Научная статья на тему 'Политико-правовая регламентация этноиммиграции'

Политико-правовая регламентация этноиммиграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ЭТНОЛОГИЯ / ЭТНОИММИГРАЦИЯ / МИГРАЦИЯ / ЭМИГРАЦИЯ / ЭТНИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Даллакян Камо

Статья представляет собой анализ политико-правовой регламентации актуальных на сегодняшний день процессов этноиммиграции. Автором проведено исследование эндогенных и экзогенных слагаемых этноиммиграции в ракурсе моделей ассимиляции и интеграции. Авторское видение иммиграционной государственной политики базируется на реалиях общественных отношений и социальных последствиях ненадлежащей нормативно-правовой регуляции процессов этноиммиграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AND LEGAL REGULATION OF ETHNOIMMIGRATION

Article represents the analysis of a political and legal regulation of ethnoimmigration processes actual today. The author conducted research of the endogenous and composed ethnoimmigrations in a foreshortening exogenous model of assimilation and integration. Author's vision of an immigration state policy is based on realities of the public relations and social consequences of inadequate standard and legal regulation of processes of ethnoimmigration.

Текст научной работы на тему «Политико-правовая регламентация этноиммиграции»

12.5. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЭТНОИММИГРАЦИИ

Даллакян Камо, канд. полит. наук. Должность: научный сотрудник. Место работы: «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации. Подразделение: научно-исследовательская лаборатория военно-правовых исследований Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования. E-mail: karlos30ru@yahoo.com

Аннотация: Статья представляет собой анализ политико-правовой регламентации актуальных на сегодняшний день процессов этноиммиграции. Автором проведено исследование эндогенных и экзогенных слагаемых этноиммиграции в ракурсе моделей ассимиляции и интеграции. Авторское видение иммиграционной государственной политики базируется на реалиях общественных отношений и социальных последствиях ненадлежащей нормативно-правовой регуляции процессов этноиммиграции.

Ключевые слова: правовая этнология, этноим-миграция, миграция, эмиграция, этничность.

POLITICAL AND LEGAL REGULATION OF ETHNOIMMIGRATION

Dallakian Kamo, candidate of political sciences. Position: research associate. Place of employment: «Military university» of the Ministry of Defence of the Russian Federation. Division: research laboratory of military and legal researches of Federal government state military educational institution of higher education. E-mail: karlos30ru@yahoo.com

Annotation: Article represents the analysis of a political and legal regulation of ethnoimmigration processes actual today. The author conducted research of the endogenous and composed ethnoimmigrations in a foreshortening exogenous model of assimilation and integration. Author's vision of an immigration state policy is based on realities of the public relations and social consequences of inadequate standard and legal regulation of processes of ethno-immigration.

Keywords: legal ethnology, ethnoimmigration, migration, emigration, ethnicity.

Политика государства и общества, ровно как политика натурализации, интеграции в позитивные социальные отношения, предопределяет правовые механизмы

1

регулирования этноиммиграции на всех этапах миграционных потоков - эмиграции из государства проживания, приема, обустройства и включения этноим-мигранта в социокультурный контур общества и поли-тикоправовой контекст государства. Эффективность применяемых правовых механизмов и достигаемый результат являются производными от тех задач, которые ставят перед собой как этноиммигранты, с одной стороны, так и принимающее общество, и государство, с другой. Вместе с тем следует учитывать такие слагаемые этноиммиграции, как причина, мотивация и це-леполагание, квалификационная конкурентоспособность, правовое сознание этноиммигранта, желание, готовность и способность этноиммигрантов к интеграции в принимающее общество. Условно мы их назовем

1 В нашем понимании этническая иммиграция или этноимми-грация - это миграционный поток или совокупность миграционных потоков представителей общей этничностью, въезд в иноэтниче-скую страну (или территорию) на временное или постоянное жительство.

