Научная статья на тему 'Политический механизм осуществления международных связей регионов государств'

Политический механизм осуществления международных связей регионов государств Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
582
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РЕГИОНОВ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ / РЕГУЛЯТИВНАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ / POLITICAL MECHANISM / INTERNATIONAL RELATIONS OF REGIONS / ORGANIZATIONAL / REGULATING AND FUNCTIONAL COMPONENTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дубровина Ольга Юрьевна

В статье исследуется политический механизм осуществления международных связей регионов государства. Анализируются его международный, государственный и региональный уровни, а также его организационная, регулятивная и функциональная составляющие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Дубровина Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article investigates implementation of the political mechanism of international relations of the regions of states. The author analyses its international, governmental and regional level, as well as its organizational, regulating and functional components.

Текст научной работы на тему «Политический механизм осуществления международных связей регионов государств»

Экспертиза

Ольга ДУБРОВИНА

ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ РЕГИОНОВ ГОСУДАРСТВ

В статье исследуется политический механизм осуществления международных связей регионов государства. Анализируются его международный, государственный и региональный уровни, а также его организационная, регулятивная и функциональная составляющие.

The article investigates implementation of the political mechanism of international relations of the regions of states. The author analyses its international, governmental and regional level, as well as its organizational, regulating and functional components.

Ключевые слова:

политический механизм, международные связи регионов, организационная, регулятивная и функциональная составляющие; political mechanism, international relations of regions, organizational, regulating and functional components.

ДУБРОВИНА

Ольга

Юрьевна —

аспирант

Сибирского

института

международных

отношений и

регионоведения,

г.Новосибирск

о^аёыЬгоута@

mail.ru

В Важная роль международных связей регионов государств, их влияние на международные отношения и внешнюю политику стран предопределяют необходимость их глубокого и комплексного изучения. С теоретической и практической точек зрения необходимо изучить политический механизм их реализации.

Механизм осуществления международных связей регионов можно рассматривать как систему международных и внутригосударственных нормативно-правовых актов, регулирующих международные связи регионов, как систему международных и государственных органов, ведающих их осуществлением и регулирующих их, и как совокупность взаимосвязей и процессов, из которых складывается международное сотрудничество государства и его регионов.

Политический механизм осуществления международных связей регионов государств — это разновидность политических, организационных и правовых методов и решений, к которым прибегают сообщества или органы управления для налаживания международного сотрудничества1. Политический механизм представляет собой специфический инструмент управления международными связями регионов (МСР) на международном, государственном и региональном уровнях.

Международные связи регионов осуществляются посредством участия их субъектов в международном сотрудничестве. На их реализацию влияют политические, социально-экономические, правовые и иные факторы.

Анализ политического механизма реализации МСР показывает, что существуют несколько уровней действия такого механизма

— международный, государственный и субнациональный (региональный).

К международному уровню политического механизма осуществления МСР можно отнести международные конвенции, договоры и соглашения, соответствующую деятельность международных организаций, направленную на достижение целей по координируемому развитию МСР. Международная практика свидетельствует о том, что современные МСР требуют существенного постоянного наднационального межгосударственного регулирования.

1 Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей. Мадрид. 21 мая 1980 г. // Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. — М., 2002, с. 380.

К государственному уровню можно отнести государственные законы, указы президентов, постановления правительств, деятельность государственных структур, отвечающих за международные отношения и внешнюю политику государства, организацию и технику осуществления МСР внутри государства.

К субнациональному (региональному) уровню относятся конституции и уставы регионов, законы регионов и постановления их администраций, деятельность региональных структур, отвечающих за международные связи, организацию и технику осуществления МСР внутри региона.

Политический механизм осуществления международных связей регионов государств имеет свою внутреннюю структуру, которая обусловлена политической волей руководства страны или политическими требованиями регионов предоставить им определенные права по реализации международной деятельности, совокупностью правовых норм, регулирующих международные связи и определяющих правовой статус государственных органов в области осуществления международных отношений и регулирующих отношения сторон, а также комплексом сложившихся взаимоотношений регионов и системы государственных органов, наделенных внешнеполитическими полномочиями в ходе международного процесса.

На каждом из указанных уровней политический механизм включает в себя регулятивную, организационную, и функциональную составляющие. Несмотря на их тесную взаимосвязь, обусловленную принадлежностью к политическому механизму осуществления международного процесса, упомянутые выше элементы данного понятия выступают одновременно и как относительно самостоятельные его части.

