

Полномочие арбитражного суда по принятию заявленных мер может быть реализовано при наличии следующих юридических фактов:

а) в соответствии с п. 1 ст. 46 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» заявление должно быть подано лицом, участвующим в деле о банкротстве, к каковым ст. 34 Закона относит: должника; арбитражного управляющего; конкурсных кредиторов; уполномоченные органы; федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника; лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления;

б) соответствия заявления требованиям, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ, а именно ч. 2 ст. 92 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в которой установлено, что в заявлении об обеспечении иска должны быть указаны: наименование арбитражного суда, в который подается заявление; наименование истца и ответчика, их место нахождения или место жительства; предмет спора; размер имущественных требований; обоснование причины обращения с заявлением об обеспечении иска; обеспечительная мера, которую просит принять истец; перечень прилагаемых документов.

Пунктом 2 ст. 46 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что после введения наблюдения арбитражный суд кроме мер, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом РФ, вправе запретить совершать без согласия арбитражного управляющего сделки, не предусмотренные п. 2 ст. 64 Закона.

Естественно, что арбитражный суд как орган, наделенный полномочиями, наделен и обязанностями их осуществления.

Обеспечительные меры принимаются судами в тех случаях, в которых непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю (ч. 2 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Наличие указанных обстоятельств является основанием для принятия судами обеспечительных мер, а отсутствие - основанием для отказа в принятии мер.

Реализация полномочий арбитражного суда по принятию мер по обеспечению заявленных требований кредиторов происходит посредством вынесения определения.

В случае соблюдения установленных законом требований, которые были перечислены, суд вправе принять меры по обеспечению заявленных требований кредиторов, о которых заявляет лицо, участвующее в деле о банкротстве, о чем судьей единолично в срок не позднее следующего дня после дня поступления указанного заявления в арбитражный суд выносится определение. В силу п. 1 ст. 46 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определение выносится по правилам Арбитражного процессуального кодекса РФ, а именно в порядке ст. 93 Кодекса; в определении указывается на применение соответствующей обеспечительной меры или нескольких обеспечительных мер, предусмотренных

законом. Как показывает судебная практика Арбитражного суда Томской области, в определении о применении мер по обеспечению заявленных требований кредиторов судья также указывает и срок, до которого принятые меры действуют. Данный срок указывается путем изложения в тексте определения о принятии мер по обеспечению заявленных требований кредиторов п. 3 ст. 46 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Вопрос о сроке действия мер по обеспечению заявленных требований кредиторов имеет особенную актуальность.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ в ст. 96 определяет срок действия обеспечительных мер следующим образом: в случае удовлетворения иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу. В случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу (ч. 4, 5 ст. 96 АПК РФ).

В п. 3 ст. 46 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» законодателем установлено, что меры по обеспечению заявленных требований кредиторов действуют до даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения, об отказе в принятии заявления, о возвращении заявления без рассмотрения или о прекращении производства по делу о банкротстве.

Следующим пунктом регламентировано право арбитражного суда по ходатайству лиц, участвующих в деле, отменить меры по обеспечению требований кредиторов до наступления обстоятельств, предусмотренных п. 3 настоящей статьи.

При этом из анализа п. 3 ст. 46 следует, что определения о снятии мер обеспечения выносить не следует, т.к. принятие одного из перечисленных в п. 3 ст. 46 Закона определений автоматически снимает меры по обеспечению заявленных требований кредиторов в силу Закона. Подобной точки зрения придерживаются и авторы комментариев к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [3; 4. С. 257].

Однако при определении срока действия мер по обеспечению заявленных требований кредиторов, исходя из смысла п. 3 ст. 46 Закона, возникает ряд вопросов.

