Научная статья на тему 'Политическое развитие Беларуси в оценке западных авторов (обзор)'

Политическое развитие Беларуси в оценке западных авторов (обзор) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
244
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическое развитие Беларуси в оценке западных авторов (обзор)»

обзоры. кфемты

Б.А.Поляков

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

БЕЛАРУСИ В ОЦЕНКЕ ЗАПАДНЫХ

АВТОРОВ'(Обзор)

Интерес западных аналитиков к современной Беларуси во многом вызван тем, что это государство, расположенное в географическом центре Европы, расценивается как осколок непреодоленной тоталитарной системы, российско-белорусский союз - как предпосылка для восстановления империи. В этой связи особое внимание уделяется авторитарным средствам и методам в практике режима Лукашенко и причинам слабости белорусской оппозиции.

Отдельные западные исследователи, в частности член директората Федерального института по изучению Востока и международных отношений (Кёльн, ФРГ) Х.Тиммерманн, указывают, что в годы первой республики (1991-1994) было некоторое движение к парламентской демократии и независимой внешней политике (13, с. 12), что первоначально даже Лукашенко выступал за демократические выборы и борьбу с коррупцией. Швейцарский политолог Юхлер характеризует президентские выборы 1994 г., приведшие Лукашенко в власти, как относительно демократичные (5, с. 909). Победа Лукашенко была закономерной. Обладая весьма ограниченным политическим кругозором, он олицетворял тип советского управляющего среднего уровня, однако сумел проявить талант демагога-попу-

листа с тенденцией к диффамации, резкой площадной критике своих политических противников (12, с. 13).

Находясь у власти, Лукашенко существенно расширил президентские прерогативы. Новая конституция предоставляет ему право назначения референдумов в стране, проведения выборов в парламент, роспуска парламента, назначения половины членов Центральной избирательной комиссии, назначения и увольнения премьер-министра, половины членов Конституционного суда, председателя и членов Верховного суда страны, прокурора, председателя Национального банка, командования вооруженных сил, секретаря Совета безопасности (12, с. 7).

Большинство населения, подчеркивает Х.Тиммерманн, не понимает значимости демократических свобод и национальной независимости и невольно способствует укреплению авторитарного режима Лукашенко. А он в своем интервью для "Хандельсблатт" в 1995 г. откровенно расхваливал режим Гитлера и установленный им "новый порядок" в Германии с сильной государственной властью (12, с. 13). Аналогичного мнения о симпатиях белорусского президента к нацистскому опыту придерживаются сотрудник Британского центра Восток — Запад (Лондон) С.Ике и сотрудник Института украинских исследований университета г. Альберта (Канада) Т.Кузио (3, с. 524).

Х.Тиммерманн отмечает, что Лукашенко опирается на такие социальные

слои и профессиональные группы, которые были более всего советизированы -на жителей сельской местности и небольших городов, персонал близлежащих от них промышленных предприятий, сотрудников органов безопасности, пенсионеров и ветеранов войны. В сфере идеологии он добивается полного контроля над средствами массовой информации. Сократив на 70 тыс. человек армию, белорусский президент больше полагается на многочисленный аппарат МВД и КГБ (120 тыс. человек).

Оппозиция в парламенте была возглавлена его председателем С.Шарец-ким. Шарецкий получил поддержку компартии, аграриев, фракции демократических сил во главе с бывшим директором национального банка Богдан-кевичем (председатель объединенной гражданской партии), бывшего министра иностранных дел Кравченко (глава социал-демократического союза -Громады), бывшего председателя парламента Шушкевича. Под влиянием Народного фронта и ряда общественных организаций был созван «круглый стол», на котором президент был подвергнут резкой критике (12, с. 17). Борьба велась вокруг президентского и парламентского вариантов новой конституции (последний предусматривал ограничение прав президента). За вариант, предложенный Лукашенко, проголосовало 70,45% принявших участие в референдуме, за парламентский вариант проголосовало только 7,9%. Однако независимые эксперты полагают, что в пользу президентского варианта велась агитация всех подконтрольных властям средств массовой информации, тогда как вариант парламента просто замалчивался.

Накануне референдума был снят с поста, вопреки конституции, председатель Центризбиркома Гончар, известный своей демократической ориентацией, имели место откровенные фальсификации результатов голосования. Вопреки решению парламента, что результаты референдума имеют консультативный характер, партия президента объявила их обязательными (12, с. 19-20).

На фоне острой политической борьбы внимание экономическому кризису в стране почти не уделялось.

Частный сектор в экономике Беларуси занимал в 1997 г. только 15%. В промышленных отраслях экономики было приватизировано 10% предприятий, тогда как в России — уже 60%. Президент фактически выступал как противник рыночной экономики. Вице-президент Союза предпринимателей Беларуси Потупа характеризовал его политику как тоталитаризацию и национализацию экономики (12, с. 23).