экзогенными. Эндогенными слагаемыми этноиммиграции мы называем такие существенные факторы и обстоятельства, как общественное мнение к миграции и, особенно этноиммиграции, масштаб этноиммиграции, дифференциация экономики государства-донора и государства-акцептора, их степень экономической интеграции, вовлеченности в региональные и глобальные рынки, конкурентоспособность экономик сопредельных государств и степень их экономического роста, и наконец, что для нас является предметом пристального внимания, миграционное законодательство и миграционный режим. Эндогенные и экзогенные слагаемые этноиммиграции демонстрируют две взаимодополняющие и несовпадающие установки, которые иногда сопутствуют, иногда следуют друг за другом, а иногда взаимоисключают друг друга, тем самым обнаруживается дифференцированное единство изучаемого явления, диалектика целостности проблемы через многообразие детерминантов. Разногласия по этому поводу порождены первопричинами двоякого рода.

Во-первых, представление о том, нужна ли иммиграция государству в целом и отдельно взятом регионе внутри государства.

Во-вторых, пределы, качество и формы иммиграции, точнее этноиммиграции, где проходят водоразделы разных общественных устремлений, не предполагающих все устраивающую и всеми принимающуюся регламентацию этноиммиграции.

В-третьих, конкурентоспособность растущих экономик сопредельных с Россией государств, что стимулирует отлив высококвалифицированных этноиммигран-тов с последующим снижением технологического потенциала этноиммиграции, ее научного и культурного уровня.

В-четвертых, возможность документирования и последующая натурализация части этноиммигрантов, которые наиболее восприимчивы к натурализацион-ным и интеграционным процедурам, и завершение процесса установлением правового режима гражданства.

Между тем, основная проблема при применении юридической техники возникает из-за неоднозначного понимания фактора этничности в установлении правового режима этноиммигранта, точнее, реального осуществления режимных норм. Как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе имеется много исследований, посвященных проблем этнической миграции в той или иной степени [1] [4, с. 230] [9, с. 336-375]. На практике наблюдаем всевозможные модели [2, с. 79-85], которые строятся на принципиально иных политико-правовых концепциях и при всем своем многообразии имеют некоторые структурно-функциональные сходства, тем самым можно сгруппировать в две альтернативные модели.

Модель ассимиляции (или французская модель) -в содержании юридических норм и их законодательной фиксации, образующих модель правового режима, проявляется система юридических средств воздействия (стимулирование, принуждение, ограничение, контроль и др.), направленных на правовое опосредование общественных отношений с целью установления такого правового сознания и правовой культуры этно-иммигранта, когда экономическая, политическая активность этничности в сочетании цивилистических инструментов обнаруживает строгую ограниченность своей диспозитивной сущности и социально значимую функцию. Данный правовой режим представляет собой совокупность императивных правовых норм и

средств, устанавливающих общегражданское правовое положение этноиммигранта как субъекта этноим-миграции, гражданско-правовой порядок удовлетворения ими социальных, экономических, политико-правовых интересов вне этничности, а также государственная регламентация его поведения. В большинстве европейских стран такой режим не прижился [5, с. 103], так как правовая политика ориентирована на интеграцию с учетом этнического многообразия и самобытности, с необходимостью «сформировать уважительное отношение к различиям и приверженность единству» [7, с. ].

Модель интеграции. В рамках данной модели предлагается понимать правовой режим как сложную юридическую категорию, которая включает различные по своему функциональному предназначению правовые нормы и средства, направленные на установление частноправовых и социально значимых юридических конструкций, где субъектом правовой регламентации этноиммиграции наряду с этноиммигрантом выступает также принимающее общество. Жесткое правовое иммиграционное регулирование сочетается с довольно толерантным правовым инструментарием, в частности установленный правовыми нормами порядок, способ и пределы, позволяющие регламентировать правовую природу и юридические свойства этничности, направленные на сохранение этноиммигрантами своей социокультурной самобытности.

В зависимости от модели правового режима эффективная иммиграционная государственная политика сталкивается с рядом проблем.