Так, вынесение судом определения об отказе в принятии заявления о признании должника банкротом возможно лишь на стадии его принятия. Однако на этой стадии речь о заявленных требованиях кредиторов идти не может. В п. 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 06.08.1999 г. № 43 «Вопросы применения ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” в судебной практике» изложено, что под заявленными требованиями кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов понимаются требования, предъявленные к должнику в деле о банкротстве с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкро-

том до принятия решения. Данное письмо фактически утратило силу в связи с принятием Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ, признавшего утратившим силу Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 6-ФЗ. Однако представляется, что понимание заявленных требований осталось неизменным. Таким образом, на стадии принятия заявления конкурсным кредитором, заявившим свои требования, может быть лишь конкурсный кредитор (конкурсные кредиторы, объединившие свои требования к должнику), обратившийся с заявлением о признании должника банкротом. Но лицу, обратившемуся с заявлением о признании должника несостоятельным, логичнее воспользоваться правом, предоставленным ему п. 7 ст. 42 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а именно ходатайствовать о принятии мер по обеспечению заявления о признании должника банкротом.

Помимо изложенного, на этом этапе (принятия заявления к производству) может возникнуть ситуация, когда из всех лиц, участвующих в деле о банкротстве, и обладающих правом на подачу заявления в порядке ст. 46 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» реально существует только должник, поскольку арбитражный управляющий еще не утвержден, конкурсные кредиторы по гражданско-правовым денежным обязательствам своих требований еще не заявили (если только не являются заявителями по делу о признании должника банкротом), то же касается уполномоченного органа; о лице, предоставившем обеспечение для проведения финансового оздоровления, говорить и вовсе преждевременно.

Что касается действия мер по обеспечению заявленных требований кредиторов до даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения, то означает ли это, что после введения процедуры наблюдения лицу, участвующему в деле о банкротстве, необходимо вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением о принятии мер по обеспечению заявленных требований кредиторов, поскольку принятые ранее по его же заявлению меры прекратили свое действие?

Следует также отметить, что в ч. 2 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса РФ прямо указано, что обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса. Не касаясь дискуссии о моделях систем стадий арбитражного процесса по делам о банкротстве, а также спора о возможности применения обеспечительных мер не только при производстве в суде первой инстанции, либо наоборот - только до принятия судом первой инстанции судебного акта, завершающего производство в данном суде, хочется остановить внимание на примерах из практики рассмотрения Арбитражным судом Томской области заявлений в порядке ст. 46 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Так, в удовлетворении заявления о принятии мер по обеспечению заявленных требований кредиторов отказывается по тому основанию, что в отношении должника уже введена процедура наблюдения, а в соответствии с п. 3 ст. 46 меры по обеспечению заявленных требований кредиторов действуют до даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения; после же введения в отношении должника процедуры наблюдения суд вправе установить для должника только дополнительные ограничения, предусмотренные п. 2 ст. 46 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В других случаях (в зависимости от того, какая процедура банкротства применяется в отношении должника на момент обращения лица с заявлением в порядке ст. 46 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), суд мотивирует свой отказ в принятии мер по обеспечению заявленных требований кредиторов п. 1 ст. 126 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которому с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается. Поскольку должник признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, в удовлетворении заявления по обеспечению заявленных требований кредиторов отказывается, принятие таких мер ограничит распоряжение имуществом должника.

Данные выводы суда представляются не совсем обоснованными. Так, М.В. Телюкина пишет: «Меры по обеспечению заявленных требований кредиторов (названные в ст. 91 Арбитражного процессуального кодекса РФ), могут быть введены на любом этапе развития конкурсных отношений, однако наиболее актуально это в период после принятия судом заявления о банкротстве и до специального заседания суда по проверке обоснованности требований кредиторов» [3].

В принципе, после введения наблюдения возможно применение всех тех мер, которые предусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Однако по сути их применение нецелесообразно, т.к. процедура наблюдения содержит иные механизмы, позволяющие сохранить имущество должника и тем самым обеспечить требования кредиторов. В частности, эти механизмы состоят в контроле за действиями руководителя, осуществляемом временным управляющим, в рамках которого руководитель только с согласия управляющего может совершать определенные юридические действия.

