Научная статья на тему 'Политико-правовые взгляды в Юзовке дооктябрьского периода'

Политико-правовые взгляды в Юзовке дооктябрьского периода Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
618
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОНБАСС / ДОНЕЦК / ЮЗОВКА / О. ПОРФИРИЙ МАТВЕЕВСКИЙ / Л. А. ИШКОВ / В. В. БЕРВИ-ФЛЕРОВСКИЙ / В. В. ВЕРЕСАЕВ / БОЛЬШЕВИЗМ / МЕНЬШЕВИЗМ / ПРАВО ВОЙНЫ И МИРА / L. A. ISHKOV / V. V. VERESAEV / DONBASS / DONETSK / HUGHESOVKA / FATHER PORPHYRY MATVEEVSKY / V V BERVIFLEROVSKY / BOLSHEVISM / MENSHEVISM / THE LAW OF WAR AND PEACE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Олейников Валерий Владимирович

В статье исследуются некоторые политико-правовые взгляды, сформировавшиеся на территории современного г. Донецка (Украина) в период до 1917 г. Рассматриваются политико-правовые точки зрения ряда мыслителей, общественных деятелей, писателей, так или иначе связанных с Юзовкой. Некоторые из них впервые вводятся в научный оборот историко-правовой науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AND LEGAL IDEAS IN HUGHESOVKA IN THE PRE-OCTOBER PERIOD

This article explores some of the political and legal views, formed on the territory of the modern city of Donetsk (Ukraine) in the period prior to 1917. Are considered political and legal point of view, a number of thinkers and public figures, writers, one way or another connected with Hughesovka. Some of them are first introduced into scientific use of historical and legal science

Текст научной работы на тему «Политико-правовые взгляды в Юзовке дооктябрьского периода»

УДК 34(091)(4/9)

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ В ЮЗОВКЕ ДООКТЯБРЬСКОГО

ПЕРИОДА

В.В. Олейников

В статье исследуются некоторые политико-правовые взгляды, сформировавшиеся на территории современного г. Донецка (Украина) в период до 1917 г. Рассматриваются политико-правовые точки зрения ряда мыслителей, общественных деятелей, писателей, так или иначе связанных с Юзовкой. Некоторые из них впервые вводятся в научный оборот историко-правовой науки.

Ключевые слова: Донбасс, Донецк, Юзовка, о. Порфирий Матвеевский, Л. А. Ишков, В. В. Берви-Флеровский, В. В. Вересаев, большевизм, меньшевизм, право войны и мира.

Тщательное и осмысленное изучение истории Донбасса, в свете последних исторических событий, является достаточно актуальной задачей, в том числе для науки истории государства и права, а также истории политических и правовых учений.

Населенный пункт Юзовка (современный г. Донецк), основанный в 1869 г. как заводское поселение Юзовского железоделательного завода Новороссийского общества (сегодня - Донецкий металлургический завод ОАО «Донецксталь») уже в первые пятьдесят лет существования (т. е. до событий 1917 г.) увеличил свое население до более чем 50 тыс. человек.

В последующие годы Донецк по праву стал считаться столицей Донбасса. Трагические события, начавшиеся в 2014 году на Донетчине и Луганщине, уносящие жизни тысяч людей, повергшие в глубочайший кризис и разруху промышленный комплекс, лишившие жилищ и средств существования множество населения требуют глубочайшего переосмысления истории развития данного региона, в том числе политико-правовых взглядов, которые здесь формировались и развивались. Военные действия, противоречащие существующим принципам современного международного права, жестокий геноцид мирного населения, проводимый путем бомбежек и артобстрелов обнажили несостоятельность ряда основополагающих идеологем и сделали очевидной необходимость построения новых концепций и идейных установок, призванных обеспечить мирное развитие и процветание донецкой земли в переформатированном правовом поле.

Для решения данной задачи необходимо осознать общую направленность политико-правовых взглядов, господствующих среди различных слоев населения Донбасса в разные годы. Потому целью данной статьи и является рассмотрение таких взглядов в первые, дореволюционные годы существования Юзовки.

