Научная статья на тему 'Политико-правовые аспекты права на труд и защиту от безработицы'

Политико-правовые аспекты права на труд и защиту от безработицы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1340
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА ТРУД / ЗАНЯТОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / БЕЗРАБОТИЦА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА / ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / РЫНОК ТРУДА / RIGHT TO WORK / EMPLOYMENT / POLITICAL CONTROL / UNEMPLOYMENT / NORMATIVE FRAMEWORK / STATE PROTECTION / LABOR LAW / EMPLOYMENT CONTRACT / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бейдин Сергей Владимирович

Рассмотрены содержание прав и свобод человека и гражданина, реализация на практике права на труд, провозглашенного Конституцией РФ. Отмечено, что смысл существования любой конституции права и свободы человека и гражданина, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для конкретного человека, так и в целом для государства. Подчеркнуто, что для человека право на труд является условием достойного и свободного его существования, естественным правом на участие в решении вопросов устройства и управления обществом, удовлетворения его материальных и духовных потребностей. Делаются выводы о взаимосвязи конституционно закрепленных прав и свобод на труд с развитием государства. Само существование государства, общества обеспечивается совокупной деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятельности. Поэтому основные права и свободы не только признаются государством именно в конституции, но и защищаются им как необходимое условие его существования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AND LEGAL DIMENSIONS OF THE RIGHT TO WORK AND PROTECTION AGAINST UNEMPLOYMENT

The article is about the content of the rights and freedoms of man and citizen, practical realization of the right to work, proclaimed by the Constitution of the Russian Federation. It allowed to make a number of general conclusions. The reason of existence of any Constitution is human rights, freedoms and civil rights, which are vital and have a great social significance for both individual and for the whole state. It was pointed out in the article that the human right to work is a prerequisite for its dignified and free existence, natural right to deal with the matters of organization and corporate governance and satisfaction of its material and spiritual needs. It was concluded that constitutionally enshrined rights and freedoms for development of the state are interrelated. The very existence of the state and society is provided by the aggregate forces of people in all spheres of their life. Therefore, fundamental rights and freedoms are recognized by the state not only in the Constitution, but are also protected as a necessary condition of its existence

Текст научной работы на тему «Политико-правовые аспекты права на труд и защиту от безработицы»

Политология

УДК 11.15.45

DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-7-34-41

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВА НА ТРУД И ЗАЩИТУ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ

POLITICAL AND LEGAL DIMENSIONS OF THE RIGHT TO WORK AND PROTECTION AGAINST UNEMPLOYMENT

Рассмотрены содержание прав и свобод человека и гражданина, реализация на практике права на труд, провозглашенного Конституцией РФ.

Отмечено, что смысл существования любой конституции — права и свободы человека и гражданина, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для конкретного человека, так и в целом для государства.

Подчеркнуто, что для человека право на труд является условием достойного и свободного его существования, естественным правом на участие в решении вопросов устройства и управления обществом, удовлетворения его материальных и духовных потребностей.

Делаются выводы о взаимосвязи конституционно закрепленных прав и свобод на труд с развитием государства. Само существование государства, общества обеспечивается совокупной деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятельности. Поэтому основные права и свободы не только признаются государством именно в конституции, но и защищаются им как необходимое условие его существования

Ключевые слова: право на труд; занятость; политическое управление; безработица; нормативно-правовая база; государственная защита; трудовое законодательство; трудовой договор; рынок труда

The article is about the content of the rights and freedoms of man and citizen, practical realization of the right to work, proclaimed by the Constitution of the Russian Federation. It allowed to make a number of general conclusions .

The reason of existence of any Constitution is human rights, freedoms and civil rights, which are vital and have a great social significance for both individual and for the whole state.

It was pointed out in the article that the human right to work is a prerequisite for its dignified and free existence, natural right to deal with the matters of organization and corporate governance and satisfaction of its material and spiritual needs.