Представляется, что к числу обеспечительных мер, применяемых на стадиях наблюдения и финансового оздоровления, может быть отнесено и отстранение руководителя должника при наличии определенных обстоятельств (ст. 69 и п. 2 ст. 82 Закона) [4].

Кроме того, такой подход суда означает, что к должникам, в отношении которых применяется упрощенная процедура банкротства, меры по обеспечению заявленных требований кредиторов и вовсе не могут быть применены.

Вместе с тем нельзя не отметить, что логика законодателя, установившего в п. 3 ст. 46 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» срок действия мер по обеспечению заявленных требований кредиторов до даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения, об отказе в принятии заявления, о возвращении заявления без рассмотрения или о прекращении производства по делу о банкротстве, вряд ли может быть уяснена до конца.

Так, определение об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения выносится в случае, если в заседании арбитражного суда требование лица, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом, признано необоснованным или установлено отсутствие хотя бы одного из условий, предусмотренных п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве, при условии, что имеется заявление иного кредитора (п. 3 ст. 48 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

В соответствии со ст. 52 по результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов: решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; решение об отказе в признании должника банкротом; определение о введении финансового оздоровления; определение о введении внешнего управления; определение о прекращении производства по делу о банкротстве; определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения; определение об утверждении мирового соглашения.

Закон о банкротстве содержит ст. 57 «Основания для прекращения производства по делу о банкротстве», которая в качестве таких оснований включает в том числе и восстановление платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления; восстановление платежеспособности должника в ходе внешнего управления; удовлетворение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры банкротства; завершение конкурсного производства.

Из изложенного видно, что основания прекращения действия мер по обеспечению заявленных требований

кредиторов, предусмотренные п. 3 ст. 46 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», могут появиться на любом этапе развития конкурсных отношений. Возникает вопрос, с какой целью законодатель объединил в указанной норме в качестве таких оснований такие виды определений, которые выносятся по результатам рассмотрения дела о банкротстве, и определения, выносимые на стадии принятия заявления к производству. На наш взгляд, логичнее было бы применить к срокам действия мер по обеспечению заявленных требований кредиторов правило ст. 96 Арбитражного процессуального кодекса РФ, что сделало бы меры по обеспечению заявленных требований кредиторов, применимые в порядке ст. 46 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», более привлекательными для лиц, участвующих в деле о банкротстве, в качестве инструмента защиты своих прав и законных интересов, а также устранило неоднозначность применения данной нормы при решении вопроса о принятии таких мер арбитражным судом. Ведь реализация полномочий арбитражного суда при применении мер по обеспечению заявленных требований кредиторов в делах о несостоятельности (банкротстве), безусловно, зависит от осуществления своих прав лицом, участвующим в деле о банкротстве. Однако действия суда, выполняющие в процессуально-правовом механизме функцию гарантий законности, формируются на основе норм процессуального права, а правила действующего процессуального законодательства с учетом этого требуют обязательных исправлений и уточнений, с тем чтобы норма права не только существовала, но и оперативно и эффективно защищала права и законные интересы лиц, обратившихся за защитой в суд.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахрах Д.Н. Подведомственность юридических дел и ее уровни // Консультант Плюс: Справочная правовая система. Версия 3000. 00. 21.,

сетевая. М.: АО Консультант Плюс, 1992. Режим доступа свободный.

2. ЛазаревБ.М. Государственное управление на этапе перестройки. М.: Юридическая литература, 1988. 270 с.

3. Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ

// Консультант Плюс: Справочная правовая система. Версия 3000. 00. 21., сетевая. М.: АО Консультант Плюс, 1992. Режим доступа свободный.

4. Научно-практический комментарий (постатейный) к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2003.

370 с.

Статья представлена научной редакцией «Право» 15 июня 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.