Следует заметить, что в те времена, по выражению израильского профессора Т. Фридгута, Юзовка представляла собой «административную

аномалию», какими тогда являлись многие новые поселения Донбасса, стихийно разраставшиеся около заводов, шахт, железнодорожных станций и т. п. Их развитие не было подчинено ни каким законам. Для получения статуса города населенному пункту не хватало, в первую очередь, учредительного акта, а также мещанского управления (городской администрации) [1, р. 83]. Вопрос в отношении получения такими населенными пунктами юридического статуса города не был надлежащим образом урегулирован российским законодательством [2, С. 583, 584].

Как описывал в своих мемуарах Г. Б. Слиозберг, «Юзовка, делающая обороты, исчислявшиеся сотнями миллионов, - один из самых видных торговых и промышленных центров на юге России, - официально не существовала, а существовало лишь имение Новороссийского акционерного общества...». Он указывал, что «англичане Юзы создали из Юзовки тип феодального владения. Хозяином и распорядителем судеб всего населения было правление акционерного общества.». Юзовка была «самостоятельным княжеством. Внутри поселка господствовал один закон: воля Юза» [3, С. 134, 135].

В те времена в Юзовке и ее окрестностях постоянно вспыхивали всевозможные восстания, забастовки и другие акции массового неповиновения со стороны угнетенного рабочего населения - трудящихся заводов и шахт. Существенно увеличилось количество случаев подобного рода массовых протестов с 1905 года. Так, по свидетельству одного из наиболее известных историков Донецкого края Б. А. Красникова, только 1 мая 1908 г. и только на шахтах карповского и трудовского рудников (современный Петровский район г. Донецка) бастовало 3500 горняков. В этот день бастовали также горняки Рутченковского (Кировский район), Пастуховского (Червоногвардейский район г. Макеевки, слившегося в один мегаполис с г. Донецком), Рыковского (Калининский район) рудников и рабочие завода Боссе (современный машиностроительный завод Донгормаш в Ленинском районе города). Многолюдный митинг состоялся на руднике «Ветка» (Киевский район г. Донецка) [4, С. 118]. Среди шахтерских землячеств регулярно намеренно провоцировались властями драки. Как выразился один из местных полицейских того времени: «Когда бьются - хорошо, вот когда прекратят, тогда держи ухо остро, сговорятся проклятые» [5].

Разумеется, в местечке создались достаточно благоприятные условия для формирования соответствующих политических взглядов в среде мыслящих, образованных, прогрессивно настроенных людей - ученых, общественных деятелей и даже представителей духовенства, оказавшихся на Донбассе в эти годы.

Так среди работ, подготовленных священнослужителями, следует выделить книгу священника Александровской церкви при руднике Ветка, протоиерея отца Порфирия Александровича Матвеевского (1869/70-?) «Духовно-нравственное чтение, содержащее в себе обсуждение с христианской точки зрения различных вопросов современной общественной и нравственной жизни».

Об авторе этой книги до нас дошло мало сведений. Известно, что он был одним из девяти или десяти сыновей настоятеля Преображенской церкви Юзовки протоиерея о. Александра Георгиевича Матвеевского, окончил Черниговскую Духовную Семинарию, законоучитель, женат, имеет детей, посвящен в сан иерея в 1892 г., с 1895 г. - священник Александровской церкви при руднике «Ветка» Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (современный Киевский район г. Донецка).

Отец Порфирий излагает свою приверженность патриархальной теории происхождения государства, но при этом указывает, что «не естественная какая либо сила упрочивает политическую жизнь народов, а Тот кто „дает каждому человеку "жизнь, дыхание и все прочее. Тот сообщает и царствам силу и устрояет их благоденствие. "Им царие со славою царствуют, сильные пишут правду, вельможи величаются, властители держут землю" [Притч. 8:15-16]" , подчиненные благоденствуют» [6, С. 7].

