Научная статья на тему 'Политико-правовые убеждения альтернативных логиков'

Политико-правовые убеждения альтернативных логиков Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
183
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЛОГИКА / ЛИБЕРАЛИЗМ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ДИССИДЕНТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ALTERNATIVE LOGIC / LIBERALISM / HUMAN RIGHTS / DISSIDENTS MOVEMENT / IDEOLOGICAL CONFLICT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баранец Наталья Григорьевна, Веревкин Андрей Борисович, Горшкова Анастасия Владимировна

В работе проводится анализ политических и правовых взглядов отечественных основоположников альтернативных логик Н.А. Васильева и А.С. Есенина-Вольпина. Показано, как их концептуальная научная позиция отразилась на их социальных убеждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Баранец Наталья Григорьевна, Веревкин Андрей Борисович, Горшкова Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contents the analysis of political and law views of domestic founders in alternative logic – N.A. Vasyliev and A.S. Esenin-Volpin. It`s showed that their conceptual scientific position was reflected on their social convictions.

Текст научной работы на тему «Политико-правовые убеждения альтернативных логиков»

Наталья БАРАНЕЦ, Андрей ВЕРЕВКИН, Анастасия ГОРШКОВА

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УБЕЖДЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ЛОГИКОВ

В работе проводится анализ политических и правовых взглядов отечественных основоположников альтернативных логик -НА. Васильева и А.С. Есенина-Вольпина. Показано, как их концептуальная научная позиция отразилась на их социальных убеждениях.

The article contents the analysis of political and law views of domestic founders in alternative logic - N.A. Vasyliev and A.S. Esenin-Volpin. It's showed that their conceptual scientific position was reflected on their social convictions.

Ключевые слова:

альтернативная логика, liberalism, human rights,

БАРАНЕЦ Наталья Григорьевна — д.филос.н, доцент; профессор кафедры философии УлГУ n_baranetz@mail.ru

ВЕРЕВКИН Андрей Борисович — к.физ.-мат.н., доцент; доцент кафедры алгеброгеометрических вычислений УлГУ a_verevkin@mail.ru

ГОРШКОВА

Анастасия Владимировна — аспирант кафедры философии УлГУ it@uisu.ru

либерализм, права человека, диссидентское движение, идеологический конфликт; alternative logic, dissidents movement, ideological conflict.

Российская наука дала миру немало ученых, указавших новые направления развития логики, таких как П.С. Порецкий, Н.А. Васильев, А.А. Марков - мл., Д.А. Бочвар, И.Е. Орлов, А.И. Мальцев, А.С. Есенин - Вольпин. Нужна немалая дерзость, чтобы предложить научному сообществу новые способы рассужде -ния. Рассмотрим взгляды только двух из них: медика и философа Н.А. Васильева и математика и правозащитника А.С. Есенина -Вольпина.

Николай Александрович Васильев родился в 1880 г. в семье известного математика А.В. Васильева. Его взгляды сформиро -вались в кругу университетских ученых, не боявшихся защищать либерально -демократические идеи1. Отец входил в ЦК партии кадетов, в 1906 г. стал депутатом Первой Государственной думы от Казанской губернии, в 1907 г. был избран в Государственный совет от Академии наук, а в 1910—1914 гг. был членом Санкт - Петербургской городской думы. Его сын не мог остаться в стороне от обществен -ных проблем, горячо обсуждавшихся в семейном кругу. Обучаясь на медицинском факультете Казанского университета, 11 марта 1901 г. Н.А. Васильев участвовал в студенческой сходке и уличной демон страции, организованных по поводу репрессий против студентов Киевского университета, отданных в солдаты. Васильева аресто -вали и поместили под надзор полиции.

В 1904 г. Н.А. Васильев окончил медицинский факультет и стал сельским врачом, а в 1906 г. он сдал выпускные экзамены историко - филологического факультета. Успехи Н.А. Васильева в науках были значительны, его оставили в Казанском универси тете для подготовки к профессорскому званию по кафедре филосо -фии. За четыре года интенсивного изучения проблем психологии и философии он пришел к своей главной идее воображаемой логики. В мае 1910 г. Васильев прочитал в Казанском университете лекцию с изложением ее оснований и был принят приват доцентом на кафе дру философии.

