Научная статья на тему 'Политика экономических санкций как инструмент урегулирования международных конфликтов'

Политика экономических санкций как инструмент урегулирования международных конфликтов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
935
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ГЕОПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН / ECONOMIC SANCTIONS / FOREIGN POLICY / GEOPOLITICS / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF STATES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Седляр Юлия Александровна

В статье рассматриваются политические и социально-экономические последствия применения экономических санкций как инструмента международного урегулирования. Анализируются геополитические и геоэкономические изменения в регионах и государствах, повлекшиеся режимом экономических санкций. Делается вывод о том, что экономические санкции приводят к политическим вызовам, которые влияют как на вектор внешнеполитического развития региональных стран, так и системы регионального сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Policy of Economic Sanctions as the Instrument of International Conflicts Settlement

The article addresses political and socio-economic consequences of the use of economic sanctions as the tool of international conflicts resolution. It’s analyzed geopolitical and geo-economic changes in the regions and states are caused by the economic sanctions. It concludes that economic sanctions had essential unexpected political risks that impacted on foreign policy of regional states and the systems of regional cooperation.

Текст научной работы на тему «Политика экономических санкций как инструмент урегулирования международных конфликтов»

Policy of Economic Sanctions as the Instrument of International Conflicts Settlement

Sedlyar Yulia Olexandrivna, Candidate in Political Sciences, Associated Professor, Kyiv Taras Shevchenko National University, Institute of International Relations E-mail: juliasedlyar@gmail.com

Policy of Economic Sanctions as the Instrument of International Conflicts Settlement

Abstract: The article addresses political and socio-economic consequences of the use of economic sanctions as the tool of international conflicts resolution. It’s analyzed geopolitical and geo-economic changes in the regions and states are caused by the economic sanctions. It concludes that economic sanctions had essential unexpected political risks that impacted on foreign policy of regional states and the systems of regional cooperation.

Keywords: economic sanctions, foreign policy, geopolitics, socio-economic development of states.

Седляр Юлия Александровна, кандидат политических наук, доцент, Институт международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, Украина, г. Киев E-mail: juliasedlyar@gmail.com

Политика экономических санкций как инструмент урегулирования международных конфликтов

Аннотация: В статье рассматриваются политические и социально-экономические последствия применения экономических санкций как инструмента международного урегулирования. Анализируются геополитические и геоэкономические изменения в регионах и государствах, повлекшиеся режимом экономических санкций. Делается вывод о том, что экономические санкции приводят к политическим вызовам, которые влияют как на вектор внешнеполитического развития региональных стран, так и системы регионального сотрудничества.

Ключевые слова: экономические санкции, внешняя политика, геополитика, социально-экономическое развитие стран.

В современных реалиях повышения конфликтности международных отношений на первый план выдвигается проблема международного вмешательства в конфликты с целью их предотвращения, урегулирования, разрешения и нивелирования негативных последствий, поскольку конфликты представляют собой угрозу и дестабилизирующий фактор, как для отдельных соседних национальных государств, так и для целых регионов. Когда речь идет о вмешательстве в конфликт кого-либо (кроме самих его участников) с целью урегулирования, используют общее понятие «третья сторона» [1,181]. Среди средств воздействия третьей стороны принято различать оказание помощи в нахождении мирного решения и использование переговорного подхода, в том числе путем прямого посредничества и наблюдения за ходом переговоров, с одной стороны; а также принуждение, оказание давления путем применения политики экономических санкций, блокад и иных ограничительных мер.

Однако каковой бы не была конфигурация применяемых экономических санкций, все они предусматривают достижение результата через нанесение материального ущерба целевому государству (Целевым является государство, против которого применяются экономические санкции — Авт), и, таким образом, приводят к серьезным негативным последствиям в мировой политике и вследствие этого выступают не механизмом урегулирования, а инструментом неизбежного обострения конфликтов и кризисов. В свою очередь, негативные последствия применения экономических санкций в академической литературе принято называть политическими рисками [7], которые рассмотрим более детально.

Во-первых, в силу специфики своего влияния экономические санкции негативно воздействуют на экономические процессы государства, что приводит к дезорганизации государственного управления,

165

Section 8. Political science

деградации политических и финансовых институтов, снижению уровня культуры в целом.