Для верующего народа, оскорбить власть - означает, прогневить Бога, «возстать против власти - значит восстать на самого Господа» [6, С. 8]. Указывая, что благодаря вере народ России способен в любую минуту успешно противостоять внешней агрессии, священник утверждает: «Раздоры и несогласие самих граждан, - вот что, более всего губит царства» [6, С. 9].

Отец Порфирий, замечает, что вера - душа, оживляющая государство. Народ без веры - «многосложная толпа, а не благоустроенное общество и единодушное семейство. сборище граждан, но не братий единоплеменных. хоть соотчичей, но не сынов отчизны. Законы человеческие без высших начал и побуждений сами по себе слабы и недостаточны» [6, С. 10] пишет Матвеевский по поводу необходимости веры для соблюдения законодательства в государстве.

К вопросу о соотношении семьи и государства священник относился аналогично взглядам Аристотеля, замечая, что лицам недостойным лучше было бы вовсе запретить вступать в брак законодательно. Благополучные семьи, по мнению протоиерея, являются важнейшим фактором благополучия общества в государстве.

Весьма актуальными представляются с позиций сегодняшнего дня размышления отца Порфирия в отношении права войны и мира. Он предлагает следующее определение понятия войны с нравственной точки зрения: «война есть средство силою оружия отражать несправедливость и насилие и восстановлять требования справедливости» [6, С. 47].

Священник прямо указывает, что справедливыми подчас оказываются и наступательные войны, а именно тогда, когда «для защиты от врага приходится нападать на него первым», когда «государства посылают свои вооруженные силы для наказания и усмирения соседних хищнических племен, препятствующих мирному преуспеянию собственных граждан», и когда война ведется «для защиты не своего, но другого народа, для защиты народов слабых, бесчеловечно угнетаемых сильными». Отец Порфирий объясняет, что «движущей силой» таких войн является «воистину христианская любовь, полагающая душу свою за други своя» [6, С. 46, 47]. Такое понимание

правильной с религиозно-нравственной точки зрения позиции государства в отношении защиты людей той же веры и той же национальности, живущих за его пределами, является в свете последних событий весьма актуальным объектом для изучения.

Безусловно, проповеди духовенства оказывали огромнейшее влияние на прихожан (разумеется, подавляющее большинство жителей Юзовки и всего Донбасса были православными христианами), формировали соответствующие взгляды на государство, общество и свое место в них каждого подданного огромной Российской державы.

Тем не менее, политико-правовая мысль в Юзовке развивалась не только в контексте православного вероучения. Получили распространение и наиболее популярные в государстве «цивильные» политико-правовые идеи. Этому в немалой степени благоприятствовало то обстоятельство, что интенсивно развивающемуся населенному пункту и его «градообразующему» предприятию требовались специалисты, владеющие знаниями не только в сфере технических наук, но и экономики, географии, финансов, а также, среди прочего, -юриспруденции. Таким образом, в Юзовке назревала необходимость развития коммерческого образования. В результате длительных прений и борьбы с бюрократическими препятствиями 30 августа 1909 г. начало работу Коммерческое училище Юзовского общества «Просвещение». Это училище сумело стать значительным явлением в истории развития как технической, так и гуманитарной науки, а также как среднего технического, так и высшего образования Донетчины [7, С. 380].

До нас дошли свидетельства о некоторых преподавателях, работавших в этом училище. Так, одно время историю преподавал Николай Митрофанович Ольшанский (1885-?), выпускник Императорского Новороссийского университета по историческому отделению историко-филологического факультета и одногодичных курсов Одесского учебного округа для подготовки учителей и учительниц средних учебных заведений на отделении истории [8]. Законоучителем для лиц иудейского вероисповедания был Мордко Нухимович Гофнер [9], окончивший физико-математический факультет Новороссийского университета. Особенно следует выделить преподавателя Леонида Александровича Ишкова (1885-1927), впоследствии профессора, декана историко-филологического факультета Бакинского университета. Перу этого ученого принадлежит научная работа «Рабочее движение и государственное развитие Англии во второй половине ХУШ-го и в Х1Х-м столетии», затрагивающая вопросы истории государства и права Великобритании (была издана в Тифлисе в 1919 г.).

