Научная статья на тему 'Политика и экономика «Турецкого потока»: интересы и расчеты Анкары'

Политика и экономика «Турецкого потока»: интересы и расчеты Анкары Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
305
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика и экономика «Турецкого потока»: интересы и расчеты Анкары»

июнь 2015 г.

Выпуск 37(53)

Павел Шлыков,

доцент Кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока,

Институт Стран Азии и Африки, МГУ

ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА «ТУРЕЦКОГО ПОТОКА»: ИНТЕРЕСЫ И РАСЧЕТЫ АНКАРЫ

Решение России отказаться от «Южного потока» и объявление президентом В. Путиным о его замене на новый проект, предполагающий создание энергетического коридора для поставок природного газа в страны Европы через территорию Турции, стало одним из ключевых событий для мировой энергетики в 2014 г. Договоренности России и Турции о строительстве газопровода по дну Черного моря1, с одной стороны, открывают новые возможности в развитии двухсторонних отношений, которые последние годы столкнулись с проблемой «пределов роста» и необходимостью серьезно расширять устоявшуюся модель, с другой - проект «Турецкого потока» несет в себе серьезные риски, которые могут существенно скорректировать размеры ожидаемых дивидендов.

Турция - государство с быстроразвивающейся экономикой, для нужд которой требуется поступательное увеличение объемов потребляемой электроэнергии. По статистическим данным турецкой энергетической госкорпорации Türkiye Elektrik iletim A.§. (TEiA§), за 2014 г. годовое потребление электроэнергии в Турции увеличилось на 3,7%, а ее импорт вырос на 5%2. Нехватка электроэнергии -одна из ключевых проблем для Турции. Главным источником энергии на сегодняшний день выступает природный газ: на его долю в общем энерго-

1 1 декабря 2014 г. ОАО «Газпром» и турецкая компания «Bota§» подписали меморандум о взаимопонимании по строительству газопровода мощностью 63 млрд кубометров газа в год из России в направлении Турции через Черное море. Новый газопровод пройдет от КС «Русская» в районе Анапы по дну Черного моря до населенного пункта Кыйыкей на европейской части Турции и далее через населенный пункт Люле-бургаз до местности Ипсала на турецко-греческой границе. Морской участок газопровода будет состоять из четырех ниток мощностью 15,75 млрд кубометров каждая. Газ первой нитки планируется полностью направить на турецкий рынок.

2 O'Byme, David. Turkish power demand rises 3.7% in 2014: grid operator // Platts, 8/01/2015. URL: http://www.platts.com/latest-news/electric- power/emea/turkish-power-demand-rises-37-in-2014-grid-operator-26977448?wt.mc_id=energybulletin_powergascoal_ campaign_010815&wt.tsrc=eloqua

балансе страны приходится 32-35%3. Причем по показателям 2014 г., сектор газовых ТЭС выработал более 48% всей потребленной электроэнергии4. Турция не обладает сколь-нибудь существенными запасами энергоресурсов, и практически весь перерабатываемый ТЭС газ - покупной, что заставляет Анкару заниматься диверсификацией каналов газовых поставок, стараясь оптимизировать и издержки, и зависимость. Основной поставщик газа - Россия (56% турецкого газового рынка), альтернативой которой выступают поставки из Азербайджана и Ирана. При этом азербайджанского газа Турции явно мало (его доля всего 8%5), а иранский газ ощутимо дороже российского: по показателям 2014 г., цена иранского газа для Турции - 505 долларов за кубометр против 400 долларов за россий-ский6, на который Газпром еще предоставляет Турции скидки. Все эти обстоятельства позволяют говорить о «Турецком потоке» как проекте, для которого учет национальных интересов Турции выступает отправной точкой, а его запуск может стать геополитическим и геостратегическим прорывом Анкары.

Более того, российско-турецкий газовый проект, представленный по итогам заседания Совета сотрудничества высшего уровня 1 декабря 2014 г., можно считать не только очередным ответным шагом Москвы на действия Запада, но и стремле-

3 Rzayeva, Gulmira. Natural Gas in the Turkish Domestic Market: Policies and Challenges. Oxford: University of Oxford, 2014, p. 12. URL: http: //www. oxfordenergy .org/wpcms/wp-content/uploads/2014/ 02/NG-82.pdf

4 O'Byrne, David. Turkish power demand rises 3.7% in 2014: grid operator // Platts, 8/01/2015. URL: http://www.platts.com/latest-news/electric-power/emea/turkish-power-demand-rises-37-in-2014-grid-operator-26977448?wt.mc_id=energybulletin_powergascoal_ campaign_010815&wt.tsrc=eloqua

5 Газопровод TANAP хочет поставлять в Европу 10 млрд кубометров газа // PanArmenian, 17/03/2014. URL: http://www. panarmenian.net/rus/news/176952/

6 Yildiz: Iranian gas prices higher than int'l markets // Today's Zaman, 12/03/2014. URL: http://www.todayszaman.com/business_ yildiz-iranian-gas-prices-higher-than-intl-markets_341897.html

Выпуск 37(53)

июнь 2015 г.

