Научная статья на тему 'Политика короля Якова II Стюарта в конфессиональном вопросе: Контрреформация или всеобщая веротерпимость?'

Политика короля Якова II Стюарта в конфессиональном вопросе: Контрреформация или всеобщая веротерпимость? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1800
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯКОВ II СТЮАРТ / УИЛЬЯМ ПЕНН / РЕФОРМАЦИЯ / КОНТРРЕФОРМАЦИЯ / ЦЕРКОВНЫЕ РЕФОРМЫ / КАТОЛИЦИЗМ / АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ПРЕСВИТЕРИАНЕ / КВАКЕРЫ / БАПТИСТЫ / МИЛЛЕНАРИИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / МЕССА / "ТЕСТ-АКТЫ" / КАРАТЕЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Станков Кирилл Николаевич

Статья посвящена одной из самых дискуссионных проблем истории Британии в раннее Новое время. Редкая личность этого периода вызывала столь бурные дискуссии среди англоведов и разноречивые оценки у своих современников, как король Яков II Стюарт. Он был последним католиком, который занимал британский престол. Главная задача автора выявить основной вектор церковных реформ этого монарха, определить, каким конфессиональным группам она была выгодна, а кто посчитал свои права ущемленными. В статье предпринята попытка вскрыть причины формирования «черной легенды» о Якове II как кровавом представителе Контрреформации. Основываясь на широком источниковом материале, автор доказывает, что Яков II стремился не к уничтожению протестантизма в своих владениях, а, напротив, к широкой религиозной веротерпимости. Один из выводов заключается в том, что в XVII в. католическая община в Англии и Шотландии была столь мала, что не представляла угрозы для господствующей в каждой из этих стран конфессиональной системы (в Англии англиканству, в Шотландии Пресвитерианской Церкви). Преследование католиков являлось пережитком Реформации, который было необходимо преодолеть ради снятия политической напряженности в британском обществе. В статье выделяются основные этапы церковных реформ Якова II, его тактика в религиозном вопросе и освещены попытки найти хотя бы временных союзников. Главный вывод автора заключается в том, что Яков II смотрел дальше своих современников и опередил свою эпоху (эмансипация католиков произошла в Великобритании лишь в конце XVIII начале XIX в.), а потому не был ими понят. Кроме того, у короля была чрезвычайно узкая социальная база. Все эти факторы в целом и привели к свержению Якова II в ходе «Славной революции» 1688-1689 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика короля Якова II Стюарта в конфессиональном вопросе: Контрреформация или всеобщая веротерпимость?»

Вестник ПСТГУ.

Станков Кирилл Николаевич, канд. ист. наук, ст. преподаватель кафедры всеобщей истории ПСТГУ Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая д. 23Б stank ov11@yandex.ru

Серия II: История. История Русской

Православной Церкви.

2019. Вып. 86. С. 40-60 DOI: 10.15382/sturII201986.40-60

ORCID 0000-0002-5056-255X

Политика короля Якова II Стюарта

В КОНФЕССИОНАЛЬНОМ ВОПРОСЕ!

Контрреформация или всеобщая веротерпимость?

Аннотация: Статья посвящена одной из самых дискуссионных проблем истории Британии в раннее Новое время. Редкая личность этого периода вызывала столь бурные дискуссии среди англоведов и разноречивые оценки у своих современников, как король Яков II Стюарт. Он был последним католиком, который занимал британский престол. Главная задача автора — выявить основной вектор церковных реформ этого монарха, определить, каким конфессиональным группам она была выгодна, а кто посчитал свои права ущемленными. В статье предпринята попытка вскрыть причины формирования «черной легенды» о Якове II как кровавом представителе Контрреформации. Основываясь на широком источниковом материале, автор доказывает, что Яков II стремился не к уничтожению протестантизма в своих владениях, а, напротив, к широкой религиозной веротерпимости. Один из выводов заключается в том, что в XVII в. католическая община в Англии и Шотландии была столь мала, что не представляла угрозы для господствующей в каждой из этих стран конфессиональной системы (в Англии — англиканству, в Шотландии — Пресвитерианской Церкви). Преследование католиков являлось пережитком Реформации, который было необходимо преодолеть ради снятия политической напряженности в британском обществе. В статье выделяются основные этапы церковных реформ Якова II, его тактика в религиозном вопросе и освещены попытки найти хотя бы временных союзников. Главный вывод автора заключается в том, что Яков II смотрел дальше своих современников и опередил свою эпоху (эмансипация католиков произошла в Великобритании лишь в конце XVIII — начале XIX в.), а потому не был ими понят. Кроме того, у короля была чрезвычайно узкая социальная база. Все эти факторы в целом и привели к свержению Якова II в ходе «Славной революции» 1688—1689 гг.

Традиционно как в отечественной, так и в зарубежной историографии попытка возвращения Англии в лоно Католической Церкви после «Королевской Реформации» XVI в. связывается с правлением двух монархов — Марии I Тюдор (1553-1558) и Якова II Стюарта (1685-1688). Если в первом случае подобное утверждение не вызывает сомнений, то во втором не только в исследованиях последних 300 лет, но и в личных источниках того времени допускаются самые различные трактовки. В связи с этим вопрос об основном векторе религиозной

К. Н. Станков

политики последнего Стюарта и ее реальных причинах и мотивах требует прояснения. Церковная политика Якова II была разноплановой, многоуровневой и порой противоречивой. Поэтому единственный способ выявить ее подлинную направленность заключается в дистанцировании от существующих историографических клише и рассмотрении религиозных реформ этого британского монарха в тесной связи с их историческим контекстом.

В 1685 г. впервые со времен Реформации к власти в Британии пришел католик — Яков II Стюарт. Он был воспитан в англиканстве, однако в период эмиграции во Франции во время Английской революции середины XVII в. принял католицизм. Неизвестны ни мотивы, ни точное время столь радикального мировоззренческого поворота будущего короля. Вероятно, свое влияние оказала католическая среда, в которой Яков находился во Франции и Испании. Свою роль также сыграли две женщины, имевшие на него наибольшее влияние в те годы: мать — католичка Генриэтта Мария и первая жена — Энн Хайд, дочь графа Кларендона, верная сторонница латинства.

Яков II пытался использовать свой приход к власти, чтобы облегчить положение своих единоверцев, которые с эпохи Реформации подвергались значительным притеснениям со стороны протестантского большинства1. Согласно карательным законам, которые в эпоху Реставрации были дополнены «Тест-Актами»2, католикам было запрещено совершать мессу, занимать государственные должности, выступать в суде, иметь оружие. Они были лишены активного и пассивного избирательного права, не могли обучаться в университетах, и им запрещалось иметь собственные образовательные учреждения. Католики не могли селиться в Лондоне и его округе. Непосещение обязательной англиканской мессы каралось штрафами. В Англии католический священник, обративший в свою веру протестанта, приговаривался к смертной казни3. В целом карательные законы и другие методы преследования католиков фактически являлись пережитком эпохи Реформации.

Однако широкими массами протестантов, составлявших в Англии и Шотландии абсолютное большинство, реформы Якова II были восприняты как попытка кровавой Контрреформации. По стране поползли слухи, что король-католик с помощью ирландской армии и поддержки французского короля Людовика XIV стремится утвердить в Британии католицизм и вернуть в стране религиозную ситуацию, существовавшую до Реформации, уничтожив протестантов. Эти страхи и опасения нашли свое отражение в многочисленных источниках того времени, прежде всего в мемуарах и корреспонденции. Из материалов личного происхождения образ Якова II как вождя европейской Контрреформации перекочевал в научную литературу, прежде всего в труды представителей вигско-либеральной

1 Reresby J. The Memoirs of the Honorable Sir John Reresby, bart. L., 1734. P. 193—194.

2 «Тест-Акты» — законы, принятые в 1662 и 1681 гг. в Шотландии и в 1673 и 1678 гг. в Англии, запрещавшие занимать государственные должности лицам, не принадлежавшим к государственной Церкви.

3 Ingram T. D. Two Chapters of Irish History: the Irish Parliament of James II; the Alleged Violation of the Treaty of Limerick. L.; N. Y., 1888. P. 14; Miller J. Popery and Politics in England, 1660— 1688. Cambridge, 1973. P. 51-59.

школы, а оттуда в советскую историографию4. Однако данная оценка представляется односторонней и упрощенной. В связи с этим вопрос о подлинных целях религиозной политики Якова II и ее содержании требует прояснения.