Перед тем, как приступить к описанию политико-правовых взглядов профессора Л. А. Ишкова, следует рассмотреть те факторы, под воздействием которых эти взгляды формировались. В первую очередь, надлежит отметить, что родился и вырос будущий ученый в многодетной семье служащего железной дороги. Среди его родственников было много представителей интеллигенции: ученые, педагоги, священнослужители.

После окончания Московского университета за активное участие в

революционном движении (в те годы Л. А. Ишков был членом партии меньшевиков) будущий профессор не мог быть оставлен на работе в нем и в 1911 г. отправился в Юзовку, где занялся педагогической деятельностью в вышеупомянутом коммерческом училище [10]. За политическую активность был снят с должности без права преподавать в учебных заведениях Министерства торговли и промышленности.

В 1916 году Л. А. Ишков был приглашен преподавать всеобщую историю на Тифлисские женские курсы. В 1917 году избирается приват-доцентом Закавказского университета. Принимает участие в работе с социал-демократами, но в июне 1918 года разрывает с ними и организует группу «социал-демократов интернационалистов». В Тифлисе он избирается гласным Городской Думы, а после февраля 1917 года становится попечителем Кавказского учебного округа. В это же время в Тифлисе он организовывает Народный университет и до отъезда в Баку возглавляет его.

При создании Бакинского университета Леонид Александрович был приглашен на кафедру с 1 ноября 1919 г., был секретарем историко-филологического факультета с 6 февраля 1920 г. и деканом факультета, с 23 ноября 1920 г., профессор Бакинского университета по кафедре всеобщей истории.

В ноябре 1920 г. Леонид Александрович становится профессором Бакинского Политехнического института, занимая на экономическом факульете кафедру истории экономических учений. В течение 6 лет Л. А. Ишков был деканом историко-филологического отделения фаукультета общественных наук и, наконец, педагогического факультета.

Также, в Высшей партийной школе Баку профессор читал лекции для преподавателей тюркской партийной школы. В 1920-21гг. он заведывал академическим отделом Наркомпроса, в последние годы был директором Городской библиотеки.

Его взгляды на развитие различных общественных движений и дающих этим движениям теоретическое обоснование социальных и политических учений Великобритании второй половины XVIII и XIX столетия представляют собой образчик историко-материалистического подхода к изучению предмета. В то же время написанная Л. А. Ишковым вышеупомянутая книга является переработкой учебного курса, прочитанного автором в 1918 г. в Тифлисском народном университете. Таким образом, по сути, это - учебник по истории учений о государстве Англии в очерченный период.

Описывая тенденции развития движения рабочего класса в Великобритании, Л. А. Ишков, очевидно, обращается и к собственному опыту наблюдения соответствующих процессов во время своего пребывания в бурлящей предреволюционными настроениями и насыщенной всевозможными забастовками, бунтами и другими акциями протеста рабочей Юзовке. Данное местечко, как уже упоминалось выше, управлялось англичанами, на английский манер, со всеми худшими особенностями, характерными для британской колониальной политики.

Методически автор исходит из принципа практической значимости той

или иной рассматриваемой им концепции. Он намеренно не углубляется в учения, которые, по его мнению, не оказались действенными «объединив вокруг себя различные группы ... общества», даже если они «по оригинальности и новизне своих положений имеют теоретическую ценность». Об этом Л. А. Ишков прямо признается уже во вступлении к своей книге [11, С. 1].

По мнению профессора, «Империализм, объединив под своим знаменем руководящие круги землевладельцев и буржуазии, их организованность и политическую опытность, стал огромной силой, подчинившей своему влиянию большинство и рабочего класса» [11, С. 188].

