Научная статья на тему 'Политические ценности российской молодежи: материалы исследования'

Политические ценности российской молодежи: материалы исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2195
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПАТРИОТИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / РАДИКАЛИЗМ / ИННОВАЦИОННОСТЬ / VALUES / RUSSIAN YOUTH / PATRIOTISM / POLITICAL ACTIVITY / RADICALISM / INNOVATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чуев Сергей Владимирович, Тимохович Александра Николаевна, Гришаева Светлана Алексеевна

В статье описаны основные результаты эмпирического исследования политических ценностей российской молодежи, проведенного весной-летом 2017 г. авторским коллективом Государственного университета управления, материалы которого стали базой для подготовки ежегодного доклада о положении молодежи и реализации молодежной политики в Российской Федерации. Исследование проведено с использованием количественного метода сбора первичной информации (анкетирование молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет, общероссийская выборка 1 600 респондентов) и качественного метода (глубинное интервью с экспертами представителями научного сообщества и организаторами работы с молодежью). В заключение авторы предлагают направления корректировки работы с молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чуев Сергей Владимирович, Тимохович Александра Николаевна, Гришаева Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL VALUES OF RUSSIAN YOUTH: RESULTS OF THE STUDY

The article describes the main results of an empirical study of the political values of Russian youth, conducted in the spring and summer of 2017 by a team of State University of Management. The article describes the main results of empirical study concerning the political values of Russian youth. The results of the study became the basis for the preparation of the annual report on the situation of youth and the implementation of youth policy in the Russian Federation. The quantitative method of primary data collection (survey of young people aged 16-24 years, a nationwide representative sample of 1 600 respondents) and qualitative method (in-depth interviews with experts scientists and heads of work with youth) were conducted. Young people's perceptions about the key values of the Russian state and the degree of endorsement of these values were revealed. Basing on the results, the authors suggest rerouting the work with the youth.

Текст научной работы на тему «Политические ценности российской молодежи: материалы исследования»

Молодежь России - XXI век

ЧУЕВ Сергей Владимирович — кандидат исторических наук, проректор Государственного университета управления (109542, Россия, г. Москва, Рязанский пр-кт, 99; sv_chuev@guu.ru) ТИМОХОВИЧ Александра Николаевна — кандидат психологических наук, доцент Государственного университета управления (109542, Россия, г. Москва, Рязанский пр-кт, 99; 3178720@list.ru) ГРИШАЕВА Светлана Алексеевна — кандидат психологических наук, доцент Государственного университета управления (109542, Россия, г. Москва, Рязанский пр-кт, 99)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. В статье описаны основные результаты эмпирического исследования политических ценностей российской молодежи, проведенного весной-летом 2017 г. авторским коллективом Государственного университета управления, материалы которого стали базой для подготовки ежегодного доклада о положении молодежи и реализации молодежной политики в Российской Федерации. Исследование проведено с использованием количественного метода сбора первичной информации (анкетирование молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет, общероссийская выборка 1 600 респондентов) и качественного метода (глубинное интервью с экспертами - представителями научного сообщества и организаторами работы с молодежью). В заключение авторы предлагают направления корректировки работы с молодежью.

Ключевые слова: ценности, российская молодежь, патриотизм, политическая активность, радикализм, инновационность

Разрыв между ценностями, идеалами, установками молодого и старшего поколений, стремительное развитие общества, которое приводит к смене социальных норм и ценностей, формирование глобального социального и информационного пространства - основные факторы, влияющие на вовлеченность современной российской молодежи в политическую деятельность. Данная проблематика приобрела особую актуальность в свете повышения градуса молодежной активности в политическом процессе в марте - июне 2017 г.

В мае-июле 2017 г. авторский коллектив Государственного университета управления провел эмпирическое исследование, объектом которого выступала российская молодежь в возрасте от 16 до 24 лет.

Был проведен репрезентативный опрос молодежи по общероссийской выборке и серия из 10 экспертных интервью среди представителей научного сообщества, а также организаторов работы с молодежью [Ценностные ориентации ... 2017].

Исследование выявило следующие результаты, связанные с участием молодежи в политике, отношением к российскому государству и патриотизму.

Представления о ключевьх ценностях российского государства. Для большинства молодых людей ключевыми ценностями российского государства являются справедливость (69,2%), патриотизм (56,8%), уважение к традициям (55,5%), равенство (48,6%). Треть респондентов (33,5%) выбрали в качестве ключевой ценности российского государства державность, и только 14,3% респондентов считают, что ключевой ценностью российского государства является ориентация на западные ценности.

