Научная статья на тему 'Полиция в России и зарубежных странах. Вопросы кадровой политики, деятельности и реформирования'

Полиция в России и зарубежных странах. Вопросы кадровой политики, деятельности и реформирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
455
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
МВД России / полиция / кадровая политика / формирование кадрового состава / правоохранительная деятельность / реформа МВД / Ministry of internal affairs of Russia / police / personnel policy / personnel reform / law-enforcement activity / reform of the Ministry of internal affairs.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Татьяна Николаевна Ёркина

В статье затрагиваются проблемы, связанные с проведением реформирования системы МВД России (полиции), включая вопросы кадровой политики, оценки эффективности правоохранительной деятельности данного ведомства. Автор также анализирует зарубежный опыт. Приходит к выводу, что полиция в современных условиях должна быть готова к решению поставленных перед ней задач, а также проблем, которые создают угрозы для борьбы с преступностью (глобализация, терроризм, миграция и проч.). Опыт зарубежных стран подтвердил достаточно высокую эффективность отношений партнерства общества и полиции. Россия может этот опыт использовать и должна стремиться к построению действенной правоохранительной структуры (полиции), проводя грамотную кадровую политику, чтобы укреплять честность и неподкупность в данной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Татьяна Николаевна Ёркина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Police in Russia and foreign countries: issues of personnel policy, activities and reforms

The article considers problems associated with the reform of the Ministry of internal affairs of Russia (the police), including issues of personnel policy, the evaluation of effectiveness of law-enforcement activities of this department. The author also analyzes foreign experience. It is concluded that the police in modern conditions should be ready to solve their tasks, as well as problems that pose threats to the fight against crime (globalization, terrorism, migration, etc.). The experience of foreign countries has confirmed rather high effectiveness of the partnership between the society and the police. Russia can use this experience and should strive to build an effective law-enforcement structure (the police), pursuing a competent personnel policy, to strengthen honesty and integrity in the system.

Текст научной работы на тему «Полиция в России и зарубежных странах. Вопросы кадровой политики, деятельности и реформирования»

Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

УДК 351.741 ББК 67.7

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10262

ПОЛИЦИЯ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Вопросы кадровой политики, деятельности и реформирования

Татьяна Николаевна ЁРКИНА, доцент кафедры конституционного и муниципального права Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина, кандидат юридических наук E-mail: tnerkina@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

Аннотация. В статье затрагиваются проблемы, связанные с проведением реформирования системы МВД России (полиции), включая вопросы кадровой политики, оценки эффективности правоохранительной деятельности данного ведомства. Автор также анализирует зарубежный опыт. Приходит к выводу, что полиция в современных условиях должна быть готова к решению поставленных перед ней задач, а также проблем, которые создают угрозы для борьбы с преступностью (глобализация, терроризм, миграция и проч.). Опыт зарубежных стран подтвердил достаточно высокую эффективность отношений партнерства общества и полиции. Россия может этот опыт использовать и должна стремиться к построению действенной правоохранительной структуры (полиции), проводя грамотную кадровую политику, чтобы укреплять честность и неподкупность в данной системе.

Ключевые слова: МВД России, полиция, кадровая политика, формирование кадрового состава, правоохранительная деятельность, реформа МВД

Annotation. The article considers problems associated with the reform of the Ministry of internal affairs of Russia (the police), including issues of personnel policy, the evaluation of effectiveness of law-enforcement activities of this department. The author also analyzes foreign experience. It is concluded that the police in modern conditions should be ready to solve their tasks, as well as problems that pose threats to the fight against crime (globalization, terrorism, migration, etc.). The experience of foreign countries has confirmed rather high effectiveness of the partnership between the society and the police. Russia can use this experience and should strive to build an effective law-enforcement structure (the police), pursuing a competent personnel policy, to strengthen honesty and integrity in the system.

Keywords: Ministry of internal affairs of Russia, police, personnel policy, personnel reform, law-enforcement activity, reform of the Ministry of internal affairs.

В России на современном этапе продолжаются реформы, направленные на повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти, что, соот-

ветственно, затронуло и МВД, в том числе и полицию. На практике так сложилось, что данное реформирование связано, прежде всего, с изменением структуры и проведением организационно-штатных мероприятий.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

Согласно Указу Президента России от 1 октября 2018 г. № 580 с 1 января 2019 г. установлена предельная штатная численность ОВД в количестве 894 869 единиц, а по предыдущему году — 904 881 человек1, т.е. сокращение на 10 012 единиц.

Обратимся к анализу кадровой политики в данной сфере и определим тенденции к такому сокращению.