В своей книге автор указывает, что «рабочий класс, расширяя и укрепляя свои организации, в сумме условий общественной и государственной жизни стал очень важным слагаемым. Он выделил из своей среды многочисленную и культурную интеллигенцию, которая имела достаточно сил и культурных навыков для руководства не только чисто профессиональными, но и другими общественными делами [11, С. 189]». К такой интеллигенции можно смело отнести и самого Леонида Александровича.

Все-же, исторический материализм автора не трансформируется в марксизм-ленинизм окончательно. Он симпатизирует установившемуся в самой Великобритании в конце XIX в. государственному строю, который образовался, по мнению Л. А. Ишкова, в результате того, что «рабочие пошли по тому самому пути, который до них был проделан торгово-промышленным классом» и завоевали «соответствующую долю влияния . в направлении государственной политики». С его точки зрения «этот строй . как нельзя лучше приспособлен для мирного социального прогресса, для постепенных изменений, которые в конечном результате приводят к коренным преобразованиям всего общественного уклада» [11, С. 189].

Именно из-за своих меньшевистских взглядов Л. А. Ишков в 1919 г. остался в Баку: тамошний университет, деканом факультета которого он стал, еще некоторое время оставался средоточением профессуры, критически относящейся к марксистско-ленинскому учению.

В целом, Юзовка не была избалована вниманием известных ученых-юристов. Знаменательной страницей в истории развития общественных отношений между местным населением и властями в Юзовке можно считать адвокатскую деятельность известного ученого-юриста, магистра уголовного права Г. Б. Слиозберга касательно защиты прав еврейского населения местечка относительно его расселения на территории этого населенного пункта. Также адвокат представлял интересы юзовских евреев во время судебных процессов в связи с признанием страховым случаем массовой порчи их имущества во время холерных беспорядков 1902 г. Еще можно упомянуть о визите в 1888 г. в Юзовку Д. И. Менделеева, который, помимо прочего, был доктором права Эдинбургского университета.

В то же время, следует отметить, что несмотря на относительно небольшую прослойку интеллигенции в дореволюционной Юзовке, почва для формирования прогрессивных общественно-политических и юридических

взглядов оказалась весьма благодатной. Среди наиболее значимых ученых и общественных деятелей, чья судьба так или иначе была связана с Юзовкой, картины жизни, быта, социальной несправедливости которой оказали существенное воздействие на их мировоззрение, помимо вышеупомянутых, следует выделить В. В. Берви-Флеровского (1829-1918) и В. В. Вересаева (1867-1945).

Выдающийся социолог, экономист и публицист, идеолог народничества Василий Васильевич Берви-Флеровский последние годы своей жизни (с 1897 по 1918) прожил в Юзовке у своего сына Федора, работавшего здесь врачом. Именно здесь были написаны такие значимые его работы как «Критика основных идей естествознания» и «Краткая автобиография». В рамках исследования в сфере истории политико-правовых учений нас наиболее интересует первая из этих работ.

В данной книге излагается философия «мыслящего вещества». Издание подводит итог тридцатилетним усилиям автора по созданию «научной этики», которая, как он полагал, в отличие от религии и философии, сможет все же «научить человечество отличать добро от зла».

В ней ученый указывает на зависимость государственного аппарата от промышленников и землевладельцев: «Президенты, сенаторы, губернаторы, мэры, все считавшиеся руководителями как республиканской, так и демократической партии, стараются втереться в ряды предпринимателей и преклоняются перед князьями промышленности, потому что положение предпринимателей прочное, дает богатство., а положение по выборам очень шаткое» [12, С. 190]. Ученый гневно бичует те негативные явления, которые в современном обществе называются заидеологизированностью, информационной блокадой, информационными войнами: «Биржевые короли. через высшие учебные заведения, через печать и религию достигают того, что в народе распространяются именно такие политические и нравственные воззрения, какие им нужны для того, чтобы господствовать» [12, С. 9]. Актуальность подобных высказываний в контексте современной политической ситуации в Украине является очевидной.