It was concluded that constitutionally enshrined rights and freedoms for development of the state are interrelated. The very existence of the state and society is provided by the aggregate forces of people in all spheres of their life. Therefore, fundamental rights and freedoms are recognized by the state not only in the Constitution, but are also protected as a necessary condition of its existence

Key words: right to work; employment; political control; unemployment; normative framework; state protection; labor law; employment contract; labor market

S. Beydin, Transbaikal State University, Chita

С. В. Бейдин, Забайкальский государственный университет, г. Чита beydina@inbox.ru

Право на труд, как неотъемлемый элемент свободы личности, провозглашено в ст. 37 Конституции РФ. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или иной род деятельности и занятий [4]. Он может заключить трудовой договор с предприятием, учреждением, организацией или самостоятельно обеспечивать себя работой в качестве предпринимателя, фермера, члена кооператива, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Правовой базой права на труд являются Конституция РФ [4], Всеобщая декларация прав человека 1948 г. [3] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. [2].

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы, касающиеся таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призванные обеспечить физические, материальные, духовные социально значимые потребности личности.

В ст. 37 Конституции РФ получил закрепление провозглашенный в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека (1948) принцип свободы труда. Провозглашением свободы труда устанавливается также запрещение в какой-либо форме отрицать или ограничивать эту свободу, обращенное к неопределенному кругу субъектов, обязанных уважать данную свободу, т.е. практически к любому возможному нарушителю свободы. Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит ущерба правам других физических или юридических лиц или общественной безопасности. Субъектом этого права является каждый человек. Свобода труда обеспечивается правом каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Эти положения базируются на общих нормах международно-правового регулирования, направленных на искоренение дискриминации в отношении труда и занятости. Дискриминация определяет-

ся как всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения, социального происхождения (или по любой другой причине, оговоренной государством) и приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей доступа к труду и к различным занятиям, а также к профессиональному обучению.

Однако право свободного выбора конкретной профессии, деятельности не должно отождествляться с правом на занятие конкретной должности, связанной с этой деятельностью, поскольку в ч. 1 комментируемой статьи не закрепляется право на получение работы по избранной профессии, роду деятельности и не гарантируется право на занятие той или иной должности в определенном населенном пункте в конкретной организации. Ни в одном государстве право на свободный выбор деятельности не корреспондируется с его обязанностью предоставить выбранную деятельность. Обязанностью государства является создание такой системы профессиональной ориентации и содействия занятости населения, которая бы способствовала осуществлению гражданами их права на свободное распоряжение своими способностями к труду.

Трудовое законодательство содержит нормы, направленные на обеспечение свободы труда (ст. 2, 15, 72, 80 ТК РФ). Свобода договора закреплена и нормами гражданского законодательства (ст. 421 ГК). По общему правилу изменение и расторжение гражданско-правового договора возможно по соглашению сторон (ст. 450 ГК). Не является нарушением принципа свободы труда лишение судом права занимать определенные должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься профессиональной или иной деятельностью. Оно применяется как основной или дополнительный вид наказания за совершение отдельных преступлений (ст. 47 УК) и устанавливается на определенный срок (до 5 лет).

Ограничение трудовой правосубъектности может быть лишь частичным и вре-

менным. Полное лишение граждан трудовой правосубъектности не допускается. Несоблюдение установленных законом условий и порядка ограничения дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской либо иной деятельностью влечет недействительность акта государственного или иного органа, устанавливающего соответствующее ограничение (п. 2 ст. 22 ГК).

Согласно международно-правовым нормам, не могут рассматриваться как ограничение права на выбор деятельности требования, связанные с необходимостью подтвердить свою профессиональную пригодность к выбранной работе (например, требования о лицензировании отдельных видов деятельности, конкурсном приеме на определенные должности, проведение аттестации для занятия некоторых должностей).

В Конвенции Международной Организации Труда № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957) предусматривается запрещение принудительного или обязательного труда, прежде всего, в качестве средства политического воздействия или меры наказания за наличие или выражение политических взглядов либо идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе.

