Научная статья на тему 'Политические партии в избирательном процессе'

Политические партии в избирательном процессе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4050
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL SYSTEMS / POLITICAL REGIMES / CIVIL SOCIETY / POLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Назаров И. И.

Статья посвящена актуальным вопросам, касающимся развития современного российского политического режима, партийной структуры и избирательной системы. Автор статьи - лауреат регионального конкурса студенческих работ в сфере политологии, 2006 г. Конкурс проводился при поддержке Тамбовской областной избирательной комиссии и Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL PARTIES IN ELECTORAL PROCESS

The article is devoted to actual issues relating to the development of contemporary Russian political regime, party structure and electoral system. The author winner of the regional competition of student works in the field of political science, 2006. The competition was held with the support of the Tambov regional election commissions and Derzhavin Tambov State University.

Текст научной работы на тему «Политические партии в избирательном процессе»

Назаров И.И.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Партийная система любой страны - столь же значительный, сколь и сложный организм, структурно представленный совокупностью политических партий и их взаимодействием. Политическая партия как структурный элемент партийной системы несёт определённую информацию об этой системе как таковой. Это правда, но далеко не вся. Достаточно напомнить, что целевой вектор движения партийной системы и политической партии различны. Вектор движения политической партии - завоевание власти с целью реализации своей программы общественного устройства. Вектор активности партийной системы - обеспечение условий реализации передачи народом своих властных полномочий соответствующим политическим институтам.

В настоящее время происходит трансформация политической системы России. Одной из наиболее сложных и противоречивых проблем стал поиск нового типа взаимоотношений между властью и партиями как ключевыми участниками политического процесса, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Значение этой проблемы особенно велико в условиях, когда российская партийная система, находящаяся на стадии становления и развития еще достаточно слаба и неустойчива.

Участие партий в избирательном процессе помогает формированию представительного и законодательного органа государственной власти -парламента.

Конституция Российской Федерации 1993 г. гласит, что «каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Гарантируется свобода деятельности общественных объединений», при этом «в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность»

Таким образом, в Конституции не упоминается понятия политической партии, но она гарантирует деятельность всех общественных объединений:

профсоюзов, ассоциаций, клубов и многих других, в том числе и политических партий.

В отличие от России большинство современных демократических государств включило в основной закон положение о политических партиях. Это свидетельствует о признании особой роли, которую они играют в организации и осуществлении государственной власти.

При этом, однако, вопрос о конституционализации политических партий, о придании им статуса конституционного института остается дискуссионным в западной политической и юридической литературе. Главный из аргументов состоит в том, что партии рассматриваются как практическое осуществление одного из основных прав человека - свободы объединения и, следовательно, любое их правовое регулирование, особенно конституционное, является ограничением этой свободы. Другой довольно распространенный аргумент -конституционное признание политических партий означает включение их в сферу государственности.

Если же рассматривать Российскую Конституцию, то можно увидеть следующее: «Государственная власть в Российской Федерации

осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст. 10).

«Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации» (ст. 11).

«Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации» (ст. 94).

«Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Г осударственной Думы» (ст. 95) 1.

Таким образом, с точки зрения права, Государственная Дума является (вместе с Советом Федерации) составной частью Парламента России (Федерального Собрания). Она является органом законодательной власти Российской Федерации. Или другими словами (вместе с Советом Федерации) одним из трех источников и одной из трех составных частей государственной власти в России.

Согласно статье 1 Конституции Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство. Основополагающий принцип организации системы органов государственной власти и местного самоуправления закреплен в статье 3: высшим непосредственным

выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Воля народа, выраженная на выборах, собственно и обеспечивает демократическую организацию власти в России.

Эти конституционные положения соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права, которые согласно части 4 статьи 15 Конституции являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Так, «в соответствии со статьей 21 «Всеобщей декларации прав человека» основой власти правительства является именно воля народа, которая должна находить свое выражение в периодических выборах или же в других равнозначных формах, обеспечивающих свободу голосования»2.

Исходя из выше сказанного можно сказать, что развитая многопартийность и активное участие партий, граждан в избирательном поцессе способствует структурированному выражению интересов и политической воли избирателей и политическому структурированию самого избирательного корпуса. Партии являются частью системы обратной связи между органами представительной власти и населением страны.

Сегодня в условиях возрастания роли политических партий в российском политическом процессе значительно возрастает роль и влияние на процесс формирования демократического государства и принятие политических

решений прежде всего парламентских партий, которым удалось сформировать свои депутатские фракции в нижней палате Федерального Собрания Российской Федерации - Государственной Думе.

Необходимо отметить, что «институт современной российской многопартийности весьма неоднороден. Одни партии являются продуктом кризиса традиционной идеологии, другие появились в результате распада официальных партийных структур, третьи - благодаря новым правилам выборов, четвертые - вызваны необходимостью удовлетворения корпоративных интересов элиты и т.д. Однако в любом случае они отражают реальные социально-политические процессы, происходящие в обществе»3.

На становление института многопартийности серьезно воздействует важный институт - институт выборов. В обновленной России прошёл ни один цикл избирательных кампаний, и каждый из них оказал существенное влияние, как на состояние партийного строительства в стране в целом, так и на политическое положение той или иной партии.

Современный период становления многопартийности связан с началом нового избирательного цикла 2003-2004 гг. и, прежде всего, с прошедшей 3 сентября 2003 г. избирательной кампанией по выборам депутатов Государственной Думы четвертого созыва. Отличительной чертой этого цикла стало то, что общероссийские политические партии становятся основными субъектами избирательного процесса.

