Научная статья на тему 'Политика коммерческого банка по формированию привлеченных финансовых ресурсов в посткризисной экономике'

Политика коммерческого банка по формированию привлеченных финансовых ресурсов в посткризисной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2085
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВЛЕЧЕННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ / ТАКТИКА / ДЕПОЗИТ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / БАНКОВСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. / DRAWN FINANCIAL RESOURCES / POLICY / STRATEGY / TACTICS / DEPOSIT / FINANCIAL CRISIS / COMMERCIAL BANK / BANKING ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Продоляченко П. А.

В статье раскрываются теоретические основы политики формирования привлеченных ресурсов коммерче-ских банков. Обосновывается необходимость разработки политики по мобилизации внешних финансовых средств для структурных подразделений банка исходя из их роли в процессе реализации банковской политики на локальных рынках банковских услуг. Затронута проблема смены парадигмы банковского финансового менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMERCIAL BANK'S POLICY ON FORMATION OF ATTRACTED FINANCIAL RESOURCES IN POST-CRISIS ECONOMY

The article focuses on the theoretical basis of the policy of formation of attracted resources of commercial banks. The author grounds the necessity of developing of the external financial assets mobilization policy for bank departments based on their role in the process of the bank policy realization on the local banking services markets. Problem of changing of the banking financial management paradigm is discussed.

Текст научной работы на тему «Политика коммерческого банка по формированию привлеченных финансовых ресурсов в посткризисной экономике»

♦

ническая: налоговые органы часто нарушают срок, отведенный для рассмотрения жалобы, который согласно п. 3 ст. 140 НК РФ составляет 1 месяц. На обжалование уходит полтора, а то и два месяца. Проблема соблюдения процессуальных сроков - это проблема налогового законодательства в целом. Досудебное обжалование решений направлено на более объективное рассмотрение дел вышестоящими налоговыми органами.

1. Ручкина Г., Курков П. Аудит в системе налоговых органов Российской Федерации // Налоги. 2009. № 2.

2. Смирнова Е. Досудебная процедура обжалования решений налоговых органов о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности // Ваш налоговый адвокат. 2009. № 2.

3. Статистические показатели о работе арбитражных судов Российской Федерации за 2007 г. // Вестник ВАС РФ. 2008. № 4.

удк336.71 п.А. Продолятченко

ПОЛИТИКА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРИВЛЕЧЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ПОСТКРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКЕ

В статье раскрываются теоретические основы политики формирования привлеченных ресурсов коммерческих банков. Обосновывается необходимость разработки политики по мобилизации внешних финансовых средств для структурных подразделений банка исходя из их роли в процессе реализации банковской политики на локальных рынках банковских услуг. Затронута проблема смены парадигмы банковского финансового менеджмента.

Ключевые слова: привлеченные финансовые ресурсы, политика, стратегия, тактика, депозит, финансовый кризис, коммерческий банк, банковское учреждение.

Р.А. Ргобо^а^Ьепко

COMMERCIAL BANK'S POLICY ON FORMATION OF ATTRACTED FINANCIAL RESOURCES IN POST-CRISIS ECONOMY

The article focuses on the theoretical basis of the policy of formation of attracted resources of commercial banks. The author grounds the necessity of developing of the external financial assets mobilization policy for bank departments based on their role in the process of the bank policy realization on the local banking services markets. Problem of changing of the banking financial management paradigm is discussed.

The key words: drawn financial resources, policy, strategy, tactics, deposit, financial crisis, commercial bank, banking establishment.

Анализ деятельности отечественных коммерческих банков в период финансового кризиса свидетельствует о том, что в настоящее время банковскую политику в целом и политику по вовлечению финансовых ресурсов в банковский бизнес в частности отличают существенные недостатки. Практически ни одна кредитная организация в настоящее время не имеет всеобъемлющей, четко определенной, единой концепции своего развития на основе привлечения финансовых ресурсов как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, что не позволяет «выбрать из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальные» [2, с. 12] и эффективно противостоять влиянию финансового кризиса.