Кадровая политика МВД России — это составная часть государственной кадровой политики, реализуемой в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел через работу с личным составом, субъектами которой выступают руководители и аппараты управления, а объектами — сотрудники, государственные служащие, служебные коллективы, а также процесс развития кадрового потенциала.

В 2012 г. была разработана Концепция кадровой политики МВД (на период до 2020 г.) как система идей, взглядов, принципов, целей и задач, основанная на единстве воззрений и методологических подходов к осуществлению работы с личным составом органов внутренних дел. К сожалению, Концепция2 осталась только проектом и не была утверждена. Но, тем не менее, для реализации данной кадровой политики действует достаточное количество нормативных актов:

■ федеральные законы: от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3, от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ, от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3, от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ, от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3;

■ указы Президента РФ: от 12 мая 2009 г. № 537, от 1 марта 2011 г. № 248, от 10 марта 2009 г. № 261,

■ нормативно-правовые акты МВД России и иные документы.

Например, в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 (ч. 2 ст. 75) основными направлениями формирования кадрового состава органов внутренних дел закреплены:

1) подготовка на плановой основе кадров для замещения соответствующих должностей;

2) создание условий для профессионального и должностного роста сотрудников;

3) оценка результатов служебной деятельности путем проведения аттестации и ряд других.

По вопросам кадровой политики МВД России (включая полицию) существует ряд мнений.

Так, А.В. Ольшевская в своей научной статье заключает, что «необходимо формирование профессиональной культуры органов внутрен-

них дел на базе осмысления опыта служебной деятельности на благо Российского государства, исторической славы, служебных и боевых традиций предшествующих поколений защитников правопорядка»3.

A.B. Нефедов отмечает ряд проблем при сокращении персонала в системе МВД России: конфликты, вызванные увольнением, определение круга сотрудников на увольнение, вопросы предоставления имеющихся должностей и др. и заключает, что совершенствование правового и организационного обеспечения преобразования и прекращения служебных правоотношений будет способствовать сохранению стабильного кадрового состава4.

A.Я. Балкаров считает, что «дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы, организационно-штатного построения, а также методического обеспечения органов и подразделений МВД России создаст предпосылки для формирования стабильного и профессионального кадрового состава»5.

Обобщая данные высказывания, можно отметить, что в них прослеживаются призывы к дальнейшему совершенствованию нормативно-правовых актов данной сферы, что вполне справедливо.

В современных условиях важно выделить и проблему оценки деятельности органов внутренних дел (полиции).

B.И. Майоров, В.Е. Севрюгин констатируют, что «максимальная эффективность работы полиции возможна лишь при высоком уровне общественного доверия к полиции... За пять лет проведения реформы ОВД в России сложно достичь тех высот в социально ориентированной деятельности полиции, которые в зарубежных странах формировались на протяжении десятилетий»6.

A.A. Шильников отмечает, что «деятельность ОВД оценивается на основании приказа МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040, где два вида оценки:

1) вневедомственная оценка (социологическая и иная информация);

2) ведомственная оценка по статистическим показателям»7.

А.Н. Грищенко утверждает, что «современные приоритеты правоохранительной деятельности полиции как общественная безопасность и права граждан — не являются взаимообусловленными и вносят проблемность»8.

Д.А. Полищук относит к показателям эффективности работы полиции следующие: представление населения о качестве ее работы, общая на-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

грузка работы, процент раскрытых преступлений, время реагирования на различные виды звонков и проч., отдельно он выделяет данные, полученные при проведении обследований по определению степени удовлетворенности лиц, вступавших в контакт с полицией в заданный период времени, и считает это полезным показателем эффективности работы полицейских органов9.

A.B. Шевцов и Н.И. Шевцова также убеждены, что «основным критерием такой оценки является удовлетворенность участников общественных отношений итогами деятельности полиции по восстановлению нарушенных прав и свобод человека»10. И эти позиции мы поддерживаем.

Зарубежные ученые в своих научных исследованиях пишут о том, что государства, которые не обеспечивают политических благ, таких, как безопасность, имеют низкое доверие граждан к государственным структурам, что приводит к росту спроса на услуги частной безопасности11.

B зарубежных странах отношение общества и мониторинг деятельности полиции специалистами складываются по-разному.

Например: полиция Чили является одним из самых уважаемых институтов12; полиция США — слишком милитаризована13; австралийская полицейская служба подчас не справляется с новыми вызовами глобализации14 и т.д.

При сравнении полиции в Бразилии, России и Китае российская полиция видится значительно более оскорбительной, но менее репрессивной, чем китайская, и менее оскорбительной, чем бразильская15.

