Научная статья на тему 'Политический кризис в Йемене: социально-экономический, религиозный и племенной факторы'

Политический кризис в Йемене: социально-экономический, религиозный и племенной факторы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
919
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политический кризис в Йемене: социально-экономический, религиозный и племенной факторы»

избавиться в глазах общественности от позорного имиджа спонсора международного терроризма.

В Катаре мало знают о России - как на государственном уровне, так и в гражданском обществе. В учебных заведениях эмирата не преподается русский язык, катарские госслужащие МИДа им не владеют. Все, что печатается о России в местной прессе, в основном связано с негативными событиями: убийствами, терактами, скандалами. О достижениях российских культуры, искусства и науки - ни слова. Российских граждан в эмирате проживает мало, около 2 тыс., большинство работает по частным контрактам в различных областях. Более подробно о нашей стране катарцы узнали, когда Россия получила право на проведение чемпионата мира по футболу 2018 г., а Катар - 2022 г. К сожалению, нынешний политический диалог Москвы и Дохи на различных международных площадках далек от правил fair play, принятых на футбольных полях.

«Стратегия России», М., 2014 г., № 1, январь, с. 73-79.

В. Кириченко,

младший научный сотрудник ИВ РАН ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ЙЕМЕНЕ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, РЕЛИГИОЗНЫЙ И ПЛЕМЕННОЙ ФАКТОРЫ

Исторические особенности становления современного йеменского государства, сложная структура его общества, в котором все еще сохраняется влияние племенных структур, а также религиозная неоднородность населения - все это накладывает отпечаток на политическую ситуацию в стране. Йеменская Республика населена многочисленными племенами, отличающимися своими религиозными воззрениями, местами первоначальной локализации, что определило их традиционные способы хозяйствования и экономический потенциал, а также несовпадение исторического контекста, в котором происходило развитие разных частей этой страны.

Некоторое время Северный и Южный Йемен развивались независимо друг от друга. На территории Северного Йемена республика была провозглашена осенью 1962 г., но затем началась гражданская война, длившаяся восемь лет. Южный Йемен, быв-

ший британским протекторатом с 1839 г., получил независимость в 1967 г. Оба государства долго воевали между собой, пока 22 мая 1990 г. не было достигнуто соглашение об объединении. Однако в 1994 г. вновь вспыхнула гражданская война. А в июне 2004 г. на северо-западе Йемена, в провинции Саада, восстали йеменские шииты (зейдиты). Участники мятежа, возглавляемого имамом Бадруддином аль-Хуси, требовали от президента Йемена Али Аб-даллы Салеха1 предоставления им возможности участвовать в работе органов местного самоуправления, выделения средств на экономическое развитие провинции Саада, материальной компенсации ущерба, понесенного местными жителями в ходе боевых действий2.

В начале 2010 г. правительству удалось добиться перемирия с шиитскими повстанцами. Однако на волне «арабской весны» оно продлилось недолго, и уже в 2011 г. противостояние между шиитами и правительственными войсками возобновилось. Характерно, что в ряде мест (например, в районе г. Даммадж) в конфликт вступили и неправительственные суннитские формирования, сотрудничавшие с боевиками «Аль-Каиды»3. Что касается шиитов, то есть основания полагать, что они получали помощь от Ирана.

У зейдитов также крайне непростые отношения с салафита-ми4, которые укрепили свои позиции в Йемене. В сентябре 2012 г. в результате столкновений салафитов и зейдитов в Йемене было убито 12 человек5. Причиной противостояния стало то, что зейди-ты были недовольны назначением на административные должности в северных провинциях Йемена сторонников партии «Ислах», поддерживаемой салафитами.

Социально-политическая ситуация в Йемене также осложнена сохраняющимся влиянием племенных структур. Принадлежность к тому или иному племени является имманентной частью самоидентификации любого йеменца. Поэтому интересы племени рассматриваются как важный фактор политической жизни.

Всего в Йемене насчитывается несколько десятков племен и племенных конфедераций. На севере доминируют племенные конфедерации хашид и бакиль, племена бени матар, бени харис и др., на юге - субайхи, хаушаби, амири, яфаи, фадли, аулаки и др. Зачастую отношения между ними являются причиной междоусобиц, переходящих в серьезный конфликт.