Трудовой кодекс, вступивший в силу с 1 февраля 2002 г., внес существенные новации в регулирование трудовых отношений. Так, одним из основополагающих принципов трудового законодательства является право каждого на свободный труд. В ст. 2 Трудового кодекса РФ он звучит следующим образом: «Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который соглашается...»

[5].

Можно констатировать, что в Законе недостаточно внимания уделено самозащите работниками трудовых прав, отсутствуют гарантии в получении работником заработной платы в связи с нарушением работодателем права человека на жизнь и свободу труда (ст. 142 ТК, гл. 59 ТК).

Отметим еще один важный, признанный всеми принцип трудового права, получивший закрепление среди обязанностей работодателя, однако не попавший в перечень принципов правового регулирования трудовых отношений. Речь идет о принципе равной оплаты за труд равной ценности, который приобрел особую актуальность для правоприменения. Конечно, нельзя игнорировать тот факт, что в ст. 2 отмечен принцип по обеспечению права каждого работника на своевременную и в полном объеме выплату справедливой заработной платы. Но, видимо, этого на сегодняшний день недостаточно.

Приведенные примеры подтверждают значимость основополагающих принципов, заявленных в Трудовом кодексе РФ. Однако лишь правоприменительная практика сможет подтвердить их действенность и результативность.

Характеристика права на труд всегда связана с набором тех правомочий гражданина, которые ему гарантированы государством при использовании им способности к труду. Нормативное содержание конституционного права на труд, исходя из ч. 1—3 ст. 37 Конституции РФ, включает: правомочие на свободный труд, т.е. труд, который работник свободно выбирает или на который он свободно соглашается; правомочие свободно распоряжаться своими способностями к труду; правомочие свободно выбирать род деятельности и профессию; правомочие на труд в безопасных и здоровых условиях труда; правомочие на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; правомочие на защиту от безработицы, правомочие на защиту права на труд в судебном порядке.

Право на труд в безопасных и здоровых условиях труда неразрывно связано с охраной труда, решению проблем которой Российское государство придает особое значение [6]. Вопросам охраны труда посвящены и нормы Трудового кодекса РФ, регламентирующие осуществление надзора и контроля над соблюдением здоровых и

безопасных условий труда и законодательства о труде. Кроме того, в кодексе имеются специальные нормы по охране труда для женщин и молодежи.

Гарантии охраны труда, предусмотренные Конституцией РФ, основаны на общепризнанных принципах международного права, выработанных международным сообществом. Так, согласно ст. 23 Всеобщей декларации прав человека (1948), каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы. Права трудящихся на справедливые условия труда, на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на справедливое вознаграждение, достаточное для поддержания нормального уровня жизни их самих и их семей [3].

Право работников на здоровые и безопасные условия труда является составной частью более широкого конституционного права граждан на охрану здоровья, гарантированного ч. 2 ст. 7 Конституции РФ. Создание безопасных условий работы — один из элементов охраны труда, который регламентируется законодательством.

Законодательство об охране труда постоянно совершенствуется и на сегодняшний день закрепляет высокий уровень гарантий для работников. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78 утверждено Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации. К числу ее основных задач и подведомственных ей государственных инспекций труда относится осуществление государственного надзора и контроля над соблюдением законодательства об охране труда среди работников и работодателей.

Наемный труд всегда труд возмездный. Государство, регламентируя вопросы оплаты труда в нормативных актах, основывается на двух положениях ч. 3 ст. 37 Конституции РФ: о запрете какой-либо дискриминации в оплате труда и установлении минимального размера оплаты труда, обязательного для всех категорий работодателей. Поскольку речь идет о запрете

какой-либо дискриминации в оплате труда, то, следовательно, этим понятием охватываются все критерии, перечисленные в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ. Учитывая, что установленный в ней перечень обстоятельств не является исчерпывающим, должна быть исключена дискриминация в оплате труда и по другим обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работников и результатами их труда.