Вначале остановимся на источниках, легших в основу настоящего исследования. Уникальным источником по проблеме конфессиональной политики Якова II являются его собственноручные заметки, позволяющие установить подлинные планы короля5. Не менее ценным источником является «Календарь государственных бумаг» — сборник документов английского правительства6. Важные сведения содержатся в сборнике «Английские исторические документы»7 и в письменных распоряжениях Якова II шотландскому Тайному совету, опубликованных в труде шотландского историка Р. Уордроу «История бедствий шотландской церкви от Реставрации до революции»8, а также в дипломатических документах9. Любопытные детали можно почерпнуть из различных сборников корреспонденции10 и мемуаров11 как ведущих политиков, так и рядовых британцев, бывших очевидцами рассматриваемых событий.

4 См., напр.: Английская буржуазная революция XVII века / Е. А. Косминский, Я. А. Левицкий, ред. М., 1954. Т. 2. C. 146-157; Борисов Ю. В. Дипломатия Людовика XIV. М., 1991. С. 168-174; Кареев Н. И. Две английские революции XVII века. Петроград, 1924. С. 215, 224-226, 234; Очерки истории Англии: Средние века и Новое время / Г. Р. Левин, ред. М., 1959. С. 143; Сапрыкин Ю. М. Английское завоевание Ирландии (XII-XVII в.). М., 1982. С. 172-175; Татаринова К.. Н. Очерки по истории Англии, 1640-1815 гг. М., 1958. С. 211-222, 264-265; George J. W. H. A History of the English and Scotch Rebellions of 1685. N. Y., 1851; Mackintosh J. History of the Revolution in England in 1688: Comprising A View of the Reign of James II from His Accession, to the Enterprise of the Prince of Orange. L., 1834.

5 Life of James the Second written by himself // Original Papers; containing the Secret History of the Great Britain, from the Restoration, to the Accession of the House of Hanover. L., 1775. Vol. 1. P. 148.

6 Calendar of State Papers, Domestic Series. Ofthe Reign ofJames II. February-December 1685 / E. K. Timing, ed. L., 1960 (далее — CSPD); CSPD. Of the Reign of James II. January, 1686 — May,

1687 / E. K. Timing, ed. L., 1964; CSPD. Of the Reign of James II. June, 1687 — February, 1689 / E. K. Timing, ed. L., 1972.

7 English Historical Documents / D. Douglas, ed. L., 1953. Vol. 8.

8 Wodrow R. The History of the Sufferings of the Church of Scotland from the Restoration to the Revolution. Glasgow, 1832. Vol. 3-4.

9 «Зело народ груб и противо Королевского Величества дерзок»: русский посол об Англии накануне переворота 1688 г. // Источник. 2002. № 5. С. 24-29; Hoffmann to the Emperor, 31 May,

1688 // Haile M. Queen Mary of Modena: Her Life and Letters. L.; N. Y., 1905. P. 182; Terriesi to Duke of Cosimo, June 1, 1688 // Ibid. P. 18.

10 Calendar of the Stuart Papers belonging to His Majesty the King, Preserved at Windsor Castle. L, 1902. Vol. 1; Letters Written during the Years 1686, 1687, 1688, and Addressed to John Ellis, Esq. Secretary to the Commissioners of His Majesty's Revenue in Ireland / Lord Dover, ed. L., 1831. Vol. 1; The Manuscripts of the Duke of Hamilton, K.T. L., 1887.

11 Гордон П. Дневник, 1684-1689 / Д. Г. Федосов, пер. с англ., статья, примеч. М., 2009; Burnet G. Bishop Burnet's History of His Own Time. L., 1753. Vol. 2; Evelyn J. The Diary of John Evelyn. L.; N. Y., 1906. Vol. 3; Lauder J. Historical Observes of Memorable Occurrents in Church and State, from October 1680 to April 1686. Edinburgh, 1840; Lindsay C. Memoirs touching the Revolution in Scotland, 1687-1690. Edinburgh, 1841; LuttrellN. A Brief Historical Relation of State Affairs from September 1678 to April 1714. Oxford, 1857. Vol. 1; Reresby. Op. cit.; Thoresby R. The Diary of Ralph Thoresby. L., 1830. Vol. 1; Wood A. The Life and Times ofAntony Wood, Antiquary, of Oxford, 1632-1695, described by Himself. Oxford, 1894. Vol. 3.

В источниках находится множество подтверждений того, что Яков II категорически выступал против любых преследований на религиозной почве. Достаточно привести лишь некоторые из них. Яков II начал свое правление с того, что в Англии и Шотландии выпустил из тюрем всех лиц, заключенных за религиозные убеждения, в том числе около 1, 2 тыс. квакеров, в то время как в правление Карла II было казнено и замучено около полутысячи последователей этого учения. В 1685 г. в беседе с нидерландским послом в Лондоне Арнуотом ван Ситтерсом Яков II осудил отмену французским королем Людовиком XIV Нантского эдикта. Британский монарх охарактеризовал данный шаг как политически непродуманный и антихристианский. Значительное недовольство французского двора вызвало то, что Яков II принял в своих владениях более 4 тыс. беженцев-гугенотов, предоставив им британское подданство, а также право занимать государственные должности. Кроме того, британский монарх выделил из коронных доходов средства на оказание материальной помощи прибывшим в его владения12.

Яков II полагал, что создание юридической базы станет недостаточной мерой в борьбе за равноправное участие представителей религиозных меньшинств в жизни государства, поскольку в реставрационном обществе не существовало механизмов, способных привести к власти нонконформистов, и декларирование любых свобод останется лишь на бумаге, если одновременно не добиться выдвижения на ведущие посты представителей католической и диссентерских общин. В связи с этим меры Якова II в области религии носили двоякий характер: с одной стороны, внесение изменений в действующее законодательство, с другой — практические шаги по реализации прав подданных, нередко путем прямого королевского вмешательства.

В религиозных реформах Якова II выделяются два этапа. На первом этапе (1685—1686) он надеялся создать союз своих единоверцев и «Высокой Англиканской Церкви», поскольку из всех британских протестантов считал наиболее близкой к католицизму доктрину сторонников епископального устройства Церкви. В связи с этим первые два года своего правления король пытался добиться от государственной Церкви (в Англии — англиканской, в Шотландии — епископальной) максимального расширения прав католического населения.

Религиозные преобразования задумывались Яковом II как постепенный и многоступенчатый процесс, осуществлять которые было необходимо с осторожностью, но в то же время настойчиво и не отступая перед трудностями. Проведение реформ Яков II начал в Шотландии, поскольку в северном королевстве у него были более прочные позиции, в то время как любой, даже самый незначительный, ошибочный шаг в Англии мог привести к катастрофическим последствиям. Шотландия же, полностью контролируемая верными Якову II гражданскими и военными властями, представляла собой более безопасную базу для апробации новой политики13.

12 CSPD. James II. 1687-1689. P. 252; Lauder. Op. cit. P. 249; Luttrell. Op. cit. Vol. 1. P. 434; Ashley M. The Glorious Revolution of 1688. Panther, 1968. P. 63-64; Miller J. James II: a Study of Kingship. Hove, 1978. P. 144.

13 Doctor Birch's Notes from the Princess Anne's Letters to her Sister. Windsor, June 22, 1688 // Dalrymple J. Memoirs of Britain and Ireland. L., 1790. Vol. 2. Pt 1. Book 5. P. 176.

В ноябре 1685 г. Яков II, используя королевскую прерогативу, освободил от «Тест-Акта» 26 католиков, назначив их сборщиками налогов, и ввел в состав Тайного совета северного королевства своего единоверца генерал-майора графа Дамбартона.

В январе 1686 г. для обеспечения отправления тайных католических месс из Англии в Шотландию начали поступать предметы культа. Шотландскому духовенству было запрещено в своих проповедях высказываться против католицизма. Тайный совет приостановил распространение протестантских сочинений в шотландской столице. По сведениям Дж. Рересби, «король разрешил издание католических книг»14, хотя формально это было запрещено английскими и шотландскими законами.

К более решительным действиям британский монарх перешел весной 1686 г. Первоначально Яков II намеревался действовать через парламент. В марте Тайный совет Шотландии получил указы от короля о необходимости созыва парламента с целью отменить карательные законы, разрешить католикам занимать государственные должности и заменить «Тест-Акт» 1662 г. клятвой на верность королю. Данные меры были необходимы Якову II для привлечения своих единоверцев в шотландскую армию. Кроме того, король обратился к парламенту с просьбой разрешить своим единоверцам совершение месс в частных домах. Лорд-канцлер граф Перт и государственный секретарь Шотландии граф Мел-форт заверили короля в готовности исполнить его пожелание. Однако другие члены Тайного совета заявили о необходимости проведения по этому вопросу переговоров с прелатами Епископальной Церкви Шотландии15.

