Политические технологии
О. Ф. Шабров
(Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ)
Политические технологии как понятие трактуются неоднозначно. Это связано с неоднозначностью понимания обоих его слагаемых. Слово «технология» в буквальном смысле (от греч. techne — искусство, мастерство, умение, logos — слово, учение) — это наука об искусстве, о приемах и способах получения запланированного результата. Используется же оно чаще в другом смысле — как сами эти приемы и способы. Но и в этом случае речь идет не о произвольном наборе приемов, а о целенаправленно образованной и, как правило, апробированной, неоднократно применяемой совокупности. В нашем случае мы придерживаемся второго подхода, понимая под технологией совокупность приемов и способов достижения результата в той или иной сфере деятельности человека.
Нет согласия между учеными и в понимании термина «политическое». Нередко политическое воздействие противопоставляют административному как особый механизм достижения результата, основанный на переговорах, согласованиях, с учетом мнения заинтересованных сторон. Другие авторы относят к сфере политического любой механизм, если в результате его применения затрагиваются государство и несовпадающие интересы значимых социальных групп. Мы присоединяемся ко вторым: иначе многие технологии избирательных и других политических кампаний окажутся за пределами рассмотрения политолога.
В результате определим политические технологии как целенаправленно сконструированную совокупность приемов и способов достижения результата, использование которых затрагивает государство и несовпадающие интересы значимых социальных групп. В конечном счете политические технологии всегда представляют собой технологии борьбы за политическую власть и ее удержание, техноло-
гии распределения и применения политической власти.
Политические технологии разнообразны. Их выбор и применение определяются характером целей и спецификой условий их достижения, а также ресурсами заинтересованной стороны. Но всю совокупность политических технологий можно сгруппировать в определенные типы по разным основаниям классификации.
Прежде всего, технологии различают по характеру решаемых с их применением задач — технологии политологического исследования, переговоров, принятия решений, избирательной кампании, политической рекламы и т. п. В случае масштабных целей, таких как победа на выборах, когда общая цель распадается на ряд взаимосвязанных задач, для решения каждой используется своя технология, частная по отношению к общему алгоритму действий, выступающему в качестве генеральной технологии.
Можно классифицировать технологии по основанию применяемого инструментария. Это различные технологии исследования, политического согласования или воздействия с использованием методов индивидуальной и массовой психологии, социологии, комму-никативистики и др.
Принципиально отличаются политические технологии по степени их открытости: от публичных, ориентированных на широкую общественность, до латентных, скрытых от посторонних глаз механизмов «кабинетной» технологии. Применение латентных технологий делает политику менее предсказуемой, а ее результат — хуже прогнозируемым для конкурентов и общественности. С другой стороны, публичность, обращение за поддержкой к населению являются важным ресурсом политического влияния. В реальной политике, как правило, используются оба эти вида технологий.
2012 - №4
Энциклопедия гуманитарных наук 329
Отличаются технологии и в зависимости от масштаба решаемых задач. При решении глобальных политических задач, связанных с международным сотрудничеством или противостоянием, используются технологии, существенно отличающиеся от технологий решения задач национально-государственного, регионального или местного масштаба, даже если это однотипные задачи. Например, приемы и способы ведения избирательных кампаний на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, наряду с общими элементами, имеют и существенные отличия.
По степени воспроизводимости технологии можно разделить на стандартные и уникальные. Политические технологии создаются и применяются, как правило, при реализации повторяющихся политических целей в сходных с известными случаями условиях, при решении повторяющихся задач, — для которых в арсенале политолога имеются апробированные наборы приемов и способов решения. Во многих случаях, однако, применительно к новым условиям и для решения нестандартных задач в дополнение к апробированным разрабатываются и новые, уникальные технологии или новые элементы апробированных технологий. Именно в таких случаях от политтехно-лога требуется широкий теоретический кругозор, понимание общих закономерностей политики в сочетании с творческими, креативными способностями. Нередко уникальные технологии со временем переходят в разряд стандартных.
По степени применения силы, принуждения отличают жесткие и мягкие технологии. В международной политике это противопоставление закреплено в терминах «hard power» и «soft power» как подчинение, основанное, с одной стороны, на жесткой власти, с другой — на всеобщем признании правомерными ценностей сильного. В политике внутригосударственного масштаба также применяются как технологии с использованием административного нажима, так и различные способы легитимации на ценностной основе. К «мягким» технологиям, в противоположность административным, относят также при-
емы и способы достижения целей посредством переговоров, согласований и других процедур, позволяющих осуществлять политику с учетом интересов всех взаимодействующих сторон.
Различают также нормативные и девиантные технологии — по степени их соответствия существующим в обществе нормам: законам, требованиям морали, обычаям, традициям. К числу девиантных относят так называемые черные, противоречащие закону, и серые, безнравственные технологии. Использование девиантных технологий — тот случай, когда «цель оправдывает средства». Следует, однако, иметь в виду, что неразборчивость в средствах, нередко способствующая достижению конкретных целей, подрывает доверие общества к политическим и государственным институтам, ведет в конечном счете к деградации политики и дестабилизации общества.
Со второй половины XX в. в сферу политических технологий активно привносятся методы и подходы, заимствованные из области экономики. Это прежде всего политический менеджмент, в сфере государственного управления противопоставленный политическому администрированию, принуждению. В более широком смысле под политическим менеджментом понимают совокупность приемов и способов управления в государстве и в политических организациях в условиях демократии. Теория и практика политики в терминах рынка утвердились как направление политический маркетинг — совокупность приемов и способов производства и реализации политических услуг, удовлетворения спроса на них. Нередко понятие политического маркетинга используется более узко, применительно к организации избирательных кампаний в условиях конкурентной борьбы.
Ни политический маркетинг, ни политический менеджмент немыслимы без взаимодействия политических акторов, организаторов политических кампаний с общественной средой, «потребителями» политического «товара». Отсюда большое значение технологии связи с общественностью, или политического public relations. В политической практике понятие связи с общественностью нередко выхо-
лащивают, односторонне сводят ее к технологиям воздействия на граждан с целью получения запланированного результата. На самом деле связь с общественностью носит двусторонний характер, и применение технологий, связанных с распространением недобросовестной информации, подкупом населения и другими нарушениями морали, всегда имеют негативные последствия в виде недоверия к соответствующим акторам, институтам или политической системе в целом.
Грамотное применение политических технологий повышает эффективность политической деятельности и позволяет достигать поставленной цели оптимальным образом. Не следует, однако, обольщаться: не всякая цель достижима. К тому же в условиях конкурентной борьбы, когда каждая из сторон использует политические технологии, результат за-
висит от многих обстоятельств, среди которых решающее значение имеют ресурсы соперников — не только материальные, но и организационные, интеллектуальные, личностные (если речь идет о конкуренции персоналий) и другие.
Лит.: Малкин Е., Сучков Е. Политические технологии. М., 2008; Соловьев А. И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2006.
POLITICAL TECHNOLOGIES O. F. Shabrov (The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration)
Bibliography (transliteration): Malkin E., Suchkov E. Politicheskie tekhnologii. M., 2008; Solov’ev A. I. Politologiia: politicheskaia teoriia, politich-eskie tekhnologii. M., 2006.