Следует отметить, что в мировоззрении молодых людей присутствуют сформированные положительно окрашенные представления о ценностях российского государства. Система воспитания, образования в России, а также инструменты реализации государственной молодежной политики позволяют формировать у подрастающего поколения корректные представления о ценностях российского государства.

Однако мнения респондентов относительно одобрения ценностей современ-

ного российского государства не были однородными. Треть молодых людей (35,9%) склоняются к мнению, что скорее одобряют ценности современного российского государства, чем не одобряют. Каждый пятый молодой человек (21,3%) выразил с ними полное согласие. 19,1% ответивших считают, что они скорее не одобряют ценности российского государства, чем одобряют. 9,1% респондентов выбрали категоричный ответ о неодобрении и 14,6% молодых людей затруднились ответить на данный вопрос.

Следует отметить, что вопрос о степени одобрения вышеупомянутых ценностей является неоднозначным для понимания молодыми людьми, т.к. ценностная система за последние десятилетия претерпевала многочисленные изменения [Селезнева 2014; Барков и др. 2012]. Для дифференциации мнений молодежи также может иметь значение тот факт, что в разных регионах России, в разных социальных слоях, представителями которых являются молодые люди, могут быть сформированы свои, отличающиеся от других представления о системе ценностей российского государства.

Патриотизм российской молодежи. Согласно данным исследования, молодые люди в большей части считают себя патриотами. Три четверти опрошенных в той или иной степени считают себя таковыми: 33,3% утвердительно ответили на вопрос о том, считают ли они себя патриотами России; 41,4% указали, что скорее считают себя патриотами России, чем не считают.

Однако следует обратить внимание на число несогласных с такого рода точкой зрения - каждый шестой респондент признался в том, что не относит себя к числу патриотов России: 9,6% респондентов скорее не считают себя патриотами России, чем считают; 7,4% не считают себя патриотами. Также были респонденты (8,3%), которые затруднились ответить на вопрос о патриотизме. Возможно, именно отсутствием патриотизма объясняются достаточно высокие миграционные установки молодежи, а также наличие протестных настроений среди определенных слоев молодых людей.

Степень патриотичности, по всей вероятности, зависит от социального слоя, к которому принадлежит отдельный молодой человек. Кроме того, по мере взросления молодые люди корректируют свою гражданскую позицию и степень патриотизма, постепенно включаясь в общественную жизнь, осмысливая свое место в социуме и степень участия в общественно-политической жизни. Материалы исследования говорят о том, что гражданственность и патриотизм на сегодняшний день у молодых людей оформлены как ведущая ценность. Однако здесь скорее можно говорить о присутствии в сознании молодых людей сформированных представлений о том, что «хорошо быть патриотами», о патриотизме как социально одобряемом образце поведения. Следует отметить выявленный в ходе проведения исследования феномен: в рамках отдельных анкетных вопросов молодые люди действительно активно выбирали варианты ответов, которые так или иначе свидетельствуют о патриотичных настроениях; но при анализе результатов другого блока вопросов было выявлено, что у молодых людей особые специфические представления о патриотизме, которые в традиционном смысле с ним не связаны.

В представлениях молодежи о патриотизме присутствует как активный, так и пассивный его тип. С одной стороны, молодые люди выбирают альтернативы, свидетельствующие о так называемом пассивном патриотизме: любить Родину (79,1%), испытывать гордость за великие достижения страны (72,7%), знать и гордиться культурой страны (57,3%), верить в великое будущее страны (47,4%), испытывать ностальгию вдали от Родины (24,8%). С другой стороны, респондентам свойственен и активный патриотизм: 62,1% респондентов готовы действовать во благо своей страны; в случае необходимости защищать свою страну

с оружием в руках (57,5%); исполнять обязанности гражданина, соблюдать законы государства (56,7%), вести активную борьбу с угрозами, которые разрушают страну изнутри (35%). Следует отметить, что в большей степени альтернативы, свидетельствующие о пассивном патриотизме, выбирали молодые люди -жители российских городов-миллионников, альтернативы, свидетельствующие об активном патриотизме, выбирала молодежь из глубинки.

Миграционные настроения. Информация о том, где молодые люди хотели бы жить и работать по окончании своего обучения, является весьма показательным маркером с точки зрения раскрытия патриотических установок. Большинство молодых людей настроены на то, чтобы жить и работать в России: каждый третий респондент после окончания обучения хотел бы остаться в том городе, где сейчас учится (36,1% ответивших), другая треть хотела бы сменить город или регион, но остаться в родной стране (35,5% ответивших). Вместе с тем каждый пятый молодой человек (20% ответивших) хотел бы уехать из России и жить за границей по окончании обучения. 8,4% респондентов затруднились ответить на данный вопрос.

