Научная статья на тему 'Политика равных возможностей на рынке труда: гендерный аспект'

Политика равных возможностей на рынке труда: гендерный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1298
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ДИСКРИМИНАЦИЯ / ЗАНЯТОСТЬ / КАРЬЕРА / КВАЛИФИКАЦИЯ / НЕРАВЕНСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / РЫНОК ТРУДА / ТРУДОУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абросимова О. В.

Рассматриваются особенности положения женщин в современном обществе, выявляется степень их реализации в различных областях жизнедеятельности. Выделяются некоторые факторы дискриминации женщин в сфере занятости. Прослеживается динамика интеграции и эффективного функционирования на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика равных возможностей на рынке труда: гендерный аспект»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.334.22-055.2

О.В. Абросимова, аспирант, (4872) 23-99-36, dimol81-81@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ПОЛИТИКА РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НА РЫНКЕ ТРУДА: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Рассматриваются особенности положения женщин в современном обществе, выявляется степень их реализации в различных областях жизнедеятельности. Выделяются некоторые факторы дискриминации женщин в сфере занятости. Прослеживается динамика интеграции и эффективного функционирования на рынке труда.

Ключевые слова: гендер, дискриминация, занятость, карьера, квалификация, неравенство, профессиональная подготовка, рынок труда, трудоустройство.

Демократические общества зачастую без принуждения ограничивают права части своих граждан: социальные институты невидимым образом и совершенно автоматически сглаживают дорогу к исторически обусловленной парадигме или конвенциональному стандарту поведения [1, с. 25]. Эта социальная конструкция гендера действует и в современной России. Однако в нашей стране нормы тендерной дискриминации и подчиненного статуса женщин не только не всегда осознаются, нои в некоторой части общества даже считаются вполне приемлемыми. Эссенциалистские ролевые предписания для мужчин и женщин в семье подкрепляют эту ситуацию. Однако представленные данные социологического исследования1 обнаруживают некоторые признаки перемен, которые свидетельствуют об изменениях во взглядах и установках, происходящих в сознании современных женщин

Согласно полученным данным, есть всего несколько сфер, в которых, как считает большинство женщин, они имеют равные с мужчинами или даже большие права. Они заключаются в возможности реализации в семье (70,0 %), в возможности отдохнуть в период отпуска (65,0 %) и в свободное время (54,3%), а также в возможности участвовать в общественной жизни (50,5 %). При этом в некоторых сферах, большинство женщин однозначно

1 По данным СИ «Актуальные проблемы занятости современной женщины на примере г. Тулы». Эмпирический объект - женщины г. Тулы в во з асте 1 8-54 лет. Массив опрошенных - 482 человека. Ошибка выборки не превышает + 5,0 %, что позволяет считать результаты исследования относительно надежными.

заявляют о нарушении своих прав. В первую очередь это неравенство в возможности трудоустроиться по профессии: соотношение женщин, считающих, что мужчины имеют для этого большие возможности, и женщин, полагающих, что у них в этой области равные или даже большие права, чем у мужчин, со сгавляет 58 33 (остальные затруднились с ответом). Далее следуют неравенство в оплате труда (с соответствующим показателем 55:30) и дискриминация прав женщин на работу вообще (53:37).

Явную дискриминацию своих прав большинство женщин видит и в ограничении участия в политической жизни, которое в отличие от участия в общественной жизни означает реальную возможность использования такого важнейшего ресурса, как власть. Иными словами, в условиях возросшей конкуренции за любые виды ресурсов, являющейся характерной чертой рыночных отношений, женщины притесняются в важнейших из них - в квалифицированном и высокооплачиваемом труде по специальности и в доступе к власти. При этом в условиях угрозы безработицы под вопрос ставится и сама возможность трудоустройства женщин, что вынуждает многих из них мириться с неравенством в оплате труда и невозможностью найти работу по профессии.

Является ли подобное положение дел, с точки зр ния самих респондентов, унаследованным от советской эпохи или реформы последних лет обострили проблемы их дискриминации? Судя по результатам проведенного исследования, большинство женщин убеждены, что за последние годы их положение заметно ухудшилось (табл. 1 ).

