Научная статья на тему 'Политические проекты цивилизационного уровня в риторике Д. А. Медведева: императивы региональной и глобальной безопасности'

Политические проекты цивилизационного уровня в риторике Д. А. Медведева: императивы региональной и глобальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
146
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ / МИР-СИСТЕМА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / CIVILIZATION / INTEGRATION / EUROPEAN CIVILIZATION / EURASIAN SPACE / EURASIAN UNION / WORLD-SYSTEM / POLITICAL PROJECT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Горбачев Михаил Валерьевич

В статье анализируются особенности эволюции цивилизационного дискурса Д.А. Медведева. Выявляются детерминанты, влияющие на выбор цивилизационных приоритетов лидера российского государства в 2008-2012 гг. Цивилизационный дискурс Д.А. Медведева исследуется на основе методологии политического проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL PROJECTS OF CIVILIZATIONAL LEVEL OF POLITICAL RHETORIC OF DMITRY A. MEDVEDEV: IMPERATIVES OF THE REGIONAL AND GLOBAL SECURITY

Civilization discourses play a significant role in the modern politics. The border between the major crops, called civilizations, erased. There is an effect of the so-called global civilization, which if not based on common values, shared by everybody. As it is argues in the article, political leaders, including presidents, prime ministers, ministers of the key ministries have become more active in using civilization discourse in their public speeches. The purpose of the article is to analyze the specificity of the civilization rhetoric of D.A. Medvedev. To achieve the purpose the author used such methods as content analysis, intent-analysis, and discourse analysis. The main sources of information were the articles and speeches of D.A. Medvedev, addressed to the different audiences and containing civilization content.

Текст научной работы на тему «Политические проекты цивилизационного уровня в риторике Д. А. Медведева: императивы региональной и глобальной безопасности»

100

ВЛАСТЬ

2 01 5' 0 5

ESENOVA Valentina Petrovna, Cand.Sci.(Legal), Associate Professor, Professor of the Chair of Civil and Labor Law, North-Western Institute of Management of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (Sredniy Ave, V.O., 57/43, St. Petersburg, Russia, 199178; VEsenova@gmail.com)

THE DEVELOPMENT OF THE FINANCIAL AND CREDIT RELATIONS IN RUSSIA AND CHINA

Abstract. The last quarter of the 20th century was marked for Russia and China by the cardinal changes in economic and legal systems. Reforms in economic, financial, credit and monetary spheres made China one of the world leaders. Russia during this period endured many crisis phenomena, however the state didn't overcome the problems of economic development. The article is devoted to the analysis of different aspects of the financial and credit relations of Russia and China, to the study of various opinions of scientists about the increasing role of the state in the financial and economic sphere. Keywords: liberal reforms, financial system, crisis, credit and monetary relations, banks, state

ГОРБАЧЕВ Михаил Валерьевич — к.полит.н., доцент кафедры теоретической и прикладной политологии Саратовской государственной юридической академии (410056, Россия, г. Саратов, ул. Вольская, 1; ussr-86@mail.ru)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО УРОВНЯ В РИТОРИКЕ Д.А. МЕДВЕДЕВА: ИМПЕРАТИВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ И ГЛОБАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В статье анализируются особенности эволюции цивилизационного дискурса Д.А. Медведева. Выявляются детерминанты, влияющие на выбор цивилизационных приоритетов лидера российского государства в 2008-2012 гг. Цивилизационный дискурс Д.А. Медведева исследуется на основе методологии политического проектирования.