Как зарубежные ученые16, так и российские17 поднимают в своих научных работах проблемы коррупции в полиции и отмечают, что полицейская деятельность связана с верховенством права и соблюдением надлежащих процессуальных норм: коррупция и другие формы нарушения со стороны полиции подрывают легитимность полицейской организации и само государство. Поэтому считаем, что в деятельности полиции в зарубежных странах практически такие же проблемы, как и в России. Реформа полиции в большинстве зарубежных стран выстраивается по американским и европейским стандартам и методикам.

Реформирование МВД России и полиции продолжается. По прогнозам на 2019 г. цель — добиться достойного материального обеспечения всех служащих, членов их семей, оптимизации работы в соответствии с изменениями в экономической и общественной сферах18.

В 2017 г. при активной поддержке ветеранов правоохранительных органов создано граждан-

ское движение против коррупции в МВД России, основная задача — мобилизация общества и каждого гражданина против должностных лиц правоохранительных органов, которые нарушают права граждан, требуют деньги или иную мзду за законные действия19.

Изложенное позволяет сделать вывод, что полиция в современных условиях должна быть готова к решению поставленных перед ней задач, а также проблем, которые создают угрозы для борьбы с преступностью (глобализация, терроризм, миграция и проч.). Опыт зарубежных стран подтвердил достаточно высокую эффективность отношений партнерства общества и полиции. Россия может этот опыт использовать и должна стремиться к построению действенной правоохранительной структуры (полиции), проводя грамотную кадровую политику, чтобы укреплять честность и неподкупность в данной системе.

1 Офиц. сайт РИА-новости // https://ria.ru/20171231/ 1512037312.html (Дата обращения: 17.05.2019)

2 Проект Концепции кадровой политики до 2020 года // https://17.xn—b1aew.xn—p1ai/slujba/Gosudarst-vennaja_grazhdanskaja_sluzhba/Koncepcija_ kadrovoj_ politiki_Ministerstv (Дата обращения: 17.05.2019)

3 Ольшевская A.B. О сущности и назначении работы с кадрами органов внутренних дел // Вестник Моск. унта МВД России. 2017. № 5. С. 72.

4 Нефедов A.B. О некоторых актуальных вопросах сокращения персонала в системе МВД России // Рос. следователь. 2017. № 8. С. 55—56.

5 Балкаров А.Я. Правовое и организационное обеспечение института кадрового резерва для замещения должностей различных видов государственной службы в системе МВД России // Рос. следователь. 2017. № 1. С. 49.

6 Майоров B.È., Севрюгин B.E. Противодействие преступности на основе современных концепций взаимодействия полиции и общества: опыт зарубежных стран и России // Вестник Пермского ун-та. Юрид. науки. 2017. Вып. 35. C. 95, 106.

7 Шильников A.A. Актуальные проблемы системы оценки деятельности органов МВД России // Рос. следователь. 2017. № 19. С. 53, 56.

8 Грищенко А.Н. Правовая политика в области правоохранительной деятельности и функции полиции // Рос. юстиция. 2018. № 5. С. 9.

9 Полищук Д.А. Критериальная база оценки эффективности правоохранительной деятельности // Полицейская и следственная деятельность. 2014. № 1. С. 1—8 // URL: http://e-notabene.ru/pm/article_9270.html

10 Шевцов A.B., Шевцова Н.И. Соблюдение конституционных прав и свобод человека как основной критерий общественной оценки результатов административно-юрисдикционной деятельности полиции МВД России // Административное право и процесс. 2019. № 2. С. 34.

11 Nalla M.K., Maxwell S.R., Mamayek C.M. Legitimacy of

private police in developed, emerging, and transitional

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

economies // European Journal of Crime, Criminal Law and Criminal. Justice. Vol. 25. Issue 1, 2017. P. 76—100.

12 Bonner M.D. The politics of police image in Chile // Journal of Latin American Studies. Volume 45, Issue 4, November 2013. P. 669—694.

13 RadilS.M., DezzaniR.J., McAden L.D. Geographies of U.S. Police Militarization and the Role of the 1033 Program // Professional Geographer. Vol. 69. Issue 2, 3 April 2017. P 203—213.

14 Ransley J., Mazerolle L. Policing in an era of uncertaint // Police Practice and Research. Vol. 10. Issue 4, August 2009. P. 365—381.

15 Light M, Mota Prado M, Wang Y. Policing following political and social transitions: Russia, Brazil, and China compared // Theoretical Criminology. Vol. 19. Issue 2, May 2015. P. 216—238.

16 См.: Punch M. Police orruption and its prevention // European Journal on Criminal Policy and Research. Vol. 8. Issue 3, 2000. P. 301—324;

Nurgaliyev B., Ualiyev K., Simonovich B. Police orruption in Kazakhstan: The preliminary results of the study // Review of European Studies. Vol. 7. Issue 3, 2015. P. 140—148.

