Научная статья на тему 'Политические реалии Татарстана'

Политические реалии Татарстана Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
121
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политические реалии Татарстана»

МЕСТО И РОЛЬ ИСЛАМА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗАКАВКАЗЬЯ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Яна Амелина,

политолог (РИСИ)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ ТАТАРСТАНА

В настоящее время в татарском национальном движении укрепляется исламистская и ослабляется собственно националистическая составляющая. Этот процесс, ведущий к постепенному изменению ситуации не только в Татарстане, но и во всем Поволжье, стал особенно заметен в последние 1,5-2 года. Во многом это связано с внутриполитическими процессами в Республике Татарстан (РТ), в частности со сменой ее руководства. Руководившего республикой уже 20 лет национально ориентированного президента М. Шаймиева сменил не столь увлеченный национальной проблематикой технократ и «эффективный менеджер» Р. Минниханов. Немаловажную роль в изменении расстановки сил играет и нарастающий внешний фактор. Он проявляется в значительном усилении интереса к Татарстану со стороны кавказских радикальных исламистов, а также представителей западных информационно-аналитических и разведывательных структур. Тенденции последних лет показывают, что сепаратистский потенциал радикальной части татарского национального движения будет, как и в последние 15 лет, неуклонно снижаться, а опасность исламского радикализма сохранит и даже усилит свою актуальность. В связи с этим происходящие в республике процессы должны оставаться в зоне пристального внимания как государственных структур и правоохранительных органов, так и экспертного сообщества.

В конце 2010 - начале 2011 г. в РТ произошел ряд событий, продемонстрировавших уязвимость этой республики, одним из признанных достижений которой является межконфессиональный мир. 25 ноября 2010 г. в результате спецоперации в Нурлатском районе были уничтожены три исламиста, двумя неделями ранее пытавшиеся подорвать автомобиль начальника чистопольского

30

подразделения Центра противодействия экстремизму МВД по РТ. Одним из этих людей оказался принявший ислам кряшен, сын бывшего прокурора Чистополя Р. Спиридонов. Экстремисты, вооруженные автоматами, гранатометами и большим количеством боеприпасов, оказали сотрудникам правоохранительных органов ожесточенное сопротивление. Позднее выяснилось, что ликвидированные не были одиночками, а входили в состав группы радикалов. В своей деятельности они руководствовались эклектичной исламистской идеологией, включающей элементы как ваххабитского учения, так и идеологии запрещенной в России партии «Хизб ут-Тахрир».

13 января 2011 г. глава Духовного управления мусульман (ДУМ) РТ муфтий Гусман-хазрат Исхаков заявил о «добровольной» отставке, главной причиной которой стала его явно замедленная реакция на факт обнаружения в республике вооруженного исламистского подполья. За отставкой главы ДУМ последовала крайне напряженная двухмесячная кампания по выборам нового муфтия. Идейные соратники уничтоженных джихадистов и «сочувствующие» им пытались навязать умме республики устраивавшую их кандидатуру, однако внеочередной съезд мусульман РТ (13.04.2011) подавляющим большинством голосов избрал на эту должность имама казанской мечети Булгар Ильдуса-хазрата Фай-зова. Еще будучи исполняющим обязанности муфтия, он не побоялся начать решительную кадровую чистку, убирая исламистов из медресе и мечетей. Это вызвало нервную реакцию салафитизиро-ванной части татарстанского исламского сообщества, обвинившей И. Файзова в «преследовании мусульман». Голословные обвинения не привели, как настойчиво пророчили исламисты, к расколу уммы.

Произошедшие в республике события ясно показали, что традиционный татарский интеллектуальный «мягкий ислам» ха-нафитского мазхаба (религиозно-правовой школы имама Абу Ханифы) отчасти сдает позиции привносимым извне примитивно-радикальным фундаменталистским версиям. Попытки интеллектуалов (в частности, бывшего советника Президента РТ по внутренней политике Р. Хакимова) представить в качестве альтернативы исламизму собственную версию ислама-^Ы; («евроислама») не увенчались успехом, поскольку не были поняты и поддержаны ни исламской интеллигенцией, ни рядовыми мусульманами. И. Файзов неоднократно излагал свое видение целей и задач, стоящих перед ДУМ РТ. На первом месте в этом списке - организа-

31

ция идеологической работы, упорядочение и приведение в соответствие с уставом ДУМ деятельности всех татарстанских мечетей и духовных учебных заведений. Муфтий напомнил о необходимости «выявлять и пресекать любые формы проявления религиозного экстремизма, ксенофобских настроений и исламофобии», создать эффективно работающие мусульманские СМИ, активно заниматься просветительской деятельностью, в том числе в социальных сетях, пропагандировать татарское богословское наследие. Особый акцент он делает на молодежной политике и подготовке проповедников. Имамам и преподавателям мусульманских учебных заведений предстоит переаттестация, которая не проводилась с момента создания единого ДУМ в 1998 г.