Ключевые слова: цивилизация, интеграция, европейская цивилизация, Евразийское пространство, Евразийский союз, мир-система, политический проект

Современные политические лидеры являются лингвоинтенсивными субъектами. Языковой образ политиков отражает их главные политические стратегии. Профессиональная речь ключевых политических лидеров, президентов и премьер-министров имеет особую политическую значимость. В ее структуре содержатся дискурсы многочисленных социальных групп, сообществ и аудиторий. В зависимости от политической ситуации дискурсивные тренды вытесняют и замещают друг друга, наполняя собой лингвистическое пространство политической жизни. Цивилизационные дискурсы играют важную роль в риторике современных российских политических лидеров. Как правило, они транслируются СМИ в виде политических проектов глобального уровня. Их наличие и реализация у ключевых российских политиков стали важной частью их электоральной программы. В политической риторике Д.А. Медведева цивилизационный дискурс присутствовал как во время электоральной кампании 2008 г., так и в послевыборный период. Элементы цивилизационного дискурса в его публичных выступлениях воспроизводятся и в настоящее время. Цель статьи состоит в выявлении специфики эволюции политических проектов цивилизационного уровня в дискурсе Д.А. Медведева.

В цивилизационный дискурс российского политика входят следующие вопросы. Во-первых, понимание места и роли России в современном альянсе цивилизаций.

2 015' 0 5

ВЛАСТЬ

101

Во-вторых, цивилизационные возможности интеграции России с определенными макрокультурами для достижения конкретных экономических и политических целей. В-третьих, политические императивы, которые подверглись пересмотру в результате смены цивилизационных приоритетов России в современном мире. Основными каналами дискурсивной коммуникации цивилизационного уровня в риторике Д.А. Медведева являются ежегодные пресс-конференции с журналистами, интернет-среда (видеоблоги, твиттер и т.д.), выступления на саммитах международных организаций (08, 020), обращения парламенту, публикации в отечественных и зарубежных журналах. В 2008 г., практически сразу после вступления в должность президента РФ, Д.А. Медведев сделал следующее заявление: «Россия сегодня вернулась из холода. Вернулась после столетия изоляции и самоизоляции... сейчас она часть мировой политики и экономики» [Кризисный дискурс... 2014: 81]. При этом он подчеркнул, что современная Россия не представляет собой особый тип цивилизационного развития, а напротив, является частью общеевропейской культуры. В связи с этим ей не чужды европейские нормы и ценности как в экономике, так и в политике. Лидер государства отмечал, что «Россия — европейская страна и Россия абсолютно способна развиваться вместе с другими государствами, которые выбрали для себя демократический путь развития»1.

В своей глобальной внешнеполитической риторике ведущий российский политик апеллирует к идеям, которые по своему характеру и содержанию отражают важнейшие аспекты цивилизационной сущности современной России. В частности, речь идет о российском государстве и обществе, которые «освоили и цивилизовали огромную территорию, создали неповторимую культуру, имеют огромный экономический и военный потенциал, действуют на основе выработанных, выстраданных за века ценностей и идеалов»2. В связи с этим глава государства подчеркивал, что «Москва была, есть и будет одним из центров нового многополярного мира» [Кузьмин 2008: 2-3]. Одновременно, по словам Д.А. Медведева, «Россия и дальше будет развиваться как страна, открытая для диалога и сотрудничества с мировым сообществом», а ее ключевые позиции «будут способствовать укреплению общей и глобальной безопасности в мире»3.

При этом Д.А. Медведев, постоянно подчеркивая серьезный геополитический потенциал современной России (в т.ч. и в военной области), делает главные акценты на иных формах взаимодействия с субъектами, которые составляют мировое сообщество. Так, в своих программных выступлениях он декларирует, что «внешняя политика должна выражаться сейчас не только в ракетах, но и создании на территории России совместных предприятий и появлении качественных недорогих товаров, в увеличении числа современных рабочих мест и упрощении визового режима»4, т.е. в максимальной интеграции в мировую экономическую систему. Недостаточная интенсивность подобной интеграции, по мнению Д.А. Медведева, привела к тому, что «на уровне глобальных экономических процессов влияние России, прямо скажем, не так велико, как нам бы хотелось. в эпоху глобализации влияние любой страны не может быть абсолютным. но возможности нашей страны должны быть значительными, подобающими исторической роли России»5.

Европейский союз — один из постоянных и влиятельных центров мировой экономической системы в дискурсе Д.А. Медведева. Отмечая европейский характер Российского государства, его глава постоянного высказывался, что необходимо максимально интегрироваться в западные политические и экономические инсти-

1 Медведев Д.А. Интервью. — Официальный сайт «Financial Times». Доступ: http://www.ft.com/intl/ cms/s (проверено 14.01.2014).