Яков II расценил это как попытку завести задуманный им проект в тупик. Видные члены Тайного совета Шотландии герцог Хэмилтон, генерал-лейтенант У. Драммонд и лорд-председатель Верховного суда королевства сэр Дж. Локхарт оф Карнуот были вызваны в Лондон. После переговоров с ними британскому монарху стало ясно, что даже частично предоставить свободу вероисповедания только католикам невозможно в силу состояния общественного мнения в Шот-ландии16.

В апреле 1686 г. в Эдинбурге собрался парламент. При поддержке Якова II католическая партия во главе с графом Пертом инспирировала обсуждение вопроса об изменении юридического статуса католиков в стране. Однако антикатолическая партия во главе с герцогами Хэмилтоном и Куинсберри оказалась сильнее. Дебаты приобретали столь острый характер, что власти были вынуждены дважды назначать перерыв в заседаниях парламента, пока в дело не вмешался сам король. В конечном счете шотландский парламент согласился лишь на разрешение католикам совершать богослужения в частных домах17.

14 Reresby. Op. cit. P. 232.

15 Miller. James II: a Study of Kingship. P. 214.

16 The Manuscripts of the Duke of Hamilton. P. 172-173.

11 Гордон П. Дневник, 1684-1689. С. 107-108; Letters Written during the Years 1686, 1687, 1688, and Addressed to John Ellis... Vol. 1. P. 50; James VII's Proposal for Toleration. 1686 // Scottish Historical Documents / G. Donaldson, ed. N. Y., 1970. P. 248-250; Life of James the Second Written by Himself // Original Papers. Vol. 1. P. 148.

Яков II, видя, что шотландский парламент не готов принять его программу, распустил сословное представительство и сменил тактику, решив использовать другие методы, которые предоставляло в его распоряжение законодательство страны. «Акт о Супрематии», принятый шотландским парламентом в 1669 г., давал королю широкие полномочия для вмешательства «во все церковные вопросы в этом королевстве». В августе 1686 г. Яков II направил в шотландский Тайный совет распоряжение, приостанавливающее все законы, преследовавшие католиков и разрешившее им занимать государственные должности18.

Определенные шаги в этом направлении король предпринял и в Англии. Согласно воспоминаниям Якова II, в 1686 г. в Лондоне был создан «тайный комитет из католиков». Этот орган занимался обсуждением всех «религиозных вопросов» и носил неформальный характер. По словам короля, в состав комитета входили «лорды Эрендел, Поуис, Беллейсис, Довер, Каслмен и отец Питр», духовник короля. По всей видимости, роль председателя на заседаниях комитета выполнял сам король.

В том же 1686 г. Яков II предпринял попытку заложить основы для создания в английской столице мужского католического монастыря и иезуитской коллегии. В мемуарах король отмечал, что при часовне дворца Сент-Джеймс, где задолго до его прихода к власти совершались католические мессы, «было поселено четырнадцать монахов-бенедиктинцев». Кроме того, в 1686 г. в Лондоне в районе Савойя, согласно королевскому распоряжению, членам иезуитского ордена было разрешено открыть часовню и при ней «коллегию для обучения детей». По сообщениям самого монарха, в первый же год в нее было принято 200 като-

ликов19.

Наконец, в 1686 г. в Англии по аналогии с Судом Высокой комиссии, запрещенным Долгим парламентом во время Пуританской революции, была создана Духовная комиссия, которая стала верховным судом Англиканской Церкви по религиозным вопросам. В отличие от Высокой комиссии, новый верховный церковный суд возглавлялся не англиканским архиепископом, а лордом — главным судьей Англии, что усиливало зависимость этого органа лично от монарха. Фактически речь шла об усилении королевского контроля над государственной Церковью. К раздражению значительной части англиканского духовенства и торий-ской партии во главе нее был поставлен известный своей жестокостью Джордж Джеффрис, получивший в 1685 г. пост лорда — верховного судьи Англии. Яков II ценил его за твердую преданность престолу, которую Дж. Джеффрис доказал во время расследования «райхаузского заговора» 1683 г. и в ходе репрессий против участников восстания герцога Монмаута в 1685 г. (так называемые кровавые ас-сизы). Первым решением Духовной комиссии стало временное отстранение от кафедры епископа Лондона Генри Кэмптона за отказ поддержать религиозную политику короля20.

18 Assertory Act, 1669 // English Historical Documents. Vol. 8. P. 611; King's Letter, the 21st Day of August, 1686 // Wodrow. Op. cit. Vol. 4. P. 389-390.

19 Life of James the Second Written by Himself // Original Papers... Vol. 1. P. 148-149.

20 Ibid. P. 144-145; Reresby. Op. cit. P. 207-208, 226.

При издании указов, касающихся религиозных вопросов, и в ряде частных случаев Яков II пользовался одной из королевских прерогатив — так называемой разрешительной властью (присвоенной им с помощью преданных юристов), согласно которой монарх мог освобождать подданных от исполнения обязанностей и ограничений, налагаемых законом. В то же время, чтобы придать большую прочность своим начинаниям, король был намерен провести отмену карательных законов и «Тест-Актов» через парламент. В связи с этим со второй половины 1686 г. Яков II начал готовиться к выборам в Англии нового парламента. Королю было необходимо обеспечить такой состав сословного представительства, который бы поддержал предложенные им меры21.

Для того чтобы сформировать нужный состав парламента, Яков II в 1686 г. обратился к практике, получившей в британском политическом лексиконе название «политика уединения». Король персонально вызывал каждого пэра и коммонера предшествующих парламентов и задавал вопрос: будет ли он голосовать за отмену «Тест-Актов» на следующей сессии парламента? Бывшие депутаты нижней палаты, которые выразили согласие на отмену «Тест-Актов», получили новые места в городских корпорациях и коллегиях мировых судей, что давало им возможность принять участие в выборах в парламент. В то же время многие коммонеры, ответившие отрицательно, потеряли свои должности, позволявшие им выставлять свою кандидатуру во время выборов. Опале также подверглись некоторые из пэров, выступивших против политики Якова II. В частности, в 1686 г. граф Рочестер потерял все высшие государственные посты.

С помощью подобных мер Яков II надеялся максимально сократить ряды оппозиции на предстоящей сессии парламента. Дж. Р. Джоунс обратил внимание на то, что Яков II был не первым, кто применил подобную тактику в Англии накануне и во время парламентских выборов. С помощью такого же хода вигская группировка графа Шрусбери в 1681 г. пыталась добиться проведения через парламент билля «Об исключении герцога Йорка из престолонаследия» (в то время будущий монарх Яков II носил титул герцога Йорка)22.

Летом 1686 г. британский монарх предпринял попытку заручиться поддержкой своей политики на международном уровне. Учитывая силу авторитета, которым пользовались среди английских протестантов его старшая дочь (и на тот момент наследница престола) Мария Стюарт и ее муж нидерландский статхаудер Вильгельм Оранский, Яков II отправил в Гаагу своего приближенного из числа сектантов — квакера У. Пенна, который должен был убедить Марию и Вильгельма выступить с публичной поддержкой религиозной политики, проводившейся в Британии. Однако его миссия потерпела фиаско23.

В целом к концу 1686 г. Яков II пришел к выводу, что англикане будут сопротивляться любым попыткам изменения статуса католиков. Поэтому на втором этапе церковных реформ (1687-1688) король резко изменил политику, сделав

21 Reresby. Op. cit. P. 238-240; Jones J. R. James II's Revolution: Royal Policies, 1682-92 // Anglo-Dutch Moment: Essays on the Glorious Revolution and its World Impact / J. I. Israel, ed. Cambridge, 1991. P. 61.

22 Jones. Op. cit. P. 50, 51, 60.

23 Ibid. P. 54.

ставку на широкий союз всех противников государственной Церкви, в который, по словам графа Рересби, помимо католиков вошли бы протестантские «дис-сентеры всех направлений». В 1687 г. британский монарх официально выступил с идеей всеобщей веротерпимости — предоставления полной религиозной свободы и уравнения в гражданских правах всех христианских конфессий24.

12 февраля 1687 г. Яков II выпустил в Шотландии декларацию, согласно которой полная свобода отправления религиозных обрядов даровалась пресвитерианам, квакерам и католикам. Чтобы смягчить эффект от столь радикального поворота короны в религиозной политике, в начале документа сообщалось о даровании религиозной терпимости «умеренным пресвитерианам», затем упоминалось о квакерах и лишь в конце — о единоверцах короля. Таким образом, наряду с государственной Епископальной Церковью Шотландии полную свободу совести получили три важнейшие религиозные общины страны — пресвитериане, «Общество Друзей» (квакеры) и католики25.