Следует отметить, что среди банковских практиков и теоретиков банковского дела нет единства в определении значения, места и научных основ формирования банковской политики, связанной с привлечением финансовых ресурсов. На практике и в ряде научных исследований такую банковскую политику часто именуют депозитной политикой коммерческого банка и рассматривают ее как часть кредитной политики банка [3 - 4]. Хотя, как правило, реализация такой политики предполагает деятельность банка, связанную с привлечением средств

вкладчиков и других кредиторов, т.е. действия, направленные на удовлетворение потребностей банка в финансовых ресурсах из различных внешних источников (депозитных и недепозитных). Также следует отметить, что не все финансовые отношения между банком и его клиентами по поводу размещения денежных средств на банковских счетах имеют кредитную основу. Кроме того, денежные ресурсы, привлеченные банками, могут направляться ими не только на цели реализации кредитной политики, а также на реализацию инвестиционных проектов, не связанных с кредитованием.

По нашему мнению, депозитная и кредитная политика являются самостоятельными, хотя и взаимообусловленными составными частями банковской политики. Степень взаимообусловленности между рассматриваемыми категориями такова, что можно говорить и о том, что кредитная политика определяет направления депозитной политики, и о том, что депозитная политика характеризует условия формирования кредитной политики. Степень общности искомых категорий гораздо больше отличий. Тем не менее в условиях глобализации современной экономики и изменения направлений банковской деятельности отличие в вопросах мобилизации и размещения банковских ресурсов

♦---------------------------------------------------

проявляется в том, что ресурсы, которыми располагает банк, больше банковского капитала, а банковский капитал больше кредитного капитала банка.

Депозитная политика банка является составной частью банковской политики по формированию привлеченной составляющей ресурсной базы банка. Ресурсная база коммерческого банка формируется также за счет недепозитных источников, что тоже должно находить отражение в разработке соответствующей политики банка. Неоднородность депозитов, выделение «квазидепозитов» (денежных средств юридических и физических лиц, размещенных на текущих и расчетных банковских счетах) в их составе требуют учета особенностей данной категории в политике в области организации расчетнокассового обслуживания. Поэтому мы считаем, следует вести речь не о депозитной политике, а о политике банка по формированию привлеченных ресурсов.

Политика по формированию привлеченных ресурсов коммерческих банков представляет собой банковскую политику по привлечению финансовых средств из внешних источников с помощью банковских финансовых инструментов и их размещению в соответствии с договорными условиями на различных банковских счетах, отраженных в пассиве баланса банка.

Политика по формированию привлеченных ресурсов банка должна соответствовать его стратегическим целям и иметь детально разработанную генеральную линию. Стратегическая цель политики по формированию привлеченных ресурсов - обеспечение создания привлеченной составляющей ресурсной базы коммерческого банка, имеющей надлежащие качественные характеристики и оптимальную структуру. Для реализации своих интересов по мобилизации внешних финансовых ресурсов каждый банк разрабатывает индивидуальную политику по формированию привлеченных ресурсов, выбирает приоритетные источники ресурсов, инструменты их привлечения и формы финансирования. Банк может выбрать в качестве своих потенциальных клиентов частных клиентов или коммерческие фирмы и другие юридические лица, либо тех и других. Кредитная организация может специализироваться на выпуске собственных ценных бумаг или на привлечении срочных депозитов. Генеральной линией коммерческого банка может стать обслуживание корпоративных клиентов и (или) У!Р-персон. Осуществляя свою деятельность на рынке банковских услуг коммерческие банки выделяют доминантные сферы (направления) стратегии по формированию финансовых ресурсов и стратегию поведения на рынке депозитных (долговых, кредитных) услуг

Извлекая первые уроки из финансового кризиса, следует прежде всего задуматься о посткризисном развитии российской банковской системы. В первую очередь для банковского сообщества требуется разработка новой стратегии и тактики формирования современной ресурсной базы, отвечающей потребностям экономики и населения. В этих условиях политика по формированию привлеченных ресурсов коммерческого банка должна быть неразрывно связана его финансовой политикой и представлять собой форму реализации финансовой философии и главной финансовой стратегии банка в разрезе одного из наиболее важных аспектов банковской деятельности - мобилизации привлеченных финансовых ресурсов. Политика по формированию привлеченных ресурсов должна разрабатывать-

ся на весь стратегический период или на конкретный его этап, обеспечивающий решение отдельных стратегических задач (например, повышение ликвидности банка). Более того, на отдельных этапах стратегического периода политику банка по привлечению ресурсов необходимо кардинально изменять под воздействием непредсказуемых изменений внешней финансовой среды или институционального поля. Вместо этого до недавнего времени традиционным для большинства российских банков способом управления финансовыми ресурсами (и своеобразной философией деятельности) являлся способ, обеспечивающий объединение всех привлеченных и собственных ресурсов в общий финансовый пул с распределением его в те виды активных операций, которые определялись относительно благоприятной для банков конъюнктурой финансового рынка вне зависимости от источников формирования финансовых ресурсов и сроков их привлечения.