Развитие логики в XIX в. происходило не столько из переосмыс -ления внутренних проблем логики, сколько в связи с влиянием на нее естественных наук, и в частности — математики. Увеличение числа преподавателей философии и логики в XIX в. было фактором интенсификации логических исследований. В итоге в России поя вились крупные логики. Так, М.И. Каринский попытался постро -ить аксиоматико -дедуктивную систему логики и охватить ею все

1 Бажанов В.А. Н.А. Васильев и его воображаемая логика. Воскрешение одной забытой идеи. — М. : Канон+, 2009; он же. История логики в России и СССР. — М. : Канон+, 2007.

виды умозаключений. Л.В. Рутковский, наравне с отношением тождества, включил в классификацию типов умозаключений отношения сходства и сосуществования. П.С. Порецкий развивал методы решения логических равенств. Переосмысление традиционных проблем логики того вре -мени было одной из причин появления «воображаемой логики» Н.А. Васильева.

Идея об эмпирическом происхождении закона исключенного третьего и его неуни -версальности появилась у Н.А. Васильева в результате изучения частных сужде -ний традиционной логики Аристотеля. Построение Васильевым логической системы без закона непротиворечия (впо -следствии она была названа паранепро тиворечивой) произошло не без влияния парадоксов, обнаруженных незадолго до того времени Кантором (1899), Бурали -Форти (1897), Расселом (1902), Ришаром (1905), Бери (1906), Греллингом (1908). Н.А. Васильев отменил закон непротиво речия и допустил фактическую осмыслен ность индифферентных суждений вида — есть Р и не Р», приняв в отношении к избранной системе закон исключенного четвертого.

Стоит отметить, что в ближнем кругу коллег в Казанском университете поиски Н.А. Васильева были восприняты благо желательно, но явных сторонников у него не было. Ведь он выступал против аристо -телевской логики, которая и теперь зача -стую воспринимается в качестве един -ственной «общечеловеческой» основы мышления. Н.А. Васильев же утверждал, что кроме аристотелевской логики воз можна иная логика, создающая своеобраз ный и непривычный мир.

В 1914 г. Н.А. Васильев ушел врачом на войну. Ее ужасы, бесправие и угнетение солдат вызвали у философа душевный кри -зис. В 1916 г. Н.А. Васильев был демобили -зован. В 1917 г., попав в кровопролитный водоворот революции, он отвергает проис ходящее и в то же время считает его неиз бежным. Н.А. Васильев увидел аналогию между падением Римской империи и цар ской России. Революция, по его мнению, должна была привести к обновлению соци ального организма. В 1922 г. Н.А. Васильев в возрасте 42 лет был отправлен на пенсию как профессор, не соответствующий требо ваниям новой власти. Наукой он занимался мало и в 1940 г. умер в Казанской психиа -трической больнице.

Александр Сергеевич Есенин Вольпин родился в 1924 г. в Ленинграде. Он был внебрачным сыном поэта Сергея Александровича Есенина и перевод чицы Надежды Давыдовны Вольпиной. С.А. Есенин видел сына лишь однажды, в отсутствие матери, незадолго до своей гибели. А.С. Есенина - Вольпина воспи -тал отчим, известный биофизик Михаил Владимирович Волькенштейн. В 1946 г. А.С. Есенин Вольпин окончил механико математический факультет МГУ и в 1949 г. защитил кандидатскую диссертацию по общей топологии под руководством П.С. Александрова. С конца 1960 х гг. он начал строить собственную логическую теорию, названную ультраинтуициониз мом. Научное мировоззрение Есенина Вольпина можно отнести к скептицизму и антиэмпиризму. Он сомневается в единственности натурального ряда, в его существовании и в применимости к нему принципа индукции. С интуиционизмом его теорию роднит отказ от некоторых традиционных законов, использующих отрицание. Он считает необходимым привлечение в логику дополнительных модальностей. Его система отличается от интуиционизма Брауэра. Интуиционисты мало озабочены строгостью рассуждений, считая, что понятие доказательства не может быть формализовано. А.С. Есенин Вольпин, напротив, уделяет доказатель ству много внимания в рамках пока еще не достроенной им теории диспутов. Своей главной математической целью он поставил обоснование непротиворечи вости аксиоматической теории множеств Цермело - Френкеля. Кроме того, Есенин -Вольпин надеется, что его идеи пригодятся для строгого логического обоснования всех наук, в том числе и гуманитарных. Поэтому он относит свое направление к фундаментализму1.

А.С. Есенин- Вольпин известен как участник советского диссидентского движения 50 - х—60 - х гг.2 После оконча -

1 Есенин- Вольпин А.С. Об антитрадиционной (ультраинтуиционистской) программе оснований математики и естественнонаучном мышлении // Вопросы философии, 1996, № 8, с. 100-136.