4 апреля 1687 г. Яков II выпустил первую «Декларацию о веротерпимости» в Англии, которая отменяла все карательные законы, разрешала свободное отправление богослужений и других обрядов. На государственные должности были допущены люди независимо от их религиозных убеждений. Особым пунктом оговаривалось, что король не предпримет наступления на позиции Англиканской Церкви, которая будет продолжать пользоваться полной свободой отправления обрядов, и за англиканами останется «вся их собственность». 28 июня 1687 г. такая же декларация была выпущена в Шотландии. В то же время в северном королевстве по-прежнему в законодательном порядке подвергались преследованиям радикалы — конвентиклеры, собиравшиеся на моления в полях, пустошах, заброшенных домах и других потайных местах. Однако эти гонения носили политический, а не религиозный характер, поскольку конвентиклеры нередко выступали против монархии Стюартов26.

В том же году в Англии получил широкий общественный резонанс конфликт короля с одним из известнейших учебных заведений страны — Колледжем св. Марии Магдалины, входившим в состав Оксфордского университета. Яков II решил воспользоваться смертью президента Колледжа в мае 1687 г. и поставить во главе одной из главных «кузниц кадров» Англиканской Церкви католика. Однако преподаватели и студенты Колледжа оказали отчаянное сопротивление. В Оксфорд были направлены регулярные войска. Активисты из преподавателей и студентов университета были исключены, а их место заняли католики. После длительной борьбы под давлением судей Духовной комиссии на очередных выборах Советом Колледжа президентом был избран С. Пэркер — англиканский епископ Оксфорда27. После его смерти в марте 1688 г. президентом Колледжа

24 Reresby. Op. cit. P. 238-243; Jones. Op. cit. P. 50, 51, 54, 60-61.

25 Proclamation, February 12th, 1687, or First Indulgence // Wodrow. Op. cit. Vol. 4. P. 417-419.

26 Declaration of Indulgence, 1687 // English Historical Documents. Vol. 8. P. 395-397; Proclamation, June 28th and July 5th, 1687, or the Third Toleration // Wodrow. Op. cit. Vol. 4. P. 426427.

27 Magdalen College and King James II, 1686-1688: A Series of Documents, With Additions / J. R. Bloxam, ed. Oxford, 1886. P. 40-79.

стал католический епископ Б. Джиффэрд28. В результате этих мер правительства приверженцам Римского престола стало доступным получение образования в одном из наиболее престижных учебных заведений Англии.

Одновременно возник конфликт между короной и Кембриджским университетом. Его причиной явилась попытка Якова II назначить «доктором искусств» монаха-бенедиктинца «отца Франциска». Итогом прений британского монарха с руководством университета стала отставка вице-канцлера Кембриджского университета29.

В 1687 г. Яков II направил в Рим своего постоянного посла — иезуита графа Каслмена. В октябре 1688 г. на этом посту его сменил лорд Т. Ховард. В ответ папа Иннокентий XI назначил кардинала Фердинанда Д'Адда нунцием в Британию. К раздражению многих английских протестантов, Яков II предоставил ему в качестве резиденции Виндзор. По этому случаю очевидец — русский посол дьяк Василий Михайлов — писал: «Пребывающему при нем (Якове II. — К. С.) папежскому послу во всем поведению превеликая волность дана»30.

В то же время необходимо отметить, что отношения Рима и Лондона в период правления Якова II носили далеко не безоблачный характер, чему было несколько причин. Британский монарх являлся союзником Людовика XIV, а в этот период наметился острый конфликт в отношениях римской курии и французского двора, связанный с попытками Людовика XIV подчинить себе Католическую Церковь во Франции. Кроме того, как доказывает в своей книге С. С. А. Пинкас, Яков II увлекался галликанскими идеями, распространенными при Версальском дворе, и его реформы могли привести к ослаблению позиций папства на Британских островах31.

В 1687 г. Яков II продолжил меры по подготовке так называемого подтасованного парламента (как его определяли политические оппоненты короля). Однако теперь эта деятельность носила более сложный характер. С одной стороны, продолжались попытки давления на тори и англикан. В частности, в декабре 1687 г. по приказу Якова II была разработана специальная программа опроса избирателей, получившая название «Три вопроса». Король приказал всем лордам-лейтенантам Англии провести собрания должностных лиц графств и предложить им ответить на три вопроса:

1. Если король созовет парламент и они будут избраны его депутатами, будут ли они голосовать за отмену «Тест-Актов» и карательных законов?

2. Проголосуют ли они на выборах за кандидатов, которые намерены отменить эти законы?

3. Будут ли они жить в мире, как подобает христианам, если король объявит полную религиозную свободу католикам и диссентерам?32

Однако лорды-лейтенанты, большинство из которых были англиканами, согласились скорее потерять свои посты, чем выполнить подобный указ.

28 Wood. Op. cit. Vol. 3. P. 261-262.

29 Life of James the Second written by himself // Original Papers. Vol. 1. P. 150.

30 «Зело народ груб и противо Королевского Величества дерзок». С. 27.

31 Pincus S. C. A. 1688: The First Modern Revolution. New Haven; L., 2009. P. 121-122.

32 Reresby. Op. cit. P. 251-252.

Таким образом, Яков II убедился, что единственной массовой силой в Англии, которая была готова поддержать широкую религиозную терпимость, являлись протестантские нонконформисты. Поэтому главной целью предвыборной кампании 1687 г. (сами выборы намечались на апрель 1688 г., но затем их пришлось перенести на осень того же года) стало привлечение в парламент максимально возможного числа сектантов.

В 1687—1688 гг. была предпринята масштабная кампания по переформированию состава городских корпораций, от которых на местах выдвигались депутаты в парламент путем массовой замены городских хартий. Согласно подсчетам М. Эшли, в 1688 г. были заменены хартии у 35 городов Англии. По данным Дж. Р. Джоунса, в эти перетасовки было вовлечено несколько тысяч представителей британской политической элиты33.

Кроме того, Яков II взялся лично пропагандировать идею всеобщей веротерпимости в районах проживания сектантов и привлек к этой кампании авторитетных лиц среди нонконформистов — У. Уильямса и У. Пенна. В сентябре 1687 г. король совершил поездку по западным графствам Англии, призывая представителей местных элит отдать голоса за кандидатов, которые вместе с королем установят «эту свободу настолько же прочно, как была установлена "Великая хартия вольностей"»34. Яков II в своих выступлениях подчеркивал, что именно свобода совести является залогом мощи и богатства соседних Нидерландов. Таким образом, король пытался представить установление свободы вероисповедания не как свою личную инициативу, а как общенародное дело. В целом сектанты (по некоторым данным, даже бывшие в их числе участники восстания герцога Монмаута) приняли Якова II достаточно благожелательно: впервые в британской истории королевская власть предлагала им то, чего они в течение почти столетия добивались путем заговоров, восстаний, гражданских войн и революции35.

Чтобы подорвать господство англикан на местах, Яков II начал формировать корпус государственных чиновников из сектантов и католиков. В августе-декабре 1687 г. было заменено 13 лордов-лейтенантов. В нескольких графствах ими были назначены католики. Король отдал приказ новым лордам-лейтенантам предоставить часть должностей мировых судей католикам и сектантам. В декабре 1687 г. нидерландский посол в Лондоне Арноут ван Ситтерс отмечал, что в Англии католикам, англиканам и протестантским нонконформистам предоставлено приблизительно одинаковое количество должностей шерифов.

Между тем внутреннее положение в Англии с середины 1687 г. стало обостряться. Королевский проект опроса избирателей графств (так называемые «Три вопроса») провалился. Характерным примером может служить графство Норфолк, где из 70 дворян на вопросы ответили положительно только шесть человек. Примерно такое же соотношение сторонников и противников всеобщей веротерпимости дал опрос и в Уэльсе, притом что этот регион отличался

33 Reresby. Op. cit. P. 269-270, 272, 275; Ashley. Op. cit. P. 88, 112-113; Jones. Op. cit. P. 61.

34 Burnet. Op. cit. Vol. 2. P. 428.

35 Sowerby S. Of Different Complexions: Religious Diversity and National Identity in James II's Toleration Campaign // The English Historical Review. 2009. Vol. 124. № 506. P. 31, 40-42, 44.

традиционной лояльностью населения к короне. Единственным исключением явилось лишь графство Ланкашир, где католические и протестантские нонконформисты вместе составляли весьма значительный процент населения. Повторная волна назначений новых лордов-лейтенантов, несмотря на то что среди них были такие влиятельные представители двора, как графы Сандерленд и Роче-стер, лорд-верховный судья Дж. Джеффрис, уже не могла исправить положение. Приблизительно так же дело обстояло и в городских избирательных округах. Несмотря на все манипуляции правительства с составом городских корпораций путем замены хартий, Яков II все отчетливее понимал, что нужный ему состав парламента собрать не удастся36.