Очевидная необходимость модернизации российской посткризисной банковской системы требует научной разработанности банковской политики в области работы с привлечением внешних финансовых ресурсов. По нашему мнению, такими научными основами для разработки политики формированию привлеченных ресурсов коммерческих банков могут служить следующие положения:

- разработка и реализация указанной политики должна опираться на комплексный анализ источников и сущностных характеристик финансовых ресурсов, которые могут быть привлечены в банковский бизнес;

- определение стратегии и тактики привлечения финансовых ресурсов должно быть одним из основополагающих направлений банковского менеджмента;

- политику по формированию привлеченных ресурсов коммерческого банка должна характеризовать глубокая научная обоснованность ее природы, целей, задач, принципов, степени влияния отдельных факторов и рисков;

- указанная политика может быть только индивидуальной, конкретной, конкурентоспособной, многоуровневой как для каждого коммерческого банка, так и для каждого его структурного подразделения;

- в деятельности банка политика по формированию привлеченных ресурсов должна быть приоритетной, самостоятельной, не противоречащей интересам собственников банка, его служащим и вкладчикам;

- в основе политики должны лежать долгосрочные приоритеты и инвестиционная направленность во взаимоотношениях кредитной организации с вкладчиками и заемщиками с учетом возможностей и целей сторон;

- политика по формированию привлеченных ресурсов должна разрабатываться с учетом особенностей этапов развития банка и экономики страны, в том числе и на кризисный период;

- управление привлечением финансовых ресурсов должно учитывать уникальность роли вкладчика в деятельности коммерческого банка, необходимость укрепления доверия депозиторов и создание партнерских отношений с коалицией вкладчиков и пр.

Формирование политики по привлечению ресурсов банка носит обычно многоуровневый характер. В первую очередь политика по формированию привлеченных ресурсов разрабатывается по отдельным сегментам доминантных сфер (направлений) стратегии мобилизации финансовых ресурсов из внешних источников,

а внутри них - по отдельным источникам ресурсов и финансовым инструментам. Политика привлечения ресурсов характеризуется двумя основными параметрами - ее функциональным видом и приоритетным типом реализации. Функциональный вид политики по формированию привлеченных ресурсов характеризуется использованием комбинированного (смешанного) метода финансирования, реализующегося через различное сочетание форм и способов финансирования. В основу политики банка по привлечению ресурсов может быть положена стратегия депозитного, долгового, кредитного финансирования, различные комбинации данных форм в сочетании с использованием внутренних источников финансирования. Стратегии финансирования динамичны, способны трансформироваться, составляя различные комбинации. Для банковского бизнеса характерна диверсификация источников привлечения ресурсов, поэтому банк может реализовывать одновременно не одну, а несколько стратегий финансирования. Однако, исходя из специфики банковской деятельности, приоритет в привлечении ресурсов не может принадлежать внутренним источникам финансирования, банк не может ориентироваться на стратегию самофинансирования.

Немаловажное значение имеет в функциональном механизме управления привлечением ресурсов банка разработка тактических вопросов. Тактические (частные, или текущие) цели или задачи формирования политики по привлечению внешних ресурсов банка определяются распределением стратегических целей между субъектами управления (отделами, филиалами, дополнительными офисами, операционными кассами, представительствами). Тактика формирования привлеченных ресурсов коммерческих банков подразумевает разработку и реализацию целей кредитных организаций на конкретных банковских рынках, по каждому источнику ресурсов, на заданный отрезок времени. Тактика формируется на основе стратегии и динамики реальной текущей рыночной ситуации соотношения спроса и предложения финансовых ресурсов. Тактика привлечения ресурсов для банковского бизнеса представляет собой реальные действия субъектов управления, линию их экономических действий, рассчитанную на относительно кратковременный период, исходя из текущей ситуации. Для успешных тактических действий необходимо создание имиджа надежного и устойчивого банка, гибкая процентная и ценовая политика, удобные условия обслуживания, разнообразие основных и дополнительных услуг