Сдерживающим фактором от незаконных увольнений с работы является возможность восстановления на работе через суд с оплатой времени вынужденного прогула. Снижению числа незаконных увольнений работников, а следовательно, защите их от безработицы, содействует ряд норм, закрепленных в Трудовом кодексе РФ. Так, согласно этим нормам, в судах общей юрисдикции по заявлениям работников рассматриваются трудовые споры о восстановлении на работе независимо от оснований для прекращения трудового договора (контракта). В случае увольнения работника без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения принимается решение о восстановлении его на прежней работе. Суд возлагает материальную ответственность на должностное лицо, виновное в незаконном увольнении. Дополнительной гарантией выступает норма ст. 396 Трудового Кодекса РФ о немедленном исполнении решения суда о восстановлении работника на работе. При задержке работодателем исполнения решения суда о восстановлении на работе незаконно уволенного суд выносит определение о выплате ему среднего заработка за все время задержки. Названным целям служит и ст. 419 Трудового Кодекса РФ, устанавливающая за нарушение законодательства о труде ответственность должностных лиц вплоть до уголовной.

В то же время положение дел на рынке труда за годы проведения рыночных реформ значительно ухудшилось, и тенденция к изменению ситуации к лучшему в последние два года лишь обозначилась. Рынок труда все еще характеризуется преобладанием численности высвобождаемых

работников над численностью работников, принятых на работу; высокой численностью безработных; значительным наличием неполной занятости и скрытой безработицы; обострением ситуации с безработицей по целому ряду регионов России и во многих отраслях народного хозяйства; увеличением продолжительности безработицы; изменением профессионально-квалификационной структуры безработных за счет возрастания доли высококвалифицированных специалистов, особенно старше 50 лет, и работников массовых профессий.

Занятость и безработица являются наиболее острыми экономическим и социальными проблемами рыночной экономики. В целом ситуацию в сфере занятости в России специалисты характеризуют как кризисную, что вызвано развалом финансовой системы, падением объемов производства, свертыванием инвестиций. Снижается число предлагаемых работодателями рабочих мест, реальный сектор экономики утрачивает рабочие места без адекватного их формирования в других секторах экономики.

Проблемы развития нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда. Активная политика занятости содержит комплекс государственных действий, направленных на искоренение глубинных причин вынужденной безработицы. Данная безработица представляет собой разницу между безработицей фактической и естественной (соответствующей уровню полной занятости). Основная цель активной политики — содействие в трудоустройстве гражданам, потерявшим работу.

Из большого спектра проблем государственного регулирования занятости и рынка труда выделим его основные направления:

— регулирование развития системы рабочих мест;

— регулирование спроса на рабочие места;

— государственная политика в развитии системы образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров [7].

Безработица в России представляет реальную угрозу для развития общества, является основным фактором расширения бедности и деградации населения. Наибольшие потери реальных рабочих мест наблюдаются на предприятиях военно-промышленного комплекса, в машиностроении, легкой промышленности, сельскохозяйственном секторе. В первую очередь в категорию безработных попадают граждане с ограниченной возможностью трудоустройства: женщины, имеющие детей, молодежь, лица предпенсионного возраста, военнослужащие, уволенные из армии и не имеющие гражданской специальности, инвалиды. Дополнительную нагрузку на рынок труда создают пенсионеры, студенты, школьники, уровень доходов которых значительно ниже прожиточного минимума. Ежегодно в стране увольняются и принимаются на новое место работы около 20 млн человек.

В результате реализации региональных программ за десять месяцев 2010 г. создано 1331,0 тыс. рабочих мест, из них за октябрь образовано 93,3 тыс. рабочих мест, прирост к предыдущему периоду (январь — сентябрь) составил 7,5 %.

Программа антикризисных мер Правительства РФ в области труда и занятости населения — экстренная. Она принималась с целью сохранить трудовой потенциал предприятий; не допустить повышение численности безработных как общей, так и регистрируемой, снизить социальную напряженность в тех или иных территориальных образованиях. Правительству РФ через данную программу удалось сохранить стабильность во всех субъектах РФ.