Уильям Пенн убеждал Якова II вынести на парламентские дебаты только вопрос об отмене карательных законов, которые касались и католиков, и протестантских нонконформистов, считая, что это не вызовет такой острой реакции, как вопрос о «Тест-Актах», изначально направленных в первую очередь против католиков. Возможность того, что парламент поддержит подобный проект, была тем вероятнее, что после осуществленных королем реформ доля сектантов в нижней палате должна была оказаться гораздо большей, чем обычно. Впрочем, сам У. Пенн был заинтересован в том, чтобы использовать свое влияние на Якова II в целях отмены тех юридических ограничений, которые подвергали притеснениям прежде всего его единоверцев. Как осторожный и тонкий политик лидер квакеров пытался удержать Якова II от слишком радикальных действий, которые бы привели к его свержению, а значит, и потере нонконформистами всех тех послаблений, которые они получили в его правление. Кроме того, У. Пенн, несмотря на свои либеральные взгляды, как и все протестанты того времени, негативно относился к католикам и не желал улучшения их положения. Лидер квакеров, хорошо знавший религиозную ситуацию в Англии, осознавал, что английское общество не скоро созреет для того, чтобы дать католикам равные с протестантами права37, и отсрочить вопрос о «Тест-Актах» — значит фактически отказаться от их отмены. Однако это так же хорошо понимал и Яков II. Именно поэтому король остался непреклонным.

В январе 1688 г. Яков II обратился к Римскому папе с просьбой разделить Англию на четыре округа и во главе каждого поставить апостолического викария. Каждому них британский монарх обещал положить жалованье из государственной казны в 1 тыс. ф.с. Одним из викариев стал епископ Б. Джиффэрд, одновременно занимавший пост ректора Оксфордского университета. Всего к концу 1688 г. в Англии было четыре католических епископа. Многие протестанты и даже умеренные католики (среди них виконт Поуис и один из вновь назначенных апостолических викариев Дж. Лейборн) посчитали, что король зашел слишком далеко в своих религиозных реформах38.

Последним актом, свидетельствующим о полном разрыве Якова II с Англиканской Церковью, стал «Процесс над семью прелатами», имевший место в

36 CSPD. James II. 1687-1689. P. 204-211; Reresby. Op. cit. P. 90, 253, 268, 272.

37 Terriesi to Duke of Cosimo, June 1, 1688 // Haile. Op. cit. P. 183.

38 Luttrell. Op. cit. Vol. 1. P. 483; Gibson W. James II and the Trial of the Seven Bishops. L., 2009. P. 76.

июне—июле 1688 г. Поскольку данный сюжет достаточно подробно изучен как в отечественной, так и в зарубежной историографии39, остановимся лишь на нескольких аспектах этой проблемы, наиболее важных с точки зрения настоящего исследования. Готовясь к предстоящей сессии парламента, которая должна была коренным образом изменить положение конфессиональных меньшинств, король нуждался в широкой поддержке населения. Яков II сделал ставку на энергичные меры, которые были бы популярны среди нонконформистов, одновременно со скорейшим оповещением подданных о решительных реформах короля. Поэтому, издав 27 апреля 1688 г. вторую «Декларацию о веротерпимости» в Англии, Яков II 4 мая направил англиканскому духовенству указ о том, что декларация должна быть зачитана во всех церквах королевства. По замечанию Б. Ленмена, в XVII — начале XVIII в. церковные кафедры «были самым эффективным средством общения с широкими слоями населения»40, и Яков II решил их использовать с целью подготовки общественного мнения к предстоящим решениям осеннего парламента.

Данная мера вызвала возмущение духовенства Англиканской Церкви, прежде всего ее главы — архиепископа Кентерберийского Уильяма Сэнкроф-та. Впрочем, сомнительно, что Яков II намеренно пошел на столь острый конфликт с господствующей в Англии деноминацией. Вероятно, король не оценил всю его глубину и опасность. Свидетельства ряда документов (в том числе личных заметок монарха) позволяют утверждать, что Яков II предвидел дальнейшее углубление процесса Реформации Церкви, а потому считал, что «Высокая Англиканская Церковь», стоящая, по сути, на позициях «королевской Реформации» XVI в., будет постепенно терять свое влияние в обществе41. Поэтому, вероятнее всего, король просто проигнорировал мнение англиканского духовенства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако Яков II недооценил силы оппозиции. В ответ 18 мая У. Сэнкрофт и еще шесть наиболее влиятельных епископов направили королю петицию, появление которой всколыхнуло всю Англию. В документе подвергались критике не только приказ о публичном прочтении «последней декларации Вашего Величества о свободе убеждений», но сама декларация и «разрешительная власть» короля42. Петиция прелатов ободрила столичное духовенство, большая часть которого отказалась зачитывать текст декларации.

Все это привело в неистовство Якова II, который понял, что допустил очевидную политическую ошибку, переоценив надежность своей опоры на сектантов. Однако король не желал отступать, опасаясь потерять лицо, и в начавшемся конфликте решил пойти до конца: архиепископ Кентерберийский и другие епископы, подписавшие петицию, были заключены в Тауэр. Во многом такой поворот событий стал результатом жесткой позиции лорда — верховного судьи Англии Дж. Джеффриса, имевшего значительное влияние на короля, в то время

39 См., например: Gibson. Op. cit. P. 78—138; OggD. England in the Reigns ofJames II and William III. Oxford, 1955. P. 198-200; Turner F. C. James II. L., 1950. P. 395-405.

40 Lenman B. The Jacobite Risings in Britain, 1689-1746. L., 1980. P. 15.

41 Life of James the Second Written by Himself // Original Papers... Vol. 1. P. 75, 81-83.

42 Petition of the Seven Bishops, 1688 // English Historical Documents. Vol. 8. P. 84.

как даже отдельные из придворных-католиков советовали Якову II искать компромисса с англиканскими прелатами43.

Дальнейший ход процесса над епископами-петиционерами подробно раскрыт в историографии44. Следует отметить лишь его главный итог для всей внутренней политики Якова II. «Дело семи епископов» стало важным рубежом, со всей очевидностью показавшим, что курс короля в церковной политики натолкнулся на самое решительное сопротивление англиканского духовенства.

Касательно самой «Декларации о веротерпимости» 1688 г. следует отметить, что она свидетельствует о том, что программа преобразований в конфессиональной сфере Якова II была в значительной степени более либеральной, чем религиозная политика Вильгельма III Оранского. В декларациях, выпущенных Яковом II, прямо заявлялось, что свобода открыто исповедовать свои религиозные убеждения предоставляется всем христианам без исключения. Единственное ограничение было связано с политической составляющей — с запретом использовать религиозные собрания в антигосударственных целях: «Ничего не должно быть проповедано... такое, что может... отвратить сердца наших подданных от нас или нашего правительства»45. «Акт о веротерпимости», принятый в 1689 г. при новом короле — Вильгельме III , лишь отменял отдельные из ранее принятых законов, ущемлявших права протестантских нонконформистов, и не распространялся на католиков и унитариев. При Вильгельме III возобновились преследования квакеров. В 1690-е гг. многие сектанты заявляли, что веротерпимость, дарованная при католике Якове II, была гораздо полнее той, что они получили при его преемнике-кальвинисте46. Это явилось слабой стороной политики монарха-католика. Яков II стремился провести в жизнь реформы, к которым его подданные были еще не готовы. Тосканский посланник в Англии граф Террьези, трезво оценивавший ситуацию в стране, в июне 1688 г. писал герцогу Козимо в Италию: «Распространение на католиков свободы вероисповедания» станет возможным лишь спустя «много лет»47.

В историографии долгое время утверждалось, что все «Декларации о веротерпимости» Якова II были пустой фикцией и на деле исполнялись только в отношении католиков, а протестантские нонконформисты продолжали притес-няться48. Однако данное положение опровергается фактами. В состав Тайного совета Англии даже в последние месяцы правления Якова II наряду с католиками входили англикане (лорды Черчилль, Престон, Дартмут, Годолфин, Мидлтон,

43 Hoffmann to the Emperor, 31 May, 1688 // Haile. Op. cit. P. 182; Terriesi to Duke Cosimo, 1 June, 1688 // Ibid. P. 183.

44 См., например: Gibson W. James II and the Trial of the Seven Bishops... L., 2009.

45 Declaration of Indulgence, 1687 // English Historical Documents... Vol. 8. P. 395-397.

46 Act in Relief of Quakers, 1696 // Ibid. P. 404; Toleration Act, 1689 // Ibid. P. 400-403; Gol-die M., Jackson C. Williamite Tyranny and the Whig Jacobites // Redefining William III: The Impact of the King-Stadholder in International Context / E. Mij ers, D. Onnekink, eds. Burlington, 2007. P. 180, 183-184, 189.