Также на страницах «Критики основных идей естествознания» В. В. Берви-Флеровский сочувствует находящемуся в тяжелом материальном положении рабочему классу, обремененному «непосильным, разрушающим здоровье трудом» [12, С. 483].

Прогнозы дальнейшего общественного развития во взглядах мыслителя во многом созвучны взглядам марксистов в отношении развитого коммунизма, однако они не лишены влияния органической теории развития государства и права: «Идеалом устройства человеческого общества должно быть устройство человеческого организма. Подобно тому, как в организме человека все его части составляют гармоническое целое, единство разнороднейших органов и специальностей, из которых ни одна не эксплуатирует другой в свою пользу, а каждый живет вполне для всех и все живут вполне для каждой, так и новое общество должно быть обществом-организмом, где счастье каждого человека будет счастьем общества и обратно: счастье общества будет счастьем каждого

человека; личное благо и общественное благо сольются» [12, С. 518]. Остается лишь сожалеть о том, что этим утопическим прогнозам до сего дня так и не суждено было сбыться.

Деятельность В. В. Вересаева (настоящая фамилия - Смидович), на удивление, многогранна. Будучи кандидатом исторических наук, он получил второе высшее образование - медицинское и сумел с успехом реализовать себя на этом поприще, что и привело его в 1892 г. на Вознесенский рудник (территория современного Петровского района г. Донецка). Борясь тут с эпидемией холеры, он одновременно провел ряд существенных научных медицинских исследований. Но более всего В. В. Вересаев известен как писатель, публицист, переводчик и литературовед. Представитель социалистического реализма в русской литературе, марксист по убеждениям, В. В. Вересаев на Донетчине собирал материал для своих первых прозаических произведений: цикла «Подземное царство» и повести «Без дороги».

К сожалению, произведения цикла «Подземное царство» не были включены в полное собрание сочинений их автора, и будучи впервые напечатаны в 1892 г., впоследствии не переиздавались, а потому широкому кругу читателей остаются малоизвестными. Здесь с шокирующей достоверностью показаны условия труда и быт шахтеров Донбасса конца XIX в.: «Безобразные здания шахт, ряды рабочих землянок, удушливый запах каменноугольного дыма. На всем руднике - ни одного деревца, ни одного кустика; нет ни пруда ни ручейка.». Рассказывая о подземном труде горняков,

B. В. Вересаев рисует мрачные картины нечеловеческих условий этого труда: «Черные, мокрые фигуры шахтеров с чадящими лампочками. 11-12 летние мальчики, стоящие на сквозном ветру у вентиляционных дверей, голые, черные тела людей, мрак и сырость». Описывая тяжелый труд шахтера, который из «лавы» в «продольную» на протяжении двенадцатичасовой смены ползком возит уголь, запрягшись в сани, по «норе» 50 м. в длину и 55 см. в высоту, так называемого «саночника» (и такая работа еще считалась легкой!), автор с горечью констатирует: «Человек обращается в четвероногое» [13,

C. 136, 137, 141, 146].

В «Подземном царстве», «Без дороги», а также в рассказе «Поветрие», являющимся своего рода продолжением последней повести, писатель приветствует развитие промышленности в России и формирование «нового, глубоко революционного класса».

В своем произведении «„Наплевать!" (борьба за право) по Р. Иерингу» В. В. Вересаев рассматривает также и некоторые аспекты реализации гражданских правоотношений (в первую очередь - в сфере обязательственного и вещного права), а также юридической ответственности в Российской империи. Он замечает: «Трудно жить в стране, где люди вяло и равнодушно смотрят на попрание своих прав». Автор призывает к последовательной и методической защите в судебных инстанциях таких нарушенных прав граждан, как н.п., права потребителей. Он замечает, что в современном ему российском государстве эти права отстаивать еще не научились. Поэтому «беззаконие в стране все больше разрастается» [14, С. 11]. Увы, данное предостережение

классика в современном обществе незаслуженно забыто.