Следует отметить, что 75 % тех, кто открыл собственное дело в 2010 г., — это жители сельских территорий. За последние три года подавляющее большинство начинающих предпринимателей открыли собственное дело именно в селе и в регионах. Программу профессионального обучения и повышения квалификации прошли

в 2010 г. 460 тыс. безработных и 137 тыс. находящихся под угрозой увольнения. В 2009—2010 гг. общественные работы помогли практически 4 млн человек, находившимся под угрозой увольнения [9].

В 2010 и 2011 гг. государственная политика в области содействия занятости реализовывалась в рамках постоянно действующих программ содействия занятости населения, а также дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ. В 2011 г. продолжена реализация дополнительных мероприятий, позволивших в 2009—2010 гг. стабилизировать ситуацию на рынке труда, а также снизить социальную напряженность в обществе. Участниками дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов РФ стали 554,9 тыс. человек. Благодаря реализации дополнительных мероприятий, создано более 232,2 тыс. постоянных рабочих мест.

По данным обследования населения по проблемам занятости, проводимого Рос-статом, общая численность безработных граждан снизилась с 5636 тыс. человек в среднем за 2010 г. до 5020 тыс. человек в среднем за 2011 г. (на 11 %). При этом уровень общей безработицы снизился с 7,5 до 6,6 % от численности экономически активного населения.

По данным Росстата, в ноябре 2015 г. численность безработных в стране выросла на 1,7 %, до 3,937 млн человек, что составляет 5,2 % экономически активного населения. По сравнению с ноябрем 2013 г. численность безработных оказалась ниже на 175 тыс. человек, или на 4,3 %. Сейчас речь идет о сезонном росте безработицы, а уровень безработицы в этом году оказался едва ли не самым низким за всю новейшую историю России.

Ведущий экономист Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) И. Поляков считает, что слабая динамика экономического роста и внешнеэкономические условия ведут к существенному охлаждению рынка труда. Вызовы со стороны эффективности

труда, качества трудовых ресурсов и потребности в них оказывают давление на занятость, краткосрочный и среднесрочный спрос на труд. Усиление негативных процессов на рынке и структуризация в отдельных видах деятельности приведут к развороту тренда общей численности безработных от его снижения к повышению. В течение следующего года ожидается рост уровня безработицы, по базовому сценарию — до 5,6 % к концу 2015 г., по пессимистическому — до 5,8 %. Для сравнения: в пик кризиса 2009 г. уровень безработицы достиг 5,8 млн человек, или 7,7 %.

Поддержание наиболее полной занятости — важнейшая задача политики страны. С одной стороны, эффективное использование рабочей силы во многом определяет состояние экономики, с другой — занятость является основой жизнедеятельности и благосостояния большинства населения РФ.

В последние годы в государственной политике начинают использоваться ме-неджериальные методы, методы по технологиям РR. К последним можно отнести практику так называемого «социального трипартизма», или социального партнёрства, т.е. генеральных соглашений между правительством, работодателями и профсоюзами как выразителями социально-трудовых интересов наемных работников, об условиях оплаты, охраны и стимулирования труда. На региональном уровне метод три-партизма дополняется генеральными соглашениями между администрацией, работодателями и профсоюзами краев, областей, городов [8].

Социальное партнерство профсоюзов, предпринимателей и государства на рынке труда интересно уже тем, что оно предусматривает активное использование коллективно-договорного механизма в целях регулирования оплаты труда, занятости, разрешения трудовых конфликтов и предотвращения забастовок.

Свобода личности в государстве немыслима без свободного труда. В основе свободного труда всегда лежит договорная форма привлечения людей к труду. Трудо-

вой договор (контракт) является одним из наиболее распространенных договоров о труде. Свободный труд невозможен, если государство исходит из принципа всеобщности труда, устанавливая в конституции и законах обязанность каждого трудиться, а за ее невыполнение вводит административную и уголовную ответственность. Как известно, в России такой подход существовал до 21 апреля 1992 г. В настоящее время в конституции нет нормы о всеобщей обязанности трудоспособных граждан трудиться. В законодательстве отменены меры административного принуждения к гражданам, которые ранее считались «уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими паразитический образ жизни», а из Уголовного кодекса РФ исключена статья о наказании за тунеядство.