Планы нового руководства ДУМ РТ не ограничиваются территорией республики. По мнению заместителя муфтия, известного исламского идеолога В. Якупова, российским мусульманам следует думать о повышении конкурентоспособности на теологическом поле, более эффективно используя для этого и возможности Российского государства. По его мнению, российский ислам «может стать привлекательным идеалом, реализацией рецептов бытования ислама в светских формах». «Неразумно и непатриотично было бы сдать в духовное подчинение иностранным центрам 20 млн. российских мусульман, - считает он. - У российских мусульман должен быть сильный, теологически состоятельный суверенный духовный центр, по возможности влияющий на дела всей уммы». В. Якупов предлагает единоверцам «ставить амбициозные задачи», а не «плестись в хвосте» бедуинского понимания ислама, не соответствующего уровню XXI в. Речь идет, прежде всего, об использовании татарского богословского наследия, адаптированного к современным условиям. Проблема, однако, состоит в том, что значительная его часть не переведена ни на современный татарский, ни на русский языки и не издана массовым тиражом. Приверженность И. Файзова ханафитскому мазхабу, его активность и бескомпромиссность в решении кадровых вопросов, наличие ясной программы преобразований, использование современных методов пропаганды (в частности, интернет-ресурсов), мобильность и оперативность, открытость в общении с рядовыми мусульманами, журналистами и представителями экспертного сообщества давали основания полагать, что умма РТ находится в надежных руках и «диалога с ваххабитами», на котором настаивают радикалы, в республике не будет.

32

Но 19 июля 2012 г. неизвестный в подъезде жилого дома в Казани несколько раз выстрелил в В. Якупова, заместителя Файзо-ва, который скончался от потери крови. Примерно через час взорвалась машина, которой управлял И. Файзов. Взрывом его выбросило из салона. В тяжелом состоянии с переломом голеностопного сустава он был доставлен в больницу. После того как Файзов был выписан из больницы, президент России В.В. Путин своим указом наградил его орденом Дружбы. Покушение на Ильдуса-хазрата и убийство Валиуллы-хазрата следствие связывает с их профессиональной деятельностью.

Религиовед и исследователь ислама Р. А. Силантьев говорит, что произошедшее в Казани «мы предсказывали давно - это начало тотальной войны против проповедников традиционного ислама», поскольку «два года назад в Татарстане практически уже была создана "дагестанская ситуация"... нынешний глава ДУМ республики Ильдус Файзов и его бывший заместитель В. Якупов -активные сторонники борьбы с ваххабизмом... Им не простили того, что они фактически спасли Татарстан от "дагестанского сценария" и уберегли от террористической войны». Исламисты, ведущие вооруженную борьбу против Российского государства на Северном Кавказе (СК), все чаще призывают к распространению «джихада» в Поволжье и конкретно - в РТ. Эта тенденция окончательно оформилась в последние два года и отнюдь не случайным образом совпала с качественными изменениями в татарстанском мусульманском сообществе. Учитывая наличие в республике определенного слоя салафитизированной молодежи и постепенное усиление фундаменталистского влияния, угроза возникновения в Татарстане исламистского подполья представляется достаточно серьезной. Весной 2010 г. амир и создатель «Кавказского эмирата» (известного также как «Имарат Кавказ») Д. Умаров, комментируя в своем видеообращении выделение из Краснодарского края Северо-Кавказского федерального округа, заявил «братьям»: «После того как освободим эти земли наших братьев, единоверцев и мусульман Кавказа, мы, иншааллах, освободим и другие земли, которые оккупировала Русня. - Это Астрахань, это поволжские земли, которые находятся под сапогом русских кафиров», т.е. неверных.