47 Terriesi to Duke Cosimo, June 1, 1688 // Haile. Op. cit. P. 183.

48 См., например: Маколей Т. Б. История Англии от восшествия на престол Иакова II. Ч. 3 // Полное собрание сочинений. СПб., 1863. Т. 8. C. 47-48, 69; MorrisM. Claverhouse. N. Y., 1887. P. 143.

Галифакс), пресвитериане и индепенденты. Более того, на втором году правления король включил в состав Тайного совета всего четырех католиков: виконтов Довера и Поуиса, лордов Белейсиса и Эрендела. По данным Дж. Кэллоу, последний состав Тайного совета Англии, функционировавшего при Якове II, был представлен лишь восемью «членами, из которых все были протестантами»49.

Хотя в источниках часто можно встретить отголоски распространенных во второй половине 1680-х гг. слухов, что король находится под сильным влиянием иезуитов50, в действительности в состав английского Тайного совета на всем протяжении правления Якова II входил только один представитель этого ордена — Эдуард Питр, причем, как отмечал сам король, «вопреки его собственному желанию и совету королевы»51.

Один факт включения в Тайный совет индепендентов52 — представителей секты, которые приняли прямое участие в казни отца Якова II — Карла I и в добавок показали себя самыми непримиримыми противниками института монархии, — служит важнейшим аргументом против любых предположений, что конечной целью католического монарха была Контрреформация.

Наряду с прочими сектантами гарантии веротерпимости были предоставлены баптистам и милленариям. Между тем представители обоих направлений в британском протестантизме приняли активное участие в событиях Английской революции середины XVII в. Так, баптисты образовали одно из крыльев инде-пендентов. К их общинам принадлежала значительная часть представителей наиболее радикального политического течения этого периода — левеллеров. Милле-нарии (в отечественной историографии больше известны как «люди пятой монархии») отрицали любую светскую власть и, в отличие от многих других религиозных радикалов (например, квакеров), были крайне воинственны. В частности, к их секте принадлежали многие офицеры и солдаты «армии нового образца». Известный генерал «круглоголовых» Томас Гаррисон, входивший в круг ближайших соратников О. Кромвеля, принадлежал к «людям пятой монархии»53.

В графствах должностные посты были заняты католиками и протестантами примерно в равной пропорции, причем число католиков всегда зависело от конфессионального состава административных единиц. В таких протестантских центрах, как Западный Йоркшир, Корнуолл и Шропшир, все должности мировых судей и заместителей лордов-лейтенантов были заняты исключительно протестантами. В 1688 г. мэрами таких крупных городов, как Эксетер и Ньюкасл, стали нонконформисты. В своем дневнике англиканин Ральф Торесби жаловался, что к 1688 г. места в корпорации Лондона «были заполнены самыми упорными сектантами». Даже в Стаффордшире, где существовала значительная католическая община, из пяти мировых судей-офицеров только один был католиком. Посты мировых судей были заняты исключительно католиками только в граф-

49 Callow J. King in Exile. James II: Warrior, King and Saint. Thrupp, 2004. P. 8.

50 Evelyn. Op. cit. Vol. 3. P. 242; Reresby. Op. cit. P. 235, 305; Terriesi to Duke Cosimo, June 1, 1688 // Haile. Op. cit. P. 183.

51 Life of James the Second written by himself // Original Papers... Vol. 1. P. 148.

52 Evelyn. Op. cit. Vol. 3. P. 235.

53 CSPD. James II. 1687-1689. P. 305.

ствах, где процент католического населения был наибольшим: в Камберленде, Уэстморленде, Эссексе54.

В целом в результате Реформации католическая община Британии настолько численно сократилась, что, согласно утверждениям осведомленных современников, в частности шотландского епископала графа Балкэрреса, не представляла опасности для протестантов ни в Англии, ни в Шотландии55. Согласно последним подсчетам, к началу XVIII в. католическое население составляло в Англии от 4 до 0,6 %, в Шотландии — 1 %56.

В связи с этим Дж. Чайлдс отмечает, что если бы Яков II поставил в Англии под ружье всех способных носить оружие католиков — это была бы не «более чем горстка солдат»57. Армия Якова II на протяжении всего его правления оставалась протестантской как по своему составу, так и по характеру. Доля католиков не превышала 20 %. Из них офицеры католического вероисповедания составляли не более 10 % от общего числа военнослужащих. За все правление Якова II в английскую сухопутную армию было назначено всего четыре католических капеллана. В 1688 г., когда у короля появилась возможность, используя угрозу вторжения из Нидерландов, ввести как можно большее количество своих единоверцев в ряды армии, он ею не воспользовался. Показательно, что с 1685 по 1688 г. процентное соотношение католиков и протестантов в армии практически не изменилось58. Англиканин Дж. Рересби в своих мемуарах сетовал, что Вильгельм Оранский, который «пришел, чтобы установить протестантскую веру», привел в Англию «в составе своей армии папистов больше», чем было в войсках его тестя-католика59.

В вопросе о подборе кадров Якова II прежде всего интересовали профессионализм и личная преданность, а религиозные убеждения стояли для него на втором месте. Ярким примером тому служит тот факт, что среди выходцев из католической Франции наибольшим доверием британского монарха пользовался гугенот — маркиз де Бланфор. Яков II наградил его титулом графа Фивершема, принял в состав английского Тайного совета и пожаловал чином «полковника и капитана третьей роты Конной гвардии» его величества. В 1685 г. французский аристократ получил звание генерал-лейтенанта, а в 1688 г. — главнокомандующего английской армией. В шотландской армии единственным католиком в высшем командовании был граф Дамбартон. Даже во время «великой чистки» ирландской армии от протестантов такие опытные офицеры, как виконт Маунтджой и лорд Форбс (позднее граф Гренэрд), несмотря на свою предан-

54 CSPD. James II. 1687-1689. P. 305, 309; Officers recommended as Deputy Lieutenants in 1688 // Childs J. The Army, James II and the Glorious Revolution. Manchester, 1980. P. 209-210; Officers recommended as Justices of Peace in 1688 // Ibid. P. 211-212; Reresby. Op. cit. P. 274; Thoresby. Op. cit. Vol. 1. P. 186.

55 Lindsay. Op. cit. P. 4.

56 Garrett J. The Triumphs of Providence: the Assassination Plot, 1696. Cambridge, 1980. P. 5; Szechi D. The Jacobites: Britain and Europe, 1688-1788. Manchester, 2009. P. 18; Miller J. James II: a Study of Kingship. P. 216.

57 Childs. Op. cit. P. 35.

58 Ibid. P. 19, 22, 24, 30, 49.

59 Reresby. Op. cit. P. 318; Miller J. Catholic Officers in the Later Stuart Army // The English Historical Review. 1973. Vol. 88. № 346. P. 40, 49.

ность протестантизму, смогли сохранить высокие командные посты. Более того, в сентябре 1688 г. во главе одного из вновь формируемых в Ирландии в связи с угрозой вторжения из Нидерландов полков по королевскому распоряжению был поставлен известный индепендент С. Ричардс, который в молодости служил подполковником в личном пехотном полку Лорда Протектора О. Кромвеля60.

В английском военно-морском флоте количество католиков в период правления Якова II было вовсе незначительным: из 100 офицеров — 15 человек и из 4,2 тыс. матросов — всего 20. Командующий военно-морскими силами адмирал Р. Стрикленд в течение почти всего правления Якова II был вынужден скрывать свою принадлежность к Католической Церкви61.

В Шотландии Яков II также много сделал для протестантов. За время его правления в стране не было открыто ни одного костела. Яков II продолжил политику Карла II, поддерживая Епископальную Церковь Шотландии, благодаря чему епископалы, которые пользовались наибольшим влиянием в северовосточных графствах Шотландии, стали одними из его наиболее активных и последовательных приверженцев после «Славной революции». В то же время, в отличие от Карла II, Яков II поддерживал в Шотландии не только государственную Епископальную Церковь, но и ее непримиримых противников, составлявших абсолютное большинство в стране, — пресвитериан. Дж. Доналдсон убедительно доказал, что правление Якова II стало эпохой реставрации Пресвитерианской Церкви после гонений времен Карла II, когда в стране свирепствовал королевский наместник — герцог Лодердейл. О том что Якову II удалось установить свободу совести в Шотландии в действительности, а не только на бумаге, свидетельствует тот факт, что после 1687 г. из Нидерландов на родину начали возвращаться те, кто покинул ее по религиозным мотивам62.