Как видно из табл. 1, 79,4 % опрошенных отмечают, что за последние 10 лет женщинам стало труднее найти работу. Конечно, можно было бы сказать, что проблема это общая и затрагивает мужчин тоже. Однако если сравнить ситуацию с доступом к работе и доступом к образованию, то можно увидеть, что современные женщины очень чутко реагируют на то, где испытываемые ими трудности связаны с ситуацией, переживаемой страной, а где - с усилением реальной дискриминации. И хотя почти две тр ти женщин говорят о том, что получить желаемое образование стало труднее, только 17,1% из них полагают, что мужчины имеют в данной области больше прав. От образования кардинально отличается ситуация с работой, где о неравенстве с мужчинами говорит более половины женщин.

Какие же группы женщин наиболее сильно ощущают на себе дискриминацию в доступе к образованию и в праве на равный с мужчинами по квалификации и оплате труд? Вопрос этот очень важен, так как если участие в политической деятельности для подавляющего большинства женщин представляет сугубо академический интерес и не входит в число их основных жизненных целей, то доступ к интересной работе и, особенно, к образованию является для них одной из базовых ценностей. Нарушение прав в этих областях воспринимается современными женщинами очень болезненно и оказывает заметное влияние на все их мироощущение.

Таблица 1

Взгляды тульских женщин на то, как изменились их возможности

за последние 10 лет (в % от числа ответивших на вопрос)

Укажите пожалуйста, как изменились Ваши возможности в следующих сферах за последние 10 лет?

Области возможностей Стало легче Стало труднее Ничего не изменилось

Получить желаемое образование 20,4 64,8 14,8

Найти работу 11,7 79,4 8,9

Устроить личную жизнь 8,4 53,0 38,6

Растить и воспитывать детей 2,8 85,8 11,4

Занять руководящую должность 21,1 47,1 31,8

Реализовать себя в бизнесе, политике, общественной деятельности 45,8 29,3 24,9

Следить за своей внешностью и здоровьем 42,5 41,0 16,5

Вести домашнее хозяйство 25,2 47,4 27,4

Уберечься от насилия 1,5 72,0 26,5

Ухудшение возможностей женщин получить желаемое образование отметили в первую очередь представительницы наименее обеспеченных слоев населения (9,0 % опрошенных). В связи с этим необходимо отметить следующее: хотя бесплатное государственное образование, включая высшее, предполагающее равный доступ к нему всего населения, формально сохраняется, в реальности наименее обеспеченная часть населения России не может его получить.

В то же время это не только женская проблема. Не случайно независимо от уровня материального благосостояния лишь 15,0 % женщин полагали, что у мужчин в данном вопросе больше прав. Сложившаяся в сфере образования ситуация представляет собой скорее консервацию уже сформировавшихся социально-профессиональных групп, закрытие каналов межпоколенной вертикальной мобильности. Во всяком случае, среди женщин-разнорабочих число тех, кто считал, что получить желаемое образование стало труднее, доходило до 75 %, в то время как среди женщин-предпринимателей - 46,2 %.

Однако обращает на себя внимание следующий факт: хотя во всех без исключения социально-профессиональных группах большинство женщин говорили об ухудшении возможности доступа к образованию, наиболее неимущие группы чаще ссылались на неравенство своих прав в этой области по сравнению с мужчинами. Так, если среди тех, кто оценивал свое материальное положение как тяжелое, на это указывала каждая пятая

женщина, то среди тех, кто оценил его как хорошее, - лишь каждая десятая. Поэтому не случайно доступность образования теснейшим образом связана у женщин с их представлением о принадлежности к тому или иному социальному слою, удовлетворенностью своим социальным статусом.

Таким образом, в наиболее неблагополучных социальных слоях женщины сталкиваются с двумя усиливающими действие друг друга формами дискриминации в сфере образования. С одной стороны, они оказываются дискриминируемы как представители беднейших слоев, а с другой - внутри этих слоев подвергаются еще большей дискриминации по полу, чем более благополучные женщины. Кроме того, хотя доступ к образованию в настоящее время зависит от пола все же меньше, чем от принадлежности к тому или иному социальному слою, но, учитывая, что именно в наименее благополучных слоях положение женщины по ряду параметров самое тяжелое, сохранение сложившегося в настоящее время положения дел означает и консервацию всех наиболее острых проблем женщин из этих социальных групп - от тяжелого психологического состояния до реального риска физического насилия. Доступ к образованию как пропуску в другой, более благополучный мир оказывается для них закрыт.