Лидеры кавказских джихадистов выступают с подобными заявлениями не в первый раз. В середине 2008 г. идеолог чеченского сепаратизма М. Удугов в интервью одному из сочувствующих западных изданий разъяснил, что «сегодня многие мусульма-

33

не, проживающие в Татарстане, Башкортостане, Бурятии, русские, принявшие ислам, из самых разных регионов России, приносят присягу Д. Умарову, как законному руководителю мусульман», становясь тем самым «боевой единицей». В ноябре 2010 г. в Интернете появился специализированный сайт «вилаята Идель-Урал» (т.е. Волга-Урал), куда входит и Татарстан. В одном из опубликованных на нем заявлений отмечается, что территорией этого вилаята является «вся территория сегодняшней активно демонтируемой Русни, не являющаяся Имаратом Кавказ и другими вилая-тами Имарата Кавказ, на которые уже заявлены права мусульман, ведущих Священную освободительную войну с оккупантами в лице кафиров». Анонимные авторы этого документа обещают мусульманам всяческую поддержку, если те «возвысят свои голоса с оружием в руках» и «возьмут на себя обязательства по освобождению указанных территорий от правления над нами худших из тварей и установлению нашего права, права мусульман, обещанного Господом миров, быть наместниками на земле». «Братьев и сестер в исламе» призывают «сплотиться вокруг Имарата Кавказ и его амира», который «после развала Русни» станет «центром нашего государства». Джихадисты считают всю Россию (а не отдельные ее территории с преимущественно мусульманским населением) землей, на которой должен быть построен халифат, и призывают сделать это насильственными методами. Примечательно, что сайт «вилаята Идель-Урал» зарегистрирован в США.

В марте 2011 г. Д. Умаров в очередной раз обратился к «мусульманам Кавказа и России» с призывом к джихаду, который обязателен для всех. Он особо выделил единоверцев, проживающих «на территориях оккупированных Русней мусульманских земель -Идель-Урала, Татарстана, Башкортостана и во всей России, где живут мусульмане», напомнив, что и для них джихад является священной обязанностью и что «мы сегодня одна умма». Умаров призвал «братьев» «уничтожать врагов Аллаха там, где вы находитесь», не делая исключений для мирного населения. Уже 10 марта 2011 г. на сайте «вилаята Идель-Урал» было опубликовано «разъяснение руководства» этого «имарата», объявившего о «вступлении на путь джихада». Всех жителей региона призвали «принять... религию Ислам и подчиниться законам шариата», поскольку только в этом случае «вам гарантирована безопасность вашей жизни и имущества». «На нашей земле должен быть один закон, закон Аллаха, - констатируется в документе. - Установление законов Аллаха на территории Идель-Урал является нашей целью».

34

«Братьев и сестер», следующих Корану и Сунне, призвали создавать независимые друг от друга боевые мобильные группы, а тем же, кто еще не готов «выйти на джихад», - помогать «средствами, информацией и возможностями», создавать сайты, собирать и сообщать джихадистам персональные данные сотрудников правоохранительных органов, представителей официального духовенства и др.

Как отмечает руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов, в настоящее время «вилаят Идель-Урал» остается виртуальным проектом, который, однако, наверняка «найдет идейных единомышленников среди поволжских салафитов, которые захотят наполнить его реальным содержанием, что, скорее всего, означает появление бандподполья». Недавнее покушение на Файзова и Якупова в Казани подтверждает это. Анализируя содержание сайта, эксперт отмечает, что пока его создатели уделяют гораздо больше внимания событиям на Ближнем Востоке и Кавказе, далеким от татарстанской проблематики. С одной стороны, это свидетельствует о том, что модераторы еще недостаточно владеют ситуацией в Татарстане, а с другой - что целью портала является вовлечение республики в общий проект по созданию глобального халифата. Тот факт, что термин «вилаят» перекликается и с нереализованным проектом татарского писателя-националиста Гаяза Исхаки (начало XX в.), и с названием коллаборационистских сил из числа татарских военнопленных-красноармейцев в составе фашистского вермахта, эксперту представляется отнюдь не случайным.

Эмоциональные призывы лидеров кавказских боевиков к распространению джихада на Поволжье конкретизируются в пространных материалах исламистских пропагандистов. «Для нас наибольший интерес представляет состояние таких народов, как татары и башкиры, поскольку они довольно многочисленны, исповедуют Ислам и обладают некими зачатками могущих оказаться прогрессивными и полезными делу Джихада структур, - рассуждает автор одного из таких материалов. - Кроме того, они ранее имели свою государственность, где основой законодательной базы был Шариат. После колонизации Россией они долгие годы оказывали сопротивление, в том числе и в виде Джихада». Отмечая, что башкиры и особенно татары расселены по всей территории России, кавказский идеолог джихада полагает, что при соответствующем подходе к делу часть из них может составить будущее подполье, людскую и ресурсную базу «в борьбе за Сибирь и Урал». Распространение джихада на Поволжье, как констатируется в статье,

35

«частично отвлечет силы русских от Кавказа». Процитированный текст является примером так называемых методических материалов, не столько пропагандирующих вооруженную борьбу с неверными, сколько разъясняющих, как именно нужно это делать. Как правило, их авторы демонстрируют хорошее знание местных условий, поэтому такие документы должны стать предметом особого внимания правоохранительных органов.