Огромное воздействие на общественное мнение пролетариата и части интеллигенции Юзовки оказала идеология большевизма. Коммунистические идеологемы пропагандировались такими видными представителями ВКП(б) как Г. И. Петровский, Артем (Ф. А. Сергеев), Я. В. Залмаев и др. В 1918 г. на Донбассе начал свою партийную деятельность будущий 1-й секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев. Идеологи коммунизма пропагандировали насильственное свержение монархии в стране, прекращение I Мировой войны, национализацию предприятий и земли, построение безклассового общества, атеизм и т. д. Эти идеи нашли широкую поддержку народных масс, угнетенных капиталистами (значительная часть которых была зарубежными колонизаторами).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что прогрессивные, гуманные идеи авторов, так или иначе связанных с Донетчиной, учившихся, живших или работавших на Донбассе в дооктябрьский период, зародились и получили развитие именно в связи с бедственным положением угнетаемого рабочего класса. Поэтому массовые стачки, акции протеста, кровопролитные столкновения с властями, а впоследствии - оформление власти советов и создание Донецко-Криворожской республики стали здесь вполне закономерными явлениями.

История имеет свойство повторяться. Она является суровым учителем жизни. К сожалению, забывая этот факт, мы обрекаем себя на повторное совершение уже когда-то допущенных ошибок. Сейчас на Донбассе происходят события, в определенной мере схожие с теми, что имели место в начале XX века. В связи с этим, важность дальнейшего изучения историко-правового аспекта развития Донетчины и Луганщины представляется несомненной. Этот материал еще должен найти своего объективного и беспристрастного исследователя.

Список литературы:

1. Friedgut Th. H. Life and Work in Russia's Donbass, 1869-1924. - Vol. I, -Princeton, New Jersey: Princeton university press, 1989. - 361 p.

2. Олейников В. В. До питання про дiяльнiсть влади та функщонування законодавства на територп мютечка Юзiвки у дожовтневий перюд (1869-1917рр). // Джерела права Украши, шших краш та мiжнародноï спшьноти : iсторiя та сучаснють : матерiали XXIX Мi-жнародноï iсторико-правовоï конференцп 19-22 вересня 2013 р., м. Феодошя / ред. колепя : I. Б. Усенко (голова), А. Ю. 1ванова (вщп. секр.), О. А. Гавриленко, I. А. 1ваншков, В. С. Кириченко, Н. М. Крестовська, О. О. Малишев, I. В. Музика, О. О. Редькша, С. В. Ромшський, С. О. Шаляпш, О. Н. Ярмиш. - Кшв; Омферополь : Ушверсум, 2013. - С. 583-588.

3. Слюзбергь Г. Б. Дь ла минувшихъ дней. Записки русскаго еврея. - Т. 2, - Па-рижь: Б. и., 1933. - 331 с..

4. Красников Б. А. История донецкой Петровки. Хронологические заметки с древних времен до наших дней. - [Рукопись:] / Б. А. Красников - М. -

Донецк: Б. и., 1971-2002. - 419 с.

5. Петровська мюька бiблiотека фшал № 7 Донецько! центрально! бiблiотечноi системи. Ф. Сторiнки юторп Петровки в фотоматерiалах та спогадах (1922-1972). - Док. 6. Петровскому райкому КПСС. Петровка до революции. - Л. 2

6. Матвь евскш П. А. Духовно-нравственное чтеше, содержащее въ себь обсуждеше съ хрисланской точки зрь нiя различныхъ вопросовъ современной общественной и нравственной жизни. - Юзовка: Паровая типoгpафiя И. А. Пенякова, 1903. - 58 с.

7. Олейников В. В., Гончаров А. В. Развитие юридической науки и образования в Юзовском коммерческом училище // Юридическая наука и образование в условиях глобализации: состояние и перспективы развития: материалы международной научно-практичной конференции, посвященной 30-летию экономико-правового факультета Донецкого национального университета (24-25 октября 2013 г.) / Донецкий национальный университет; под общей ред. д. ю. н., проф. А. Г. Бобковой. - Донецк: ДонНУ, 2013. - С. 379-383.