Список литературы_

Следует иметь в виду, что труд является свободным лишь в обществе, социальная политика которого направлена на искоренение любой дискриминации, имеющей следствием всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения, либо ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий.

Государство должно гарантировать обеспечение, соблюдение и защиту закрепленного Конституцией РФ права на труд. Однако на практике реализация права на труд требует корректировки в политико-правовом отношении.

1. Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Финансы и статистика, 2007. 480 с.

2. Государственная политика и управление. Ч. I. Концепции и проблемы государственной политики и управления / под ред. Л. В. Сморгунова. М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. 384 с.

3. Грицюк М. Безработица в законе // Российская газета. 2011. 15 апреля. С. 4.

4. Грицюк М., Смольякова Т. Дело на 60 тысяч // Российская газета. 2011. 14 апреля. С. 3.

5. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики. М.: КНОРУС, 2006. С. 243.

6. Мониторинг реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряжённости на рынке труда. М.: Федеральная служба статистики,

2010. С. 7.

7. Плакся В. И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект). М.: Изд-во РАГС, 2005. 384 с.

8. Решетникова Е. Помогут делом // Российская газета. Приложение. Российская бизнес-газета.

2011. 5 апреля. С. 9.

9. Рынок труда-2015 // Ведомости [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/ management (дата обращения: 25.03.2016).

List of literature_

1. Babashkina A. M. Gosudarstvennoe regulirovanie natsionalnoy ekonomiki [State regulation of the national economy]. Moscow: Finance and Statistics, 2007. 480 p.

2. Gosudarstvennaya politika i upravlenie. Ch. I. Kontseptsii i problemy gosudarstvennoy politiki i upravleniya [Public policy and management. Part I. Concepts and issues of public policy and management]; Ed. L. V. Smorgunova. Moscow: Russian Political Encyclopedia, 2006. 384 p.

3. Gritsyuk M. Bezrabotitsa vzakone (Unemployment in law): Russian newspaper. 2011. April 15th. P. 4.

4. Gritsyuk M., Smolyakova T. Delo na 60 tysyach (Matter on 60 thousand): Russian newspaper. 2011. April 14. P. 3.

5. Kapkanschikov S. G. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki [State regulation of the economy]. Moscow: KNORUS, 2006. P. 243.

6. Monitoring realizatsii regionalnyh programm, predusmatrivayushhih dopolnitelnye meropriyatiya, napravlennye nasnizhenie napryazhyonnostina rynke truda [Monitoring of the regional programs implementation providing additional measures to reduce tensions on the labor market]. Moscow: Federal Statistics Service, 2010. P. 7.

7. PlaksyaV. I. Bezrabotitsa: teoriya i sovremennaya rossiyskaya praktika (sotsialno-ekonomicheskiy aspekt) [Unemployment: theory and practice of modern Russian (socio-economic aspect) ]. Moscow: Publishing House of RAGS, 2005. 384 p.

8. Reshetnikova E. Pomogutdelom (Assist in business): Russian newspaper. Application. Russian business newspaper. 2011. 5 April. P. 9.

9. Rynok truda-2015 (Labor Market 2015): Sheets Available at: http://www.vedomosti.ru/management (accessed 25.03.2016).

Коротко об авторе _ Briefly about the author

Бейдин Сергей Владимирович, канд. полит. наук, доцент кафедры «Государственное муниципальное управление и политика», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: право на труд, трудовые обязанности, политические процессы, политические институты, политика занятости, региональная политика beydina@inbox.ru

Sergey Beydin, candidate of political sciences, associate professor, State and Local Government department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: right to work, work duties, political processes, political institutions, employment policy, regional policy

Образец цитирования _

Бейдин С. В. Политико-правовые аспекты права на труд и защиту от безработицы // Вестн. За-байкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 7. С. 34—41. DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-7-34-41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.