Уже сейчас можно наблюдать, как постепенно «переформатируется» татарское национальное движение, как его национальная составляющая вытесняется исламистской. Пропаганда джихада в Поволжье стала более активной, увеличилось число призывов к скорейшему его началу. Мировая практика показывает, что за подобными уговорами и утверждениями, как правило, следуют приказы и распоряжения. При этом на собственно татарских форумах особых подвижек общественного мнения при обсуждении этой темы не видно. Весной 2010 г. на популярном сайте «Татары» в тематическом списке форума появилась ссылка «Татары и джихад». Вальяжно рассуждая о вооруженной борьбе, один из посетителей форума утверждает, что именно джихадом была «борьба наших предков против московских оккупантов». Однако поскольку война, в которой татары «потерпели крах» (имелось в виду завоевание Казанского ханства Иваном Грозным), закончилась четыре столетия назад, то говорить о законном или справедливом джихаде в настоящее время «мы не можем». То же можно отнести и к освободительному джихаду, неприемлемому для татар потому, что «на данный момент Россия использует так называемый мягкий этноцид и позволяет в какой-то степени соблюдать все пять столпов Ислама». Интернет-теоретик делает вывод, что татарам нужен джихад, «но только не военный», тем более что воевать против мирного населения запрещено. «Оборонительный джихад - это не про татар-мусульман, - отвечают ему на той же ветке. - Ни одно из требований его мы не можем выполнять, не входя в противоречие с законодательством РФ».

Вполне грамотно используя методы информационной войны, кавказские джихадисты пытаются «разогреть» ситуацию в РТ, вбрасывая в информационное пространство все новые и новые материалы о необходимости перехода к вооруженному сопротивлению законной власти. В настоящее время нет оснований полагать, что этим призывам последует сколько-нибудь значимое количество татарстанских мусульман. Однако если подобная пропаганда будет продолжаться с прежним напором, не встречая противо-

36

действия, вполне возможно, что в республике появятся группы сторонников «джихада до победного конца», преимущественно молодежные. Это, кстати, убедительно доказали «нурлатские события» и покушения на Файзова и Якупова в Казани.

Нет сомнения, что подобная ситуация стала результатом эволюционных изменений в татарском национальном движении. Столкнувшись на рубеже веков с необходимостью искать новое место в общественно-политическом поле Татарстана, оно оказалось не готово не только самоопределиться в новой реальности, но и верно оценить создаваемые этой реальностью угрозы и вызовы. Как отмечает Р. Сулейманов, на смену ситуации начала 90-х годов прошлого века, когда татарский национализм воспринимался как политическая сила, с которой были вынуждены считаться и в Казани, и в Москве, пришло время, когда татарских националистов не воспринимают всерьез, считая пережитком эпохи «парада суверенитетов». По мнению эксперта, с одной стороны, это можно объяснить тем, что, как считают республиканские власти, татарское национальное движение выполнило свою миссию, позволив им выторговать максимум преференций у федерального Центра. Вместе с тем «смена политического руководства в Москве привела к резкому усилению централизации страны, а региональным сепаратистам был преподан урок в виде успешно завершенной второй чеченской войны (1999-2001), причем последнее означало, что «любые заигрывания с сепаратистами приведут лишь к решительным действиям со стороны федеральных властей». В результате татарское национальное движение перестало быть нужным Казанскому кремлю и даже начало представлять для него определенную опасность.

Это привело к существенному - на порядки - сокращению численности как реальных, так и потенциальных сторонников нацдвижения. В настоящее время можно говорить о не более чем двух-трех сотнях активных татарских националистов старшего поколения. Главным организатором выступает Всетатарский общественный центр (ВТОЦ). Во взглядах радикалов сочетаются две основные идеи: создание (несмотря на всю утопичность подобных замыслов) независимого татарского государства и крайне негативное отношение к русскому народу, которому безосновательно приписываются многочисленные преступления против татар.