В годы правления президента Али Абдаллы Салеха (19782012) значительными привилегиями пользовались представители конфедерации племен хашид. Особенно это касалось семьи лидера

этого племенного сообщества шейха Абдаллы аль-Ахмара (ум. 2007). Так, Хамид, один из сыновей аль-Ахмара, стал предпринимателем и имел преимущества перед другими бизнесменами за счет покровительства отца. Еще трое сыновей шейха, Хусейн, Химйар и Хашим, оказались на высоких постах в сфере безопасности и политики. В частности, Химйар аль-Ахмар стал спикером йеменского парламента6. Следует отметить, что члены другой йеменской конфедерации племен - бакиль - находились при А. А. Салехе в менее привилегированном положении. Как пишет американский исследователь Эйприл Лонгли Элли, представители бакиль хотя и пользовались определенным влиянием, но были лишены реальной власти, которая находилась в руках членов конфе-

7

дерации хашид .

Однако влияние племенных традиций на жизнь населения Йемена постепенно снижается. Как отмечает американский социолог Роберт Митчелл, шейхи нередко ставят личные интересы выше интересов племени, что вызывает закономерный протест рядовых членов племени. На уменьшение влияния племенных традиций повлияла и урбанизация. Связь с племенем для перебравшихся в города ослабевает, и племя уже не является основной и единственной социально-политической единицей, принадлежность к которой маркирует идентичность йеменца. Призыв в армию также способствует ослаблению (хотя и в меньшей степени) племенной идентификации и постепенному формированию национального самосознания8.

С конфессиональной точки зрения население Йемена довольно разнообразно9. В стране проживают последователи различных течений ислама. Большинство населения юга Йемена - сунни-ты-шафииты10, в северных частях страны, помимо шафиитов, проживают шииты-зейдиты11. Там же, на севере, сосредоточены поселения шиитов-имамитов12. Кроме того, существует небольшая община шиитов-исмаилитов (75 тыс.)13.

Сунниты, последователи шафиитского мазхаба, составляют около 70% населения Йемена. Поселения шафиитов находятся в Тихаме, Асире, южных районах Джебеля и Хадрамаута. Зейдизм -это умеренный вариант шиизма. В отличие от шиитов-имамитов (основного течения шиизма) зейдиты не признают учения о «скрытом имаме»14, кроме того, у них отсутствует институт временного брака, что сближает суннизм и зейдизм. Зейдиты не практикуют масха - обтирание влажными руками обуви, которая покрывает ногу до лодыжки, как замену омовения15. Также зейди-

ты не принимают учения о «благоразумном скрывании» своей веры (такыйя). В отличие от остальных шиитов последователи зейдизма не считают первых трех халифов «узурпаторами». Зей-диты и шафииты могут посещать мечети друг друга, между ними нередко заключаются браки16.

С начала 2000-х годов новым фактором, осложняющим политическую обстановку в регионе, и в частности на территории Йемена, стала деятельность террористической группировки «Аль-Каида на Аравийском полуострове» (АКАП). Впервые о йеменском филиале «Аль-Каиды» заговорили после атаки на американский миноносец «Коул» в октябре 2000 г. Погибли 17 моряков, корабль стоимостью в 1 млрд долл.17 на два года был выведен из строя.

В мае 2012 г. на площади Ас-Сабин в Сане, где должен был пройти военный парад в честь празднования Дня национального единства (22 мая), прогремел взрыв. Он унес жизни 63 военнослужащих, участвовавших в репетиции парада. Ответственность за случившееся взяла на себя группировка «Ансар аш-Ша'рийа» -ветвь АКАП.

Лидером АКАП является Насир аль-Вухайши, бывший личный секретарь Усамы бен Ладена. Он входит в десятку самых разыскиваемых террористов. В сентябре 2012 г. власти Йемена сообщили о ликвидации Сайда аш-Шихри, который считался вторым человеком в руководстве АКАП. Его убили вместе с шестью другими боевиками в ходе операции с воздуха в местности Вади-Айн (провинция Хадрамаут). Это произошло после того, как в декабре 2011 г. Йемен разрешил США наносить удары по возможным базам боевиков «Аль-Каиды». Характерно, что тогда президент Йемена Али Абдалла Салех заявлял, что атаки совершались йеменскими военными, в то время как на самом деле их осуществляли американцы. Факт использования американской военной авиации для подавления баз АКАП свидетельствует о том, что США чрезвычайно обеспокоены деятельностью этой организации на Аравийском полуострове.