2 Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию РФ. — Официальный сайт Президента России. Доступ: http://archive.kremlin.ru/text/app-ears/2008/11/208749.shtml (проверено 15.12.2014).

3 Медведев Д.А. Выступление на II Гражданском форуме. — Российская газета. Доступ: http://www. rg.ru/2008/01/24/tekst.html, (проверено 22.11.2014).

4 Медведев Д.А. «Россия, вперед!». — Официальный сайт Президента России. Доступ: http://www. kremlin.ru/news/5413 (проверено 13.07.2014).

5 Медведев Д.А. 2011. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. — Российская газета. Федеральный выпуск. № 5350(271). С. 4-10.

102

ВЛАСТЬ

2015'05

туты. Д.А. Медведев считает, что «наши внутренние финансовые и технологические возможности сегодня недостаточны для реального подъема качества жизни. Нам нужны деньги и технологии стран Европы, Америки, Азии. Мы крайне заинтересованы в сближении и взаимном проникновении наших культур и экономик»1.

В данном контексте особенно важны комментарии ведущего российского политика относительно общих ценностей России и Европы (Европейского союза). Так, отмечается, что «наши [российские] ценности — те же, что и у вас на Западе. Я не вижу больших различий <...> Разница с Россией заключается только в том, что мы большие, очень большие, и у нас есть атомное оружие. Просто неверно говорить: вот здесь есть единая Европа, а там — мрачная, необразованная Россия, которую пока нельзя пускать в Европу»2. Таким образом, начиная с 2008 г. Д.А. Медведев в своем официальном дискурсе открыто говорит о стремлении координировать действия. При этом «европейским» обществом называется не только современная Россия, но целый ряд государств, входивших в состав СССР, например Украина.

На страницах официальной прессы Д.А. Медведев характеризует попытки Украины более тесно взаимодействовать с европейскими структурами: «европейская интеграция — это нормальный путь, мы все — европейские страны, имею в виду и Украину, и Россию. Мы не только дружим, мы продвигаем свои проекты на европейский рынок. У России, напомню, 250 миллиардов долларов торгового оборота с Евросоюзом» [Гомар 2008: 12]. В то же время он отмечает, что страны Восточной Европы (в широком смысле слова) «могут производить товары для сбыта в России, но для Западной Европы они неконкурентоспособны — и интеграция приводит к растущим экономическим трудностям» [Гомар 2008: 15]. Одновременно Д.А. Медведев утверждает, что сохраняется определенная необходимость «удерживать» государства этого региона в сфере влияния России. Так, указывается, что «мы [Россия] должны учитывать их [страны Восточной Европы], рассматривая сотрудничество с ней как форму экономической помощи, и предоставлять эту помощь не из гуманитарных, а из конкретных политических и коммерческих интересов» [Гомар 2008: 18].

Наращивая экономическую интеграцию со странами ЕС как важными элементами мировой экономической системы, Россия активно продолжает политику, проводимую ее руководством в конце 90-х гг. XX в. В связи с этим главными достижениями того периода времени современным российским руководством называются вхождение в Совет Безопасности ООН и большую восьмерку (G8). Так же Д.А. Медведев использует в своих дискурсах тематику, связанную со вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО). В своих публичных заявлениях, а также на страницах российской и зарубежной печати он утверждал, что «присоединение к ВТО — это значимый фактор интеграции России в мировую экономику., оно отвечает как нашим национальным интересам, так и целям стабилизации международной торговой системы» [Брунор 2012: 5-6]. Тем не менее, чтобы этот процесс эффективно завершился, необходим длительный период, т.к. вступление в ВТО способно серьезно ослабить позиции российских производителей по отношению к зарубежным конкурентам, в частности, в области сельского хозяйства. Поэтому, по мнению ряда экспертов, «переговоры длились 18 лет, что было связано с сопротивлением вступлению в ВТО на всех уровнях государственного аппарата, от губернаторов регионов и директоров промышленных комбинатов, до Думы и отдельных членов правительства» [Брунор 2012: 17].