нием Анкары по-новому позиционировать себя в регионе. Достаточно вспомнить, что до недавнего времени Турция и Азербайджан фактически противостояли российскому мега-проекту «Южного потока», предлагая свой вариант решения проблемы диверсификации каналов и наращивания поставок энергоносителей в рамках проекта «Южного газового коридора»1. Для реализации «Южного коридора» Анкара вела большую переговорную работу с Туркменистаном по проектам Транскаспийского и Трансанатолийского газопроводов. Однако снижение интереса к ним со стороны США2 и вооруженные конфликты, возникшие у юго-восточных границ Турции - в Ираке и Сирии - серьезно осложнили прежние проекты диверсификации поставок энергоресурсов. Все это, по-видимому, подтолкнуло Анкару к поиску альтернативных вариантов наращивания своего влияния на мировом энергетическом рынке.

Фактически проект «Турецкого потока» выводит на новый уровень реализацию давно вынашиваемой правительством Р.Т. Эрдогана программы по превращению страны, лишенной запасов собственных энергоресурсов, в международный энергетический хаб. Стержнем этой программы изначально была идея компенсации дефицита запасов энергоресурсов преимуществами геостратегического положения, позволяющего Анкаре претендовать на роль ключевого связующего звена между производителями энергоресурсов (Россией и прикаспийскими странами) и потребителями (прежде всего европейскими). Реализация планов команды Р.Т. Эрдогана до последнего времени шла достаточно сложно.

Неслучайно в своих публичных выступлениях весной 2015 г. турецкий премьер Ахмет Давутоглу указывал, что успешная реализация «Турецкого потока» дает Турции возможность создать «энергетический коридор», который через Трансанатолийский (TANAP) и Трансадриатический (TAP)3 газопроводы свяжет прикаспийские страны с Грецией и далее - с Адриатикой и Италией, а через «Турецкий поток» - даст возможность осуществлять поставки российского газа с территории Турции в Венгрию и страны Центральной Европы4.

1 Southern Gas Corridor project solemnly launched in Azerbaijan. - URL: http://www.azernews.az/azerbaijan/71008.html

2 U.S. more interested in TAPI than Trans-Caspian gas pipeline... - URL: http://www.topix.com/forum/world/turkmenistan/ TH9NUCQHIRFA7913P

3 Мощность TANAP составит 16 млрд кубометров в год, а TAP - 10 млрд кубометров. Строительство TAP должно начаться в 2016 г., а сооружение TANAP уже стартовало в марте 2015 г.

4 Turkey ready to cooperate to provide energy security for Central Europe // Daily Sabah, 24/02/2015. URL: http://www. dailysabah. com/energy/2015/02/24/turkey-ready-to-cooperate-to-provide-energy-security-for-central-europe

Сам по себе этот механизм раньше едва ли был осуществим, учитывая содержащееся в прежних соглашениях с Газпромом положение о невозможности реэкспорта российского газа в третьи страны. Однако в нынешних условиях эта норма становится на пути развития энергетического сотрудничества и двухсторонних отношений в целом. Ведь при сохранении текущих тенденций развития газового сектора в Турции доля России в нем, оставаясь неизменной в абсолютных показателях, фактически неуклонно сокращалась за счет налаживания альтернативных каналов поставок, чем Турция активно занимается последние годы (яркий пример - наращивание доли иранского и азербайджанского газа на турецком рынке). В итоге, запуск проекта «Турецкий поток» существенно приблизил бы Турцию к воплощению грандиозных планов по созданию энергетического хаба, одновременно расширив границы энергетического сотрудничества между Москвой и Анкарой, поскольку речь уже идет не столько об увеличении доли России на турецком газовом рынке, сколько о взаимовыгодном использовании транзитных возможностей Турции.

Однако «новизна» сложившейся ситуации весьма условна. В середине 2000-х годов перед Турцией открывались схожие перспективы наращивания своего влияния на мировой энергетический рынок. Тогда активно обсуждались перспективы строительства газопровода «Голубой поток-2», который должен был стать каналом поставок российского газа по территории Турции на юг (в Израиль) и на запад (в Европу). Однако выгодный для Турции проект так и не был реализован. Осенью 2005 г. стартовали официальные переговоры о вступлении Турции в ЕС, к чему Анкара шла фактически сорок лет. Реализация «Голубого потока-2» означала бы вызов европейским партнерам со стороны Турции, поскольку перечеркивала их усилия по диверсификации источников и поставщиков природного газа. Решить вопрос диверсификации планировалось с помощью проекта «Набукко» - газопровода из Туркмении и Азербайджана по территории Турции в страны ЕС. Анкара, опасаясь серьезных проблем в отношении с Евросоюзом, вынуждена была уклониться от реализации проекта «Голубой поток-2» и переключиться на «Набукко». В итоге, Москва в 2007 г. скорректировала свою позицию по транснациональным газовым проектам, официально заявив о прокладке газопровода «Южный поток» в обход Турции.

