Научная статья на тему 'Политика в сфере образования (категориальное восприятие и современные направления её реализации в России)'

Политика в сфере образования (категориальное восприятие и современные направления её реализации в России) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕФОРМА / СЦЕНАРИИ / МЕТОД ФОРСАЙТА / EDUCATION / EDUCATIONAL POLICY / REFORM / SCENARIOS / FORESIGHT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волков Виталий Александрович, Кузьмин Алексей Евгеньевич

Анализируются основные проблемы реализации политики в сфере образования в современной России и возможные сценарии развития образования. В качестве инструмента прогнозирования предлагается использовать метод долгосрочного прогнозирования, основанного на опросе экспертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic problems of realization of educational policy in modern Russia and possible scenarios of development of education are analyzed. As an instrument of prognostication of development of education and science it is suggested to use the method of long-term prognostication, based on experts' questioning FORESIGHT.

Текст научной работы на тему «Политика в сфере образования (категориальное восприятие и современные направления её реализации в России)»

Виталий ВОЛКОВ, Алексей КУЗЬМИН

ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ (категориальное восприятие и современные направления её реализации в России)

Анализируются основные проблемы реализации политики в сфере образования в современной России и возможные сценарии развития образования. В качестве инструмента прогнозирования предлагается использовать метод долгосрочного прогнозирования, основанного на опросе экспертов.

The basic problems of realization of educational policy in modern Russia and possible scenarios of development of education are analyzed. As an instrument of prognostication of development of education and science it is suggested to use the method of long-term prognostication, based on experts’ questioning - Foresight.

Ключевые слова:

образование, образовательная политика, реформа, сценарии, метод Форсайта; education, educational policy, reform, scenarios, Foresight .

За последние 15—17 лет произошли принципиальные изменения в структуре системы образования РФ. Трансформация системы образования позволит ей перейти на качественно иной уровень.

В современную эпоху кардинально меняется определение понятия «образование»: во-первых, оно становится такой же постоянной функцией человека, как труд; во-вторых, сам учебный труд (образовательная деятельность) носит не только всеобщий, но и непрерывный характер.

Очевидно, что Россия вступила в XXI в. в условиях кризиса в сфере образования, являющегося следствием системного кризиса всего российского общества, резкого ослабления государственной поддержки образования и науки. Было бы трудно не признать, что этот кризис вызван также недостаточным исследованием и осмыслением смены парадигмы политики в области образования.

Переход российского общества к новой фазе своего развития приводит к тому, что социокультурные смыслы, определённые стереотипы деятельности и поведения должны подвергаться если не полному переосмыслению, то своеобразной переинтерпретации в новых социально-экономических и общественно-политических условиях. Подобная ситуация в российской действительности создаёт опредёленные трудности построения образовательной парадигмы. Одним из важнейших факторов выстраивания новой образовательной политики в России стала реформа образования.

Первый этап реформы образования в России ознаменован принятием нормативно-правовых актов, регулирующих эту жизненно важную сферу государства. Параллельно в России начались и отрицательные процессы в сфере образования: сокращение финансирования системы образования, масштабная эрозия кадровой составляющей отечественной науки.

Второй этап реформы образования относится к концу 90-х — началу 2000-х гг. Длившаяся почти десятилетие дискуссия о необходимости реформы завершилась летом 2000 г., когда правительством РФ были приняты решения, предполагающие реализацию ряда мер действительно реформаторского характера в системе образования страны. В качестве основных аргументов были признаны неадекватность принципов функционирования системы высшего образования социально-экономическим реалиям современной России

ВОЛКОВ

Виталий Александрович — д. полит.н, проректор по научной работе, профессор СЗАГС

КУЗЬМИН

Алексей Евгеньевич — аспирант СЗАГС

(высшая школа остаётся едва ли не единственной сферой, не претерпевшей радикальных рыночных преобразований, работающей в отрыве от всех других сфер жизнедеятельности общества); развитие кризиса в системе высшего образования, порождённого главным образом скудным бюджетным финансированием; физический и моральный износ материальнотехнической базы и старение преподавательских кадров. Целью реформы должна стать стабилизация положения в высшей школе и выход на путь прогрессивного раз-вития1.

Третий период реформирования политики в области образования длится с 2001 г. до настоящего времени. В августе 2001 г. проблема построения нового системного подхода к развитию образования была вынесена на обсуждение Госсовета. Стратегическое направление государственной политики в этой сфере было сформулировано в разработанной Министерством образования РФ и в декабре 2001 г. одобренной Правительством РФ Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.

Отмечалось, что в РФ реформа образования началась семнадцать лет назад, но проходит слишком медленно. «Налицо отставание по ряду показателей от других развитых стран на десять-тридцать лет: по развитию исследований в вузах, переходу к “гибким” специальностям, развитию новых форм образования, внедрению новых образовательных технологий, рыночным позициям в мире и интернационализации высшей школы»2.

Вместе с тем по уровню охвата населения высшим образованием российские показатели в целом соответствуют лучшим мировым образцам. Коммерциализация высшего образования тоже идёт быстрыми темпами, и пора говорить не о количественных её показателях, которые весьма высоки, а о качестве: что продаётся, на какие рынки, что лежит в основе конкурентных рыночных позиций от-

1 Горшков А.С. Анализ направлений реформирова-

ния высшей школы // Проблемы и перспективы взаимодействия вузов Санкт-Петербурга с регионами России в контексте реформирования образования : материалы 4-й межрегиональной

научно-практической конференции. — СПб., 2001, стр. 8.