Схожая картина наблюдается и при оценке шансов реализовать себя в бизнесе, политике, общественной деятельности: женщины из более

благополучных социальных слоев оценивают динамику возможностей реализовать себя в этих областях заметно оптимистичнее, чем женщины из числа «социальных аутсайдеров». Например, если в среднем 46,7 % опрошенных считают, что реализовать себя в названных сферах стало легче, то среди женщин с высшим образованием так думают уже более половины, а среди окончивших аспирантуру или имеющих ученую степень - даже около двух третей (при том, что среди женщин, не имеющих полного среднего образования, так полагают лишь менее четверти респондентов).

По нарастающей идет и оценка возможностей сделать карьеру по мере перехода от низко- к высокодоходным группам - число считающих, что реализовать себя в бизнесе, политике, общественной деятельности за годы реформ женщинам стало легче, растет с 37,1 % (у бедных) до 6 12 % (у женщин из высокодоходных групп). Та же тенденция характеризует и позицию женщин с разной самооценкой своего социального статуса и женщин, принадлежащих разным социально-профессиональным группам. Например, наивысший показатель в оценке увеличения шансов женщин реализовать себя в бизнесе и других названных выше сферах продемонстрировали женщины-предприниматели (около 80,0%).

В то же вр мя далеко не все возможности карьеры существенным образом изменились в лучшую сторону хотя бы для каких-то отдельных групп женщин. Так, возможность занять руководящую должность, по мнению подавляющего большинства тульских женщин (78,9%), стала за последние десять лет более проблематичной: даже в высокодоходных группах число

тех, кто считает, что занять руководящую должность для женщины стало легче, меньше числа тех, кто считает, что сделать это стало труднее (соотношение составляет 32:38). Обращает на себя внимание и тот факт, что заметно выше среднего количество скептически оценивающих динамику шансов в данной сфере для женщин у тех, кому уже удалось занять руководящую должность, - для них это соотношение составляет 18:41, т.е. те женщины, которых можно рассматривать как экспертов в данной области, оценили динамику шансов в ней резко отрицательно.

Таким образом, период реформ сократил возможности для всех без исключения групп респондентов практически во всех сферах, связанных с образованием и карьерой (за исключением возможности иметь собственный бизнес, которой раньше не было). В то же время для женщин из наименее благополучных социальных слоев снижение возможностей носило опережающий характер и приняло гораздо большие масштабы, чем для остальных.

Мнение тулячек относительно положения о том, что реформы существенно усложнили для многих из них успешную интеграцию и эффективное функционирование на рынке труда, по нашему мнению, совершенно справедливо. Это подтверждается и данными исследований. В среднем по России в число основных проблем, мешающих женщинам считать свою жизнь нормальной, пр ошемы с р аботой включили более четверти всех опрошенных - 27,6 %, хотя напрямую идентифицировали себя с безработными всего 3,8 % [2, с. 16].

Эти трудности, помимо прямой безработицы, связаны также с тем, что у женщин недостаточно возможностей реализовать себя в профессии (27,2 % опрошенных расценивают их как плохие). Над многими из них встала вполне реальная проблема - остаться без работы (этого опасаются 38,3 % работающих женщин). Кроме того, в семье каждой четвертой опрошенной присутствовали безработные или люди, испытывающие трудности с постоянной работой, что является дополнительным фактором, усугубляющим проблемы, с которыми сталкивались сами женщины, - от усугубления материальных трудностей до необходимости брать на себя дополнительную трудовую нагрузку, чтобы прокормить семью.