Многие историки утверждают, что к концу лета 1688 г. английские сектанты, напуганные размахом его мер по эмансипации католиков, перестали поддерживать Якова II, и его единственной опорой в Англии остались крайние католики63. Однако обращение к документам позволяет утверждать, что Якову II действительно удалось добиться определенной поддержки среди нонконформистов (причем во всех трех британских королевствах). Согласно данным лондонца Н. Латтрел-ла, Яков II в ответ на свои «Декларации о веротерпимости» получил в течение 1687-1688 гг. около 200 обращений с выражением благодарности. По подсчетам современных исследователей, их количество достигало нескольких тысяч. В провинции многие сектанты, которые были приняты в переформированные городские корпорации, с энтузиазмом поддержали курс короля-реформатора64.

60 CSPD. James II. 1687-1689. P. 285; Childs. Op. cit. P. 33, 65-66.

61 Гордон П. Дневник, 1684-1689. С. 292; CSPD. James II. 1685. P. 7; Luttrell. Op. cit. Vol. 1. P. 847; Childs. Op. cit. P. 28-29; Miller J. Catholic Officers in the Later Stuart Army. Р. 52.

62 Donaldson G. Scotland: James V — James VII. Edinburgh, 1978. P. 382-383.

63 См., например: Маколей. Указ. соч. C. 58-59, 69, 71; Ashley. Op. cit. Р. 130; Ellis P. B. The Boyne Water: The Battle of Boyne, 1690. Belfast, 1989. P. 7; Kenyon J. P. Robert Spencer, Earl of Sunderland, 1641-1702. L., 1958. P. 209, 220.

64 Luttrell. Op. cit. Vol. 1. P. 400-446; Cruickshanks E. Religion and Royal Succession: The Rage of Party // Britain in the First Age of Party, 1680-1750: Essays presented to G. Holmes / C. Jones, ed. L.; Ronceverte, 1987. Р. 23.

Сохранились многочисленные свидетельства того, что накануне и в период «Славной революции» продолжалось активное взаимодействие между нонконформистскими общинами и правительством. В частности, Н. Латтрелл сообщает, что в августе 1688 г. «фанатики» обращались к королю с просьбой предоставить им новые посты. По сведениям Дж. Эвелина, в том же месяце Яков II ввел нескольких сектантов в английский Тайный совет. В сентябре квакер У. Пенн, конгрегационалист С. Лобб и ряд других нонконформистов были назначены членами корпораций Уорика и Нориджа. Н. Латтрелл в своем дневнике отмечал, что тогда же в Лондоне на официальные мероприятия приглашались выступать нонконформистские религиозные проповедники. 23 октября 1688 г. король сделал суровое предупреждение властям г. Дерби, чтобы они прекратили препятствовать местным сектантам собираться на свои моления. В том же месяце лорд-лейтенант Корнуолла граф Бат жаловался государственному секретарю Англии графу Сандерленду, что в г. Эксетер сектанты во главе с мэром города открыто и «с большой помпой» совершают свои обряды65.

Таким образом, политика всеобщей веротерпимости преследовала две важные политические задачи: расширение социальной базы монархии и снятие социальной напряженности внутри британского общества.

В рассматриваемую эпоху трения на религиозной почве были одними из наиболее жестких. В связи с этим прекращение дискриминации отдельных групп населения из-за их религиозных убеждений было важной мерой снижения социальной напряженности, которая была и так достаточно высокой из-за ряда других факторов, в первую очередь как результат социальных последствий развития капиталистического производства, темпы роста которого в Британии в конце XVII в. были весьма высокими.

Кроме того, Яков II прекрасно понимал, что пока нонконформисты будут притесняться во всех трех королевствах, они будут таить в себе угрозу для правительства и монархии и будут выступать постоянным фактором, дестабилизирующим ситуацию в обществе. Пока король вместе с Англиканской Церковью преследовал нонконформистов, последние были его врагами. Яков II впервые предпринял попытку использовать противоречия между сторонниками умеренной и радикальной реформации для укрепления позиции монарха в государстве: раздав посты во всех сферах и на всех уровнях государственного управления сектантам, Яков II направил всю их энергию на то, чтобы отстаивать свои новые позиции против англиканской аристократии и дворянства. В этой борьбе единственным союзником нонконформистов естественным образом оказывалась корона. Теперь сектанты были заинтересованы в том, чтобы всеми средствами усиливать власть британского монарха, а не бороться с ней, как это было прежде.

Итак, конечной целью Якова II в его религиозной политики была не Кровавая Контрреформация, а создание условий для максимально комфортного существования в реставрационном обществе религиозных меньшинств. Естественно, в первую очередь король заботился о своих единоверцах-католиках, но, осознав, что исторические предпосылки для эмансипации одних лишь привер-

65 СSPD. James II. 1687—1689. P. 305, 329; Evelyn. Op. cit. Vol. 3. P. 235; Luttrell. Op. cit. Vol. 1. P. 462.

женцев Престола св. Петра не созрели, Стюарт пошел на предоставление широких прав протестантским нонконформистам. Другой немаловажной задачей в конфессиональной политике Якова II было максимальное укрепление позиций короны в политической и церковной системах Англии и Шотландии. Однако большинство подданных этого британского монарха оказались еще не готовы к программе широкой веротерпимости, и «Славная революция» 1688-1689 гг. ознаменовала собой крах надежд Якова II на предоставление всем несогласным с доктриной официальной Церкви равных политических и гражданских прав с англиканами.

Ключевые слова: Яков II Стюарт, Уильям Пенн, Реформация, Контрреформация, церковные реформы, католицизм, Англиканская Церковь, пресвитериане, квакеры, баптисты, милленарии, религиозные меньшинства, месса, «Тест-Акты», карательные законы.

Список литературы

Английская буржуазная революция XVII века / Е. А. Косминский, Я. А. Левицкий, ред.

М., 1954. Т. 2. Борисов Ю. В. Дипломатия Людовика XIV. М., 1991.

Гордон П. Дневник, 1684-1689 / Д. Г. Федосов, пер. с англ., статья, примеч. М., 2009. Кареев Н. И. Две английские революции XVII века. Петроград, 1924. Маколей Т. Б. История Англии от восшествия на престол Иакова II. Ч. 3 // Полное собрание сочинений. СПб., 1863. Т. 8. Очерки истории Англии: Средние века и Новое время / Г. Р. Левин, ред. М., 1959. Сапрыкин Ю. М. Английское завоевание Ирландии (XII-XVII в.). М., 1982. Татаринова К. Н. Очерки по истории Англии, 1640-1815 гг. М., 1958. Ashley M. The Glorious Revolution of 1688. Panther, 1968. Burnet G. Bishop Burnet's History of His Own Time. L., 1753. Vol. 2.

Calendar of State Papers, Domestic Series. Of the Reign of James II. February — December

1685 / E. K. Timing, ed. L., 1960. Calendar of State Papers, Domestic Series. Of the Reign of James II. Of the Reign of James II.

January, 1686 — May, 1687 / E. K. Timing, ed. L., 1964. Calendar of State Papers, Domestic Series. Of the Reign of James II. June, 1687 — February,

1689 / E. K. Timing, ed. L., 1972. Calendar of the Stuart Papers belonging to His Majesty the King, Preserved at Windsor Castle. L, 1902. Vol. 1.

Callow J. King in Exile. James II: Warrior, King and Saint. Thrupp, 2004. Childs J. The Army, James II and the Glorious Revolution. Manchester, 1980. Cruickshanks E. Religion and Royal Succession: The Rage of Party // Britain in the First Age of Party, 1680-1750: Essays presented to G. Holmes / C. Jones, ed. L.; Ronceverte, 1987. P. 19-43.

Dalrymple J. Memoirs of Britain and Ireland. L., 1790. Vol. 2. Part 1. Book 5. Donaldson G. Scotland: James V — James VII. Edinburgh, 1978. Ellis P. B. The Boyne Water: The Battle of Boyne, 1690. Belfast, 1989. English Historical Documents / D. Douglas, general. ed. L., 1953. Vol. 8. Evelyn J. The Diary of John Evelyn. L.; N. Y., 1906. Vol. 3.

Garrett J. The Triumphs of Providence: the Assassination Plot, 1696. Cambridge, 1980. George J. W. H. A History of the English and Scotch Rebellions of 1685. N. Y., 1851.

Gibson W. James II and the Trial of the Seven Bishops. L., 2009.

Goldie M., Jackson C. Williamite Tyranny and the Whig Jacobites // Redefining William III: The Impact of the King-Stadholder in International Context / E. Myers, D. Onnekink, eds. Burlington, 2007. P. 177-199.

HaileM. Queen Mary of Modena: Her Life and Letters. L.; N. Y., 1905.

Ingram T. D. Two Chapters of Irish History: the Irish Parliament ofJames II; the Alleged Violation of the Treaty of Limerick. L.; N. Y., 1888.