Во-первых, неприятие общественностью этно-иммигрантов, что базируется на опыте контактов, преимущественно, с трудовыми иммигрантами. Последние, как правило, в силу того, что в принимающей стране заведомо находятся временно, обособлены и не стремятся интегрироваться в принимающей социокультурной среде. Их слабая включенность в повседневный культурный обмен, отсутствие осознанной потребности придерживаться традициям, сложившимся образцам и общепринятым нормам поведения и/или незнание этих установок и традиций (часто воспринятое местным населением как нежелание) принимающего общества, в значительной степени провоцируют напряженность между этноиммигрантами и местным населением. Следовательно, негативное восприятие репутации отдельных представителей иммигрантских сообществ становится социально значимой константой. Принятый стереотип, как образец восприятия, фильтрации, интерпретации, распознавания окружающего мира и, в первую очередь, «своих-чужих», развертывает своеобразный барьер между принимающим населением и этноиммигрантами. Чрезмерный рост социальных неравенств препятствует достижению общественно - политического согласия и является существенным фактором социальных и эт-нополитических конфликтов и политических рисков [3].

Во-вторых, этничность всегда оказывается самым доступным маркером отношений «свой-чужой», что в значительной степени усугубляет напряженность, с учетом того, она, в силу своей зеркальности пронизывает все сферы социальной жизни. И в этнизирован-ной социетальной палитре иноэтничность этноимми-грантов выставляет их в самом невыгодном положении. Этноиммигрантофобия - неблагоприятность к этноиммигрантам, производная от страхов утраты «ресурсов» [15, с. 67] и «утраты собственной идентич-

ности» [10, с. 167], зачастую оказываются небеспочвенными.

В-третьих, этноиммигрантам свойственны закрытость, клановость, вытекающие из инокультурной и иноэтничной традиции, нормы поведения, зачастую не сообразующиеся традициями и нормами поведения, принятыми в принимающем обществе.

Пожалуй, самой проблемной задачей государственной иммиграционной политики и правового урегулирования является завуалированность этноиммиграции, что проявляется в возведении моноэтнической «буферной зоны» как адаптивной реакции самосохранения этноиммигрантов. В такой зоне воспроизводятся привычные социальные коммуникации, традиционный этнический, культурно-правовой архетип и вне этой зоны этноиммигрант чувствует себя в изоляции, как бы вне социума. Между тем, роль и характер «буферной зоны» не однозначны. С одной стороны, она служит как бы промежуточным звеном на пути социализации и интеграции в позитивные социальные коммуникации и общепринятые образцы и традиции. Причем степень сплоченности напрямую зависит от социально-экономического положения и степени образованности этнического иммигранта, и от того, в какой мере он нуждается во внутриобщинной консолидации для выживания, последующей социально-экономической адаптации. Пропорционально росту материального положения и степени вовлечения в национальные экономические отношения, статуса в социетальной иерархии происходит ослабление внутригрупповой сплоченности и на первое место выходят общегражданские связи. С другой стороны, изолированная «буферная зона», является невидимой преградой, бытовой и коммунальной сегрегацией. Такое вынужденно-добровольное «капсулирование» (по терминологии М. Саввы) этноиммигрантов - чаще всего сознательная групповая и индивидуальная стратегия приспособления к принимающей среде, обусловленная невысоким уровнем адаптивной готовности иммигрантской общины [16, с. 148]. Такое клановое состояние характерно, когда этноиммигранты - чужаки для этнического большинства. Такого рода констатация статуса этно-иммигрантов в обществе обуславливает их изолированность, общинную отчужденность2. Полноценное межэтническое общение и позитивная интеграция в общественную жизнь для них недоступна «вследствие известных нормативно-правовых ограничений или эт-нодискриминационной правоприменительной практики» [11, с. 6]. Конфликтогенный потенциал сегрегации как существенный фактор в современном политико-правовом процессе теоретически изучен многими авторами, тем не менее до сих пор остается юридическая неопределенность институциональных форм конфликта, наблюдаемая в процессах легитимации «буферной зоны».

Этноиммигранты в новой социально-культурной среде не демонстрируют особого желания заниматься созидательным трудом в национальной экономике, их вынужденным уделом становится освоение совершенно незнакомых дотоле видов трудовой деятельности в теневой экономике, узурпируя специфические сферы занятости в частно-нелегальном бизнесе - торговле, общепите, сервисе - ранее им не свойственные коммунальные и экономические ниши [14]. В научной ли-

2 Стоит особо подчеркивать, что в числе этноиммиграции имеются и те, кто осознанно стремятся интегрироваться в позитивные социальные отношения и дистанцируются от обособленной этнофоры

тературе проблема «этнического разделения труда» впервые была затронута представителем немецкой исторической школы в экономической теории, классиком немецкой социологии Зомбартом (Вернер Зом-барт; нем. Werner Sombart; 1863-1941), кто предлагал возможность существования явной предрасположенности отдельных этнических групп к концентрации в некоторых профессиях и сферах экономики по причине наличия особых «нравственных» сил [8, с. 166-173].