Достаточно большое число желающих уехать из России и жить в зарубежных странах и затруднившихся ответить на вопрос связано в т.ч. с тем, что современная система образования является достаточно мобильной и дает возможность трудоустройства не только в России, но и в других странах. Также велики процессы социальной мобильности, которые открывают перед людьми границы перемещения как по регионам России, так и в зарубежные страны.

Следует отметить, что планы молодых людей жить и работать за границей после окончания обучения не обязательно связаны с желанием покинуть Россию навсегда [Тимохович, Филенко 2016]. Для молодых людей в качестве обычной социальной практики начинает выступать временное проживание за пределами нашей Родины: учеба за границей, работа за границей, путешествия. Процессы глобализации делают современный мир открытым, стирая границы между государствами и этносами не только на карте мира, но и в сознании молодых людей.

Однако так думают не все молодые люди. Для тех респондентов, которые планируют в дальнейшем уехать и жить в другой стране, был задан уточняющий вопрос о причинах подобных планов.

Большинство респондентов (73,3%) из числа тех, кто планирует уехать из России, считают, что в другой стране больше возможностей реализовать себя. Современной молодежи свойственна высокая потребность в самореализации, поэтому если молодые люди считают, что в своей стране сложно удовлетворить эту потребность, то они готовы принять решение об отъезде. Отметим, что доля придерживающихся такого мнения от общего числа молодых людей составляет 14,6%, т.е. примерно это каждый седьмой.

41,8% ответивших в вышеуказанном сегменте хотели бы жить в других климатических условиях. Значительная часть респондентов (39,6%) той же группы считают, что в другой стране они будут чувствовать себя более свободными. 30,8% респондентов из числа желающих уехать из России указали, что их дети должны вырасти в другой социальной среде. Такое же число ответивших считают, что в другой стране не будут ущемляться их права.

Каждый пятый молодой человек (19%), или почти 4% общего числа опрошенных, хотели бы уехать в другую страну, т.к. чувствуют себя в России невостребованными. Такое же число респондентов хотели бы уехать, т.к. считают, что в России жить опасно. 9,2% респондентов ответили, что здесь нет близких им людей.

Результаты опроса свидетельствуют, что 5% молодых людей в России ощущают себя недостаточно включенными в социальные связи, недостаточно интегри-

рованными в общество, в связи с чем у молодежи формируется представление об ограниченности возможностей самореализации в родной стране. Думается, именно эта часть молодых людей является базой для протестного сегмента.

Вовлеченность в политику. В качестве одной из областей самореализации молодежи можно рассматривать политическую сферу. В России функционируют политические партии и общественные организации, которые открыты для молодых людей. Политические объединения предоставляют молодежи каналы социальной мобильности, повышая доступ к социальным благам [Социология молодежи... 2014: 110-121].

Результаты исследования показывают, что молодые люди проявляют умеренный интерес к политике.

Половина опрошенных указали, что политикой интересуются от случая к случаю (48,9%). Каждый третий респондент (30,7%) политикой не интересуется вообще. Можно сказать, что большая часть молодежи достаточно аполитична. Эти данные свидетельствуют о наличии значительного слоя молодых людей, которые могут стать объектом манипуляций в силу отсутствия знаний и интереса к политическим событиям.

Только 16,5% респондентов внимательно следят за информацией о политических событиях в России и мире. Некоторые респонденты интересуются политикой не только на словах, но включаются в общественную жизнь: 3,9% ответивших за последние полгода лично участвовали в политической деятельности.

Политическое участие молодежи проявляется в виде членства в различных политических объединениях. Почти половина респондентов (48%) не изъявляют желания стать членом какой-либо политической партии, молодежной политической организации. Лишь 2,4% являются членами политических партий, молодежных политических организаций, но при этом что каждый пятый респондент (22,2%) отмечает, что хотел бы стать членом таких объединений.

Перечисляя молодежные организации, членами которых молодые люди хотели бы быть, респонденты часто называли несуществующие организации, указывая идеологическую направленность (например, партия, которая борется за справедливость; за чистоту и порядок; благотворительная организация; партия, которая изменит в лучшую сторону политический строй и будет помогать своей стране; направленная против коррупции; против насилия; любая партия, которая по-настоящему отстаивает наши права).