Запад стремился развивать контакты с демократическими силами в Беларуси, поддерживал позицию председателя Конституционного суда Беларуси Тихини в отношении демократических реформ, оказывал помощь жертвам Чернобыля. Будучи заинтересован в мирном устранении антидемократического режима Лукашенко, Запад оказывает постоянную поддержку демократической оппозиции (12, с. 36-37).

Ряд зарубежных наблюдателей склоняются к мнению, что вектор политического развития Беларуси все же изменится. Так, советник и руководитель группы мониторинга ОБСЕ Г.Вик считает, что свободные выборы все же состоятся и Беларусь будет развиваться в направлении полиархии (плюрализма).

Ссылающийся на него докторант Университета Гумбольдта - Свободного университета Берлина АЛоренц полагает, что у Лукашенко просто нет другого пути, кроме политического и экономического сотрудничества с Западом и диалога с оппозицией (7, с. 248-249). Вместе с тем оппозиция слаба, у нее нет единой политической стратегии. Автор напоминает, что 20 июля 1999 г. закончился срок избрания Лукашенко на выборах 1994 г., но протестовало против незаконного продления его президентства только 5 тыс. человек. После того, как председатель Верховного Совета Шарецкий передал свои полномочия временному спикеру В.Гончару и был вынужден укрыться в Литве, заявив там, что по-прежнему считает себя главою законодательного органа, у оппозиции оказалось два лидера, что ослабило ее активность (7, с. 250-251).

Тем не менее были предприняты попытки установления единства между бывшим главой Верховного Совета Шушкевичем, президентом Белорусской Народной Республики в изгнании Ивонкой Сурвилло, проживающей в Канаде, президентом белорусской общины Р.Харецким. 27 августа 1999 г. они под-псиали общий документ о том, что Шарецкий, даже находясь в эмиграции в Литве, сохраняет свои права как глава законодательного органа, а Шарецкий, в свою очередь, заявил о готовности сотрудничать с ними (7, с. 256).

В сентябре 1999 г. представители белорусской оппозиции встретились с представителями ОБСЕ. В переговорах участвовало 37 депутатов Верховного совета, представители Гражданской партии, Народного фронта, женской

организации "Надежда", социал-демок-ратической Громады.

В ответ ужесточилась политика правительства в отношении оппозиционных средств массовой информации. Независимая "Деловая газета" и "Новости" были оштрафованы. Правительство начало преследования видных оппозиционеров: были выдвинуты обвинения против бывшего директора Национального банка Тамары Винниковой, предпринимателя Анатолия Красовс-кого. Оппозиция недовольна тем, что российские власти оказывают поддержку режиму Лукашенко. Представители Народного фронта заявляют, что "Москва - корень зла", и обвиняют Россию в гегемонистских устремлениях (7, с. 254).

Автор указывает, что консолидация белорусской оппозиции затрудняется и нейтральной позицией ОБСЕ. Председатель Народного фронта Варшавский критикует ОБСЕ за то, что ее политика определяется потребностями в русском газе (7, с. 255).

В журнале "Экономист" отмечается, что Лукашенко постоянно использует антизападный жаргон и даже заявлял, что в ответ на угрозу с Запада Беларусь может выставить 300-тысячную армию (1, с. 60).

Р.Линднер, сотрудник Отдела социально-политической истории,социологии и истории Восточной Европы университета г. Констанц, и А.Зам, сотрудник Мангеймского университета (ФРГ), считают, что, хотя пять лет президент Лукашенко по существу правил без парламента, в 2000 г. он уже не мог повторить свой маневр 1996 г. с формированием послушного ему законодательного органа и был вынужден формально объявить о проведении "свободных и

честных" выборов в парламент, о проведении в 2001 г. президентских выборов и "демократизации" политической системы. Вместе с тем новый избирательный закон предусматривает дробление избирательных округов и ограничения для отдельных политических партий в парламентских выборах, запрещает выдвижение кандидатов, которые пользуются финансовой поддержкой неугодных для режима Лукашенко политических партий. Местные избирательные комиссии становятся полностью зависимыми от Центральной избирательной комиссии. Нарушается прозрачность избирательного процесса, хотя белорусское руководство обязалось выполнять принципы, сформулированные ОБСЕ в Стамбуле (6, с. 991-992).