Регулятивная составляющая политического механизма осуществления международных связей регионов государств представляет собой нормативно-правовые акты, регулирующие их международную деятельность.

В Российской Федерации эти нормативно-правовые акты можно представить как многоуровневую систему, включающую в себя акты международного права и акты внутригосударственного права.

Международно-правовые нормы, регулирующие международные связи регионов государств, закреплены в целом

ряде международных документов, которые подписала Россия. Основным из них является Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, подписанная в Мадриде 21 мая 1980 г.1 Она явилась итогом многих лет работы Совета Европы. В январе 2003 г. она вступила в силу для Российской Федерации. Конвенция открывает широкие возможности для реализации потенциала региональных властей приграничных субъектов России. В соответствии с ее положениями федеральный центр обязуется создавать благоприятные условия для развития приграничного сотрудничества.

В ноябре 1995 г. был подписан Дополнительный протокол к Рамочной конвенции. Он касался возможности придавать статус юридического лица трансграничным институтам, а также правовую силу их актам.

В марте 1998 г. к Мадридской конвенции был добавлен Протокол № 2, который распространил действие Конвенции на международные связи несопредельных территориальных сообществ и властей, на межтерриториальное сотрудничество2.

К международно-правовым документам, регулирующим международные связи регионов России, можно отнести договоры Российской Федерации с иностранными государствами о содействии межрегиональному сотрудничеству.

Что касается норм внутригосударственного права России, регулирующих международные связи субъектов Российской Федерации, то здесь можно выделить несколько уровней документов.

К федеральному уровню относятся: Конституция Российской Федерации; федеральные законы Российской Федерации; указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; правовая база приграничного сотрудничества в Российской Федерации.

К региональному уровню относятся: конституции и уставы субъектов Российской Федерации; законы и иные акты субъектов Российской Федерации.

Организационная составляющая полити-

1 Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. — М., 2002.

2 Там же, с. 385-397.

ческого механизма осуществления международного сотрудничества регионами государств представляет собой совокупность организационных международных и государственных институтов и органов, которые наделены полномочиями по проведению в жизнь основных направлений политики государства в области международного и межрегионального сотрудничества с другими субъектами международных отношений и связей.

В Российской Федерации организационную составляющую политического механизма международного сотрудничества субъектов можно представить как многоуровневую систему, включающую в себя международные структуры, занимающиеся международным сотрудничеством регионов государств, в число которых входит Россия, и государственные органы, которые осуществляют, координируют и контролируют процесс международных связей регионов России. Государственные органы делятся на органы федерального и регионального значения. Рассмотрим каждый из этих уровней подробно.

К международным структурам, занимающимся международным сотрудничеством регионов государств, в которые входит Россия, можно отнести Конгресс местных и региональных властей Европы (КМРВЕ). Он был создан в 1994 г. Россия вошла в Совет Европы в 1996 г. В 2000 г. было утверждено Положение о делегации Российской Федерации в Конгрессе местных и региональных властей Европы1.

Россия и ее регионы входят в международные структуры, имеющие региональное значение, такие как Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС), Совет государств Балтийского моря (СГБМ).

Российские субъекты принимают активное участие в работе европейских субрегиональных организациий, в т.ч. Ассоциации субрегионального сотрудничества стран Балтийского моря (АСССБМ)

1 Утверждено распоряжением Президента Российской Федерации от 8 апреля 2000 г., № 108-рп.

и Балтийского координационного комитета (БКК)2.

К государственным структурам федерального уровня относятся:

— высшая государственная должность и высшие органы государственной власти России, наделенные Конституцией и законодательством России полномочиями в области осуществления внешней политики: Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации;

— специализированный государственный внешнеполитический орган: Министерство иностранных дел Российской Федерации, его представительства в регионах России и за рубежом;

— структуры, созданные при МИД России с целью развития международного сотрудничества субъектов Российской Федерации: Консультативный совет субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России, Совет глав субъектов Российской Федерации при МИД России.

К государственным структурам регионального уровня относятся:

— законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, наделенные Конституцией и законодательством России полномочиями в области осуществления международных связей;

— исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, наделенные Конституцией и законодательством России полномочиями в области осуществления международных связей;

— представительства регионов за рубежом.

Функциональная составляющая политического механизма является отражением его сущности как функционирующей системы.

Функциональная составляющая — это совокупность сложившихся устойчивых взаимосвязей между государственными органами, т.е. организационными элементами данного механизма.

2 Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. — М., 2002, с. 333.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.