Следует отметить, что достаточно большой процент молодежи, а именно 27,4%, затруднились ответить на вопрос о своем желании стать членом какой-либо политической партии или молодежной политической организации. Данная неопределенность во мнениях молодых людей может быть связана с недостаточной информированностью о деятельности политических партий, молодежных политических организаций, а также о возможностях и перспективах, которые могут быть получены за счет участия в деятельности политических организаций.

Готовность к протестным действиям. На проектный вопрос о том, как поступят молодые люди в случае непредвиденных неблагоприятных общественных потрясений, респонденты давали разные ответы.

Треть молодых людей (36,9%) указали, что в случае наступления неблагоприятных общественных потрясений они будут изыскивать способы выживания в России. Также треть молодых людей (36,2%) указали, что поступят так же, как их родители. Каждый пятый молодой человек (21,5%) в случае неблагоприятных непредвиденных общественных потрясений примет решение о выезде из России в другую страну. Также каждый пятый молодой человек (21,3%) выразил готовность принять участие в акциях протеста. 14,1% респондентов указали, что никак не поступят в данном случае, будут терпеть дальше. 13,8% молодых людей

готовы взяться за оружие для отстаивания своих интересов. 13,3% респондентов указали, что вступят в политическую партию. Значительное число молодых людей затруднились дать ответ на данный вопрос (17%).

В ответах на проектный вопрос о том, как поступят молодые люди в случае нарушения их прав, также прослеживаются как доверие к государственным и правоохранительным структурам, так и достаточно высокие протестные настроения молодежи.

Большинство молодых людей (67,1%) в случае нарушения их прав обратятся в правоохранительные органы (полицию, прокуратуру, ФСБ). Чуть более половины опрошенных (53%) обратятся за помощью в органы власти; 38,5% респондентов привлекут внимание общественности (обратятся в СМИ, общественные организации); 37,7% ответивших будут использовать личные связи; 18,1% респондентов будут участвовать в акциях протеста; 15,8% ответивших указали, что ничего не будут предпринимать в такой ситуации, т.к. уверены в бесперспективности каких-либо действий.

В степени готовности отстаивать свои права и интересы молодежь неоднородна, и зачастую эта готовность носит декларативный характер. Эксперты -специалисты по работе с молодежью утверждают, что большая часть молодежи способна защищать свои ценности, права, интересы только на словах.

По мнению экспертов, есть небольшая прослойка молодежи, представители которой действительно готовы отстаивать свои ценности, убеждения, идеалы. При этом возникает вопрос: какие ценности они готовы отстаивать? В первую очередь, это ценности их «самости», независимости, т.е. ценности, которые определяют зону их личностного и социального комфорта. Если государство, общественные институты и организации со своими позициями не внедряются в зоны личностного и социального комфорта молодых людей, то все в порядке. Если происходит вмешательство в зону социального комфорта, то молодежь может проявлять некую степень терпимости; но если происходит вмешательство в зону личностного комфорта молодежи, в зону их «самости», их личностных установок, то молодые люди готовы отстаивать свой внутренний комфорт до бесконечности; границы этого комфорта определяет уровень воспитания и культуры.

Таким образом, способ борьбы за свои ценности и права можно рассматривать как способ интеграции в социальную систему в целом [Тимохович, Филенко 2015]. Следовательно, чтобы быть активной личностью, актором деятельности, нужно иметь желание и уметь отстаивать свои интересы, ценности и права.

Молодые люди могут использовать разные способы защиты своих ценностей и прав. Вместе с тем часть молодежи, хоть и малая, может быть склонна к радикальным действиям. Эксперты отмечают, что протестная часть молодых людей может проявить себя, если почувствует, что нарушаются границы их личности, или им это внушат. Действительно, исторические факты свидетельствуют, что революционные перевороты совершались при активном участии молодых людей, т.к. молодежи свойственна активность, высокая степень вовлекаемости в социальную действительность, потребность в самовыражении и самоактуализации, противоречивость, неприятие определенных ценностей и норм, которые с точки зрения молодых людей являются устаревшими и неактуальными [Тимохович 2014]. Процесс социализации в современном обществе характеризуется удлинением периода получения образования, за счет чего молодые люди переходят в фазу взрослости в более позднем возрасте. Получение образования зачастую растягивается почти до 30-летнего возраста. В период учебы, как правило, молодым людям нечего терять, они более восприимчивы и внушаемы, поэтому достаточно нетрудно мобилизовать данную группу молодежи для про-

тестной активности. Свойственная молодежи ориентированность на перемены может носить радикальный характер - склонность к резким и качественным сдвигам вместо плавных преобразований. Соответственно, если в обществе формируется большая группа молодых людей, критически мыслящих, готовых к политической активности, имеющих социальные проблемы, то данная группа может представлять собой угрозу для стабильности государства.