На сентябрь 2003 г. Министерством юстиции РФ было зарегистрировано 48 общероссийских политических партий, из которых только 44 получили право участвовать в выборах Госдумы четвертого созыва, а также 20 общественных объединений. В избирательной кампании 2003 года, согласно избирательному законодательству, имели право выдвигать кандидатов и участвовать в выборах только партии, которые к началу избирательной кампании были зарегистрированы Минюстом и имели не менее 45 региональных отделений, свидетельства о регистрации которых были

представлены в регистрирующий орган, то есть в Министерство юстиции РФ, до начала избирательной кампании.

В современных условиях принятие в 2001 г. Федерального закона «О политических партиях» стало политико-правовой основой для формирования многопартийной системы в России.

Подготовка к выборам депутатов Государственной Думы четвертого созыва характеризовалась трансформацией института многопартийности в соответствии с требованиями нового закона. Кроме того, принятые накануне очередного избирательного цикла 2003 г. новых редакций федеральных законов «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (июнь 2002 г.) и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (декабрь 2002 г.) существенно укрепили гарантии правовой базы свободных выборов и направлены были на повышение роли политических партий в жизни российского общества и дальнейшее развитие многопартийности.

Действующее федеральное избирательное законодательство инкорпорирует положения Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях», который внес принципиальные изменения в субъектный состав участников выборов и характер их деятельности как на федеральном, так и на региональном уровне. На этой основе складывается правовой тандем федерального избирательного законодательства и законодательства о партиях, который обеспечивает существенное усиление влияния политических партий, прежде всего парламентских партий, на формирование основных направлений внутренней и внешней политики, представительный характер институтов публичной власти, развитие открытого характера государства и гражданского общества, а также политической открытости партий. Целый ряд положений новых федеральных законов касаются существенного повышения роли и ответственности политических партий в избирательном процессе.

С принятием закона о политических партиях и с вступлением его в силу в полном объеме 14 июля 2003 г. единственным видом общественных объединений, которые вправе самостоятельно выдвигать кандидатов, списки кандидатов, стали политические партии. Но к началу сентября 2003 г. все политические общественные объединения - общероссийские, межрегиональные, региональные и даже местные - утратили свой статус политических и ушли с политической арены, поскольку потеряли право участвовать в избирательных кампаниях по выборам государственных органов, сохранив за собой только право участвовать в избрании органов местного самоуправления.

В то же время Федеральный закон «О политических партиях» резко повышает уровень требований, предъявляемых к политическим партиям.

Так, для регистрации партии необходимо наличие региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации (не менее чем в 45 субъектах). «Политические партии имеют статус общероссийских партий, осуществляя свою деятельность на всей территории Российской Федерации»4. Тем самым, в России не предусматриваются создание и деятельность межрегиональных, региональных и местных политических партий.

Партия может быть создана на своем учредительном съезде либо путем преобразования в партию общероссийской общественной организации или общественного движения на их съезде. Новое избирательное законодательство уже не содержит обязательного требования о том, что партия должна быть зарегистрирована за один год до выборов. Она имеет право участвовать в избирательной кампании, если будет зарегистрирована за один - два месяца до начала избирательной кампании, и если в течение этих одного - двух месяцев успеет зарегистрировать 45 региональных отделений и представит свидетельства об их регистрации.

Кроме политических партий в избирательной кампании вправе принимать участие избирательные блоки. Что касается избирательных блоков, то в

избирательном законодательстве появилось много нового. Избирательный блок в отличие от предыдущих выборов может состоять только из трех составляющих. Три либо две политические партии вправе образовать союз для совместного участия в избирательной кампании, также союз могут образовать политическая партия с одной или двумя общероссийскими общественными организациями.

Ряд положений новых федеральных законов существенно изменил характер участия в выборах политических партий, в том числе парламентских политических партий. Так, регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, избирательными блоками, осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии, если по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы федеральные списки кандидатов этих политических партий, избирательных блоков были допущены к распределению депутатских мандатов.

Восьмая глава Федерального закона «О политических партиях» определяет критерии, в соответствии с которыми партия признается участвующей в выборах. В случае если в течение 5 лет после создания партии ее участие в выборах не соответствует установленным критериям, такая политическая партия подлежит ликвидации

Законом предусматривается порядок и размеры финансирования партий за счет средств федерального бюджета. Последнее осуществляется при условии, что выдвинутый этой партией либо избирательным блоком, в состав которого входила политическая партия, федеральный список кандидатов на выборах депутатов Госдумы получил не менее 3 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Вместе с тем, необходимо отметить, что закон о политических партиях был принят без достаточно широкой общественной дискуссии, в отсутствие которой он способен больше обслуживать интересы объединений,

голосовавших за него в Госдуме, нежели иных общественных организаций и групп интересов разнообразных социальных слоев.

Сегодня в Российской Федерации действует множество общественных объединений, которые представляют собой определенную систему, политические партии занимают центральное место в этой системе негосударственных организаций. В сложившихся демократических политических системах партии выступают в качестве выразителей различных политических курсов в рамках существующего конституционного строя и обще признанных правил общественного поведения.

Таким образом, несмотря на все сложности и трудности, сегодня в России идет процесс развития полноценной партийной системы, то есть переход от партий-однодневок, создаваемых под выборы, к сложившимся партиям, функционирующим в течение ряда лет, от партий лидерских - к программным, от партий московских - к имеющим развитую сеть региональных отделений.

1 Конституция Российской Федерации. М., 1997.

2 Баглай М.Б. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2000.

3 Партии и партийные системы в современной России и послевоенной Германии / Под ред. Я.А. Пляйса и В.Г. Игнатова. М.; Ростов-на-Дону, 2004.

4 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях». М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.