Йемен занимает стратегически важное положение в юго-западной части Аравийского полуострова, и с его территории легко контролировать движение танкеров, проходящих из Аденского залива через пролив Баб-эль-Мандеб в Красное море. Неконтролируемая береговая линия длиной в 1200 миль в Аденском заливе и Красном море и сухопутная граница с Саудовской Аравией и Оманом длиной в 1000 миль, которая проходит в основном по

пустыне, делают Йемен идеальным укрытием для «Аль-Каиды». Боевики могут безнаказанно перемещаться между Афганистаном и Пакистаном, а также через Йемен в Сомали, а тотальная нищета, господствующая в этих четырех странах, обеспечивает им постоянный приток новых боевиков.

Эти обстоятельства вызывают беспокойство. США выделяют Йемену средства как на военные, так и на гражданские нужды. Однако новая военная техника зачастую используется правящим режимом для борьбы с оппозицией, а не с террористами, а остальные деньги бесследно исчезают. Еще в 2010 г. (при прежнем президенте Йемена Али Абдалле Салехе) в Вашингтоне обсуждался вопрос о выделении Йемену 1,2 млрд долл. военной помощи сроком на пять лет18. Однако против такого шага американского руководства высказались как республиканцы, так и демократы. Их главный аргумент - высокий уровень коррупции йеменских властей.

Йемен является беднейшим государством арабского мира. По индексу человеческого развития ООН страна занимает 149-е место из 175 стран мира и относится к числу наименее развитых. Доход 16% йеменцев не превышает 1 долл. в день на человека, 47% -менее 2 долл.19 Несмотря на высокую детскую смертность -79 случаев на 1000 новорожденных, здесь сохраняется очень высокий уровень рождаемости. В 1980 г. население страны насчитывало 7,9 млн человек, а в 2010 г. - уже примерно 24,1 млн20. В 2005 г. каждый час на свет появлялись 72 младенца, спустя три года -в 2008 г. - 8021. Большая часть населения Йемена - молодежь, часть которой получила образование, иногда даже высшее (хотя и крайне низкого качества), но не может найти работу. Йеменцы, получившие образование в других странах, обычно на родину не возвращаются, ибо знают, что их карьера зависит не от их знаний, а от их принадлежности к тому или иному клану. Уровень жизни в Йемене остается крайне низким. По данным на март 2011 г., треть населения страны страдала от хронического недоедания.

Негативное воздействие на экономику Йемена оказала депортация йеменских рабочих из Саудовской Аравии и других стран Аравийского полуострова, вызванная поддержкой йеменским руководством агрессии Ирака против Кувейта в 1990 г.22 В результате в стране повысился уровень безработицы, который, по некоторым данным, превысил 35%23.

Уже долгие годы благосостояние страны во многом зависит от денежных переводов от йеменцев, работающих за рубежом,

численность которых после 1990 г. значительно уменьшилась, а также от экспорта нефти, изначально небольшие запасы которой в последнее время сокращаются24. Йеменская доля в мировых запасах составляет всего 0,16% (350 млн т)25. Нефтяные месторождения находятся в восточных провинциях страны Шабва и Хадрамаут, а также в центральной провинции Мариб. Основные потребители йеменской нефти - Китай, Таиланд, Индия, Сингапур и ЮАР.

В январе 2011 г. политическая ситуация в стране резко обострилась. На рост протестов среди населения Йемена повлиял и успех государственного переворота в Тунисе, за которым последовала волна антиправительственных выступлений, которые затронули практически все арабские страны Ближнего Востока и Северной Африки. Кроме того, стало известно, что Али Абдалла Салех стал прилагать усилия для того, чтобы сделать преемником своего сына Ахмеда (р. 1970), выпускника британской военной академии Сандхёрст, впоследствии ставшего главой Республиканской гвардии.

Улицы столицы Йемена заполнили десятки тысяч людей, требовавших отставки Али Абдаллы Салеха и правительства Йемена. В ряде мест произошли перестрелки. 26 февраля 2011 г. появились сообщения о том, что два наиболее влиятельных зей-дитских племенных союза Йемена отказали в поддержке президенту страны и перешли на сторону оппозиции. В частности, на сторону оппозиции перешел шейх Садик аль-Ахмар, лидер племенной конфедерации хашид. Он заявил о своем выходе из «Всеобщего народного конгресса» - правящей партии в Йемене, кандидатом от которой был президент Али Абдалла Салех. Против режима выступила и другая конфедерация племен - бакиль26.