Ситуация с работой, которая выступает, с точки зрения респондентов, наиболее значимой сферой дискриминации их прав по сравнению с мужчинами, хотя и зависит от степени благополучности самой женщины, в результате реформ намного осложнилась. Мнение, что найти работу им стало труднее, разделяют 67,6 % женщин из высокодоходных групп, 75,4 % -из среднедоходных и более 87,0 % из низкодоходных и бедных слоев населения. Причем, судя по полученным данным, есть две как бы «пиковые» группы, для котор ьк проблемы с р аЗото й стоят особенно остро, хотя и несколько по-разному.

Одна из них включает женщин с высшим образованием, работающих

в настоящее время на должностях специалистов. Для них дискриминация в сфере труда означает, прежде всего, неравенство прав в возможности трудоустроиться по профессии - примерно две трети данной группы говорят о том, что у мужчин в данной области больше прав. Однако в других группах аналогичный показатель составляет около 50,0 %. При этом уровень жалоб на дискриминацию по оплате труда и возможности вообще трудоустроиться у них примерно соответствует средним показателям.

Вторая группа включает женщин с низким образовательным уровнем, в пер вую очередь тех, кто не имеет даже среднего образования. Ими наиболее болезненно воспринимается неравенство прав с мужчиной в возможности хоть как-то трудоустроиться.

Однако не меньшее значение, чем образование, принадлежность к определенной среде, объем располагаемых ресурсов и другие факторы, для оценки женщинами своих возможностей в производственной сфере играет их семейное положение. Именно женщины - матери несовершеннолетних детей чаще всего отмечают, что за последние десять лет им стало гораздо труднее найти работу [3, с. 205].

От последствий дискриминации в сфере занятости в наибольшей степени страдают женщины из неполных и многодетных семей, поскольку в первом случае женщина зачастую является единственным кормильцем, а во втором - семья просто не в состоянии выжить без ее заработка. Так, по данным проведенного опроса, 37,0 % женщин - глав неполных семей с двумя детьми и более констатировали наличие у них пр облем с работой, 30,1 % - семей с одним ребенком при 11,9 % среди женщин, вообще не имеющих семьи. Возможно, поэтому женщины, вынужденные в одиночку воспитывать детей, чаще других опасались потерять работу (32,0 %).

При этом следует добавить, что в современных российских условиях женская дискриминация на рынке труда остро переживается не только представительницами неполных, но и значительного числа полных семей, т.е. семей с детьми и мужем. Не случайно в полных семьях с двумя детьми и более почти 85 % женщин говорили о том, что найти работу в результате р фор м им стало тр днее. В то же время у одиноких женщин этот показатель составлял 67,4 %, у супругов без детей - 72,5 % (табл. 2).

Более того, очень остро пр облемы с р аЗото й ощущают и бездетные молодые женщины. По данным исследования, около 40,0 % девушек до 20 лет связывают неустроенность собственной жизни с наличием проблем с р абото й в то вр мя как в более старших возрастных подгруппах этот показатель не превышает 25,0 %.

Таблица 2

Ощущение женщинами неравенства в сфере занятости в зависимости

от демографического типа семьи (в % от числа ответивших на вопрос)

На Ваш взгляд, в каких сферах женщина имеет равные возможности

с м ужчинами?

Демографический тип семьи У мужчин больше прав

в возможностях найти работу в возможностях трудоустроиться по специальности в оплате труда

Полные семьи с детьми 54,3 58,6 54,7

Неполные семьи с детьми 61,4 61,2 54,2

Многодетные семьи 66,7 61,9 57,1

Одинокие женщины 48,8 51,2 58.1

Молодые семьи без детей 55,0 67,5 60,8

Другие семьи без детей (в том числе и со взрослыми детьми) 46,5 52,5 53,7

Для данной категории женщин в сфере занятости происходит взаимоналожение сразу нескольких факторов, усложняющих возможность трудоустроиться, да еще и с равной оплатой за тот же труд [4, с. 324]. Когда девушки только вступают в трудовую жизнь, работодатели в большей степени склонны от них отказываться, так как из двух работников, равно не имеющих опыта работы, предпочтение отдадут юноше, а не девушке, которая может вскоре родить ребенка со всеми вытекающими отсюда для работодателя последствиями. Если же девушку и возьмут на работу, то скорее на испытательный срок или временный контракт, что предполагает соответствующую оплату ее труда. Поэтому молодые бездетные женщины испытывают проблемы неравенства прав с мужчинами в сфере занятости заметно острее, чем женщины более старших возрастов, не имеющие не совершеннолетних детей. Причем для молодых женщин с относительно низким уровнем образования затруднения с трудоустройством зачастую приобретают характер неразрешимой проблемы. Если же эту проблему им удается решить, то их, как правило, ждет мало- или неквалифицированный труд с меньшей, чем у мужчин, оплатой.