Необходимо подчеркнуть, что не существует универсальной политики по формированию привлеченных ресурсов, приемлемой для всех банков. Кроме того, в периоды экономического подъема и кризиса в банковскую политику по формированию привлеченных ресурсов вносятся существенные коррективы. В настоящее время многие российские коммерческие банки осуществляют политику антикризисного регулирования и построения ликвидной позиции в основном за счет изменения условий и направлений привлечения финансовых ресурсов, создавая механизмы, способные «обеспечить банку в достаточном объеме быструю мобилизацию дополнительных денежных средств» [1, с. 22]. Также хочется отметить, что политика российских коммерческих банков по формированию привлеченных ресурсов испытывает на себе влияние решений, принимаемых конкурен-

тами на рынке банковских услуг и прежде всего ориентируется на политику главного игрока данного рынка -Сбербанка России. Все банки так или иначе вынуждены принимать во внимание тарифные планы, условия привлечения сбережений населения, качество предлагаемых продуктов данного игрока [7, с. 71].

Каждый конкретный коммерческий банк, а иногда и его филиалы должны определять свою собственную политику в области аккумуляции ресурсов, учитывая экономическую, политическую, социальную ситуацию на конкретном рынке банковских услуг, принимая во внимание всю совокупность внешних и внутренних рисков, влияющих на работу данного банка (филиала). Совокупный риск банка (филиала) повышается, если последний не имеет собственной политики по формированию привлеченных ресурсов, не обладает стратегией и тактикой по управлению пассивами, имеет неконкретную политику невысокого качества или не смог довести ее основные положения до сведения конкретных исполнителей, что ставит под сомнение возможность ее реализации. Реальность и эффективность осуществления политики по формированию привлеченных ресурсов напрямую зависит от уровня маркетинговой работы банка и состояния банковского менеджмента (как в направлении управления персоналом, так и финансового менеджмента).

Структурным подразделениям современного коммерческого банка, обладающего разветвленной и многочисленной сетью филиалов, допофисов, оперкасс, приходится осуществлять свою деятельность в принципиально различных условиях. Поэтому, по нашему мнению, следует в рамках общей политики коммерческого банка по формированию привлеченных ресурсов для каждого низового подразделения разрабатывать политику в области привлечения ресурсов с учетом уровня развития локальных банковских рынков, потенциала региона, национальных и местных особенностей. Детализация банковской политики по привлечению финансовых ресурсов, на наш взгляд, необходима, так как многие общие положения существующих документов по банковской политике привлечения средств относятся лишь к деятельности головных структур банков. Филиалы, дополнительные офисы, операционные кассы коммерческих банков несут основную нагрузку по привлечению финансовых ресурсов, аккумулируя их на различных банковских счетах (депозитных, расчетных, текущих). Соответственно и задачи политики по формированию привлеченных ресурсов для структурных подразделений кредитных организаций должны быть уже и конкретней.

В основном деятельность подразделений банков направлена на реализацию депозитной политики и политики расчетно-кассового обслуживания клиентов. В настоящее время практика детальной разработки политики банка по формированию привлеченных ресурсов для своих структурных подразделений в российском банковском деле является довольно редким явлением. В осуществлении банковской деятельности низовые звенья коммерческих банков чаще всего руководствуются плановыми заданиями и положениями о продуктах (услугах) по формированию привлеченных ресурсов (чаще всего депозитов). Вместе с тем успех банковской политики зависит в значительной мере от деятельности структурных подразделений, осуществляющих обслуживание клиентов, непосредственно участвующих в финансовых отношениях по формированию при-

♦---------------------------------------------------

влеченных ресурсов коммерческих банков. Именно структурные подразделения банка являются участниками рынка финансовых ресурсов и осуществляют процесс реализации политики по формированию привлеченных ресурсов коммерческого банка. Разработка специального документа для каждого филиала, дополнительного офиса, операционно-кассового офиса коммерческого банка по реализации политики привлечения ресурсов, по нашему мнению, является важнейшим условием успешной реализации банковской политики.