Так, в специальном докладе, подготовленном специалистами ООН, отмечается, что в период до наложения санкций социально-экономические показатели Ирака были достаточно высокими. Валовой национальный продукт (ВНП) в 1989 г. был на уровне 75,5 миллиардов дол. США для населения численностью 18,3 миллиона человек. Рост валового национального продукта составил в среднем 10,4 % с 1974 г. до 1980 г. К 1988 г. ВНП на душу населения насчитывал 3 510 $, неграмотность к концу 1990-х гг. была уменьшена на 20 % [3, 185]. После введения санкций ситуация резко изменилась, катастрофически упал уровень жизни — среднемесячная зарплата в стране составляла 5-15 $, в то время как до введения санкций она достигала 400 $. Ухудшение в экономике страны привело к увеличению смертности с 50 чел./100 000 в 1989 г. до 117 чел./100 000 в 1997 г. [2; 15].

Удушающее воздействие оказали экономические санкции на социально-экономическую ситуацию в бывшей Югославии и Гаити [13]. Например, в Гаити, по данным ООН, лишь за полгода действия экономических санкций из-за нищеты и голода более 300 тыс. человек вынуждены были иммигрировать в соседние страны [11, 72], безработица в отдельных отраслях производства достигала 80 % [6, 10-14].

Как видим, во всех трех случаях наблюдалась деградация экономики, которая приносила угрожающие сдвиги в демографической структуре населения, приводила к миграции трудоспособного населения. И при этом отметим низкую политическую эффективность санкций в целом.

Во-вторых, резкое ухудшение экономической ситуации способно стимулировать радикальные настроения, как внутри политических элит, так и среди разных слоев населения. Зачастую эти последствия влияют и на ход переговорных процессов и степень общественного доверия к посредническим институтам, поскольку беспристрастность третьей стороны ставится под сомнение [4].

В-третьих, применение экономических санкций часто ведет к изменению региональной системы сотрудничества, в которую вовлечено целевое государство, что происходит вследствие разрыва связей с геополитическими соседями. В каждом отдельном случае применения санкций конфигурация сил на региональном уровне будет сдвигаться прямо пропорционально потенциалу влияния целевого государства, и в зависимости от степени его интеграции в региональные

объединения. При этом государству, которое инициирует применение санкций, следует учитывать сто-хастичную природу международной среды, которая способна, аккумулируя вызов санкций, создать на региональном уровне структуры, действующие на разрушение глобальной международной системы.

В-четвертых, применение стратегии экономических санкций контрпродуктивно для разрешения конфликтов в так называемых «failed states», географически расположенных преимущественно на Африканском континенте. Американский специалист-африканист В. Рено называет главной причиной такого положения вещей то, что при применении санкций против африканских стран остро стоит проблема мониторинга их внутриполитической ситуации, определения траектории развития в целом. Ситуация обостряется тем, что в условиях слабого государственного управления применение экономических санкций формирует экономику войны, которая смывает грани между военно-политическими и криминальными группами, желающими воспользоваться ситуацией и заработать на теневых схемах поставок вооружений и контрабандных товаров [14]. Более того, дополнительным фактором обострения напряженности при применении санкций против данной группы государств может стать желание соседних держав решить внутриполитические противоречия на территории целевого государства. Весь спектр перечисленных угроз, например, довольно прозрачно наблюдался при урегулировании кризиса в Судане [12, 67-70].

В-пятых, очевидные негативные последствия применения экономических санкций в контексте управления международными конфликтами и кризисами способны продуцировать протестные настроения в государстве или группе государств, которые инициировали формирование режима санкций. Данные политические риски могут создаваться, главным образом, через активную деятельность диаспоры либо посредством работы групп интересов, заинтересованных в сохранении торгово-экономических и политических связей с целевым государством. Отметим, что указанные риски привели к тому, что Соединенные Штаты, применив в мае 1998 г. санкции против Индии и Пакистана за их ядерные испытания, вынуждены были значительно их урезать уже в октябре 1998 г., приняв так называемую поправку Браунбе-ка-1, впоследствии усиленную через утвержденную в июне 1999 г. поправку Браунбека-2.