Накопленный опыт энергетического сотрудничества с Турцией подсказывает, что и в реализации проекта «Турецкого потока» важную роль сыграют отношения Анкары с западными союзниками и партнерами. Насколько Р.Т. Эрдоган и правительство ПСР оценивает значимость и перспективы отношений с ЕС, для которого реализация «Турецкого потока» обременительна и экономически (проект

июнь 2015 г.

Выпуск 37(53)

предполагает строительство силами ряда стран ЕС части газотранспортной системы на собственной территории), и политически (проект фактически исключает Украину из газовой транзитной схемы с соответствующими экономическими и геополитическими последствиями).

Между тем сегодняшняя модель отношений Турции с Западом в своей риторике и подходах существенно отличается от практиковавшейся в середине 2000-х годов. Рост напряженности в отношениях с Западом и фактический пересмотр устоявшейся за многие годы модели «прозападного консенсуса» - отличительные черты внешней политики Анкары с конца 2000-х годов. Сумма внешнеполитических шагов и инициатив правящей ПСР давно уже ставит под сомнение приверженность прозападной ориентации Анкары и вызывает подозрения в стремлении в каком-то смысле «возродить» Османскую империю. Активное вмешательство в дела ближневосточных стран, заигрывания с ХАМАС, посредничество в налаживании отношений между западными странами и Ираном, обострение отношений с Израилем, неготовность полностью солидаризоваться с Западом в борьбе с ИГ -все это закономерно воспринимается как показатель отчуждения Турции от Запада в целом и ЕС в частности. Становясь несколько ближе к Западу институционально, Турция, очевидно, отдаляется от нее ментально и психологически. Если в 2004 г. более 75% населения Турции позитивно рассматривало вхождение страны в ЕС, то в 2014 г. этот показатель снизился до 30-38%1. Один из последних опросов «Евробарометра» (декабрь 2014 г.) показал, что всего 28% граждан Турции поддерживают вступление страны в ЕС2. Это самый низкий показатель поддержки евроинтеграции Турции за последние годы. Президент Турции Эрдоган открыто заявляет: «Турция не нуждается в уроках демократии от Европейского союза, она - не козел отпущения. Если не хотят нас принимать в ЕС - пусть не принимают, но мы для них не прислужники»3.

1 Standard Eurobarometer 81 // European Commission. Public Opinion. URL: http://ec.europa.eu/citizenship/pdf/spring_ eurobarometer_july_2014.pdf

Standard Eurobarometer 82. Autumn 2014 // European Commission. Public Opinion. URL: http://ec.europa.eu/public_opinion/ archives/eb/eb82/eb82_first_en.pdf

Support in Turkey for EU membership lowest in years // Daily Sabah, 19/12/2014. URL: http://www.dailysabah.com/eu-affairs/ 2014/12/19/support- in-turkey-for-eu-membership-lowest-in-years

2 EU survey reveals growing Turkish distrust of own gov't // Today's Zaman, 19/12/2014. URL: http://www.todayszaman.com/ diplomacy_eu-survey-reveals-growing-turkish-distrust-of-own-govt_ 367428.html

3 Erdogan says EU can't give Turkey «democracy lesson» // AFP, 17/12/2014. URL: http://www.afp.com/en/news/erdogan-

says-eu-cant-give-turkey-democracy-lesson

Стратегическая диверсификация внешней политики, настойчивое требование взаимного уважения и равноправного партнерства выступают отличительной характеристикой модели текущего развития отношений Турции с Западом. Рельефно это проявляется и в отстаивании своей позиции по вопросу безвизового режима для турецких граждан в границах ЕС, и в дистанцировании от западных санкций в отношении России. И в ситуации с проектом «Турецкого потока» Анкара ведет себя более тонко и искушенно, чем это можно было предположить десять лет назад. Едва ли стоит ожидать, что Турция безоговорочно поддастся давлению Запада и откажется от проекта вместо того, чтобы принять на вооружение доставшийся фактически даром новый инструмент давления на Европу и выступить одним из архитекторов нового формата газового сотрудничества России и ЕС.