Происходящие в настоящее время кризисные явления в российской банковской системе убедительно свидетельствуют о наличии внутренних причин данного положения, в значительной степени обусловленных деформацией представлений об экономической природе финансовых отношений по поводу формирования и использования ресурсов, и являются следствием недостатков в осуществлении отечественными банками функций финансового посредничества, связанных с задачами создания устойчивой ресурсной базы, ориентированной на долгосрочные, стабильные источники. Посредничество банков в преобразовании «коротких» финансовых ресурсов в «длинные» не способно обеспечить потребности экономики и населения в финансовых средствах, поскольку возможности подобной трансформации имеют свои границы. Решение проблемы привлечения средне- и долгосрочных ресурсов видится лишь на основе создания новых институционально-экономических механизмов формирования устойчивой депозитной базы коммерческих банков в рамках национальной системы сбережений, способных изменить картину финансового посредничества.

Таким образом, суть новых подходов к модернизации отечественной банковской системы, по нашему мнению, выражается в смене парадигмы «депозитно-кредитного» менеджмента парадигмой «инвестиционного» банковского финансового менеджмента. Новая парадигма не устраняет старую, но превращает ее в подчиненную. При этом меняется стиль работы банков, изменяется содержание банковского менеджмента, создаются и применяются новые механизмы формирования привлеченных ресурсов коммерческих банков, все более ориентированные на долгосрочные стратегические цели банковского бизнеса. Новой парадигме банковского развития должна соответствовать измененная политика по формированию привлеченных финансовых ресурсов коммерческих банков, разработанная с учетом затронутых в данной статье вопросов.

1. Котыхов М.П., Шевченко И.В. Построение ликвидной позиции коммерческого банка // Финансы и кредит. 2002. № 23.

2. Мардаровская Ю.В. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия. М.: Элит, 2007.

3. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. М.: ИКЦ «ДИС», 1997.

4. Тавасиев А.М. Банковское дело: управление кредитной организацией. М.: Дашков и К, 2007.

5. Чернов В.А. Финансовая политика организации / под ред. проф. М.И. Баканова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

6. Шкодинский С.В. Инвестиционная стратегия. М.: Экзамен, 2008.

7. Якунин С.В. К вопросу о стратегии поведения на рынке банковских услуг в России // Деньги и кредит. 2008. № 10.

удк336.763 Ю.В. Семернина

ОСНОВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА ПЕННЫХ БУМАГ

Фондовый рынок является опережающим индикатором будущих экономических тенденций. В свою очередь, динамика развития российского рынка ценных бумаг определяется динамикой таких показателей, как капитализация, оборот торговли акциями, фондовый индекс, стоимость доллара США и цена нефти на мировом рынке. В данной статье оценивается современное состояние рынка ценных бумаг на основе анализа динамики вышеперечисленных показателей за ряд лет с целью определения экономических ориентиров его дальнейшего развития.

Ключевые слова: рынок ценных бумаг, капитализация, эмитенты, оборот торговли акциями, индекс ММВБ, темпы роста экономики, структура рынка.

УиМ Ветегп 'та

BASIC INDICATORS OF THE RUSSIAN SECURITIES MARKET

Stock market is an early indicator of future economic trends. In its turn the dynamics of the Russian market of securities follows indicators such as: capitalization, trafficking trade shares, stock index, the value of the dollar and the price of oil on the world market. This article estimates the current state of the securities market on the basis of retrospective analysis of the dynamics of the indicators helpful to identify economic benchmarks of its further development.

The key words: securities market, capitalization, issuers, turnover of stock, index MICEX, growth rates, market structure.

Из теории известно, что фондовый рынок является опережающим индикатором тех тенденций, которые еще только ожидают экономику в будущем, что позволяет судить о перспективах ее развития. Современный этап развития российского рынка ценных бумаг можно охарактеризовать как посткризисный. Восстановление рос-

сийского рынка ценных бумаг после кризисных явлений сентября 2008 г началось уже в марте 2009 г. Это свидетельствует о том, что пик кризиса пройден и начался этап восстановления в реальном секторе экономики.

Принято считать, что уровень развития национального рынка ценных бумаг характеризуется прежде все-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.