2 Корсун Л. Дожить до ста двадцати. Александр Есенин- Вольпин // http://www.peoples.ru/family/ cЫ1dren/a1exander_esemn- то1рт/; 35 -летие пер -вой громкой насильственной госпитализации по политическим мотивам // Независимый психиатрический журнал, 2003, № 4; http://www.npar.ru/ journa1/2003/4/35years.htm

ния аспирантуры и защиты диссерта -ции он получил направление на работу в Черновицкий университет. В 1949 г. он был арестован за чтение антисоветских стихов в кругу друзей, признан психиче -ски больным и принудительно помещен в ленинградскую психиатрическую боль -ницу. В 1950 г. Есенина- Вольпина сослали в Караганду. После амнистии 1953 г. он вернулся в столицу. С 1957 по 1968 гг. его неоднократно арестовывали, заключая то в психиатрические клиники, то в тюрьму. Причиной преследований было публично выражаемое инакомыслие, стихи, направ -ленные против советской идеологии, и общение с иностранцами.

Есенин-Вольпин последовательно строил свою жизнь на основании убеж дений. Будучи логиком, он настаивал на соблюдении советских законов, которые в своей письменной форме гарантировали основные права человека — свободу слова и совести, право на свободный труд, отдых, социальные гарантии и гласный суд. Проблема была в том, что написан ные законы не принимали всерьез ни советское государство, ни его граждане. Позиция Есенина Вольпина восприни малась даже единомышленниками как опасное чудачество, а государственными мужами — как изощренное издевательство. После ареста в сентябре 1965 г. писателей Даниэля и Синявского Есенин - Вольпин стал одним из организаторов «митинга гласности» на Пушкинской площади 5 декабря 1965 г. В 1967 и 1968 гг. он орга низовывал петиции против нарушений законности при уголовном и психиатри ческом преследовании инакомыслящих. В феврале 1968 г. насильственное поме щение Есенина Вольпина в психиатри ческую больницу вызвало массовый про тест ученых- математиков («Письмо 99» и отдельное письмо министру здраво охранения академиков П.С. Александрова и А.Н. Колмогорова). Даже находясь в лечебнице, Есенин Вольпин продолжал работать: он переводил на русский язык замечательную книгу Пола Коэна «Теория множеств и континуум - гипотеза». После освобождения Есенин - Вольпин продол -жил свои научные исследования и уча стие в диссидентском движении. В ноябре 1970 г. он стал экспертом Комитета прав человека в СССР. Постоянные угрозы со стороны репрессивных органов государ -ства и возможность последующих неза

конных удержаний в больницах и тюрьмах подтолкнули его к эмиграции в 1972 г.

В «Свободном философском трактате» А.С. Есенин - Вольпин написал: «Мысль состоит в поисках истины, а жизнь — в поисках пользы... Тут конфликт. (А) Как живое существо, я ставлю жизнь выше мысли. (В) Как мыслящее существо, я ставлю мысль выше жизни». Есенин Вольпин избрал путь свободно мыслящего существа, добиваясь, чтобы разум улучшал жизнь сограждан. Его действия противо -речили обывательскому здравомыслию, до сих пор порождая попытки обесце -нить его общественную деятельность и отвергнуть его вклад в науку1. Претензии к Есенину - Вольпину с либеральной позиции стали высказывать и некоторые интеллектуалы, ту эпоху почти не застав шие. Дело Есенина - Вольпина излагается ими довольно постыдным образом. Будто бы психически больной человек, не доро жащий социальным статусом ученого и дарованными материальными благами, возбудил по ничтожному поводу столич ную математическую общественность, приведя эту общественность к трагиче ским для многих последствиям — кого -то не пустили на заграничную конференцию, кто то поменял работу, кого то раскрити ковали на партсобрании.

Дискуссия по поводу научной и обще ственной деятельности А.С. Есенина -Вольпина обнаруживает скрываемые научным сообществом препоны на пути концептуальных инноваций и те средства, которыми «нормальная наука» порою защищает себя от революционных пре образований. Напрашивается аналогия с Лобачевским, автором неевклидовой гео -метрии, также заочно объявленным сумас -шедшим его академическими оппонен тами, которые оказались неспособными понять суть проблемы. Путь «логического еретика» в науке особенно тернист, ведь он покушается на реликвию — общеприня тый метод и пробуждает осознание инди видуального смысла научной работы.

Статья написана при поддержке гранта РФФИ № 13-06-00005.

1 Неретин Ю.А. Золотому веку не бывать! Москва, 9 марта 1968 // http://mat.unMe. ac.at/~neгetin/misc/1968plus.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.