2 Галушкина М., Княгинин В. Массовое, гибкое и интернациональное // http://www.expert.ru/printis-

8ие8/ехреГ:/2005/43/43ех-оЬга7/

дельных российских вузов и всей национальной системы высшего профессионального образования. Есть определённые сложности с внедрением новых форматов образования, но очевидно, что в ближайшие годы они будут интенсивно развиваться.

Очевидно, что на первый план политики в области образования в современной России на различных уровнях управления выходит разработка стратегий, прогнозов, сценариев. Однако, как показывает анализ подобных документов, они основываются только на консенсусе интересов, в лучшем случае на экспертных оценках. Таким образом, в государстве, которое стремится построить экономику знаний, стратегия развития сферы образования не обладает необходимой системной и рациональной основой.

Сценарии развития образования в России могут быть разные3, однако в любом случае субъекты образовательной политики должны будут принять ряд принципиальных решений, обеспечивающих реализацию основной миссии — обеспечить конкурентоспособность всей образовательной сферы за счёт политической и материальной мотивации её инновационности и соответствия условиям информационного мира.

Первый сценарий: оставить эволюционировать систему образования, ограничившись реформами бюджетного финансирования и институциональной перестройки (изменение правил аккредитации вузов и учебных программ, порядка финансирования, правил поступления в вузы и проч.), при этом параллельно строить новую.

Создание параллельной системы позволит сохранить стабильность и преемственность в функционировании и позволит сконцентрировать финансовые и иные ресурсы на обеспечении конкурентоспособности в новых центрах. Объём вложений потребуется немалый, например, для создания бизнес-школы, способной лидировать в мировых рейтингах, нужны инвестиции в размере 30—60 млн долл. в течение трёх-пяти лет. Разумнее направить наличествующие средства в «прорывные» точки, а не на поддержку изрядно отяжелевшей системы.

Второй сценарий: регулировать развитие высшего профессионального образова-

3 Там же.

ния в момент постиндустриального перехода, учитывая тот факт, что образование в России никогда не создавалось как рыночное и не способно к саморегулированию. Госрегулирование вовсе не подразумевает госмонополии. За счёт правовых механизмов можно стимулировать и приход частного капитала, и создание частных университетов.

Третий сценарий связан с выбором, импортировать наиболее передовые образцы вузов или пытаться построить собственные? У России есть позитивный опыт образовательного импорта. Импорт позволяет быстро модернизировать образовательную систему и существенно повысить её эффективность. Видимо, необходимо ещё раз вернуться к обсуждению вопроса об образовательных технологиях и заимствовать накопленный в мире образовательно-технологический опыт. Развилка выбора состоит не только в том, заимствовать ли чужой (более передовой) опыт. Вопрос в том, допускать ли распространение на собственной территории деятельности чужих образовательных провайдеров. Если допускать, то чей приход поддерживать и в каких сегментах, а что стоит ограничить в импорте.

Четвертый сценарий предполагает выбор между приоритетами по отраслевой логике или с учётом геополитических и геоэко-номических задач страны. Данную развилку выбора можно переформулировать в вопрос о том, где должны располагаться новые национальные университеты и под решение каких национальных задач они должны создаваться.

Пятый сценарий: в какие сегменты направить основные вложения: в додиплом-ное образование, в бизнес-образование, специализированное обучение или сосредоточиться на изменении технологии обучения? В развитие каких специальностей и каких исследований в первую очередь следует делать инвестиции?

Сегодня есть разные версии реформы высшего образования. При этом «технологическая» реформа, связанная с изменением методик преподавания, расширением масштабов применения современных технологий, должна быть осуществлена в любом случае. Сложнее с выбором развития приоритетных направлений исследований и подготовки. Более или менее ясно с подготовкой кадров для конкурентоспособных секторов российской экономики: нефтегазового комплекса, горнодобывающей промышленности, металлургии, химии и некоторых других. Но что касается других приоритетных направлений, то для их выбора требуется специальное прогнозирование в условиях, когда общество и экономика представляют собой многофакторную и динамичную систему.

По мнению авторов, в качестве инструмента долгосрочного прогнозирования перспектив развития образования и науки возможно использование принципов современного мощного прогнозного метода — Форсайта1. Помимо учёных здесь участвуют и другие заинтересованные стороны: представители органов управления, бизнеса, общественности. Инструментарий Форсайта нацелен на достижение компромисса в определении прогнозов, сближение даже диаметрально противоположных позиций. Форсайт — это непрерывный процесс, включающий описание возможных горизонтов, выбор предпочтительных целей и проработку путей их достижения. Общие представления о будущем страны детализируются на соответствующем уровне (федеральном, региональном, муниципальном), для которых строятся т.н. «дорожные карты», описывающие перспективные цепочки трансляции знаний и инноваций.

1 Upgrade: Foresight strategy and actions to assist regions of traditional industry towards a more knowledge based economy. — Brussels: European Commission, 2004,39 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.