Так, председатель «Милли меджлиса татарского народа» (самопровозглашенного парламента), постоянная участница дней памяти Ф. Байрамова утверждает, что «русское государство

37

построено на трагедии татарского народа, на татарской крови, и держится оно за счет энергоресурсов, выкачиваемых из недр татарских земель» и т.п. «Как мы были правы, провозгласив суверенитет Татарстана в 90-е, и как хорошо, что у нас есть правовая база для построения своего независимого государства! - восклицает она. - Только имея собственное независимое татарское государство, мы сможем сохраниться как нация и не зависеть ни от кого». Ф. Байрамова видит спасение татар в исламе и «сильном национальном духе, воинственном духе Чингисхана», делая упор на первую составляющую. Еще дальше пошел писатель А. Халим, в конце 2009 г. обратившийся к королю Норвегии Харальду V с просьбой «рассмотреть вопрос о предоставлении моему народу места для постоянного проживания - созвездия самых крупнейших, необжитых айсбергов за Полярным кругом, на одном из архипелагов Северного Ледовитого океана». Татары (писатель надеется «спасти», таким образом, хотя бы 5 тыс. своих соплеменников) создадут на этих айсбергах «лучший розарий с самыми прекрасными розами мира». Как объяснил А. Халим, обратиться с этой странной просьбой к королю его вынудило соседство с русским народом, который он считает виновником всех бед татар. Жалобы А. Халима на русских невозможно процитировать из опасения подвергнуться уголовному преследованию по ст. 282 УК РФ. Непонятно только, почему А. Халим ему не подвергся.

Судя по словам и действиям радикальных татарских националистов, рационально обосновать свои претензии к русскому народу и необходимость создания независимого татарского государства они не способны. Вытесненные за последние как минимум 15 лет на обочину общественно-политической жизни республики, они стали абсолютно маргинальным явлением. Идеи отделения Татарстана от России не отражают чаяний татарского народа и не поддерживаются ни властями республики, ни ее населением, ни подавляющим большинством татарской национальной интеллигенции. Достаточно подсчитать число участников «национально ориентированных» мероприятий, в том числе массовых, которое никогда не достигает и 300.

Призывы к «независимости Татарстана» можно объяснить как неадекватностью их авторов, так и попыткой внешних сил использовать «татарский сепаратизм» для ослабления и в конечном счете расчленения России. Приверженцы и творцы реальной политики придерживаются иной точки зрения. По словам одного из идеологов национального движения, директора Института истории

38

Академии наук Республики Татарстан Р. Хакимова (до 25 марта 2008 г. он более 15 лет занимал пост советника М. Шаймиева по внутренней политике), Россия - «это наша земля, территория Золотой Орды», «наша собственная территория», от которой татарам «некуда и незачем отделяться». Правда, полагает политик, Москва уделяет недостаточно внимания развитию федеративных отношений, включая межбюджетные, экономические, научные и культурные. Бывший соратник Р. Хакимова (в конце 80-х оба стояли у истоков Всетатарского общественного центра) доктор исторических наук Д. Исхаков, комментируя возможность и уместность достижения Татарстаном независимости, замечает, что ему «больше нравится идея развития в рамках РФ». «Татары нормально вписываются в общее поле развития России, но у нас, конечно, должна быть собственная ниша, - считает он. - Мы - мусульмане, у нас специфический взгляд на ряд предметов. Это не совсем вписывается в однородно-серое поле, продвигающееся в России сейчас, но Россия может существовать только при сильном многоцветьи культур».

В настоящее время татарское национальное движение, сформировавшееся более 20 лет назад, переживает смену поколений, вызванную как идейными, так и чисто возрастными причинами. Однако вместо того, чтобы выражать по этому поводу сдержанный оптимизм, приходится констатировать, что нынешние молодые националисты, поначалу демонстрировавшие большую в сравнении со старшими товарищами широту взглядов и общего политического кругозора, в целом стоят на тех же позициях, что и сепаратисты первых постсоветских лет. Неизменным остается и число их последователей - все те же 2-3 сотни человек. В целом же современная татарская молодежь, как оказалось, отнюдь не склонна поддерживать сепаратистские идеи и демонстрирует в целом лояльность Российскому государству.