При таком положении вещей не удивительно, что помощь в устройстве на работу 45,7 % опрошенных расценивают как одну из приоритетных задач женских организаций, призванных защищать их права. В то же время женщины из тех групп, которые, казалось бы, должны быть наиболее заинтересованы в этом направлении деятельности женских организаций, проявляют к нему ничуть не больший интерес, чем все остальные. Скорее всего, это связано с тем, что женщины, например, из многодетных или неполных семей и сами понимают, что проблема для них заключается не столько в том, чтобы устроиться на работу, сколько в том, чтобы суметь совместить свои семейные и производственные социальные роли.

Это означает, что, найдя работу, которая их устраивает, многие

женщины вынуждены выполнять свои производственные роли, стараясь вообще не претендовать или минимально претендовать на облегчение своей производственной нагрузки ради решения каких-то семейных проблем. Там же, где удается преодолевать дискриминацию в производственной сфере, они делают это в ущерб интересам семьи, что не может не восприниматься и не переживаться ими очень болезненно.

Возможно, именно из-за этого же фиксируется такой разрыв в желаемом и планируемом количестве детей независимо от материального положения семьи. Наконец, именно этим можно объяснить то, что, оценивая возможность растить и воспитывать детей, 85,8 % всех опрошенных, а среди женщин, имеющих детей, около 90,0 %, говор ши о том, что за последние десять лет делать это стало труднее. Причем в такой оценке достаточно единодушны все женщины, независимо от их дохода, уровня образования и других факторов.

Это самый высокий показатель при характеристике опрошенными того, как усложнилась за годы реформ их жизнь. Он заметно выше, чем оценка ситуации с нахождением работы и получением желаемого образования, не говоря уж о всех остальных сферах жизни современных женщин. В частности, он намного опережает и рост проблем с ведением домашнего хозяйства при постоянной нехватке денег.

Нельзя не отметить и того, что в нынешних условиях только 2,4% респондентов чувствуют себя полностью защищенными в правовом отношении, 20,8% считают, что защищены частично, а 76,8 % полагают, что либо защищены слабо, либо вообще не защищены. Особенно тревожно то, что наиболее незащищенными в правовом отношении чувствуют себя женщины с неполным средним образованием, 86,4 % из которых полагают, что их интересы слабо защищены, в том числе 43,2 % - что они вообще не защищены. К сожалению, половина данной группы, по всем критериям находящейся в самом тяжелом положении, приходится на самые молодые возрастные группы (18-2 5 лет), т.е. это поколение, которое получало среднее образование уже в период реформ 1990-х гг.

Как было отмечено, для большинства опрошенных та модель жизни, которую они хотели бы реализовать, включает как минимум две базовые цели: иметь детей и интересную работу. Однако в условиях обострения конкуренции на рынке труда женщина встречается с заведомо подозрительным отношением к себе как работнику, ощущает постоянную и разнообразную по формам дискриминацию в сфере труда, прежде всего в связи с наличием или перспективой наличия несовершеннолетних детей. В этих условиях отказаться от работы она, во-первых, не хочет, поскольку работа входит в ее базовые ценности, а с другой - не может, так как без ее зарплаты семья скатилась бы за грань нищеты [5, с. 41].

В то же время отказаться от того, чтобы иметь детей, большинство женщин также не могут и не хотят. В р еультате многие вынуждены

выполнять свои производственные роли в ущерб решению семейных задач, прежде всего связанных с воспитанием детей. Возможно, именно поэтому так сильны их страхи, связанные с судьбой детей, котор ым они не могут уделить должное внимание.