Однако при всех выгодах «Турецкого потока» для Турции Анкара не торопится реализовать этот проект. И в таком поведении «восточного партнера» нет ничего нового. Последние 70 лет двухсторонних отношений содержат немало примеров игры Анкары на балансе интересов. В моменты обострения отношений Москвы с Западом Турция стремится нарастить свое стратегическое значение, лавируя между полюсами противостояния, подогревая интерес к себе каждой из сторон и используя его с максимальной выгодой для себя. Историческая приверженность подобной тактике и объясняет максимальное оттягивание момента принятия окончательного решения по крупным проектам. Поэтому основная проблема для «Турецкого потока» - так и не подписанное на конец мая 2015 г. межправительственное соглашение по проекту, что делает весьма расплывчатыми сроки запуска газопровода4. Осложняют реализацию проекта и объявленные весной 2015 г. инициативы Еврокомиссии по реформе энергетики ЕС, в случае реализации которой Еврокомиссия получит право предварительного ознакомления с газовыми контрактами государств - членов ЕС с третьими странами (вплоть до участия в утверждении этих договоров).

Кроме сложности процедурных и переговорных вопросов у России есть опасения в отношении новых возможностей, которые в случае реализации проекта появятся у Турции: насколько полученный Анкарой инструмент влияния - российский газ на турецкой территории - может использоваться в отношении Москвы. Пессимистически настроенные эксперты эти риски формулируют в форме риторического вопроса - не станет ли Турция «новой Ук-

4 Серов М. Газопровод «Турецкий поток» может быть построен на авось // Ведомости, 29/05/2015. URL: http://www. vedomosti.ru/opinion/articles/2015/05/29/594256-gazoprovod-turetskii-potok-mozhet-bit-postroen-na-avos

Выпуск 37(53)

июнь 2015 г.

раиной». Жесткие подходы турецких контрагентов в ведении переговоров и отстаивании своих интересов по вопросу цены на российский газ создали устойчивый образ турецкого газового рынка как «восточного базара»1. И от тактики упорного ценового торга Анкара явно не намерена отказываться - даже предварительные договоренности по «Турецкому потоку» в декабре 2014 г. сопровождались новыми ценовыми уступками по газу2. Не стоит, конечно, сбрасывать со счетов и дополнительные направления сотрудничества, которые Москва может занести в свой актив при реализации проекта. Так, благодаря Турции у Газпрома могут появиться дополнительные возможности по исполнению требований «третьего энергопакета ЕС» (в частности, требований по допуску к использованию трубопровода третьей стороны). Гипотетически возможна продажа турецким компаниями российского газа, который уже как турецкий будет поступать в Европу, или же работа на европейском рынке через турецких газовых трейдеров, долю в капитале которых Газпром либо уже купил (как это произошло с «Bosphorus Gaz Corporation»), либо планирует приобрести в обозримом будущем («Akfel Gaz»)3.

Широкий диапазон возможностей и выгод, которые гипотетически дает «Турецкий поток» для Анкары, может способствовать ее натурализации в качестве влиятельного игрока мирового энергетического рынка. Турция получает новый большой газопровод на 63 млрд кубометров без необходи-

мости существенных инвестиций в его строительство (от Болгарии требовали вложить 1 млрд долларов в расчете на перспективу прибыли от транзита в 400 млн в год). Турция оказывается в перекрестье новых газопроводов, ведущих в Европу (помимо «Турецкого потока», это проекты Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического (TAP) газопроводов по доставке в Европу газа из Азербайджана, а также Туркмении, Курдистана и Ирана). В перспективе это может сделать Турцию мощным южноевропейским газовым транзитным хабом. Претендуя на доминирующее положение в качестве газораспределительного узла на пути каспийского и российского газа в Европу, Турция превращается в самостоятельного игрока на европейском рынке. Участие в совместных проектах с Россией помимо экономических и геополитических выгод открывает возможности для более гибкой игры с европейскими странами и усиления позиций Анкары в Черноморском регионе. Скидки по текущим контрактам на поставки российского газа дают Турции новые возможности для маневра, тем самым поставив под сомнение перспективные проекты по освоению черноморского шельфа. Неслучайно лейтмотив большинства экспертных дискуссий вокруг российско-турецкого энергетического сотрудничества - победа Турции в многоходовом гамбите «Турецкого потока» и неоднозначность российских перспектив в данном проекте.

1 «Газовый рынок Турции: восточный базар?» (совместно с Т. Митровой) - Алерт Энергетического центра СКОЛКОВО, декабрь 2011.

2 Shlykov, Pavel. Putin's Visit to Turkey: Who Will Pay for the «Break-through in Bilateral Relations»? // Eurasia Outlook, December 8, 2014. URL: http://carnegie.ru/eurasiaoutlook/?fa=57424

3 Третьяков П. «Газпром» подал заявку на покупку турецкого импортера Akfel Gaz // Ведомости, 12/01/2015. URL: http:// www.vedomosti.ru/business/articles/2015/01/12/gazprom-zavoyuet-turciyu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.