8. Государственный архив Донецкой области (ГАДО), ф. 32, оп. 1, л. 7.

9. ГАДО, ф. 32, оп. 1, л. 3.

10. Ишков Леонид Александрович - декан историко-филологического факультета Бакинского Университета, профессор (1885—1927). // [Электронный ресурс:]-

Мр:/А^^^оигЬаки.сот/тёех.рЬр5?1Ме=Ишков Леонид Александрович -_декан_историко-

филологического_факультета_Бакииского_Университета,_профессор&о1ё1ё=67 170

11. Ишковъ Л. А. Рабочее движете и государственное развипе Англш во второй половинь XVIII и въ XIX-м столь тш. - Тифлисъ: Типoгpафiя Союза Городовъ Республики Гpузiя, 1919. - 190 с.

12. Флеровскш Н. В. Критика основныхъ идей естествознашя. - СПб.: Типoгpафiя Монтвида, 1904. - 525 с.

13. Вересаевъ В. В. Подземное царство // Книжки Недели. - 1юнь, 1892 г. - С. 126-146.

14. Вересаевъ В. В. «Наплевать!» (борьба за право) По Р. 1ерингу. - М.: Т-во «Книгоиздательство писателей въ Москвь », 1917. - 15 с.

Олейников Валерий Владимирович, канд. юрид. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права АНОО ВО «Одинцовский гуманитарный университет» (Россия, Московской обл., г. Одинцово)

POLITICAL AND LEGAL IDEAS IN HUGHESO VKA IN THE PRE-OCTOBER PERIOD

V.V. Olejnikov

This article explores some of the political and legal views, formed on the territory of the modern city of Donetsk (Ukraine) in the period prior to 1917. Are considered political and legal point of view, a number of thinkers and public figures, writers, one way or another connected with Hughesovka. Some of them are first introduced into scientific use of historical and legal science. Keywords: Donbass, Donetsk, Hughesovka, father Porphyry Matveevsky, L. A. Ishkov, V. V Bervi-

Flerovsky, V. V. Veresaev, Bolshevism, Menshevism, the law of war and peace.

Olejnikov V.V., candidate jurid. Sciences, Lecturer of Chair of the Theory and History of State and Law of the Odintsovo University for the Humanities (Russia, Moscow reg., Odintsovo).

УДК 342.5

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.М. Поляков

В статье рассмотрены и проанализированы полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию коррупции в системе государственного управления. Изучены положения антикоррупционных нормативных правовых актов, планов и программ, направленных на минимизацию коррупционных проявлений в государственном управлении.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, органы исполнительной власти, антикоррупционные нормативные правовые акты.

Оценивая существующие сегодня угрозы в области государственного управления, необходимо отметить, что одной из самых опасных среди них является именно коррупция. Данное социально-правовое явление крайне отрицательным образом сказывается на существующей системе государственно-властных отношений. Коррупция резко снижает эффективность государственного управления, разрушает концептуальные основы функционирования государственной службы, уменьшает доверие населения к органам исполнительной власти. В этой связи, автор разделяет справедливое мнение ведущих учёных-правоведов Тульского государственного университета А.Ю. Головина, Е.С. Дубоносова, С.Н. Ковалева, которые небезосновательно отмечают тот факт, что коррупция в рамках общественных отношений «существенно влияет на разрушение социальных связей, падение нравственных устоев, ведёт в нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности» [1, с. 3]. Применительно к теме данной статьи, автор также хочет отметить очень актуальную позицию профессора Д.К. Нечевина, который предлагает всесторонне познать специфические законы функционирования коррупции и выработать адекватные методы воздействия на её делинквентные проявления, замечая при этом, что от этого зависит будущее современной государственности [2, с. 175].

Для преодоления сложившейся негативной ситуации в Российской Федерации последние несколько лет проводится целый комплекс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.