Преимущественно «буферная зона» является той социальной лестницей и стимулом столь профессиональной мобильности этноиммигрантов. Достаточно прочные родственно-общинные социальные связи и взаимные родовые обязательства проявляются не просто в тесном общении, а во всемерной взаимной поддержке этноиммигрантов и являются незаменимой структурной основой вновь прибывшему иммигранту, в том числе в обучении и передаче профессионального опыта, в содействии быстрее встать на ноги и абсорбироваться. Этноиммигрант, преимущественно бедный, терпеливый, неприхотливый, вынужденный выживать всевозможными способами в конкурентной борьбе с коренным населением в поисках заработков, пусть и невысоких, в иерархии на рынке труда и услуг реализует свой социальный капитал - этнический ресурс - с максимальной эффективностью3. Первоначально торгово-посредническая деятельность и производство этнических потребительских товаров для внутренних нужд «буферной зоны» становится своеобразным плацдармом в перспективном развитии коммерческого потенциала. Затем «экзотические» этнические товары и услуги могут поставляться и россиянам. А когда доступ к легальным сферам занятости ограничивается, криминальный бизнес и теневая экономика становятся вынужденным уделом и альтернативными каналами социализации, затрудняя аккультурацию и тем более интеграцию.

С другой стороны выступает готовность этноимми-гранта преодолевать сложившиеся барьеры, интегрироваться в социальную среду и приспосабливаться к новым социальным условиям. Среди основных факторов способствующих формированию позитивной ориентации этноиммигрантов на интегративную адаптацию к социетальной среде исследователи выделяют правовую определенность открытости и доступности основных элементов социальной среды (рынки занятости и жилья, образование, социальное, культурное обслуживания и т.п.); социо-экономическую и культурно-правовую дистанцию между отправляющим и принимающим обществом; этнокультурную особенность и правосознание коллективной самоорганизации, производные от традиции и специфики организации социальной жизни прежней социальной среды; различие в адаптивных установках различных групп иммигрантов; исторически сложившийся опыт коллективного выживания в иноэтничной и инокультурной среде, особенно урбанизированной; доступность и развитость формальных и неформальных коммуникаций [6, с. 107].

В этой связи чрезвычайно важным является развитие и установление актуального миграционного законодательства, создание правовых основ регламентации этноиммиграции, учитывающее наличие насущных проблем этнической иммиграции.

3 Айвен Лайт считает, что этническими являются те ресурсы, которые основаны на идентификации человека с определенным этническим сообществом. См.: Light I., Karageorgis S. The Ethnic Economy // Smelser N., Swedberg R. (Eds.). The Handbook of Economic Sociology. Princeton: Princeton University Press, 1994.

Для анализа миграционных правоотношений как объекта политико-правового исследования, эвристическое значение имеют труды А.Г. Бережного, Л.Д. Воробьева, О.Д. Воробьевой, А.Н. Жеребцова, Е.И. Козлова, Е.А. Лукашовой, В.О. Лучина, О.Е. Кута-фина, А.В. Малько, Н.И. Матузова, Н.М. Марченко, И.А. Покровского, Е.Н. Трубецкого и т.д., рассматривавшие проблему реализации российских юридических норм в контексте политико-правовой институцио-нализации статуса иммигрантов. Определенный интерес представляют научные работы О.А. Нестерчук о нормативно-правовой базе в отношении трудовых мигрантов [13] и их детей в контексте государственной образовательной политики [12].