Таким образом, основной негативный результат реформ для современной женщины связан не с дискриминацией собственно ее права на труд и его равную с мужчинами оплату, на равенство доступа к образованию или возможностей сделать карьеру (при несомненном наличии дискриминации в этих и других сферах), а с невозможностью эффективно совмещать обе свои главные социальные роли - семейную и производственную, чувством постоянного беспокойства за детей.

Тем самым проблема неравенства по-прежнему остается важнейшей причиной тендерного конфликта. Главное здесь заключается отнюдь не в том, в каких сферах, например при приеме на работу или в представительстве в органах власти, нарушается формальное равенство мужчины и женщины. Ключевым моментом для понимания сути дискриминации женщин выступает состояние того социокультурного и социально-экономического контекста, в котором им приходится жить и работать. Именно он диктует женщинам определенные стремления и жизненные цели, ставит перед ними те или иные первоочередные проблемы, навязывает определенные социальные роли и, в конечном счете, предопределяет выбор той модели поведения, при которой женщина ради достижения значимых для нее целей сама сознательно идет на то, чтобы ставить себя в неравные с мужчинами условия. Причем именно то, что этот выбор делается женщиной сознательно, во многом снижает для нее впоследствии остроту переживания подобного неравенства, хотя и не снимает ее до конца.

Список литературы

1. Коростылева Н.Н. Женщина и мужчина: от конфликта к согласию: исследование гендерного конфликтогенеза. М.: Библионика, 2005. 240 с.

2. Социальные проблемы трудовой занятости в регионах Российской Федерации. М.: Институт социологии РАН, 2009. 99 с.

3. Гендерные стереотипы в современной России / ред. И.Б. Назарова, Е.В. Лобза. М.: ГУВШЭ МАКС Пресс, 2007. 306 с.

4. Липовецкий Ж. Третья женщина. СПб.: Алетейя, 2003. 512 с.

5. Мальцева О.И., Рощин С.Ю. Гендерная сегрегация и мобильность на российском рынке труда. М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2006. 296 с.

O.V. Abrosimova.

The policy of equal possibilities in the labor market: a gender aspect.

In the article are viewed the particularities of the situation of women in contemporary society; reveals the degree of their realization in various areas of life. Identifies some

factors of discrimination of women in employment sphere. The dynamics of integration and effective functioning in the labor market is traced.

Key words: career, discrimination, employment, gender, inequality, labor-market, obstacle, qualification, training.

Получено 20.03.2010 г.

УДК 316:303.722.4:303.723

А.А. Алексеёнок, канд. социол. наук, доц., 89192676939, alexaconst@rambler.ru (Россия, Орел, ОРАГС)

ПОИСК ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЕЙ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Нашли отражения материалы, посвященные аналитической обработке эмпирического социологического исследования методами корреляционного и кластерного анализа на примере социальной адаптации вынужденных мигрантов.

Ключевые слова: социологическое исследование, эмпирическая база,

кластерный анализ, корреляционный анализ, вынужденные мигранты, социальная адаптация

Любые методы обработки данных так или иначе используются для структурирования и анализа существующей информации. Методов для анализа эмпирической социологической информации много, однако в данной статье нам хотелось бы остановиться на тех, которые эффективно применяют для обработки полученной эмпирической информации с большим количеством разнородных параметров.

Например, для анализа состояния процесса социальной адаптации вынужденных мигрантов и его оптимизации мы сегментировали мигрантов на группы по определенным параметрам: пол, возраст, образование и т.д. Для этого существует набор математических методов, позволяющих установить закономерности и упорядочить эмпирическую информацию.

Для анализа могут быть использованы данные четырех типов [2]: численные данные (численность иммигрантов); интервальные данные (доля вынужденных мигрантов среди общего числа иммигрантов; %); ранговые данные (социальная привлекательность Орловской области для вынужденных мигрантов); номинальные данные (профессия вынужденного мигранта: учитель, военный, строитель, инженер). Все данные, которые подходят под один из этих типов, могут быть проанализированы с помощью формальных методов.

Для того чтобы работали большинство методов, желательно иметь более 50 опрошенных респондентов (малая выборка) [3].

Этого количества респондентов обычно достаточно для получения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.