Единственным политически активным выразителем интересов молодого поколения радикальных татарских националистов является Союз татарской молодежи (СТМ) «Азатлык», возглавляемый Н. Набиуллиным. В организуемых СТМ мероприятиях (главным образом митингах, пикетах и шествиях) обычно участвуют не более 3-10 активистов нацдвижения. Так, всего пять-шесть человек вышли на пикет, посвященный 19-летию республиканского референдума о признании Татарстана суверенным государством, строящим отношения с РФ и другими республиками на основе равноправных договоров (21 марта 1992 г); в пикете по случаю

39

19-летия принятия Акта о независимости Татарстана (22 мая 1992 г.) участвовали четыре молодых националиста, и т.п. Около 80 человек удалось собрать на совместную несанкционированную акцию «старых» и «молодых» националистов ВТОЦ и СТМ «Азат-лык», прошедшую 16 апреля 2011 г. и посвященную защите татарского языка. Эти цифры достаточно реально отражают сепаратистский потенциал молодого поколения татарского национального движения («азатлыковцы», как и их старшие товарищи, выступают за независимое татарское государство). Официальные (Всемирный конгресс татар, Всемирный форум татарской молодежи) и полуофициальные (молодежное движение «Узебез», т.е. «Мы сами») татарские общественные организации в подобных мероприятиях не участвуют, поскольку, по мнению Н. Набиуллина, «давно являются "ручными" и системными движениями, которые находятся под полным контролем государства и ведут себя так, как им прикажут». При этом число активных молодых исламистов, по экспертным оценкам и оперативным данным, составляет около 1,5 тыс. человек, что на порядок больше, чем националистов. Этот факт убедительно доказывает, что национал-сепаратистская идеология хотя и имеет небольшой устойчивый круг почитателей, но, по сути, уже проиграла схватку за умы молодежи радикальному исламу.

Количественные изменения в татарском национальном движении окончательно переросли в качественные за последние 1,5-2 года. Представляется далеко не случайным, что именно в этот период (как и ранее, во время расцвета «татарстанской фронды» в начале и середине 90-х годов) интерес к Татарстану со стороны иностранных, в первую очередь западных, исследователей значительно усилился, а число их визитов в Казань с целью «изучения религиозной и общественно-политической обстановки» существенно увеличилось.

Отметим визит делегации Американского совета по внешней политике - влиятельной экспертной организации, «фабрики мысли» республиканской партии США, посетившей Казань 20-21 декабря 2010 г. Президент Совета Г. Пирчнер и вице-президент, эксперт по региональной безопасности на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и РФ, консультант ЦРУ и Министерства обороны США И. Берман предметно интересовались состоянием ислама в Поволжье (после Казани эксперты посетили Уфу) и этно-конфессиональными отношениями в РТ в целом. Они выразили беспокойство по поводу глобального роста исламского радикализ-

40

ма и говорили о необходимости искать пути для международного взаимодействия в борьбе с этим негативным явлением, представляющим серьезную опасность как для США, так и для России. В ходе встреч с Р. Хакимовым, ректором Российского исламского университета Р. Мухаметшиным, представителями ДУМ Татарстана и другими специалистами в этой области они, думается, смогли составить объективное представление о происходящих в религиозной сфере республики процессах. Практически все эксперты и духовные лица, с которыми встретились американские политологи, отмечая опасность радикального ислама и необходимость серьезной борьбы с этим явлением, оценивали ситуацию как весьма тревожную. Гости же, констатируя схожесть процессов в Татарстане с ситуацией в иных регионах мира, не могли не отметить, что действенные рецепты противостояния исламизму не найдены и в России.

Характерно, что американские политики и эксперты не проявили никакого интереса к татарскому национальному движению, осознавая, по-видимому, что у него нет будущего. Их откровенный интерес к исламской проблематике показывает, что именно это направление станет - точнее, уже стало - «направлением главного удара» внешних сил в Поволжье.

«Москва», 2012 г., № 10, с. 150-162.

Магомед Дадуев,

кандидат политических наук

Саид-Хамзат Нунуев,

кандидат исторических наук

(Чеченский государственный университет)

ЭТНИЧЕСКИЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ

КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В ПОСТСОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ

(на материалах Северного Кавказа)

В глобализирующемся обществе воздействие этничности и религии на политические процессы качественно возросло. Этому способствуют многие факторы: слабость секулярных проектов преодоления кризиса; память о деятельности традиционалистских организаций в кризисные периоды; выступления этнических элит и духовенства в защиту морали и обездоленных, против деструктивных явлений (наркомании, коррупции, бездуховности). Это

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.