Во второй половине марта 2011 г. о своем переходе на сторону оппозиции заявил генерал-майор Али Мохсен Салех аль-Ахмар, командующий 1-й бронетанковой дивизией, до этого возглавлявший Республиканскую гвардию, и одновременно сводный брат президента страны27. Вслед за ним в лагерь протестующих перешли около 60 офицеров и три генерала. Кроме того, против действующей власти выступили некоторые йеменские дипломаты, аккредитованные в зарубежных странах. В конце концов противостояние президента и оппозиции закончилось отставкой Али Аб-даллы Салеха в ноябре 2011 г.28 и передачей власти вице-президенту Абд ар-Раббу Мансуру аль-Хади. Этот шаг позволил разрядить политический кризис, и 21 февраля 2012 г. Абд ар-Раббу Мансур аль-Хади был избран новым президентом Йемена . Прак-

тически сразу он стал наводить порядок в стране: в столице начали убирать мусор, прекратились перебои с электричеством, рабочие перестали бастовать. Однако каких-либо существенных перестановок во властных структурах практически не произошло. Попытка нового президента переподчинить Вторую бригаду Республиканской гвардии, которой командовал Ахмед Салех, военному региону «Юг», вызвала недовольство гвардии, которая в знак протеста оставила свои позиции на юге страны - в провинции Абьян, где она вела бои с боевиками «Аль-Каиды». Таким образом, конфликт между йеменскими элитами остается неурегулированным.

Ухудшение политической ситуации в Йемене произошло по нескольким причинам. Это и сохраняющиеся противоречия между Севером и Югом страны, сложные отношения между племенами, а также усиление активности АКАП. Кроме того, усугубились проблемы в экономике страны, вызванные последствиями депортации йеменских рабочих из стран Залива. Негативным фактором стало и то, что в Йемене большая доля молодежи среди населения (30,2% от общей численности в 2010 г.30). Следует отметить, что, согласно исследованиям немецкого социолога Гуннера Хайнзо-на31, в обществах, где количество юношей возраста 15-29 лет превышает 30%, возрастает вероятность всплесков насилия и гражданских войн.

Недовольство населения вызвали и длительность пребывания у власти А. А. Салеха, который был президентом в течение 33 лет, а также коррумпированность режима. В условиях роста популярности информационных технологий Йемен не остался в стороне от «арабской весны», что способствовало усилению политического кризиса в стране, с одной стороны, и подъему национального самосознания - с другой.

Примечания

1 Али Абдалла Салех (р. 1942) - выходец из племени санхан, входящего в племенную конфедерацию хашид, мусульманин-зейдит. В 1978 г. был избран президентом Северного Йемена. После объединения Южного и Северного Йемена находился на руководящих постах, в том числе был президентом страны до начала 2012 г.

2 Нечитайло Д. Призрак имама Зейда. Шииты Йемена намерены взять исторический реванш. - http://religion.ng.ru/problems/2010-01-20/5_zeid.html

3 http://ummanews.com/news/umma/4619-25-html

Салафиты - сторонники течения ас-салафийа - общее именование мусульманских реформаторов разных эпох, выступавших за возвращение к исламу «праведных предков» (ас-салаф ассалихун) путем избавления от «новшеств» (бид'ат), которые, по их мнению, с течением времени искажают изначальную истинную веру и основанный на ней социальный порядок. http://www.naharnet.com/stories/en/54465

Alley LA. The rules of the game: unpacking patronage politics in Yeme. - Middle

East J. Vol. 64, № 3. - Wash., 2010. - P. 398.

Ibid.

Mitchell R.E. What the social sciences can tell Policy-Makers in Yemen. - Middle East J. Vol. 66, № 2. - Wash., 2010. - P. 303.

В доисламское время, когда в IV в. химйаритам удалось объединить весь Йемен, царствующая династия приняла иудаизм. В начале VI в. под влиянием Эфиопии в стране распространилось христианство, однако к VII в. Йемен на короткое время был завоеван сасанидским Ираном. В 628 г. начался процесс исламизации Йемена.

Шафиитский вариант суннизма зародился на рубеже VIII-IX вв. Он был назван по имени знаменитого юриста, богослова и знатока мусульманского предания Мухаммада аш-Шафии (767-820). Коран и Сунна рассматриваются шафиитами как единый источник правовых установлений. По сравнению с ханифитским мазхабом (юридической системой) шафиизм позволяет избежать усложненного логического анализа, приняв суждение по аналогии, а в сравнении с маликитским мазхабом не требует детального знания правового комплекса общины города Медины, который в тот период считался эталонным.