В результате проведенного исследования мы выявили, что в цивилизационном дискурсе Д.А. Медведева преобладает установка на необходимость максимальной интеграции России в мировую экономическую систему (мир-систему, в терминологии И. Валлерстайна). При этом подчеркивается необходимость вхождения в нее на минимальных условиях полупериферии (semi-periphery, в терминологии Д. Уилкинсона) с дальнейшей интеграцией в центр. Отмечаются проблемы, стоящие

1 Медведев Д.А. Интервью газете «Шпигель». — Официальный сайт Администрации Президента. Доступ: http://www.kremlin.ru/news/5929 (проверено 22.11.2014).

2 Медведев Д.А. 2011. Выступление на пресс-конференции в школе управления «Сколково». — Российская газета. Столичный выпуск. № 12. С. 8.

2 015'05

ВЛАСТЬ

103

перед российской цивилизацией, которые необходимо решить для более эффективной и взаимовыгодной интеграции. В них входят как институционализированные внешние проблемы взаимодействия с рядом государств, составляющих центр мир-системы (европейские страны и государства блока НАТО), которые продолжаются в инерционном ключе и после распада СССР как общности, претендовавшей на формирование собственной мир-империи (отличной от капиталистической мир-экономики, распространившейся до формата мир-системы), так и собственные, внутренние проблемы, в частности определенное несоответствие технологического развития России и стран центра мир-системы. Решение последних видится в наращивании интеграционных связей, которые в данном контексте выступают и целью, и процессом, и инструментом. Региональные интеграционные процессы рассматриваются Д.А. Медведевым как важная часть политического вектора современной России, но при этом решающее значение отдается росту возможностей и потенциала государства в мир-системе (world-system). Число дискурсивных трендов, посвященных региональным интеграционным процессам на постсоветском пространстве, в официальной политической риторике Д.А. Медведева значительно меньше, чем дискурсивных трендов, затрагивающих глобальные интеграционные механизмы (world-system).

Публикация подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 14-03-00112 «Политические проекты в дискурсивном пространстве современных российских СМИ».

Список литературы

Брунор Д. 2012. Поворотный момент в России. — Agora Vox. № 9. С. 5-17.

Гомар Т. 2008. Россия одна навсегда? — Россия в глобальной политике. № 5. Сентябрь-октябрь. С. 12-18.

Кузьмин В. 2008. В дипломате президента: Дмитрий Медведев изложил свою внешнеполитическую концепцию. — Российская газета. Столичный выпуск. № 4707. C. 2-7.

Кризисный дискурс официальной власти и системной оппозиции в современной России: сравнительный анализ (под ред. Т.Н. Митрохиной, М.В. Горбачева, С.А.Федоровой и др.). 2014. М.: РОССПЭН. 183 с.

GORBACHEV Mikhail Valerievich, Cand.Sci.(Polit.Sci.), Associate Professor of the Chair of the Theoretical and Applied Political Science, Saratov State Academy of Law (Volskay St, 1, Saratov, Russia, 410056; ussr-86@mail.ru)

POLITICAL PROJECTS OF CIVILIZATIONAL LEVEL OF POLITICAL RHETORIC OF DMITRY A. MEDVEDEV: IMPERATIVES OF THE REGIONAL AND GLOBAL SECURITY

Abstract. Civilization discourses play a significant role in the modern politics. The border between the major crops, called civilizations, erased. There is an effect of the so-called global civilization, which if not based on common values, shared by everybody. As it is argued in the article, political leaders, including presidents, prime ministers, ministers of the key ministries have become more active in using civilization discourse in their public speeches. The purpose of the article is to analyze the specificity of the civilization rhetoric of D.A. Medvedev. To achieve the purpose the author used such methods as content analysis, intent-analysis, and discourse analysis. The main sources of information were the articles and speeches of D.A. Medvedev, addressed to the different audiences and containing civilization content.

Keywords: civilization, integration, European civilization, Eurasian space, Eurasian Union, world-system, political project

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.