Протест молодежи не обязательно связан с политическими реалиями, а чаще всего является результатом политических манипуляций [Чуев 2016: 98-111]. Он в большей степени может быть ориентирован на то, чтобы занять достойное место в жизни в целом, в обществе, т.е. иметь достойный уровень жизни, достаток, качество жизни.

Подводя итог, следует отметить, что российская молодежь находится в постоянной динамике: ей присущи высокая мобильность, быстрая смена ориентиров и ценностей, вовлекаемость в общественно-политические процессы, а также стремление найти свое место в жизни, достигнуть определенных целей.

Обозначенные в настоящей статье факты, свидетельствующие о настроениях и политических ценностях российской молодежи, а также предложенные способы снижения негативно окрашенных проявлений в политическом поведении молодых людей могут быть положены в основу дальнейшего исследования российской молодежи.

Статья подготовлена в рамках исполнения государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации № 28.4377.2017/НМ на выполнение проекта по теме: «Изучение особенностей формирования социальных представлений студенческой молодежи о современном мире».

Список литературы

Барков Ф.А., Барбашин М.Ю., Быкадоров Ю.Г., Васьков М.А., Гвинтовкин А.Н., Крамарова Е.Н., Колосов В.Л., Посухова О.Ю., Садко Д.О., Сериков А.В., Солодовник Л.В., Черноус В.В., Чуев С.В. 2012. Социологический портрет молодежи Ростовской области. Ростов н/Д: МАРТ. 342 с.

Селезнева А.В. 2014. Молодежь в современной России: политические ценности и предпочтения. М.: Аргамак-Медиа. 276 с.

Социология молодежи: учебник для академического бакалавриата (под ред. Р.В. Ленькова). 2016. М.: Юрайт. 416 с.

Тимохович А.Н. 2014. Форсайт-исследование приоритетов социально-экономического развития России. - Продолжая Грушина: сборник трудов по итогам IV Международной социологической конференции. М.: ВЦИОМ. С. 351-353.

Тимохович А.Н., Филенко С.С. 2015. Включенность молодых людей в субкультуры: результаты эмпирического исследования. - Вестник университета (ГУУ). № 10. С. 303-307.

Тимохович А.Н., Филенко С.С. 2016. Вовлеченность студентов вузов в научно-исследовательскую деятельность. — Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей международной научно-практической конференции. М.: Изд-во ВО МГУДТ. Вып. 8. С. 147-152.

Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодежной политики: результаты исследования: монография (под общ. ред. С.В. Чуева). 2017. М.: ИД ГУУ. 131 с.

Чуев С.В. 2016. Коммуникативные технологии политического менеджмента. Ростов н/Д: ИЦ ДГТУ. 288 с.

СHUEV Sergei Vladimirovich, Cand.Sci. (Hist.), Vice rector, State University of Management (99 Ryazansky Ave, Moscow, Russia, 109542; sv_chuev@guu.ru)

TIMOKHOVICH Aleksandra Nikolaevna, Cand.Sci. (Psych.), Associate Professor, State University of Management (99 Ryazansky Ave, Moscow, Russia, 109542; 3178720@list.ru)

GRISHAEVA Svetlana Alekseevna, Cand.Sci. (Psych.), Associate Professor, State University of Management (99 Ryazansky Ave, Moscow, Russia, 109542)

POLITICAL VALUES OF RUSSIAN YOUTH: RESULTS OF THE STUDY

Abstract. The article describes the main results of an empirical study of the political values of Russian youth, conducted in the spring and summer of 2017 by a team of State University of Management. The article describes the main results of empirical study concerning the political values of Russian youth. The results of the study became the basis for the preparation of the annual report on the status of youth and the implementation of youth policy in the Russian Federation. The quantitative method of primary data collection (survey of young people aged 16-24 years, a nationwide representative sample of 1600 respondents) and qualitative method (in-depth interviews with experts - scientists and heads of work with youth) were conducted. Young people's perceptions about the key values of the Russian state and the degree of endorsement of these values were revealed.

Basing on the results, the authors suggest rerouting the work with the youth. Keywords: values, Russian youth, patriotism, political activity, radicalism, innovation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.