Jones J. R. James II's Revolution: Royal Policies, 1682-92 // Anglo-Dutch Moment: Essays on the Glorious Revolution and its World Impact / J. I. Israel, ed. Cambridge, 1991. P. 47-71.

Kenyon J. P. Robert Spencer, Earl of Sunderland, 1641-1702. L., 1958.

Lauder J. Historical Observes of Memorable Occurrents in Church and State, from October 1680 to April 1686. Edinburgh, 1840.

Lenman B. The Jacobite Risings in Britain, 1689-1746. L., 1980.

Letters Written during the Years 1686, 1687, 1688, and Addressed to John Ellis, Esq. Secretary to the Commissioners of His Majesty's Revenue in Ireland / Lord Dover, ed. L., 1831. Vol. 1.

Life of James the Second written by himself // Original Papers; containing the Secret History of the Great Britain, from the Restoration, to the Accession of the House of Hanover. L., 1775. Vol. 1.

Lindsay C. Memoirs touching the Revolution in Scotland, 1687-1690. Edinburgh, 1841.

Luttrell N. A Brief Historical Relation of State Affairs from September 1678 to April 1714. Oxford, 1857. Vol. 1.

Mackintosh J. History of the Revolution in England in 1688: Comprising A View of the Reign of James II from His Accession, to the Enterprise of the Prince of Orange. L., 1834.

Magdalen College and King James II, 1686-1688: A Series of Documents, With Additions / J. R. Bloxam, ed. Oxford, 1886.

The Manuscripts of the Duke of Hamilton, K.T. L., 1887.

Miller J. Catholic Officers in the Later Stuart Army // The English Historical Review. 1973. Vol. 88. № 346. P. 35-53.

Miller J. James II: a Study of Kingship. Hove, 1978.

Miller J. Popery and Politics in England, 1660-1688. Cambridge, 1973.

MorrisM. Claverhouse. N. Y., 1887.

Pincus S. C. A. 1688: The First Modern Revolution. New Haven; L., 2009.

Reresby J. The Memoirs of the Honorable Sir John Reresby, bart. And Last Governor of York. L., 1734.

Scottish Historical Documents / G. Donaldson, ed. N. Y., 1970.

Sowerby S. Of Different Complexions: Religious Diversity and National Identity in James II's Toleration Campaign // The English Historical Review. 2009. Vol. 124. № 506. P. 29-52.

SzechiD. The Jacobites: Britain and Europe, 1688-1788. Manchester, 2009.

Thoresby R. The Diary of Ralph Thoresby. L., 1830. Vol. 1.

Turner F. C. James II. L., 1950.

Wodrow R. The History of the Sufferings of the Church of Scotland from the Restoration to the Revolution. Glasgow, 1832. Vol. 3-4.

Wood A. The Life and Times of Antony Wood, Antiquary, of Oxford, 1632-1695, described by Himself. Oxford, 1894. Vol. 3.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi.

2019. Vol. 86. P 40-60

DOI: 10.15382/sturII201986.40-60

Kirill Stankov, Candidate of Sciences in History, Senior Lecturer, Department of General History, St. Tikhons Orthodox University for the Humanities, 23B Nokuznetskaya Str., Moscow, 115184, Russian Federation, stankov11@yandex.ru

ORCID 0000-0002-5056-255X

King James II Stuart's Policy in the Confessional Issue: Counter-Reformation or Total Tolerance?

K. Stankov

Abstract: This article deals with one of the most controversial problems in the history of Britain in the Early Modern Time. Hardly any personality of this period provoked such heated debates among historians and contradictory assessments of contemporaries as King James II Stuart. He was the last Catholic on the British throne. The main aim of this article is to identify the main direction of church reforms of this monarch, show the confessional groups that benefited from this direction and who considered themselves aggrieved. The article also attempts to identify the reasons for the "black legend" of James II as a blood-covered representative of Counter-Reformation. Based on a large evidence of sources, the article proves that James II strived after a broad religious tolerance rather than elimination of Protestantism in his reign. one of the conclusions is that in the 17th century the Catholic community in England and Scotland was so small that did not pose any threat to the confessional system dominating in each of these countries (Anglicanism in England, Presbyterian Church in Scotland). Persecution of Catholics was a remnant of Reformation, which should have been overcome for the sake of overcoming political tension in Britain's society. The article identifies the main stages in church reforms of James II, his strategy in the religious question, and sheds light on the attempts to find at least temporary allies. The main conclusion of the article is that the vision of James II was broader than that of his contemporaries and that he was ahead of his time (the emancipation of the Catholics only took place in Great Britain in the late 18th — early 19th centuries), which was the reason why his contemporaries did not understand him. Besides, the social basis of the king was very limited. All these factors led to the overthrow of James II during the Glorious Revolution of 1688-1689.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: James II Stuart, William Penn, Reformation, Counter-Reformation, church reforms, Catholicism, Anglican Church, Presbyterians, Quakers, Batistes, Millenarians, religious minorities, mass, Test-Acts, penal laws.

References

Ashley M. (1968). The Glorious Revolution of 1688. Panther.

Borisov Iu. (1991). Diplomatiia LiudovikaXIV[Diplomacy of Louis XIV]. Moscow (in Russian).

Callow J. (2004). King in Exile. James II: Warrior, King and Saint. Thrupp.

Childs J. (1980). The Army, James IIand the Glorious Revolution. Manchester.

Cruickshanks E. (1987). "Religion and Royal Succession: The Rage of Party", in C. Jones (ed.).

Britain in the First Age of Party, 1680—1750: Essays presented to G. Holmes. London, pp. 19-43. Donaldson G. (1978). Scotland: James V — James VII. Edinburgh. Donaldson G. (ed.) (1970). Scottish Historical Documents. New York. Ellis P. (1989). The Boyne Water: The Battle of Boyne, 1690. Belfast. Douglas D. (ed.) (1953). English Historical Documents London, vol. 8.

Fedosov D. (ed.) (2009). Dnevnik P. Gordona, 1684-1689 [P. Gordon's Diary]. Moscow (in Russian).

Garrett J. (1980). The Triumphs of Providence: the Assassination Plot, 1696. Cambridge. Gibson W. (2009). James II and the Trial of the Seven Bishops. London. Goldie M., Jackson C. (2007). "Williamite Tyranny and the Whig Jacobites", in E. Mijers, D. Onnekink (eds.). Redefining William III: The Impact of the King-Stadholder in International Context. Burlington, pp. 177-199. Jones J. (1991). "James II's Revolution: Royal Policies, 1682-92", in J. I. Israel (ed.). Anglo-Dutch Moment: Essays on the Glorious Revolution and its World Impact. Cambridge, pp. 47-71. Kareev N. (1924). Dveangliiskierevoliutsii XVII veka [Two English Revolutions ofthe 17th Century].

Petrograd (in Russian). Kenyon J. (1958). Robert Spencer, Earl of Sunderland, 1641-1702. London. Kosminskii E., Levitskii Ia. (eds.) (1954). Angliiskaia burzhuaznaia revoliutsiiaXVIIveka [English

Bourgeois Revolution of the 17th Century], vol. 2. Moscow (in Russian). Lenman B. (1980). The Jacobite Risings in Britain, 1689-1746. London.

Levin G. (ed.) (1959). Ocherki istorii Anglii: Srednie veka i Novoe vremia [Essays on the History of

England: the Middle Ages and the New time]. Moscow (in Russian). Miller J. (1973). "Catholic Officers in the Later Stuart Army". The English Historical Review, vol.

88, № 346, pp. 35-53. Miller J. (1978). James II: a Study of Kingship. Hove. Miller J. (1973). Popery and Politics in England, 1660-1688. Cambridge. Pincus S. (2009). 1688: The First Modern Revolution. New Haven, London. Saprykin Iu. (1982). Angliiskoe zavoevanie Irlandii (XII-XVII v.) [The English Conquest of

Ireland (12th — 17th Centuries)]. Moscow (in Russian). Sowerby S. (2009). "Of Different Complexions: Religious Diversity and National Identity in James II's Toleration Campaign". The English Historical Review, vol. 124, № 506, pp. 29-52. Szechi D. (2009). The Jacobites: Britain and Europe, 1688-1788. Manchester. Tatarinova K. (1958). Ocherkipo istorii Anglii, 1640-1815gg. [Essays on the History of England,

1640-1815]. Moscow (in Russian). Timing E. (ed.) (1960). Calendar of State Papers, Domestic Series. Ofthe Reign of James II. February

— December 1685. London. Timing E. (ed.) (1964). Calendar of State Papers, Domestic Series. Ofthe Reign of James II. January,

1686 — May, 1687. London.

Timing E. (ed.) (1972). Calendar of State Papers, Domestic Series. Of the Reign of James II. June,

1687 — February, 1689. London. Turner F. (1950). James II. London.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.