1-3 марта 2000 г. представители ОБСЕ встречались с Лукашенко, и он заверил их, что обеспечит диалог с оппозицией. Международные критерии такого диалога были вновь изложены на конференции стран ОБСЕ в Вене 7 апреля 2000 г. с участием представителей других организаций - Евро-парламента, Еврокомиссии, Европейского фонда по исследованию избирательных систем. Эти критерии включали: 1) приспособление действующего избирательного закона в Беларуси к стандартам, установленным ОБСЕ; 2) свободный доступ всех политических сил к электронным средствам массовой информации; 3) уважение прав человека; 4) расширение компетенции парламента в сфере контроля над высшими исполнительными и местными органами власти. Обязательными были признаны обеспечение прав для международных наблюдателей за проведением выборов, запрет бесконтрольного пере-

движения урн и возможностей для досрочного голосования, предоставление наблюдателям копий протоколов о результатах голосования (6, с. 993).

Европейские рекомендательные документы, принятые в Вене, предусматривали обеспечение равных прав всем политическим партиям при проведении избирательной кампании, обеспечение регистрации всем кандидатам. Конференция в Вене настаивала на прозрачности всех мероприятий по подготовке и проведению парламентских выборов, чтобы можно было выявить незаконные манипуляции, как это было сделано на Украине (6, с. 993).

Однако существенных изменений в президентской политике по отношению к оппозиции не произошло. Когда 5 марта 2000 г. в Минске состоялась 20-тысячная демонстрация в поддержку независимости Беларуси, полиция арестовала 200 ее участников на глазах у 30 журналистов и представителей ОБСЕ (7, с. 994). По настоянию комиссии ОБСЕ была организована рабочая группа для расследования этих событий. Выяснилось, что в избирательные списки внесена только 1/3 представителей политических партий, что права наблюдателей постоянно нарушались и копии избирательных документов и протоколов не выдавались наблюдателям. Фактически кандидаты назначались представителями властей; из списков избирателей, включавших 1000 человек, произвольно исключались 300 человек (6, с. 995); опять использовались передвижные урны и можно было манипулировать избирательными бюллетенями. Президент Лукашенко вопреки решениям ОБСЕ изменил порядок проведения выборов: появились новые документы

после регистрации 30 мая 2000 г. Был запрещен традиционный марш 30 тыс. чернобыльцев (6, с. 995).

2 июля 2000 г. оппозиция созвала IV Конгресс демократических сил с участием семи оппозиционных политических партий, а также независимых профсоюзов с 1150 представителями различных регионов Беларуси для критики "избирательного фарса", который был намерен провести режим Лукашенко (7, с. 997). Однако, как и ранее, противники президента не были едины. Социал-демократы изменили свою позицию бойкота выборов и успешно приняли в них участие. Руководитель СДП Н.Статкевич, пишет Нееф, обозреватель журнала "Шпигель" по странам СНГ, ссылаясь на А.Лебедко, главу Объединенной гражданской партии, предал оппозицию, бойкотировавшую выборы, что обеспечивало Лукашенко "демократическое алиби" (9, с. 166).

В итоге на парламентских выборах сторонники президента получили официально 60% голосов, хотя, по мнению журнала "Экономист", реальная цифра составила только 45% (2, с. 57).

Ряд западноевропейских и американских аналитиков - сотрудник Института политических проблем Парижского университета А.Гужон (4, с. 660-675), сотрудник Мангеймского университета А.Зам (ФРГ) (11, с. 649-660), профессор истории университета Альберта Д.Мэрплес (Канада) (9, с. 565-578) и другие - уделяют особое внимание проблеме национальной идентичности населения Беларуси.

Как считает Д.Мэрплес, население республики еще не осознало свою национальную идентичность. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос, что

для них является родиной. 46% считают Беларусь лишь местом своего рождения, 19,3 - бывшей частью СССР, 10,4 - местом, которое они выбрали себе для жизни и только 10,9% - своей родиной (8, с. 574). По мнению автора, равноправие русского и белорусского языков в стране противоречит интересам белорусского народа, соответствует утверждению русофильской концепции белорусской культуры (8, с. 570).

Затрагивая роль национальных символов в формировании национального самосознания, А.Зам отмечает, что глава Верховного Совета С.Шарецкий не смог отстоять красно-белый национальный флаг Беларуси и согласился с восстановлением флага Белорусской ССР; в республике остается главным праздником 7 ноября наряду с днем независимости 27 июля и днем конституции 15 марта 1994 г., а это не способствует формированию национальной идентичности (3, с. 655-656).

Австрийский автор РШафф также отмечает, что белорусам свойственна недостаточная национальная идентичность. Он связывает это с историческими факторами, указывая, в частности, на то, что Беларусь испытывала постоянное давление со стороны сильных соседних государств - Польши и России (11, с. 367-368). По мнению этого автора, негативное влияние на формирование национальной идентичности оказывает советское наследие: для белорусов характерны отрицательное отношение к рыночным реформам и просоветская ностальгия (11, с. 371-373).