Для постановки нашей проблемы следует в первую очередь определить статус участников процесса этно-иммиграции. Ими являются государство как основной институт политической системы, в лице уполномоченных органов государственной власти, с одной стороны, и этноиммигранты, с другой. Современный правовой режим этноиммиграции представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества, уполномоченных вырабатывать и осуществлять политику в сфере иммиграционных правоотношений, по регулированию иммиграции в целях интеграции этноим-мигрантов в позитивные социальные отношения и экономического, этнокультурного гармоничного развития в соответствии с интересами национальной безопасности на основе реализации прав и свобод человека и гражданина. Сложность правового режима этноимми-грации обусловлена нелинейной связью между общественно-социальными тенденциями в сфере иммиграции и уровнем развития институционально-правового обеспечения этноиммиграции, что концентрируется в следующих основных группах:

1) концептуальная неразработанность политики государства, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в области этноиммигра-ции;

2) законодательно-нормативная неурегулированность правоотношений в области этноиммиграции;

3) неопределенность узловых бифуркационных задач действующего миграционного законодательства;

4) юридическая значимость прав и свобод человека в силу институционального правоприменения Конституции РФ, сопряженной с реализацией национальной безопасности;

5) и, что, пожалуй, самое главное - выбор приемлемой для Российской Федерации модели правового режима этноиммиграции.

Исторический анализ природы и современная тенденция этноимиграции обнаруживают достаточно неоднозначную картину. При образовании Советского Союза вектор этномиграционных потоков, их объем и интенсивность находились в прямой зависимости от государственной политики и были направлены от центра к окраинам, из обжитых территорий - в отдаленные и пустующие. Производственные гиганты-целые города образовались исключительно в результате централизованной плановой экономики Советского Союза, для выполнения амбициозных планов индустриализации и социалистического строительства внеэкономическим принуждением к труду перетягивались миллионы рабочих сил и специалистов в самые отдаленные места ударного строительства. Между тем распад Союза и последующий системный кризис вызвали масштабную миграцию населения в обратном направ-

лении - из союзных республик в Российскую Федерацию, из отдаленных районов РФ в центральные районы, что привело к перенаселению столицы и ее городов-спутников, с одной стороны, и нехватке рабочей силы в сельской местности, с другой. И здесь нельзя упустить из виду то обстоятельство, что столетиями в Российской империи - СССР люди жили как в большом котле, и «великое переселение» сопровождало многие народы, притом не только как вынужденная мера самозащиты и физического самосохранения, но и как поиски благополучия и комфортных условий жизни. По сравнению с советским периодом экономика оказалась весьма уязвимой, и, когда рухнула некогда единая политико-экономическая система, конкурентоспособность плановой экономики списывалась в исторические архивы. Миллионы и миллионы людей остались без работы, что привело к новому великому переселению народов в условиях правовой эйфории, провозглашения свободы передвижения и выбора места жительства неотъемлемым правом человека и гражданина.

Декларированная государственная политика в сфере миграции далека от реально складывающихся отношений внутри общества, не учитывает многие реалии общественных отношений и социальные последствия ненадлежащей нормативно-правовой регуляции процессов этноиммиграции. В таком ракурсе представляется весьма актуальным активизация законотворческой деятельности с учетом уровня юридической техники и общей правовой культуры. Этноиммигра-ционное законодательство может стать базовой конструкцией и нормативно-правовым предписанием правоприменительной практики решения тех задач, которые стоят перед государством и обществом:

во-первых, вывести из тени значительную часть этноиммиграции;

во-вторых, правовой режим этноиммиграции может стать ключевой юридической конструкцией реализации государственной политики адаптации этноимми-грантов;

в-третьих, ослабить и ограничить этническую сегрегацию, способствовать формированию правовой культуры и включению этноиммигрантов в общероссийские позитивные общественные отношения, с учетом их индивидуальных качеств и потребности российского общества и государства.

Список использованной литературы

1. Berry J. Integration and Multiculturalism: Ways towards Social Solidarity. Papers on Social Representations Vol. 20. 2011. p. 1-21.

2. Балашова Т.Н. Конституционно-правовые проблемы формирования миграционной политики // Монография. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2011. 291 с.

3. Брега А.В. Общественно-политическое согласие в контексте проблем социального неравенства (круглый стол) // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 4. С. 36-81.

4. Гидденс Э. Социология. Пер. с англ. - 2-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: Едиториал УРСС, 2005. 632 с.

5. Даллакян К.С. политико-правовая практика европейского союза в области иммиграции. Сборник материалов XIII Международного социального конгресса 25-26 ноября 2013 г. М.: Издательство РГСУ, 2014. С. 103-106.