В-шестых, применение экономических санкций способно ослабить международно-политическое

166

Policy of Economic Sanctions as the Instrument of International Conflicts Settlement

положение государства-инициатора принудительного воздействия, сдвинуть систему баланса сил в непредвиденном для него направлении, очертить новые разделительные геополитические линии. Следует признать, что оценка возникновения подобных региональных рисков в 1994 г. легла в основу формирования экспертами Пентагона концепции применения санкций против государств, нарушающих Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯЗ) [8].

И наконец, необходимо подчеркнуть, что существование двойных стандартов и двойной морали в применении экономических санкций представляет наибольшую угрозу для функционирования данного

инструмента реагирования на международные конфликты и кризисы. Ведь, несмотря на то, что санкции по сравнению с военной интервенцией считаются более мягким и бескровным механизмом принуждения к миру, они все же зачастую не оправдывают надежд их инициаторов, создавая негативные международно-политические последствия. В связи с этим, как нам представляется, необходимо более взвешенно подходить к применению экономических санкций, прежде всего в рамках СБ ООН, учитывать, что мир неоднороден, а его стабильность должна поддерживаться коллективными усилиями всех участников мировых политических процессов, основываться на силе права, а не праве силы.

Список литературы:

1. Лебедева М. Политическое урегулирование конфликтов: Учебное пособие/М. Лебедева. - М.: АспектПресс, - 1999 - 271 с.

2. Рост детской смертности в Ираке. - [Электронный ресурс]//Демоскоп weekly. Электронная версия бюллетеня «Население и общество». - Режим доступа: http://demoscope.rU/weekly/006/strimir08.php#5

3. Зияд Тамир Муаффак. Политико-правовые и социально-экономические последствия применения санкций к Ираку/Тамир Муаффак Зияд//Часопис Кшвського ушверситету права. - 2008. - № 2. - с. 184-188

4. Штански Н. Основные методы и механизмы действий по урегулированию и разрешению современных этнополитических конфликтов/Н. Штански. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mgimo. ru/files/172217/shtansky_ethnopol-konflicts_methods-mech.pdf

5. Constitutive Act of the African Union, 2000 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.africa-union.org/root/constitutiveact/document_pdf

6. Gibbons E. Sanctions in Haiti: Human Rights and Democracy Under Assault/E. Gibbons. - Greenwood Publishing Group, - 1999. - 138 р.

7. Hufbauer G., Schott J. and Elliot K. Economic Sanctions/G. Hufbauer, J. Schott and K. Elliot. - Washington: Institute for International Economics, - 2007. - 234 p.

8. Krauthammer Ch. Heading offNuclear Outlaws/Ch. Krauthammer//The Washington Post. - 1994. 1 April. - р. A25

9. Lome Declaration of July 2000 on the framework for an OAU response to unconstitutional changes of government (AHG/Decl.5 (XXXVI)). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www2.ohchr. org/english/law/compilation_democracy/lomedec.htm

10. Magliveras K. The Sanctioning System of the African Union: Pert Success, Part Failure. Paper Presented at an Expert Roundtable on «The African Union: the First Ten Years»/K. Magliveras/Institute of Securities Studies, Addis Ababa, Ethiopia. - 2011. - 11-13 October. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. academia.edu/1103678/THE_SANCTIONING_SYSTEM_OF_THE_AFRICAN_UNION_PART_SUC-CESS_PART_FAILURE

11. Malone D. Decision-Making in the Un Security Council: The Case of Haiti, 1990-1997/D. Malone. - Oxford University Press, - 1998. - 322 р.

12. Portela K. EU Sanctions and Foreign Policy. When and why do they work?/K. Portela. - London: Rout-ledge, - 2010. - 206 р.

13. Principles and Response in International Humanitarian Assistance and Protection. Materials of the 26th International Conference of the Red Cross and Red Crescent. UN Sanctions and Humanitarian Crisis. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.icrc.org/eng/resources/documents/report/26th-conference-report-100995.htm

14. Reno W. Warlord Politics and African States/W. Reno. - Lynne Rienner: Boulder, CO, - 1998. - 257 р.

15. Situation Analysis of Children and Women in Iraq - 1997 (Unicef, April 1998). - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.casi.org.uk/info/unicef9804.html

167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.