Рассматривая роль национального языка, Р.Шафф указывает, что население не осознало его государственную значимость: только 30% белорусов и 9% рус-

ских в Беларуси в 1997 г. выступали за придание белорусскому языку статуса государственного, а 45,5% белорусов и 63,9% русских одобряли равноправное применение русского и белорусского языков в повседневной жизни (11, с. 370).

Французский исследователь А. Гужон в ходе дискуссии о формировании национальной идентичности в Беларуси на страницах журнала "Nationalities papers" подчеркивает, что именно язык должен быть символом культурной специфики и политической оппозиции советскому прошлому. Сохранение в Беларуси двуязычия свидетельствует о слабом понимании населением национальных интересов и национальной идентичности (4, с. 662, 665, 670).

Слабая национальная идентичность, особенности демографического развития и общественного мнения в республике расцениваются как основа возникновения "султанизма" в Беларуси (3, с. 531). В республике, указывают С.Ике и Т.Кузио, очень высок процент пенсионеров (37%), преобладает сельское население, отличающееся консерватизмом убеждений, до сих пор практикуются "коммунистические" субботники в нерабочие дни, сохраняется влияние православной церкви, находящейся под юрисдикцией московского патриарха. В ходе одного из опросов общественного мнения 30,4% назвали в качестве привлекательного типа политиков - Андропова и 18% - Сталина (3, с. 536). К внутренним источникам белорусского "султанизма" авторы причисляют также сравнительно вщсокий уровень экономического развития республики при советской власти и наличие большого числа маленьких нерентабельных предприятий с перспекти-

вой безработицы, низкий уровень общественной поддержки демократических и рыночных реформ в Беларуси, стремление населения покончить с коррупцией и преступностью (3, с. 537-543).

В известной мере обобщая оценки своих западных коллег-аналитиков, сотрудник Цюрихского университета Юхлер (Швейцария) отмечает различные темпы демократизации в современных восточноевропейских государствах. В отдельных странах Восточной Европы и СНГ, включая Беларусь, сохраняются фундаменталистские, авторитарные концепции развития, часто с правонационалистическим уклоном. Проявляются формальные тенденции ориентации на западные ценности, но фактически создаются плебисцитар-но-авторитарные системы с парадоксальными формами "выборной диктатуры" или "диктаторской демократии" (5, с. 900-902). Для Беларуси характерны ограниченная последовательность в проведении демократических мероприятий, перегруппировка внутри правящих элит (5, с. 910). Вследствие постоянного конфликта между президентом и оппозицией здесь существует опасность дестабилизации.

Список литературы

1. Belarus colonel beats major// Economist, - L., 2000, sept. 9, Vol. 356, N 8187, p. 60.

2. Belarus's gloomy future// Economist. — L„ 2000, act. 21. Vol. 357, N 8153, p. 57.

3. Eke S., Kuzio T. Sultanism in Eastern Europe. The socio-political roots of authoritarian populism in Belarus// Europe - Asia Studies. - Glasgow, 2000. - N 3. - P. 523-548.

4. Boujon A. Language, nationalism and рорийьт ш Belarus // Nationalities papers. — De Kalb, 1999. Vol. 27, N 4. - P. 660-675.

5. jfudiier J. Probleme der Demokratisierung in den osteuropäschen Transtbrma-tionsländern// Osteuropa. — Stuttgart, 1997. — H.9.-S. 898-913.

6 Lindner R., Sahm A. Dialog ohne Dialog vor Wahlen ohne Wahl. Belarus am Vorabend der Parlamentswahlen// Osteuropa. — Stuttgart, 2000. - H. 9. - S. 991-1003.

7. Lorenz A. Aufbruch aus der Talsende? Belarus an der Schwelle zum neuen Jahrhundert// Osteuropa. - Stuttgart, 2000. - H. 3. - S. 247-263.

8. Marples D. National awakening and national consciousness in Belarus// Nationalities papers. — De Kalb, 1999. — Vol. 27, N 4. P. 565-578.

9. Neef C. Weissrussland. Die letzte Enklave// Spiegel. — Hamburg, 2001. — 12 Febr., N 7. - S. 164-166.

10. Sahm A. Political culture and national symbols: Their inpact on the Belorussian nation building process// Nationalities papers. — De Kalb, 1999. - Vol. 27, N 4. - P. 649-660.

11. Schaff R. Weissrussland. Rückwärts gewandt in die Zukunft// Österreichische Osthefte. - Wien, 1999. - Vol. 41, N 3-4. -S. 365-382.

12. Timmermann H. Belarus: Eine Diktatur im Herzen Europas? // Berichte des Bundesinstituts für ostwissenschaftliche und internationale Studien. — Köln, 1997. — N 10 -S. 7-37.

13. Vogel E.Neue Eliten in Russland, Ukraine und Belarus// Osteuropa. — Stuttgart, 2000. - H. 5. - S. 562-266.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.