17 См.: Черняков С.А. К вопросу о коррупционной вик-тимности сотрудников органов внутренних дел // Рос. следователь. 2017. № 19. С. 49—52;

Трунцевский Ю.В., Новоселов C.A. Уровень доверия граждан к полиции как показатель итогов проведения реформы в органах внутренних дел Российской Федерации // Рос. следователь. 2018. № 2. С. 62—68 и мн. др.

18 Реформа МВД в 2019 г. // http://god2019.net/reforma-mvd-v-2019-godu (Дата обращения: 17.05.2019)

19 Офиц. сайт МВД России // UPL: http: коррупция-в-мвд.рф (Дата обращения: 17.05.2019)

Библиографический список

1. Балкаров А.Я. Правовое и организационное обеспечение института кадрового резерва для замещения должностей различных видов государственной службы в системе МВД России // Рос. следователь. 2017. № 1. С. 47—49.

2. Грищенко А.Н. Правовая политика в области правоохранительной деятельности и функции полиции // Рос. юстиция. 2018. № 5. С. 5—9.

3. Майоров В.И., Севрюгин В.Е. Противодействие преступности на основе современных концепций взаимодействия полиции и общества: опыт зарубежных стран и России // Вестник Пермского ун-та. Юрид. науки. 2017. Вып. 35. С. 95—106.

4. Нефедов А.В. О некоторых актуальных вопросах сокращения персонала в системе МВД России // Рос. следователь. 2017. № 8. С. 54—56.

5. Ольшевская А.В. О сущности и назначении работы с кадрами органов внутренних дел // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2017. № 5. С. 70—73.

6. Полищук Д.А. Критериальная база оценки эффективности правоохранительной деятельности / / Полицейская и следственная деятельность. 2014. № 1. С. 1—8 // URL: http://e-notabene. ru/ pm/article_9270.html

7. Трунцевский Ю.В., Новоселов С.А. Уровень доверия граждан к полиции как показатель итогов проведения реформы в органах внутренних дел Российской Федерации // Рос. следователь. 2018. № 2. С. 62—68.

8. Черняков С.А. К вопросу о коррупционной виктимности сотрудников органов внутренних дел // Рос. следователь. 2017. № 19. С. 49—52.

9. Шевцов А.В., Шевцова Н.И. Соблюдение конституционных прав и свобод человека как основной критерий общественной оценки результатов административно-юрисдикционной деятельности полиции МВД России // Административное право и процесс. 2019. № 2. С. 34—38.

10. Шильников А.А. Актуальные проблемы системы оценки деятельности органов МВД России // Рос. следователь. 2017. № 19. С. 53—56.

11.Офиц. сайт МВД России // UPL: http: кор-рупция-в-мвд.рф (Дата обращения: 17.05.2019)

12.Офиц. сайт РИА-новости // https://ria.ru/ 20171231/1512037312.html (Дата обращения: 17.05.2019)

13.Проект Концепции кадровой политики до 2020 г. // https://17.xn—b1aew.xn—p1ai/slujba/ Gosudarstvennaja_grazhdanskaja_sluzhba/ Koncepcija_kadrovoj_politiki_Ministerstv (Дата обращения: 17.05.2019)

14.Реформа МВД в 2019 г. // http:// god2019.net/reforma-mvd-v-2019-godu (Дата обращения: 17.05.2019)

15. Bonner M.D. The politics of police image in Chile // Journal of Latin American Studies. Vol. 45. Issue 4, November 2013. P. 669—694.

16. Nalla M.K., Maxwell S.R., Mamayek C.M. Legitimacy of private police in developed, emerging, and transitional economies // European Journal of Crime, Criminal Law and Criminal. Justice. Vol. 25. Issue 1, 2017. P. 76—100.

17. Nurgaliyev B., Ualiyev K., Simonovich B. Police orruption in Kazakhstan: The preliminary results of the study // Review of European Studies. Vol. 7. Issue 3, 2015. P. 140—148.

18. Punch M. Police orruption and its prevention // European Journal on Criminal Policy and Research. Vol. 8. Issue 3, 2000. P. 301—324.

19. Radil S.M., Dezzani R.J., McAden L.D. Geographies of U.S. Police Militarization and the Role ofthe 1033 Program // Professional Geographer. Vol. 69. Issue 2, 3 April 2017. P. 203—213.

20. Ransley J., Mazerolle L. Policing in an era of uncertaint // Police Practice and Research. Vol. 10. Issue 4, August 2009. P. 365—381.

21. Light M., Mota Prado M., Wang Y. Policing following political and social transitions: Russia, Brazil, and China compared // Theoretical Criminology. Vol. 19. Issue 2, May 2015. P. 216—238.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.