6. Дмитриев А.В., Мукомель В.И. Этническая иммиграция: конфликтное измерение // Россия в глобаль-

ных процессах: поиски перспективы [Текст] / Отв. ред. член-корреспондент РАН М.К. Горшков. М.: Институт социологии РАН, 2008. 102-118 с.

7. Доклад о развитии человека 2004. Культурная свобода в современном многообразном мире. ПРООН. М., 2004, 328 с.

8. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного человека. М.: 1924. 443 с.

9. Лебедева Н., Татарко А. Сравнительный анализ стратегий взаимодействия мигрантов и населения России в Москве и Ставропольском крае. Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России. М.: Российский университет дружбы народов, 2009. 420 с.

10. Левада Ю.А. Сочинения: социологические очерки. 1993-2000. М.: Издатель Карпов Е.В., 2011. 506. с.

11. Маликова Н.Р. Этносоциальные проблемы кон-фликтогенности миграции в современной России. Научный доклад. - М.: ИС РАН 2004.

12. Нестерчук О.А. Государственная политика современной России в области высшего профессионального образования. Диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук/ Российский государственный социальный университет. М.:, 2009. 446 с.

13. Нестерчук О.А., Халбаева А.М. Государственная образовательная политика современной России в отношении трудовых мигрантов// Современные проблемы науки и образования.- 2015.-№ 1; URL:www.scien-ce-education.ru/121-17448 (дата обращения: 19.07.2015).

14. Романов А.А. Незаконные иммигранты: кто они? // Юридическая мысль (Научно-практический Журнал). - 2014. - № 5 (85). Сп-Б. - С. 49-52.УДК 34 ББК 67. ISSN 2071-4920. (на материалах научно-практической конференции «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность: теория и практика». 2014 г. РАНХиГС.

15. Савва М. Миграция в Южном федеральном округе // Этническая ситуация и конфликты в государствах СНГ и Балтии. Ежегодный доклад, 2004. Под ред. В. Тишкова, Е. Филипповой. - М.: ИЭА РАН, 2005. 328 с.

16. Савва М.В., Савва Е.В. Пресса, власть и этнический конфликт (взаимосвязь на примере Краснодарского края). - Краснодар, 2002. 176 с.

На научную статью кандидата политических наук, доцента Даллакяна Камо «Политико-правовая регламентация этноиммиграции» представленную для публикации в рецензируемом научном журнале

Научная статья кандидата политических наук, доцента Даллакяна Камо «Политико-правовая регламентация этноиммиграции» посвящена актуальной и важной проблеме современного российского общества. Автор на большом и разнообразном материале изучает сущность и содержание такого противоречивого явления как этническая иммиграция, или, в авторской интерпретации, этноиммиграция. Сама формулировка темы, методология ее изучения носят отчетливо выраженный своеобразный характер. Определенный интерес представляет предложенное автором моделирование этноиммиграции на основе анализа эндогенных и экзогенных слагаемых. Сложность правового режима этноиммиграции рассматривается нелинейной связью между общественно-социальными тенденциями в сфере иммиграции и уровнем развития институционально-правового обеспечения этноиммиграции. Можно согласиться, что рецензируемая работа не только

углубляет политико-правовые представления об этноиммиграции, но и расширяет существующие исследовательские рамки.

Научная статья является самостоятельным произведением и вносит известный вклад в современные дискуссии по миграции и, в частности, этноиммиграции. Она написана литературным языком.

В целом представленная для рецензирования статья соответствует требованиям, предъявляемым к подобным работам. Она написана доступным научным языком. Оформление работы соответствует ГОСТу.

Вывод: Научная статья кандидата политических наук, доцента Даллакяна Камо «Политико-правовая регламентация этноиммиграции» является законченной работой, в которой достаточно полно освещена исследуемая проблема. Работа имеет важное теоретическое и практическое

значение и рекомендуется к опубликованию в рецензируемом научном журнале.

Рецензент:

доктор политических наук, профессор, профессор кафедры политологи и социальной политики, ФГБУОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»

20 июля 2015 г.

О.А. НЕСТЕРЧУК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.