Зейдиты - последователи одной из умеренных сект шиитов. Название секты произошло от имени Зейда ибн Али, внука Хусейна, брата пятого шиитского имама Мухаммеда аль-Бакира (ум. 732). В 739 г. Зейд возглавил восстание за права потомков Али (Алидов), но в следующем году погиб. Потомкам и приверженцам Зейда удалось привлечь на свою сторону жителей юго-западного побережья Каспийского моря и основать в 864 г. в Табаристане, Дейлеме и Гиляне зейдитское государство, просуществовавшее около трех столетий. В X в. в Йемене возникло теократическое зейдитское государство (имамат). Кроме Йемена и Северного Ирана династии зейдитов правили в Марокко в VIII-X вв. В Йемене зейдизм смог укорениться и стать идейным оружием мощного религиозного движения.

Имамиты - обобщающее название различных шиитских сект, которые верят, что духовное или политическое руководство общиной, а также власть в Халифате переходят от одного имама к другому путем «ясного указания» одного из них на другого.

Исмаилиты - одна из основных ветвей шиитского ислама, возникшая в середине VIII в. Исмаилизм появился вследствие обострения классовых противоречий, выразившихся в усилении власти феодалов и росте налогового бремени. Вспыхнувшие народные (в основном крестьянские) восстания носили характер сектантского движения, выступавшего с требованиями всеобщей справедливости и социального равенства, которое должно было быть достигнуто путем установления справедливого правления.

9

10

12

Мухаммад аль-Махди - так называемый «скрытый» имам - получил названия «Владыки эпохи» («Сахиб аз-заман») и «Ожидаемого Махди» («Мунтазар»). В 940 г. шиитские теологи объявили о прекращении родословной имамов до возвращения этого «скрытого» имама, который «в конце времен восстановит торжество справедливости».

Strothmann R. Al-Zaidiya. - E.J. Brill's Encyclopedia of Islam - 1913-1936. Vol. VIII. Reprint. 1987. P. 1196.

Wenner M.W. Modern Yemen 1918-1966. - Baltimore, 1967. - P. 35.

http://www.foxnews.eom/story/0,2933,333612,00.html

http ://www.geopolitika.lt>?artc=4481

http://podelise.ru/docs/26343/index-4576-2.html

http://www.escwa.un.org>popin/members/yemen.pdf

http://www.demoscope.ru/weekly/2008/0355/mir01.php

Хейдер А.Н. Некоторые аспекты социально-экономического развития Йеменской Республики на современном этапе. - Арабские страны Западной Азии и Северной Африки (Новейшая история, экономика и политика). Вып. 3. - М., 1998. - С. 105.

ИТАР-ТАСС. Пульс планеты. Ближний Восток и Африка. 9.03.2011. С. 6. Поступления от экспорта йеменской нефти составляют около 70% доходов бюджета страны, (http://www.a1 saudiarabia.com/14494-yemen-oil-export-revenues-decline-268b-in-10-months/). В 2001 г. экспорт нефти из Йемена составлял 338 тыс. барр./день (http://aspousa.org/20i0/01/yemens-oil-deadly-decline-rate/), а в 2010 г. он снизился до 103 тыс. барр./день (http://www.eia. gov/countries/cab.cfnrAfipsAYM). Российское энергетическое агентство, 14.09.12. http ://lenta.ru/news/2011/02/26/y emen/

Причины перехода Али Мохсена Салеха аль-Ахмара в стан оппозиции некоторые наблюдатели связывают со слухами о том, что А.А. Салех в свое время пришел к власти благодаря шейху аль-Ахмару, главе клана аль-Ахмар и вождю конфедерации хашид, которому он в знак благодарности обещал способствовать продвижению к президентскому креслу одного из его сыновей. Но после того как в 2007 г. шейх умер, А.А. Салех счел себя свободным от всех обязательств.

А. А. Салех отрекся от власти в обмен на предоставление иммунитета от уголовного преследования за преступления, совершенные в период его пребывания на посту президента.

ИТАР-ТАСС. Пульс планеты. Ближний Восток и Африка. 9.04.2012. С. 13. http://www.haver.com/comment/comment.html?c=110131 c.html Хайнзон Гуннер - профессор Бременского университета, социолог. В 2003 г. опубликовал книгу «Сыновья и мировое господство», в которой исследовал взаимосвязь демографических показателей и уровня насилия в обществе.

«Государство, общество, международные отношения на мусульманском Востоке», М., 2014 г., с. 341-348.

15

16

17

18

19

22

23

24

25

28

29

30

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.